Оркестр Волынщиков Москвы

21/07/2024 - 04:11   Mix   Новости
Гитарист Валерий Дидюля сыграл летний сольный концерт в Зеленом театре парка Горького, где впервые презентовал новый дуэт с Оркестром волынщиков Москвы «Утро на Лох-Несс».

На концерт в летний период отпусков пришло не так много зрителей, но все они точно преданные фанаты Дидюли. Аплодисменты, махания телефонами с включенными фонариками, поддерживающие выкрики не прекращались от начала до конца. Благо, что дождя так и не случилось, несмотря на сурово нависающие над парком тучи. Да и с пивом или вином проблем не было (а пару лет назад были, и очень серьезные).

Дидюля
Дидюля

Концерт Дидюли был анонсирован как абсолютно новая концертная программа «Уникальное инструментальное шоу», но это все пиар. На самом деле, Дидюля честно отыграл все свои главные хиты, а вишенкой на тортике стало совместное с Оркестром волынщиков Москвы исполнение свежего совместного трека «Утро на Лох-Несс». Забавно, что штатный духовик группы «Дидюля» Валерий Складанный вполне себе играет на волынке (довольно миниатюрной) в разных треках, но несколько огромных волынок во главе с Артемием Воробьевым, да еще несколько увесистых барабанов в составе, равно как и колоритные шотландские юбки на музыкантах прибавляют, конечно, зрелищности и мощи.

Дидюля сыграл череду самых популярных своих пьес: «Полёт на Меркурий», «Путь домой», «Пещерный город Инкерман», «Фламенко», «Русская», «Айседора» и других. Секрет концертного успеха Дидюли понятен, он играет с ритм-секцией танцевальный дэнс (включая обильную перкуссию), а поверх накладывает аффектированную, даже акцентированную партию акустической гитары, коих он меняет с десяток во время выступления. Тем ценнее его редкие партии классической гитары (он ведь прекрасный академический гитарист), которые он допустил всего однажды. Не что, чтобы я ожидал от него услышать «Арабское каприччио» или Эйтор Вила-Лобос «Этюд №1». Но от отличного академического гитариста хотелось бы услышать что-то в этом духе. Он ведь может.

Об инструментальной музыке почти не пишут, поэтому стоит рассказать, что там с инструментами. А там классическая ритм-секция, только с отдельным перкуссионистом. В пару с солирующей гитарой рискует выдвинуться только духовик Валерий Складанный, рисующий мелодии на инструментах от дудука до кларнета. От вокальных семплов или живого вокала Дидюля после болезненного развода с женой-певицей отказался совсем уже. Только инструментал.

В целом новая программа Дидюли (если это она) вполне импровизационна и свежа. Его гитарная техника может получить много нелестных отзывов от академистов гитары, но она самобытна и она яркая. Аффектированная гитара волнует поклонников, она задает тон. Лично мне не хватило яркости мелодий и… мощности аппарата. Для площадки, где звук улетает в небо, нужен все-таки более мощный посыл. Ну ладно, технические темы. А вот сам Дидюля — отличный фронтмен, он просто зажигал в паузах, это нужно зрителю.

Дидюля
Дидюля

И вот Оркестр волынщиков Москвы. Сначала на сцене появились только барабанщики Оркестра. А потом и сам Оркестр. В килтах, с мощным звуком волынок. Давайте так, это не самая яркая песня Дидюли и не самая яркая Оркестра волынщиков. Но когда они вместе, - это уже ярко и музыкально. «Утро на Лох-Несс» можно послушать уже везде. Не хит, но самобытно. А дальше можно домысливать все, что угодно.

Дидюля сыграл феерично. Ну не знаю я любого другого гитариста, который сможет собрать на свои мелодии множество людей. Он играет то, что людям нужно. И это весьма интеллигентная публика, если что. Дидюля ловит вибрации, и складывает их в одну шкатулку: собственные концерты.

Гуру КЕН

28/09/2018 - 15:33   Rock   Анонсы
«Ураганная энергетика», «бешеный драйв», «восторг» - так резюмировали увиденное зрители концерта «Bojena-революция», состоявшегося на днях в питерском клубе Zal.

Ни для кого не секрет, что питерская публика, избалованная и весьма «капризная» (в хорошем смысле слова) весьма сложно принимает новых исполнителей. Однако Божене Войцешевска удалось растопить сердца своих зрителей. После концерта они терпеливо ждали певицу у служебного входа, чтобы сфотографироваться и получить заветный автограф.

«Как странно и как обидно, что таких исполнителей редко можно услышать живьем и что на наших радиостанциях не звучат такие песни, – поделилась впечатлениями от увиденного и услышанного одна из питерских журналисток. – Я по работе постоянно бываю на концертах, но честно признаюсь: такого адреналина и такой фантастической энергетики и профессионализма я давно не встречала».

На смену энергичным мужеподобным певицам пришла женственная амазонка по имени Bojena. Она исполняет гарбаджеподобный тяжеляк и хрипло поет про лицемерные формы любви. Мир никогда не будет прежним.

Афиша

«Рок – это всегда протест, – считает Bojena. – У меня абсолютно эгоистичный повод для протеста. С мужчинами происходит что-то не то. Они не очень-то спешат бросить весь мир к ногам Любимой. Я протестую! Каждой девушке – мир к ее ногам. И никуда вы, дорогие мужчины, не денетесь!»

Уже 29 сентября к музыкальной революции Bojena смогут присоединиться московские любители настоящего рока. Концерт певицы пройдет в парке «Красная Пресня», и это будет небольшой, но взрывной рок-марафон. Одним из его гостей станет Оркестр Волынщиков Москвы. Вход свободный. Начало в 18 часов.

25/05/2018 - 15:26   Mix   Этно и world-music
26 и 27 июня в Московском Международном доме Музыки пройдут концерты Оркестра Волынщиков Москвы и клуба исторической реконструкции «Серебряный волк».

Первый в России профессиональный оркестр шотландских волынок и барабанов под руководством Артемия Воробьева представит новую программу Freedom. Она приурочена к неофициальному дню празднования Независимости Шотландии – победе в битве при Бэннокбёрне.

Оркестр Волынщиков Москвы

Каждое выступление Оркестра Волынщиков Москвы – это красочное динамичное шоу, в корне меняющее общепринятые представления об этом традиционном шотландском инструменте. Строгая классика и озорной фольклор, взрывной рок и не знающая границ поп-музыка – в исполнении волынщиков и барабанщиков Оркестра обретают совершенно новое звучание. Freedom – это освобождение от стереотипов, от рутины повседневной жизни, от всего, что мешает нам искренне радоваться жизни.

Украшением шоу станут каскадерские трюки, бои на мечах от участников клуба исторической реконструкции «Серебряный волк», интерактивные игры.

13/11/2017 - 10:12   Mix   Концерты
Оркестр Волынщиков Москвы выпустил альбом «Закон больших чисел», и совсем скоро его можно будет скачать в iTunes.

А первыми счастливыми обладателями одноименного CD стали гости Московского Международного дома музыки, где на днях - с аншлагом - прошли сразу два концерта прославленного коллектива.

«Закон больших чисел»

«Мы постарались отразить в новом альбоме все возможные жанры шотландской волыночной музыки и даже немного больше, - рассказывает художественный руководитель «Оркестра Волынщиков Москвы» Артемий Воробьёв. - Откуда такое необычное название? Дело в том, что когда волынка звучит одна, она звучит хорошо, две волынки всегда звучат немного фальшиво. А вот когда волынок несколько, их строй сливается в одну широкую и красивую ноту! Так что для волынок закон больших чисел крайне актуален».

Наверняка среди зрителей в ММДМ были не только те, кто уже на протяжении более десяти лет следит за творчеством этого без преувеличения уникального коллектива и видел их выступления на фестивалях «Славянский базар», «Спасская башня» или «Бронеботе», но и те, кто впервые попал на подобный концерт. Для них встреча с шотландской волынкой оказалась настоящим откровением, ведь в руках профессионалов она превращается в абсолютно универсальный инструмент, который, словно человеческий голос, способен передать абсолютно все возможные эмоции.

Именно для таких «новичков» художественный руководитель ОВМ Артемий Воробьев в небольших паузах между музыкальными номерами и прочел краткую лекцию по истории коллектива и его музыке. И даже успел провести небольшой розыгрыш среди зрителей. Альбом ОВМ должен был достаться тому, кто сможет угадать, какой вопрос чаще всего задают участникам коллектива. Надо сказать, что вопрос этот все угадывают моментально: все-таки, когда видишь на сцене таких бравых молодцов с барабанами и волынками наперевес в килтах, невольно задаешь себе вопрос, все ли шотландские традиции чтят российские музыканты?

Оркестр Волынщиков Москвы
Оркестр Волынщиков Москвы

Однако главной в этот вечер была музыка и мастерство Оркестра Волынщиков Москвы. Восторг у публики вызвали и традиционные шотландские марши, и переработки современных рок- и поп-хитов, и попурри из русских народных песен. А специальные гости ОВМ - академия ирландского танца «Иридан» и клуб исторической реконструкции «Серебряный волк» - добавили действу на сцене ММДМ дополнительный блеск. После исполнений очередной композиции зал взрывался аплодисментами и очень не хотел отпускать музыкантов со сцены.

16/10/2017 - 15:54   Mix   Анонсы, Этно и world-music
«Оркестр Волынщиков Москвы» представит свой новый альбом «Закон Больших Чисел» в День народного единства.

4 ноября на сцене Московского Международного Дома Музыки пройдёт презентация нового альбома первого профессионального оркестра волынок и барабанов в России - «Оркестра Волынщиков Москвы». Это второй альбом коллектива, включающий в себя разные стилистические концепции, объединённые под ёмким названием «Закон Больших Чисел».

Оркестр Волынщиков Москвы

«Закон Больших Чисел» будет представлен в виде двух концертов, сыгранных в один день на сцене театрального зала ММДМ.

В трек-лист нового диска вошли боевые марши и танцевальные мелодии Шотландии в традиционном для волынщиков оркестровом исполнении, авторские переложения популярной музыки, сыгранные в современных аранжировках и акустические треки сельской традиции, сыгранные камерным звуком, с использованием малой шотландской волынки, ирландского вистла, акустической гитары и кахона.

Бонус-треком представлена песня «Барабан», записанная ОВМ в стиле тяжёлый рэп. Композиция создана на стихи Роберта Бёрнса, в переводе Самуила Яковлевича Маршака, музыку написал художественный руководитель ОВМ Артемий Воробьёв. Видео с этим треком в сети уже приобрело скандальную репутацию.

Оркестр Волынщиков Москвы «Закон Больших Чисел»

- Мы постарались собрать в новом альбоме все возможные грани жанра шотландской волыночной музыки и даже немного больше, - рассказывает художественный руководитель «Оркестра Волынщиков Москвы» Артемий Воробьёв. - Само понятие Закон Больших Чисел в области волынок означает следующее: когда волынка звучит одна, она звучит хорошо, дуэт всегда звучит немного фальшиво или совсем грязно, если инструменты расстроены. А вот когда волынок много, то их строй сливается в одну широкую и красивую ноту. К презентации мы подготовили новые постановочные номера, всё будет сыграно с живым аккомпанирующим составом сессионных музыкантов, одних из лучших в Москве. Ну и в ОВМ у нас прибавление, впервые с нами на сцену выйдут два новых волынщика, 2 наших студента и выпускника нашего Московского колледжа волынщиков. Так зрителя порадуют наши специальные гости Академия Ирландского танца «Иридан» и клуб исторической реконструкции «Серебряный Волк». Дата презентации совпала с государственным праздником Днём Народного Единства, так что, на мой взгляд, всё это и есть Закон Больших Чисел! Сейчас активно готовимся к шоу и ждём зрителя в нашем зале.

18/04/2017 - 04:07   Mix   Концерты, Этно и world-music, Между жанров
Группа «После 11» сыграла в театре Бабкиной яркий концерт, который умудрился оставить немало вопросов.

Вообще-то поводов для чего-то такого не было. Группа «После 11» хорошо известна своим хитом «Крылья» на рок-радиостанциях, уже давно выпускников Саратовской консерватории, народников, взяла под свое крыло Надежда Бабкина. Они в штате на зарплате в гостеатре. Играть могут все. А с Бабкиной у них к тому же вышел поп-хит «Розы». Жизнь удалась.

«После 11»
Группа «После 11» сыграла яркий концерт в театре Бабкиной

Но и не удалась. После «Крыльев» других рок-хитов не было, да и сам русский рок начал загибаться. Кроме «Розы», других поп-хитов тоже не появилось. И музыканты начали заниматься тем, что у них получается лучше всего: петь русские народные песни аховым многоголосием, да еще в супер-зажигательных фолк-рок аранжировках. Тут им равных нет. Чистые народнические голоса, блестящие инструменталисты (Дмитрий Калинин на балалайке и Карен Арутюнян на кларнете — давно признанные виртуозы). Лидер группы Юрий Постарнаков умеет балансировать всех этих профи так, что результат невероятный по качеству.

Юрий Постарнаков и Настя Спиридонова
Юрий Постарнаков и Настя Спиридонова

Концерт под названием «Народные картинки» (по названию альбома 2007 года) прошел в театре Бабкиной под сплошные овации, но при полупустом зале. Опять парадокс. Как же так? Корневые народные песни в хитовых рок-обработках — от любимой старостинской пасхально-волочебной «Христос воскрес, сыне Божий» к рекрутской «Ой ты не плачь, моя девчонка», от «Веретенце» к «Думали, грянули», та же вящая «На горе-то калина» с авторской очень красивой инструментальной темой… А там и чудная а капелла, и Настя Спиридонова с «Моим чудом», и Луиза Имангулова с гуслями (обе - участницы шоу «Голос», как и Карен). Это не просто великолепно, даже если не хитово, но ведь почти медийно? «Оркестр Волынщиков Москвы» грянул сначала самым что ни на есть хитярычем в мире волынок Amazing Grace, а затем последовали и вовсе частушки дуэтом про виноград «красно-зеленый». После хитярыча «Порушка Параня» - жизнерадостный народный хор РАМ им. Гнесиных.

Карен Арутюнян
Карен Арутюнян

И случился перелом. Вышел актер театра Бабкиной Иван Замотаев, и «сбацал» «Светит месяц» на щеках, а потом песню из спектакля «Бабий бунт» в духе Сукачева. Разгоряченные зрители пошли хороводом по залу… Затем жуткий шансон с аккордеонистами братьями Бондаренко. После неформатной «Непокорной» с блистательным чтением Андрея Мерзликина — вдруг «Балалайка» Аллы Пугачевой. Концепцию окончательно добила «Птица счастья» с авторской речевкой в финале. А после неизбежной «Розы» - вдруг совсем не столь же неизбежные «Крылья» на бис…

Иван Замотаев
Вышел актер театра Бабкиной Иван Замотаев, и «сбацал» «Светит месяц» на щеках

Про такое говорят, что это «творческий кризис». Да, последний альбом у «После 11» вышел в 2012 году. Давно. Новых песен нет, или о них никому неизвестно. Постарнаков стоит на распутьи, но ведь давно уже стоит. Что играть? Русский рок девальвировался, шансон стыдновато, а поп и не хочется. Публики, готовой принимать все сразу, совсем немного. От актуальной музыки группа далека. И что? Но ведь позиционироваться надо. Советы давать легко, но ведь и оскотиниться с программами для Дня города Мухоперекопска еще более легко. Ответа на этом концерте я не получил.

Это был зажигательный, драйвовый концерт.
Это был зажигательный, драйвовый концерт.

Группа может двинуться к world-music, как та же Oyme, или дальше играть задорный фолк-рок прошлого века. Может прорывно соединить русский распев с модными битами, или стать мощным «хором Турецкого» для площадных увеселений плебса. Куда идти? Сейчас ответа нет, и «После 11» профессионально балансирует в отсутствии выбора на хрупкой жердочке под названием «умеем все». Этого маловато. Срочно требуется креатив.

Группа «После 11»
Группа «После 11»

Если спросите меня, то я бы поставил на фантастическое чутье «После 11» к русским народным песням. Соединить бы их с креативом «Ленинграда» и Дорна одновременно, - это был бы чрезвычайно модный проект. А уж профессионализма этим виртуозам не занимать.

Удовольствие же от концерта бесценно. И оно всегда у «После 11» есть. Это был зажигательный, драйвовый концерт. И не спрашивайте снова, почему он оставил такие вопросы.

Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Еще фото:

Карен Арутюнян
Карен Арутюнян

Настя Спиридонова и Карен Арутюнян
Настя Спиридонова и Карен Арутюнян

Юрий Постарнаков и Луиза Имангулова
Юрий Постарнаков и Луиза Имангулова

После 11 и Оркестр Волынщиков Москвы
После 11 и Оркестр Волынщиков Москвы

Николай Феоктистов и Дмитрий Калинин
Николай Феоктистов и Дмитрий Калинин

На концерте
На концерте

Братья Бондаренко и Юрий Постарнаков
Братья Бондаренко и Юрий Постарнаков

Андрей Мерзликин
Андрей Мерзликин
14/03/2017 - 18:33   Mix   Интервью, Этно и world-music
В преддверии двух больших концертов в Москве основатель «Оркестра Волынщиков Москвы» Артемий Воробьев рассказал, чем готов удивлять публику первый профессиональный оркестр волынок и барабанов в России.

Первый профессиональный оркестр шотландских волынок и барабанов в России основан художественным руководителем Артемием Воробьёвым в 2004 году. За годы своего существования коллектив стал участником многих международных фестивалей, в их числе - фестиваль военных духовных оркестров «Кремлёвская Заря», «Спасская Башня», 33-й Московский Международный Кинофестиваль, «Славянский базар» и др.

Артемий Воробьев
Артемий Воробьев

- Два концерта, в ММДМ и клубе «Гренадин». Чем они будут отличаться?

- Это совсем разные концерты. 16 марта в ММДМ мы даём большой сольный концерт совместно с Академией ирландского танца Iridan, посвященный Дню Святого Патрика. Это программа для сидячего зала, особая постановка всех номеров и связок между ними. Будет сыграна часть старой, полюбившейся и известной нашим слушателям программы, а так же новые композиции, которые войдут в наш новый альбом под названием «Закон больших чисел».

18 марта в «Гренадине» - чуть более сжатая программа по времени, поскольку мы там выступаем совместно с группой «Аркаим». И там будут конечно же самые лучшие композиции за всю историю Оркестра Волынщиков Москвы. Поскольку это клуб, то совсем другой жанр! В целом, будет жарко! Приходите на оба концерта, и будет возможность сравнить нашу «зальную» и «клубную» ипостаси.

Оркестр Волынщиков Москвы
Оркестр Волынщиков Москвы

- Поскольку прозвучат композиции из нового альбома, это можно считать презентацией альбома?

- Нет, это еще не презентация. Альбом выйдет осенью нынешнего года, и тогда же состоится его презентация. Так же мы сделали с альбомом «10 лет выдержки» - открываем новый сезон презентацией.

- День Святого Патрика в Москве всегда ассоциируется с шествием людей в килтах по Новому Арбату. «Оркестр Волынщиков Москвы» будет принимать в нем участие?

- Мы неоднократно принимали участие в этом шествии. И в этом году будем.

- Будет ли исполняться на этих концертах ваша скандальная и почти запрещенная на ТВ песня на стихи Бернса «Барабан»?

- Конечно! Думаю, мы будем закрывать оба концерта именно этой песней. Она, кстати, пока ни разу не звучала со сцены. Мы записали ее на студии, выпустили вирусное видео, но ни разу еще не играли ее нигде. Так что уже очень хочется сыграть ее живьем!

- Поговорим о культуре волынок в России? В мире проходит множество пайп-фестивалей, помимо Дня Святого Патрика, но я не встречаю в списках участников ни одного пайпера из России. С чем это связано?

- Обычно это делается так: приезжаешь за свой счет на фестиваль, а далее организаторы оплачивают тебе проживание и питание. Если говорить о таких фестивалях, как эдинбургский Royal Edinburgh Military Tattoo или «Fringe», там организаторы полностью запрещают проектам продажу дисков со своей музыкой. Ты выйдешь в следующем году на фестивальном диске, и они сами будут его продавать. Но это самые статусные фестивали мира, как наша «Спасская Башня», например. Мы пока не доехали до этих фестивалей, но работаем в этом направлении. Для выступления на Эдинбургском татту нужна большая команда, по правилам участия, в пайп-бэнде должно быть минимум 12 волынщиков, у меня их сегодня пока только 6. Конечно, проекту необходим спонсор для таких поездок. С этим сейчас сам понимаешь, «весело»!

У нас был момент, когда наше видео Rock Medley, снятое в Питере, собрало 40 миллионов просмотров, если суммировать Youtube, Фейсбук и Вконтакте. Причем за первую неделю — 12 миллионов, и большинство зрителей — Америка, Европа, Австралия. Мы получили множество предложений, но в жизнь из международных поездок воплотилась на тот момент только одна — приглашение в Шанхай от шефа Royal Caribbean International на презентацию корабля Quantum of the Seas, прошедшего свою первую кругосветку. И мы выступили в шикарном концертном зале межконтинентального лайнера на церемонии закрытия кругосветного путешествия в порту на реке Янцзы. Ночью как раз там стоял тот самый густой туман, воспетый Гребенщиковым. Вид был такой: абсолютное молоко тумана и мистика!

В основном, конечно, мы востребованы в России и в странах СНГ. Сейчас мы сосредоточены на местном рынке. Мы держим высокую профессиональную планку, имеем свое лицо. В общем, работаем.

- О волынке как инструменте. Насколько возможно технически на ней расширить привычный диапазон, звучать как «передув» у трубачей вроде Артуро Сандоваля на октаву-две выше привычного? Или, наоборот, низкий регистр, как у тубы?

- Нет, это невозможно технически. У волынки есть один неоспоримый плюс — ее тембр мгновенно узнаваем и опознаваем, ни с кем не спутаешь. Если бы она звучала, как саксофон, хроматика и широкий диапазон – она потеряла бы свой определённый колорит. Любой национальный народный инструмент — узкодиапазонный, как правило. Он минималистичен по своей природе. 9 нот и еще 2 ещё ступени, чтобы сыграть минор, - это шотландская волынка. За рамки далеко не убежишь. Но зато как это работает и воздействует на слушателя!

Существуют электронные волынки Red Pipe, которые за счет контроллеров выдают любые звуки, хоть органа. По сути это миди-контроллер. Я как-то слушал интервью нашего виртуоза-балалаечника Алексея Архиповского, который долго экспериментировал с разными обработками, и сказал, что в какой-то момент потерял в этом разнообразии саму балалайку. И тут я с ним согласен. Стоит сделать из волынки некую синтетическую субстанцию, и я теряю волынку — зачем мне в руках миди-контроллер с аппликатурой волынки, если для этого существуют более удобные инструменты? Мне достаточно для этого рояльной клавиатуры, компьютерных программ и плагинов. Всё это я делаю на студии, когда создаю плэйбэк для ОВМ.

- Это очень консервативная позиция! Инна Желанная поет с кучей обработок, не теряя своего голоса. Да и Архиповский не отказался от них.

- Такова моя сегодняшняя позиция. Она может измениться. Всё меняется и это пройдёт... Когда я создавал Оркестр Волынщиков Москвы, то думал, что мы будем играть только волыночную классику. Однако жизнь показала, что люди хотят слышать еще и каверы, разные творческие обработки той же классики. И мы стали это делать. У нас в руках только живые инструменты. Мы не используем электронные волынки, дополнительных музыкантов или оркестров, - на сцене только живой звук волынок и барабанов, и живое давление в миксе с плэйбэком, там где это необходимо в нашем шоу.

- Мне очень нравится сочетание волынок и академической скрипки. В мире много таких примеров. А у ОВМ была когда-либо коллаборация с хорошей скрипачкой?

- Мы играли с оркестром Минобороны, там сидел целый симфонический оркестр скрипачек. Сейчас мы сотрудничаем с симфоническим оркестром «Глобалис», и летом будет представлена совместная программа с ними. 17 июня в Архангельском сыграем с «Глобалисом» абсолютно новую программу. «Глобалис» известен своими анплагтовыми симфоническими оригинальными работами со звездами российской эстрады, и мне они интересны именно своим симфоническим, но не совсем традиционным взглядом на музыку. Они каким-то способом всегда умело уходят от классического звучания оркестра, и умеют жанрово импровизировать. Музыка в жанре киноформата мне тоже сегодня очень интересна.

- Волынки ведь всегда в таких случаях звучат как часть духовой группы оркестра?

- Нет, совсем не так. Волынка — такой специфический инструмент, что он никогда не играет аккомпанемент. Мы можем «повисеть» на одной ноте, но эта нота зазвучит так, что просверлит всем голову. Специфика волынки в том, что ее звук находится на пределе пика эмоционального восприятия. Плюс динамическая мощь в 108 децибел у каждой «дудки». Она всегда звучит или как знак восклицания, или как знак вопроса на очень повышенных тонах. Волынка — всегда солист. В силу своей природы волынка всегда ведет тему, как жирный шрифт сквозь весь текст. Иногда даже между строк.

При совместной игре волынщиков с симфоническим оркестром достаточно стандартное решение обычно такое. Если надо показать симфоническую красоту, волынка смолкает. Когда надо что-то подчеркнуть — она тут. Она как толстый слой колбасы в сэндвиче. Как эпический гигантизм, который в ее случае оправдан.

- Много ли симфонических произведений, которые написаны для волынки с оркестром?

- Довольно много. Из современных — самый известный коллектив волынщиков в мире Royal Scots Dragoon Guards в 1973 году записал Amazing Grace в симфонической обработке, и это самый популярный трек в нашем мире волынок, под нее похоронили множество полицейских и пожарников. Highland Cathedral, «Оду к радости» Бетховена постоянно переигрывают оркестры волынщиков. Это самые хиты.

Американский волынщик Lars Sloan из группы Rogues of Scotland написал красивое произведение Cullen Anderson, которое мы играем. Я сделал эстрадно-симфоническую аранжировку, получился симфон с эпик-роковым финалом, и это живет.

- Вернемся к новому альбому. В «10 лет выдержки» пели Варвара и Марина Девятова. Будете и в новый приглашать известных артистов?

- Как и с прежним альбомом, мы понимаем, что надо охватить разную аудиторию, в том числе ту, которая не привыкла слушать волынку вообще. Рок-хиты или русская народная песня — все равно достаточно узкие жанры. Поэтому в этот раз будут представлены кино-симфонические треки, электроника house-trance, будет представлен акустический камерный звук — флейты, гитары, вистл, кахон… Звезд тоже обязательно пригласим, как раз сейчас приступаем к записи дуэтов. Но пока имен озвучивать не будем. Пусть это останется пока загадкой, которая станет приятным сюрпризом!

16 марта, 19.00 — театральный зал Московского Международного Дома Музыки.
18 марта, 19.00 — клуб Grenadine (бывший клуб А.Козлова).

Гуру КЕН

25/01/2017 - 12:47   Mix   Клипы, Этно и world-music
«Оркестр Волынщиков Москвы» впервые записал песню, причем крайне неожиданную для изощренной инструментальной стилистики оркестра.

Песня «Барабан» войдет в будущий альбом с пилотным названием «Закон Больших Чисел», который должен выйти в 2017 году. Риффы хард-роковых гитар и гулкие барабаны, провернутые реверсом такты из легендарного марша Scotland the Brave на волынках, знаменитый текст «Песня» великого шотландского поэта Роберта Бёрнса в переводе Самуила Маршака, хриплый рык лидера оркестра Артемия Воробьёва — так «Оркестр Волынщиков Москвы» не звучал никогда. Возможно, это станет шоком для его преданных поклонников.

Лидер оркестра Артемий Воробьев в образе
Лидер оркестра Артемий Воробьев в образе

- Я давно размышлял, как можно было бы положить этот стих Бёрнса на музыку. И по самому тексту, по его характеру мне было понятно, что настроение должно быть агрессивным и разрывным, - говорит Артемий Воробьёв. - Без тяжёлых гитар история воина-калеки не имела бы, на мой взгляд, нужного веса. Он орёт её, но не жалуется на жизнь! То есть он, даже без руки и ноги, - уверенная в себе боевая единица, а не жертва обстоятельств. Я слышал этот стих в исполнении Александра Ширвиндта в «Бенефисе Людмилы Гурченко». Это великие актёры, они играли комедийный водевиль. Но это несоответствие драматургии и характеру юмора самого Бёрнса!

В результате напряженной работы появилась шуточная песня «Барабан», передающая образ искалеченного воина, всегда готового по призыву боевого барабана вновь ринуться в атаку.

В интернете появилось вирусное видео песни «Барабан», снятое за один день. Музыканты прыгают с угрожающими жестами, бьют в барабаны, и больше напоминают трэшовых рэперов, чем солидных волынщиков. Видео уже обретает популярность в социальных сетях.

«Оркестр Волынщиков Москвы»

«Оркестр Волынщиков Москвы» п/у Артемия Воробьёва создан в 2004 году, и стал первым профессиональным оркестром в России, полностью состоящим из волынок и барабанов. Им создано множество этно-музыкальных шоу, выпущен сольный альбом «10 лет выдержки». Коллектив участвовал в крупнейших музыкальных событиях в России и за рубежом— фестиваль «Спасская Башня» на Красной площади, «Славянский Базар», «Волынки мира», День святого Патрика, Московский международный кинофестиваль, фестиваль КВН, гала-концерты «Фабрики Звезд» и «Универсальный артист» и др. Оркестр активно сотрудничает с Центральным оркестром министерства обороны РФ, Варварой, Мариной Девятовой, «Несчастным случаем», «Бурановскими бабушками», «После 11», Школой ирландского танца «Иридан» и др. «Оркестр Волынщиков Москвы» активно востребован на корпоративных и частных мероприятиях, ведёт активную концертную деятельность. На 2017 год намечен большой концертный тур «Оркестра Волынщиков Москвы» по России.

06/01/2015 - 17:27   Mix   Анонсы, Этно и world-music
Оркестр Волынщиков Москвы под руководством Артемия Воробьева готовит большой сольный концерт в честь дня рождения шотландского поэта Роберта Бернса.

Мероприятие состоится в театре «Русская песня» им. Надежды Бабкиной 25 января.

Основоположники новой для России пайп-музыки собираются продемонстрировать зрителям нечто большее, чем просто живое выступление. Шоу будет представлять из себя большую сольную программу, в которую войдут известные хиты шотландской и русской классики, боевые марши, авторские треки, а также легендарные рок-композиции XX века.

Оркестр Волынщиков Москвы
Оркестр Волынщиков Москвы

«Роберт Бернс – великий шотландский поэт эпохи романтизма. Он является олицетворением культурного развития всей Великобритании. Важно отметить, что Бернс всегда считался именно фольклористом, и в этом смысле мы, волынщики, стали его последователями. Именно поэтому мы готовим несколько композиций, которые будут исполнены исключительно на этом вечере и больше нигде. Мы первыми сделали такую музыку в России и для России и это, безусловно, для нас большая честь!», - комментирует Артемий Воробьев.

Совсем недавно Оркестр Волынщиков Москвы представил публике свою новую пластинку под названием «10 лет выдержки» в клубе Алексея Козлова. Оркестр Волынщиков Москвы уже успел зарекомендовать себя как одна из самых статусных команд России, играющих столь нетрадиционную для российского слушателя музыку. Оркестр создавал совместные проекты с Бурановскими бабушками, этно-фолк певицами Варварой и Мариной Девятовой, группой «Несчастный случай» и Алексеем Кортневым, главным военным дирижёром РФ Валерием Халиловым и другими представителями различных жанров отечественной сцены. Коллектив неоднократно участвовал в топовых проектах ведущих телеканалов России, таких как Фабрика звёзд, Универсальный Артист, КВН, также выступал на крупнейших фестивалях «Славянский базар», «Спасская башня», «33 Международный московский кинофестиваль».

23/10/2014 - 15:13   Mix   Интервью, Этно и world-music
Оркестр волынщиков - удивительное зрелище. Бьют барабаны, пронзительно громко стонут волынки - мертвый проснется. И пойдет - хоть маршем на войну, хоть плясать на танцпол.

В преддверии презентации альбома «ОВМ. 10 лет выдержки» руководитель «Оркестра Волынщиков Москвы» Артемий Воробьев рассказал о специфике работы столь необычного для России состава, и раскрыл некоторые тайны предстоящей презентации 24 октября в джазовом клубе Алексея Козлова (вход свободный, к слову).

Артемий Воробьев
Артемий Воробьев

- Вы изначально делали проект для корпоративов? Или преследовали иные цели?

- У меня всегда было желание изучить как можно больше фольклорных инструментов. Сегодня у меня большая коллекция. Как-то раз мне в руки попала шотландская волынка. И раз позвали поиграть, два — я подучился играть, вокруг образовалось какое-то количество людей со схожими интересами... В итоге все выросло в большой коллектив. Получился настоящий маршевый оркестр с барабанами и шотландскими волынками. Идеи выступать на корпоративах изначально не было, но возник спрос со стороны рынка. Сначала я один играл на волынке, и со мной играли друзья-барабанщики. Потом добавились еще волынщики. Все шло довольно медленно — потихоньку собрались, потихоньку научились, потихоньку оделись в шотландскую форму. Стали звать на мероприятия...

- Одно время было очень модно слушать ирландскую, шотландскую, условно «кельтскую» музыку. Много групп, фестивалей... Вы появились на этой модной волне?

- Оркестр организован в 2004 году, и этому соответствовала как минимум третья волна популярности так называемой кельтской культуры. Мы начали потому, что очень хотелось на волынках играть, познакомиться с инструментом. А выросло — в корпоративный рынок и артовые проекты. Абсолютно искренне и честно.

«Оркестр Волынщиков Москвы»
«Оркестр Волынщиков Москвы»

- Одно дело позвать на корпоратив Depeche Mode или Лайму Вайкуле с Валерией. Позвать же волынщиков — нужна определенная смелость?

- Все очень просто — где волынщик прошел, там трава не растет. Нам часто заказчики говорят — после корпоратива не все помнят, была ли там Валерия, например, или другие звезды, но что волынщики были — помнят все. Люди, которые уже напились до состояния салата, - помнят, что были волынщики! Наш рынок не только корпоративный, также у нас множество презентаций, торжественных церемоний, каких-то деловых мероприятий, ивентов. Ситуации бывают совершенно разные.

- Обычно волынщики играют в андеграунде - на фолк-фестивалях, в подвалах, маленьких пивных клубиках. Но Оркестр Волынщиков — явное выдающееся исключение из этого ряда.

- В мире андеграунда, на мой взгляд, можно реализоваться исключительно творчески. Музыка в этом сообществе обычно делится на «приличную» и «неприличную» — играть будем только то, что кажется нам в данную минуту «классным». Это некое самоограничение. Но я решил по этому пути не идти. Я хорошо знаю мир андеграунда, работал со многими подобными артистами. Но в какой-то момент мне стало там тесно. Просто тесно! Я решил, что если уж заниматься волынкой, то не ходить по пабам и клубам, - а выйти на Красную площадь, например! Поработать с главным военным дирижером, поработать на крупных проектах со звездами отечественного шоу-бизнеса.

«Оркестр Волынщиков Москвы» на Красной площади
«Оркестр Волынщиков Москвы» на Красной площади

Все началось с того, что лет 15 назад я увидел на кассете VHS концерт The Royal Edinburgh Military Tattoo, там маршировал сводный пайп-бенд из 127 музыкантов, 16 оркестров. И очень захотел оказаться среди них, меня это сильно зацепило. Именно тогда началась история нашего Оркестра. В 2007 году в Москве сделали большой фестиваль «Кремлевская зоря», сейчас он называется «Спасская Башня». Тогда я познакомился со многими военными музыкантами, которые в нем участвовали. Впоследствии поступило предложение от комендатуры московского Кремля о нашем выступлении на Соборной площади. Мы ходили в сводном составе оркестра волынщиков Евросоюза — там 90 музыкантов. Помогали Валерию Михайловичу Халилову собирать компиляции музыки финала для волынок. Было много государственных мероприятий, где мы принимали участие...

- И как военные дирижеры приняли Оркестр волынщиков?

- Это была фишка. Это было шоу. И свежо, особенно поначалу. Я вообще перфекционист, и отчасти именно поэтому ушел от андеграунда — мне нужен результат, кропотливая работа над каждым нюансом. Сначала-то они думали — ну, какие-то мальчишки... а потом нас зауважали! А мы приехали в гарнизон, Валерий Михайлович Халилов собрал комиссию из именитых дирижеров, и мы сыграли для них целый сольный концерт-лекцию, где я рассказывал, откуда что берется, где мы этому научились. В результате мы плотно проработали с военно-оркестровой службой РФ с 2007 по 2011 год, да и сейчас работаем.

- Ваш перфекционизм напоминает мне Михаила Турецкого. Высокое искусство в доступных формах.

- Отличное сравнение! Почему бы и нет? Только так и можно достичь результата. Мы играем и сложный классический репертуар, написанный для шотландской волынки и популярную для России музыку.

«Оркестр Волынщиков Москвы»
«Оркестр Волынщиков Москвы»

- Кто играет в Оркестре, только профессионалы?

- Мы переформировали в 2011 году весь состав. Сейчас все барабанщики в оркестре — профессионалы. С волынщиками все сложнее — ни консерватория, ни Гнесинка не готовят волынщиков. Поэтому к нам приходят люди, которые что-то умеют на волынке, мы готовим их до профессионального уровня. Либо приходят профессиональные музыканты, играющие на других инструментах, и тогда идет переподготовка.

В связи с этим в этом году мы учредили негосударственное образовательное учреждение College of Piping Moscow, который активно развиваем.

- Сколько же музыкантов сейчас в Оркестре?

- В этом сезоне работает восьмерка — 4 волынщика и 4 барабанщика. В 2009-2011 годах было до 12 музыкантов. А вообще у меня мечта собрать пайп-бенд из 30-40 музыкантов, чтобы можно было принимать участие в мировых чемпионатах, ездить по большим европейским фестивалям. Чтобы посетить эдинбургское Military Tattoo, в составе должно быть не менее 12 волынщиков, таково условие фестиваля.

Вообще меня спрашивают, зачем вы играете шотландскую музыку, если живете в России. Я объясняю, что симфонический оркестр вышел из итальянской культуры, духовой оркестр — из немецкой, - но ведь они живут и работают в России? Музыка выходит за рамки национальной культуры, и становится космополитичной.

- Шотландская оркестровая культура — сугубо военная? Или существуют гражданские оркестры?

- Конечно. В Шотландии это выглядит так: при любой организации ЖКХ, при школах, при почтовых отделениях, любом госучреждении и т. д. есть свои оркестры. В России военные музыканты — отдельные подразделения состоящие из профессионалов, а в Шотландии военные оркестры состоят из обычных танкистов, саперов и т.д. Ориентировочно они получают пол-ставки дополнительно за занятость, но они не профи. Государственные и бизнес-корпорации дотируют свои пайп-бэнды. Эти средства идут на содержание оркестра, приобретение формы и инструментов, оплату пайп-мейджора, профессионального дирижера и инструкторов. Также бывает, что люди сами платят за то, что занимаются в оркестре — им покупают форму, инструмент, они учатся и играют. У каждого оркестра есть свой «грейд», уровень — первый, второй... Они сдают экзамены, подтверждая свои знания. Есть чемпионаты среди волынщиков и оркестров. Эта индустрия очень сильно развита.

Когда в Москву приезжают англичане, они приезжают обычно с высоко поднятым носом — типа ну что вы тут умеете, мы вас сейчас всему научим. Но послушав наш Оркестр, - удивленные, спрашивают, откуда мы все это знаем? Надо отдать должное российскому музыкальному образованию — оно готовит действительно профессиональных разнопрофильных специалистов. Мне вообще кажется, что сегодня талантливых молодых музыкантов гораздо больше, чем тогда, когда я начинал. С 16 лет я на профессиональной сцене, - не было тогда столько хорошо играющих людей. Сейчас — гораздо больше, видимо сказывается доступность получения информации.

- Давно хочу спросить у волынщика один дурацкий, наверное, вопрос. Как вы умудряетесь попадать в первый такт в начале игры? Воздух-то по волынке идет долго... Почему всегда начинаете с длинных нот?

- Мешок волынки — это третье легкое у волынщика. Пока он делает вдох, локтем давит на мешок, и звук продолжается. Как мы делаем старт? Надуваем мешок полностью, и делаем страйк — одновременный выдох и толчок рукой на мешок, чтобы все трубы одновременно «взорвались» звуком, как кикстартер на мотоцикле. От резкой подачи давления трости в дронах правильно включаются, иначе их потом не завести, и получится грязный звук. А потом подключаем усилением давления воздушного потока голосовой инструмент - чантер. Попадаем в нужную точку.

Именно поэтому начать мгновенно, как на трубе, - невозможно. Мешок подкачивается, и нужен один-два такта на страйк, чтобы пошел звук. Та самая длинная нота на старте. На маршах звучит команда «Band, quick march!», барабанщики играют два такта ролла, - специально для того, чтобы ритмично вошли пайперы. В таком вступлении есть свой шарм, это звучит как увертюра.

Артемий Воробьев
Артемий Воробьев

- Что в планах?

- Хотим расширяться, хотим поехать в Европу и вообще поездить по миру. Связи и знакомства есть, морально мы созрели.

24 октября в клубе Козлова мы презентуем свой диск «ОВМ. 10 лет выдержки», в который вошло 18 треков. Туда вошли самые интересные и важные треки за 10 лет нашего существования. Там есть классические шотландские композиции, и есть каверы на рок-группы, русские народные песни, мелодии известных волынщиков. Аранжировки я делал сам, опыт есть — я пишу музыку для кино, делаю аранжировки многим артистам, был музыкальным продюсером «Истоков» Варвары, делаю переложение русских народных для Марины Девятовой. Все лето я просидел в студии. Хотелось, чтобы наша музыка была понятна и приятна даже тем, кто не очень-то любит волынки. И чтобы композиции были разностилевые и разнохарактерные.

В итоге получилось разнообразно — есть попса, есть рок, трек с эстрадно-симфонической аранжировкой. А также традиционное звучание пайп бенда в классическом репертуаре. Есть песни в исполнении приглашенных артистов: Марины Девятовой, Варвары. Еще из приглашенных - известный бас-гитарист Дмитрий Рыбалов.

На презентации, помимо них, будут джазовые музыканты Алексей Заволокин, Константин Седов, Кирилл Сухарев, ВИА «Балканский проект» из Твери с сербско-балканской программой, группа «После 11», Валентина Смирнова, школы танцев Iridan и Shady glen, клуб исторической реконструкции «Дружина Серебряный волк» с фехтованием и боями на мечах. В какой-то момент концерт превратится в интерактивное шоу. Мы хотим вытащить людей и дать им возможность принять участие в нашем действе. Мы умеем это делать, корпоративный опыт богатый.

- Что-то я не видел Оркестр Волынщиков Москвы ни на одном фестивале этим летом.

- Все лето мы записывали альбом и буквально ночевали на студии. У меня все лето прошло под девизом «На студии всегда хорошая погода». Пришлось просидеть в заточении, зато мы все успели. Поэтому на фестивали заявок мы даже не подавали. А вообще фестивальная история у нас богатая. Еще в 2010 году мы сами провели международный фестиваль волынщиков в «Музеоне», первый в своем роде. Играли на «Этнолайфе», «Славянском базаре» и многих других.

Для меня важнее другое. Когда знакомые волонтеры зовут поиграть в онкобольницу на Каширке, и мы играем там для больных детей. Это непросто с психологической точки зрения — может быть, уже завтра эти дети умрут. Но мы собрались с духом, и бахнули там. В небольшой комнате, а бахнули со всей силы. Просто нам врачи объяснили — эти дети на волосок от смерти, но чтобы дать им жизненных сил — их нужно взбодрить. Мы вас пригласили, потому что вы — взрыв. И мы дали взрыв. Играли еще в детской клинической больнице, от таких вещей мы не отказываемся.

Какую-то часть надо отдать Богу, нельзя говорить только о заработке. Если кому-то это принесет пользу, выздоровление — я всегда за. Вот такие у нас бывают некоммерческие фестивали. Так можно и нужно применять наш коллектив.

Гуру КЕН, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»

Страницы