Любовь Петрова

07/10/2022 - 03:05   Classic   Концерты
Прежде чем говорить об этой удивительно яркой программе, мне хочется напомнить (потому как мало кто об этом знает) о том, как искалось эффектное и точное название основной темы программы («Вальс» Мориса Равеля). А это было довольно примечательно.

Что именно? А вот что. По сути вся произведения, составляющие программу, так или иначе, были созданы в преддверии или в начале Первой мировой войны. И кто-то из восторженных слушателей-профессионалов на премьере произнёс, а за ним стали произносить многие: «Это очень необычная, но, бесспорно блестящая пьеса. Я бы назвал её «Танец на вулкане».

Автору этой рецензии упомянутое название много лет назад подарила видная советская музыковед Светлана Виноградова, которая вела в Московской филармонии концерты для детей. Я была среди этих детей и запомнила это, в самом деле, эффектное название пьесы Равеля – одного из самых замечательных композиторов Франции первой половины ХХ века… И вот сейчас те слова вернулись, обретя множественное число «Танцы на вулкане». Почему так? Сейчас обратимся к программе, прозвучавшей в концертном зале «Зарядье» 28 сентября 2022 года, и всё станет понятно.

ГАСО им. Е. Светланова. Дирижёр Д. Юровский

Форе – Сюита из музыки к драме Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда»;
Пуленк – «Gloria» для сопрано, хора и оркестра – Л. Петрова, «Мастера хорового пения»;
Дебюсси – Четыре симфонических фрагмента из музыки к мистерии Д’Аннунцио «Мученичество святого Себастьяна»;
Равель «Вальс», хореографическая поэма для оркестра»

Комментарии Дм. Юровского.

Перед вступлением музыки надо привести ещё одну цитату, принадлежащую Дмитрию Юровскому в его комментариях:

«Произведения, которые мы представим, заметно отличаются друг от друга, неся на себе отпечаток личности их авторов, написаны для разных составов, включающих и симфонический оркестр, человеческие голоса. Но есть одна примета, объединяющая их в гармоническое целое, и примета это – изысканная театрализованность сюжетов».

Дмитрий Юровский
Дмитрий Юровский

А теперь первая пьеса, вернее сюита Габриэля Форе из музыки к драме Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда». К этой пьесе обращались несколько выдающихся французских композиторов, самое знаменитое было в опере Клода Дебюсси. Но тут у Форе возникла неожиданная жанровая связь с балетом. С балетом, впрочем, как говорил дирижёр во вступительном слове, связана вся программа. Сюита Форе – это балет, поставленный Джорджем Баланчиным в знаменитых «Драгоценностях» под титлом «Изумруды». Они и сейчас очень популярны. Мало сказать «популярны» ‑ они ошеломительно хороши, ослепительно красивы, их невероятно трудно представить обычными словами: нужны какие-то особенные. И оркестр с талантливым маэстро нашел именно те самые, которые нужны. Слова, вернее музыкальные темы, необычные внутреннюю и внешнюю театральность, особенную слаженность, динамические повороты, вокальную красоту. И, более того, так гармонично звучат все оркестровые группы, что зритель уже переполнен этой поразительной музыкой.

Все участники концерта
Все участники концерта

В шести её частях трудно назвать лучшую, ибо лучшие все. Но лично мне ближе вторая и пятая части. В предыдущих отзывах о новейших выступлениях Светлановского оркестра я уже писала о прекрасной нынешней инструментальной, вокальной, ритмической форме ГАСО. Об идеальном изяществе и элегантности звукописи. Подкупает импрессионистическое звучание, родственное, например, Клоду Моне. Оркестр очень радует своим прочтением весьма непростой именно импрессионистической и постромантической музыки, где захватывает и разность оркестрового языка, и крайне интересная лирическая динамика движения музыки. Кстати, это качество освещало всю конкретную программу, где звучит и душевное тепло, и озорство, и танец, и яркий напев, и величавость поступи, и грусть, сменяющая веселье, и наоборот (в данном случае я имею в виду «Gloria» Франсиса Пуленка). В ней особенно хороши кружевные струнные и не только они. Например, грустноватые (а то и трагические) другие поющие группы оркестра.

Очень увлекает почти ангельское четвертое явление мелодии, нерва и чувства, вводящее в исполнение женский голос – ослепительное, прозрачное, редкого обаяния высокое сопрано. Очень хороша у Любови Петровой её вокальная партия, которая так органично и тоже (простите!) ангельски сливается с хором, который, как всегда у Канторовича звучит прекрасно. Пение образное, актерское, элегантное в своём импрессионистическом прочтении напоминающее не только Клода Моне, но и Сислея, и Утрилло, и даже Ван Гога…

Любовь Петрова
Любовь Петрова

Неожиданное, но сильное впечатление произвели четыре симфонические фрагменты из музыки Клода Дебюсси к мистерии на текст Габриэля Д’Аннунцио «Мученичество святого Себастьяна». Тут, мне кажется, должно говорить о мощи и красоте звучания оркестра исключительно с восклицательными знаками, потому что просто любоваться красотой и изысканностью невозможно…

Мне могут сказать: «Что же, весь концерт был на такой высоте, что восклицательные знаки в большом количестве необходимы?!» «Да!» уверенно отвечу я ( да и весь зал, который не скрывал своего восторга). И добавлю ещё одно восклицание, хотя в нём есть и некоторая спорность. Это касательно того самого «Вальса», т. е. «Танца на вулкане», что дал название рецензии-впечатлению от привлекательности всей отличной программы. А в чём спорность решения? Видите ли, выдающееся сочинение Мориса Равеля написано очень непросто. Именно потому, что действие, так сказать, развивается на «вулкане», оно и по звуковой динамике необычно, и едва ли не fff здесь привычны, однако оркестровые мощности, особенно в самом финале всё-таки, на мой взгляд, излишни, потому что обидно скрывают тонкую оркестровку, кружевную эквилибристику. Конечно, можно и так. А почему бы, собственно, нет! Повторю – ломанные, колючие, фантастические формы массовых фрагментов Равель благословил сам fff. Получилось очень ярко (может, всё-таки чуточку помпезно)… К чему придираться – Дм. Юровский умеет убеждать. И в этой программе ему всё, как всегда, всерьез удалось.

Наталья ЛАГИНА
Фото: Вера ЖУРАВЛЕВА

15/11/2019 - 05:29   Classic   Концерты
На Исторической сцене Большого театра состоялся Оперный бал Елены Образцовой к 80-летию со дня рождения великой певицы.

В этом году он был не просто гала-концертом знаменитостей к юбилею, а огромным праздником оперного театра, где воедино слились его мощь и лирическая проникновенность. Над ним трудились автор сценария Григорий Шестаков, режиссер-постановщик Сергей Широков, художник-постановщик Сергей Грачев, художник по свету Антон Поморев, графическое оформление Артема Израилова. Вел концерт прославленный Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского (худрук и гл. дирижер Владимир Федосеев) п/у Александра Соловьева и Дмитрия Корчака. Генеральный продюсер Наталья Игнатенко, гендиректор Благотворительного фонда Елены Образцовой. На Оперный бал съехались прославленные певцы и молодые вокалисты, лауреаты конкурсов Образцовой и ее Благотворительного фонда из разных стран и континентов.

Елена Образцова
Елена Образцова

Начался вечер с романса Графини из «Пиковой дамы» П. Чайковского в исполнении Елены Образцовой. Его сменили Полонез и сцена Марины Мнишек и Самозванца из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Именно в партии Марины Мнишек состоялся дебют Елены Васильевны на сцене Большого театра. После своего успешного выступления она стала солисткой первого театра страны. В концерте партии Марины и Самозванца исполнили солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук и солист Красноярского театра оперы и балета им. Д. Хворостовского Михаил Пирогов. Психологически точной и вокально безупречной в арии Любаши из оперы Римского-Корсакова была солистка Мариинского Ольга Бородина. Жаль, что замечательная сопрано Любовь Петрова, приглашенная солистка «Метрополитен-Опера» спела только небольшую арию Лауреатты из оперы Пуччини «Джанни Скикки». Так бедно сложился ее репертуар в этом концерте.

Оперный бал Елены Образцовой
Ольга Бородина

Затем прошли два фрагмента из «Богемы» Пуччини: ария Рудольфа и дуэт Мими и Рудольфа из первого акта в исполнении итальянского тенора Франческо Демуро и российской оперной солистки, поющей по всему миру, Вероники Джиоевой. Тенор средний, но теноровый дефицит делает его востребованным. Вероника, обладательница очень красивого сопрано, была хороша и в дуэте, и в арии Маддалены из оперы Джордано «Андое Шенье», которую Вероника спела во втором отделении. Дирижера Александра Соловьева, который открыл юбилейный концерт, сменил Дмитрий Корчак, действующий тенор, успешно начинающий дирижерскую карьеру.

Оперный бал Елены Образцовой
Лео Нуччи и Нина Минасян

Очень порадовали две молодые певицы. Барочная исполнительница Юлия Лежнева, которую знают и любят во всем мире. Ее любила и Елена Васильевна. Она стала лауреатом Гран-при двух конкурсов Образцовой: юных вокалистов и молодых оперных певцов. Постепенно Юля расширяет барочный репертуар. Моцарт в ее исполнении звучит очень стильно и красиво. В концерте она исполнила арию Констанцы из оперы Вивальди «Гризельда». Выпускница Молодежной оперной программы Большого театра Василиса Бержанская, очень яркая певица. Ее тоже любила Елена Васильевна даже в тот период, когда Василису преследовали разные вокальные неудачи, она верила в ее успешную карьеру. Оперная примадонна была права. Сейчас Василиса - лауреат многочисленных престижных конкурсов, она солистка Немецкой оперы в Берлине, поет и на других зарубежных сценах. Арию ее Елены из оперы Россини «Дева озера» зрители приняли с восторгом. Своими стремительными «до» очаровал публику американский тенор Лоуренс Браунли в знаменитой арии Тонио из «Дочери полка» Доницетти.

Далее концерт был отдан во власть «Аиды» Верди. Партия Амнерис была одной из любимых у Елены Образцовой. Сначала прозвучала Сцена Аиды и Амнерис в прекрасном исполнении двух мировых звезд Марии Гулегиной – Аида и Екатерины Семенчук – Амнерис. Финал 2 акта «Аиды» завершил первое отделение концерта. Здесь устроителей подвела Государственная хоровая капелла России им. А. Юрлова (худрук и гл. дирижер Геннадий Дмитряк). Коллектив не театральный, не знающий свою партию в «Аиде». Занятый своими концертами, хор не успел выучить материал, а тем более отрепетировать его с оркестром БСО им. Чайковского и с солистами. Все было очень громко и топорно, солистов вообще не было слышно. К большому сожалению, в финале была нарушена гармония музыки и театра, так счастлива найденная постановщиками. Оглушенные грохотом, зрители ринулись в залы, где красовалась замечательная выставка, подготовленная Большим театром и Благотворительным фондом Елены Образцовой к 80-летию со дня рождения певицы.

Оперный бал Елены Образцовой
Мария Гулегина

К счастью, второе отделение было совсем другим, снова вернувшим зрителей в мир музыки и театра мировой примадонны. В нем было много исполнительских шедевров. Открыл его оркестр Вальсом Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель», изящно и красиво исполненным артистами миманса Большого театра. Затем прозвучал первый шедевр – Ольга Бородина представила фрагмент «Земля моя златая!» из поэмы Свиридова «Отчалившая Русь» в сопровождении Георгия Хачикяна (фортепиано) и Александра Болдачева (арфа). Затем настала очередь оперы Бизе «Кармен». Антракт к 4 действию исполнили оркестр и артисты миманса, Цыганскую песню – Екатерина Семенчук и Куплеты Эскамильо – Виталий Билый с артистами хора. Тут свершился второй шедевр – Мария Гулегина блестяще спела труднейшую арию Леди Макбет из одноименной оперы Верди. В концерте участвовал старейший баритон Лео Нуччи, который с невероятным актерским темпераментом спел арию Риголетто из одноименной оперы Верди. Волшебство театра он продолжил вместе с молодой певицей, выпускницей Молодежной оперной программы Большого театра Ниной Минасян. Они не просто спели, а прожили сцену и дуэт Риголетто и Джильды. Это было настолько ярко вокально и актерски, что зал устроил певцам заслуженную овацию. Неожиданно и прекрасно исполнил предсмертную арию Каварадосси непревзойденный трубач, солист плетневского оркестра Владислав Лаврик. После нее очень органично слушалась и до слез тронула ария, ее еще называют «Молитвой», Тоски в исполнении Марии Гулегиной.

После всех исполнительских шедевров постановщики нашли точное место для Сцены Шарлотты и Вертера из одноименной оперы Массне в исполнении Елены Образцовой и сегодняшнего солиста Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимира Дмитрука. Планировалось, что потом прозвучит ария Вертера в его исполнении. Но не случилось, а жаль, Вертер - это абсолютный материал певца. Последующее Интермеццо из «Сельской чести» Масканьи подготовило атмосферу для размышлений Елены Образцовой «Что такое Театр?», которые точно в стиле Елены Васильевны прочитала актриса Вера Бабичева. И закончился Оперный бал Елены Образцовой хором «Славься!» из оперы Глинки «Жизнь за царя» , который исполнили оркестр, хор и все участники концерта во главе с дирижером Александром Соловьевым.

Елизавета ДЮКИНА

Еще одно мнение о концерте можно прочитать здесь.

15/09/2019 - 02:57   Classic   Концерты
В День солидарности в борьбе с терроризмом в Концертном зале им. П. Чайковского прошел уникальный вечер – состоялась российская премьера кантаты Memoria валлийского композитора Карла Дженкинса.

21 октября 1966 года в деревне Аберфан Южного Уэльса гигантский оползень, представлявший гору угольного шлака, похоронил под собой начальную школу и несколько домов. Эта трагедия унесла жизни 116 детей и 28 взрослых. В 2016 году к композитору Карлу Дженкинсу обратились генеральный директор S4С Ян Джонс и Хефин Оуэн из Rondo Media, и предложили заказ на создание сочинения, посвященного 50-летию со дня прошедшей трагедии.

«Я был очень тронут, что именно мне была оказана такая высокая честь, - вспоминает композитор, - и я сразу же дал свое согласие».

Мировая премьера кантаты Memoria (Cantata Memoria - For the Children) состоялась в Кардиффе в Миллениум-центре. В октябре 2016 года кантата была записана на Deutsche Grammophon с участием двух уэльских певцов: бас-баритона Брина Терфеля и сопрано Элен Манахан Томас.

Либретто написала талантливая валлийская поэтесса, лингвист Мерерид Хопвуд, которая помогла композитору справиться с психологической нагрузкой и создать в основе своей светлое сочинение. Оно состоит из двух отдельных частей, исполняющихся без перерыва. Первая часть повествует о страшной трагедии, настигшей прежде всего детские души. Вторая часть движется от тьмы к свету, и несмотря на вновь возникающие тяжелые воспоминания, приводит к торжеству детства, завершаясь канонической частью Реквиема «Вечный Свет».

В Москве кантату «Memoria» представлял Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой», который всегда делает небанальные проекты, вызывающие особый интерес у посетителей. Исполнителями же были русские коллективы и певцы: Московский государственный академический симфонический оркестр п/у П. Когана (дирижер Николай Степанов), Большой хор «Мастера хорового пения» Радио «Орфей» (худрук Лев Конторович), хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» им. Г. Струве (худрук Елена Веремеенко). Солисты - сопрано Любовь Петрова, приглашенная солистка «Метрополитен-опера», и баритон Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Антон Зараев.

Дирижер Николай Степанов и баритон Антон Зараев
Дирижер Николай Степанов и баритон Антон Зараев

Партитура трудная, в сложных сочетаниях разных стилей и жанров. Написана она на нескольких языках: английском, валлийском и латинском с добавлением нескольких слов на испанском, французском, немецком и др. Это тоже представляло свои трудности. Но все артисты, детские и взрослые, не просто справились с ними, но и привнесли русский колорит, что оказалось неожиданно и симпатично.

Оркестр п/у Николая Степанова мастерски вскрыл многослойную партитуру, а солист оркестра скрипач Роман Филиппов красиво и проникновенно провел свое соло, вызвав бурные аплодисменты зрителей. Мужественные краски внесли в кантату «Мастера хорового пения», но без каких-либо жестокостей и надрывов. Очень достойно выступил детский хор «Пионерия». У него была очень ответственная роль – представить детскую тему. Юные исполнители под руководством Елены Веремеенко точно провели линию от тьмы к свету, закончив ее радостно и светло.

Ярко проявили себя певцы Любовь Петрова и Антон Зараев, а партии у них включали не только классику, но и микрофонное пение и современные ритмы. Как настоящие профессионалы, они ловко справлялись со всеми трудностями, радуя слушателей красивым и выразительным дуэтом. Кроме того, у Петровой партия неожиданно была насыщена большим количеством вокализов, которые у певицы звучали красиво, виртуозно и одухотворенно.

Сопрано Любовь Петрова
Сопрано Любовь Петрова

Люба вообще замечательная вокалистка и артистка с богатой биографией. Она выпускница Московской консерватории по классу профессора Галины Писаренко. Затем была участницей Международной школы вокального мастерства, которая проходила в Москве с участием педагогов «Метрополитен-опера». Получила приглашение на стажировку в «Метрополитен-Опера», потом стала его солисткой, и до сих пор поет в ведущих оперных театрах Америки, Канады, Европы. К счастью, Любовь Петрова часто приезжает в Россию для участия в разных постановках, концертах и проектах Фонда Елены Образцовой. К тому же Любовь - лауреат первой премии Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Все, конечно, запомнили ее Софи в спектакле Большого театра «Кавалер розы» Р. Штрауса. Как жаль, что эта замечательная постановка больше не идет в Большом театре, а ведь она была любима и востребована зрителем.

Очень хорошо, что Фонд Елены Образцовой пригласил для постановки кантаты Memoria режиссера Ростислава Протасова. Человек музыкальный, он выстроил не только музыкальное, но и театральное действо, которое нашло отклик в сердцах зрителей. Он также органично ввел в действие артиста театра и кино, поэта Влада Маленко, который читал и свои стихи, подходящие к теме вечера.

Часть собранных с концерта средств будет передана Благотворительному фонду «Детский хоспис» на открытие первого Детского хосписа в Домодедово Московской области.

Елизавета ДЮКИНА

05/03/2019 - 04:37   Classic   Концерты
Непривычно массивно проанонсированный в соцсетях и в электронных СМИ концерт «Дмитрий Корчак и друзья. Концерт звёзд мировой оперы» состоялся в концертном зале «Зарядье» и был посвящён 40-летию главного героя этого торжества.

Действительно, программа концерта собрала и объединила исполнителей, с которыми Дмитрий Корчак или работал в начале своего творческого пути, или работает сейчас, готовя свои концертные программы. Это баритон Василий Ладюк, теноры Алексей Татаринцев, Сергей Романовский, Андрей Данилов, Леви Штраус Секгапане (ЮАР), сопрано Любовь Петрова и Вероника Джиоева, скрипач Сергей Крылов. Сам Дмитрий Корчак был заявлен в программе концерта и как тенор, и как дирижёр, совместно с дирижёром Константином Чудовским.

Дмитрий Корчак и Василий Ладюк
Дмитрий Корчак и Василий Ладюк

В концерте принимал участие Государственный академический московский областной Хор имени А.Д. Кожевникова под художественным руководством главного дирижёра Николая Азарова. Концертную программу сопровождал Московский камерный оркестр «MusicaViva», художественный руководитель и главный дирижёр Александр Рудин.

Программа концерта была построена на европейской музыкальной классике. Это произведения Россини, Делиба, Оффенбаха, Верди, Гуно, Бизе, Беллини, Пуленка, Сарасате. Богатая, разнообразная программа!

Дмитрий Корчак, Любовь Петрова и Вероника Джиоева
Дмитрий Корчак, Любовь Петрова и Вероника Джиоева

В первом отделении концерта Дмитрий Корчак выступил как тенор. И тут событием, кульминацией всего концерта стало исполнение арии Арнольда из оперы Россини «Вильгельм Телль». Эта ария уподобилась картине великого мастера, коим был Россини, показанная зрителям в роскошной раме, состоящей из сильного, ровно звучащего тенора особенной тембровой окраски, свойственной именно голосу Дмитрия Корчака. Но какой огранке был подвержен этот голос, который теперь звучал мощно, передавая все оттенки смысла, благодаря виртуозному владению исполнителем вокальными техниками. Да, это был мастер! Не было титров, но всё было понятно ещё и благодаря необыкновенно чуткому оркестровому аккомпанементу под управлением Константина Чудовского.

Андрей Данилов
Андрей Данилов

Практически каждый вокальный номер в концерте обращал нас к моментам певческой карьеры тенора Дмитрия Корчака. Ария Ромео из оперы «Ромео и Джульетта» Гуно, исполненная Алексеем Татаринцевым в гедонической манере восторга перед всем сущим, напомнила о знаменитом концерте Дмитрия Корчака в БЗК в 2014 году. Эта ария в интерпретации тенора также была наполнена тогда восторгом, но с тревогой о хрупкости всего мироздания. Ромео-Корчак как бы очутился в волшебном мире, наполненном светом, и была тревога о возможности всё это потерять. Никто из зрителей огромного зала тогда не знал, что в артистической дежурила бригада «Скорой помощи» со всеми атрибутами, полагающимися в такой ситуации. Вот из «такого сора» произрастает прекрасное пение…

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Щедрым подарком зрителям в концерте был дуэт Надира и Зурги из оперы «Искатели жемчуга» Бизе в исполнении Дмитрия Корчака и Василия Ладюка. Этот дуэт был сформирован незабвенным учителем, В.С. Поповым, когда его ученики ещё только начинали свои певческие карьеры. И как был прав В.С. Попов. Такое слияние голосов, такое взаимопонимание в дуэте – большая редкость.

Были в концерте и открытия для московской меломанской публики. На сцену вышел тенор Леви Штраус Секгапане (ЮАР), обладатель лёгкого, подвижного, красивого тембра голоса. В первом отделении певец исполнил арию Родриго из оперы «Отелло» Россини. И опять вспомнилось исполнение этой арии Дмитрием Корчаком в концерте 2011 года, который проходил на сцене КЗЧ. При очень плотном графике, при невероятной востребованности певца на мировых оперных сценах он умудрялся петь дома, в Москве. Сам певец определил для себя выступать на Родине не реже одного раза в год. Теперь, слава Богу, это происходит чаще.

Леви Штраус Секгапане
Леви Штраус Секгапане

Второе отделение концерта открылось исполнением сочинения «Gloria» для сопрано, смешанного хора и оркестра композитора Пуленка. Солировала сопрано Любовь Петрова. Дирижировал Дмитрий Корчак. В исполнении этого сочинения главным было чувство стиля, которое позволило передать своеобразие музыки, принадлежащей французской культуре. Такое исполнение, когда дирижёр и солистка достигают абсолютного взаимопонимания в передаче смыслов, большая редкость. Успех, большой успех сопрано Любови Петровой!

Вероника Джиоева и Любовь Петрова
Вероника Джиоева и Любовь Петрова

Программа концерта собрала не просто друзей Дмитрия Корчака, а исполнителей высочайшего, мирового уровня. Это было подтверждено, когда все солисты вышли на сцену и исполнили коварную арию Тонио из оперы «Дочь полка» Доницетти, легко преодолев коварный барьер, верхнее «до».

На небывалую эмоциональную высоту взлетело настроение зрительного зала при исполнении Концертной фантазии на темы оперы «Кармен» для скрипки с оркестром Сарасате. Партию скрипки исполнил с благоговением Сергей Крылов.

Дмитрий Корчак и Сергей Крылов
Дмитрий Корчак и Сергей Крылов

Что и говорить, праздник удался на славу. Сказать, что зал с энтузиазмом воспринял программу, - это ничего не сказать. Было торжество высокого искусства, высокой исполнительской культуры, молодости, красоты, талантов.

Людмила КРАСНОВА
Фото: зал «Зарядье»

20/02/2019 - 03:23   Classic   Анонсы
26 февраля в зале «Зарядье» пройдет концерт «Дмитрий Корчак и друзья. Концерт звёзд мировой оперы» в честь 40-летия Корчака.

В концерте примут участие: Дмитрий Корчак, тенор; Любовь Петрова, сопрано; Вероника Джиоева, сопрано; Андрей Данилов, тенор; Алексей Татаринцев, тенор; Сергей Романовский, тенор; Леви Секгапане, тенор; Василий Ладюк, баритон. Специальный гость концерта – Сергей Крылов, скрипка. Дирижеры – Дмитрий Корчак и Константин Чудовский. Оркестр - Musica Viva. В концерте принимает участие Государственный академический московский областной Хор имени А.Д. Кожевникова (художественный руководитель и главный дирижер – Николай Азаров).

Дмитрий Корчак
Дмитрий Корчак

Концерт приурочен к 40-летию Дмитрия Корчака.

Роскошный голос, совершенное исполнение и мощная харизма снискали тенору Дмитрию Корчаку успех во всем мире. Не так давно выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова (по двум факультетам: дирижёрскому и вокальному) начал выступать как дирижер симфонического оркестра.

К радости своих многочисленных поклонников, на этом поприще он проявил не меньший талант.

С 2016 года Дмитрий Корчак – главный приглашенный дирижер Новосибирского театра оперы и балета и приглашенный дирижер Михайловского театра в Санкт-Петербурге.

В концерте принимают участие только звезды. Место за дирижерским пультом с Дмитрием Корчаком разделит Константин Чудовский, главный дирижёр Муниципального театра Сантьяго в Чили (с 2013 г.) и главный дирижёр Екатеринбургского театра оперы и балета (с 2019 г.).

23/11/2018 - 04:06   Classic   Концерты
Фонд Елены Образцовой организовал в Международный день музыки впервые в Зале им. Чайковского большой праздничный концерт, который так и назывался - «К музыке».

«…И пусть я не успела жить - жизнь моя на сцене, жизнь моя в музыке. И пусть этому не будет конца», - эти слова принадлежат Елене Образцовой, посвятившей свою жизнь музыке, опере. Музыка продолжает звучать, но теперь уже из уст молодых и юных вокалистов, которым Елена Васильевна на своих конкурсах дала путевки в большую музыкальную жизнь.

Эльмира Караханова
Эльмира Караханова

Первое отделение было отдано лауреатам Конкурса юных вокалистов. Начинал его контратенор Тимур Сланов. Он является не только лауреатом конкурса Елены Образцовой, но в том же 2016 г. юный певец стал финалистом телепроекта «Синяя птица» на телеканале «Культура». Тимур проникновенно исполнил «Ave Maria» Дж. Каччини в сопровождении пианиста и дирижера Михаила Антоненко. Он же аккомпанировал и Юлиане Ашуровой. Ныне Юлиана - студентка музыкального училища при Московской консерватории, изящно исполнившая романс Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей». Затем Юлиана уже в сопровождении оркестра спела арию Сюзанны из первого действия «Свадьбы Фигаро» Моцарта. С этого момента концерт шел в сопровождении Московского симфонического оркестра для детей и юношества, во главе которого стоит талантливый музыкант Михаил Антоненко (худрук коллектива Иван Рудин). Успешно справилась с арией Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта Софья Цимбал, студентка ГИТИСа. Бас-баритон Никита Воронченко выбрал для своего дебюта на сцене зала им. Чайковского арию Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», что оказалось более чем удачно.

Юрий Юшкевич
Юрий Юшкевич

Участвовали в концерте и победители конкурса юных вокалистов Елены Образцовой контратенор Юрий Юшкевич (2012) и тенор Валерий Макаров (2014). Юшкевич спел арию Анастасио из оперы Вивальди «Джустино», а Валерий Макаров - арию графа Альмавивы из «Севильского цирюльника» Россини. Пусть пока у начинающих певцов не все получилось, но они так молоды, у них все есть, чтобы состояться в профессии. Валерий - студент музыкального училища при Московской консерватории, Юрий - Берлинской академии искусств. Юшкевич уже участвовал в Первом конкурсе теноров «Хосе Каррерас Гран При». Он не вышел в финал. Но эта была «проба пера», которая обязательно принесет свои плоды. Хочется пожелать ребятам веры в свои силы и свою счастливую судьбу.

Самое яркое для меня впечатление на концерте среди юных вокалистов оставила Эльмира Караханова. Она от природы одарена красивым сопрано, музыкальностью и огромным трудолюбием, без которого настоящей певицей не станешь. Эльмира часто выступает в концертах Фонда Елены Образцовой, делает это с огромным удовольствием, всегда тщательно подбирает репертуар. В концерте выразительно спела арию Сюзанны из четвертого действия «Свадьбы Фигаро» Моцарта, проявив и актерское дарование. У нее уже есть радующие успехи: она учится в Московской консерватории, и ее приняли в Молодежную программу Большого театра. Завершила первое отделение лауреатка «взрослого» конкурса Елены Образцовой последнего призыва солистка Башкирского театра оперы и балета Диляра Идрисова арией Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Второе отделение начали лауреаты двух последних взрослых конкурсов Елены Образцовой: бас, солист Большого театра Годердзи Джанелидзе, спевший арию Гремина из «Евгения Онегина» Чайковской, и тенор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Дмитрук, проникновенно рассказавший о большой любви своего Неморино, героя «Любовного напитка» Доницетти.

Юлия Меннибаева
Юлия Меннибаева

Солистка «Новой оперы» Юлия Меннибаева подготовила не звучащие в России «Стансы Сафо» из оперы Гуно «Сафо». Елена Гусева, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко представила арию Леоноры из «Силы судьбы» Верди.

В финале выступили блистательные певцы-актеры с мировыми именами Любовь Петрова («Метрополитен-опера») и Владислав Сулимский (Мариинский театр). Владислав Сулимский потряс трагической судьбой шута Герцога Риголетто. Любовь Петрова была очаровательной озорницей Розиной из оперы Россини «Севильский цирюльник». Затем вместе они составили интригующий дуэт Церлины и Дон Жуана из оперы Моцарта.

Владислав Сулимский, Михаил Антоненко и Любовь Петрова
Владислав Сулимский, Михаил Антоненко и Любовь Петрова

Весь вечер на сцене царили мастерство и вдохновение, что не могло не вызвать восторженного отклика в зале. В конце на сцену вышли все участники концерта, чтобы вместе спеть «Застольную» из «Травиаты». Она, очевидно, никогда не надоест ни исполнителям, ни зрителям. И музыке не будет конца, о чем мечтала Елена Образцова.

Елизавета Дюкина
Фото: Юрий Барыкин и Наталья Тоскина

19/11/2018 - 16:12   Classic   Концерты
В Большом зале Московской консерватории состоялось концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин».

Таким образом Фонд Елены Образцовой решил не только напомнить москвичам о предстоящем 80-летии со дня рождения Елены Васильевны, но и отметить 140-летие со дня создания Чайковским «лирических сцен» по роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин».

Чайковский долго подыскивал сюжет для новой оперы. Идею обратиться к роману Пушкина ему подсказала певица Елизавета Андреевна Лавровская. Не сразу, но потом композитор увлекся этой идеей. Вот что он написал брату Модесту: « …я тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина… Как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине». Свое новое лирическое творение композитор решил отдать молодым певцам, студентам Московской консерватории.

Впервые «Евгений Онегин» был представлен 17 марта 1879 года на сцене Малого театра. Состав оркестра и хора были камерными: хор из двадцати восьми учениц и двадцати учеников, оркестр из тридцати двух человек (в их число входили и четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Николай Рубинштейн. Поставил спектакль актер Малого театра Иван Васильевич Самарин. Скоро «Евгений Онегин» появился и на императорской сцене: сначала в Москве в Большом театре, затем в Петербурге в Мариинке. Чайковский внес ряд изменений, и опера из «лирических сцен» превратилась в «большую оперу». Удивительна судьба этой оперы композитора. «За 140 лет через «Онегина» прошло несколько поколений оперных певцов и дирижеров, каких только порой самых радикальных режиссерских решений не знала эта опера ...Но мог ли себе представить Чайковский, что его «Онегин», написанный для ученического спектакля Московской консерватории, станет самой исполняемой в мире русской оперой». К этим словам кандидата искусствоведения Ады Айнбиндер хочется добавить, что в последние годы исполнители все чаще стали обращаться к концертной версии оперы, чтобы насладиться гениальными словом Пушкина и музыкой Чайковского, не отвлекаясь и не раздражаясь выпендрежными решениями современной режиссуры.

Вот и Фонд Елены Образцовой, возглавляемый Натальей Игнатенко, обратился к концертному варианту «Евгения Онегина», пригласив молодых певцов, лауреатов и призеров конкурсов Елены Образцовой. Оркестр и хор «Новой оперы» (хормейстер Юлия Сенюкова). За пульт встал молодой дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Тимур Зангиев, очень талантливый музыкант, отлично чувствующий театральную природу оперы, ее драматургию. Им всем вместе удалось воплотить замысел композитора, о котором он писал: « … я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки».

Любовь Петрова (Татьяна)
Любовь Петрова (Татьяна)

Центром действа стала Татьяна Любови Петровой. Певица закончила Московскую консерватории (класс профессора Галины Писаренко) и сразу же стала обладателем престижных наград международных конкурсов: Гран-при конкурса им. Римского-Корсакова и Первой премии конкурса молодых певцов Елены Образцовой. Была принята в «Новую оперу», где спела партии Виолетты, Людмилы («Руслан и Людмила «Глинки), Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова) и Снегурочки в его же одноименной опере. Стажировалась в «Метрополитен-Опера» и дебютировала на ее сцене в партии Цербинетты в опере Р. Штрауса «Ариадна на Наксосе». С тех пор Любовь Петрова поет на крупнейших сценах Америки и Европы. В Москве певица очень редкая гостья. До сих пор вспоминается ее Софи в спектакле Большого театра «Кавалер розы» Р. Штрауса. Как жаль, что его сняли с репертуара, а ведь он пользовался неизменной любовью зрителей. В Татьяне Любови Петровой покорил ее необыкновенной проникновенности голос, рассказавший о русской душе героини и ее первой и единственной любви. Без каких-либо внешних вокальных эффектов, а только благодаря выразительности красивого сопрано и богатству внутренней жизни Татьяны. Сцена Письма прошла у певицы на одном дыхании, захватив весь зал.

Любовь Петрова (Татьяна) и Алексей Марков (Онегин)
Любовь Петрова (Татьяна) и Алексей Марков (Онегин)

Полной противоположностью Татьяне Петровой был Онегин Алексея Маркова, баритона Мариинского театра, лауреата премии Конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Он создал точный портрет героя Пушкина и Чайковского. Как его Онегин упивается ролью учителя жизни, читая отповедь влюбленной в него девушке. И вообще его Евгений не думает об окружающих его людях, поступая с ними, как ему хочется, лишь бы потешить свое самолюбие. Не верится и в его влюбленность в Татьяну в финале оперы. Ведь перед ним сама графиня Гремина, которой восхищается весь петербургский свет. В душе же Татьяны - Любови Петровой всегда будет жить боль от нравоучений самовлюбленного Онегина, и она никогда не позволит причинить такую же боль своему мужу князю Гремину, ни в чем не повинному.

В других партиях выступили: солистка «Новой оперы», обладательница роскошного меццо-сопрано Юлия Меннибаева – Ольга, солист Молодежной оперной программы Тарас Присяжнюк - Ленский, Анна Викторова - няня, бас Большого театра Годердзи Джанелидзе – Гремин, тенор, студент музыкального училища при Московской консерватории Валерий Макаров – Трике, француз, студент ГИТИСа Никита Воронченко – Ротный, Зарецкий.

Сцена из спектакля

Среди исполнителей «Онегина» была единственная певица не лауреат конкурсов Елены Образцовой – Елена Заремба, замечательное меццо-сопрано. Выпускница Российской Академии музыки им. Гнесиных, она с 1984 по 1995 была солисткой Большого театра. Затем покинула его сцену, выступала на престижных подмостках Европы и Америки. В 2010 вернулась в столицу. Поет в спектаклях Большого театра и Музыкального театра им. им. Станиславского и Немировича-Данченко, дает камерные концерты, преподает в Центре оперного пения Галины Вишневской. Заремба органично вошла в молодежный состав оперы Чайковского, запомнившись в партии помещицы Лариной.

Молодежный «Евгений Онегин» в Большом зале Московской консерватории имел успех. Новое поколение талантливых певцов, а ему, без сомнения, принадлежит будущее, во главе с молодым Тимуром Зангиевым, продемонстрировало, как можно, не нарушая музыкальную драматургию Чайковского, по-современному прочитать его гениальную оперу.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Юлия ОСАДЧАЯ