Ольга Бородина

26/01/2025 - 02:52   Classic   Концерты
Юрий Башмет в свой 72-й день рождения сыграл в зале Чайковского особенный, очень короткий (по его меркам), искрящийся и радостный концерт. Такой можно сыграть в Новый год или на Рождество.

Обычно-то Башмет на свои дни рождения играет тут четырех-, а то и семичасовые концерты, когда зрители уходят далеко за два часа ночи. А тут всего полтора часа без антракта. И программа тяжелейшая, насыщенная трагической музыкой. Но в этот раз все было не так.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Поскольку это не юбилей, а проходящий, можно сказать, день рождения, - программа будет проникнута теплотой, лирикой. Может быть, не все произведения вы слышали. И я многое буду исполнять впервые сегодня», - объявил Башмет перед концертом.

Программа, которую традиционно держат в секрете, и ее в буклете просто нет, - получилась действительно очень непривычная. Башмет начал с довольно редкого произведения Брамса «Песнь судьбы» / Schicksalslied в исполнении своего Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова п/у Геннадия Дмитряка, разместившегося на боковых балконах КЗЧ.

Грозные триольные литавры с самого начала отождествляют собой образ роковой судьбы, а хоровые мажорные песнопения — томление духа, противоречие между ними и есть смысл текста немецкого поэта Иоганна Фридриха Гёльдерлина. Капелла Юрлова основательно поработала над сочетанием мужских и женских голосов, причудливо переплетаемых в партитуре Брамса. Мажорные флейты и тромбоны «Новой России» снова возвращают в мир жизнелюбия, но литавры снова грозно триолят, возвращая к теме неизбежноого противоречия жизни между предопределенностью и тщетными людскими усилиями. Невероятной силы исполнение.

Юрий Башмет и «Новая Россия»
Юрий Башмет и «Новая Россия»

Надо упомянуть, что у концерта есть и световая партитура, тонкая и деликатная. На заднике — светодиодные экраны, транслирующие нечто вроде морских волн и взаимопревращений в природе, ко второй половине добавился еще и звук морских волн. А посреди оркестра возвышаются световые столбы, транслирующие свою эмоциональную повестку. На зрителей же и даже на потолок зала льются волны особенного голубого света: то ли снег, то ли дождь. Это очень атмосферно.

Затем зазвучала редкая транскрипция Adagietto из Пятой симфонии Малера для скрипки с оркестром в исполнении Вадима Репина. Такое мне довелось услышать впервые, хотя для альта слышать все-таки доводилось. Репин в этом замедленном фа-мажоре расчерчивал свои молнии аки демиург, прибавляя бесовской сладости на вспыхивающих литаврах. А то и вовсе тянул на одной ноте, окрашивая ее штрихами и вибрациями. «Новая Россия» отвечала сполохами и сосредоточенными струнными группами.

Юрий Башмет и Вадим Репин
Юрий Башмет и Вадим Репин

Дочь маэстро, замечательная пианистка Ксения Башмет исполнила какую-то свою особенную версию Концерта №1 для фортепиано с оркестром Прокофьева, которую просто невозможно было узнать. Очень по-бриттеновски.

Сопрано Ольга Бородина спела две песни из цикла Шостаковича «Сон» и «Звеззочки». Редко доводится это слушать. Роскошный голос.

Ольга Бородина и Юрий Башмет
Ольга Бородина и Юрий Башмет

Затем оркестр Башмета откуда-то вынес вообще никому неизвестную »Рапсодию» Турина. И закончил «Вальсом» Равеля.

Но все это было днем рождения Юрия Башмета.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО и Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

15/11/2019 - 05:29   Classic   Концерты
На Исторической сцене Большого театра состоялся Оперный бал Елены Образцовой к 80-летию со дня рождения великой певицы.

В этом году он был не просто гала-концертом знаменитостей к юбилею, а огромным праздником оперного театра, где воедино слились его мощь и лирическая проникновенность. Над ним трудились автор сценария Григорий Шестаков, режиссер-постановщик Сергей Широков, художник-постановщик Сергей Грачев, художник по свету Антон Поморев, графическое оформление Артема Израилова. Вел концерт прославленный Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского (худрук и гл. дирижер Владимир Федосеев) п/у Александра Соловьева и Дмитрия Корчака. Генеральный продюсер Наталья Игнатенко, гендиректор Благотворительного фонда Елены Образцовой. На Оперный бал съехались прославленные певцы и молодые вокалисты, лауреаты конкурсов Образцовой и ее Благотворительного фонда из разных стран и континентов.

Елена Образцова
Елена Образцова

Начался вечер с романса Графини из «Пиковой дамы» П. Чайковского в исполнении Елены Образцовой. Его сменили Полонез и сцена Марины Мнишек и Самозванца из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Именно в партии Марины Мнишек состоялся дебют Елены Васильевны на сцене Большого театра. После своего успешного выступления она стала солисткой первого театра страны. В концерте партии Марины и Самозванца исполнили солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук и солист Красноярского театра оперы и балета им. Д. Хворостовского Михаил Пирогов. Психологически точной и вокально безупречной в арии Любаши из оперы Римского-Корсакова была солистка Мариинского Ольга Бородина. Жаль, что замечательная сопрано Любовь Петрова, приглашенная солистка «Метрополитен-Опера» спела только небольшую арию Лауреатты из оперы Пуччини «Джанни Скикки». Так бедно сложился ее репертуар в этом концерте.

Оперный бал Елены Образцовой
Ольга Бородина

Затем прошли два фрагмента из «Богемы» Пуччини: ария Рудольфа и дуэт Мими и Рудольфа из первого акта в исполнении итальянского тенора Франческо Демуро и российской оперной солистки, поющей по всему миру, Вероники Джиоевой. Тенор средний, но теноровый дефицит делает его востребованным. Вероника, обладательница очень красивого сопрано, была хороша и в дуэте, и в арии Маддалены из оперы Джордано «Андое Шенье», которую Вероника спела во втором отделении. Дирижера Александра Соловьева, который открыл юбилейный концерт, сменил Дмитрий Корчак, действующий тенор, успешно начинающий дирижерскую карьеру.

Оперный бал Елены Образцовой
Лео Нуччи и Нина Минасян

Очень порадовали две молодые певицы. Барочная исполнительница Юлия Лежнева, которую знают и любят во всем мире. Ее любила и Елена Васильевна. Она стала лауреатом Гран-при двух конкурсов Образцовой: юных вокалистов и молодых оперных певцов. Постепенно Юля расширяет барочный репертуар. Моцарт в ее исполнении звучит очень стильно и красиво. В концерте она исполнила арию Констанцы из оперы Вивальди «Гризельда». Выпускница Молодежной оперной программы Большого театра Василиса Бержанская, очень яркая певица. Ее тоже любила Елена Васильевна даже в тот период, когда Василису преследовали разные вокальные неудачи, она верила в ее успешную карьеру. Оперная примадонна была права. Сейчас Василиса - лауреат многочисленных престижных конкурсов, она солистка Немецкой оперы в Берлине, поет и на других зарубежных сценах. Арию ее Елены из оперы Россини «Дева озера» зрители приняли с восторгом. Своими стремительными «до» очаровал публику американский тенор Лоуренс Браунли в знаменитой арии Тонио из «Дочери полка» Доницетти.

Далее концерт был отдан во власть «Аиды» Верди. Партия Амнерис была одной из любимых у Елены Образцовой. Сначала прозвучала Сцена Аиды и Амнерис в прекрасном исполнении двух мировых звезд Марии Гулегиной – Аида и Екатерины Семенчук – Амнерис. Финал 2 акта «Аиды» завершил первое отделение концерта. Здесь устроителей подвела Государственная хоровая капелла России им. А. Юрлова (худрук и гл. дирижер Геннадий Дмитряк). Коллектив не театральный, не знающий свою партию в «Аиде». Занятый своими концертами, хор не успел выучить материал, а тем более отрепетировать его с оркестром БСО им. Чайковского и с солистами. Все было очень громко и топорно, солистов вообще не было слышно. К большому сожалению, в финале была нарушена гармония музыки и театра, так счастлива найденная постановщиками. Оглушенные грохотом, зрители ринулись в залы, где красовалась замечательная выставка, подготовленная Большим театром и Благотворительным фондом Елены Образцовой к 80-летию со дня рождения певицы.

Оперный бал Елены Образцовой
Мария Гулегина

К счастью, второе отделение было совсем другим, снова вернувшим зрителей в мир музыки и театра мировой примадонны. В нем было много исполнительских шедевров. Открыл его оркестр Вальсом Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель», изящно и красиво исполненным артистами миманса Большого театра. Затем прозвучал первый шедевр – Ольга Бородина представила фрагмент «Земля моя златая!» из поэмы Свиридова «Отчалившая Русь» в сопровождении Георгия Хачикяна (фортепиано) и Александра Болдачева (арфа). Затем настала очередь оперы Бизе «Кармен». Антракт к 4 действию исполнили оркестр и артисты миманса, Цыганскую песню – Екатерина Семенчук и Куплеты Эскамильо – Виталий Билый с артистами хора. Тут свершился второй шедевр – Мария Гулегина блестяще спела труднейшую арию Леди Макбет из одноименной оперы Верди. В концерте участвовал старейший баритон Лео Нуччи, который с невероятным актерским темпераментом спел арию Риголетто из одноименной оперы Верди. Волшебство театра он продолжил вместе с молодой певицей, выпускницей Молодежной оперной программы Большого театра Ниной Минасян. Они не просто спели, а прожили сцену и дуэт Риголетто и Джильды. Это было настолько ярко вокально и актерски, что зал устроил певцам заслуженную овацию. Неожиданно и прекрасно исполнил предсмертную арию Каварадосси непревзойденный трубач, солист плетневского оркестра Владислав Лаврик. После нее очень органично слушалась и до слез тронула ария, ее еще называют «Молитвой», Тоски в исполнении Марии Гулегиной.

После всех исполнительских шедевров постановщики нашли точное место для Сцены Шарлотты и Вертера из одноименной оперы Массне в исполнении Елены Образцовой и сегодняшнего солиста Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимира Дмитрука. Планировалось, что потом прозвучит ария Вертера в его исполнении. Но не случилось, а жаль, Вертер - это абсолютный материал певца. Последующее Интермеццо из «Сельской чести» Масканьи подготовило атмосферу для размышлений Елены Образцовой «Что такое Театр?», которые точно в стиле Елены Васильевны прочитала актриса Вера Бабичева. И закончился Оперный бал Елены Образцовой хором «Славься!» из оперы Глинки «Жизнь за царя» , который исполнили оркестр, хор и все участники концерта во главе с дирижером Александром Соловьевым.

Елизавета ДЮКИНА

Еще одно мнение о концерте можно прочитать здесь.