Даниил Трифонов

03/07/2020 - 15:00   Классическая музыка   Новости
Премьеры ранних произведений Дмитрия Шостаковича представят 5 июля на YouTube-канале лейбла Deutsche Grammophon.

Изначально они должны были прозвучать на фестивале «Дни Шостаковича» в саксонском городе Гориш, однако мероприятие решили отменить.

В записи произведения исполнят три российских пианиста. Так, Дмитрий Маслеев сыграет в зале Чайковского в Москве, Даниил Трифонов — в американском Гринвиче, а Юлианна Авдеева в отеле Альбертсхоф, где композитор сочинил один из струнных квартетов.

Даниил Трифонов
Даниил Трифонов

Среди премьер — «Прелюдия и фуга» до диез минор, «Скерцо» и шесть фортепианных пьес 1918–1920 годов. Всего на виртуальном концерте «Shostakovich — Discoveries» прозвучат девять сочинений, которые никогда ещё не исполняли перед широкой публикой.

07/03/2019 - 14:44   Классическая музыка   Новости
С 7 по 16 марта Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра гастролируют в Испании, куда музыканты отправятся сразу по завершении выступлений в Лондоне.

Первый концерт гастрольного тура состоится 7 марта в Овьедо на сцене Большого зала Конгресс-центра принца Филиппа. В программе — прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси, симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса и Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Рахманинова, солировать в котором будет лауреат XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, пианист Даниил Трифонов.

Валерий Гергиев
Валерий Гергиев

На следующий день музыканты выступят в Концертном зале города Аликанте, где прозвучит Симфония №8 Антона Брукнера. 9 марта Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева даст концерт на сцене зала Iturbi Дворца музыки Валенсии. В программе — вступление к I действию оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, Симфония №5 Петра Чайковского и Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Рахманинова. Солист — Даниил Трифонов.

10 марта в Зале имени Шавье Монтсальватже Дворца конгрессов Жироны будут исполнены Симфония №8 («Неоконченная») Франца Шуберта, а также при участии хора Orfeó Català — кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева.

Затем Даниил Трифонов и Симфонический оркестр Мариинского театра дважды выступят под управлением Валерия Гергиева на весеннем фестивале Barcelona Obertura. 11 марта в концертном зале «Аудиториум» вновь будет исполнен Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Рахманинова, во второй части вечера прозвучит Симфония №5 Густава Малера. На следующий день во Дворце каталонской музыки будет представлена программа из сочинений русских композиторов: кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева и Концерт для фортепиано с оркестром Александра Скрябина.

14 марта Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступит в испанской столице. В Национальной концертной аудитории Мадрида прозвучит прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси, Симфония №5 Густава Малера, Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Рахманинова. Солист — Даниил Трифонов.

Также Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Рахманинова прозвучит в исполнении Даниила Трифонова и Симфонического оркестра Мариинского театра в Концертном зале Сарагосы 15 марта. Программу дополнят симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса и фрагменты из музыки балета «Золушка» Сергея Прокофьева. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.

Завершит гастрольный тур выступление в Большом концертном зале Дворца конгрессов Наварры Baluarte (Памплона), где при участии солистов оперной труппы Мариинского театра и хора Orfeón Pamplonés прозвучит драматическая легенда «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза. Вокальные партии исполнят: Александр Михайлов (Фауст), Юлия Маточкина (Маргарита), Михаил Петренко (Мефистофель), Олег Сычев (Брандер).

12/10/2018 - 11:17   Классическая музыка   Новости
Российский пианист, недавний лауреат «Грэмми» Даниил Трифонов выпустил новый альбом «Destination Rachmaninov: Departure», посвященный музыке Сергея Рахманинова.

Работа над альбом велась четыре года совместно с филадельфийским оркестром под управлением Янника Незе-Сегена. В «Destination Rachmaninov: Departure» вошли второй и четвертый концерты Рахманинова, а также баховские транскрипции. Даниил Трифонов планирует выпустить диск с первым и третьим фортепианными концертами Рахманинова в следующем году.

Быстрый поиск:
09/09/2018 - 04:03   Классическая музыка   Концерты
Концертом оркестра Гергиева с участием российских мировых звезд открылся новый концертный зал «Зарядье» в одноименном парке Москвы.

На открытие зала прибыли президент РФ Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев и мэр Москвы Сергей Собянин. Вход в зал был только по пригласительным, в числе публики можно было видеть известных политиков, деятелей культуры, телезвезд и иных заслуженных, на усмотрение правительства Москвы, людей. Из людей культуры в зале были замечены Ольга Ростропович, Владимир Федосеев, Александр Соколов, Родион Щедрин, Алексей Шалашов, Игорь Золотовицкий, Дмитрий Сибирцев, Дмитрий Бертман, Ирина Апексимова, Юрий Грымов, Игорь Бутман, Галина Волчек и др.

Концертный зал «Зарядье»
Концертный зал «Зарядье»

Интересно, что прямую телетрансляцию вели только иностранные (!) вещатели — французский канал Mezzo и веб-канал Medici.tv. Российский телеканал «Культура» показал концерт открытия фактически по его завершению, спустя два часа после начала, в урезанном виде, не постеснявшись поставить плашку «прямой эфир». А канал «Россия-1» показал его и вовсе только после полуночи, но в HD-качестве. Российский монтаж трансляции, по сравнению с Mezzo, включил в себя интенсивный показ высокопоставленных чиновников и священников между каждым из номеров программы.

Перед началом концерта Владимира Путина и других чиновников провели по помещениям нового зала с экскурсией. В итоге экскурсия затянулась, и примерно на 20 минут начало концерта задержалось. В своей речи президент РФ больше половины времени посвятил агитации за мэра Собянина (это незаконно в «день тишины» перед выборами, но Мосгоризбирком уже спешно заявил, что «не увидел признаков незаконной агитации»). О том же, что касается именно музыки, Владимир Путин сказал следующее:

«Это настоящий подарок жителям и гостям нашей столицы в день города. Этот зал призван стать сердцем и душой уникального парка в самом сердце нашей столицы. Модест Мусоргский посвятил Зарядью удивительную по красоту увертюру «Рассвет на Москве-реке». Сегодня, как я знаю, она прозвучит в этом зале, построенном при помощи самых передовых технологических, технических и архитектурных достижений. «Зарядье» - в полном смысле музыкальный комплекс будущего. Я от всей души хочу поблагодарить вас за появление этого великолепного концертного зала. Убежден, что он сыграет значимую, значительную роль в укреплении за Москвой статуса одной из ведущих музыкальных столиц нашей планеты. Зал «Зарядье» уже стал частью единого культурного, творческого, просветительского пространства Москвы. Эта площадка призвана знакомить москвичей и гостей нашей столицы с выдающимися исполнителями и произведениями искусства, открывать новые имена и новые таланты, которыми так славится и так гордится Россия. Важно, чтобы яркие интересные концерты посещали люди со всех уголков нашей страны и из-за рубежа. Чтобы музыка помогала нашим гостям лучше понять Россию. Такой концертный комплекс мирового уровня мог быть создан только в городе, который постоянно развивается. Искренне желаю, чтобы музыка, которая будет звучать в этом прекрасном зале, объединяла всех людей, наполняла их нравственной энергией, вдохновляла на добрые помыслы, поступки и свершения».

В новом концертном комплексе имеется два зала: большой – на 1 560 мест и малый для репетиций и небольших постановок – на 400 мест. Особенностью концертного зала являются его фасад и крыша. Фасад здания вмонтирован в холм, который стал частью открытого амфитеатра, а «открытая» часть с Китайгородского проезда – стеклянная, во всю высоту. Сверху здание концертного зала накрыто светопрозрачной конструкцией под которой находится одна из прогулочных зон парка и большой амфитеатр. Общая площадь комплекса составляет более 25 тыс. кв. м.

Новый концертный зал станет московской резиденцией Валерия Гергиева, по сути, вслед за Владикавказом и Владивостоком. Этот факт был подчеркнут и самим Путиным, и программой концерта открытия. С учетом, что ни у одного московского дирижера нет подобных плацдармов в Санкт-Петербурге и других регионах, можно говорить, что Валерий Абисалович официально признан властями дирижером №1 в России.

Весь вечер на арене царил Валерий Гергиев, оркестр и хор Мариинского театра. Надо сказать, что их работа — безупречна. Оркестр прозвучал темперированно, ровно по всем группам, и восхитительно детализированно. Это действительно, возможно, лучший сегодня оркестр в России. Хор показал отменную выучку.

Концерт открылся обещанной Путиным увертюрой Мусоргского к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Прозвучало по-питерски сдержанно… «Торжественная увертюра» Родиона Щедрина была поистине торжественна, как и подобает. Сопрано Альбина Шагимуратова, ныне поющая в Татарской опере, с грудными оттенками и большим запасом пропела арию Людмилы из «Руслан и Людмила» Глинки. Бас Ильдар Абдразаков, много работавший с Гергиевым, продемонстрировал объемный превосходно обработанный вокал без малейших технических изъянов в сцене коронации оперы «Борис Годунов» Мусоргского (ее очень любили российские самодержцы) — прекрасное легато и широкое дыхание.

Полноценный концерт дали внутри концерта оба пианиста. Российский феномен Даниил Трифонов восхитительно сыграл «Рапсодию на тему Паганини» (публика «по приглашениям» выдала себя аплодисментами между частями, после чего Гергиев стал другие части играть чуть не затактом), - он сыграл ее как эмоциональный монолог, даже не поднимая темпа. Денис Мацуев взялся за свой любимый из Шостаковича концерт №1 с трубачом Тимуром Мартыновым. Играл залихватски и эффектно.

Анна Нетребко перед выходом на сцену
Анна Нетребко перед выходом на сцену

Анна Нетребко пела арию Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова в чепчике в духе «Марфы Васильевны» из известного фильма, и весьма изысканном платье. Ее сопрано — победоносно. Ее вызвали на бис во второй раз. Единственным не совсем «российским» музыкантом на концерте оказался израильский знаменитый скрипач Пинхас Цукерман, но именно в его исполнении Меланхолическая серенада Петра Чайковского особенно выразительна с оркестром Гергиева. Да и сам оркестр сыграл еще одну сцену из «Хованщины» и «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» Мусоргского (вообще-то речь о киевской архитектуре) весьма выразительно и тонко.

По первому концерту судить сложно, но большой зал для академической музыки в Москве действительно крайне необходим. Мы пока не увидели его чудес трансформации, но они заявлены. Можно точно утверждать, что для телетрансляций академической музыки этот зал уже идеален (особенно если их будет делать Mezzo, как сейчас). Афиша на начало сезона уже сформирована, но всех всех ответов на вопросы о видении Гергиевым этого зала пока не дает. Архитектура зала напоминает Парижскую филармонию, а наличие зрительских мест за спинами музыкантов — Дом музыки. Это действительно приличный комфортный зал с отличной акустикой и роялями Steinway&Sons, а ее возможные недостатки выявятся уже только в повседневной концертной деятельности.

Вадим ПОНОМАРЕВ

29/01/2018 - 10:26   Классическая музыка   Новости
Российский пианист Даниил Трифонов завоевал награду американской Академии звукозаписи "Грэмми" в категории "Лучшее инструментальное соло".

Объявление лауреатов 60-й, юбилейной "Грэмми" состоялось в воскресенье. В этом году церемония проходила в Нью-Йорке.

Даниил Трифонов
Даниил Трифонов

Даниил Трифонов, которому в марте исполняется 27 лет — лауреат многочисленных конкурсов и премий. "Грэмми" он завоевал за альбом Transcendental. В этой категории на награду также претендовали американский пианист Мюррей Перайя, британец Стивен Иссерлис, шведский музыкант Мария Леттберг и немецкий скрипач Франк Петер Циммерман.

Быстрый поиск:
19/04/2016 - 03:56   Классическая музыка   Концерты
Три года проводит Юрий Башмет свой фестиваль в небольшом венецианском городке Конельяно.

И вот в БЗК прошел первый московский концерт фестиваля — своеобразная презентация. Приехали добродушный глава провинции и молчаливый глава города, концерт спонсировал ведущий дистрибьютор знаменитых игристых вин Просекко в России, - словом, полноценная презентация фестиваля, о котором пока мало знают в России.

На пресс-конференции
На пресс-конференции

Эти три года были довольно трудные. В конце концов, население Конельяно составляет всего 35 тысяч человек, и даже несмотря на туризм, привлечь звезд академической музыки смог только вездесущий Башмет. «Там особая атмосфера, - рассказал он на пресс-конференции. - Жарко, много прекрасного вина, и мы играем в исторических особняках. Иногда это дает любопытные результаты — из-за жары музыканты могут играть быстрее, и с традиционными произведениями Баха при убыстрении происходят чудеса — совершенно новые прочтения».

Любопытно, что в Конельяно круглый год идет винный фестиваль, но большинство участников — местная самодеятельность и ресторанные эксперты. Об уровне звезд фестиваля «Дорогами Просекко» - Башмет, Борисоглебский, Мерчелли, Рудин, Вадим Репин, Цзин Чжао и др. - ранее венецианскому курорту приходилось только мечтать. Зато на 35 тысяч населения в Конельяно есть десятки хоров, а хор «Голоса Конельяно» Башмет уже привозил в Россию на Сочинский зимний фестиваль.

Привез и в Москву. Программу презентации фестиваля Башмет поделил пополам — первое отделение из мировой классики (Бах, Чайковский и Шнитке), второе — из итальянцев (Нино Рота и Антонио Вивальди). Участие «Солистов Москвы» п/у самого Башмета качество гарантировало, так что зал БЗК был полон.

Александр Соколов вручает награду
Александр Соколов вручает награду

Перед началом концерта ректор МГК Александр Соколов вручил Башмету памятную награду в честь 150-летия Московской консерватории, напомнив, что консерватория гордится своим выпускником и нынешним профессором. А Башмет сказал, что гордится консерваторией, и удивлен, что консерватория гордится им...

Награда
Награда

И все же Башмет хотел удивлять. «Тройной» концерт Баха для скрипок с оркестром он отдал трем очень заметным молодым — Кирилл Кравцов, Арина Шевлякова, Артем Котов, - и не прогадал. Чуткой дирижерской рукой он предупреждал их от неуместного конкурирования, и точно расставлял акценты. Шевлякова была чуть более эмоциональна, но в целом сложилась весьма равновесная картинка в этом играном-переигранном баховском шедевре.

Кирилл Кравцов, Арина Шевлякова, Артем Котов
Кирилл Кравцов, Арина Шевлякова, Артем Котов

«Ноктюрн» Чайковского как только не исполняли — солировала виолончель, солировала скрипка… Башмет решил солировать альтом, и это даже не переложение — точных указаний в архивах не сохранилось. Тягучий мечтательный тембр Башмета получает развитие через опевания к кульминации, Башмет надрывно играет мотивы-вздохи, и взрывно — форшлаги. Пожалуй, теперь альтистам стоит записать в репертуар и «Ноктюрн»…

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Зал ждал Даниила Трифонова. Излишне говорить о том, что Трифонов — самый многообещающий молодой пианист России. А вот Шнитке, и конкретно его Концерт для фортепиано и струнных, ему довелось играть впервые в жизни. Сказать, что Трифонов волновался — не сказать ничего. Одно из лучших произведений Шнитке построено на медитативном потоке психической энергии (банально, но - факт), сорваться легче легкого. Однако Трифонов предстал пред публикой бородатым и в толстых очках, много старше своего возраста, и ввинтил в рояль БЗК какое-то невероятное количество энергии. Подвох концерта в оригинальном сочетании вариаций — сонатная форма расшатывается диссонирующими и остинантными аккордами, мимолетно возникает хорал, и сквозь шаткий ноктюрн на хроматическом фоне возникает мультяшное приджазованное скерцо, завершаясь почти колокольным звоном. Трифонов играл самоотверженно. Он сыпал рельефными пассажами, будто шаман. Он совершенно четко понимал, что за вариацию он играет. Из тысяч возможностей окукливания хроматики он выбирал только неистовые, метафизические, вбирая в себя гнев разума, компьютерное пересчитывание вариантов и холодный поток сознания. Это было, без сомнения, выдающееся исполнение. И сам Трифонов прыгал от радости...

Даниил Трифонов
Даниил Трифонов

После антракта началась «итальянская» программа. В общем, Нино Рота настолько выдающийся кинокомпозитор, что вряд ли ему нужна слава еще и просто композитора. «Солисты Москвы» смогли чутко донести шестидесятнические видения романтизма Рота, но Концерт для струнного оркестра напомнил лишь некоторые удачные находки Рота в великих фильмах Феллини, не более.

Иное дело - «Глория» Вивальди. В 2013 году на Зимнем фестивале Башмета в Сочи великую Gloria пел все тот же хор Канельяно, а солировали Кристина Мхитарян и Юлия Мазурова. Теперь солировали Ольга Кульчинская (ставшая уже солисткой Большого) и ростовская прима Евгения Асанова. И это была совершенно другая трактовка! Напомним, что в Gloria Вивальди использовал часть мессы, отправляясь от ликования и прославления Христа к аффектированной скорби, а затем к благообразной двойной фуге. Дело в акцентах. Так вот, хор Канельяно пел почти точно так же, «Солисты Москвы» держали гибкий нейтралитет, а вот Кульчинская и Асанова предпочли светлую сторону. Они пели не то, чтобы улыбаясь, но на полуулыбке. Они купались в торжестве. Это была белая месса, а не черная. И пожалуй, это было более адекватно — радоваться торжеству христианских ценностей более естественно, чем горевать. Жизнерадостная красавица Ольга Кульчинская все равно напоминала свою Марфу из Большого, но мотивы для ее радости выглядели куда более значимыми. Евгения Асанова крайне педантично интонировала, и технически слушалась почти безупречно.

«Солисты Москвы», Евгения Асанова, Ольга Кульчинская и Юрий Башмет
«Солисты Москвы», Евгения Асанова, Ольга Кульчинская и Юрий Башмет

Фестиваль «Дорогами Просекко» представил Москве образ того внеграничного торжества искусств, что может случиться в любом уголке земного шара. Италия — лишь точка перемещения. Туда могут приехать русские туристы, там есть невероятной красоты исторические особняки Бог весть какого века, - но оживляют природные пейзажи именно музыканты высочайшего исполнительского класса. Что и доказал Юрий Башмет.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил Брацило

21/10/2015 - 06:43   Классическая музыка   Рецензии
Соединить вариации Рахманинова на темы Паганини, Шопена, Корелли и собственную сюиту Rachmaniana — смело, дерзко. Именно то, что ждут от самого, пожалуй, многообещающего молодого русского пианиста в мире.

CD. Deutsche Grammophon / Universal Music Russia, 2015.
Жанр: академическая музыка.

Взлет Трифонова был действительно невероятен. В 2011 году Даниил взял Гран-при, первую премию и Золотую медаль, а также призы зрительских симпатий и лучшее исполнение концерта с камерным оркестром на конкурсе Чайковского. Конкурсом как раз начал рулить Гергиев. Но и до этого у Трифонова были призы в Вене, Варшаве и Тель-Авиве. А после дебюта в Карнеги-Холле он получил ангажемент в Deutsche Grammophon, который называет своей главной победой в жизни. И это, наверное, так.

Даниил Трифонов — Вариации Рахманинова (The Philadelphia Orchestra)
Даниил Трифонов — Вариации Рахманинова (The Philadelphia Orchestra)

Даниил Трифонов уже сыграл не только с Гергиевым, но и с Плетневым, Вита, Мена, Мунг-Вун Чунг, Темиркановым, да и просто со всеми великими оркестрами мира на всех престижнейших площадках мира. «... В его игре есть абсолютно все, и даже больше. Его техника просто невероятна. Его туше превосходно – в нем есть и нежность, и демонизм. Я никогда не слышала ничего подобного», - признавалась Марта Аргерих.

Романтизм Рахманинова как нельзя лучше пришелся к виртуозности и элегантной форме энергии Трифонова. Он энергичен, легок, в меру назойлив, и нежен и демоничен одновременно. В его исполнении Рахманинов выглядит настоящим романтическим гигантом, которого случайно восприняли чересчур серьезно.

Он абсолютно органически подхватывает Филадельфийский оркестр под управлением Янника Незе-Сегена, который порхает над темами Паганини или Шопена, словно ласточка. И длит, длит те страстные порхания над разбитыми сердцами. Фраза звучит гораздо грубее, чем итерации Трифонова. В переборах молодого пианиста чувствуется и уважение к тем самым пианистическим традициям, и эмоциональная правдивость, и структурная целостность, и даже экстравагантная бравада (особенно в Корелли). Органичность искупает все.

Собственно, нельзя не сказать о Rachmaniana. Пятичастная сюита — тонкая стилизация, дань уважения к великому пианисту. Трифонов не стесняется экспрессии, стремится к прозрачности — и побеждает. Нижегородский вундеркинд сумел создать произведение, в котором слышится голос Рахманинова, его узнаваемые с лету мелизмы и легкость. Собственно, легкость и округлость звука стали фирменным брендом самого Трифонова, что говорит о громадном будущем самого пианиста. Возможно, это самый перспективный русский пианист последних лет, - и очень хотелось бы услышать его исполнения Шнитке, Губайдулиной, Баха, наконец. Неистовая фантазия и разумная интроспективность Трифонова сулят немало удивлений.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

19/06/2014 - 03:15   Классическая музыка   Интервью
Пианист Даниил Трифонов считает, что критика должна быть главным локомотивом движения артиста.

Пианист Даниил Трифонов выступил в Воронеже в рамках Четвертого Платоновского фестиваля искусств с программой, которую он играл в течение нынешнего сезона (Игорь Стравинский, Клод Дебюсси, Морис Равель в первом отделении и «Симфонические этюды» Роберта Шумана во втором). Перед концертом Даниил Трифонов пообщался с журналистами.

Даниил Трифонов
Даниил Трифонов

- После победы в конкурсах имени Шопена, Чайковского, Рубинштейна критика обрушилась на вас похвалой. Вам не мешает весь этот шквал эпитетов?

- Критика должна быть главным локомотивом движения артиста. У меня насыщенный график, большую часть времени посвящаю музыке. Хотелось бы еще научиться играть на органе. Довольно редко читаю то, что обо мне пишут. Любое высказывание нужно пропускать через призму самокритики. И нужно держать уши начеку во время занятий и выступлений, и все время находить новые пути. Самокритика должна быть на первом месте у исполнителя.

- Даниил, вы молоды и уже востребованы. К чему еще можно стремиться?

- Разучиваю новые программы. Сочиняю музыку, недавно была премьера моего фортепьянного концерта в Кливленде, где я учусь (Кливлендский институт музыки). Основной акцент у меня на новом репертуаре. В следующем сезоне включил в программу Бетховена, Листа, Баха. …Мое сердце принадлежит классической музыке.

- Приходилось выступать в экстремальных условиях?

- Однажды играл концерт в темноте в городе Гилфорд, недалеко от Лондона. Там открывался новый зал, с Лондонским симфоническим оркестром и маэстро Гергиевым. Во время разработки первой части Первого концерта Чайковского погас свет. Но оркестранты не прекратили играть, мы закончили первую часть. В струнной группе сидящие слева подсвечивали ноты тем, кто сидел справа. Я приноровился играть в темноте, потом маэстро Гергиев подсветил мне телефоном. Я думал, что придется остановить исполнение, но после нескольких секунд адаптации все почувствовали себя естественно.

- Что еще делаете в свободное время?

- Интересно открывать новые города, черпать вдохновение из длительных походов. Огромное удовольствие получаю от выставок. При насыщенном графике важно следить за здоровьем – для меня это йога, цигун, плавание. Все это помогает снять напряжение, которое накапливается в верхней части спины, что актуально для пианистов.

- Чьи концерты посещаете как зритель?

- Вчера посетил фестивальный концерт. Но основную часть музыки слушаю в записях.

- Принято считать, что аудитория поклонников классической музыки - более старшего поколения. Как вы себя ощущаете в этой среде?

- Нужно находить общий язык с любой публикой. Самая молодая аудитория была на моем концерте в Южной Корее. В любой стране время от времени случается бум на классическую музыку. Сейчас он в Китае. Надеюсь, он коснется и других стран мира.

Даниил Трифонов
Даниил Трифонов

- Как привлечь молодых слушателей в филармонию на концерт классической музыки?

- Классическая музыка интересна интеллигенции и людям, интересующимся искусством. В США провели исследование. Люди отвечали на вопрос: «Что в первую очередь приводит зрителя на концерт?». На первом месте – солист, затем оркестр, дирижер и только потом программа.

- Есть разница в обучении в России и в Америке?

- В Гнесинской десятилетке, где я учился, огромное внимание уделялось теории музыки и сольфеджио. И в Кливленде четырехгодичная программа по этому предмету мной была сдана сразу.

- Даниил, а есть композитор, к которому вы не осмеливаетесь приблизиться?

- Я еще пока совсем мало играл Брамса. Он входит в будущие планы. Брамс и Бетховен – это тот мир, к которому нужно подготовиться.

- Чувствуете, что вам нужно заниматься пиаром?

- Нет, все внимание у меня сосредоточено на программе.

- Михаил Плетнев в Воронеже выступал со своим роялем. Это оправданно? А вам удобно в каждом городе играть на новом инструменте?

- Известны случаи и того, и другого. Со своим роялем, как правило, путешествуют музыканты в более поздней части своей карьеры. Для молодых более оправданно постоянно играть на новых инструментах, чтобы уметь находить новые краски. У каждого инструмента внутри своя личность. Необходимость найти ключ к каждому инструменту очень развивает исполнителя. Основная часть репетиции на это и уходит.

- Какой у вас график?

- Он расписан на несколько сезонов. Это лето немного более спокойное – отдохну, а потом мне необходимо учить новый репертуар. А дальше - Израиль, Швейцария, Германия, Франция, Великобритания, Италия.

Иван ТОЛСТОЙ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото автора