Пианист Даниил Трифонов выступил в Воронеже в рамках Четвертого Платоновского фестиваля искусств с программой, которую он играл в течение нынешнего сезона (Игорь Стравинский, Клод Дебюсси, Морис Равель в первом отделении и «Симфонические этюды» Роберта Шумана во втором). Перед концертом Даниил Трифонов пообщался с журналистами.
- После победы в конкурсах имени Шопена, Чайковского, Рубинштейна критика обрушилась на вас похвалой. Вам не мешает весь этот шквал эпитетов?
- Критика должна быть главным локомотивом движения артиста. У меня насыщенный график, большую часть времени посвящаю музыке. Хотелось бы еще научиться играть на органе. Довольно редко читаю то, что обо мне пишут. Любое высказывание нужно пропускать через призму самокритики. И нужно держать уши начеку во время занятий и выступлений, и все время находить новые пути. Самокритика должна быть на первом месте у исполнителя.
- Даниил, вы молоды и уже востребованы. К чему еще можно стремиться?
- Разучиваю новые программы. Сочиняю музыку, недавно была премьера моего фортепьянного концерта в Кливленде, где я учусь (Кливлендский институт музыки). Основной акцент у меня на новом репертуаре. В следующем сезоне включил в программу Бетховена, Листа, Баха. …Мое сердце принадлежит классической музыке.
- Приходилось выступать в экстремальных условиях?
- Однажды играл концерт в темноте в городе Гилфорд, недалеко от Лондона. Там открывался новый зал, с Лондонским симфоническим оркестром и маэстро Гергиевым. Во время разработки первой части Первого концерта Чайковского погас свет. Но оркестранты не прекратили играть, мы закончили первую часть. В струнной группе сидящие слева подсвечивали ноты тем, кто сидел справа. Я приноровился играть в темноте, потом маэстро Гергиев подсветил мне телефоном. Я думал, что придется остановить исполнение, но после нескольких секунд адаптации все почувствовали себя естественно.
- Что еще делаете в свободное время?
- Интересно открывать новые города, черпать вдохновение из длительных походов. Огромное удовольствие получаю от выставок. При насыщенном графике важно следить за здоровьем – для меня это йога, цигун, плавание. Все это помогает снять напряжение, которое накапливается в верхней части спины, что актуально для пианистов.
- Чьи концерты посещаете как зритель?
- Вчера посетил фестивальный концерт. Но основную часть музыки слушаю в записях.
- Принято считать, что аудитория поклонников классической музыки - более старшего поколения. Как вы себя ощущаете в этой среде?
- Нужно находить общий язык с любой публикой. Самая молодая аудитория была на моем концерте в Южной Корее. В любой стране время от времени случается бум на классическую музыку. Сейчас он в Китае. Надеюсь, он коснется и других стран мира.
- Как привлечь молодых слушателей в филармонию на концерт классической музыки?
- Классическая музыка интересна интеллигенции и людям, интересующимся искусством. В США провели исследование. Люди отвечали на вопрос: «Что в первую очередь приводит зрителя на концерт?». На первом месте – солист, затем оркестр, дирижер и только потом программа.
- Есть разница в обучении в России и в Америке?
- В Гнесинской десятилетке, где я учился, огромное внимание уделялось теории музыки и сольфеджио. И в Кливленде четырехгодичная программа по этому предмету мной была сдана сразу.
- Даниил, а есть композитор, к которому вы не осмеливаетесь приблизиться?
- Я еще пока совсем мало играл Брамса. Он входит в будущие планы. Брамс и Бетховен – это тот мир, к которому нужно подготовиться.
- Чувствуете, что вам нужно заниматься пиаром?
- Нет, все внимание у меня сосредоточено на программе.
- Михаил Плетнев в Воронеже выступал со своим роялем. Это оправданно? А вам удобно в каждом городе играть на новом инструменте?
- Известны случаи и того, и другого. Со своим роялем, как правило, путешествуют музыканты в более поздней части своей карьеры. Для молодых более оправданно постоянно играть на новых инструментах, чтобы уметь находить новые краски. У каждого инструмента внутри своя личность. Необходимость найти ключ к каждому инструменту очень развивает исполнителя. Основная часть репетиции на это и уходит.
- Какой у вас график?
- Он расписан на несколько сезонов. Это лето немного более спокойное – отдохну, а потом мне необходимо учить новый репертуар. А дальше - Израиль, Швейцария, Германия, Франция, Великобритания, Италия.
Иван ТОЛСТОЙ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото автора
Комменты