И вот в БЗК прошел первый московский концерт фестиваля — своеобразная презентация. Приехали добродушный глава провинции и молчаливый глава города, концерт спонсировал ведущий дистрибьютор знаменитых игристых вин Просекко в России, - словом, полноценная презентация фестиваля, о котором пока мало знают в России.
Эти три года были довольно трудные. В конце концов, население Конельяно составляет всего 35 тысяч человек, и даже несмотря на туризм, привлечь звезд академической музыки смог только вездесущий Башмет. «Там особая атмосфера, - рассказал он на пресс-конференции. - Жарко, много прекрасного вина, и мы играем в исторических особняках. Иногда это дает любопытные результаты — из-за жары музыканты могут играть быстрее, и с традиционными произведениями Баха при убыстрении происходят чудеса — совершенно новые прочтения».
Любопытно, что в Конельяно круглый год идет винный фестиваль, но большинство участников — местная самодеятельность и ресторанные эксперты. Об уровне звезд фестиваля «Дорогами Просекко» - Башмет, Борисоглебский, Мерчелли, Рудин, Вадим Репин, Цзин Чжао и др. - ранее венецианскому курорту приходилось только мечтать. Зато на 35 тысяч населения в Конельяно есть десятки хоров, а хор «Голоса Конельяно» Башмет уже привозил в Россию на Сочинский зимний фестиваль.
Привез и в Москву. Программу презентации фестиваля Башмет поделил пополам — первое отделение из мировой классики (Бах, Чайковский и Шнитке), второе — из итальянцев (Нино Рота и Антонио Вивальди). Участие «Солистов Москвы» п/у самого Башмета качество гарантировало, так что зал БЗК был полон.
Перед началом концерта ректор МГК Александр Соколов вручил Башмету памятную награду в честь 150-летия Московской консерватории, напомнив, что консерватория гордится своим выпускником и нынешним профессором. А Башмет сказал, что гордится консерваторией, и удивлен, что консерватория гордится им...
И все же Башмет хотел удивлять. «Тройной» концерт Баха для скрипок с оркестром он отдал трем очень заметным молодым — Кирилл Кравцов, Арина Шевлякова, Артем Котов, - и не прогадал. Чуткой дирижерской рукой он предупреждал их от неуместного конкурирования, и точно расставлял акценты. Шевлякова была чуть более эмоциональна, но в целом сложилась весьма равновесная картинка в этом играном-переигранном баховском шедевре.
«Ноктюрн» Чайковского как только не исполняли — солировала виолончель, солировала скрипка… Башмет решил солировать альтом, и это даже не переложение — точных указаний в архивах не сохранилось. Тягучий мечтательный тембр Башмета получает развитие через опевания к кульминации, Башмет надрывно играет мотивы-вздохи, и взрывно — форшлаги. Пожалуй, теперь альтистам стоит записать в репертуар и «Ноктюрн»…
Зал ждал Даниила Трифонова. Излишне говорить о том, что Трифонов — самый многообещающий молодой пианист России. А вот Шнитке, и конкретно его Концерт для фортепиано и струнных, ему довелось играть впервые в жизни. Сказать, что Трифонов волновался — не сказать ничего. Одно из лучших произведений Шнитке построено на медитативном потоке психической энергии (банально, но - факт), сорваться легче легкого. Однако Трифонов предстал пред публикой бородатым и в толстых очках, много старше своего возраста, и ввинтил в рояль БЗК какое-то невероятное количество энергии. Подвох концерта в оригинальном сочетании вариаций — сонатная форма расшатывается диссонирующими и остинантными аккордами, мимолетно возникает хорал, и сквозь шаткий ноктюрн на хроматическом фоне возникает мультяшное приджазованное скерцо, завершаясь почти колокольным звоном. Трифонов играл самоотверженно. Он сыпал рельефными пассажами, будто шаман. Он совершенно четко понимал, что за вариацию он играет. Из тысяч возможностей окукливания хроматики он выбирал только неистовые, метафизические, вбирая в себя гнев разума, компьютерное пересчитывание вариантов и холодный поток сознания. Это было, без сомнения, выдающееся исполнение. И сам Трифонов прыгал от радости...
После антракта началась «итальянская» программа. В общем, Нино Рота настолько выдающийся кинокомпозитор, что вряд ли ему нужна слава еще и просто композитора. «Солисты Москвы» смогли чутко донести шестидесятнические видения романтизма Рота, но Концерт для струнного оркестра напомнил лишь некоторые удачные находки Рота в великих фильмах Феллини, не более.
Иное дело - «Глория» Вивальди. В 2013 году на Зимнем фестивале Башмета в Сочи великую Gloria пел все тот же хор Канельяно, а солировали Кристина Мхитарян и Юлия Мазурова. Теперь солировали Ольга Кульчинская (ставшая уже солисткой Большого) и ростовская прима Евгения Асанова. И это была совершенно другая трактовка! Напомним, что в Gloria Вивальди использовал часть мессы, отправляясь от ликования и прославления Христа к аффектированной скорби, а затем к благообразной двойной фуге. Дело в акцентах. Так вот, хор Канельяно пел почти точно так же, «Солисты Москвы» держали гибкий нейтралитет, а вот Кульчинская и Асанова предпочли светлую сторону. Они пели не то, чтобы улыбаясь, но на полуулыбке. Они купались в торжестве. Это была белая месса, а не черная. И пожалуй, это было более адекватно — радоваться торжеству христианских ценностей более естественно, чем горевать. Жизнерадостная красавица Ольга Кульчинская все равно напоминала свою Марфу из Большого, но мотивы для ее радости выглядели куда более значимыми. Евгения Асанова крайне педантично интонировала, и технически слушалась почти безупречно.
Фестиваль «Дорогами Просекко» представил Москве образ того внеграничного торжества искусств, что может случиться в любом уголке земного шара. Италия — лишь точка перемещения. Туда могут приехать русские туристы, там есть невероятной красоты исторические особняки Бог весть какого века, - но оживляют природные пейзажи именно музыканты высочайшего исполнительского класса. Что и доказал Юрий Башмет.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил Брацило
Комменты