Юрий Башмет

17/01/2025 - 02:17   Classic   Концерты
Концертная программа VI Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве открылась необычным экспериментом: на одной сцене сошлись симфонический оркестр Юрия Башмета «Новая Россия» и академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, известный как «оркестр Темирканова». Концерт памяти Юрия Темирканова, конечно.

Входящих в зал им. Чайковского встречала представительная фотовыставка «Юрий Темирканов 1938 – 2023», где Юрий Темирканов предстал в разные периоды жизни и с огромным количеством знаковых музыкальных деятелей, начиная с того же Башмета и завершая редким кадром Юрия Хатуевича с пианистом Григорием Соколовым. Зрители всматривались в фотографии, находили для себя что-то новое или узнаваемое.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Тем временем за кулисами Юрий Башмет рассказывал о долгой истории знакомства, дружбы и творческого сотрудничества с Юрием Темиркановым. Искренне волновался, как пройдет концерт, как примет Заслуженный коллектив России его собственные трактовки того, что так часто и блистательно играл с ним Темирканов.

Рассадка двух оркестров
Рассадка двух оркестров

А я волновался, как сможет сцена зала им. Чайковского физически уместить сразу два симфонических оркестра. Когда музыканты начали рассаживаться на сцене, - стало понятнее. Оба оркестра были не в полном составе. Все группы перемешаны по двое: вот садится первая скрипка Питерской филармонии Лев Клычков с коллегой, а позади садится первая скрипка «Новой России» Андрей Поскробко с коллегой. И так во всех оркестровых группах. А во втором отделении, кстати, они вежливо поменялись местами.

Лев Клычков и Андрей Поскребко
Лев Клычков и Андрей Поскребко

Надо признать, что «Новую Россию» такая невольная конкуренция лицом к лицу с прославленным оркестром Темирканова порядком взбодрила. Настолько сосредоточенными при игре я давно их не видел. Хотя все эти произведения, - и сюиту из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» и Шестую симфонию Чайковского, - они играют давно и часто. Как и питерцы, впрочем.

Юрий Башмет до концерта говорил о важности «убедить» музыкантов Петербургской филармонии в его трактовках, напирая на авторитет указаний самого Чайковского в рукописях.

«Мы попросили ноты вперед, чтобы ознакомиться со штрихами и аппликатурой, принятыми в “Новой России” – все же мы ехали в гости. Я не предлагал ничего из того, что мы делаем в Петербурге, но должен сказать, что многое совпало, какие-то трактовки мне были очень интересны, с чем-то я мог не согласиться. И это нормальный творческий процесс», - в свою очередь, объяснял Лев Клычков.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского зазвучала скорее в «новороссийской» трактовке, - плавно, воздушно, без драматичности будто. Башмет именно так ее всегда и играет, ценя лиричность и романтику молодых влюбленных.

Сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева прозвучала не то, чтобы свежо, но кристально чистой по динамике. Даже не совсем понятно, как же питерские музыканты угадывали все эти тонкие посылы Башмета, - Темирканов тоже дирижировал всегда без палочки, но намного экспрессивнее Башмета. Юрий Абрамович в этом смысле мягче, у него порой просто мизинец чуть шелохнется в сторону меди, и те уже все всё понимают. Однако взаимопонимание между двумя оркестрами и дирижером получилось потрясающим.

Шестая «Патетическая» симфония Чайковского — одна из величайших вершин мировой музыки. Без особой патетики, несмотря на название. Солнечная, искрящаяся жизнелюбием, даже провозглашающая гимн жизни как таковой, и завершающаяся невероятно трагически при этом. Сыграно поистине восхитительно: тонко, изысканно, изящные штрихи струнных. Может быть, немного подвели медные в своих соло, и до обидного подкачали на самой коде литавры, - их вибраций чуть не хватило до конца хрипения контрабасов. В этом месте, помнится, Темирканов любил вообще выключать весь свет в зале Филармонии… Башмет тоже выдержал довольно томительную паузу, шевеля пальцами, - пока не повернулся к публике.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«С Юрием Абрамовичем Башметом у нас огромная история встреч. Он приезжал к нам и в качестве дирижера, и как солист. Юрий Хатуевич его приглашал с нами в поездки – мы выступали в Вене, в Музикферайне, и в Лондоне, в Альберт-холле, и много где еще. Сегодня мы сделали замечательный шаг навстречу друг другу и получили удовольствие от совместного творчества», - подытожил свои впечатления от концерта народный артист России, концертмейстер Заслуженного коллектива России Лев Клычков.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО и Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

13/01/2025 - 16:38   Classic   Интервью
Юрий Башмет поразмышлял на тему, мешали ли войны Бетховену или Штраусу, и почему музыка объединяет людей.

В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная проведению в Москве с 10 января по 9 февраля 2025 года VI Зимнего международного фестиваля искусств. О музыкальной и театральной программах фестиваля, его участниках, площадках проведения мероприятий рассказали артистический директор фестиваля, народный артист СССР, Герой труда РФ Юрий Башмет и генеральный директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко.

Дмитрий Гринченко обрисовал нынешний московский фестиваль Башмета в целом.

«Откроем фестиваль необычным совместным концертом «Оркестр двух столиц. Москва – Санкт-Петербург» с участием сразу двух оркестров: Заслуженный Коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Впервые в истории они объединятся в единый симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета, чтобы отдать дань памяти выдающегося дирижера, близкого друга Юрия Башмета – Юрия Хатуевича Темирканова. 100-летие Леонида Когана отпразднуем с большим количеством скрипачей, его будет вести Сергей Шакуров. Думаю, это будет необычный запоминающийся вечер. Вручим премию Шостаковича певцу Ильдару Абдразакову, программа от Глинки до Шостаковича. Программу дня рождения Башмета мы по-прежнему держим в секрете, - но это будет нежно-лирический вечер без антракта примерно на полтора часа. Юрий Абрамович будет создавать свои миры. Традиционно много спектаклей в программе этого фестиваля, впервые покажем проект с Игорем Костолевским в театре Гоголя. Камерные концерты в Башмет-центре посвящены 100-летию основателя квартета им. Бородина Валентину Александровичу Берлинскому, там насыщенная программа с участием Милы Берлинской в том числе».

Юрий Башмет рассказал про уже прошедший на днях в рамках фестиваля спектакль «Не покидай мою планету» во МХАТе с участием Константина Хабенского.

«Я очень рад, что легендарный спектакль «Не покидай мою планету» в шестой раз уже показан на фестивале. Никакой рекламы, и бесконечный аншлаг! Многие приходят на него по пять, даже по восемь раз. В этот раз показ совпал с днем рождения Константина Хабенского, и мы устроили для него небольшой сюрприз в финале. Спектакль не повторяется ни разу, всегда какие-то импровизации».

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Башмет признался, что волнуется перед объединенным концертом двух оркестров — питерской филармонии и «Новой России».

«Впервые мы объединимся в концерте памяти Юрия Темирканова. Мы с ним дружили, он талантливый и обаятельный человек. Много выступали вместе. Впервые посадим за один пульт концертмейстеров двух оркестров. В этой программе много соло разных инструментов, они будут сменяться, и это очень ответственная задача. У оркестра Санкт-Петербургской филармонии много традиций, идущих от еще Мравинского, и потом Темирканов многое придал своего. Шестую симфонию Чайковского они много и успешно играли. Опытным музыкантам сложно приказывать играть как-то иначе, их надо убедить. Надо отталкиваться от нот Чайковского, понимать, как хотел услышать свои произведения сам Чайковский. А потом уже вносить свои вольности. Я волнуюсь, получится ли, как это получится…»

Дмитрий Гринченко подчеркнул, что московский фестиваль не акцентирует внимание на множестве зарубежных участников в этот раз.

«В Москве не стоит задача привлечь много стран, в Москве скорее важно, кто стоит на сцене. А вот в Сочи в феврале мы привезем исполнителей из многих стран, поскольку фестиваль будет связан с культурой стран БРИКС. В Москве же в рамках фестиваля пройдет 17 концертов на 6 площадках».

Юрий Башмет рассказал, как идет подготовка к его многочисленным фестивалям.

«Мы заказываем произведения композиторам, потом смотрим, насколько они подходят нам. Спектакль «История любви» родился во МХАТе, там он и идет в рамках фестиваля. Интересно, что кого бы мы из драматических артистов или музыкантов не пригласили бы на фестиваль, все они соглашаются! И фестиваль нужен людям, - на концертах и спектаклях очень высокая посещаемость, много аншлагов».

Юрий Башмет порассуждал, как жили и творили в эпоху войн и катаклизмов великие композиторы.

«Я размышляю, мешали ли Баху или Моцарту ну не санкции, а войны, которые тогда шли. Бетховен писал свою симфонию как посвящение Наполеону, который был тогда реформатором. Когда уже окончил симфонию, Наполеон объявил себя императором. И Бетховен зачеркнул посвящение ему, теперь она называется Героическая симфония.

А мы сейчас на гастролях мы часто делаем так: вечером играем обычный концерт, а днем идем и играем для беженцев.

Чайковский писал балет «Лебединое озеро», и в этот момент началась очередная русско-турецкая война. И в патриотических целях Чайковский дописал еще один номер, известный как Русский танец, сейчас его часто играют отдельно. Всякие потрясения войны — не обязательны для написания гениальных произведений. Но часто бывает, что такие потрясения дают творцам новые импульсы.

Штраус после Сталинградской битвы сочинил «Метаморфозы», а рабочее название - «Реквием по погибшей Германии». И там есть цитата из Третьей симфонии Бетховена — Похоронный марш. Почти незаметно. При исполнении у меня часто соблазн выделить его, но я всегда остаюсь на стороне автора, который подписал ее двумя пиано, чтобы звучало негромко, и поняли только те, кто смог понять. А когда начались гонения на евреев, у Штрауса жена была еврейка, - Штраус добился аудиенции у Гитлера. Они договорились, что Штраус снимает с себя все полномочия, и уезжает с женой в деревню. Там позже он и скончался. А ведь он был самым титулованным музыкантом Австрии. Это все необязательно знать, важнее почувствовать дыхание его музыки, почувствовать себя частью человечества.

Когда у Шостаковича спрашивали, какая программа заложена в его произведениях, он говорил: «Слушайте, слушайте». Даже когда люди слушают музыку и думают об одном и том же, - каждый слышит по своему.

Музыка вызывает эмоции. Уход из жизни мне нравится по-шостаковичски, он закончил в до мажоре, на фортепианной клавиатуре это только белые клавиши. Соната для альта и фортепиано (сочинение 147) стала его последним произведением, там от «Дон Кихота» идет к «Лунной сонате» Бетховена, а затем он обращает ее в чистый до мажор. Вот как закончил свой творческий путь Шостакович.

А про санкции — ну не имеют они Гергиева там. Пусть получают других дирижеров, другого уровня».

Вадим ПОНОМАРЕВ

08/01/2025 - 16:35   Classic   Анонсы
С 10 января по 9 февраля 2025 года на шести лучших театральных и концертных площадках Москвы пройдет VI Зимний международный фестиваль искусств под артистическим руководством народного артиста СССР, Героя труда РФ Юрия Башмета.

Фестиваль искусств маэстро Башмета - это калейдоскоп творческих событий: концерты академической, джазовой и этнической музыки, музыкально-драматические спектакли, камерные концертные программы и многое другое.

В течение месяца в столице пройдут 18 концертных и театральных вечеров на шести центральных концертных и театральных площадках города с участием лучших артистов, получивших мировое признание. Специально по приглашению маэстро Юрия Башмета и дирекции фестиваля в Москву приедут участники из Италии и Китая. Впервые в истории фестиваля также пройдет концерт на инструментах А. Страдивари из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Среди участников фестиваля этого года – сам маэстро Юрий Башмет и три его коллектива: Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Всероссийский юношеский симфонический оркестр, Константин Хабенский, Вадим Репин, Евгений Миронов, Ольга Бородина, Сергей Гармаш, Игорь Костолевский, Андрей Мерзликин, Михаил Пореченков, Игорь Золотовицкий, Полина Агуреева, Игорь Верник, Ильдар Абдразаков, Павел Милюков, Игорь Бутман и его Московский джазовый оркестр, Заслуженный коллектив России симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Винченцо Капеццуто и ансамбль Сокквадро Итальяно (Италия), Массимо Кварта (Италия), Чаовэнь Ло (Китай), и многие другие.

«Радостно, что каждый год мы получаем доказательства, что этот фестиваль нужен нашему любимому городу», - говорит маэстро Башмет.

В программе этого года – шедевры академического искусства в Концертном зале им. Чайковского, спектакли, созданные по заказу фестиваля разных лет, в МХТ им.Чехова, Малом театре и Театре им. Н. Гоголя, серия камерных концертов в Башмет Центре.

Следуя доброй традиции, 10 и 11 января на сцене МХТ им.Чехова старт фестивалю даст спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам «Маленького принца» Экзюпери с участием Юрия Башмета и Константина Хабенского. Уже шесть лет фестиваль неизменно начинается с этого спектакля, ставшего аншлаговым не только в Москве, но и в России.

Также в театральную программу этого года вошли постановки прошлых лет: «Истории любви» (МХТ им.Чехова, 17 января), «Кроткая» по одноименной повести Достоевского (Малый театр, 26 января), спектакль-концерт с Евгением Мироновым «Шекспир. Шостакович. Гамлет» (Концертный зал им. Чайковского, 27 января), масштабная хоровая опера Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе» (Концертный зал им.Чайковского, 29 января), а также спектакль «Соборяне. Картины русской жизни» по роману роману Николая Лескова в постановке известной актрисы театра и кино, режиссера Полины Агуреевой (Театр им.Гоголя, 2 февраля).

Театральной премьерой фестиваля 1 февраля на сцене Театра им. Н. Гоголя станет спектакль-концерт «Когда пришла к тебе любовь» по рассказу Ю. Казакова «Голубое и зеленое» в постановке Марины Брусникиной, с участием Игоря Костолевского, а за музыкальную часть будут отвечать лично маэстро Юрий Башмет и Камерный ансамбль «Солисты Москвы».

Центром концертной программы фестиваля станет концерт в день рождения маэстро Башмета – 24 января в Концертном зале им. Чайковского. Ежегодно маэстро отмечает свой день рождения на сцене любимого зала, в окружении друзей и слушателей. Однако программа и оформление вечера по традиции держится в секрете: из года в год публика узнает ее только уже в самом концертном зале. Среди участников концерта: Ольга Бородина, Вадим Репин и Ксения Башмет. Так же в концерте будут принимать участие Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Режиссером концерта выступит Виктор Крамер.

Откроет же концертную программу 15 января в Концертном зале им. Чайковского уникальный вечер «Оркестр двух столиц. Москва - Санкт-Петербург», где на сцене впервые объединятся одни из лучших симфонических коллективов Москвы и Санкт-Петербурга: Заслуженный коллектив России симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством маэстро Башмета. В программе этого концерта прозвучат 2 Ромео и Джульетты С. Прокофьева и П. Чайковского и знаменитая 6 симфония П.И. Чайковского. Этот концерт Юрий Башмет посвящает памяти своего близкого друга Юрия Хатуевича Темирканова.

3 февраля на той же сцене снова выступит дуэт, но уже не только коллективов, но двух маэстро: Юрий Башмет и Игорь Бутман вместе с «Солистами Москвы» и Московским джазовым оркестром выступят со своей знаменитой программой «Классика встречает джаз. Прогулка по Москве», доказывающей, что у классики и джаза в реальности гораздо больше общего.

4 февраля в Концертном зале им.Чайковского в рамках фестиваля выступит ансамбль из Италии – Сокквадро Итальяно и контратенор Винченцо Капеццуто, которые представят программу La Stravaganza на музыку Антонио Вивальди, где музыкальная составляющая сочетается с видео-артом с шедеврами городов Италии. В концерте будет участвовать Всероссийский юношеский симфонический оркестр.

А 5 февраля на фестивале впервые пройдет уникальный концерт «Виолиниссимо» на инструментах А.Страдивари из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России. Вечер на старинных струнных инструментах будет посвящен 100-летию со дня рождения выдающегося скрипача, «советского Паганини» Леонида Когана, чье международное признание стало лишним доказательством недосягаемой высоты российской скрипичной школы. Память великого музыканта будут чествовать скрипачи Массимо Кварта (Италия), Павел Милюков, Чаовэнь Ло (Китай), Николай Саченко, Грант Башмет и внук Леонида Борисовича Даниил Коган. Маэстро Башмет займет место за дирижерским пультом камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Гала-концерт закрытия фестиваля состоится 9 февраля, где вместе с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром под управлением маэстро Башмета выступит знаменитый оперный бас Ильдар Абдразаков. В программе вечера в том числе – вручение премии имени Дмитрия Шостаковича, в 1994 году учрежденной Международным благотворительным фондом Юрия Башмета.

Премия имеет особое значение в деле сохранения духовных и художественных ценностей и приумножения сокровищ мирового культурного наследия. Награда вручается исполнителям и деятелям культуры, обогатившим своим талантом мировую культуру. Среди лауреатов премии разных лет – Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Эдуард Артемьев и Никита Михалков, Виктор Третьяков, Алексей Ратманский, китайский композитор Тан Дун, Гидон Кремер. В 2022 году премии также был удостоен композитор Александр Чайковский.

Концерты в Башмет Центре, которые пройдут 18 и 19 января будут посвящены 100-летию основателя квартета им. Бородина Валентину Александровичу Берлинскому. Среди участников этих концертов – Мила Берлинская, Михаил Безносов, Ксения Башмет и несколько струнных квартетов, творчески связанных с Валентином Берлинским: Вайнберг-квартет, Квартет им.Берлинского, Романтик-квартет, Квартет камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Быстрый поиск:
04/12/2024 - 01:56   Classic   Концерты
Легендарный фестиваль «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее стартовал впервые под руководством и с участием Юрия Башмета и его «Солистов Москвы» концертом «Вакхические песни».

Как и раньше, налицо союз изобразительных искусств и музыки, породивший «Декабрьские вечера» 43 года назад под руководством гениального пианиста Святослава Рихтера. Теперь руководство фестивалем перешло к Юрию Башмету, и он откровенно рассказал, как это случилось.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Я участвовал в 42-х фестивалях, сейчас - 43-й. Мы встречались вечерами с маэстро Рихтером, он озвучивал идеи программы, мы в основном соглашались, но вносили свои предложения, это был такой совет молодежи при Рихтере: Олег Каган, Наталия Гутман, я, Элисо Вирсаладзе. Нас одно время называли рихтеровской шайкой, но нас это не обижало, мы этим гордились.

Когда не стало Святослава Теофиловича, я получил предложение от Ирины Антоновой стать художественным руководителем фестиваля. Это очень ответственно, радостно. До этого ведь я был тем третьим, кто вместе с Антоновой уговаривал Рихтера вообще открыть здесь фестиваль.

Радостно, что фестиваль живет и процветает. Сегодня открытие фестиваля, и на весь фестиваль осталось 24 билета, на весь декабрь. Интерес у публики большой, публика вернулась», - сказал маэстро Башмет под сенью культовой статуи Давида в Итальянском дворике музея.

Со стороны Пушкинского музея — впечатляющая экспозиция «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России». Большинство натюрмортов — про дичь. Битые зайцы, фазаны, кабаны и прочее, феноменально реалистически выписанные с торжествующими охотниками и поварами на полотнах с фотографической детальностью.

«Мы вернулись к прежнему формату, и это здорово. Он не потерял ни свою международность, ни свою звездность. Несмотря на сегодняшние дни, у нас будет выступать бельгийский ансамбль аутентичной барочной музыки, например. Главное, что сохраняется связь, которой Ирина Александровна зацепила Рихтера. Она сказала: «Ну Вы же сами рисуете! А это будет синтез искусств». Она всегда мне говорила: «У нас есть возможность путем обмена получить шедевры из Prado или Лувра». И мы уже в связи с этим подбирали музыку. Смысл в том, чтобы слушатель из трех неизвестных оказался в двух известных: художник и композитор. Они могли жить в одно время, импрессионисты — значит, импрессионисты. Потом темы начали расширяться. Есть «Ромео и Джульетта» Шекспира у Чайковского и Прокофьева, и это лучшие «Ромео и Джульетта», которые я знаю. И они звучали тут. Для меня это значит, что фестиваль живет и процветает».

Что касается именно фламандского натюрморта, - то в музыкой были всякие варианты, признался Башмет.

«Фламандский натюрморт — и Бах, и Шнитке любили такие картины. Это непростая тема для музыкальной программы. И все же есть крайне редко звучащие произведения, и никогда не звучавшие. Я знаю, что кроме нас никто не исполнял «Молодой Аполлон» Бриттена, и его же Двойной концерт для скрипки и альта. Потому что общество Бриттена открывает раз в несколько лет ящик, достает оттуда неисполненное произведение. Это бизнес. Они издают эти ноты, и мир так узнает еще о нескольких произведениях Бриттена. Вот так открылся «Аполлон», и премьеру играл наш Николай Луганский. А для премьеры скрипично-альтового концерта по моему предложению был Гидон Кремер, и есть запись этой премьеры».

«Молодой Аполлон» Бриттена в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы» и пианиста Дмитрия Маслеева — отдельное наслаждение. Они сыграли в духе ранее зачитанного стиха Сергеем Шакуровым стиха Пушкина «Вакхическая песнь», - столь же вакхически. Жизнерадостно, витально, всепобедительно. Нечасто удается услышать именно такого Бриттена.

Дмитрий Маслеев
Дмитрий Маслеев

Стих «Просветленная ночь» Рихарда Демеля прозвучал у Шакурова (превосходно выглядящего, кстати) радикально светло, речь идет о взаимоотношениях мужчины и беременной женщины, после которых она признается, что ребенок не от него. Но мужчина отвечает, что душевное тепло от их отношений делает ребенка его дитем. Впечатленный этим стихом Арнольд Шенберг написал в 1899 году произведение для струнного секстета, ставшее его первым заметным сочинением.

«Солисты Москвы» под рукой Юрия Башмета от осторожной, местами тревожной музыки прошли путь к росткам надежды и веры, а затем к совсем уж мажорным гармониям в духе Чайковского того времени. Согласитесь, тоже весьма необычный Шенберг.

После стиха «Цыганке» Константина Бахтурина в исполнении Шакурова «Цыганка» Мориса Равеля в солирующем исполнении китайского скрипача Ло Чаовэнь (обладатель III премии и бронзовой медали XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2023 году) казалась вполне осознанной. Да, вступление он сыграл весьма нетрадиционно, но затем принялся за ориентальные мотивы, в чем был весьма убедителен.

Ло Чаовэнь
Ло Чаовэнь

Затем чувственно прозвучали «Пять ощущений танго» Астора Пьяццоллы для баяна и струнного квартета с солирующим баянистом Олжасом Нурлановым (выпускник Гнесинки, обладатель титула «Чемпион мира» на 74-м чемпионате мира среди баянистов и аккордеонистов (Coupe Mondiale, Мюнхен, 2021), солист Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной). Баян нечасто доводится услышать на академической сцене, Но и нечасто он звучит насколько академически, что абсолютно гармонично вписывается в реальность танго-миров Пьяццоллы. Это было весьма изящно.

Олжас Нурланов
Олжас Нурланов

Завершили программу открытия фестиваля «Декабрьские вечера» Шесть румынских народных танцев в версии Тибора Шерли для струнного оркестра Белы Бартока. «Солисты Москвы» на фоне фламандских натюрмортов сыграли изысканный саундтрек к ним, чередуя трогательные скрипичные излияния и средневековые танцевальные движения.

«Очень приятно, что в рамках фестиваля мы проведем концерт памяти Альфреда Шнитке. Это музыка к спектаклю «Ревизская сказка», его музыка называется «Гоголь-сюита». Мы играли ее в его день рождения, и сыграем снова на фестивале. Мне приятно, что Владимир Спиваков придет и исполнит сонату для скрипки и рояля. Он редко играл на «Декабрьских вечерах», всего раз или два, и вот сказал, что придет с удовольствием. Он в прекрасной форме!», - добавил в завершение Юрий Башмет.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото Антон БАКЛЫКОВ

14/11/2024 - 02:34   Classic   Новости музыки, Концерты, Интервью
В БЗК прошел первый концерт турне Всероссийского юношеского симфонического оркестра п/у Юрия Башмета по России, половину доходов от которого Юрий Башмет пообещал отчислять в помощь сгоревшему Хабаровскому музыкальному театру.

И тут надо пояснить взаимосвязи. Причем тут Хабаровск и ужасный пожар в музыкальном театре?

«У нас многолетние отношения с Хабаровском, и там 15 лет проходит наш фестиваль, в котором участвовали в том числе и ВЮСО, и «Солисты Москвы», и «Новая Россия». И даже в момент COVID, когда фестиваль в Хабаровске был отменен, мы в Большом зале консерватории сыграли по хабаровскому времени специальный онлайн-концерт без публики, но именно для хабаровчан. И новость о том, что сгорел Хабаровский музыкальный театр, нас просто убила. Наш родной театр, в котором фестиваль всегда и проходил. Когда у кого-то беда, надо не только сочувствовать, но и участвовать в помощи. Уверен в этом. Мы организовали уже фонд помощи, и половину сборов от тура ВЮСО по России мы отправим на строительство нового театра в Хабаровске. Мы начинаем, мы пионеры в этом деле», - говорит Юрий Башмет.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Дмитрий Кузнецов, министр культуры Хабаровского края, уточнил, что 24 театра предложили Хабаровскому музтеатру гастроли как компенсацию утери.

«Заканчивается проверка театра, с большой вероятностью нам придется сносить это здание и строить новое здание. Все сотрудники театра сохранили работу, они работают на множестве сценических площадок. Жители уже выбирают проект театра из уже готовых проектов музыкальных театров, чтобы как можно быстрее выйти на этап строительства. И мы ждем федеральную поддержку в этом вопросе», - говорит Дмитрий Кузнецов.

Всероссийский юношеский симфонический оркестр п/у Юрия Башмета отправляется в турне по России, и концерт в БЗК оказался первым в нем. И тут надо понимать особенности его комплектования и его статуса.

«Каждые два года мы его обновляем, летом прошел очередной национальный отбор, и сегодня это абсолютно новый состав. Теперь мы приезжаем в любой город, и если там есть оркестр, то всегда есть музыканты из ВЮСО разных лет. Оркестр выполняет функцию подпитки для системы музыкального профессионального образования. В этот раз в программе турне нет будет солистов, мы хотим показать именно наш новый состав оркестра. Благодаря присвоению статуса федерального оркестра мы можем расширить состав с обычного 100-110 до 230 ребят, ведь они ротируются. Всего в его орбите 16 региональных образовательных центров, 9 академий, 4 филиала, - деятельность гораздо шире, чем работа обычного оркестра», - объясняет Дмитрий Гринченко, глава «Русского музыкального агентства».

Турне ВЮСО пройдет с 13 по 19 ноября: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Нижний Новгород, Калуга.

И Юрий Башмет пообещал, что будет играть без дирижерской палочки.

«Я не люблю дирижерские палочки. Однажды я себе чуть глаз не выколол этой палочкой. Раньше у дирижеров был жезл, потом длинная палка, потом питерская школа — Темирканов или без палочки, или Гергиев совсем с короткой палочкой. Я сегодня точно буду без палочки или карандашика», - пообещал Юрия Башмет.

Это действительно уникальный оркестр, как труба всасывающий молодых талантливых музыкантов изо всех регионов России.

«У нас непростая программа, и концерт в Большом зале Московской консерватории, представьте себе их ответственность. А еще недавно оркестр играл на сцене Большого театра во время юбилея Александры Пахмутовой! Она подарила нам чудесный вальс, который можно играть на бисах. Я пришел, а в лицо знаю человек семь, остальные — новые ребята в оркестре. Они задают мне детские вопросы: а почему Моцарт не окончил «Реквием», он умер, что ли? Почему симфония Шуберта называется «Неоконченная», он умер, что ли? Они интересуются! Иногда приходится объяснять, что вот в этом месте нужно играть не ручеек, не волну, а целый океан. Или что для форте не надо тратить весь смычок, а для пиано не нужно играть одним сантиметром, - можно играть ровно наоборот. А они сильные ребята, они ведь сначала проходят местный конкурс, потом они попадают на наш конкурс. Их хорошо учат. С огромным удовольствием выхожу к новому составу: подросли!», - объясняет Юрий Башмет.

Программа турне ВЮСО действительно максимально непредсказуемая: сначала «Неоконченная» симфония №8 Ференца Шуберта, затем авторская версия Юрия Башмета «Гоголь-сюиты» Шнитке и Пятая симфония ре-минор Дмитрия Шостаковича.

««Неоконченная симфония» — это в другой тональности привычный для Шуберта интонационный оборот. Там движение от начала в пианиссимо, - чем тише, тем лучше. А в «Арпеджионе» того же Шуберта с другой ноты развитие идет резко вверх и по уровню звука тоже. Я спрашиваю их: зависит ли звуковая атмосфера в начале от того, пойдет ли движение вверх или вниз? Как взять первую ноту — уже с ощущением движения вверх, хотя его пока нет? Они думают. Это интересно», - размышляет Юрий Башмет.

«Гоголь-сюита» Шнитке в версии Юрия Башмета — это изначально сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» (1975). Дирижером того спектакля был Геннадий Рождественский, он же создал оркестровую концепцию. Концепция Юрия Любимова была в том, что музыка может позволить театру избавиться от декораций. Там было 8 частей, а не 5, как у Башмета. В 1981 году появилась «Гоголь-сюита» - выдающееся произведение, созданное на основе музыки, написанной композитором в 1975 году, к спектаклю «Ревизская сказка». И если слушателю кажется, что он уже слышал все эти темы, то это не кажется: в сюите отчетливо прослеживается мотив судьбы из 5 симфонии Бетховена, который сам композитор называл шлягером, помогающим влезть в душу.

«И с ними я что-то новое познаю — и в Шуберте, и в Шнитке. А там ядреная музыка, очень доступная. Это сюита. Вижу по их лицам: тут можно баловаться и шутить. В какой мере это можно, когда материал располагает к этому? Мне надо их убедить сделать все по указаниям автора, он-то все продумал. А потом посмотрим, можем ли мы добавить что-то свое, прибавить в чем-то. Этому их надо учить. Чтобы между нотами они умели читать», - говорит Юрий Башмет.

Завершила концерт Пятая симфония Шостаковича ре минор.

«Я дико волнуюсь. Надеюсь на их полную самоотдачу. Мы играем без солистов, но знаете, сколько в Пятой симфонии Шостаковича ответственных соло? Там играет и гобой, и виолончель, и скрипка, и флейта. На самом деле это еще страшнее», - признался Юрий Башмет перед концертом.

А что дальше после турне? Глава концертного агентства «Русское концертное агентство» Дмитрий Гринченко знает.

«В декабре ВЮСО поедет в Гонконг. На следующий год у нас будут концерты наших коллективов в самых неожиданных для нас местах, в том числе два концерта в марте «Солистов Москвы» на Маврикии, благодаря усилиям нового посла России Ирады Зейналовой. И в рамках БРИКС у нас зреет большой проект, но дайте ему вызреть, яблоко должно упасть. В этом году на Зимнем фестивале в Сочи будет большой гала-концерт, посвященный культуре стран БРИКС, в том числе повторить концерт Тань Дуня с пипой и «Солистами Москвы», за которые мы были номинированы на Grammy”.

Кстати, музыкантов спросили про проблему подорожания билетов на концерты, в том числе на академические концерты.

«На артистах подорожание билетов не отражается, гонорары все те же. Делать с этим что-то нужно. В Германии есть абонементы, зритель за два года покупает билет, и он никогда не выскажет недовольство концертом, потому что он заплатил деньги. В Москве была программа, что студенты привозили пожилым артистам еду, но не кофе и шоколад, которые уважаемая артистка любила. И были люди, которые ей это привозили. Проводили концерты с бесплатными билетами, но тогда появлялись перекупщики, мои помощники их нашли, но они говорят: «Мы студенты, нам деньги нужны, на еду денег нет». Этот вопрос надо решать. Человек покупает дорогой билет, потому что хочет на концерт. А другой хочет, но не может его купить. И бесплатные билеты должны быть. Я не знаю, я тут не док», - поразмышлял Юрий Башмет.

Вадим ПОНОМАРЕВ

07/10/2024 - 03:01   Classic   Концерты
В Большом зале Московской консерватории прошел концерт обновленного состава Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра под художественным руководством Юрия Башмета. Как же удивил пианист Алексей Мельников...

Изначально такой необычный оркестр был организован в 2023 году, тогда же прошли его первые концерты в Москве и Минске. И вот новая итерация: кто-то подрос и по возрасту выбыл из молодежного оркестра, кто-то добавился. Всего это 90 лучших студентов творческих вузов России и Белоруссии. В юношеском оркестре Башмета играют от 11 до 22 лет, а тут играют старшеклассники и студенты. Творческими шефами для оркестровых групп стали ведущие артисты «Солистов Москвы», московских и белорусских консерваторий.

Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр
Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр

«Я очень рад, что это становится уже традицией. Прошли первый концерт, второй, теперь третий и четвертый. Нас с белорусами ничего не разъединяет. У нас общая школа музыкальной индустрии. Другое дело, что есть сверхзадача. Молодежь подрастает, учится, и им нужно давать возможность играть, общаться. Один народ, один мир. Оркестр имеет огромную перспективу. Конечно, он сборный, за несколько репетиций невозможно добиться идеального звука. Главная цель, объединяющая нас, - музыка. И вкус. Мы вместе были всегда, есть и будем. Я ежегодно бываю в Минске, всегда получаю приветствия от президента. Фестиваль в Минске сохраняется, пауз нет. Мы не останавливаемся в нашей профессии. Сегодня мы играем в таком зале, где мечтают выступить все. Я играл здесь исторические концерты, для меня это самый важный зал. И тут играют лучшие», - рассказал в кулисах Юрий Башмет.

Программу для обновленного состава Юрий Башмет выбрал непростую: «Половецкие пляски» Бородина, Сюита №2 из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, Вальс из оперы «Дикая охота короля Стаха» Солтана, две пьесы Хачатуряна и Концерт №3 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Ничего себе программа для ребят, многим из которых нет и 18-ти.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Половецкими плясками» дирижировал сам Башмет. Оркестр в этом ориентальном звуке был тяжеловат, но с легкостью откликался на все предложения дирижера добавить эмоций: молодость, она такая.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

А дальше был Третий концерт Рахманинова ре-минор. И тут происходили просто чудеса. И все они были связаны с пианистом Алексеем Мельниковым. Он окончил Московскую консерваторию под руководством Сергея Доренского и его ассистентов, включая Николая Луганского. В 2019 году завоевал III премию на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Именно что Луганского он и напомнил в этот момент. Мы-то все привыкли к Третьему концерту в исполнении Мацуева, например. Но Алексей Мельников с самого начала творил совершенно другого Рахманинова: нервного, взбалмошного, оглядывающегося. Мельников играл не победителя, а сомневающегося, трагичного актора. Скупая минималистичная техника, задумчивые клавиши. Это было поистине выдающееся исполнение. Это еще не говоря о виртуозности самого пианиста. Вот уж стряхнул пыль с партитур, так стряхнул.

Алексей Мельников
Алексей Мельников

Белорусско-российский симфонический оркестр под управлением Фредда Кадены поддерживал Мельникова, но иногда все-таки от молодости перебарщивал с громкостью. Юные музыканты слишком уж буквально понимали жесты Кадены. Ликующая публика БЗК вызвала Мельникова на бис, и он не отказал.

Фредда Кадена
Фредда Кадена

Сюита №2 из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева под дирижированием Юрия Башмета прошла без приключений, - романтично, экспрессивно, с пронзительными струнными и громоздкими духовыми. Ну конечно, у оркестра есть проблемы с духовыми, особенно деревянными, - а у кого их нет? В целом все прозвучало весьма прилично, особенно романтичные первые скрипки. «Затухающая» кода тоже удалась прекрасно.

Вальс из оперы «Дикая охота короля Стаха» Владимира Солтана, одного из видных композиторов Белоруссии, был сыгран оркестром п/у Александра Сосновского элегантно. А из Хачатуряна оркестр выбрал узнаваемый вальс из спектакля «Маскарад» и адажио из балета «Спартак». Ими дирижировал сам Юрий Башмет. Это было эффектно и ярко.

Александр Сосновский
Александр Сосновский

ВАДИМ ПОНОМАРЕВ
Фото: МИХАИЛ БРАЦИЛО

15/08/2024 - 00:47   Classic   Анонсы
С 16 по 18 августа 2024 года в Москве пройдет II Фестиваль юношеских оркестров мира. Инициаторы проведения фестиваля – Маэстро Юрий Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр.

Фестиваль пройдет в летнем формате опен-эйр, в самом сердце Москвы: на площадке «Культурный город» в парке «Зарядье». Каждый из фестивальных дней публику ожидают сразу три неповторимых концерта, а завершать каждый день будет лично маэстро Юрий Башмет.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Фестиваль пройдет при поддержке Департамента культуры города Москвы в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».

В Большом амфитеатре парка «Зарядье» выступят девять юношеских оркестров. Среди участников фестиваля 2024 года – коллективы из Китая, Сербии, Казахстана, Санкт-Петербурга, Челябинска и Ижевска, а также Всероссийский юношеский симфонический оркестр (основатель, художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Башмет). Специально для фестиваля будут впервые собраны сводные юношеские симфонические оркестры стран БРИКС и СНГ, которые представят свои уникальные программы.

Вход на концерты фестиваля будет свободным.

«Мы уверены, что особенно сегодня творческое сотрудничество молодых музыкантов из разных стран мира, совместные репетиции и выступления на концертах станет важным залогом дружеских и творческих отношений между нашими странами на протяжении многих лет».

Программа II Фестиваля юношеских симфонических оркестров мира 2024:

16 августа

Детско-юношеский симфонический оркестр Удмуртской Республики
Дирижер: Лев Накаряков

Белградский юношеский оркестр (Сербия)
Дирижер: Вук Волков-Попович

Всероссийский юношеский симфонический оркестр
Дирижер: Юрий Башмет

17 августа

Детско-юношеский симфонический оркестр Челябинской области
Дирижер: Валерий Уткин

Китайский филармонический юношеский оркестр (Пекин, КНР)
Дирижер: Фэйху Цзяо

Сводный юношеский симфонический оркестр стран СНГ
Дирижер: Юрий Башмет

18 августа

Студенческий симфонический оркестр Казахской национальной консерватории имени Курмангазы
Дирижер: Дастан Ибрагимов

Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии
Дирижер: Ярослав Забояркин

Сводный юношеский симфонический оркестр стран БРИКС
Дирижер: Юрий Башмет

Первый фестиваль юношеских оркестров мира в Москве состоялся в августе 2023 года и сразу вызвал огромный интерес как со стороны публики, так и со стороны самих участников. В 2023 году концерты фестиваля объединили юношеские симфонические оркестры из Алжира и Узбекистана, Арабский юношеский симфонический оркестр, а также молодых музыкантов из Китая, Республики Кореи, Молдовы, Сербии, Чили, ОАЭ, Израиля, Колумбии, Боснии. В рамках фестиваля 2023 года был создан Всемирный юношеский симфонический оркестр, который с успехом выступил на закрытии фестиваля под руководством Юрия Башмета.

Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета был создан в 2012 году. Оркестр был сформирован на основе уникального по масштабам всероссийского конкурса. Подобный оркестр, объединяющий лучших молодых музыкантов разного возраста из самых разных городов России, был создан впервые за всю историю нашей страны. За 12 лет своего существования коллектив многократно выступал в ведущих концертных залах мира (Вене, Берлине, Амстердаме, Милане, Женеве, Пекине, Сеуле, Сингапуре, Абу-Даби, Дубае). С момента своего основания оркестр выступил в 19 регионах России. Коллектив принимал участие в Церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году и Церемонии открытия Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году.

Быстрый поиск:
07/07/2024 - 05:29   Classic   Концерты
Гала-концерт "Ночь Чайковского" под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялся в усадьбе Демьяново в Клину в третий раз, и в этот раз сыграли музыкально-драматическую композицию «Евгений Онегин».

Премьера этой композиции из текстов Пушкина и самых знаменитых арий из оперы Чайковского состоялась в 2010 году. Она проехала Ярославль, Сочи, Калининград, Вену, Москву, Самару, да и тот же Клин. Неизменным оставалось одно: участие оркестра «Новая Россия» п/у Юрия Башмета, и чтецы, семейная пара Константин Хабенский и Ольга Литвинова.

Гала-концерт «Ночь Чайковского» под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялась в усадьбе Демьяново в Клину
Гала-концерт «Ночь Чайковского» под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялась в усадьбе Демьяново в Клину

А вот солисты менялись. Чаще всего Татьяну пела Жаля Исмаилова, Ольгу - Ирина Шишкова. Ленского чаще всего пел Игорь Морозов, а Гремина - Олег Цыбулько. Ну, представлять никого не надо.

Теперь из прежнего состава остались только Олег Цыбулько в роли Гремина. а также Анастасия Бибичева в роли Лариной и Александра Саульская-Шулятьева в роли Няни. А главные роли спели совсем новые лица, впервые эту программу обкатали в Пушкинских горах в Михайловском Псковской области и Воткинске Удмуртии, - совсем неслучайных местах для Пушкина и Чайковского.

«Для меня это второй «Евгений Онегин» с Юрием Абрамовичем. Первый был в Воткинске, на родине Чайковского, и это нечто особенное. Для меня опен-эйр — не частая история, и очень интересно поработать с драматическими артистами. И это работа с микрофоном, ты должен слышать в мониторах себя, оркестр, других солистов. Это абсолютно другой контроль звука, и ты не видишь дирижера. Приходится быстро ориентироваться в пространстве. Главное, чтобы не было комаров! И тут ожидается 25 тысяч человек, я никогда не выступала перед такой большой аудиторией. Чувствую восторг, волнение, уже радость и удовольствие. Очень рада, что столько людей придет нас послушать. Я буду петь партию Ольги, она веселая, красивая. Я вообще считаю, что она — главная героиня оперы, потому что из-за нее происходит весь раздор между Ленским и Онегиным. Мне очень нравится эта роль, потому что это — непринужденная девушка, которая счастлива, рада, наслаждается жизнью, и меня она восхищает», - говорила перед концертом исполнительница роли Ольги меццо-сопрано Анна Юркус.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Юрий Башмет порассуждал о том, какой хотел бы видеть свою версию «Евгения Онегина».

«Чем больше импровизации и у солистов, и в оркестре, - чем больше свободы, тем ближе мы к гениальному творению Пушкина и Чайковского. Главное, что мы не повторяем каких-то исполнительских штампов. Мы смотрим на партитуру, - и как будто вот только что Петр Ильич сочинил, и идем по его пути. Это самое важное, я убежден. Свежесть именно в этом состоит, - в его исполнении много наростов, штампов. Что-то когда-то кто-то гениально сделал, за ним повторили, еще повторили, и замылилось это. Нам хочется свежести. Постараемся вас удивить. Хабенский меня покорил тем, что уже на первой репетиции он четко, точно знал темп, ритм, пульсации, чувствовал все паузы. Он очень хорошо выучил музыку Чайковского. … Однажды я проснулся, и вспомнил, что мне приснилась ясность. Кто кого любил, кто кого предал, кто кого убил. И я подумал, а кто из молодых людей придет в оперный театр и будет смотреть и слушать оперу? У них свои понятия, а по оперным голосам не всегда понятно, о чем они поют, какой текст. И мне захотелось, чтобы впервые пришедший на оперу молодой человек вообще понял, о чем речь идет. Поэтому родился такой жанр: чтобы текст читали замечательные профессиональные актеры, знаменитые арии пели прекрасные певцы, а в «Кармен» мы еще и третье измерение добавили — балерины, у нас Ульяна Лопаткина танцевала. Актеры читают текст, и люди понимают, о чем речь».

Анна Юркус спела Ольгу
Анна Юркус спела Ольгу

В целом, примерно так на сцене и получилось, за одним досадным исключением. К новому вокальному составу нет ни одной претензии. Солистка МОП Большого театра и «Новой оперы» Анна Юркус действительно спела Ольгу непосредственной, эмоциональной, непринужденной, спела безупречно и чудесными серебристыми нотками в тембре. Спела так, что Ольгу невозможно и заподозрить в каких-либо интригах, - она счастлива, счастлива в своем счастье, и точно никому не желает несчастий. Так же, мне кажется, ее видел и сам Чайковский, судя по музыке, хотя текст Пушкина позволяет и иные трактовки.

Татьяна в исполнении Елизаветы Нарсия
Татьяна в исполнении Елизаветы Нарсия

Татьяна в исполнении сопрано, ученицы Дмитрия Бертмана и солистка «Геликон Оперы» и МОП Большого театра Елизаветы Нарсия (неакадемическая публика могла ее услышать в дуэте с певцом Шаманом «Улетай») спела прекрасно. Может быть, сценический образ показался слишком уж драматичным, хотя начиналась с лирики. У Чайковского Татьяна лирична, но не драматична и тем более не истерична. Она просто хорошая, немного замкнутая в себе девушка, в 17 лет влюбившаяся в мужчину намного старше себя. К вокальным же партиям вопросов нет, - спето все потрясающе живо. Уже ждем Нарсия в «Онегине» Большого театра, если Дмитрий Вдовин сочтет ее готовой к этому. Башмет остался ею явно доволен.

Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова
Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова

О главных мужских ролях. Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова, еще одного артиста Молодежной оперной программы Большого театра, прозрачен и чист в верхних регистрах. В самых знаковых ариях Ленского он нашел баланс между лиричностью и звуковой атакой, все прозвучало гармонично и органично. А еще он был неожиданно «впетый» в эти арии, хотя вроде на значимых площадках Ленского еще не пел.

Татьяна (Елизавета Нарсия) и Онегин (Илья Кутюхин)
Татьяна (Елизавета Нарсия) и Онегин (Илья Кутюхин)

Сам Евгений Онегин в исполнении баритона Ильи Кутюхина был поначалу немного тяжеловат, но отменно компенсировал это какой-то будто отстраненностью в лирические моменты и эдакой лихостью в дуэтах. Вот и нет никакой «тяжеловатости». Онегина он изредка пел, но в родном Большом театре не пел никогда. Вполне достойный кандидат, и эпопея со спектаклями Башмета ему будет точно в помощь.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Досадным же исключением, на мой взгляд, оказалось чтение стихов Пушкина в исполнении Константина Хабенского и Ольга Литвиновой. Да, Башмету это нравится. Я же не в первый раз из зала смотрю этот спектакль, и прекрасные драматические артисты явно перебарщивают с мелодекламацией. Это размеренное чтение стихов очень хорошо с современной поэзией, когда Рождественский или Ахмадуллина чуть подвывают под вполне себе говорительный текст. У Пушкина все не так: привычные разговорные фразы сменяют старинности вроде «Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант...» Ненаслушанная молодежь мгновенно теряет канву повествования. Им нужен живой русский разговорный язык, а не вот это ритмичное подзавывание. И есть же прекрасные примеры органики: как же, Боже мой, читали классическую русскую поэзию Михаил Казаков, Сергей Юрский, Александр Филлипенко… Да в голову не придет, что этим текстам по 200 лет! А тут — приходит, причем с каждой фразой. Более того, на «сложных» предложениях они еще и ускоряют темп. Ну явно не этого хотелось бы слышать от стихов Пушкина.

Опен-эйр с классической музыкой — это всегда испытание. Артисты в усадьбе Демьяново в Клину успешно ее прошли. Упомянутые 25 тысяч зрителей отчаянно аплодировали буквально во всех переменах чтецов и певцов. Отличная погода, огромные светодиодные экраны, чтобы в любом уголке поляны зрители видели и слышали артистов, - все сложилось.

Спектакль стал возможен при поддержке Фонда президентских грантов.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

26/06/2024 - 03:53   Classic   Концерты
Юрий Башмет и Игорь Бутман сыграли совместный концерт в отличном настроении, много шутили и подтрунивали друг над другом.

Что скрывать, Башмет и Бутман играют вместе уже больше десятка лет, и более чем регулярно на любых фестивалях Башмета. А вот в Клину на X фестивале Петра Ильича Чайковского сыграли впервые, - раньше тут джаза не предусматривалось. А теперь да.

Юрий Башмет и Игорь Бутман
Юрий Башмет и Игорь Бутман

Что такое совместные концерты Башмета и Бутмана? Это когда «Солисты Москвы» играют что-то из популярной классики, а «Московский джазовый оркестр» Бутмана — тоже популярное, но еще более доступное, вроде русских народных песен.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Оба музыканты вообще не парятся на тему того, кто что играет. Тем более, что «Солисты Москвы» могут сыграть вообще все, что угодно, а «Московский джазовый оркестр» в присутствии штатного виртуоза-пианиста Олега Аккуратова — тоже все, что угодно.

Олег Аккуратов
Олег Аккуратов

Так случилось и в этот раз. Башмет и Бутман улыбались, в меру друг друга подкалывали (типа Башмет: «Ну а я сыграю опять свое», и иронически-осуждающее от Бутмана: «Опять ты за свое?»). На высочайшем уровне по-прежнему был уровень музицирования. И если «Солисты Москвы» играли вполне себе заигранные и полностью подготовленные произведения, то оркестр Бутмана импровизировал, а Олег Аккуратов добавлял общей энтропии своими непредсказуемыми эскападами.

А еще они сыграли вместе. Сначала Башмет взялся за альт, и сыграл солирующую партию, потом Бутман посолировал от души. А потом оба сели за рояль, и «Подмосковные вечера» зазвучали во вполне себе джазовом ключе.

Участники концерта
Участники концерта

Концерт получился зрелищным, зрители аплодировали постоянно. Кажется, эксперимент с джазом в Клину удался.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

25/06/2024 - 04:06   Classic   Концерты
Фестиваль Чайковского в Клину, где находится дом-музей композитора, под руководством Юрия Башмета открылся если не скандально, то вполне себе вызывающе.

Нет, Башмет был вполне уважителен и к Чайковскому, его «Серенаду для струнного оркестра» сыграли «Солисты Москвы» с большим опытом и пиететом, и к Моцарту в виде увертюры к опере «Свадьба Фигаро». Тут все было без сюрпризов.

«Солисты Москвы» и Юрий Башмет
«Солисты Москвы» и Юрий Башмет

Шуму наделал пианист Денис Мацуев, который вместо обещанного Первого концерта Бетховена для фортепиано с оркестром сыграл… Третий. И как сыграл. До начала концерта Мацуев обещал на пресс-конференции, что если будет холодно, то сыграет его быстрее, - но холодно не было, и он явно сыграл его так, как планировал. Только в этом не было ни капли Бетховена.

Денис Мацуев
Денис Мацуев

Денис Мацуев зачем-то принялся выдавать весьма страстные и эмоциональные эскапады, которые никак не гармонировали ни с Бетховеном, ни с духом его музыки. Причем начал-то он спокойно, даже лирично. Затем разошелся, и в воздух полетели если не чепчики, то громкоголосые стаккато самого эмоционального толка. Не спутал ли Мацуев Бетховена с Рахманиновым или, не дай Боже, с Морисом Равелем? Мог же…

Словом, случилось самое невероятное представление Третьего концерта Бетховена, которых только можно было ожидать (и избежать).

Главной же жемчужиной концерта стало выступление «королевы барокко» немецкой певицы Симоны Кермес. Голос уже не тот, но артистизма и бурной энергии в достатке. Перед концертом ее спросили, каковы ее ощущения от посещения домика Петра Ильича Чайковского в Клину.

«Чайковский мне теперь гораздо ближе. Он настолько правдивый и искренний. И как композитор, и как человек — открытый, толерантный, всепонимающий», - призналась Симона Кермес.

Симона Кермес
Симона Кермес

Ария Арбачи Son qual nave из оперы «Артаксеркс» Рикардо Броски с этими бесконечными опеваниями Кермес спела с танцами и лукавыми глазками. И никакого пафоса, кстати. А то наши певицы этим грешат, чего скрывать. В какой-то момент Симона даже стала подхлопывать «Солистам Москвы» в проигрышах, как раз ритмичных, и зрители опен-эйра это с удовольствием подхватили, и тоже стали хлопать. Максимально необычно, но почему нет?

Ария Аристеи из оперы «Олимпиада» Перголези у Кермес началась с рэпа. Она проскандировала с «Солистами Москвы» первую строчку из арии, а только потом принялась петь. В верхних регистрах ее голос иногда звучит просто божественно. Спела максимально экспрессивно. И, конечно же, пританцовывая. Ну просто лучик солнышка.

А вот трагичный Гендель в виде арии Альмирены из «Ринальдо» прозвучал совершенно иначе. Возвышенно, камерно, - в лучших традициях. Симона спела проникновенно, горько, - ну просто идеально. Это было невероятно. И ни одного технического брака (случавшегося в более быстрых ариях). Волшебство искусства.

На бис Денис Мацуев и Юрий Башмет в четыре руки за роялем сыграли, кстати, джазовые вариации «Подмосковных вечеров».

Словом, фестиваль Чайковского в Клину уже успел удивить.

«Спасибо вам за любовь друг к другу, к нашей стране и к фестивалю», - сказал Юрий Башмет в начале концерта открытия.

Это было трогательно. Зачин фестиваля удался во всех смыслах.

Вадим ПОНОМАРЕВ

Страницы