Солисты Москвы

01/08/2020 - 04:23   Классическая музыка   Концерты
VI международный фестиваль искусств П.И. Чайковского с новым худруком Юрием Башметом открылся в Клину трогательной театрально-музыкальной фантазией «Ч+Ч» на тему дружбы между Чеховым и Чайковским.

- Я хотел бы расширить географию фестиваля Чайковского, - сообщил о своих планах новоиспеченный худрук Юрий Башмет. - Сердце фестиваля, конечно, останется здесь, в Клину. Но я хотел бы проводить под эгидой фестиваля мероприятия там, где Чайковский жил, творил, или как-то отметился. Например, в Воткинске есть мемориальный дом-музей Чайковского, он там родился и учился музыке. Можно сыграть фестивальный концерт там. И во Флоренции, где он долго жил и даже сохранился тот дом, можно было бы провести фестивальный концерт. Словом, мы будем искать ниточки, ведущие нас по жизни Петра Ильича. Клин останется центром фестиваля, и тут многое будет зависеть от хода строительства концертного зала в городе, чтобы нам не зависеть от погоды. Сегодня нам с ней повезло. Но зал нужен! Тогда мы сможем уверенно сказать, что Моцарт — это Зальцбург, а Чайковский — это город Клин.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Башмет любит делать просветительские проекты, где высокая классика конспектируется до сжатого полуторачасового формата - «Фантастическая Кармен», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро». Но тут немного иначе, - в «Ч+Ч» за основу взята сохранившаяся переписка между Петром Ильичом Чайковским, уже мэтром, и довольно юным, на 20 лет младше, писателем Антоном Павловичем Чеховым. Скорее, прослеживается аналогия с недавним спектаклем «Ван Гог. Письма к брату» в Театре Наций, где Евгений Миронов читал письма Ван Гога к его брату Тео, а «Солисты Москвы» отвечали за музыку.

«Солисты Москвы» отвечают за нее и тут, а вместо Миронова — внезапно скандальный Сергей Гармаш. Именно в этот день стало известно о громком уходе Гармаша из родного театра «Современник». Но все попытки журналистов расспросить о причинах актер отверг с порога и весьма жестко, пообещав развернуться и уйти, если ему будет задан хоть один вопрос не про фестиваль Башмета и не про этот спектакль. Увы.

Сергей Гармаш
Сергей Гармаш

- Я читал переписку Чехова и читал ее давно, но о дружбе с Чайковским не очень помнил, - признался Сергей Гармаш. - Я не в первый раз сотрудничаю с Юрием Абрамовичем и его оркестром, и отказаться от еще одной возможности не мог. Кроме кино и театра, это третий вид моей деятельности — выступать с оркестром. И я быстро соглашаюсь на такие выступления, потому что театра у меня много, кино много, а выступлений с оркестрами — не много. Честно говоря, после огромного перерыва это всего лишь второе мое выступление на публике, и первое также было с Башметом — на Мамаевом кургане в честь Дня Победы. Так что если музыканты подпрыгивают от нетерпения сыграть публике, то и тоже подпрыгиваю! У Чайковского я люблю «Пиковую даму», но еще больше - «Щелкунчик». Люблю это ощущение сказки, которое внутри себя надо сохранять, несмотря на возраст. И не всякую фамилию можно написать рядом с фамилией Чайковского, но фамилию Башмет — можно, на 100%.

Сергей Гармаш и «Солисты Москвы»
Сергей Гармаш и «Солисты Москвы»

Сергей Гармаш с листа невероятно органично зачитывал фрагменты писем Чайковского и Чехова друг к другу, а также Чехова к брату композитора Модесту Чайковскому, и некоторые подводки к ним. К слову, первым письмо написал Чайковский, а вовсе не юный Чехов. Гармаш читал признания Чехова о том, что сборник его рассказов не самый лучший, дескать, и вообще хмурый, - но посвятить его Чайковскому было важной для него целью. А затем гениальные композитор и писатель уверяли друг друга в почтении и беспокоились, достаточно ли вежливы они по отношению к визави… Упоминали забавные подробности, например, как после визита Чехова к Чайковскому писатель забыл портсигар, и Чайковский отсылал его с милыми извинениями, поскольку он был без трех сигарет, а их выкурили такие-то и такие-то музыканты… Гармаш читал это без пафоса, именно как разговор глубоко уважающих и понимающих роль друг друга в искусстве людей. Прекрасная работа.

«Солисты Москвы» играли, конечно, прежде всего (но не только) Чайковского. Хотя уловить причинно-следственную связь между выбором музыки из секстета «Воспоминания о Флоренции» (переложенного для струнного оркестра) с зачитываемым письмами случалось не всегда. Чаще эти связи ощущались как эмоциональные. Но стоило в письме похвалить «Евгения Онегина», как тема арии Ленского тут же и зазвучала. Забавно было услышать, что в работе над несбывшейся оперой «Бэла» по Лермонтову Чехов трогательно просил Чайковского не использовать маршей, поскольку «Откровенно говоря, не люблю я марши».

Фестивальный куб
Фестивальный куб

Башмет скромно посолировал на альте в шумановских «5 Stücke im Volkston» (точнее, во второй «штуке»), а «Солисты Москвы» отвели душу в проникновенной и любимой ими «Серенаде для струнного оркестра» Чайковского. Уместно проявились «Прелюдии и скерцо» Шостаковича, хотя и не привязанные к сюжету, кажется.

Наиболее спорными в этой чтецко-музыкантской конфигурации оказались приглашенные актеры «Чеховской студии» из Мелихово. Они старались, конечно. И кое-где были очень неплохи, даже при сидящем в пяти метрах живом Гармаше. Но зачем в сценах из «Дяди Вани» или рассказа «На чужбине» делать такой маниакально-комиковатый акцент на алкоголь, и на уж совсем не свойственный Чехову русский жлобовато-малограмотный национализм? Чехов смеялся над ним в том рассказе. Актеры умудрились сыграть ровно противоположное.

Сцена фестиваля
Сцена фестиваля

Если суммировать, то рассказ об отношениях Чайковского и Чехова получился довольно пресноватым. Фактуры почти не осталось, и вся она уже уложена в короткие библиографические статьи и аннотации к выставкам. Обаяние и голос Гармаша оживляют их максимально ярко, но не в силах добавить подробностей. Выбор музыки мог быть разнообразнее, раз уж в тексте затрагивались и Пятая симфония, и романс «Снова как прежде один», и «Пиковая дама», и много чего другого. Зато тема взаимоотношений Чайковского и Чехова высвечена ярко, и это явно интересно широкой аудитории.

Наконец, это был действительно первый живой концерт после карантина для большинства присутствующих. И ведь фестиваль продолжается, он будет идти в Клину до 9 августа.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото автора

31/01/2020 - 02:30   Классическая музыка   Концерты
Юрий Башмет не решился сам играть «Бранденбургские концерты» Баха, но с удовольствием продирижировал ими на своем первом московском фестивале.

Говорить о Бранденбургских концертах Баха можно сколько угодно, но всякий раз, когда со сцены звучат все шесть этих фантастических, очень любимых и часто исполняемых и цитируемых концертов, сердце подготовленного слушателя замирает. Тут масса нюансов — использовать ли аутентичные инструменты вроде корно да качча или взять современную валторну, качество звучания клавесина, даже оркестровки разные.

«Солисты Москвы»
«Солисты Москвы»

«Солисты Москвы» часто исполняют эти концерты. Например, в 2015 году на башметовском фестивале в Ярославле была программа из всех шести концертов. Башмет тогда был вынужден уехать по делам, но «Солисты Москвы» блистательно справились и без него. Но и сам Юрий Башмет исполнял на альте, например, Концерт №3, и сохранились студийные записи.

Концерт №1
Концерт №1

Теперь в «Зарядье» на своем первом в Москве фестивале Башмет был сосредоточен, и дирижировал очень напряженно, спрятавшись где-то за клавесином. У Баха было 17 музыкантов, под которые он и писал ансамбли, у Башмета — не меньше. Приглашать со стороны не пришлось, если не считать, конечно, блистательную клавесинистку Александру Кореневу, которая уже не раз играла эти концерты с «Солистами Москвы». И без всякой очередности упомянем сразу Концерт №5, где Коренева была без всяких скидок восхитительна, и даже сорвала аплодисменты на каденции в первой части (как на джазовых концертах после виртуозного соло).

Концерт №5
Концерт №5

Эти барочные концерты Баха, хотя и не исполнялись, кажется, при жизни композитора (ноты пролежали более ста лет в архиве маркграфа Бранденбурга-Шведтского), имеют невероятное свойство раскрывать привычную эстетику итальянско-французского канона все новыми и новыми красками, в зависимости от инструментария и личностей солистов. Выходит скрипачка Арина Шевлякова — и делает четвертый концерт виртуозным, а то и виртуозным скрипичным басом для блок-флейт Олега Худякова и Владимира Парунцева. Выходят в третьем концерте первые скрипки «Солистов» Поскробко, Ашуров и Дырул, - и делают его идеальной фригийской каденцией для струнного ансамбля, как и привыкли в «Солистах».

Концерт №4
Концерт №4

В шестом концерте должен был играть сам Башмет вместе со своим главным альтистом Виталием Астаховым. Но Башмет не стал, и Андрей Усов (как в том же Ярославле) уверенно заменил его, сорвав немало аплодисментов, уж очень был хорош.

В «Зарядье» все звучит легко и без искажений, акустика позволяет очень многое, а зрительские ряды полностью опоясывают сцену. На аплодисментах «Солисты Москвы» даже развернулись назад, к зрителям за сценой, и поклонились им тоже. Это выглядело уважительно и изящно. Так и двигается московский фестиваль Юрия Башмета.

Вадим ПОНОМАРЕВ

16/10/2019 - 16:31   Классическая музыка   Анонсы
С 24 по 27 октября на Южном Урале пройдет второй авторский фестиваль знаменитого альтиста и дирижера, народного артиста СССР Юрия Башмета.

Впервые фестиваль состоялся в 2018 году и охватывал две концертные площадки: Челябинск и Магнитогорск. Однако одна из основных черт фестивалей маэстро Башмета – расширение не только программы, но и географии концертов. Так, второй фестиваль пройдет сразу в трех городах: Челябинске, Снежинске и Сатке.

Среди участников фестиваля – актер театра и кино Григорий Сиятвинда, звездный трубач Сергея Накаряков, пианистка Ксения Башмет, саксофонист Леонид Друтин и другие замечательные музыканты. Сам маэстро Башмет, по традиции, примет участие в концертах фестиваля и как солист, и как дирижер, заняв место за пультом лауреата премии «Грэмми», камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Главной идеей программы фестиваля стало музыкальное путешествие. Так, в один вечер на сцене слушателям будет предложена как «золотая классика» репертуара (сочинения П.И. Чайковского, Дж. Россини, В.А. Моцарта), так и произведения авторов XX века.

Откроется второй фестиваль концертом 24 октября в городе Снежинск. В программе вечера – Соната для струнных Россини, Ноктюрн ре минор для альта и струнных и «Воспоминание о Флоренции» П.И. Чайковского, а также сочинения мастеров испанской и аргентинской музыки – Пабло де Сарасате и Астора Пьяццоллы. Партию солиста в сочинениях Пьяццоллы для саксофона и странных исполнит Леонид Друтин.

С похожей программой на следующий день, 25 октября, фестиваль посетит Сатку.

26 и 27 октября в рамках фестиваля пройдут концерты в Челябинске. Так, в программе первого вечера прозвучат Первый дивертисмент Моцарта, Ноктюрн для альта и струнных и «Воспоминания о Флоренции» Чайковского, милонга «Забвение» и «История танго. Ночной клуб 1960 года» для саксофона со струнными (солист – Леонид Друтин), а также Симфоническая рапсодия для фортепиано и струнных испанского композитора Хоакина Турины (солистка Ксения Башмет).

На гала-концерте закрытия фестиваля 27 октября на сцену также выйдет Сергей Накаряков, который исполнит Концерт N1 для флюгельгорна с оркестром, и солисты Андрей Поскробко и Михаил Ашуров в сочинении Шнитке Moz-Art a la Haydn. Завершится фестиваль музыкально-литературным действом на музыку Моцарта и Сальери и поэзию Пушкина «Моцарта и Сальери». В качестве чтеца выступит Григорий Сиятвинда.

Одновременно с фестивалем, в Снежинске, будет проходит 2 музыкальная академия для молодых талантливых музыкантов из городов Росатома. В академии в этом году примут участие около 100 молодых музыкантов из 20 городов нашей страны.

15/05/2019 - 14:13   Классическая музыка   Концерты
20 мая в Концертном зале «Зарядье» в Москве состоится праздничный концерт, посвященный дню рождения Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета.

Единственный российский камерный оркестр, обладающий премией «Грэмми», камерный ансамбль «Солисты Москвы» со своим бессменным руководителем, маэстро Юрием Башметом, будут отмечать свой 27-й день рождения на сцене одного из лучших концертных залов России – в столичном «Зарядье». Компанию им в этом особенном вечере составят замечательные гости-музыканты.

В программе вечера – сплошь сюрпризы, напоминающие о самых ярких моментах в истории коллектива. Так, в первом отделении концерта прозвучат сочинения Моцарта, Гайдна, Бизе, Турины, Сальери, Брамса и других композиторов, в то время как во втором отделении будет представлена музыкально-литературная композиция «Моцарт и Сальери», партию чтеца в которой исполнит знаменитый актер театра и кино Григорий Сиятвинда.

Афиша

Также среди специальных гостей вечера - Сергей Накаряков (труба), Алена Баева (скрипка), Ксения Башмет (фортепиано) и Екатерина Мочалова (домра). Сам маэстро Башмет по традиции выступит как в качестве дирижера, так и в качестве солиста.

Камерный ансамбль «Солисты Москвы» был создан Юрием Башметом в 1986 году, однако в 1992 году состав коллектива полностью сменился: фактически ансамбль был собран заново, в состав вошли выпускники и студенты Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Российский дебют новых «Солистов Москвы» состоялся 19 мая 1992 года на сцене Большого зала Московской консерватории, а спустя 2 дня, 21 мая 1992 года коллектив дебютировал в Европе – в концертном зале «Плейель» в Париже.

Безупречное чувство стиля музыкантов-единомышленников, не одно десятилетие играющих вместе, а также яркая индивидуальность каждого артиста делают этот коллектив по-настоящему уникальным. В репертуаре «Солистов» - более 350 шедевров российских и зарубежных композиторов. За чуть более, чем четверть века, коллектив дал более 2 тыс. концертов и объездил более 50 стран, среди которых страны Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии.

В 2008 году «Солисты Москвы» были удостоены премии «Грэмми» за запись музыки Стравинского и Прокофьева. А также коллектив трижды был номинирован на эту премию: в 1994, 2006 и 2009 годах.

19/02/2019 - 16:59   Классическая музыка   Концерты
Не первый раз на Зимнем фестивале Башмета в Сочи проходят концерты из цикла «Классика и этника», где с «Солистами Москвы» как бы на равных играют этно-звезды из разных стран мира.

Вообще это довольно популярная концепция в мире. Если фьюжн движет музыку вперед, то отчего не соединить классику и этнику, элитарное и народное? Вечная проблема в том, что к такому фьюжну не готовы обе стороны, но по своим причинам не спешат отказываться. Для любого фолк-музыканта сыграть с оркестром — честь и престиж, даже если он там будет выглядеть вставным зубом. А оркестру может показаться, что так он стал ближе к народу. Иногда так и случается. Но редко.

Бель Шу (пипа)
Бель Шу (пипа)

По концертам этой концепции на фестивалях Башмета можно судить о реальной готовности тех или иных музыкантов к фьюжну. Скажем, в позапрошлом году пьесу гениального Тан Дуня (автора музыки к фильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон») с «Солистами Москвы» играл Китайский оркестр Гонконга, а солировала на пипе та же Бель Шу, что и в этом году. И все было органично и эффектно. Потому что Тан Дунь сам работает на стыке китайской и европейской традиций. Вот и сегодня этот же концерт, но уже без Китайского оркестра, но с Бель Шу, прозвучал блистательно.

Хосе Мария Галлардо дель Рей (гитара)
Хосе Мария Галлардо дель Рей (гитара)

Но то Тан Дунь, у него так задумано. И то Вивальди, написавший концерт ре мажор именно для гитары и струнных, испанец Хосе Мария Галлардо дель Рей был тут на своем месте. А уж «Солисты Москвы» никогда с Вивальди не подкачают.

Мохамед Абозекри (уд)
Мохамед Абозекри (уд)

Куда тяжелее с произведениями, где никаких этно-музыкантов или оркестра вроде бы и не предусматривается. Соединение уда (египтянин Мохамед Абозекри, он же автор) с камерным оркестром звучало уже явно натужно, и «Солистам» в нем было явно неуютно. Совсем уж дико прозвучал Шуберт, когда в эталонной «Аве Мария» солирует чопо чоор (проще говоря, глиняная свистелка) киргизской исполнительницы Айпери Эмилова. Ну простите. Лучше было бы взяться за Джо Дассена…

Айпери Эмилова (чопо чоор)
Айпери Эмилова (чопо чоор)

Намного интереснее было услышать те жанры, где этно-инструменты уже вплетены в оркестровую ткань. Это, разумеется, Алябьев: «Соловей» и звук домры в исполнении потрясающего мастера Екатерины Мочаловой органичны как дыхание.

Екатерина Мочалова (домра)
Екатерина Мочалова (домра)

Это уже устоявшийся стандарт соединения бандонеона и струнного оркестра, благословленный Пьяццоллой. Благо в Сочи приехал Гектор Улисс Пассарелла (Уругвай), мастер бандонеона и эффектный композитор. Его «Риоплатская сюита» - стильный оммаж танго и минимализма в духе Наймана. Пожалуй, именно такие соработничества наиболее интересны для фестиваля.

Не обошлось без сюрпризов. Волынка с оркестром — жанр не такой уж устоявшийся, но как бы традиционный на Британских островах. Росс Миллер с шотландской волынкой решился сыграть «Марш и Рил» для волынки и струнных. Эксперимент скорее не удался. Мало того, что волынка со своим бурдонным тоном начисто перекрывала всю кружевную нежность оркестра, так и специфический строй волынки не подразумевает ведь что-то вдалеке от си бемоль. На военном плаце можно не обратить внимания, но на академическом фестивале эта заведомая бедность уж очень бросается в глаза.

Росс Миллер (шотландская волынка)
Росс Миллер (шотландская волынка)

Обратный пример — бас-балалайка Михаила Дзюдзе с «Сибирским сказом» Симечова. Ее рок-н-ролльный звук удивительно контрапунктно и объемно облегал насыщенный звук оркестра. Он попросту не перекрывал ничего в частотном диапазоне, скорее пульсировал вместе с контрабасами. Так что невероятная техничность Дзюдзе скорее обогащала оркестр, - это ли не признак удачного эксперимента.

Михаил Дзюдзе (бас-балалайка)
Михаил Дзюдзе (бас-балалайка)

Все этно-музыканты получили возможность сыграть что-то сольное, чтобы представиться. И тут был хорош бандонеонист Гектор Улисс Пассарелла — столь витиеватой и непредсказуемой версии «Кумпарситы» еще поискать.

Гектор Улисс Пассарелла (бандонеон)
Гектор Улисс Пассарелла (бандонеон)

Но и Башмету нашлось что сыграть на альте. Концерт он открыл неожиданным адажио «Ностальгия» Лолашвили (из сериала «Ликвидация»). А затем блеснул в фирменном соло в «Народном норвежском танце» Грига. Не то, чтобы этника, но эффектно.

В финале обещалась мировая премьера, причем именно на тот экспериментальный состав, что и приехал в Сочи. Это Кузьма Бодров получил еще один заказ от фестиваля Башмета. Пафосное название «На крыльях ветра облетая весь мир...» не спасло Бодрова от очередной графомании. Под а-ля бетховенские гармонии все приехавшие музыканты скучновато посолировали по очереди, и разошлись в недоумении, что это было. Дико странно, что почти каждый год на фестивале звучит именно Бодров. А не те молодые композиторы, которые и движут сейчас российскую музыку вперед — Батагов, Курляндский, Раннев, Сюмак, Лубченко и прочая и прочая. Да хотя бы победители собственного конкурса композиторов на этом фестивале! Свежей композиторской мысли очевидно пока не хватает.

«На крыльях ветра облетая весь мир...»
«На крыльях ветра облетая весь мир...»

Вот сколько размышлений можно вынести из всего одного фестивального концерта с такими разноплановыми исполнителями. А фестиваль продолжает бурлить!

Екатерина Чеботарева (фортепиано)
Екатерина Чеботарева (фортепиано)

Буквально перед «Классикой и этникой» в Органном зале Сочи прошел отчетный концерт учеников образовательной программы фестиваля. Это юные инструменталисты самых разных возрастов. Многие были хороши. Но тут хотелось бы специально отметить молодых, но совершенно зрелых по своему музыкальному мышлению (и технике, конечно) новых лиц — пианистку Екатерину Чеботареву (она уже победительница многих конкурсов и солистка ГСО Татарстана п/р Сладковского) и кларнетиста Владимира Ершова (он тоже победитель и лауреат, учится сейчас в музшколе Гнесиных). С такими музыкантами за будущее русской музыкальной традиции можно быть спокойным.

Владимир Ершов (кларнет)
Владимир Ершов (кларнет)

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

Бель Шу (пипа)
Бель Шу (пипа)
12/11/2018 - 02:22   Классическая музыка   Концерты
Гала-концерт в день рождения Юлиана Ситковецкого прошел в БЗК с участием Юрия Башмета, Массимо Кварта, Клары-Джуми Кан и камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Это стало доброй традицией — поминать безвременно ушедшего мастера, ведь скрипач Юлиан Ситковецкий, чьей памяти посвящен весь фестиваль, ушел из жизни в 32 года. Его карьера стартовала на знаменитом Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей 1945 года, с тех имена победителей того конкурса — Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович и Юлиан Ситковецкий - стали известны всей стране, а затем и всему миру.

От Ситковецкого осталось множество записей, и его репертуар — всегда в основе того, что играют на фестивале памяти Ситковецкого. В этот раз были: Бранденбургский концерт №3 Баха, «Цыганка» Равеля, концерт ми минор соч.64 Мендельсона, концерт №5 Вьетана и одна премьера, о которой чуть позже.

Валерия Абрамова
Валерия Абрамова

«Солисты Москвы» привычно-грамотно отыграли многократно ими исполнявшегося Баха. Для равелевской «Цыганки» Башмет пригласил свою протеже, юную скрипачку Валерию Абрамову. Она явно волновалась, но сумела удержаться от брака, а некоторые пассажи напомнили лирической страстностью почему-то Ванессу Мей.

Массимо Кварта
Массимо Кварта

Публика ждала, конечно, знаменитого Массимо Кварта. Итальянский виртуоз выбрал довольно редко исполняемое в России произведение — Пятый концерт Le Gretry Анри Вьетана. Тут есть где развернуться и в смысле виртуозности, и в смысле глубины исполнения. Скрипач Массимо Кварта был безупречен во всех смыслах.

Клара-Джуми Кан
Клара-Джуми Кан

Немецкая скрипачка южно-корейского происхождения Клара-Джуми Кан весьма педантично разыграла ми минорный концерт Мендельсона, в Анданте это даже напомнило музыкальную шкатулку с вращающейся фарфоровой куколкой.

Завершился же фестиваль первым исполнением в Москве «Отражений» другого фаворита Башмета, композитора Кузьмы Бодрова. Это довольно сомнительная идея «отразить» темы 24-го каприса Паганини «в стиле» Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга. Но это ничуть не чуждая идея для самого Бодрова, изрядное количество произведений которого — именно что стилизации великих. Тут и ранее только дирижировавший Юрий Башмет взял альт в руки (для Башмета опус явно и предназначался). Довольно скоро выяснилось, что как ни играй темы Паганини, они все равно остаются темами Паганини. Но в стилизациях от них отрываются куски эмоций, страстей, живого мяса. Иногда это было довольно смешно, особенно в стилизации под Чайковского, иногда смертельно скучно, как с Брамсом. «Солисты Москвы» стоически выдержали это испытание, на ходу меняя эстетики и эпохи.

«Отражения»
«Отражения»

Самым же трогательным моментом концерта стало воспроизведение записи самого Ситковецкого, игравшего каприс ре-мажор Кароля Липинского. Сыграно блистательно, в лучших традициях советской скрипичной школы. И зал, и музыканты на сцене аплодировали...

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Юрий ПОКРОВСКИЙ

05/05/2018 - 06:33   Классическая музыка   Концерты
X фестиваль Башмета в Ярославле столь активен в отдаленных селах области, что прошел даже опен-эйр в селе Великое с участием самого Юрия Башмета и ансамбля «Солисты Москвы».

Это выглядело почти невероятно — небольшое старинное село Великое с почти дотла разрушенными и покосившимися старинными особняками и храмами в центре, живописным озером, дорогами как направлениями, спортивной площадкой с табличкой «Сделано не чиновниками, а за счет жителей села. Просьба не мусорить». И при всей этой разрухе и будто вчера состоявшейся бомбежке села — улыбающиеся жители и огромное количество зрителей на концерте Башмета. Многие приехали на своих машинах из окрестностей.

Погода смилостивилась. Несмотря на обильные дожди ранее, солнышко светило ровно, было довольно тепло, - а площадь перед сценой полна.

Программа концерта, конечно, была адаптирована. Помимо безусловных шедевров «на слуху», вроде «Из времен Хольберга» Грига, Ноктюрна соч.19 Чайковского, «Маленькой ночной серенады» Моцарта, вальса из «Серенады для струнного оркестра» Чайковского, для площадного концерта были кооптированы изящные специалитеты. Например, вальс Такемицу из древнего голливудского фильма «Чужое лицо» и комические вариации Хайдриха на тему Happy Birthday.

«Солисты Москвы» п/у Юрия Башмета поначалу выглядели ошарашенными. Григ явно не получился — музыканты будто прислушивались к непривычной акустике. Ведущая концерта разговаривала с детсадовско-сказочными интонациями, и тоже не способствовала утонченной атмосфере. Однако затем музыканты собрались, и уже «Ноктюрн» с солирующим альтом Башмета зазвучал стройно и строго. «Маленькая ночная серенада» прозвучала уже почти эталонно. Далее — еще лучше.

Праздник получился. Happy Birthday зазвучал не только для недавно отметившего 65-летие Башмета, но и как минимум для восьми местных жителей, которые в этот день праздновали свой собственный день рождения.

А затем Юрий Башмет поехал в местную школу, где ровно 5 лет назад он посадил вишневое дерево. Саженцу пришлось нелегко, как выяснилось. Он приболел, его лечили, худо-бедно вылечили. Шансы на жизнь есть. Башмет повесил на дерево волшебный мешок с красными ленточками, по местным поверьям, это должно поспособствовать долгой жизни дерева и сбыче мечт.

Заодно выяснилось, что в этих картофельно-огуречных краях в теплицах растут весьма вкусные огурцы.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Ирина ШТОЛЬБА

04/05/2018 - 02:54   Классическая музыка   Концерты
Когда профессоры европейских академий собираются вместе на фестивале Башмета, - это отдельное рафинированное музицирование. В Ярославле оно собрало аншлаг.

В рамках всех фестивалей Башмета в России включены мастер-классы для местных и особенно юных музыкантов. Башмет не жалеет сил, чтобы приехали лучшие из лучших педагогов в Европе. И особенной традицией стали «профессорские» концерты, когда педагоги, большинство из которых активно практикующие музыканты ведущих оркестров мира, - собираются в одном концерте. Обыкновенно это едва ли не лучший концерт фестиваля, стоящий заведомо особняком. Публика понимает такие нюансы редко, и именно поэтому стало приятным откровением, что на очередной «профессорский» концерт в Ярославле пришло столь много зрителей, что не осталось мест в зале от слова «совсем».

Духовые — отдельная болезненная тема для российского музыкального образования, поэтому Башмет именно духовиков холит и лелеет. Он понимает, как важно юным кларнетистам и трубачам видеть и слышать советы самых лучших педагогов. Кто же присоединился к «Солистам Москвы»? Приехали финский кларнетист Харри Маки (профессор Академии Сибелиуса в Хельсинки, арт-директор духового фестиваля «Крассел»), фаготист Карло Коломбо (профессор консерваторий Лиона и Лозанны, солист оркестра Лионской оперы), российские флейтист Владимир Парунцев (основатель барочного ансамбля Pfeyffer) и трубач Леонид Гурьев (преподаватель московской консерватории). К ним присоединились знаменитый итальянский флейтист Массимо Мерчелли и солисты ансамбля «Солисты Москвы» скрипач Михаил Ашуров и гобоист Эрик Чалабаев (лауреаты международных конкурсов).

Состав впечатляющий. Но и сет-лист впечатляет не меньше! Второй «Бранденбургский» концерт Баха, первый концерт Моцарта для флейты с оркестром, симфония Гайдна си-бемоль мажор, концертино Штрауса для кларнета и фагота с оркестром. А на десерт — чудная «Деревенская» симфония Моцарта (она же - «Секстет деревенских музыкантов»).

«Профессорские» концерты стали традицией для фестивалей Башмета. Чем они отличаются от остальных, так это прежде всего академичностью. Профессоры не любят играть экспериментальные интерпретации, они всегда максимально близки к авторскому тексту и любым примечаниям авторов на полях. Они всегда по-хорошему консервативны. Собственно, уже «Бранденбургский» концерт доказал это с ходу: Чалабаев, Парунцев и Гурьев дули столь эталонно раритетно, что казалось, будто присутствуешь на концерте 50-х годов. Скрипач Ашуров вел партию настолько ровно, насколько надо было, чтобы ансамбль звучал аки единое целое.

Непедагог Массимо Мерчелли сыграл Концерт №1 Моцарта куда более своеобразно - «Солисты Москвы» только и ловили прихотливые длительности нот солиста, Моцарта тот переписывал на глазах, оставаясь в рамках академизма. Напряженный глаз дирижера Башмета то и дело скользил по первым скрипкам, беспокоясь за длительности.

Поздний Штраус в духе венцев XVII века — раздолье для строжайшего консерватизма. Что и продемонстрировали профессоры Маки и Коломбо в Дуэте-концертино для кларнета и фагота с оркестром. Это был подлинный мастер-класс по кларнету и фаготу. Филигранно выверенные длительности, благородный тембр, полетный звук. А маэстро Башмет продемонстрировал высочайшее владение балансировкой всех оркестровых групп.

Странно было бы в этой ситуации не показать «своих». А именно детей, играющих в любимом детище Юрия Абрамовича — Всероссийском юношеском оркестре. Вначале зрителей поразил необыкновенно живой юный гобоист Роман Александров в Адажио концерта итальянского классика Алессандро Марчелли — он играл совсем не по-детски.

Да и концертная симфония Гайдна с солирующими Зиновией Нестеренко (скрипка), Ильей Михайловым (виолончель), Варварой Петровой (гобой) и Ильей Быковым (фагот) звучала строго, размеренно и аккуратно.

Самая большая нагрузка упала на плечи «Солистов Москвы», не уходивших со сцены весь долгий концерт. Они с честью выдержали испытание, и показали рафинированный глубокий звук. Особенно ценно это с учетом огромного количества у них выездных концертов по Ярославской области параллельно с главными концертами в зале Собинова Ярославской филармонии.

А завершился «профессорский» концерт шуткой. Юрий Башмет даже произнес предваряющий спич — по поводу пьяных деревенских музыкантов, искусно спародированных Моцартом, он вспомнил старый случай с гневной рецензией одной американской критикессы на исполнение «Секстета деревенских музыкантов» и последовавшим затем судом и присуждением 800 долларов обиженному оркестру. Затем собственную историю с аналогичной историей в Москве. И даже во время исполнения не удержался от комментариев: «Сейчас будет каденция у первой скрипки, музыкант играет, ошибается и бросает все к чертовой матери». Обе валторновые партии исполнили австрийские музыканты Роберт Кис и Петер Харсани. На актерские мизансцены (которые так любят многие дирижеры в этой симфонии) ни сил, ни времени отрепетировать не осталось. Но блистательные музыканты сыграли все, что нужно, и без театра.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: РАДА

02/05/2018 - 02:16   Классическая музыка   Концерты
65-летний юбилей Юрия Башмета стал центральным событием на открытии юбилейного X международного музыкального фестиваля в Ярославле.

Он мог бы и не играть этот альтовый бенефис. В конце концов, позади — множество юбилейных концертов по всей стране, включая Москву, утомительные гастроли «Солистов Москвы». В 65 лет альтисту играть даже физически трудно — может подвести гибкость связок руки, скрипка или альт — не барабаны и даже не фортепиано. Но Башмет решился.

В концертном зале Ярославской филармонии имени Собинова это выглядело как вызов, как схватка. К тому же — со множеством премьер. «У нас каждый фестиваль — уникальный», - объяснил сам музыкант. И десять лет фестиваля — это не тот опыт, который можно взять и выбросить. Особенность ярославского фестиваля Башмета — обязательные выезды из Ярославля в райцентры, села, где музыканты такого уровня бывают только в телевизоре и еще на фестивале Башмета.

Начали с «визитной карточки» - того переложения кларнетового квинтета Брамса си минор, которое в версии для альта и струнного оркестра стало одним из главных аргументов Башмета в споре за то, может ли альт быть солирующим инструментом вообще. Теперь легко говорить, что победа за Башметом, и альт признан полноценным солирующим. 30 лет назад было далеко не так однозначно. Шедевр Брамса до сих пор вызывает отчаянное удивление — неужели кларнетовая партия может быть настолько же конгениально сыграна альтом? Доказывать уже нечего, и Башмет выглядел немного расслабленно. Но его легато, эти задумчивые элегичные штрихи, были по-прежнему вне конкуренции. Визитная так визитная.

Все остальное было скорее масштабным экспериментом в честь открытия фестиваля. Ярославская премьера Gloria ученика Александра Чайковского Кузьмы Бодрова вместе с филармонической хоровой капеллой «Ярославия» - смелый жест на переосмысление классического текста. Получилось несколько очень интересных моментов, особенно в сравнении с премьерой в Сочи. Важно упомянуть, что все авторы премьерных произведений приехали в Ярославль, и трепетно следили из зала за исполнением.

Игорь Райхельсон, ныне живущий в США, часто играется Башметом именно в контексте унии классики и джаза. Адажио для альта и струнных впервые было исполнено в Нью-Йорке в память об 11 сентября, тогда и потом Башмет играл это адажио максимально скорбно. Но в Ярославле вдруг объявились светлые нотки, это было совершенно иное исполнение — почти ироничное. Это придало такой неожиданный вес мыслям композитора, что отчаянно захотелось переслушать.

Главной изюминкой концерта открытия, конечно, стала премьера от Сергея Невского. На заказ от Башмета он написал «Пустошь» для альта, струнных, перкуссии и фортепиано. Это непродолжительный шумовой авангард, в который умело вклинены скупые пассажи солистов. Нет тоники. С одной стороны, это похоже почти на всех американских авангардистов, вместе взятых. С другой, буквально физически сквозь всхлипы арфы, альта, скрипки, виолончелей кристаллизуется понятие пустоты как места и как образа жизни. Метафорично и выразительно, хотя о самобытности говорить не приходится.

В финале «Солисты Москвы» должны были сыграть «Концерт на троих» Шнитке. Но Башмет предпочел сыграть только финал — Менуэт. Зато рассказал зажигательную историю про то, как Шнитке написал этот концерт для Ростроповича, Башмета и Кремера в 1994 году. «Третьим будешь?» - понятный только россиянам клич превратился в его изложении в метафорический ответ еврейского интеллигента: «Я хочу быть только первым!».

Кроме того, замгубернатора Ярославской области на сцене наградил Башмета медалью «За труды во благо земли Ярославской» первой степени. Юрий Абрамович умудрился тут же уронить медаль, зато рассказать жизнерадостную историю о том, как в одном французском городе его наградили подобной почетной медалью, к ней прилагался бесплатный проезд на общественном транспорте. Но мэр тихо шепнул ему на ушко, что общественного транспорта в этом городе нет.

Вадим ПОНОМАРЕВ

26/03/2018 - 18:21   Классическая музыка   Новости
24 марта 2018 на 51-м году жизни скончался российский гобоист Дмитрий Котенок.

Об этом сообщили друзья музыканта на Facebook.

Дмитрий Котенок родился 21 августа 1967 года. Обучение музыке начал в ЦМШ, окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского.

С 1992 года Дмитрий работал в оркестре «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.

В 2004 году ему присвоено звание заслуженного артиста России.

Быстрый поиск:

Страницы