Олжас Нурланов

14/02/2025 - 04:31   Classic   Концерты
В Сочи с огромным успехом прошел гала-концерт открытия XVIII Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета.

В Зимнем театре Сочи аншлаг, люди перед входом спрашивают лишние билетики. Все фойе театра заставлены специальными выставками: вот про Чайковского, а вот некий арт с пюпитрами, пробитыми пулями… В начале концерта вышел советник президента России Владимир Мединский,и зачитал поздравительное письмо к фестивалю от Владимира Путина.

В первом отделении сыграл камерный ансамбль «Солисты Москвы» п/у Юрия Башмета. Сначала вместе с Камерным хором Московской консерватории п/у Александра Соловьева духоподъемно исполнили Gloria Антонио Вивальди. Затем вышел чудный пианист Дмитрий Маслеев, и начался в каком-то смысле аттракцион имени Бенджамина Бриттена: «Молодой Аполлон» состоит из повторяющихся фортепианных арпеджио, зацикленных и обрастающих мясом аки растущий бычок. Струнные, в свою очередь, распадаются то и дело на отдельный квартет и весь остальной оркестр. Когда экспрессивные переливы из самого нижнего в самый верхний регистр, виртуозно исполняемые Маслеевым, достигают особенной силы, они мгновенно слабеют, обретают лиричность, - лиричнее становятся и струнные. Только чтобы снова набрать силу и закончиться бурной кодой под бурные же аплодисменты публики.

Дмитрий Маслеев
Дмитрий Маслеев

Российско-казахский баянист Олжас Нурланов привычно взялся за Пьяццоллу, и исполнил две темы из Five Tango Sensations. Баян не заменяет исходный бандонеон по тембру, конечно, но Нурланов умеет играть Пьяццоллу тонко, проникновенно и будто исповедально. А на верхушках его баян умеет извлекать такие расщепленные звуки, что и с бандонеоном по тембру спутать можно…

Олжас Нурланов
Олжас Нурланов

«Солисты Москвы» сыграли еще «Просветленную ночь» (она же «Преображенная») Шенберга, изначально струнный секстет, но в авторском переложении для струнного оркестра. Оркестром ее в принципе исполняют чаще всего. Источником романтического вдохновения Шенберга было стихотворение Рихарда Демеля, в котором беременная девушка признается возлюбленному, что ребенок не от него, а он отвечает, что так любит ее, что готов признать ребенка своим. А сам-то Шенберг в момент сочинения был уже влюблен в свою будущую жену Матильду. И тут важно сыграть так, чтобы романтика становилась местами весьма драматичной, но любовь побеждала все преграды. «Солисты Москвы» так «Просветленную ночь» и играют: набегами ветра по волнам, и вот уже снова тишь и гладь да Божья благодать серебристыми альтовыми красками. Странно, кстати, что никто не придумал отдать одну из альтовых партий какому-нибудь меццо-сопрано на стих Демеля. Было б увлекательно и аргументированно, в конце концов.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Во втором отделении играл Всероссийский юношеский симфонический оркестр. На мой взгляд, он сейчас в лучшей творческой форме и в лучшем составе за все годы своего существования. Родился оркестр, кстати, в 2012 году именно тут, в Сочи. Начали со знаменитых «Половецких плясок» Александра Бородина. Чудо тут как хорош Юношеский оркестр, но и Камерный хор Московской консерватории конгениально хорош. Небеса разверзаются, когда хор грозным рыком вослед грому литавр восклицает «Пойте песни славы хану! Пой!». А потом нежнейшее «Улетай на крыльях ветра ты в край родной» хрустальными женскими сопрано. И еще тут много духовых, и они невероятно точны. Ни одного кикса или тембральной неточности, что случается и во вполне себе взрослых оркестрах.

Альбина Шагимуратова
Альбина Шагимуратова

Еще один звездный гость, и впервые на Зимнем фестивале искусств, - великолепное колоратурное сопрано Альбина Шагимуратова, солистка Мариинки. Начала с арии Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Ее безупречное бельканто в ориентальной стилистике звучит роскошно и изысканно. Каватина Нормы Casta diva из оперы «Норма» Беллини (тоже не поющаяся ею в Мариинском театре!) — одна из самых сложных партий сопрано в истории оперной музыки. Альбина Шагимуратова успешно справилась со всеми техническими сложностями, сохранив широкое дыхание и округлый звук. В верхнем регистре она блистательно выдержала всю колоратуру, а в низах обретала трагическую глубину и драматизм.

Вадим Репин
Вадим Репин

А вот скрипач Вадим Репин, напротив, частый гость Сочинского фестиваля. В этот раз он сыграл Первый концерт Прокофьева. Который композитор задумал в 1914 году, но работал над ним с перерывами до 1924 года, целых десять лет. Скрипачи обыкновенно играть его не любят, - голая романтика, никаких там виртуозных пассажей или демонстрации техники. Говорят, чтобы сыграть этот концерт удачно, надо почувствовать себя мальчиком внутри сказки. Вадим Репин ничего такого, кажется, не делал. Он был азартен, он цеплялся за ритмические структуры, придавая штрихами экспрессивность, играясь с силой подачи и окрашивая длинные ноты романтическим флером безо всякого сладковатого вибрато. Скорее, как юношеские чувства около первых влюбленностей. И это было прекрасно, но все равно непривычно слышать Репина совсем уж без виртуозных пассажей. Это другое, уместно будет сказать.

В завершение Юношеский оркестр п/у Юрия Башмета сыграл «Вальс» Мориса Равеля. Солнечно и изящно, как и должно. Все отсылки к знаменитым венским вальсам (одним из первых названий этой хореографической поэмы для оркестра была именно что «Вена») считывались, но и прогрессии самого Равеля ощутимы и выпуклы. Согласно легенде, Равель предложил «Вальс» как балет Дягилеву, но тот отказался со словами «это пародия балета», и дело между ними едва не дошло чуть ли не до дуэли. Но как фантазия для оркестра «Вальс» очень хорош. Юношеский оркестр сыграл его раскованно и уверенно, благо только что на днях уже показывал его в Москве.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Отдельно стоит отметить великолепное световое оформление концерта, не уступающее лучшим поп-концертам звезд. Я узнал, что свет предоставлен местными сочинскими прокатчиками светового оборудования на период фестиваля. Жаль, конечно, что Зимний театр пока не имеет такого первоклассного оборудования, - зато на Зимнем фестивале оно есть, и работает как надо.

Фестиваль стартовал. Уже идут параллельно Школа молодого журналиста, Школа музыкального продюсера, совещания директоров филармоний, занятия инструментальных и вокальных департаментов Академии фестиваля, общаются поэты, приехавшие на конкурс поэтов, идут выставки. И на местном уровне движуха невероятная: хотя губернатор Краснодарского края снова не смог приехать, тут уже министр культуры края, а на концерт открытия приехали культурные организаторы из практически всех муниципальных организаций края. Перенимать опыт.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

04/12/2024 - 01:56   Classic   Концерты
Легендарный фестиваль «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее стартовал впервые под руководством и с участием Юрия Башмета и его «Солистов Москвы» концертом «Вакхические песни».

Как и раньше, налицо союз изобразительных искусств и музыки, породивший «Декабрьские вечера» 43 года назад под руководством гениального пианиста Святослава Рихтера. Теперь руководство фестивалем перешло к Юрию Башмету, и он откровенно рассказал, как это случилось.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Я участвовал в 42-х фестивалях, сейчас - 43-й. Мы встречались вечерами с маэстро Рихтером, он озвучивал идеи программы, мы в основном соглашались, но вносили свои предложения, это был такой совет молодежи при Рихтере: Олег Каган, Наталия Гутман, я, Элисо Вирсаладзе. Нас одно время называли рихтеровской шайкой, но нас это не обижало, мы этим гордились.

Когда не стало Святослава Теофиловича, я получил предложение от Ирины Антоновой стать художественным руководителем фестиваля. Это очень ответственно, радостно. До этого ведь я был тем третьим, кто вместе с Антоновой уговаривал Рихтера вообще открыть здесь фестиваль.

Радостно, что фестиваль живет и процветает. Сегодня открытие фестиваля, и на весь фестиваль осталось 24 билета, на весь декабрь. Интерес у публики большой, публика вернулась», - сказал маэстро Башмет под сенью культовой статуи Давида в Итальянском дворике музея.

Со стороны Пушкинского музея — впечатляющая экспозиция «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России». Большинство натюрмортов — про дичь. Битые зайцы, фазаны, кабаны и прочее, феноменально реалистически выписанные с торжествующими охотниками и поварами на полотнах с фотографической детальностью.

«Мы вернулись к прежнему формату, и это здорово. Он не потерял ни свою международность, ни свою звездность. Несмотря на сегодняшние дни, у нас будет выступать бельгийский ансамбль аутентичной барочной музыки, например. Главное, что сохраняется связь, которой Ирина Александровна зацепила Рихтера. Она сказала: «Ну Вы же сами рисуете! А это будет синтез искусств». Она всегда мне говорила: «У нас есть возможность путем обмена получить шедевры из Prado или Лувра». И мы уже в связи с этим подбирали музыку. Смысл в том, чтобы слушатель из трех неизвестных оказался в двух известных: художник и композитор. Они могли жить в одно время, импрессионисты — значит, импрессионисты. Потом темы начали расширяться. Есть «Ромео и Джульетта» Шекспира у Чайковского и Прокофьева, и это лучшие «Ромео и Джульетта», которые я знаю. И они звучали тут. Для меня это значит, что фестиваль живет и процветает».

Что касается именно фламандского натюрморта, - то в музыкой были всякие варианты, признался Башмет.

«Фламандский натюрморт — и Бах, и Шнитке любили такие картины. Это непростая тема для музыкальной программы. И все же есть крайне редко звучащие произведения, и никогда не звучавшие. Я знаю, что кроме нас никто не исполнял «Молодой Аполлон» Бриттена, и его же Двойной концерт для скрипки и альта. Потому что общество Бриттена открывает раз в несколько лет ящик, достает оттуда неисполненное произведение. Это бизнес. Они издают эти ноты, и мир так узнает еще о нескольких произведениях Бриттена. Вот так открылся «Аполлон», и премьеру играл наш Николай Луганский. А для премьеры скрипично-альтового концерта по моему предложению был Гидон Кремер, и есть запись этой премьеры».

«Молодой Аполлон» Бриттена в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы» и пианиста Дмитрия Маслеева — отдельное наслаждение. Они сыграли в духе ранее зачитанного стиха Сергеем Шакуровым стиха Пушкина «Вакхическая песнь», - столь же вакхически. Жизнерадостно, витально, всепобедительно. Нечасто удается услышать именно такого Бриттена.

Дмитрий Маслеев
Дмитрий Маслеев

Стих «Просветленная ночь» Рихарда Демеля прозвучал у Шакурова (превосходно выглядящего, кстати) радикально светло, речь идет о взаимоотношениях мужчины и беременной женщины, после которых она признается, что ребенок не от него. Но мужчина отвечает, что душевное тепло от их отношений делает ребенка его дитем. Впечатленный этим стихом Арнольд Шенберг написал в 1899 году произведение для струнного секстета, ставшее его первым заметным сочинением.

«Солисты Москвы» под рукой Юрия Башмета от осторожной, местами тревожной музыки прошли путь к росткам надежды и веры, а затем к совсем уж мажорным гармониям в духе Чайковского того времени. Согласитесь, тоже весьма необычный Шенберг.

После стиха «Цыганке» Константина Бахтурина в исполнении Шакурова «Цыганка» Мориса Равеля в солирующем исполнении китайского скрипача Ло Чаовэнь (обладатель III премии и бронзовой медали XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2023 году) казалась вполне осознанной. Да, вступление он сыграл весьма нетрадиционно, но затем принялся за ориентальные мотивы, в чем был весьма убедителен.

Ло Чаовэнь
Ло Чаовэнь

Затем чувственно прозвучали «Пять ощущений танго» Астора Пьяццоллы для баяна и струнного квартета с солирующим баянистом Олжасом Нурлановым (выпускник Гнесинки, обладатель титула «Чемпион мира» на 74-м чемпионате мира среди баянистов и аккордеонистов (Coupe Mondiale, Мюнхен, 2021), солист Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной). Баян нечасто доводится услышать на академической сцене, Но и нечасто он звучит насколько академически, что абсолютно гармонично вписывается в реальность танго-миров Пьяццоллы. Это было весьма изящно.

Олжас Нурланов
Олжас Нурланов

Завершили программу открытия фестиваля «Декабрьские вечера» Шесть румынских народных танцев в версии Тибора Шерли для струнного оркестра Белы Бартока. «Солисты Москвы» на фоне фламандских натюрмортов сыграли изысканный саундтрек к ним, чередуя трогательные скрипичные излияния и средневековые танцевальные движения.

«Очень приятно, что в рамках фестиваля мы проведем концерт памяти Альфреда Шнитке. Это музыка к спектаклю «Ревизская сказка», его музыка называется «Гоголь-сюита». Мы играли ее в его день рождения, и сыграем снова на фестивале. Мне приятно, что Владимир Спиваков придет и исполнит сонату для скрипки и рояля. Он редко играл на «Декабрьских вечерах», всего раз или два, и вот сказал, что придет с удовольствием. Он в прекрасной форме!», - добавил в завершение Юрий Башмет.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото Антон БАКЛЫКОВ