Вадим Репин

12/11/2019 - 14:48   Классическая музыка   Новости
12 ноября в Новосибирской филармонии состоялась пресс-конференция, на которой художественный руководитель Транссибирского арт-фестиваля Вадим Репин рассказал о ключевых событиях предстоящего форума.

В пресс-конференции также приняли участие директор фестиваля Олег Белый, начальник отдела профессионального искусства, культурного наследия и образования МК НО Ольга Иванова, генеральный директор Новосибирской филармонии Бейбит Мухамедин и художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир Калужский.

Вадим Репин
Вадим Репин

В начале встречи Вадим Репин упомянул, что «все карты раскрывать еще рано, но некоторые high-points мы, несомненно, обозначим». Открытие фестиваля состоится 20 марта 2020 года программой, состоящей из сочинений Бетховена, 250 лет со дня рождения которого отмечает весь мир, и избранными номерами из оперетты «Летучая мышь». За пульт Новосибирского академического симфонического оркестра в день открытия фестиваля встанет Саша Гётцель.

После долгого перерыва в российскую часть программы фестиваля вновь включена завоевавший весь мир проект «Па-де-де на пальцах и для пальцев», созданный в сотрудничестве с прима-балериной Большого театра Светланой Захаровой и ее коллегами.

Особым образом Вадим Репин отметил программу, которая пройдет в Академгородке, где он сам последний раз выступал в 2014 году. Программа из камерных сочинений Бетховена, исполненная вместе с итальянскими коллегами Марио Брунелло (виолончель) и Андреа Луккезини (фортепиано) будет представлена сначала новосибирским ученым, и лишь после прозвучит в Государственном концертном зале им. А.М. Каца.

Одной из важнейших традиций фестиваля была и остается традиция представления мировых премьер:

«Самый исполняемый композитор из живущих, одна из важнейших персон для меня – это Арво Пярт, который специально для нас, для меня пишет произведении, – поделился Вадим Репин. – У нас в гостях будет Андрес Мустонен, с которым мы будем делать уже третью премьеру (предыдущие – сочинения Губайдулиной и Раскатова). Поскольку для Пярта этот год также юбилейный – ему 85 – я очень надеюсь, что он сможет приехать».

В программах также примет участие ансамбль А. Мустонена Hortus musicus, который исполнит сочинения Пярта, посвященные ансамблю. В их числе Fratres, где роль солиста возьмет на себя Вадим Репин.

Описывая дальнейшую программу фестиваля, его художественный руководитель упомянул об ансамбле солистов Венской филармонии K&K, чья разножанровая программа будет представлена 1 апреля, о симфоническом концерте с участием Квартета Бородина, о концерте, посвященном юбилею Alma Mater музыканта – НСМШ, о традиционных проектах Дети-детям, Тонали-тур, Академии арт-журналистики.

«Завершая, хотел упомянуть, что после 5 лет постоянных переговоров к нам приедет японский дирижер Казуки Ямада. Он так занят, что его невозможно было поймать на три дня, но мы ждали и не теряли надежды. Для меня он совершеннейшее откровение, и я особенно рад, что он приедет 8 апреля закрывать фестиваль и мы с ним исполним концерт Глазунова».

Дополняя коллегу, директор фестиваля Олег Белый упомянул, что запланировано несколько концертов в Новосибирской области, огромное количество мастер-классов и программы мастер-курсов, подержанные в этом году Фондом президентских грантов.

«Хочу напомнить, что сегодня мы представляем программы VII фестиваля, но еще не закончился VI фестиваль. Позавчера мы закрыли российскую часть в Тобольске и Тюмени, а впереди еще Германия, включая Берлинскую филармонию, и Франция. Но сердце фестиваля всегда в Новосибирске, всегда, где бы мы ни были, мы делаем на этом акцент».

Владимир Калужский поблагодарил за коллег за поддержку программы «Сделано в Сибири», в рамках которой уже третий год филармонический оркестр представляет премьеры сочинений новосибирских композиторов. Ольга Иванова обозначила приоритетную важность фестиваля среди других программ, поддерживаемых Министерством культуры Новосибирской области, а Бейбит Мухамедин объявил, что старт продаж билетов запланирован на начало декабря.

Транссибирский арт-фестиваль – российский форум, задуманный, основанный и возглавляемый выдающимся российским музыкантом Вадимом Репиным. Имя Транссибирской магистрали, которое легло в основу названия Фестиваля, отражает не только идею соединения культур Востока и Запада, но и объединения в единую творческую магистраль множество российских городов: Новосибирск, Красноярск, Омск, Екатеринбург, Самару, Тюмень, Тобольск, Санкт-Петербург и Москву, а также Бельгию, США, Великобританию, Австрию, Ю.Корею, Израиль и Японию.

Транссибирский арт-фестиваль – единственный российский форум, каждый год представляющий премьеры сочинений современных композиторов: Б. Юсупова, Л. Ауэрбах, А. Райкопулу, Э. Шнайдера, С. Губайдулиной, А. Раскатова. Среди участников Фестиваля дирижеры Кент Нагано, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Жан-Клод Казадезюс, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, меццо-сопрано Ольга Бородина, пианисты Рудольф Бухбиндер, Жан-Ив Тибоде, Даниил Трифонов, скрипачи Пинхас Цукерман, Дидье Локвуд, Джулиано Карминьола, Клара-Джуми Кан, виолончелисты Марио Брунелло, Миша Майский и многие другие. Важнейшее направление – работа с начинающими и молодыми музыкантами.

Быстрый поиск:
22/10/2019 - 16:04   Классическая музыка   Новости
7 ноября в Большом зале Московской консерватории состоится традиционный концерт в день рождения легендарного скрипача XX века Юлиана Ситковецкого. Уже не первый год эта дата становится поводом для музыкального подношения со стороны народного артиста СССР, маэстро Юрия Башмета, и его камерного ансамбля, лауреата премии «Грэмми» - «Солисты Москвы».

В этом году в концерте примет участие знаменитый скрипач Вадим Репин, а в программе вечера – сочинения П.И. Чайковского, М. Равеля и Э. Грига.

Афиша

Юлиан Ситковецкий – великий скрипач XX века, которому 7 ноября 2019 года могло бы исполниться 94 года. Яркий артист, всемирно известный музыкант, прожил всего 32 года, но его игра, его записи навсегда остались в памяти слушателей. Юлиан Ситковецкий начал свою такую короткую, но блистательную карьеру с Всесоюзного конкурса молодых исполнителей, состоявшегося в 1945 году. Тремя победителями конкурса стали Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович и Юлиан Ситковецкий. Впереди были победы на конкурсах имени Венявского в Польше и имени Королевы Бельгии Елизаветы в Брюсселе, гастроли по городам Советского Союза и всего мира, концерты с выдающимися музыкантами и дирижерами, неподражаемым был дуэт с его женой - замечательной пианисткой Бэллой Давидович. На своём последнем концерте в 1956 году Ситковецкий исполнил новую редакцию Первого скрипичного концерта Дмитрия Шостаковича, заслужив одобрительный отзыв самого композитора. Менее чем через два года Ситковецкий умер в больнице, не дожив до 33 лет.

Безусловно, концерт-воспоминание о гении Ситковецкого в день его рождения станет ярким событием в музыкальной жизни столицы.

Программа концерта:
Э. Григ Две народные норвежские мелодии соч 63
П.И. Чайковский Размышление
П.И. Чайковский Вальс-скерцо
М. Равель Цыганка
Солист: Вадим Репин
П.И. Чайковский Серенада для струнного оркестра

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Художественный руководитель, дирижер и солист Юрий Башмет

Быстрый поиск:
28/02/2019 - 13:57   Классическая музыка   Анонсы
Шестой Транссибирский Арт-Фестиваль, возглавляемый Вадимом Репиным, откроется 21 марта 2019 года в Государственном концертном зале имени А.М. Каца в Новосибирске.

События российской части форума пройдут с 21 марта по 22 апреля в Новосибирске, Красноярске, Самаре, Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и Тобольске, а также в городах Новосибирской области и Красноярского края. Зарубежная часть маршрута пройдет в США, Японии, Южной Корее, Австрии и Франции в период с апреля по декабрь 2019 года.

Транссибирский арт-фестиваль
Транссибирский арт-фестиваль

На шестом выпуске форума получит продолжение значимая традиция премьерного исполнения сочинений композиторов-современников. Ранее публике уже были представлены произведения Б. Юсупова, Л. Ауэрбах, А. Райкопулу, А. Молчанова, М. Крутика, Д. Шнидера, С. Губайдулиной. В 2019 году Транссибирский Арт-Фестиваль представит три премьеры: в рамках проекта «Сделано в Сибири» Новосибирский академический симфонический оркестр исполнит сочинение «Музыка моря» новосибирского композитора Бориса Лисицына; сочинение немецкого композитора Энйотта Шнайдера (Enjott Schneider) «Дон Жуан и Лепорелло» для контрабаса и бас-балалайки с оркестром прозвучит в Красноярске; художественный руководитель Фестиваля Вадим Репин представит посвященный ему же Концерт для скрипки с оркестром Александра Раскатова. Зарубежной публике будут представлены премьеры прошлых лет: Вадим Репин исполнит скрипичный концерт «De Profundis» Леры Ауэрбах в нью-йоркском Карнеги-холл и «Диалог: Я и Ты» для скрипки с оркестром Софии Губайдулиной в венском Концертхаус.

Основной принцип фестивальной политики – приглашение артистов мирового уровня для получения музыкантами и слушателями самого разностороннего опыта – в этом году реализован участием дирижеров Тугана Сохиева, Шарля Дютуа (Швейцария), Яна Паскаля Тортелье (Франция), Мухая Танга (Китай), который представит российской публике мастерство Харбинского симфонического оркестра, пианистов Константина Лифшица (Швейцария), Дениса Кожухина, Сергея Тарасова, Андрея Коробейникова, Клаудии Янг (Китай), скрипачей Даниэля Лозаковича (Швеция), Романа Симовича (Черногория), Сергея Догадина, виолончелистов Антонио Менезеса (Бразилия), Александра Князева и многих других.

Наряду с главной – музыкальной – составляющей Транссибирского Арт-Фестиваля в этом году наиболее ярко представлено театральное искусство. В ознаменование Года театра в России в Новосибирске и Москве состоятся спектакли миланского театра марионеток Carlo Colla & Figli, а 27 марта в Новосибирске прозвучит опера Р. Вагнера «Тангейзер». Концертная версия оперы под управлением и в авторской редакции Дмитрия Юровского будет исполнена Транссибирским фестивальным оркестром, для которого были отобраны лучшие молодые музыканты региона. Фестивальная программа также включит в себя мультимедийное действо по мотивам оперы И. Стравинского «Черт, солдат и скрипка» с участием А. Макаревича и В. Познера под руководством дирижера Дмитрия Ситковецкого (США), а в гастрольном туре по Японии будет представлен совместный проект Вадима Репин и прима-балерины ГАБТа России Светланы Захаровой «Па-де-де для пальцев и на пальцах 1,5».

Наряду с уникальным опытом организации фестивального оркестра, в рамках форума реализуются и другие образовательные проекты. Французский режиссер-кинодокументалист Бруно Монсенжон, более всего известный российскому зрителю по фильму «Рихтер непокоренный», представит в Новосибирске и Красноярске фильм «Return to Russia», посвященный легендарному Иегуди Менухину. Третий год в Новосибирске и Самаре осуществляется культурно-просветительский проект Транссибирский TONALi-тур, в рамках которого школьники «тестируют» профессии продюсерско-концертного цикла; организован цикл мастер-классов «Просто общайся со звездой»; второй год проходит долгосрочная программа «Школа мастеров», где профессора европейских школ проводят недельный курс занятий с прошедшими специальный отбор юными музыкантами; второй раз пройдут мероприятия Академии арт-журналистики, включающей в себя открытые лекции, мастер-классы, круглые столы и творческие встречи с ведущими музыкальными журналистами страны. В этом году основными лекторами Академии станут преподаватели ВШЭ, авторы учебника «Мультимедийная журналистика», ставшего победителем в номинации «Учебник XXI века» на Московской международной книжной выставке 2018 года.

Быстрый поиск:
09/07/2018 - 17:50   Классическая музыка   Концерты
Заключительная часть программы V Транссибирского Арт-Фестиваля прошла в Японии.

Она включала в себя четыре мероприятия: в Bunkamura Orchard Hall (Токио) были представлены концерт «Связь поколений», посвященный 70-летию легендарного педагога Захара Брона, открытый мастер-класс Вадима Репина, камерная программа «Вадим Репин и друзья». Финальной точкой пятого Фестиваля стал сольный концерт Вадима Репина и Андрея Коробейникова в Municipal Cultural Hall в Маэбаси 6 июля. Его программа, почти полностью повторяла программу сольного концерта «Маме!» в Новосибирске, но была расширена за счет сочинений Прокофьева и Чайковского.

Вадим Репин
Вадим Репин

V Транссибирский Арт-Фестиваль, стартовавший 9 марта 2018 года, состоял из 50 мероприятий, прошедших в Новосибирске, Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Долине Напа (США), Токио, Маэбаси (Япония). В программах Фестиваля приняли участие 73 приглашенных артиста из более, чем 10 стран. В их числе Кент Нагано, Жан-Клод Казадезюс, Светлана Захарова, Томас Квастхофф, Лев Винокур, Гидон Кремер, Илья Король, Андрес Мустонен, Константин Лифшиц, Клара-Джуми Кан, Пабло Феррандес и многие другие. В программе фестиваля были задействованы 9 коллективов, включая Новосибирский академический симфонический оркестр, Красноярский академический симфонический оркестр, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, камерный оркестр «Sejong Soloists» (Ю. Корея/США), Новосибирскую хоровую капеллу и другие.

В этом году Фестиваль, ежегодно представляющий миру новые опусы современных композиторов, стал беспрецедентным по количеству мировых премьер: их было представлено пять, все они созданы по заказу Фестиваля. Ключевой стала премьера сочинения Софии Губайдулиной «Диалог: Я и Ты» для скрипки с оркестром в исполнении Вадима Репина в присутствии автора.

Образовательная программа «Просто общайся со звездой» в этом году была существенно расширена. Ее дополнил сет мастер-курсов «Школа мастеров», позволяющих педагогу провести с учеником больше занятий и достичь большего результата. Таким образом, в творчески-образовательный проект V Транссибирского арт-фестиваля вошли 17 мастер-классов (скрипка, фортепиано, саксофон, композиция, виолончель, вокал, альт, валторна, орган, фотография) и 4 мастер-курса (фортепиано, скрипка, вокал, виолончель), проведенных участниками фестивальных программ. Основной площадкой проведения образовательных проектов стала ДК «Энергия», в них приняли участие более 100 человек, а количество зрителей составило более 4 тысяч человек. В их числе – представители более чем 50 образовательных учреждений Новосибирской области, представители стран ближнего и дальнего зарубежья. Впервые в рамках Фестиваля была проведена Академия арт-журналистики, где состоялись открытые лекции, мастер-классы, круглые столы и творческие встречи с ведущими музыкальными журналистами страны. Ее слушателями стали 65 участников из более, чем 10 регионов страны.

Быстрый поиск:
14/05/2018 - 16:28   Классическая музыка   Концерты
13 мая в Концертном зале Мариинского театра состоялся концерт Красноярского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Ланде. Концерт стал финальным мероприятием российской программы V Транссибирского Арт-Фестиваля.

Финальный концерт представил своего рода квинтэссенцию программных линий Фестиваля. Рапсодия № 1 на молдавские темы М. Вайнберга дополнила ряд включенных в фестивальные программы сочинений композиторов XX века, в числе которых прозвучали опусы А. Шнитке, Ф. Гласса, С. Губайдулиной.

Редко звучащий на российской сцене Фортепианный концерт А. Дворжака в исполнении Льва Винокура (Германия) напомнил о щедро представленной на прошедшем форуме музыке романтизма. Неотъемлемой частью фестивальных программ стали трактовки хрестоматийных сочинений симфонического репертуара, одним из которых на прошедшем концерте стала Четвертая симфония Й. Брамса.

Впервые представленная в России симфоническая поэма Б. Сметаны «Макбет и ведьмы» завершила череду беспрецедентного количества премьер, представленных в рамках одного проекта: 5 российских, в числе которых сочинение чешского романтика, и 5 мировых, включающих в себя сочинения С. Губайдулиной, Д. Шнидера, А. Молчанова, М. Крутика, А. Игудесмана. Владимир Ланде и возглавляемый им Красноярский академический симфонический оркестр, активно сотрудничающие с Транссибирским Арт-Фестивалем и ставшие его неотъемлемым исполнительским ресурсом, представили 2 из 10 заявленных премьер Фестиваля.

Концерты V Транссибирского Арт-Фестиваля, возглавляемого Вадимом Репиным, пройдут с марта по июль 2018 года. Российская часть Фестиваля продлилась с 9 марта по 13 мая и включила в свой маршрут Новосибирск, Красноярск, Москву, Санкт-Петербург и Самару.

Быстрый поиск:
13/04/2018 - 16:07   Классическая музыка   Новости
14 апреля состоится первый из трех концертов V Транссибирского Арт-Фестиваля в Самаре. На сцену Самарской филармонии выйдет художественный руководитель форума Вадим Репин.

14 апреля откроется программа V Транссибирского Арт-Фестиваля в Самаре. Увертюра к опере «Розамунда» и Симфония №8 Шуберта, а также Концерт для скрипки с оркестром Чайковского прозвучат в Самарской государственной филармонии в исполнении Самарского академического симфонического оркестра под управлением Михаила Щербакова, солист – Вадим Репин.

Также фестиваль представит в городе программу камерной музыки в исполнении Вадима Репина, Александра Бузлова и Константина Лифшица (15 апреля) и концерт юных музыкантов-участников программы Транссибирский TONALi–тур (20 апреля).

Первый концерт в Самаре в истории Транссибирского Арт-Фестиваля состоялся в 2017-м году: сочинения Мендельсона, Бруха и Равеля прозвучали тогда в исполнении Вадима Репина и Самарского академического симфонического оркестра под управлением Михаила Щербакова.

Быстрый поиск:
03/04/2018 - 17:03   Классическая музыка   Концерты
2 апреля мировая премьера сочинения Софии Губайдулиной «Диалог: Я и Ты», которую осуществили Вадим Репин и Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Андреса Мустонена, завершила основную программу пятого Транссибирского Арт-Фестиваля в Новосибирске.

На концерте присутствовала ее автор, одна из крупнейших современных композиторов. Также в этот вечер прозвучали сочинение Губайдулиной «Всадник на белом коне», «Неоконченная симфония» Шуберта и Концерт для фортепиано с оркестром Шумана, солистом в котором выступил известный японский пианист Юкио Йокояма. За 24 дня события Транссибирского Арт-Фестиваля в Новосибирске – концерты, выставки, мастер-классы и творческие встречи – посетило около 19 тысяч человек. Еще почти 14 тысяч человек посмотрели онлайн-трансляции концертов фестиваля. Специальным проектом фестивальной программы станут два спектакля Большого театра «Дама с камелиями» в постановке Джона Ноймайера, которые будут представлены в Новосибирске на сцене НОВАТа 12 и 13 апреля. Концерты фестиваля продолжаются в Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге и Самаре, в июне и июле они пройдут в Японии и США.

Новосибирск сохраняет ключевое положение в фестивальной программе: здесь проходит большинство концертов, звучат мировые премьеры. В этом году в родном городе Вадима Репина было представлено 19 программ, 5 из них прошли в городах Новосибирской области: всемирно известные музыканты выступили в Бердске, Искитиме, Тогучине, а также впервые посетили с концертами отдаленные Карасукский и Краснозерский районы.

Вадим Репин и Андрес Мустонен.
Вадим Репин и Андрес Мустонен. Фото - Александр Иванов.

Вадим Репин отметил, что пятый, юбилейный Транссибирский Арт-Фестиваль, получился одним из самых интересных – как с точки зрения программ, так и состава исполнителей: «Фестиваль прошел на невероятном подъеме. В эти дни с нами в Новосибирске были совершенно фантастические личности, которые дарили нам незабываемые моменты. Наш проект растет стремительно: и каждый год он оказывается в чем-то более развитым, чем в предыдущий. В этот раз этот скачок был просто гигантским: количество не только новых произведений, но и новых инициатив в его программе – беспрецедентно». Перед заключительным концертом художественный руководитель фестиваля произнес слова благодарности в адрес публики, Новосибирского академического симфонического оркестра, который «каждый шаг этого фестиваля прошел с нами вместе», а также – в адрес Правительства и врио Губернатора Новосибирской области Андрея Травникова и Новосибирской филармонии. «Мы все являемся важными звеньями в нескончаемой цепочке: без одного звена может разрушиться весь проект», – подытожил музыкант. Также он сообщил, что уже началась работа над программой шестого Транссибирского Арт-Фестиваля.

Быстрый поиск:
27/03/2018 - 16:39   Классическая музыка   Концерты
26 марта в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца прошел концерт Вадима Репина, который он посвятил своей маме.

Скрипач исполнил двухчасовую сольную программу вместе с пианистом Андреем Коробейниковым. Его предыдущее сольное выступление родной город слышал 30 лет назад. В программе концерта произошла замена произведения: в память о жертвах событий в Кемерово прозвучала Соната №1 Сергея Прокофьева, одно из самых трагических сочинений для скрипки и фортепиано. Концерт вошел в программу Транссибирского Арт-Фестиваля.

Скрипач исполнил двухчасовую сольную программу вместе с пианистом Андреем Коробейниковым
Скрипач исполнил двухчасовую сольную программу вместе с пианистом Андреем Коробейниковым

«В Новосибирске я не выступал с сольным концертом более 30 лет, – говорит Вадим Репин, – Мой последний концерт здесь был, по-моему, в 1986 году, перед конкурсом Королевы Елизаветы... А мне об этом напомнила мама! У нее в этом году юбилей – ей исполняется 70 лет. Она попросила сыграть для нее сольный концерт, и я решил сделать ей такой подарок».

Постоянные слушатели концертов Транссибирского Арт-Фестиваля знают Галину Репину в лицо: она посещает все фестивальные события, окружает вниманием, добрым отношением и заботой всех участников фестиваля – будь то звезды мировой музыки или начинающие исполнители.

Галина Репина посещает все фестивальные события
Галина Репина посещает все фестивальные события

«Сейчас я могу оценить ту степень посвящения, которую проявляла мама в годы моей учебы, а тогда, будучи мальчишкой, я не мог в полной мере этого понять. Теперь же события тех лет я не могу вспоминать без слез. Это было абсолютное, безусловное посвящение себя и своей жизни – на 100 процентов, – рассказывает Вадим Репин, – Мама брала ночную работу – чтобы успевать днем ходить со мной на занятия в консерваторию, она сидела на уроках и записывала все замечания, скандалила со мной чтобы я занимался на рояле – потому что кто-то сказал что это необходимо. Помню историю, как она взяла в долг, наверное, у семидесяти людей чтобы у меня был необходимый смычок. Не разбираясь в музыкальных тонкостях, мама просто делала все от нее зависящее, чтобы я развивался. Это было посвящение абсолютно без оглядки».

На концерте прозвучали Соната для скрипки и фортепиано Дебюсси, Соната №3 для скрипки и фортепиано Грига, Рапсодия №1 для скрипки и фортепиано Бартока и Соната №1 для скрипки и фортепиано Прокофьева, решение об исполнении которой (вместо Сонаты №2 Прокофьева) музыканты приняли в связи с трагическими событиями в Кемерово.

«Мы с Андреем Коробейниковым выбрали для этого особенного концерта программу, которую исполняли многократно: она, например, звучала в Париже и Лондоне. Мы в ней уверены, поэтому привезли в Новосибирск, – рассказал Вадим Репин, – При этом утром в день концерта мы приняли решение о замене одного произведения. Все знают, какая трагедия совершилась в Кемерово: это событие совершенно ужасное – мне кажется ни один человек сегодня ни в мире искусства, ни в своей профессии не может пройти мимо него. В память о жертвах прозвучала Первая соната Прокофьева – одно из самых трагичных произведений для нашего состава, для дуэта, – и одно из самых гениальных».

Быстрый поиск:
18/02/2018 - 01:40   Классическая музыка   Новости
Дан старт Пятому Транссибирскому арт-фестивалю, художественным руководителем которого является музыкант с мировой славой, выдающийся скрипач Вадим Репин.

Фестиваль этого года пройдёт на территории России с 9 марта по 13 мая и охватит города Новосибирск, Красноярск, Москву, Санкт-Петербург, Самару. Будут не забыты программой фестиваля и малые города Новосибирской области - Бердск, Академгородок, Тогучин, Карасук. Зарубежная часть фестиваля пройдёт в США и Японии в июне и июле текущего года.

Пресс-конференция Транссибирского арт-фестиваля

Традицией фестиваля стало ежегодное представление миру новых сочинений современных композиторов. В этом году зрителей ожидают четыре премьеры, созданные по заказу фестиваля. Первая из них пройдёт в рамках программы «Сделано в Сибири». Откроет её уроженец Новосибирска скрипач Антон Бараховский исполнением концерта для скрипки с оркестром новосибирского композитора Андрея Молчанова.

«Голосом фестиваля», разумеется, будет скрипка выдающегося исполнителя Вадима Репина. Зрителей ждёт исполнение пьесы Koberia для двух скрипок с оркестром композитора Алексея Игудесмана. Партнёршей Вадима Репина будет Клара-Джуми Кан. В программе «Дети-детям» будет представлено сочинение швейцарского саксофониста и композитора Даниэля Шнайдера. И это тоже премьера.

Ожидается, что кульминацией фестиваля станет премьера сочинения Софии Губайдулиной «Диалог: Ты и Я» для скрипки с оркестром в исполнении Вадима Репина в присутствии автора.

Главным событием для меня как для скрипача является то, что великая София Губайдулина готовит для нас скрипичный концерт с оркестром. Так получилось, что этот проект родился раньше, чем я мог представить для себя в самых диких мечтах. Для меня это огромное счастье.

Программа первого юбилейного фестиваля, пятого по счёту, предполагала и подведение некоторых итогов, собрав тех, кто ранее участвовал в его работе. Это дирижёр Кент Нагано (США), который продирижирует концертом-открытием; скрипач и дирижёр Илья Король (Австрия), как и ранее, представит публике сочинения Баха; скрипачка Клара-Джуми Кан (Германия), пианист Константин Лифшиц. Будет представлена сольная программа «Подарок маме» в исполнении Вадима Репина и пианиста Андрея Крайникова, одного из постоянных партнёров фестиваля.

Среди тех, кто выступит на фестивале впервые, - олимпийский посол из Южной Кореи, камерный оркестр Sejong Soloists, Жан-Клод Казадезюс из Франции, латвийский скрипач Гидон Кремер, Антон Бараховский, виолончелист Александр Рамм, пианисты Лев Винокур (Германия), Мари Кодама (Япония) и многие другие.

Музыкальную доминанту программы фестиваля дополняют и украшают другие виды искусств. Будет открыта художественная выставка Марии Кононовой «Симфония красок», а также фотовыставка Александра Иванова «Взгляд сквозь объектив». Французский режиссёр-документалист Бруно Монсенжон представит российской публике свой новый фильм «Мстислав Ростропович. Непокорённый смычок» (2017). Новосибирская часть фестиваля будет украшена представлением спектакля ГАБТ России «Дама с камелиями» в хореографии Джона Ноймайера со Светланой Захаровой в главной роли. Спектакль впервые будет показан за пределами Большого театра и предстанет перед зрителями на сцене Новосибирского академического театра оперы и балета (НОВАТ).

Набирают силу образовательные проекты фестиваля. Второй год реализуется культурно-просветительский проект Trans-Siberian TONALI Tour, в рамках которого школьники приобщаются к профессии продюсерско-концертного цикла. Будет продолжен цикл мастер-классов «Просто общайся со звездой», который будет расширен долгосрочной программой «Школа мастеров». Пройдут первые заседания академии арт-журналистики, в рамках которой состоятся открытые лекции, мастер-классы, круглые столы, творческие встречи с ведущими музыкальными журналистами страны.

Грандиозная программа! Неудивительно, что этот фестиваль удостоился поздравления Президента РФ В.В. Путина:

Дорогие друзья! Приветствую вас по случаю открытия международного фестиваля искусств "Транссибирский Арт-Фестиваль". Этот интересный, перспективный проект ярко стартовал пять лет назад, и во многом благодаря таланту и энергии известного российского скрипача Вадима Репина объединил под своей эгидой мощные творческие силы страны и мира. За прошедшие годы форум стал одним из самых заметных и ожидаемых событий в сфере культуры, завоевал высокое международное признание. И, конечно, особо отмечу важную просветительскую, благотворительную миссию фестиваля, его обширную концертную программу, в которой принимают участие и прославленные "звезды", и начинающие музыканты, а также лучшие представители оперного и балетного искусства. Уверен, что и нынешний V Транссибирский Арт-Фестиваль пройдет в атмосфере созидания, искренней дружбы и взаимопонимания. Надолго запомнится гостям и участникам. Желаю вам успехов, приятных и незабываемых впечатлений.

Людмила КРАСНОВА

23/10/2017 - 01:37   Классическая музыка   Концерты
В Концертном зале им. П. Чайковского прошел Девятый Большой фестиваль РНО — Российского Национального оркестра под управлением своего создателя Михаила Плетнева. Фестиваль уже давно стал любимцем москвичей, которые каждый год с нетерпением ждут сентября, в рамках которого и проходит этот музыкальный праздник, предлагая неожиданные сюрпризы.

В этом году фестиваль пригласил на свое открытие французского пианиста Люка Дебарга, более чем неординарного музыканта. Молодой пианист получил всемирную известность в Москве на XV Международном конкурсе им. Чайковского. Тогда, в 2015 году, Люка завоевал Четвертую премию, но «тем не менее, стал одним из главных открытий соревнования и обладателем престижной премии Ассоциации музыкальных критиков как музыкант, чье уникальное дарование, творческая свобода и красота музыкальных трактовок произвели большое впечатление на критику и публику», - писал Оливье Бельами (The Haffington Post). Пианист часто появляется перед московской публикой, которая радостно принимает его игру.

Люка Дебарг на фестивале РНО 2017

Люка Дебарг

Вечер начался с исполнения РНО п\у Михаила Плетнева Сюиты из музыки к драме А. Доде «Арлезианка». Плетнев удачно выстроил ее, начав с Увертюры и закончив яркой Фарандолой. Затем выступил Люка Дебарг с Первым фортепианным концертом соль мажор Мориса Равеля. Пианист впервые играл с маэстро, который на репетиции услышал новую для него трактовку музыки Равеля. Она его убедила, и он попросил Дебарга ничего в ней не менять. В результате мы услышали новое свежее дыхание равелевского Первого концерта, гармоничного сочетающего в себе джазовые конфигурации с романтически-просветленным звучанием музыки. Зал восторженно принял Равеля в интерпретации Дебарга. На «бис» Люка сыграл очаровательную Баркаролу Форе.

Люка Дебарг и РНО

Еще в программу вечера была включена Сюита из музыки балета Равеля «Дафнис и Хлоя»: «Рассвет», «Пантомима», «Общий танец», красиво сыгранная оркестром. Вот тут бы и закончить концерт, но... На финал Плетнев приготовил «Прометея» Скрябина, где к оркестру и солистам присоединился Московский Синодальный хор (худрук Алексей Пузаков). Солировал Люка Дебарг, партию органа исполнил Леонид Огринчук.

Премьеры и революции

Состоялась на фестивале и российская премьера. Ее представил Вадим Репин. В его исполнении прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Дж. Макмиллана. Дирижировал Михаил Плетнев. Приехал в Москву и украинский дирижер Кирилл Карабиц, в программу концерта которого вошли Симфоническая картина «Сны» Прокофьева и Симфония № 3 си минор Лятошинского. Публика была рада услышать Михаила Плетнева и в качестве пианиста, исполнившего Второй концерт для фортепиано с оркестром Сен-Санса.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Отметили на фестивале и 100-летие революции 1917 года. Юбилейный вечер провел Эдвард Радзинский, разыграв свою документальную драму «Последняя ночь последнего царя». Ему помогли Российский национальный оркестр, дирижер Владислав Лаврик, Камерный хор Московской консерватории (худрук А. Соловьев). Спектакль сопровождали фрагменты сочинений Шостаковича, Глинки, Рахманинова, а также гимны «Боже, Царя храни!» и «Интернационал».

Памяти Дзедды

Тесное сотрудничество связывало Михаила Плетнева с выдающимся итальянским дирижером, музыковедом Альберто Дзеддой. Он получил всемирную известность как непревзойденный знаток, выдающийся интерпретатор и один из главных пропагандистов творчества Джоаккино Россини. Главным делом его жизни стал созданный им в 1980 году на родине композитора в Пезаро Россиниевский оперный фестиваль. Возглавлял Дзедда и Академию молодых певцов в Пезаро, воспитав многих вокалистов, которые входят сегодня в число лучших исполнителей Россини. Альберто Дзедда четыре раза выступил на Большом фестивале РНО, став практически его резидентом. В 2012 году под его управлением прозвучала «Маленькая торжественная месса» Россини, а затем оперы «Танкред» (2014), «Семирамида» (2015), «Эрмиона» (2016). В нынешнем сентябре маэстро должен был приехать на фестиваль РНО с одной из опер Россини и с отобранным интернациональным составом молодых певцов. Но… не случилось, 6 марта 2017 выдающегося дирижера не стало.

Ольга Перетятько

На фестивале в Москве прошел вечер памяти маэстро, где исполнялась только оперная музыка Россини. Спела концерт Ольга Перетятько-Мариотти, его ученица, с которой он много работал над россиниевским репертуаром. Дирижировал американец Кристофер Франклин. Наибольшую популярность ему принесли интерпретации итальянских оперных шедевров. Под управлением дирижера РНО сыграл две увертюры: всем известную и любимую увертюру к «Севильскому цирюльнику» и к опере «Танкред», которой дирижировал в 2014 году Альберто Дзедда. Да, у Кристофера Франклина они прозвучали неплохо, особенно увертюра к «Севильскому «Цирюльнику», но вспоминая незабвенного Альберто Дзедду, понимаешь, что великий маэстро сыграл бы их тоньше и выразительнее с массой только ему известных подтекстов.

Ольга Перетятько

Успешным было выступление Ольги Перетятько, чувствовалась школа Дзедды. Пела с настроением, легко преодолевая виртуозные пассажи и все вокальные украшения Россини, пленяя внешней и внутренней красотой и создавая галерею разнообразных женских образов. Перед слушателями появлялись, сменяя друг друга, Семирамида из одноименной оперы Россини, графиня де Фольвиль и поэтесса Коринна из «Путешествия в Реймс», Аменаида из «Танкреда», Фьорилла из оперы «Турок в Италии».

Ольга не только пела, но и тепло вспоминала своего учителя, его страстные репетиции и роскошные спектакли, неуёмную энергию и жизнерадостность, бьющую ключом энергию.

Он мог гневно распекать и певцов, и музыкантов, и от души радоваться их успехам. На экране в это время мелькали его фотографии в работе и на празднике, и всегда с торжествующей улыбкой...

Финал концерта памяти Дзедды

«Русалка»

Михаил Плетнев очень любит классическую оперу, особенно русскую, и активно пропагандирует ее. Его дебют оперного дирижера состоялся в октябре 2007 в Большом театре. Он дирижировал премьерой «Пиковой дамы» П. Чайковского в постановке В. Фокина. В этом же году в зале им. Чайковского дирижер осуществил концертную версию опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 в музее-усадьбе «Архангельское» Плетнев исполнил «Майскую ночь» Римского-Корсакова (концертный вариант). Создание в 2009 фестиваля РНО продолжило концертную оперную линию. В первом фестивале прозвучала «Волшебная флейта» Моцарта, в 2010 появилась «Золушка» Россини, затем «Евгений Онегин» Чайковского, «Майская ночь», «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Иоланта» Чайковского.

Русалочка на фестивале РНО 2017

В этом году Михаил Плетнев вывел из забвения замечательную оперу Даргомыжского «Русалка». Сегодня ее можно услышать, если не сняли с репертуара, только в Нижегородском театре оперы и балета им. А. Пушкина, а когда-то «Русалка» была очень популярна, ставилась, в Большом, Мариинском и многих российских театрах. Над оперой Даргомыжский работал с 1845 по 1855 год. Сам написал либретто по неоконченной поэме Пушкина, стараясь придерживаться текста оригинала, и сам же дописал отсутствующие сцены финала. В поэме Пушкина композитора заинтересовали тема социального неравенства и душевные переживания героев. Его «Русалка» оказалась новаторским сочинением. Даргомыжский впервые в отечественном музыкальном искусстве создал подлинную музыкальную драму с использованием фантастических сцен. В ней много развернутых ансамблей, ей присуща масштабность, декоративность наряду с развернутыми ариями, наличие хора, балета, свадебного обряда и характеров главных героев, данных в развитии. Наташа, дочь Мельника, покинутая своим любовником Князем, бросается в Днепр и превращается в могущественную Русалку, которая мстит неверному возлюбленному. Князь у Даргомыжского оказывается мягким и слабохарактерным человеком, не способным противостоять существующим правилам: «князья не вольны жен себе по сердцу брать». Мельник от горя сходит с ума, считая себя здешним Вороном. В общем, в опере есть что попеть и поиграть.

Русалочка

Как ни странно, начало «Русалки» оказалось скучным. Я имею в виду Увертюру, сыгранную РНО п\у Михаила Плетнева в замедленных темпах и без энергетики, и арию Мельника «Вот то-то, все вы девки молодые» в исполнении Петра Мигунова, которую знают все, она в отличие от оперы постоянно звучит в концертах. Но постепенно и не без помощи замечательной певицы и актрисы Зарины Абаевой, исполнительницы партии Наташи, опера и прежде всего оркестр ожили, наполнившись энергетикой и яркой театральностью. Обладательница роскошного сопрано Зарина Абаева окончила вокальный факультет Гнесинской академии (класс проф. Рузанны Лисициан), с 2012 года - солистка Пермского театра оперы и балета им. П. Чайковского, много выступающая за рубежом.

Русалочка на фестивале РНО 2017

Наташа Абаевой стала центром вечера, а ее красивое насыщенное и выразительное сопрано позволило создать полнокровный образ героини с массой оттенков ее характера. Девушка по-настоящему любит Князя и с каким-то нервным напряжением ждет любимого, который давно не заглядывал к ней на мельницу. Радостно встречает она появившегося Князя, но смутная тревога не покидает ее и не дает возможности сразу понять полноту случившейся драмы. Только после его стремительного ухода она осознает, что он женится на знатной особе, и больше никогда не придет к ней. Обезумевшая от горя, отбросив его дорогие подарки, бросается Наташа в Днепр. Неизбывной тоской наполнена ее песня «По камушкам, по желтому песочку пробегала быстрая речка…», которая неожиданно раздается на пышной свадьбе Князя. И потрясает ее резкий как от невыносимой боли стон, когда Князь целует жену. Совсем иной оказывается дочь Мельника, став днепровских вод царицей. Властная, в чем-то даже жестокая она мечтает только о мести неверному любовнику, заманивая его с помощью дочери Русалочки на дно Днепра, что ей и удается.

Состав исполнителей был неровным. Вторым по значимости стал Петр Мигунов в роли Мельника. Неудачно спев арию Мельника, он словно тут же преобразился. У него настоящий русский бас, насыщенный и выразительный, что помогло певцу создать значимый образ Мельника, проделавший путь от персонажа комически-водевильного до героя высокой трагедии. Вершиной Мигунова стала сцена сумасшествия. В исполнении артиста его безумный старик был естественным и органичным в своих страданиях и переходах от сцен оплакивания любимой дочери до агрессии по отношению Князю, виновнику гибели Наташи. Мельник-Ворон Мигунова вызывал не просто жалость, а подлинное сострадание к несчастному человеку.

Из певиц выделилась Яна Бесядынская в небольшой партии Ольги, подруги Княгини. Выпускница Московской консерватории, Яна живет и работает в Нью-Йорке, успешно сочетая концертную деятельность с продюсированием и активной благотворительностью. Она порадовала легким сопрано приятного тембра и актерской заразительностью, особенно когда пела шутливую песенку о том, как муж жену учил. Полина Шамаева, выпускница Академии хорового искусства им. В. Попова, наоборот, разочаровала. Ее Княгиня запомнилась, к сожалению, только плаксивостью и занудством. Еще более разочаровал тенор Борис Рудак. Он окончил Петербургскую консерваторию (класс проф. И. Богачевой), в 2009-2012 г. он артист Молодежной оперной программы Большого театра, с 2013 г. - солист Пермского театра оперы и балета им. П. Чайковского. К огромному сожалению, Рудак постепенно теряет красоту и звонкость своего тенора, а также и свободу вокализации. Их место занимают натужное и невыразительное пение. Особенно это почувствовалось в арии Князя: «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила…», которую он с трудом допел.

Неудачным был и выбор хорового коллектива. Московский Синодальный хор (худрук Алексей Пузаков) не театральный коллектив, поэтому исполнение им крестьянских песен и его участие в сцене свадьбы было невыразительно и однообразно. Правда, женская группа оказалась гибче и интересней. Хор и сцена русалок явно ей удались. Что же касается оркестра п\у Михаила Плетнева, то после неудачно сыгранной Увертюры оркестр везде был на высоте, раскрыв красоту музыки «Русалки» Даргомыжского и ее непростую драматургию. Был точный баланс с певцами и хором. Несмотря на ряд досадных недостатков, концертное исполнение оперы Даргомыжского «Русалка» в целом оказалось более чем достойным и доставило удовольствие слушателям, которые долго аплодировали певцам и оркестру.

Елизавета ДЮКИНА
Фото - Ирина ШЫМЧАК

Страницы