Валентин Урюпин

28/05/2022 - 04:49   Classic   Концерты
Итак, в «Новой опере» им. Евгения Колобова новый художественный руководитель — Валентин Урюпин. Для своей первой постановки в этом качестве он выбрал оперу «Мёртвый город» австрийского композитора Эриха Вольфганга Корнгольда (1897–1957), чьё творчество практически неизвестно в России, кроме, быть может, скрипичного концерта.

Э. В. Корнгольд родился и вырос в атмосфере музыки. Его отец Юлиус был одним из ведущих венских музыкальных критиков; в «Новой свободной газете» он сменил легендарного всесильного Эдуарда Ганслика, резкого в оценках и весьма консервативного во взглядах, занимавшего пост музыкального обозревателя 37 лет. Ходил анекдот, что когда император, вручая награду Антону Брукнеру, спросил, какие бы он хотел иметь монаршие милости, тот попросил только лишь об одном ‑ чтобы император запретил Ганслику постоянно ругать композитора на страницах своей газеты. Император ответил, что даже он бессилен запретить Ганслику ругать музыкантов.

Композиторские способности Эрих проявил очень рано. Сочинения девятилетнего сына его отец показал Рихарду Штраусу, Бруно Вальтеру и Густаву Малеру, который назвал их гениальными и рекомендовал отдать мальчика в обучение Александру фон Цемлинскому. В одиннадцатилетнем возрасте на сцене Императорского театра состоялся композиторский дебют Эриха.

Третья по счёту опера «Мёртвый город» написана Корнгольдом на либретто, сочинённое им вместе с отцом под общим псевдонимом Пауль Шотт на основе пьесы Жоржа Роденбаха (в немецком переводе «Мираж») по его роману «Мёртвый Брюгге» (1892). Псевдоним объединяет имя главного героя оперы и название одного из старейших нотных издательств.

Композитор начал работу над оперой в 1916 году, но шла война, и он был призван в австрийскую армию. В военных действиях он участия не принимал. По окончании войны в 1918 году Корнгольд вернулся к работе над ней. Мрачная послевоенная атмосфера, воспринимавшаяся как кризис европейской цивилизации, не могла не отразиться на её минорной тональности, взрываемой изнутри всполохами натужной весёлости тех шоу и кабаре, что наводнили послевоенные подмостки. Двойная премьера «Мёртвого города» состоялась в один день, 4 декабря 1920 года, в Гамбурге и в Кёльне, с большим успехом.

В 1934 году Корнгольд приехал в Голливуд, где он, будучи католиком, но евреем по крови, вынужден был остаться из-за роста нацистских настроений в Австрии и возможного аншлюса. В Голливуде он стал родоначальником симфонической музыки для саундтреков. В Австрию он вернулся в 1945 году уже с двумя «Оскарами» (плюс двумя номинациями) за киномузыку.

Но как оперный композитор Корнгольд был почти забыт. Интерес к «Мёртвому городу» возродил один из крупнейших дирижёров ХХ века Эрих Лайнсдорф, записавший на виниловых дисках всю оперу в концертном исполнении. Включавшая в себя ряд фрагментов необычайной красоты, она довольно быстро стала весьма репертуарной оперой во всём мире, кроме СССР. И вот, наконец, 14 апреля 2022 года состоялось первое исполнение «Мёртвого города» в нашей стране.

«Мёртвый город»
«Мёртвый город»

Валентин Урюпин дирижировал первым и вторым спектаклями ‑14 и 17 апреля. Три следующие спектакля первой каденции — 20, 22 и 24 апреля — дирижировал Дмитрий Матвиенко. Режиссёр перенёс действие в наше время, что в данном конкретном случае не вызвало у меня негативной оценки. Это действие может быть актуально во все времена. Такой перенос позволил Марголину соорудить на сцене эллинг, с зачехлённым катером весьма современного дизайна. Это подчеркнуло то, что город Брюгге стоит на воде, и передвигаются в нём на катерах (в 1920 году их ещё не было, по каналам передвигались на вёслах).

И ещё одно изменение внесено режиссером-постановщиком Василием Бархатовым: главная героиня – Мари – не умирает, а помимо воли Пауля расходится с ним. Мистическую компоненту постановки это несколько снижает.

Честно говоря, первый акт показался мне и по постановке, и даже по музыке несколько затянутым, в нём слишком мало действия. Осторожные купюры спектаклю бы не повредили. В целом музыка «Мёртвого города» изобилует очень красивыми фрагментами. Она не свободна от влияния Рихарда Штрауса с элементами веризма. Это не самое плохое влияние, и для 23-летнего композитора вполне простительное. Второй и третий акты были куда динамичнее, и внимание зала держали.

«Мёртвый город»
«Мёртвый город»

Урюпин расположил оркестр не в яме, а на сцене, у задника. Это позволило певцам не форсировать голоса, перекрикивая большой по составу оркестр. Их было нормально слышно.

Завязка действия лежит вне оперы. От главного героя Пауля ушла жена. Об этом рассказывает небольшой пролог. Но он всё ещё любит её и развод с ней переживает очень тяжело. И для него Мари «умирает». Он пытается справиться со своим состоянием и обращается к врачу-психологу Франку. Этот стресс стал спусковым крючком дремавшего в его подсознании фетишизма.

«Мёртвый город»
«Мёртвый город»

Экономка Бригитта рассказывает Франку, что Пауль ведет уединённую жизнь, а дом стал хранилищем вещей, связанных с Мари. Предметами поклонения становятся платья, которые Мари не успела забрать при разводе, туфли, зонт, букет роз, забытый ею, волосы на её расческе и даже вода, в которой мылась жена, – Пауль ополаскивает ею лицо.

Но Бригитта замечает, что вчера Пауль стал непривычно весел. Причину этому сам он объясняет Франку тем, что встретил очень похожую на Мари женщину и пригласил её домой. Их сходство подчёркивается тем, что партии Мари и Мариэтты (так её зовут) в опере исполняет одна певица. Мариэтта — танцовщица из гастролирующей в городе труппы. Она приходит в дом Пауля, и видит множество фотографий бывшей жены. Пауль просит её остаться. Он вручает ей что-то вроде лютни или мандолины, и Мариэтта поёт красивейшую арию. Но ей пора выступать в шоу. Во время психотерапевтического сеанса это шоу постепенно переходит почти что в оргию, в которой участвует и Мариэтта.

Во втором и третьем актах Мариэтта борется с призраком Мари, не дающем Паулю избавиться от этой зависимости. Она издевается над предметами — фетишами, дорогими для Пауля. В порыве ярости он убивает Мариэтту и по совету Франка покидает Брюгге.

Тут мнения музыкальных критиков расходятся. Одни считают, что всё происходящее на сцене реальность. Другие — что всё это больное воображение Пауля. Я склоняюсь ко второй точке зрения: если убийство было в реале, то каким образом Пауль беспрепятственно покидает Брюгге?

Сценограф Марголин разделил сценическое пространство на две части, которые перемещаются по вертикали, символизируя разделение реального мира и мира видений. Этот приём не нов, но здесь он вполне уместен. На заднике окно, через которое видна панорама — вероятно, Брюгге. По стёклам почти непрерывно льётся дождь. Я воспринимаю его как символ безысходности. Этот дождь напомнил мне непрерывный дождь в повести Стругацких «Гадкие лебеди». Изредка окна освещаются отблесками пламени, сродни адскому. Это сравнение усиливается во время процессии белых масок-черепов, которые могут привидеться разве что в страшных снах или на полотнах Босха. Автор этих великолепно изготовленных монстров - художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили.

«Мёртвый город»
«Мёртвый город»

Интересная деталь: когда Пауль смотрится в зеркало, его отражение играет актёр, стоящий за рамкой, имитируя его движения. Причём стоящая рядом с Паулем Мариэтта в зеркале не отражается. По поверьям, вампиры и другая нечисть не отражаются в зеркалах (это качество, читаем мы, помогает выявить вампиров среди людей на балах). Значит, Мариэтта на самом деле — нечистая адская сила, искушающая Пауля.

Я слышал два состава исполнителей, 17 и 20 апреля. Три первые партии во всех премьерных спектаклях пели: Пауля — Швейцарский тенор Рольф Ромей; Мари/Мариэтты — солистка театра Марина Нерабеева (сопрано); доктора Франка — солист театра Артём Гарнов (баритон).

На плечи Рольфа Ромея легла без преувеличения фантастическая нагрузка: он находится на сцене почти все 3 с лишним часа, и почти всё время он поёт. И как поёт! При этом он замечателен драматически, свободно и активно передвигается по сцене, сохраняя дыхание. Некоторая усталость проявилась в его голосе только к концу третьего акта. Но при такой нагрузке это, вероятнее всего, неизбежно. Это претензия к автору: он в своём возрасте ещё не осознал, что голос вещь хрупкая, и ему нужен хоть некоторый роздых.

Неплохо справилась со своими партиями Марина Нерабеева. Она играет двух персонажей, разных по поведению, и успешно преображается в их ипостасях. Но ей надо обратить внимание на верхний регистр, который на форте нередко звучит резковато. Весьма интересно показали себя обе исполнительницы партии экономки Бригитты — Анастасия Лепешинская и Валерия Пфистер.

Великолепно исполнил Василий Ладюк песню Пьеро из того разнузданного шоу, в которое превращается один из актов оперы Мейербера «Фра Дьяволо». Но не хуже спел её и Илья Кузьмин.

Приятно отметить техническое состояние оркестра, прекрасно звучащего не только у своего руководителя, но и под рукой молодого дирижёра Дмитрия Матвиенко, весьма перспективного, на мой взгляд.

При всех достоинствах спектакля, нельзя пройти мимо совершенно неудовлетворительного качества титров перевода. Они еле читаются из самых удобных мест партера из-за недостаточной яркости проекции, а с боков их просто не видно. Читаемость титров особенно важна при постановке опер совершенно или мало знакомых. От решения этой проблемы напрямую будет зависеть посещаемость «Мёртвого города» зрителями. Чисто, казалось бы, техническая проблема будет помехой для постановки раритетных опер в будущем. А посему она должна стать заботой не только технических служб, но и художественного руководства театра.

Появление в репертуаре «Новой оперы» этого спектакля свидетельствует, что во главе театра встал единомышленник его создателя Евгения Колобова, мечтавшего ставить малоизвестные оперы. Валентин Урюпин — несомненно один из самых ярких представителей поколения молодых дирижёров, с успехом выступающих на лучших концертных площадках и в музыкальных театрах России.

Владимир ОЙВИН
Фото: Ирина Полярная/«Новая опера»

Эрих Вольфганг Корнгольд
«МЁРТВЫЙ ГОРОД»
Опера в трёх действиях

Музыкальный руководитель и дирижёр —
Валентин Урюпин (17.04.22)
Дирижёр Дмитрий Матвиенко (20.04.22)
Режиссёр-постановщик Василий Бархатов
Художник-постановщик Зиновий Марголин
Художник по костюмам Ольга Шаишмелашвели
Художник по свету Александр Сиваев
Хормейстер Юлия Сенюкова

Действующие лица и исполнители
Пауль — Рольф Ромей;
Мари/Мариэтта — Марина Неробеева;
Франк, доктор — Артём Гарнов;
Бригитта, экономка в доме Пауля —
Анастасия Лепешинская (17.04.22)
Валерия Пфистер (20.04.22)
Джульетта — Мария Буйносова (17.04.22)
Кристина Бекмаева (20.04.22)
Люсьена — Екатерина Мирзоянц (17.04.22)
Кристина Пономарёва (20.04.22)
Викторин — Георгий Фараджев (17.04.22)
Станислав Мостовой (20.04.22)
Фриц, артист, выступающий в образах Пьеро, Гастона —
Илья Кузьмин (17.04.22), Василий Ладюк (20.04.22);
Граф Альберт — Антон Бочкарев (17.04.22)
Василий Гурылёв (20.04.22)

Хор и оркестр театра «Новая опера»

Хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г. А. Струве

24/12/2020 - 23:03   Classic   Концерты
Валентин Урюпин в этом сезоне дважды дирижировал в Москве Шестой симфонией П. Чайковского с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром.

Сегодня уже стало трюизмом цитировать высказывание Юрия Хатуевича Темирканова, в интервью лет десять назад, что дирижирование — это профессия второй половины жизни. Ещё полвека назад с этим мало кто спорил бы. Но Темирканов сам стал живым опровержением этой максимы. Как дирижёр он дебютировал в ленинградском Малом театре оперы и балета (сейчас Михайловский театр) в двадцать семь лет. Так что сегодня 35-летний Валентин Урюпин, уже пять лет возглавляющий хоть и провинциальный, но свой симфонический оркестр Ростовской филармонии, уже мало кого удивляет.

Да и что удивляться, если за дирижёрский пульт Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Тимур Зангиев с успехом встал в свои девятнадцать лет, ещё на втором курсе консерватории.

Технически — исполнительская молодёжь чаще всего оснащена прекрасно, но подлинную музыкальность встретишь не часто. Хотя, не буду лукавить, среди молодого поколения я сталкиваюсь с талантами в полном и старинном смысле этого слова.

Валентин Урюпин с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром

И всё же в этом году Урюпин меня удивил. Трижды в течение девяти месяцев он продирижировал Шестой симфонией Петра Ильича Чайковского. Дважды в Москве в зале им. Чайковского (25 февраля и 27 ноября 2020 года, оба раза с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром (РНМСО)). Третий раз он исполнил её со своим Ростовским оркестром за три дня до февральского выступления в Москве. Трижды продирижировать Шестой Чайковского менее чем за год, с моей точки зрения, это огромная нагрузка на психику музыканта.

Валентин Урюпин с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром

Эту симфонию я, и не только я, отношу к небольшому числу музыкальных произведений, полноценно исполнить которые может только дирижёр с жизненным опытом — опытом открытий и разочарований, обретений и потерь, встреч и разлук, осмысления жизни и философского отношения к ней и к страданиям.

Почти каждый истинный художник рано или поздно приходит к проблеме Иова, проблеме страдания. Но не каждый понимает, сколь неправомерен вопрос «За что?», обращённый к Богу. Понять это было очень рано дано Иоганну Себастьяну Баху — но так и не дано Александру Скрябину, то и дело бросающему Небу вызовы и не просящему, а требующему ответа. (Это, конечно, моё личное мнение, я его никому не навязываю.)

Шестая симфония Чайковского (наряду с си минорной фортепианной сонатой Листа, 15-й симфонией Шостаковича, Альтовым концертом, 8-й и 9-й симфониями Шнитке) входит в короткий список не просто гениальных, но «опасных» музыкальных произведений. Если их исполнение адекватно замыслу автора, то оно оставляет на душе дирижёра рубцы — как микроинфаркт на сердце. Обычно об этом говорит выражение лица дирижёра, уходящего со сцены: оно бывает словно «опрокинуто внутрь». В любом неформальном исполнении Шестой Чайковского дирижёр, на мой взгляд, близок к саморазрушению.

Симфония стала для композитора трагическим итогом его жизни: продирижировав ею на премьере, он прожил всего девять дней.

Наименование «Патетическая» ей дал брат композитора Модест. Но оно оправданно только для первой части. В остальных частях — где тайно, а чаще явно нарастает ощущение трагедии, которая в финале полностью затмевает патетику первой части. (Справедливее было бы назвать её «Трагическая» — как Шестая Малера.) Третья часть симфонии — скерцо, но скерцо не радостное или комическое, а болезненное, лихорадочное, переходящее в макабрический марш. Для меня это место — самое страшное в мировой музыке. Страшнее, чем Dance macabre Сен-Санса и даже Marсhe funébre Шопена.

Не менее страшен переход (в четвёртой части) в мертвенный покой финала, истаивающего в неотвратимом небытии. И это надвинувшееся небытие так гипнотизирует слушателей Урюпина, что оба раза после того, как затих последний звук, в зале виснет мёртвая тишина — 25 февраля на двенадцать секунд, 27 ноября на пятнадцать. Паузы такой длительности после финала я в своей не короткой музыкальной жизни слышал, но чрезвычайно редко. Если исполнение вызывает подобную реакцию, то разве важно, кто за пультом — молодой дирижёр или умудрённый годами маэстро. (Я вдруг подумал: нет, всё же можно доверять молодёжи сочинения высокой философской мысли. Ведь не исключено, что молодому дирижёру с талантом и интуицией — откроется в заигранной партитуре что-то ускользнувшее от внимания даже крупнейших дирижёров.

Валентин Урюпин с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром

Исполнение Шестой симфонии Чайковского в феврале было первой встречей молодёжного коллектива с этой великой партитурой. И она произвело неслабое впечатление. Особенно третья часть и истаивающий финал. Меня поразило тогда превосходное звучание оркестра, составленного из музыкантов или с малым оркестровым опытом, или вовсе без него. Кто не видел его состава, тот вполне мог решить по его звучанию, что на сцене какой-нибудь известный западный оркестр.

Тем интереснее была встреча с тем же коллективом и дирижёром всего лишь девять месяцев спустя. Отмечу, что первый раз я слушал их в зале, а потом и в записи, а второй раз — по трансляции, и несколько раз прослушал запись. Впечатление от второго исполнения, в ноябре, было не менее сильным, чем от первого. А может быть, даже и сильнее.

Валентин Урюпин с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром

Насколько можно судить по записям, в ноябре оркестр играл ещё лучше — и это нормально. Я снова обратил внимание на необычную для наших оркестров чистоту звучания медных, на их ровный строй. Чувствуя, что в интерпретации Валентина Урюпина что-то изменилось, сформулировать это различие я пока не берусь. Упомяну лишь впечатление, что в ноябре симфония прозвучала суровее и строже.

Моя рецензия «Тайны Шестой симфонии Чайковского» на февральский концерт висит на FB.

За эти девять месяцев РНМСО еще дважды играл в Москве п/у Валентина Урюпина. 7 августа в КЗЧ они открыли фестиваль «Возрождение живого звука» в Московской филармонии. 17 ноября их концертом открылся VII Международный фестиваль «Другое пространство». Молодежный коллектив убедительно доказал, что ему под силу исполнение самой разнообразной по стилю музыки: от Моцарта до нашего современника Владимира Тарнопольского.

Валентин Урюпин с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром

Справедливости ради надо сказать, что в РНМСО собраны лучшие из лучших: конкурс на участие в нём был очень велик (в среднем 10 претендентов на одно место). Но у медали всегда есть оборотная сторона — обычно музыканты «заточены» учёбой на успех в международных конкурсах. А там важнейший критерий — индивидуальность. Многие из оркестрантов уже стали лауреатами и даже победителями этих конкурсов. Игра же в оркестре такую индивидуальность, наоборот, нивелирует. Надо стать «как все». У струнных нужен одинаковый штрих, у духовых — атака и т. п.

Отметим ещё одну особенность РНМСО: у оркестра нет постоянного главного дирижёра. Следствие этого — невозможна «рутинная» игра, какая бывает там, где музыканты, порой по нескольку десятков лет, играют почти одно и то же. И если приглашённый дирижёр не нашёл общего языка с оркестром (или с его ветеранами), то такой оркестр играет «как всегда», мало внимания обращая на белую палочку.

А там, где главного дирижёра нет, — оркестранты вынуждены следить за рукой любого маэстро, успевая при этом глянуть в ноты, которые они, по молодости своей, скорее всего исполняют впервые.

Столь впечатляющий уровень игры РНМСО, очевидно, был достигнут благодаря достаточному числу репетиций. Я поинтересовался: перед февральским концертом РНМСО репетировал не меньше недели. На сегодня это очень большой период, и в большинстве симфонических коллективов мира он уже почти невозможен. Добиться же хорошего качества с одной-двух репетиций можно только с оркестрами высочайшего уровня. Поэтому сегодня некоторые такие оркестры почти полностью состоят из лауреатов международных конкурсов. Даже если речь идёт, например, о последнем пульте вторых скрипок

Владимир ОЙВИН

17/09/2020 - 01:31   Classic   Концерты
Московская государственная филармония первой прорвала блокаду коронавируса, возобновила концерты в присутствии слушателей, и в августе 2020 года в концертном зале им. Чайковского провела внеплановый фестиваль, назвав его «Возрождение живого звука». В его рамках прошли двенадцать концертов, содержавших 11 программ (одну их них, сольную, Денис Мацуев исполнил 28 августа дважды).

Восемь программ я прослушал «вживе», две в записи. Концертное исполнение оперы Масканьи «Сельская честь» силами солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева пропустил вообще: оперу не транслировали, а прийти в зал помешали личные обстоятельства. Пропустил и концерт 27 августа с участием Бориса Березовского (фортепиано), Павла Милюкова (скрипка) и Александра Князева (виолончель». Так что этот обзор вынужден страдать неполнотой.

Сам по себе фестиваль стал настолько радостным событием, что невольно хочется больше писать о хорошем. Тем более, что на его концертах хорошего оказалось намного больше того, что можно бы покритиковать.

Было сделано всё, чтобы вероятность заражения вирусом была минимальной. На входе в фойе красивые девушки бесплатно раздавали защитные маски. В глубине фойе стояли рамки, которые дезинфицировали одежду прямо на тебе. То и дело попадались установки для дезинфекции рук.

Из-за требования соблюдать дистанцию между слушателями – рассадка осуществлялась через кресло и в шахматном порядке. На свободных креслах красовались надписи: «Уважаемые слушатели! В этом кресле сидит ангел акустики».

Валентин Урюпин и РНМСО
Валентин Урюпин и РНМСО

Началось «Возрождение живого звука» 7 августа с достойного концерта Российского национального молодёжного симфонического оркестра (РНМСО) под управлением Валентина Урюпина. Он открыл фестиваль блестящим исполнением Увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. Чайковского. Поразило качество звучания молодого по сроку существования и молодёжного по составу оркестра. Оно было сравнимо с опытными профессиональными коллективами. Не будет преувеличением сказать, что РНМСО оказался на уровне именитых европейских симфонических коллективов.

Баланс был хорош не только между группами, но и внутри групп. На редкость чисто звучала медь, слывущая «ахиллесовой пятой» многих оркестров. А ведь в оркестре сидят студенты, чей оркестровый опыт минимален, если не отсутствует вовсе. Так что это прекрасное звучание, по-видимому, заслуга прежде всего Валентина Урюпина.

Денис Мацуев приветствует первую скрипку
Денис Мацуев приветствует первую скрипку

Денис Мацуев, ставший непременной фигурой официальных концертов и шоу-мероприятий, исполнил Третий фортепианный концерт С. Рахманинова в ожидаемой брутально-агрессивной манере и в ускоренных темпах, принимаемых с восторгом определённой (и увы, немалой) частью слушателей. Ещё больший восторг этой части публики вызвала исполненная на бис одна из частей сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» - «В пещере горного короля». У меня это исполнение ассоциировалось с танковой атакой. Но это (наряду с заключительным концертом фестиваля – клавирабендом Мацуева 28 августа) предмет отдельной (может быть, и не одной) статьи или даже широкой дискуссии.

Фортепианный дуэт Дмитрия Маслеева и Филиппа Копачевского
Фортепианный дуэт Дмитрия Маслеева и Филиппа Копачевского

Выступление фортепианного дуэта Дмитрия Маслеева и Филиппа Копачевского 11 августа трудно отнести к числу удачных. Это в первую очередь относится к «Болеро» Равеля в авторской транскрипции для двух фортепиано. Главная «фишка» этого сочинения – поступательное нарастание динамики от пианиссимо до фортиссимо в финале. Здесь же всё уместилось в диапазон mezzo-forte. Если нарастание и имело место, то его было трудно уловить. В результате «Болеро» превратилось в минималистическую пьесу. Исполнение изящнейшей сюиты для двух фортепиано «Скарамуш» Дариуса Мийо было таким неряшливым и со столькими ошибками, что произвело впечатление читки с листа.

«Questa Musica» п/у Филиппа Чижевского
«Questa Musica» п/у Филиппа Чижевского

Прекрасно выступил 13 августа ансамбль «Questa Musica» под управлением его худрука и главного дирижёра Филиппа Чижевского. В баховской части программы прозвучали популярный концерт для двух скрипок, струнных и basso continuo ре минор BWV 1043 и куда реже исполняемый концерт для флейты, скрипки, клавира, струнных и цифрованного баса ля минор BWV 1044. Порадовало участие в исполнении концертов созвездия замечательных солистов Даниила Когана и Леонида Железного (скрипки), Ольги Ивушейкиной (флейта), Петра Айду (клавесин).

«Questa Musica»
«Questa Musica»

С большим интересом, – и можно даже сказать, удовольствием, – я познакомился с сочинением современного композитора Дж. Соллима «Когда мы были деревьями» для двух виолончелей и струнного оркестра. Солисты – блистательный Борис Андрианов и Анна Кошкина. Финал этого произведения пришлось бисировать.

Анна Кошкина и Борис Андрианов
Анна Кошкина и Борис Андрианов

Казалось бы, превзойти успех «Questa Musica» трудно, но это оказалось по силам выступившим 18 августа с фа-мажорным октетом Шуберта солистам Валентину Урюпину (кларнет), Анастасии Батраковой (фагот), Алексею Серову (валторна), Ивану Почекину (скрипка), Дарие Зиатдиновой (скрипка), Сергею Полтавскому (альт), Денису Шаповалову (виолончель), Григорию Кротенко (контрабас). Не побоюсь назвать это исполнение безупречным. Каждый музыкант играл с точным чувством ансамбля и с очевидным удовольствием. Но даже на этом блестящем фоне выделялись мастерством Урюпин (похоже, что он негласно руководил этим небольшим коллективом), Батракова (фагот слывёт мужским инструментом, но сегодня всё чаще в ведущих оркестрах видны фаготистки-женщины), Полтавский и Шаповалов.

Фа-мажорный октет Шуберта
Фа-мажорный октет Шуберта

Отдельно хочу сказать об Иване Почекине. Я не раз отзывался о его игре нелестно. Здесь же он великолепно, а главное – темпераментно исполнил свою партию. Я был восхищён его игрой.

Неожиданно огорчил 19 августа Госоркестр им. Светланова, выступавший под управлением главного приглашённого дирижёра Василия Петренко. Впервые за последние лет эдак двадцать я вынужден отметить, что оркестр играл ниже своих стандартов. Довольно пестро звучали группы. А струнные к тому же звучали резко, а на форте порой некрасиво. Может быть, виновата рассадка слушателей через кресло. Не исключаю, что плакатики про ангела акустики усилили звукоотражание кресел, сделав звук более резким и сухим. Потому и нужен дирижёру ассистент, следящий в зале за реальным звучанием оркестра (но ведь РНМСО здесь звучал прекрасно при той же самой акустике!). Ясно одно: акустические результаты трансформации залов должны стать предметом исследований специалистов.

Василий Петренко и Госоркестр им. Светланова
Василий Петренко и Госоркестр им. Светланова

Концерт Госоркестра им. Светланова открыли «Увертюра, скерцо и финал для оркестра ми мажор» ор. 52 Шумана. Это сочинение автор предполагал назвать Второй симфонией, хотя и сам считал, что оно «отличается от формы симфонии тем, что каждую часть можно исполнять и самостоятельно». Все три части пронизаны романтическим настроением. Их дыхание не может быть строго ритмичным, оно должно быть взволнованным. Но у Петренко этой взволнованности не ощущалось. А посему не было и романтизма.

Восьмая симфония Шуберта традиционно носит название «Неоконченная», что не мешает ей быть самой знаменитой из его симфоний. Своим названием симфония обязана тем, что она двухчастна. Сегодня большинство музыкантов – и дирижёров, и музыковедов – склонны считать, что эта двухчастность сознательно задумана Шубертом как эксперимент с традиционной симфонической формой. Да, композитор написал клавир Скерцо и две первые его страницы даже оркестровал. Но работу он не продолжил. Шуберт даже послал партитуру двухчастной симфонии представителю Музыкального общества Граца в знак признательности за избрание его почётным членом. Это означает, что он считал это произведение законченным. Василий Петренко исполнил это одно из ярчайших романтических сочинений очень сухо – и слишком размеренно ритмически. Я не ощутил в этом исполнении даже намёка на романтизм.

Александр Рамм и Василий Петренко
Александр Рамм и Василий Петренко

Странным получилось самое начало «Вариаций на тему рококо» Чайковского. Как это могло случиться, непонятно, но в первых тактах оркестр разошёлся с солистом. Правда, и солист Александр Рамм и дирижёр быстро с этим справились, и вся оставшаяся часть сочинения была исполнена ими превосходно. Александр Рамм один из немногих виолончелистов, играющих эти вариации аскетично, без излишнего сентиментализма, которым грешит большинство солистов.

Квартет имени Давида Ойстраха и пианист Андрей Гугнин
Квартет имени Давида Ойстраха и пианист Андрей Гугнин

Но настоящими героями фестиваля стали камерные ансамбли. Блестяще выступил 20 августа Квартет имени Давида Ойстраха в составе: Андрей Баранов (первая скрипка), Родион Петров (вторая скрипка), Фёдор Белугин (альт), Алексей Жилин (виолончель). В ансамбле с пианистом Андреем Гугниным они превосходно исполнили два шедевра в жанре фортепианного квинтета: фа минорные Брамса и Франка. Здесь невозможно выделить кого-то из участников: великолепны были все, а их ансамбль – совершенен. Квартет имени Ойстраха уверенно приближается по качеству звучания к лучшим нашим квартетам послевоенной поры: имени Бородина и имени Бетховена. Отметим, что квартет выступал с А. Гугниным впервые.

Концерт 24 августа с Екатериной Мечетиной в качестве солистки в «Рапсодии на тему Паганини» С. Рахманинова требует такого же особого разговора, как и сольное выступление Д. Мацуева 28 августа, поэтому пока воздержимся от разбора их исполнений.

Богдан Волков с пианистом Александром Гиндиным
Богдан Волков с пианистом Александром Гиндиным

Украшением фестиваля стали и тенор Богдан Волков с пианистом Александром Гиндиным. Они исполнили шестнадцать романсов Петра Ильича Чайковского (один – на бис), охватив практически все периоды его вокального творчества. На память невольно приходит концерт 21 марта 2018 года в Бетховенском зале Большого театра. Там Волков выступал с пианистом Алексеем Гориболем. Тогда молодой тенор покорил всех не только превосходным вокалом, но и безупречным вкусом, который в романсах Чайковского продемонстрировать непросто. В тот вечер овации зала адресовались в равной мере и Гориболю. В концерте этого года такие открытия были уже невозможны априори –блестящий дебют в принципе неповторим. Что касается партии фортепиано, то чисто технически Гориболь в пианизме мало в чём уступал Гиндину, а в драматургии предпочтение я бы даже отдал Гориболю.

За эти два с лишним года в жизни Богдана Волкова произошли заметные перемены. Он стал одним из самых востребованных за рубежом российских вокалистов. Дать Волкову возможность выступать вне России Большой театр не посчитал нужным, и стены Большого он покинул. Ныне он солист «Новой оперы им. Евгения Колобова» и много поёт в оперных театрах за границей.

Богдан Волков
Богдан Волков

Вся программа прозвучала на mezzo-voce. И тем не менее, благодаря мастерству, голос Волкова заполнял весь зал Чайковского, в принципе для камерной программы неподходящий. Это заставило певца несколько усилить драматизм и страстность, что в свою очередь привело к некоторой тремоляции голоса (но это могло произойти и по уже упомянутой причине – изменения акустики зала из-за неполного его заполнения). Поистине трагедийного масштаба Волков достиг в последнем по программе романсе «Снова как прежде один» и в спетом на бис романсе «Средь шумного бала». Несмотря на эти мелочи, концерт Волкова и Гиндина плюс Октет Шуберта и Квартет имени Ойстраха стали для меня самыми сильными впечатлениями фестиваля.

Денис Мацуев
Денис Мацуев

В сольной программе Мацуева, 28 августа завершившей фестиваль «Возвращение живого звука», мне даже понравились «Детские сцены» Шумана, исполненные им довольно мягко и непритязательно, в нормальном динамическом диапазоне и темпах. К сожалению, такого самоограничения у Мацуева хватило только на Шумана. Остальная часть программы прозвучала в его привычной манере, включая бис «В пещере горного короля». Когда Мацуеву удаётся держать свой необузданный темперамент на поводке, его вполне можно слушать, но такого смирения ненадолго хватает. Помню, как он года два назад играл Третий фортепианный концерт Бетховена с Зубином Метой. В двух первых частях его было не узнать. Сдержанные темпы, поющий рояль, мягкая фразировка – всё великолепно. Но в финале пианист как с цепи сорвался, перечеркнув впечатление от первых частей.

В целом фестиваль «Возрождение живого звука» оставил весьма приятные воспоминания, ещё раз показав, что столичная филармония остаётся лидером концертной жизни в России, а по масштабу – крупнейшей концертной организацией в мире. Наша благодарность ей – искренняя и заслуженная.

Завершаю обзор своей «мантрой»: Международный конкурс им. Чайковского должен в своём названии иметь слово «Московский» и по всем специальностям проводиться в Москве.

Владимир ОЙВИН
Фото предоставлены Московской филармонией

15/09/2020 - 14:12   Classic   Интервью
В Новосибирске состоялось премьерное исполнение сочинения Арво Пярта "La Sindone" для скрипки с оркестром.

На пресс-конференции, предшествовавшей премьере «Плащаницы» Арво Пярта, исполнители поделились мыслями и ощущениями.

Вадим Репин
Вадим Репин

Вадим Репин: «Это в принципе большая радость, когда автор создает что-то конкретно для тебя, а когда это делает композитор такого масштаба как Арво Пярт – радостно вдвойне! И я счастлив и горд, что все сложилось: и то, что он нашел время создать новое сочинение для нашего Фестиваля, и то, что нам удалось организовать этот концерт в год и почти в день, когда он отмечает такой серьезный юбилей, и то, что премьера, несмотря на многие трудности текущего момента, состоится в Новосибирске!

Репетировать сложно: техника минимализма только выглядит просто на бумаге. Кроме того, в музыке Пярта редко присутствует один лидер. Поэтому когда начинаешь играть, ты понимаешь, что ты не единственный человек, не солист, а лишь часть совместного музыкального медитирования. И здесь важно состояние и каждый человек, который сидит на сцене важен, если его не будет, случится совсем другое произведение».

Валентин Урюпин
Валентин Урюпин

Валентин Урюпин: «На мой субъективный взгляд Арво Пярт - один из крупнейших композиторов и один из тех, музыка которого затягивает абсолютно всех, кто находится в его орбите. Для меня это первой крупное погружение в музыку Пярта. Можно долго рассказывать про систему, которую он придумал, про творческий путь, про 8 лет молчания, но я могу только сказать, что играть Пярта очень легко, потому что там мало нот и при этом невероятно трудно, потому что каждая нота приобретает вес и ответственность и сразу возрастает требования к качеству, эстетике, к правильному погружению. Но мы погрузились основательно и думаю, что сегодня будет такое соборное погружение с публикой».

Вадим Репин и Валентин Урюпин
Вадим Репин и Валентин Урюпин

Валентин Урюпин дирижировал Новосибирским академическим симфоническим оркестром, а Вадим Репин выступил солистом.

31/12/2019 - 17:21   Classic   Концерты
В Концертном зале им. П. Чайковского состоялся вечер английского бас-баритона Брина Терфеля.

Концерт шел в сопровождении Академического оркестра Московской филармонии (худрук и главный дирижер Юрий Симонов). Вел вечер дирижер Валентин Урюпин.

Брин Терфель родился в 1965 в Уэльсе. С отличием окончил Высшую школу музыки и театра в Гилдхолл в Лондоне. В 1989 получил премию Song Prize на Международном конкурсе оперных певцов Би-би-си «Певец мира» в Кардиффе. Спустя год дебютировал на профессиональной сцене, выступив в партии Гульельмо в опере Моцарта «Так поступают все женщины» в Валлийской Национальной опере. В 1991 увеличил число моцартовских героев, исполнив главную партию в «Свадьбе Фигаро» в Английской Национальной опере и Оратора в «Волшебной флейте» Королевском театре де ля Монне в Брюсселе. Карьера молодого певца стремительно развивалась, охватывая ведущие музыкальные театры Европы и Америки, постигая разные жанры и стили музыкального театра. Брин Терфель оказался музыкальным певцом с отличной вокальной школой и богатейшей актерской харизмой. Это позволяет ему петь в сложнейших операх Вагнера и Доницетти, Верди и Пуччини, Гуно и Бойто, Стравинского и Рихарда Штрауса, всех злодеев в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, классических опереттах и современных мюзиклах. В его репертуаре есть и партия Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Все разнообразие музыкального театра прошлого и настоящего он с блеском продемонстрировал в Москве, построив программу на резких контрастах, включив и мало известные у нас отрывки из опер, оперетт и мюзиклов.

Брин Терфель
Брин Терфель

Вечер начала Увертюра к опере Верди «Стиффелио». За ней последовала Ария Мефистофеля со свистом из одноименной оперы А. Бойто. Надо было слышать с каким хулиганским задором он свистел. Но нигде не нарушал вкус и стиль, просто искусно представлял разбушевавшуюся дьявольскую стихию: «Я всемогущий дух, и мой мятеж нарушает покой Творца!»

За ней шла иная ипостась бесовщины – Куплеты Мефистофеля из оперы француза Шарля Гуно «Фауст»: «Люди гибнут за металл!». От его саркастической издевки и злой усмешки мороз шел по коже. Естественным продолжением концерта была Увертюра Оффенбаха «Орфей в аду». В таком музыкальном соседстве спетый затем Брином Терфелем Монолог Яго из оперы Верди «Отелло» становился кредо его героя: «Я верю в Творца жестокого!» Два заключительных номера первого отделения: Баллада о Мэкки-Ноже из «Трехгрошовой оперы» Курта Вайля и Бертольда Брехта «У акулы – зубы клинья» и Куплеты Спортинг Лайфа из оперы Д. Гершвина «Порги и Бесс» разогнали мрачную атмосферу начала, хотя и исполненного блестяще. Но уж слишком много негатива собралось подряд. В финале же появились задор, юмор, даже намеки на легкую лиричность, где артист проявил изящество в пластике, что сразу же вызвало положительную реакцию публики.

Брин Терфель
Брин Терфель

Очень разнообразным было второе отделение, которое началось с музыки Моцарта, оказавшейся близкой индивидуальности певца. После Увертюры к опере «Так поступают все женщины», сыгранной оркестром, Брин Терфель успешно спел арию Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный…» и разыграл проводы в армию юного Керубино, влюбленного во всех прелестных женщин. Зал дружно приветствовал легкую и изящную игру на фоне очаровательной музыки австрийского гения, и сам был готов в нее окунуться. Прозвучал еще один моцартовский опус – Ария для баса с оркестром «Я оставляю тебя, дорогая, прощай»!»

Затем наступил черед русской музыки. Мусоргский. Оркестр выразительно-сказочно представил Интродукцию к опере «Сорочинская ярмарка». И снова контраст – сцена смерти Царя Бориса. Первые слова «Прощай, мой сын, умираю» потрясли чистейшим русским языком и абсолютной русской интонацией, хотя Терфель не знает русского языка. Точным пониманием русской истории и характера Бориса Годунова, его глубоким раскаянием. Зрители, погруженные в трагедию героя, как завороженные следили за «умиранием» царя, и только спустя пару минут после окончания сцены, раздались восторженные аплодисменты – публика приняла Бориса Годунова Брина Терфеля.

Брин Терфель
Брин Терфель

Завершился вечер английского певца фрагментами из зарубежных мюзиклов. Сначала состоялось знакомство с мюзиклом Р. Роджерса и О. Хаммерстайна «Юг Тихого океана». Сначала прозвучала Увертюра, а затем очень красивая Песня Эмиля «Один из волшебных вечеров», которую Терфель спел с особой теплотой и проникновением. Завершением вечера стала Песня Тевье–молочника «Если б был я богачом» из мюзикла Д. Бока и и Ш. Харника «Скрипач на крыше».

Вечер доставил огромное удовольствие своей насыщенностью и разнообразием, а главное – огромным талантом певца и актера английского бас-баритона Брина Терфеля.

Елизавета ДЮКИНА

08/07/2019 - 02:40   Classic   Новости
Художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра (РАСО) Ростовской филармонии, дирижер Пермского театра оперы и балета Валентин Урюпин после решения художественного руководителя Теодора Курентзиса уйти из театра, решил также оставить свою должность в Перми.

"Валентин Урюпин покидает Пермскую оперу, это его личное решение, которое мы уважаем. Валентин - один из самых востребованных музыкантов нового поколения, который регулярно сотрудничает как солист и дирижер с лучшими оркестрами в России и мире. Мы были рады с ним работать и желаем дальнейших успехов", - сказали в пресс-службе театра.

Валентин Урюпин
Валентин Урюпин

На своей странице в социальной сети Facebook Урюпин поблагодарил коллег за совместную работу, особые слова благодарности дирижер написал Курентзису, который 21 июня сообщил о том, что покидает должность худрука Пермской оперы с сентября 2019 года. Свой уход Курентзис связал с непониманием своей деятельности со стороны властей региона.

"Следующий сезон я начну без Театра, а Театр без меня. Пора всем идти дальше.

Огромное спасибо всем и каждому за эти 8 лет, без которых меня сегодняшнего просто не было бы. Я не отмечаю никого, чтоб не было безразмерного поста и боясь кого-то забыть. За понимание, доверие, науку, дружбу и любовь. За Шута, Травиату, Паяцев (мой первый в жизни спектакль), Синдереллу, Кармен, Онегина, Царскую, Иоланту. Корсара, Щелкунчика, Зимние грезы... еще много, все не перечислишь. За многочисленные концерты ( так вышло, что честь дирижировать последним концертом MusicAeterna пермского состава тоже выпала мне).. за Музыку для нас, за незабываемые 5 лет игры в МА с прекрасными коллегами. Желаю любимому театру творческих побед, благополучия и решения всех проблем. Оркестру и хору MusicAeterna - лететь к новым звёздам.

И спасибо Теодору, который 8 лет назад в меня поверил, не имея на это явных причин. И за все эти годы. Это огромный подарок судьбы.

Мы теперь идём разными дорогами но все равно в одном направлении.Удачи нам на этом пути!", - написал Урюпин.

Валентин Урюпин - дирижер и самый титулованный российский кларнетист, победитель престижных мировых конкурсов. Родился в 1985 году в городе Лозовая (Украина), образование получил в Центральной музыкальной школе и Московской государственной консерватории имени Чайковского. С 2008 по 2011 год был главным приглашенным дирижером Харьковского академического молодежного симфонического оркестра, с 2011-го - постоянный приглашенный дирижер симфонического оркестра Государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, с августа 2011 года работал дирижером Пермского академического театра оперы и балета, где дебютировал как дирижер-ассистент Теодора Курентзиса во время постановки оперы Моцарта "Так поступают все".

Затем работал на операх "Паяцы" Леонкавалло, "Иоланта" и "Щелкунчик" Чайковского, "Кармен" Бизе, "Дуэнья" Прокофьева, балетах Kammermusik №2 Хиндемита, Monumentum pro Gesualdo Стравинского, "Корсар" Адама и других. С 2015 года Урюпин является художественным руководителем и главным дирижером Ростовского академического симфонического оркестра. В марте он получил премию президента РФ за вклад в развитие отечественного музыкального искусства.

08/05/2019 - 17:03   Classic   Новости
Президент России Владимир Путин рассчитывает, что музыкальные школы в России закрываться не будут.

На заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам вице-премьер Ольга Голодец докладывала о программах музыкального образования детей.

"Музыкальные школы ликвидировать не будете?" - поинтересовался Путин. "Нет, мы вместе работаем", - ответила Голодец.

"Были опасения, связанные с возможной ликвидацией этих школ. Владимир Ростиславович [Мединский, министр культуры РФ] сказал, что этого не будет. Надеюсь, что этого и не произойдет", - добавил глава государства, сообщает ТАСС.

Владимир Путин на заседании
Владимир Путин на заседании

Путин в марте этого года уже обращал внимание на недопустимость преобразования музыкальных школ в художественные кружки в ответ в беседе с главным дирижером Ростовского академического симфонического оркестра, кларнетистом Валентином Урюпиным, который пожаловался на намечаемые тенденции в этой сфере. Глава государства считает, что российская культура не получит от такой девальвации "ничего хорошего". При этом министр культуры РФ Владимир Мединский как во время этой дискуссии, так и позднее в апреле заверил, что подобных планов нет.

Он пообещал, что Министерство культуры РФ создаст рабочую группу, которая займется вопросами развития детских школ искусств. В ее состав приглашены пианист Денис Мацуев и ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев. Предполагается создание новых направлений, новых программ, сохранение и улучшение, углубление имеющихся программ.

По словам Мединского, в последние годы прием детей в школы искусств существенно увеличился, растет объем средств, направляемых на приобретение инструментов в детские школы искусств, причем специально создаются под это дело заводы, воссоздается отечественное производство фортепиано, других инструментов. Министр подчеркнул, что ничего подобного по объемам и активности в этой сфере раньше никогда не было.

Быстрый поиск:
26/03/2019 - 18:12   Classic   Новости
Президент РФ Владимир Путин выступил против преобразования музыкальных школ в художественные кружки.

Эту тему затронул главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра, кларнетист Валентин Урюпин во время неформального общения главы государства с лауреатами президентских премий молодым деятелям культуры и за произведения для детей.

Если наша система детских музыкальных школ перестанет существовать в нынешнем виде, гипотетически, то в очень скором времени в оркестрах некому будет играть. И на концерты некому будет ходить. Важно, кто играет и кто приходит в зал, - сказал Валентин Урюпин в речи на награждении.

ТЕКСТ

Если мы действующие музыкальные школы, созданные еще в советские годы, превратим в художественные кружки, то ничего хорошего российская культура от этого не получит, - ответил ему Путин во время неформального общения с участием Дениса Мацуева.

Он также попросил министра культуры Владимира Мединского присоединиться к дискуссии. "Даже планов таких нет, мы держим руку на пульсе", - заверил всех министр.

"Это слухи", - сказал Путин, опровергнув предположения, что планы по преобразования музыкальных школ в кружки существуют.

Преданность своему делу отличает и Валентина Тихоновича Урюпина, - сказал Путин о кларнетисте и дирижере Валентине Урюпине, ставшем лауреатом. - Он встал за дирижёрский пульт в 21 год. Это редкий случай для этой профессии. Как приглашённый дирижёр выступал со многими, в том числе известными коллективами, и уже четвёртый год подряд успешно руководит одним из старейших в России Ростовским академическим симфоническим оркестром. Знаю, что в планах Валентина Тихоновича вернуть Ростову-на-Дону статус одной из музыкальных столиц нашей страны. Очень благородная задача, цель, и всячески будем этому способствовать. Залог тому – блестящее дарование дирижёра, его огромный творческий потенциал, умение создать настоящую команду единомышленников. И это несмотря на молодость, ведь Валентин Урюпин ещё и выдающийся кларнетист мирового уровня. Он продолжает радовать поклонников, выступая с сольными концертами.

Валентин Урюпин заявил также, что одним из следствий награждения его этой премией станет появление в Ростовском симфоническом оркестре новых качественных инструментов.

Быстрый поиск:
25/03/2019 - 17:42   Classic   Новости
Архитектор, дирижер и театральный режиссер стали лауреатами премии президента для молодых деятелей культуры, также объявлены обладатели премии президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества.

Имена получателей наград сообщил журналистам в понедельник советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, передает корреспондент ТАСС.

"Сегодня президентом Российской Федерации подписаны два указа - о премии Российской Федерации для молодых деятелей культуры и премии в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. В этом году на премию для молодых деятелей культуры поступило 13 представлений, после прохождения экспертизы восемь представлений были направлены на голосование. У нас три лауреата", - сказал Толстой, добавив, что все три победителя родились в 1985 году.

В число победителей вошел художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра Валентин Урюпин, он удостоен премии за вклад в развитие отечественного музыкального искусства. За три года возглавляемый им оркестр вошел в число самых популярных коллективов области. С 2018 года по инициативе Урюпина в Ростове проходит фестиваль искусств "Мост".

Валентин Урюпин
Валентин Урюпин

Валентин Урюпин также самый востребованный и титулованный кларнетист России. В 2017 году он выиграл 8-й международный конкурс дирижёров имени сэра Георга Шолти — престижную премию для профессионалов не старше 34 лет.

Премия для молодых деятелей культуры присуждается ежегодно с 2011 года. Размер каждой премии составляет 2,5 млн рублей. Возраст лица, выдвигаемого на премию, не должен превышать 35 лет на дату его выдвижения.

Быстрый поиск:
13/02/2017 - 19:53   Classic   Новости
Дирижер Пермского театра оперы и балета Валентин Урюпин победил на VIII Международном конкурсе дирижеров имени Георга Шолти.

Он стал первым представителем России, получившим первую премию. Конкурс проходил с 7 по 12 февраля во Франкфурте-на-Майне. Помимо первой премии в размере 15 тысяч евро, 31-летнему российскому дирижеру присужден приз зрительских симпатий и специальный приз Симфонического оркестра Франкфуртского радио.

Валентин Урюпин
Валентин Урюпин

Как сообщает Colta со ссылкой на сайт Старой оперы Франкфурта-на-Майне, вторую премию (10 тысяч евро) получил 27-летний Уилсон Нг (Китай), третью премию (5 тысяч евро) — 31-летний Фархад Худыев (США).

Международный конкурс дирижеров имени Георга Шолти проводится силами Оркестра Франкфуртской оперы и Симфонического оркестра Франкфуртского радио с 2002 года. Принимать участие в нем могут музыканты не старше 34 лет.

Членами жюри в этом году были руководители ведущих мировых оркестров, таких как Оркестр Тонхалле в Цюрихе и Оркестр Филадельфии, и оперных театров, таких как Франкфуртская опера.

Быстрый поиск: