Богдан Волков

17/09/2020 - 01:31   Classic   Концерты
Московская государственная филармония первой прорвала блокаду коронавируса, возобновила концерты в присутствии слушателей, и в августе 2020 года в концертном зале им. Чайковского провела внеплановый фестиваль, назвав его «Возрождение живого звука». В его рамках прошли двенадцать концертов, содержавших 11 программ (одну их них, сольную, Денис Мацуев исполнил 28 августа дважды).

Восемь программ я прослушал «вживе», две в записи. Концертное исполнение оперы Масканьи «Сельская честь» силами солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева пропустил вообще: оперу не транслировали, а прийти в зал помешали личные обстоятельства. Пропустил и концерт 27 августа с участием Бориса Березовского (фортепиано), Павла Милюкова (скрипка) и Александра Князева (виолончель». Так что этот обзор вынужден страдать неполнотой.

Сам по себе фестиваль стал настолько радостным событием, что невольно хочется больше писать о хорошем. Тем более, что на его концертах хорошего оказалось намного больше того, что можно бы покритиковать.

Было сделано всё, чтобы вероятность заражения вирусом была минимальной. На входе в фойе красивые девушки бесплатно раздавали защитные маски. В глубине фойе стояли рамки, которые дезинфицировали одежду прямо на тебе. То и дело попадались установки для дезинфекции рук.

Из-за требования соблюдать дистанцию между слушателями – рассадка осуществлялась через кресло и в шахматном порядке. На свободных креслах красовались надписи: «Уважаемые слушатели! В этом кресле сидит ангел акустики».

Валентин Урюпин и РНМСО
Валентин Урюпин и РНМСО

Началось «Возрождение живого звука» 7 августа с достойного концерта Российского национального молодёжного симфонического оркестра (РНМСО) под управлением Валентина Урюпина. Он открыл фестиваль блестящим исполнением Увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. Чайковского. Поразило качество звучания молодого по сроку существования и молодёжного по составу оркестра. Оно было сравнимо с опытными профессиональными коллективами. Не будет преувеличением сказать, что РНМСО оказался на уровне именитых европейских симфонических коллективов.

Баланс был хорош не только между группами, но и внутри групп. На редкость чисто звучала медь, слывущая «ахиллесовой пятой» многих оркестров. А ведь в оркестре сидят студенты, чей оркестровый опыт минимален, если не отсутствует вовсе. Так что это прекрасное звучание, по-видимому, заслуга прежде всего Валентина Урюпина.

Денис Мацуев приветствует первую скрипку
Денис Мацуев приветствует первую скрипку

Денис Мацуев, ставший непременной фигурой официальных концертов и шоу-мероприятий, исполнил Третий фортепианный концерт С. Рахманинова в ожидаемой брутально-агрессивной манере и в ускоренных темпах, принимаемых с восторгом определённой (и увы, немалой) частью слушателей. Ещё больший восторг этой части публики вызвала исполненная на бис одна из частей сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» - «В пещере горного короля». У меня это исполнение ассоциировалось с танковой атакой. Но это (наряду с заключительным концертом фестиваля – клавирабендом Мацуева 28 августа) предмет отдельной (может быть, и не одной) статьи или даже широкой дискуссии.

Фортепианный дуэт Дмитрия Маслеева и Филиппа Копачевского
Фортепианный дуэт Дмитрия Маслеева и Филиппа Копачевского

Выступление фортепианного дуэта Дмитрия Маслеева и Филиппа Копачевского 11 августа трудно отнести к числу удачных. Это в первую очередь относится к «Болеро» Равеля в авторской транскрипции для двух фортепиано. Главная «фишка» этого сочинения – поступательное нарастание динамики от пианиссимо до фортиссимо в финале. Здесь же всё уместилось в диапазон mezzo-forte. Если нарастание и имело место, то его было трудно уловить. В результате «Болеро» превратилось в минималистическую пьесу. Исполнение изящнейшей сюиты для двух фортепиано «Скарамуш» Дариуса Мийо было таким неряшливым и со столькими ошибками, что произвело впечатление читки с листа.

«Questa Musica» п/у Филиппа Чижевского
«Questa Musica» п/у Филиппа Чижевского

Прекрасно выступил 13 августа ансамбль «Questa Musica» под управлением его худрука и главного дирижёра Филиппа Чижевского. В баховской части программы прозвучали популярный концерт для двух скрипок, струнных и basso continuo ре минор BWV 1043 и куда реже исполняемый концерт для флейты, скрипки, клавира, струнных и цифрованного баса ля минор BWV 1044. Порадовало участие в исполнении концертов созвездия замечательных солистов Даниила Когана и Леонида Железного (скрипки), Ольги Ивушейкиной (флейта), Петра Айду (клавесин).

«Questa Musica»
«Questa Musica»

С большим интересом, – и можно даже сказать, удовольствием, – я познакомился с сочинением современного композитора Дж. Соллима «Когда мы были деревьями» для двух виолончелей и струнного оркестра. Солисты – блистательный Борис Андрианов и Анна Кошкина. Финал этого произведения пришлось бисировать.

Анна Кошкина и Борис Андрианов
Анна Кошкина и Борис Андрианов

Казалось бы, превзойти успех «Questa Musica» трудно, но это оказалось по силам выступившим 18 августа с фа-мажорным октетом Шуберта солистам Валентину Урюпину (кларнет), Анастасии Батраковой (фагот), Алексею Серову (валторна), Ивану Почекину (скрипка), Дарие Зиатдиновой (скрипка), Сергею Полтавскому (альт), Денису Шаповалову (виолончель), Григорию Кротенко (контрабас). Не побоюсь назвать это исполнение безупречным. Каждый музыкант играл с точным чувством ансамбля и с очевидным удовольствием. Но даже на этом блестящем фоне выделялись мастерством Урюпин (похоже, что он негласно руководил этим небольшим коллективом), Батракова (фагот слывёт мужским инструментом, но сегодня всё чаще в ведущих оркестрах видны фаготистки-женщины), Полтавский и Шаповалов.

Фа-мажорный октет Шуберта
Фа-мажорный октет Шуберта

Отдельно хочу сказать об Иване Почекине. Я не раз отзывался о его игре нелестно. Здесь же он великолепно, а главное – темпераментно исполнил свою партию. Я был восхищён его игрой.

Неожиданно огорчил 19 августа Госоркестр им. Светланова, выступавший под управлением главного приглашённого дирижёра Василия Петренко. Впервые за последние лет эдак двадцать я вынужден отметить, что оркестр играл ниже своих стандартов. Довольно пестро звучали группы. А струнные к тому же звучали резко, а на форте порой некрасиво. Может быть, виновата рассадка слушателей через кресло. Не исключаю, что плакатики про ангела акустики усилили звукоотражание кресел, сделав звук более резким и сухим. Потому и нужен дирижёру ассистент, следящий в зале за реальным звучанием оркестра (но ведь РНМСО здесь звучал прекрасно при той же самой акустике!). Ясно одно: акустические результаты трансформации залов должны стать предметом исследований специалистов.

Василий Петренко и Госоркестр им. Светланова
Василий Петренко и Госоркестр им. Светланова

Концерт Госоркестра им. Светланова открыли «Увертюра, скерцо и финал для оркестра ми мажор» ор. 52 Шумана. Это сочинение автор предполагал назвать Второй симфонией, хотя и сам считал, что оно «отличается от формы симфонии тем, что каждую часть можно исполнять и самостоятельно». Все три части пронизаны романтическим настроением. Их дыхание не может быть строго ритмичным, оно должно быть взволнованным. Но у Петренко этой взволнованности не ощущалось. А посему не было и романтизма.

Восьмая симфония Шуберта традиционно носит название «Неоконченная», что не мешает ей быть самой знаменитой из его симфоний. Своим названием симфония обязана тем, что она двухчастна. Сегодня большинство музыкантов – и дирижёров, и музыковедов – склонны считать, что эта двухчастность сознательно задумана Шубертом как эксперимент с традиционной симфонической формой. Да, композитор написал клавир Скерцо и две первые его страницы даже оркестровал. Но работу он не продолжил. Шуберт даже послал партитуру двухчастной симфонии представителю Музыкального общества Граца в знак признательности за избрание его почётным членом. Это означает, что он считал это произведение законченным. Василий Петренко исполнил это одно из ярчайших романтических сочинений очень сухо – и слишком размеренно ритмически. Я не ощутил в этом исполнении даже намёка на романтизм.

Александр Рамм и Василий Петренко
Александр Рамм и Василий Петренко

Странным получилось самое начало «Вариаций на тему рококо» Чайковского. Как это могло случиться, непонятно, но в первых тактах оркестр разошёлся с солистом. Правда, и солист Александр Рамм и дирижёр быстро с этим справились, и вся оставшаяся часть сочинения была исполнена ими превосходно. Александр Рамм один из немногих виолончелистов, играющих эти вариации аскетично, без излишнего сентиментализма, которым грешит большинство солистов.

Квартет имени Давида Ойстраха и пианист Андрей Гугнин
Квартет имени Давида Ойстраха и пианист Андрей Гугнин

Но настоящими героями фестиваля стали камерные ансамбли. Блестяще выступил 20 августа Квартет имени Давида Ойстраха в составе: Андрей Баранов (первая скрипка), Родион Петров (вторая скрипка), Фёдор Белугин (альт), Алексей Жилин (виолончель). В ансамбле с пианистом Андреем Гугниным они превосходно исполнили два шедевра в жанре фортепианного квинтета: фа минорные Брамса и Франка. Здесь невозможно выделить кого-то из участников: великолепны были все, а их ансамбль – совершенен. Квартет имени Ойстраха уверенно приближается по качеству звучания к лучшим нашим квартетам послевоенной поры: имени Бородина и имени Бетховена. Отметим, что квартет выступал с А. Гугниным впервые.

Концерт 24 августа с Екатериной Мечетиной в качестве солистки в «Рапсодии на тему Паганини» С. Рахманинова требует такого же особого разговора, как и сольное выступление Д. Мацуева 28 августа, поэтому пока воздержимся от разбора их исполнений.

Богдан Волков с пианистом Александром Гиндиным
Богдан Волков с пианистом Александром Гиндиным

Украшением фестиваля стали и тенор Богдан Волков с пианистом Александром Гиндиным. Они исполнили шестнадцать романсов Петра Ильича Чайковского (один – на бис), охватив практически все периоды его вокального творчества. На память невольно приходит концерт 21 марта 2018 года в Бетховенском зале Большого театра. Там Волков выступал с пианистом Алексеем Гориболем. Тогда молодой тенор покорил всех не только превосходным вокалом, но и безупречным вкусом, который в романсах Чайковского продемонстрировать непросто. В тот вечер овации зала адресовались в равной мере и Гориболю. В концерте этого года такие открытия были уже невозможны априори –блестящий дебют в принципе неповторим. Что касается партии фортепиано, то чисто технически Гориболь в пианизме мало в чём уступал Гиндину, а в драматургии предпочтение я бы даже отдал Гориболю.

За эти два с лишним года в жизни Богдана Волкова произошли заметные перемены. Он стал одним из самых востребованных за рубежом российских вокалистов. Дать Волкову возможность выступать вне России Большой театр не посчитал нужным, и стены Большого он покинул. Ныне он солист «Новой оперы им. Евгения Колобова» и много поёт в оперных театрах за границей.

Богдан Волков
Богдан Волков

Вся программа прозвучала на mezzo-voce. И тем не менее, благодаря мастерству, голос Волкова заполнял весь зал Чайковского, в принципе для камерной программы неподходящий. Это заставило певца несколько усилить драматизм и страстность, что в свою очередь привело к некоторой тремоляции голоса (но это могло произойти и по уже упомянутой причине – изменения акустики зала из-за неполного его заполнения). Поистине трагедийного масштаба Волков достиг в последнем по программе романсе «Снова как прежде один» и в спетом на бис романсе «Средь шумного бала». Несмотря на эти мелочи, концерт Волкова и Гиндина плюс Октет Шуберта и Квартет имени Ойстраха стали для меня самыми сильными впечатлениями фестиваля.

Денис Мацуев
Денис Мацуев

В сольной программе Мацуева, 28 августа завершившей фестиваль «Возвращение живого звука», мне даже понравились «Детские сцены» Шумана, исполненные им довольно мягко и непритязательно, в нормальном динамическом диапазоне и темпах. К сожалению, такого самоограничения у Мацуева хватило только на Шумана. Остальная часть программы прозвучала в его привычной манере, включая бис «В пещере горного короля». Когда Мацуеву удаётся держать свой необузданный темперамент на поводке, его вполне можно слушать, но такого смирения ненадолго хватает. Помню, как он года два назад играл Третий фортепианный концерт Бетховена с Зубином Метой. В двух первых частях его было не узнать. Сдержанные темпы, поющий рояль, мягкая фразировка – всё великолепно. Но в финале пианист как с цепи сорвался, перечеркнув впечатление от первых частей.

В целом фестиваль «Возрождение живого звука» оставил весьма приятные воспоминания, ещё раз показав, что столичная филармония остаётся лидером концертной жизни в России, а по масштабу – крупнейшей концертной организацией в мире. Наша благодарность ей – искренняя и заслуженная.

Завершаю обзор своей «мантрой»: Международный конкурс им. Чайковского должен в своём названии иметь слово «Московский» и по всем специальностям проводиться в Москве.

Владимир ОЙВИН
Фото предоставлены Московской филармонией

15/12/2019 - 05:24   Classic   Концерты
Молодёжная Оперная Программа Большого театра отметила своё десятилетие гала-концертом на Исторической сцене родного театра.

Повседневная жизнь МОП, её будни протекают как-то незаметно, в тиши репетиционных классов, лишь иногда напоминая о себе своими программами в Бетховенском зале Большого театра. Участники программы вводятся в текущий репертуар театра, что соответствует задачам программы, чётко сформулированным её руководителем, профессором Д.Ю. Вдовиным:

Василиса Бержанская, Аташ Гараев, Руслана Коваль, Дмитрий Вдовин, Алексей Кулагин, Виктория Каркачева, Елизавета Нарсия
Василиса Бержанская, Аташ Гараев, Руслана Коваль, Дмитрий Вдовин, Алексей Кулагин, Виктория Каркачева, Елизавета Нарсия

«Есть определенный разрыв между вузом и престижной сценой, который преодолевается обычно годами, а то и десятилетиями. Но сегодня театры не могут долго ждать и всё больше нуждаются в достаточно молодых певцах, чей внешний облик и возраст соответствовали бы представлению публики, например, о Ромео и Джульетте. Мы в Большом театре стараемся сконцентрировать педагогические и финансовые усилия на подготовке к театральным будням самых талантливых молодых артистов. Это как маленькая фабрика по производству чего-то очень дорогого и эксклюзивного. Что касается непосредственных интересов молодых певцов, то их надо увлекать, прежде всего, творчеством, количеством интересной работы, на которой они могут расти. Наши молодые артисты больше всего об этом мечтают».

Поставленную задачу можно выполнять по-разному и получать неплохие результаты, но те результаты, которые представлены МОП обществу сегодня, поражают масштабом и глубоким содержанием. В организации работы программы явно прослеживается чёткость, вернее, некий математический расчёт. Видимо, это совсем неслучайно, если обратиться к биографии директора программы, профессора Д.Ю. Вдовина. Практически вся семья Д.Ю. Вдовина - представители отечественной науки, специалисты в области физики, математики, точных наук.

Мария Лобанова
Мария Лобанова

Участие МОП Большого театра в мировом оперном процессе отличают подготовленность молодых артистов и их мобильность. Результаты, судите сами, это высокие призовые места престижнейших оперных конкурсов, многие из которых дают право призёрам выступить в оперных спектаклях ведущих театров мира. Такого рода опыт позволяет говорить об уникальности Молодёжной оперной программы, созданной и руководимой профессором Д.Ю. Вдовиным в Большом театре.

Нина Минасян
Нина Минасян

Состоявшийся гала-концерт на Исторической сцене Большого театра дал представление о высоком профессиональном уровне участников МОП, как настоящих, так и причастных к программе в недавнем прошлом. Всё представленное на сцене Большого театра в связи с 10-летием МОП говорит о явлении совершенно нового порядка: сформировался и успешно функционирует оперный театр нового типа, театр периода глобализации в мировом культурном пространстве, и это театр Дмитрия Вдовина. В этом контексте главное место в работе с молодыми певцами занимает осмысление исполняемых музыкальных произведений в связи с умением создать национально достоверный характер партии. На достижение этой цели направлена вся работа МОП и, в первую очередь, работа с языком исполняемого произведения. Это не только правильное произношение, но и манера сценического поведения исполнителя, его жесты, мимика и всё то, что делает воплощаемый образ принадлежностью, частью определённой национальной культуры.

Оксана Волкова, Венера Гимадиева
Оксана Волкова, Венера Гимадиева

Результаты такого подхода в работе с молодыми исполнителями в рамках МОП Большого театра были продемонстрированы в выступлениях молодых артистов в гала-концерте. Концертные номера были представлены как соло, так и в дуэтах.

Если говорить о наиболее ярких выступлениях, то надо начать с конца, и это, безусловно, сопрано Ольга Кульчинская, исполнившая арию Маргариты с жемчугом из оперы «Фауст» Гуно. Какой красоты голос, какая потрясающая техника владения этим драгоценным инструментом! Певица, безусловно, в прекрасной вокальной и сценической форме.

Ольга Кульчинская
Ольга Кульчинская

Порадовал баритон Андрей Жилиховский в каватине Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Лёгкость виртуозного исполнения арии, изящная манера сценического воплощения образа уже стали признаками фирменного стиля молодого артиста.

Очень интересным был дуэт из оперы «Семирамида» Дж. Россини в исполнении двух прекрасных меццо-сопрано, по сути, редких голосов, Василисы Бержанской (Арзаче) и Марии Бараковой (Семирамида). Драматически насыщенная сцена была исполнена певицами с постижением смысла и его воплощением настолько правдиво, что это не могло не вызвать бурного отклика публики в зале.

Необыкновенно порадовал своим исполнением партии Ленского из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского прекрасный тенор Богдан Волков, подтвердивший все лучшие представления о вокальном и сценическом воплощении знакового героя русской классической оперы.

Совершенно обескуражило, потрясло публику исполнение арии князя Томского из оперы «Пиковая Дама» П.И. Чайковского, которого воплотил на сцене баритон Андрей Кимач, обладатель мощного, прекрасно оснащённого вокальной техникой голоса, артистически тонко проработавшего эту знаменитую партию. Да уж, жива наша опера и прирастает новыми, замечательными талантами.

Финал концерта
Финал концерта

Право слово, можно ещё и ещё перечислять всех и каждого участника этого потрясающего концерта, но как не сказать о детской группе театра, которая весёлой пёстрой гурьбой вдруг появилась на сцене, чтобы поздравить юбиляров? Выступление детей было яркой, радостной строкой в программе концерта.

Гала-концерт прошёл в сопровождении оркестра Большого театра под управлением маэстро Александра Сладковского.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Павел Рычков / Большой театр

22/10/2018 - 07:11   Classic   Концерты
Почти одновременно при открытии нового сезона на сцене театра «Новая Опера» в Москве и на сцене «Венской Оперы», отмечающей своё 150-летие, была представлена опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Любимый проект интернет-трансляций директора Венской Оперы господина Доминика Мейера позволил приобщиться к тому, что происходит в ведущем Оперном Доме, как и кем представлен наш национальный музыкальный шедевр в Европе.

Устоявшаяся традиция московского театра «Новая Опера» имени Евгения Колобова открывать новый театральный сезон оперой «Евгений Онегин» П.И. Чайковского как-то душевно объединяет московских меломанов, служит своего рода заделом, а лучше сказать, камертоном предстоящего оперного сезона. А тут ещё один информационный повод случился: начало работы в театре молодого, но уже титулованного, известного тенора Богдана Волкова. Ему и была для начала поручена партия Ленского. Кстати, именно эту партию исполнил Богдан Волков в третьем туре знаменитого конкурса «Опералия» Пласидо Доминго, став его победителем. И вот теперь предстояло исполнить партию Ленского на сцене театра «Новая Опера», на которой спектакль идёт в музыкальной редакции Е. Колобова.

Александр Мартынов (Онегин) и Богдан Волков (Ленский)
Александр Мартынов (Онегин) и Богдан Волков (Ленский)

Разумеется, спектакль этот - не только партия Ленского, хотя и очень знакового героя всей русской классической литературы, а затем и русского музыкального наследия, в котором объединились два гения нашей культуры - А.С. Пушкин и П.И. Чайковский. Вот и идёт московская публика «причаститься святых даров», поэзии и музыки. Да, спектакль этот особенный, если ещё и вспомнить служение искусству создателя его, незабвенного маэстро Е. Колобова. И помним, и благодарны ему за труды праведные!

Зрительный зал на этом спектакле заполняется до предела. Неспешно звучит увертюра, и на сцене разворачивается действие в семье Лариных. Костюмы персонажей, простые, незатейливые, вполне в духе деревенской моды тех лет. Всё мило, понятно, всё так и было тогда, когда молодые люди, Ленский - Богдан Волков и Онегин – Александр Мартынов, появились в доме Лариных. А тут и барышни, сёстры Ольга – Анастасия Лепешинская и Татьяна – Елена Петрова, пришли здороваться с молодыми людьми. Уже прозвучали знаменитые дуэты Лариной и Няни – Маргариты Некрасовой, уже вступил знаменитый хор «Новой Оперы». На сцене происходило знакомое, понятное действие, звучала великая музыка. Ленский, молодой человек, влюблён в Ольгу, о чём поведал ей в сцене признания «Я люблю Вас, Ольга…». Знаменитая ария прозвучала искренне, деликатно и нежно.

Богдан Волков (Ленский)
Богдан Волков (Ленский)

Осень сменилась зимой, наступили именины Татьяны. На балу драматизм действия нарастает. Ленский обескуражен вероломством юной Ольги. Он отвергнут. Обида, сожаление, прощание прозвучали в знаменитой арии «В Вашем доме...». Ленский припадает к руке Лариной, стоя на коленях. Ольга не может остановить Ленского. «Ах, Ольга, ты меня не любишь…» звучит элегически, как прощание навсегда. Всё движется к неминуемой дуэли с Онегиным. После публичного упрёка Онегину «Вы бесчестный соблазнитель!» поединок неизбежен.

Богдан Волков (Ленский) и Анастасия Лепешинская (Ольга)
Богдан Волков (Ленский) и Анастасия Лепешинская (Ольга)

Знаменитая сцена дуэли проведена тенором Богданом Волковым в элегическом ключе, выражая предчувствие неизбежного конца, сожаление о несбывшихся надеждах, невозможность что либо изменить. Трагизм ситуации передан исполнителем очень достоверно, что подтвердил зрительный зал своей овацией. Весь спектакль оставил очень приятное, с ностальгическим оттенком впечатление, деликатное и вполне традиционно-классическое исполнение, так необходимое нашему зрителю, как хорошая книга, как свидетельство уважения к своей культуре.

Сергей Артамонов (Гремин), Богдан Волков (Ленский), Анастасия Лепешинская (Ольга), Александр Мартынов (Онегин) и Екатерина Петрова (Татьяна).
Сергей Артамонов (Гремин), Богдан Волков (Ленский), Анастасия Лепешинская (Ольга), Александр Мартынов (Онегин) и Екатерина Петрова (Татьяна).

Через несколько дней прошла прямая трансляция из Вены оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Главные партии исполнили наши певцы: Евгений Онегин – Алексей Марков, Владимир Ленский – Дмитрий Корчак, Ольга – Елена Максимова, Татьяна – Ольга Бессмертная. Начиная с 2013 года, со знаменитого и теперь исторического представления оперы «Евгений Онегин» с русским кастингом, а это были Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Дмитрий Корчак, Алиса Колосова, - так и повелось давать эту оперу в аутентичном составе русских певцов.

Алексей Марков (Онегин) и Дмитрий Корчак (Ленский)
Алексей Марков (Онегин) и Дмитрий Корчак (Ленский)

После завершения серии спектаклей начала сезона на венской сцене Дмитрий Корчак, исполнитель партии Ленского, сказал в своём интервью обозревателю интернет-издания «Russische Kultur Wien»: «Я чувствую себя несколько вне самого спектакля, потому что мы делаем так, как написал автор, не обращая внимания на какие-то режиссёрские посылы, - в которых мы живём во льдинах, пишем письма на льдине, спим и едим на льдинах. Мы поём нашим искусством нашего Пушкина, которого знаем с детства, и этим привнесли нашу традицию в Венскую Оперу». 

Примечательно, что и многие мизансцены на венской сцене позаимствованы из постановки московской «Новой Оперы». Особенно чётко это прослеживается в партии Ленского. Вот герой припадает, опустившись на колено, к руке Лариной, исполняя «В Вашем доме…». А вот он гневно отталкивает, почти швыряет, Ольгу. В знаменитом ариозо «Куда, куда вы удалились…» поёт, встав на колени.

Евгений Онегин в Wiener Staatsoper

Мизансцены могут быть одни и те же или очень похожи, но спектакль делают эмоции исполнителей, как это ярко проявилось в партии Ленского в исполнении Дмитрия Корчака. Фраза «Ах, Ольга, ты меня не любишь…» прозвучала отстранённо, как бы закрывая собой, подводя черту под чем-то теперь неважным, уже отошедшим. И далее следует ариозо «Куда, куда вы удалились…», исполненное с глубоким философским осмыслением жизни и смерти, света и тьмы, смысла бытия. Это то новое, что привнёс своим искусством, своим зрелым прочтением партии Ленского тенор Дмитрий Корчак. И это было правдой!

Оба спектакля, столь разные в режиссёрском прочтении, оказались едины в передаче смыслов, заложенных в поэтическом тексте и воплощённых в музыке, идущих от гениев нашей культуры, А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, и переданных замечательными нашими певцами в Москве и Вене.

Людмила КРАСНОВА
Фото: пресс-служба «Новая опера» и Wiener Staatsoper

30/06/2018 - 04:40   Classic   Концерты
«Опера без границ» - на Театральной площади Москвы состоялась премьера легендарного проекта BMW Group.

Концерты под открытым небом с участием звезд мировой классической музыки давно стали прекрасной традицией в Европе. К этому процессу активно подключилась компания BMW Group, организовав фестиваль «Опера для всех», который проходит в Берлине, Мюнхене и Лондоне. Дошла очередь и до России.

«Мне очень приятно, что мы смогли перенять эстафету и привезти этот музыкальный праздник в Россию, реализовав его вместе с нашим многолетним партнером – Большим театром», - сказал генеральный директор BMW Group Россия Штефан Тойхерт.

Его мысль продолжил генеральный директор Большого театра Владимир Урин:

«Я рад, что благодаря нашему многолетнему сотрудничеству с компанией BMW Group Россия в эти июньские дни у жителей и гостей Москвы появится возможность не только смотреть чемпионат мира по футболу, но и побывать на концерте солистов и оркестра Большого театра. Мне кажется очень важным расширять нашу зрительскую аудиторию. Надеюсь, что многие слушатели этого концерта захотят потом прийти и в сам театр на наши спектакли».

Сказал это Владимир Георгиевич, и сразу очень значительно расширил аудиторию. Руководством театра было решено показать программу московского концерта вне Москвы. Сказано – сделано. Оркестр Большого театра п\у главного дирижера и музыкального руководителя Тугана Сохиева и солисты накануне московского выступления отправились в Владимирскую область, где на лоне красивейшей природы исполнили программу фестивального концерта «Опера без границ» жителям Владимирского края, которые радостно и тепло принимали столичных гостей.

Народу на Театральной площади столицы на бесплатный концерт собралось много. Быстро были заняты сидячие места, а те, кому они не достались, благополучно расположились на травке. Сценическая площадка была оборудована микрофонами и экранами, так что всем зрителям было видно и слышно. Программу составили увертюры, арии и дуэты из опер русских и зарубежных композиторов.

Начали с русской музыки. Прозвучала всем знакомая и любимая увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила». Ее яркий и радостный настрой сразу создал праздничную атмосферу. Глинку сменил Римский-Корсаков. Анна Аглатова, обладательница красивейшего сопрано, исполнила арию Снегурочки из его одноименной оперы. Ее Снегурочка, дочка Весны и Мороза, очарованная людскими песнями пастушка Леля, трогательно упрашивала отца отпустить ее пожить в слободке берендеев. Тут же появился и сам Лель. Анна Бондаревская спела его Третью песню. Конечно же был и Чайковский. Протокольно-назидательно прозвучала у баритона Игоря Головатенко ария Онегина «Вы мне писали..». Порадовал лирический тенор Богдан Волков. Не смотря на то, что ария Ленского многим знакома, певец захватил внимание публики искренностью пылкой любви к Ольге и предчувствием своей скорой гибели на дуэли, а главное - выстраданным изумительным piano..Драматический тенор Олег Долгов представил финальную арию Германа из «Пиковой дамы».

Первоначально намеченная программа концерта несколько поменялась, опера потеснилась, а ее место занял балет. Оркестр п\у Т. Сохиева громко и ритмично исполнил фрагменты из балета Чайковского «Щелкунчик», среди них были Вальс и адажио, китайский танец и па де труа, которые восторженно приняли слушатели.

Затем опера снова вернулась на сцену, теперь уже в зарубежном обличии. Анна Аглатова блистательно исполнила арию Норины, героини оперы «Дон Паскуале» Доницетти, а Игорь Головатенко спел из этой же оперы арию доктора Малатесты. Богдан Волков продолжил свою лирическую любовную тему в арии Неморино из «Любовного напитка» Доницетти, только полную положительных эмоций и надежд на ответное чувство. Антракт к опере Бизе «Кармен» перенес зрителей в атмосферу яркости и зажигательности испанских танцев. Успешно исполнил арию Хозе Олег Долгов, насытив ее массой оттенков чувств своего героя. Удалась двум Аннам Аглатовой и Бондаревской изумительная по красоте Баркарола из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. Концерт шел по нарастающей и завершился неизменной Застольной из «Травиаты» Верди, которую пели все участники, а к ним присоединялись и желающие из публики. Она долго не расходилась, громко хлопая оркестру п\у Тугана Сохиева и солистам. А ведь у нее появились и свои любимцы. Это были Анна Аглатова и Богдан Волков. Именно им слушатели аплодировали более бурно и кричали «Браво!»

Первый концерт фестиваля «Опера без границ», организованный BMW Group Россия и Большим театром, прошел более чем успешно. Будем надеяться, что последующие вечера будут еще лучше.

Елизавета ДЮКИНА

15/02/2015 - 12:32   Classic   Концерты
Сольным концертом 8 февраля солистка Большого театра Елена Образцова должна была открывать Малый зал Московской консерватории после ремонта и начинать абонемент нового сезона «Prima Donna», но…

После продолжительной тяжёлой болезни , о которой многие даже не догадывались, 12 января этого года Елена Васильевна скончалась. Было решено вечером 8 февраля провести концерт её памяти.

На сцене преобразившегося после ремонта Малого зала (наконец-то поставлены удобные не скрипящие кресла) портрет Елены Образцовой. Ослепительная улыбка, без которой невозможно представить примадонну оперной сцены, красивое лицо, излучающее доброжелательность и зовущее зрителей в прекрасный мир музыки. В зале собрались друзья и коллеги Образцовой, многочисленные почитатели её таланта. Все участники концерта, будь то прославленные мастера музыкально-вокального искусства или начинающая молодёжь, были связаны с Еленой Васильевной в своей творческой деятельности. Несколько артистов из них специально прилетели из-за рубежа, чтобы почтить память певицы, более 50 лет царившей на мировом оперном небосклоне.

Начал вечер дуэт в составе лауреатов международных конкурсов пианиста Анатолия Кузнецова (Академия молодых певцов Мариинского театра) и виолончелиста Борислава Струлёва. Прозвучала «Ave Maria» Каччини. У многих на глазах появились слёзы. Музыкантов сменила солистка Большого театра и близкая подруга Елены Васильевны Маквала Касрашвили, исполнившая «Молитву» Тоски, которую пела и Образцова, мечтая исполнить всю партию героини оперы Пуччини, но… не получилось.

название
Маквала Касрашвили спела «Молитву» памяти Елены Образцовой

Образцова вела активную педагогическую деятельность. Не раз давала она мастер-классы в Молодёжной оперной программе Большого театра. На концерте выступил один из сегодняшних её артистов — тенор Богдан Волков. Он уже спел на исторической сцене значительные партии: Лыкова в «Царской невесте», Раймонда в концертном исполнении оперы Чайковского «Орлеанская дева» и на Новой сцене Кая в опере Баневича «История Кая и Герды», в конце января этого года стал лауреатом Первой премии Парижского оперного конкурса. Он представил арии Вильгельма из оперы Тома «Миньон» и Ленского из «Евгения Онегина». Именно над арией Ленского работала Елена Васильевна с молодым певцом на мастер-классах. Богдан покорил большим и красивым голосом, музыкальностью и удивительно тонким проникновением в музыкальную ткань образа поэта Владимира Ленского.

Появилась на Малой сцене и любимица Елены Васильевны Юлия Лежнева. Её талант Образцова открыла на своём Международном конкурсе юных вокалистов в Петербурге, юная конкурсантка тогда стала обладательницей Гран-при. Ту же награду Юля получила и на взрослом конкурсе Образцовой. Сегодня Юлия Лежнева — ведущая исполнительница барочной и камерной музыки на многих престижных сценах мира. Для своего выступления Лежнева выбрала «Лунный свет» Дебюсси.

Участницей вечера была и дочь Елены Васильевны камерная певица Елена Макарова. Она спела романс Рахманинова «Сирень» и песню Гранадоса «Три скорбные махи». И еще одна недавно полюбившаяся Елене Васильевне яркая, эмоциональная рыжеволосая красавица-певица Василиса Бержанская. Ученица профессора Рузанны Лисициан (РАМ им. Гнесиных) завоевала вторую премию на августовском конкурсе Камерной музыки памяти испанской певицы Кончиты Бадиа, придуманном Еленой Образцовой. Она успешно выступала в телевизионном конкурсе «Большая опера», где негласным председателем жюри была Елена Образцова, и оказалась в тройке финалистов. Василиса тоже остановила свой выбор на песне Гранадоса «Маха и соловей».

В финале выступили солист Мариинского театра бас Ильдар Абдразаков, гастролирующий по всему миру, и солист «Новой оперы», приглашенный солист Большого театра баритон Василий Ладюк. Сначала в сопровождении дуэта Б. Струлёв – А. Кузнецов Ильдар проникновенно исполнил знаменитую Элегию Массне, а затем Ильдар Абдразаков и Василий Ладюк завершили вечер сценой короля Филиппа и Родриго из «Дон Карлоса» Верди.

Было очень грустно. Понимаешь, что с кончиной Елены Образцовой ушла целая эпоха классического оперного искусства, но смириться с потерей почти невозможно. Непривычно было видеть портрет кумира целого поколения зрителей и не слышать ее неподражаемый голос. Почему-то устроители вечера не дали записи Елены Васильевны. Но с другой стороны, было ощущение, что она здесь, в зале, слушает выступление коллег и учеников. И еще есть уверенность, что проекты и конкурсы, которые она организовала, будут жить. Еще при жизни Елена Васильевна предложила Ильдару Абдразакову возглавить Академию музыки, которую она задумала в Петербурге, и он дал согласие. Скоро в северной столице начнёт свою работу Академия музыки Елены Образцовой п\р Ильдара Абдразакова.

В августе этого года в Петербурге состоится Десятый юбилейный Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, который уже готовят директор конкурса, необыкновенный организатор-энтузиаст и преданный друг Образцовой Наталья Игнатенко, Культурный центр Елены Образцовой (Петербург) и Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» (Москва). В жюри приглашены многие известные деятели музыкального искусства, которые много раз работали с Еленой Васильевной. Среди них Ричард Бонинг (Австралия), Робер Экспер (Франция) — они уже дали свое согласие, Рената Скотто (Италия), Криста Людвиг (Германия) и др. 18 августа конкурс откроется Гала-концертом с участием лауреатов Гран-при и первых премий всех девяти конкурсов.

Морис Метерлинк в своей «Синей птице» устами умершей бабушки сказал: «Когда вы вспоминаете нас, мы оживаем». Елену Образцову помнят и будут вспоминать еще многие годы. Значит, она жива и всегда с нами.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»

16/12/2014 - 04:31   Classic   Концерты
Молодёжную Оперную программу Большого театра связывает тесное сотрудничество с подобными вокальными институтами Италии, США, Франции.

Такие обменные выступления очень важны для начинающих певцов в их творческом становлении и развитии сольной карьеры, они способствуют общению друг с другом, взаимодействию разных культур и помогают молодым артистам ощутить себя в мировом оперном пространстве.

Недавно в Бетховенском зале Большого театра под заголовком «Трамплин для молодых певцов. Париж-Москва» прошел вечер — ответ на выступление молодых артистов из России и Франции на сцене Большой Оперы Авиньона. В Москву с французской стороны приехали три представительницы «слабого пола»: сопрано Клеманс Баррабе, Людивин Гомбер и меццо-сопрано Марион Лебег.

Людвин Гомбер
Людвин Гомбер

От Большого театра выступили трое молодых людей: бас Олег Цыбулько, баритон Андрей Жилиховский, прошедшие Молодёжную программу, и тенор Богдан Волков, который в ней занимается. Аккомпанировали певцам концертмейстеры Кира Парфеевец (Франция) и Елизавета Малашенко (Молодежная программа Большого театра).

Елизавета Малашенко, 
Андрей Жилиховский, 
Олег Цыбулько
Елизавета Малашенко, Андрей Жилиховский, Олег Цыбулько

Приятно, что «Трамплин» оказался не просто отчётным концертом, который часто бывает скучным и однообразным, а настоящим театрализованным праздником. Этому поспособствовала французский режиссёр Надин Дюффо, соединившая артистов вместе в фрагментах из опер Моцарта, итальянских, французских и русских композиторов. Несколько стульев, стол, две лестницы в зрительном зале, свет, немного бутафории, и создавалась атмосфера театра.

Вечер начали с Моцарта. Секстет из оперы «Так поступают все женщины» представил всех участников концерта. Арии Осмина из «Похищения из сераля» и Донны Анны из «Дон Жуана» Моцарта персонально — Олега Цыбулько и Клеманс Баррабе. Затем снова «Так поступают все женщины» — терцет Дона Альфонсо, Феррандо и Гульельмо спели Богдан Волков, Андрей Жилиховский и Олег Цыбулько. Для своего сольного выступления меццо-сопрано Марион Лебег выбрала знаменитую каватину Розины из «Севильского цирюльника» Россини, а Богдан Волков — абсолютный раритет — арию Милио из оперы Э. Лало «Король города Ис», исполнив её стильно и изящно. Французская музыка была продолжена и звучала до конца первого отделения. Надин Дюффо искусно поставила Сцену гадания из «Кармен», а француженки, надо отдать им должное, справились со своими вокальными и актёрскими задачами, особенно интересна была Марион Лебег-Кармен. Блестящим Меркуцио из оперы Гуно «Ромео и Джульетта» предстал Андрей Жилиховский, и менее интересной оказалась Людивин Гомбер в арии Маргариты из «Фауста» Гуно. Завершилось первая часть вечера квинтетом контрабандистов из «Кармен».

После перерыва отдали дань русской музыке. Кира Парфеевец и Елизавета Малашенко в четыре руки сыграли вальс из балета Чайковского «Щелкунчик». Конечно, не обошлось и без оперы Чайковского «Евгений Онегин». Сначала прозвучала ария Ленского — коронный номер Богдана Волкова. Он поёт её так, что вызывает пронзительное чувство несостоявшейся жизни и любви поэта. За ней сразу последовала сцена дуэли. Молодцы, что выбрали её, она ведь никогда не звучит в концерте. Роковой дуэт Ленского и Онегина «Враги, давно ли…» , который Волков и Жилиховский не просто спели, а прожили, каждый предчувствуя крушение собственной жизни и судьбы.

Клеманс Баррабе, Богдан Волков
Клеманс Баррабе, Богдан Волков

После арии Русалки из оперы Дворжака, которую спела Людивин Гомбер, зрители услышали арию Салюд из оперы М.де Фальи «Жизнь коротка», совершенно неизвестную в России, в ярком исполнении Марион Лебег. Очаровательный дуэт-мадригал Джульетты и Ромео из оперы Гуно сменился атмосферой зла, которую сумел создать Олег Цыбулько в Куплетах Мефистофеля из «Фауста» Гуно. Еще были арии Джульетты из 3-го акта (Клеманс Баррабе), Роберта из «Иоланты» (Андрей Жилиховский), красивая Баркарола из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» (Людивин Гомбер и Марион Лебег). Заканчивали вечер тоже все вместе Вальсом из оперы Л. Ганна «Бродячие акробаты», на «бис» исполнили фрагмент из оперетты Шостаковича «Москва-Черемушки».

Вечер был интересен программой, которая включала шлягеры, и совсем незнакомые слушателям названия, и, конечно же, исполнителями, и прежде всего российскими. Еще несколько лет назад говорили, да и сейчас еще нередко на конкурсах члены жюри поговаривают, что у русских роскошные голоса, но нет настоящей школы, поют громко, не знают языков и стилей. Доля правды в таких рассуждениях есть. Но положение у нас с академическим вокалом стало резко меняться в лучшую сторону. В Молодёжной программе Большого театра и в Хоровой академии им. В. Попова выросло новое поколение замечательных певцов, которые обновляют оперную труппу Большого театра и пополняют ряды солистов «Новой оперы», при этом они сделали блестящую карьеру на Западе.

Поклоны
Поклоны

Что же касается французских певиц, то лучшей из них была Марион Лебег. У неё настоящее красивое меццо-сопрано, есть актёрский темперамент, индивидуальность. Кто знает, не окажись она в интересном положении, может быть и стала бы достойной партнёршей наших певцов. Профессионализм показала Людивин Гомбер, но у неё отсутствует актёрская харизма и эмоционально наполнение вокала, поэтому исполненные ею арии были однообразны и скучноваты. Слабее своих коллег оказалась Клеманс Баррабе. Ее сопрано небольшое и некрасивое, к тому же есть вокально-технические проблемы, и тоже скучная в сольных выступлениях. И что поразительно, обе они оживали в партнерстве с нашими солистами. В целом же «Трамплин для молодых певцов. Париж-Москва» оставил очень приятное, а у многих слушателей и восторженное впечатление.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»