Дмитрий Вдовин

30/08/2021 - 03:40   Classic   Концерты
В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына прошел концерт Молодежной оперной программы Большого театра, от которого ждалось большего, но значения которого не преуменьшить.

Дело в том, что концерт был посвящен теме великих певцов-эмигрантов. Кроме Шаляпина и Вишневской, ведь мало кто еще для широкой публики на слуху. А тут вспомнили и Шаляпина с Вишневской, но вспомнили еще и знаменитую в свое время певицу-актрису МХТ Ольга Бакланову, и солистку Мариинки времен Шаляпина Лидию Липковскую, и солиста Большого театра частого коллегу Шаляпина по концертам Дмитрия Смирнова.

Концерт шел два часа, из которых ровно половину заняли лекции Константина Черкасова, автора и ведущего концерта, прекрасного музыкального и театрального критика, ныне работающего в системе Большого театра. Рассказы Черкасова не лишены изюминки и порою неочевидных фактов, но половину концерта… Рассказывать долго о Шаляпине или Галине Вишневской было как-то странновато. А вот про остальных героев концерта — очень полезно.

Эльмира Караханова
Эльмира Караханова

Идея же в том, что каждый молодой певец МОП «представляет» лучшие или любимые арии, которые пелись в свое время артистами, вынужденными эмигрировать из СССР. Сопрано Эльмира Караханова, например, спела репертуар лирико-колоратурного сопрано Лидии Липковской (1884–1958). Выбор пал вовсе не на ее коронную Джильду в «Риголетто» или Марфу в «Царской невесте», а на более «легковесный» материал. Эльмира Караханова жизнерадостно исполнила роман Аренского «Сад весь в цвету», без видимых сложностей спела все непростые фиоритуры арии Снегурочки Римского-Корсакова и восхитительно глубоко — трагическую песню П.И. Чайковского «Я ли в поле, да не травушка была». Полетно, с внятной артикуляцией, прочувствованно во всех регистрах. Прекрасное выступление Карахановой.

Арсений Яковлев
Арсений Яковлев

Тенор Арсений Яковлев взялся за арии, которые исполнял лирико-драматический тенор Дмитрий Смирнов (1882–1944) — Хозе в «Кармен» Бизе и Пинкертон в «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Любопытно, что будучи уже в штате Большого, Арсений Яковлев поет там не Хозе, а Ремендадо. Арии «La fleur que tu m’avais jetee» ощутимо не хватило трагичности. Бельканто Яковлева замечательно звучит в верхнем регистре, и тембрально темнеет и загущается к низам. Ариозо Пинкертона прозвучало убедительно во всех смыслах, тут и слезинка в голосе уместна, и глиссандо ближе к коде очень чисто спето.

Алексей Кулагин
Алексей Кулагин

Басу Алексею Кулагину достался, разумеется, Федор Шаляпин. Которого невозможно представить без партии Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини. Поначалу казалось, что артиста гораздо более интересует попадание в ноты, чем собственно образ Базилио. Немного формально все это звучало. Затем Кулагин попытался разогнаться, но от тяжести так и не успел избавиться — ария просто закончилась. А дальше пошли песни, которые любил Шаляпин. «Баллада» Рубинштейна прозвучала так, будто ее пел итальянец, - полетность и легкость есть, а вящей русской грусти нет, ну нет совсем. Зато песня «Благословляю вас, леса» Чайковского вдруг зазвучала ровно так, как должно. И мощь в голосе, и неизбывная грусть, и ерничество в диалогах. Густой бас, округлые ноты, ни одна согласная не пропущена. Школа Дмитрия Вдовина в действии, это слышно по всем его ученикам, в том числе всем участникам этого концерта.

Ульяна Бирюкова
Ульяна Бирюкова

Меццо-сопрано Ульяна Бирюкова пела за артистку МХТ, приму Музыкальной студии МХТ и просто красавицу Ольгу Бакланову. Во многом Владимир Немирович-­­Данченко открыл студию, будущий Стасик, ради нее. Кстати, после эмиграции Баклановой Немирович-­­Данченко нашел замену Баклановой в виде Любови Орловой, невероятно внешне похожей на нее. «Ночь» Рубинштейна оказалась просто разгоном перед блистательно спетой «Хабанерой» из оперы «Кармен», это было и страстно, и ярко, и артистично. Сложнейшая ария монолога Заремы из музыки Аренского к инсценировке поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина технически пропета прекрасно, но… Право же, стих Пушкина вполне себе живой и импульсивный. Ульяна Бирюкова смогла сделать его казенным и формальным, всего лишь формально интонируя. Да, это непросто, сама музыка Аренского тут довольно формальна, и не следует естественной речи человека. Но у артиста всегда есть возможность пожонглировать длительностями, тембром, верно расставить акценты. Пусть Аренский почему-то написал «Но я для страсти рождена» без должного ударения на «для страсти», - разве это мешает артисту поставить тут ударение? Меня всегда печалит ситуация, когда живой, да еще пушкинский слог поется так, будто артист не понимает смысла и не знает, как это произносится в живой языковой среде. Уж Дмитрий Вдовин (кстати, он был в зале) за такое ратует всегда.

Мария Мотолыгина
Мария Мотолыгина

Сопрано Мария Мотолыгина «ответила» на концерте за великую Галину Вишневскую. Почему-то прозвучал только Пуччини. Ария Тоски «Vissi d’arte», конечно, была страшно далека от царственного трагизма в исполнении Вишневской, но ведь и задачи воспроизвести стилистику не было. Мотолыгина спела по-своему - лирично, очень романтично и с надрывом при переходе на верхушки. Ария Чио-Чио-Сан «Piangi?..» с грудными нотками и лирическим, а порою трагическим, верхним регистром вполне имеет достойный облик, и стоит ожидать скорого появления Мотолыгиной в «Мадам Баттерфляй» на сцене. Драматически все сыграно блестяще.

Дуэт Марии Мотолыгиной и Арсения Яковлева
Дуэт Марии Мотолыгиной и Арсения Яковлева

Завершил концерт дуэт Марии Мотолыгиной и Арсения Яковлева (Галина Вишневская и Дмитрий Смирнов) из оперы «Иоланта» Чайковского. Разумеется, по причине разницы лет Вишневская никогда не пела вместе со Смирновым. И снова затыки с русским текстом. Арсений Яковлев поет так, будто не знает русского языка. Ноты те, а слова будто нерусские. А вот Мария Мотолыгина без видимого труда справляется, и интонирует безупречно. Более того, она еще и перепевает Яковлева в драматических моментах, - того просто не слышно. Обычно это грубая дуэтная ошибка, но тут слишком очевидно, что Яковлев просто сыроват еще для трагических сцен, он не чувствует их.

Все участники концерта
Все участники концерта

Отлично отработал весь концерт пианист-аккомпаниатор Михаил Коршунов, - пластично подстраивался под каждого артиста, и нигде не перебивал. Да и сам зал Дома русского зарубежья им. А. Солженицына на Таганке отчаянно хорош, оказывается, для таких камерных концертов. Небольшой, уютный, отлично оборудованный по свету и звуку. Трудно сказать, насколько он акустический, поскольку артистов подзвучивали микрофонами, но он крайне комфортен, и находится в центре недалеко от метро. Стоит следить за его афишей.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

28/02/2021 - 16:45   Classic   Концерты
На Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи прошел очень важный концерт, смотр молодых вокалистов, уже известных и еще неизвестных, которые прошли обучение в Международной музыкальной академии.

Педагоги у молодых вокалистов отменные. Возглавляет вокальный департамент академии неизменный Дмитрий Вдовин (директор Молодежной программы Большого театра, профессор академии хорового искусства). К нему присоединились: выдающийся оперные певцы Сергей Лейферкус и Ильдар Абдразаков, прима Мариинки Елена Стихина, музыкальный руководитель Тбилисского государственного театра оперы и балета им. З. Палиашвили, приглашенный дирижер Лондонского камерного оркестра Джанкарло Марчиано (Италия), концертмейстер театра «Ла Скала» Мзия Бахтуридзе (Грузия) и оперный менеджер Джулия Лагаюзер (Великобритания).

Дмитрий Вдовин
Дмитрий Вдовин

«Мы собрали здесь уютный интернациональный состав педагогов. Сказать честно, это было совсем непросто. Иногда мы сходили с ума: отказ за отказом, запрет за запретом. Команда в результате получилась замечательная. Самая молодая певица у нас — 16 лет, а есть участники, которые уже участвовали и побеждали на крупнейших мировых оперных конкурсах», - рассказал Дмитрий Вдовин.

Бас-баритон Егор Федоров
Бас-баритон Егор Федоров

Бас-баритон Егор Федоров спел «Сомнения» Глинки не слишком уверенно, но спокойно. Природных данных уйма, но над голосом еще работать и работать, количество брака пока велико.

Меццо-сопрано Юлия Малевская
Меццо-сопрано Юлия Малевская

А вот меццо-сопрано Юлия Малевская — это уже готовая певица. Она учится в училище имени Гнесиных, но за ее плечами — множество Гран При международных конкурсов, в том числе Гран При IV Международного конкурса им Р.М.Гриэра. Арию Керубино из «Свадьбы Фигаро» она пропела красивым серебристым тембром, убедительно и страстно. Отдельный плюс за то, что не стушевалась, когда в зал попали посторонние звуки, и чисто отпела свою арию до конца.

Фара дель Ибари
Фара дель Ибари

Сразу две певицы прибыли из ОАЭ. Если Фатима Али Хашими, выступившая в хиджабе, еще делает первые шаги в вокальном искусстве, и ариэтту «Любовь и смерть» Доницетти поет как ученический этюд, то Фара дель Ибари — уже вполне искушенная певица, и «Цыганскую песню» из «Кармен» спела грудным тембром более чем уверенно. Брака тоже хватало, но ощущение понимания сути песни не покидало. Нужна лишь работа над голосом.

Бас Мирослав Молчанов
Бас Мирослав Молчанов

Бас Мирослав Молчанов служит с 2017 года в «Санктъ-Петербургъ Опера́», поет там множество главных ролей, и с прошлого года — приглашенный солист Мариинки. Он выпускник питерской консерватории (класс В. Б. Ванеева), стажируется в академии Образцовой у Ильдара Абдразакова. Прекрасный роскошный бас, хорошо подпертые нижние ноты, уверенный бас-профундо. Он спел арию Зарастро из «Волшебной флейты» Моцарта весьма крепко и впечатлил сразу, безусловно. И не только голосом, но и фактурой — он настоящий великан. Весьма колоритный и талантливый бас. Затем Мирослав Молчанов потряс арией Дона Базилио, и опять пришлось обратить внимание на чрезвычайно устойчивые нижние ноты. А вот в серединке он иногда теряет концентрацию (эффект «а, ну это я знаю»), и тембр блекнет, на это стоит обратить внимание.

Сопрано Яна Айвазян
Сопрано Яна Айвазян

Сопрано Яна Айвазян из Петербурга только начинает карьеру, но за ее плечами множество побед в конкурсах. Она удивительно тепло и точно спела арию Манон, - очевидно, что она еще и прекрасная актриса, весьма ценная для оперной сцены.

Баритон Рауф Тимергазин
Баритон Рауф Тимергазин

Баритон Рауф Тимергазин, солист Большого театра и артист его Молодежной программы, пока не имеет больших ролей в Большом, но каватина Фигаро в его исполнении показывает огромные перспективы. Полетный звук, ни малейшего напряжения в голосе даже в верхнем регистре, прекрасное исполнение.

Сопрано Инна Деменкова
Сопрано Инна Деменкова

В моцартовском терцете Донны Эльвиры, Дона Жуана и Лепорелло выпускница Академии хорового искусства им. В. С. Попова и участница проекта «Большая опера 2019» сопрано Инна Деменкова, победитель XII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой ученик Бертмана в ГИТИСе баритон Дзамболат Дулаев и уже упомянутый бас Мирослав Молчанов разыграли трио чудной красоты. Это один из лучших номеров программы.

Терцет Донны Эльвиры, Дона Жуана  и Лепорелло
Терцет Донны Эльвиры, Дона Жуана и Лепорелло

Баритон Дзамболат Дулаев
Баритон Дзамболат Дулаев

Дзамболат Дулаев отметился и в арии Жермона из «Травиаты», тут немного не хватило напевности, того самого бельканто. Но в остальном Дулаев хорош, не совсем понятно, отчего Бертман не зовет его в «Геликон», такой лирический баритон театру явно бы не помешал. А Инна Деменкова спела вальс Мюзетты из «Богемы» экспрессивно, живо, артистично и совсем без брака. Она мила и ее грудное сопрано идет будто от сердца, хороший признак.

Баритон Владислав Чурсин
Баритон Владислав Чурсин

Баритон Владислав Чурсин учился в Италии, он приглашенный артист Римской оперы, театра Bellini в Катании, Massimo в Палермо, La Scala в Милане, театра Venizia La Fenice, театра Filarmonico di Verona. Чему он хотел научиться в Сочи, неизвестно, - но каватину Белькоре из «Любовного напитка» Доницетти Чурсин спел технично, бельканто и окладистая борода при нем. Может быть, разве что пронзительности чуть не хватило, уж слишком ровно и будто механически он поет.

Сопрано Анна Суслова — человек закрытый, в интернете удалось найти только то, что она закончила Пермское музучилище, а сейчас живет в Питере, и ходила к Абдразакову на мастер-класс. Но ее ария Лиу из оперы «Турандот» Пуччини очаровывает, темперирование атаки звука завораживает, а тембр, такой почти кукольный, - просто фантастический. Редкой красоты голос.

Сопрано Кристина Калинина
Сопрано Кристина Калинина

О сопрано Кристине Калининой тоже ничего не удалось найти в интернете. Певица с типажом русской красавицы безупречно исполнила арию Мими из оперы «Богема» Пуччини. Эмоциональность зашкаливала. Была та самая слеза в голосе, которая выделяет хороших певцов от просто певцов. И запомнились очень пронзительные верхние ноты, прозрачные и горестные. Певица с огромным потенциалом.

Бас Сергей Севастьянов<
Бас Сергей Севастьянов

Арию Гремина из «Евгения Онегина» спел бас Сергей Севастьянов, он окончил Львовскую академию и был солистом Львовской оперы, затем перебрался в МГК. В 2019 году получил вторую премию на конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой (забавно, что первую тогда получил тогда Дзамболат Дулаев). Спел уверенно и чисто, без лишних эмоций. Это было профессионально.

Тенор Арсений Яковлев
Тенор Арсений Яковлев

Ученик Дмитрия Вдовина тенор Арсений Яковлев уже солист Большого театра, поет не в самых последних ролях. В арии Дона Хозе из «Кармен» он не был абсолютно убедителен, но громогласен и белькантен (так же можно написать?). Это очень красивый героический тембр драматического тенора, в конце концов.

Джанлука Марчиано
Джанлука Марчиано

Отдельно стоит сказать про оркестр и его дирижера. Всероссийский юношеский симфонический оркестр играл аккуратно, ни разу не перебив певцов. И это огромная заслуга итальянского дирижера Джанлука Марчиано, каким-то невероятным образом сконцентрировавшего оркестр. Кажется, лучше этого вечера этот оркестр просто не играл.

Участники концерта
Участники концерта

Концерт завершился объятиями и совместными фото. Еще раз такое количество прекрасных певцов в одном месте сойдутся вряд ли. Это было в Сочи, на фестивале Башмета.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

05/06/2020 - 03:08   Classic   Интервью
Известные обстоятельства нашей жизни последнего времени как-то объединили всех нас, и переместили различного рода культурные мероприятия в интернет-пространство. Не стала исключением и международная школа вокального мастерства, проводимая фондом Елены Образцовой под руководством генерального директора Натальи Игнатенко.

Модератором всей программы выступил профессор Д.Ю. Вдовин. Начало программы возвестила фирменная заставка фонда, в которой звучит голос великой Елены Образцовой, настраивая слушателей на восприятие высокого искусства, определяя высокую планку, которую навсегда отметила великая певица.

Встреча с Дмитрием Черняковым

Программа школы открылась встречей с Дмитрием Черняковым, уникальным человеком, выдающимся режиссёром, представляющим русское оперное искусство по всему миру, как о нем сказала в своём вступительном слове Наталья Игнатенко.

Тот ли это Черняков, который выставил Ленского в тулупе, валенках, в ушанке и с ружьём наперевес на сцене Большого театра? А другие «подвиги» на просторах русской классической оперы? Неужто правда имеет место быть такое чудное преображение, и теперь маэстро допущен в наставники к молодым певцам?

На четко сформулированные вопросы профессора Дмитрия Вдовина о кастинге, который Черняков всегда проводит сам, были даны вполне обстоятельные ответы. Если многие режиссёры-постановщики на кастинги предпочитают не приходить, то Черняков не только свои проводит сам, но и к другим ходит. Это даёт возможность ему владеть информацией о рынке в мире современной оперы. Представители других театров обращаются к нему за советом, за рекомендацией.

Кроме того, во время кастинга бывают необычные ситуации, и ему, Чернякову, интересно наблюдать, как певцы выкручиваются из нестандартных обстоятельств. У профессионалов это называется проверкой стрессоустойчивости.

На протяжении всего эфира Черняков говорил без шпаргалки, каким-то плотным массивом текста, интонационно абсолютно неорганизованным, напоминая робота. Речь его была вполне доброжелательной, но бесцветной.

Профессор Дмитрий Вдовин - молодым певцам

Во второй день интернет-программы Международной школы вокального мастерства состоялась встреча со всемирно известным вокальным педагогом, основателем и художественным руководителем Молодёжной Оперной Программы Большого театра, профессором Дмитрием Юрьевичем Вдовиным.

Это был рассказ мастера высочайшего уровня, педагога, знающего тайны профессии и готового щедро делиться своими знаниями с учениками. Подкупала неподдельная заинтересованность в конечном результате педагога Дмитрия Вдовина, его искренняя вера в своих учеников.

Во время беседы были затронуты вопросы, связанные с индивидуальным подходом в работе с певцами, который Вдовин считает основным, главным. Профессор исходит из того, что миссия каждого голоса индивидуальна, неповторима. Это важно, так как в руках педагога будущее певца, и педагоги должны об этом думать. Так считает профессор Дмитрий Вдовин.

По ходу эфира от слушающих трансляцию поступало множество вопросов о вокальной технике, о зажатости голоса, о дыхании. Ответ профессора сводился к тому, что все приемы строго индивидуальны и схожи с работой скульптора. В этом, по мнению профессора, её фантастический интерес.

Были заданы вопросы о дикции, например. Эти проблемы не столь трудны и поддаются коррекции. Труднее добиться успеха в постижении стиля исполняемого произведения. И здесь важно слушание записей других певцов, тем более, при нынешних технических возможностях такой работы.

В связи с предстоящим в сентябре 2020 года конкурсом Каррераса, если ничто не помешает, были заданы вопросы о подборе программы к этому событию. Вдовин считает, что 75% успеха - правильный подбор программы, выверенный репертуарный подход.

Известно, что темпы современной жизни невероятно ускорились. Это негативным образом сказывается на работе певцов. Нет тщательности, страдает качество.

Был затронут вопрос о подготовке концертмейстеров. По мнению профессора Вдовина, это очень важный аспект в работе с вокалистами. Профессиональный концертмейстер - большая редкость и, по сути, это штучная работа.

Завершилась интернет-встреча с профессором Д.Ю. Вдовиным прослушиванием двух молодых певцов и содержательной беседой о том, как надо работать с текстом исполняемого произведения.

Секреты мастерства от Дмитрия Корчака

Третий день работы был отдан тенору и дирижёру Дмитрию Корчаку, волею судеб спасающегося от напастей коронавируса в подмосковных лесах. Модератором выступил педагог Дмитрия, профессор Дмитрий Вдовин.

Разговор задался эмоционально насыщенным, радостным. Так встречаются друзья, которые давно не виделись и хотят многое поведать друг другу, восклицая: «А помнишь? А помнишь?» В такой тональности проходила беседа. Да, друзья вспоминали минувшие дни...

Предыстория этой встречи богатейшая. Это карьера тенора Дмитрия Корчака, начавшаяся здесь, в Москве, на сцене театра «Новая Опера» при дирижёре и художественном руководителе Евгении Колобове. А как не вспомнить В.С. Попова, учителя, наставника? Судьба благоволила Дмитрию, покровительствовали ему великие Ирина Архипова и Елена Образцова. Необычайно плодотворным было творческое сотрудничество Дмитрия Корчака с маэстро Владимиром Спиваковым.

Недолго радовал нас в России своим голосом, тенором неповторимой тембральной окраски Дмитрий Корчак. Мировая карьера выманила его на просторы оперных театров Европы и её окрестностей. Так кто же устоит? На Родине Дмитрий появлялся, как сам себе определил, не реже одного раза в год. Концерты пел с интересными, очень содержательными программами русской и зарубежной классики.

В Москве такой концерт, которым дирижировал Дмитрий Корчак, был приурочен к его сорокалетию и прошёл с огромным успехом в столичном зале «Зарядье». В тот памятный вечер тенор пел и дирижировал.

Очевидно, что Дмитрий Корчак обладает колоссальным опытом работы с разными дирижёрами, с режиссёрами-постановщиками, с различными певческими составами. Поэтому был уместен в формате интернет-встречи ожидавшийся вопрос Дмитрия Вдовина: «Что Дмитрий Корчак может посоветовать молодым певцам?»

В ответ, как из рога изобилия, на слушателей обрушился поток собственных пережитых наблюдений, всего того, что связано с артистом на сцене.

Вот всем нам жизненный урок: когда бы могла состояться такая встреча с Дмитрием Вдовиным и его учеником Дмитрием Корчаком, если бы не карантин? А сколько полезного узнали молодые певцы, какие замечательные наставления получили они во время этого необычного общения...

Людмила КРАСНОВА

15/12/2019 - 05:24   Classic   Концерты
Молодёжная Оперная Программа Большого театра отметила своё десятилетие гала-концертом на Исторической сцене родного театра.

Повседневная жизнь МОП, её будни протекают как-то незаметно, в тиши репетиционных классов, лишь иногда напоминая о себе своими программами в Бетховенском зале Большого театра. Участники программы вводятся в текущий репертуар театра, что соответствует задачам программы, чётко сформулированным её руководителем, профессором Д.Ю. Вдовиным:

Василиса Бержанская, Аташ Гараев, Руслана Коваль, Дмитрий Вдовин, Алексей Кулагин, Виктория Каркачева, Елизавета Нарсия
Василиса Бержанская, Аташ Гараев, Руслана Коваль, Дмитрий Вдовин, Алексей Кулагин, Виктория Каркачева, Елизавета Нарсия

«Есть определенный разрыв между вузом и престижной сценой, который преодолевается обычно годами, а то и десятилетиями. Но сегодня театры не могут долго ждать и всё больше нуждаются в достаточно молодых певцах, чей внешний облик и возраст соответствовали бы представлению публики, например, о Ромео и Джульетте. Мы в Большом театре стараемся сконцентрировать педагогические и финансовые усилия на подготовке к театральным будням самых талантливых молодых артистов. Это как маленькая фабрика по производству чего-то очень дорогого и эксклюзивного. Что касается непосредственных интересов молодых певцов, то их надо увлекать, прежде всего, творчеством, количеством интересной работы, на которой они могут расти. Наши молодые артисты больше всего об этом мечтают».

Поставленную задачу можно выполнять по-разному и получать неплохие результаты, но те результаты, которые представлены МОП обществу сегодня, поражают масштабом и глубоким содержанием. В организации работы программы явно прослеживается чёткость, вернее, некий математический расчёт. Видимо, это совсем неслучайно, если обратиться к биографии директора программы, профессора Д.Ю. Вдовина. Практически вся семья Д.Ю. Вдовина - представители отечественной науки, специалисты в области физики, математики, точных наук.

Мария Лобанова
Мария Лобанова

Участие МОП Большого театра в мировом оперном процессе отличают подготовленность молодых артистов и их мобильность. Результаты, судите сами, это высокие призовые места престижнейших оперных конкурсов, многие из которых дают право призёрам выступить в оперных спектаклях ведущих театров мира. Такого рода опыт позволяет говорить об уникальности Молодёжной оперной программы, созданной и руководимой профессором Д.Ю. Вдовиным в Большом театре.

Нина Минасян
Нина Минасян

Состоявшийся гала-концерт на Исторической сцене Большого театра дал представление о высоком профессиональном уровне участников МОП, как настоящих, так и причастных к программе в недавнем прошлом. Всё представленное на сцене Большого театра в связи с 10-летием МОП говорит о явлении совершенно нового порядка: сформировался и успешно функционирует оперный театр нового типа, театр периода глобализации в мировом культурном пространстве, и это театр Дмитрия Вдовина. В этом контексте главное место в работе с молодыми певцами занимает осмысление исполняемых музыкальных произведений в связи с умением создать национально достоверный характер партии. На достижение этой цели направлена вся работа МОП и, в первую очередь, работа с языком исполняемого произведения. Это не только правильное произношение, но и манера сценического поведения исполнителя, его жесты, мимика и всё то, что делает воплощаемый образ принадлежностью, частью определённой национальной культуры.

Оксана Волкова, Венера Гимадиева
Оксана Волкова, Венера Гимадиева

Результаты такого подхода в работе с молодыми исполнителями в рамках МОП Большого театра были продемонстрированы в выступлениях молодых артистов в гала-концерте. Концертные номера были представлены как соло, так и в дуэтах.

Если говорить о наиболее ярких выступлениях, то надо начать с конца, и это, безусловно, сопрано Ольга Кульчинская, исполнившая арию Маргариты с жемчугом из оперы «Фауст» Гуно. Какой красоты голос, какая потрясающая техника владения этим драгоценным инструментом! Певица, безусловно, в прекрасной вокальной и сценической форме.

Ольга Кульчинская
Ольга Кульчинская

Порадовал баритон Андрей Жилиховский в каватине Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Лёгкость виртуозного исполнения арии, изящная манера сценического воплощения образа уже стали признаками фирменного стиля молодого артиста.

Очень интересным был дуэт из оперы «Семирамида» Дж. Россини в исполнении двух прекрасных меццо-сопрано, по сути, редких голосов, Василисы Бержанской (Арзаче) и Марии Бараковой (Семирамида). Драматически насыщенная сцена была исполнена певицами с постижением смысла и его воплощением настолько правдиво, что это не могло не вызвать бурного отклика публики в зале.

Необыкновенно порадовал своим исполнением партии Ленского из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского прекрасный тенор Богдан Волков, подтвердивший все лучшие представления о вокальном и сценическом воплощении знакового героя русской классической оперы.

Совершенно обескуражило, потрясло публику исполнение арии князя Томского из оперы «Пиковая Дама» П.И. Чайковского, которого воплотил на сцене баритон Андрей Кимач, обладатель мощного, прекрасно оснащённого вокальной техникой голоса, артистически тонко проработавшего эту знаменитую партию. Да уж, жива наша опера и прирастает новыми, замечательными талантами.

Финал концерта
Финал концерта

Право слово, можно ещё и ещё перечислять всех и каждого участника этого потрясающего концерта, но как не сказать о детской группе театра, которая весёлой пёстрой гурьбой вдруг появилась на сцене, чтобы поздравить юбиляров? Выступление детей было яркой, радостной строкой в программе концерта.

Гала-концерт прошёл в сопровождении оркестра Большого театра под управлением маэстро Александра Сладковского.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Павел Рычков / Большой театр

06/06/2019 - 14:38   Classic   Интервью, Профи
Профессор Дмитрий Вдовин рассказал о немецкой программе Молодежной оперной программы Большого театра.

В Бетховенском зале Большого театра на днях прошли два концерта артистов Молодёжной оперной программы (МОП) театра, которой вот уже много лет успешно руководит профессор Дмитрий Юрьевич Вдовин, кстати, он же и создатель этой уникальной программы. Были исполнены произведения немецких композиторов. Временной диапазон написания музыкальных текстов уходит вглубь веков и простирается от конца XVIII века и до первой половины века XX.

При беглом экскурсе в текущий репертуар ведущих наших оперных театров не обнаруживаются в афишах почти никакие имена композиторов из представленных в программах двух концертов МОП БТ. Судите сами, - Альберт Лорцинг, или Отто Николаи, или другие. В афише какого театра стоят имена этих композиторов? Изредка мелькнёт имя Рихарда Вагнера в афише некоего театра или имя Моцарта, а то и повстречается в репертуаре имя Рихарда Штрауса. Вот и весь набор из немецкой оперной классики, представляемый широким массам оперных слушателей.

В программе второго дня обсуждаемого концерта было более десятка имён немецких композиторов, оставивших след в мировой оперной классике. Все артисты исполняли произведения на языке оригинала, то есть, на немецком языке, который из европейских языков наиболее не приспособлен для пения, очень труден в фонетическом отношении по артикуляции и мелодике исполняемых арий.

Тогда возникает вопрос: что за цель подготовки и исполнения таких программ? Только ли для того, чтобы сказать, что мы это умеем? По итогам прослушивания программы на первый план выходит её национальная принадлежность. Это действительно немецкая классика. Артисты МОП БТ не просто спели свои музыкальные номера на немецком языке, но они создали характеры своих героев, которые принадлежат именно той, немецкой культуре. Задача эта архитрудная, и выполнена она блестяще.

Участники концерта и педагоги
Участники концерта и педагоги

Трудно сказать, какими методическими приёмами пользовались педагоги, работавшие над этой программой, но результат поразительный. Перед нами были герои, принадлежавшие той эпохе и той культуре – немецкой культуре. Да, в плане мастерства исполнителей этой программы был продемонстрирован высший уровень, когда можно погрузиться в смыслы исполняемых произведений, не отвлекаясь на технические трудности.

Вопросов было много. Пришлось побеспокоить самого профессора Дмитрия Вдовина, попросить его рассказать об этой уникальной программе.

Дмитрий Вдовин
Дмитрий Вдовин

- Чем обосновано Ваше обращение к немецкой оперной классике в работе МОП Большого театра?

- Одна из главных целей нашей Программы - комплексное совершенствование молодых артистов, певцов и пианистов. Неотъемлемая часть этого комплекса - репертуарная гибкость и стилистическая точность. Вне зависимости от того, как сложится судьба того или иного артиста, будет ли он членом труппы или выберет путь фрилансера, он должен быть готов к работе с главными составляющими мирового оперного наследия. А это (помимо нашего национального репертуара, осваивать который нам сам Бог велел) - итальянские, французские и немецкие оперы. Есть еще чешские и англоязычные, но это все же немного в стороне от мейнстрима.

Идея этого концерта созрела у меня в голове во время конкурса Competizione dell’opera в австрийском Линце, где я увидел в местном театре премьеру «Женщины без тени» Рихарда Штрауса. Как ни удивительно, но этот спектакль, который я смотрел два вечера кряду, произвел на меня даже большее впечатление, чем постановки этой оперы в великих театрах, которые я видел раньше, с великими дирижерами, режиссерами и певцами. Так иногда бывает. Я второй раз пошел на этот спектакль, чтобы удостовериться, не ошибся ли я в своих впечатлениях в первый вечер. 

И это стало толчком к мысли о большом концерте, посвященном немецкой оперной музыке. Не так давно мы делали отделение концерта, посвященное «Фиделио» Бетховена. А теперь жизнь и ситуация в театре подводит нас к мысли, что значительную часть наших программ мы должны посвящать оперной музыке, а не только камерной. Мне кажется, гибкость и мобильность во всех вопросах, включая выбор репертуара, должны быть чертой работы именно Молодёжной программы.

Хочу напомнить, что состав участников МОП постоянно ротируется и соотношение типов голосов в ней постоянно меняется. В зависимости от этого, той или иной группе артистов ближе (или нужнее) русский репертуар, в другой ситуации - итальянский или французский, и так далее. Думая о возможном составе участников (с привлечением нескольких выпускников Программы), в голове сложилась программа концерта, включающая в себя  как гигантов немецкой и австрийской оперы - Моцарта, Вебера, Вагнера и Рихарда Штрауса, так и менее репертуарных - Лорцинга, Николаи, фон Флотова, Гольдмарка и Хумпердинка. 

Мы смогли заранее запланировать тщательную подготовку этой программы, которую провели и сами, со своим постоянным составом педагогов (особенно хочу отметить роль коуча по немецкой вокальной дикции Романа Матвеева), так и с группой приглашенных специалистов - великой исполнительницей опер Вагнера и Штрауса венгерской сопрано Эвой Мартон и пианистом- репетитором Александрой Голубицкой, которую мне порекомендовал для этой работы мой замечательный немецкий коллега Себастьян Шварц. Хотел бы сказать, что наш главный  коуч в этом проекте, питомица русской фортепианной  школы Александра Голубицкая, живущая сейчас в Вене и работающая преимущественно в немецких и австрийских театрах (в том числе и в Венской опере), стала первой женщиной-пианисткой, готовившей в Байройте тетралогию Вагнера в качестве ассистента дирижера Кирилла Петренко. 

Также я признателен Михаэлю Краусу, известному баритону, руководителю будущей Молодежной программы Венской Государственной оперы. Он любезно подарил нам два дня интереснейшей работы. 

Вот так всё и выкристаллизовалось в эти два вечера немецкой оперы в Бетховенском зале театра.

Людмила КРАСНОВА
Фото: NEWSmuz.com и Андрея Скляренко

25/02/2018 - 13:27   Classic   Профи
В Сочи прошел отчетный гала-концерт вокалистов Музыкальной Академии Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета.

С одаренными вокалистами занимались выдающиеся педагоги: Дмитрий Вдовин (руководитель Молодежной программы Большого театра), Нил Шикофф (тенор и педагог Молодежной программы), Пол Куран (оперный режиссер), Себастьян Шварц (гендиректор оперного фестиваля в Гляйборне) и Бренда Херли (глава Международной оперной студии).

В Сочи приехали 15 заранее отобранных вокалистов из 6 стран мира.

Дмитрий Вдовин: Эта неделя раз в год очень важна для нас. Это огромная возможность встретить людей со всего света, занимающихся разными профессиями, это познавательно. Мы занимались менее недели, и представляем плоды наших усилий.

Концерт показал серьезный профессиональный уровень участников, но при этом каждому из них предстоит еще многому научиться, чтобы выйти на мировой исполнительский уровень.

Были крайне яркие выступления. Зрителей покорила изящная и игривая Эльмира Караханова, сначала а капелла спевшая «Лучинушку», а затем показавшей округлое летящее сопрано в дуэте Дон Жуана и Церлины. Она училась в МГК у Ларисы Рудаковой, пела в лиссабонском театре Сан-Карлуш, занята в проектах фонда Образцовой. Украинский баритон Леонид Шошин, выпускник одесской академии Неждановой, основательно спел арию Пинкертона из «Мадам Баттерфляй» - плотно, светлым тембром.

Крайне редко встречаются на Академии контртеноры, тем ценнее участие и выступление Вадима Волкова. Он учится у Бертмана в ГИТИСе, поет в «Геликоне» и театре Покровского. На концерте он спел арию Секста из «Юлия Цезаря в Египте» Генделя, и показал чистейший верхний регистр с эдакой меццо-сопрановой окраской, а вот в середине случались проблемы с переключением дыхания. Ярко спела и Марьян Фаттахова. Песенка Оскара из «Бала-маскарада» Верди получилась задорной, с красиво окрашенным тембром.

Многих из участников вокальной Академии, без сомнения, мы скоро увидим на ведущих оперных площадках страны и мира.

Вадим ПОНОМАРЕВ

Быстрый поиск:
05/08/2017 - 02:09   Classic   Интервью
Примечательно, что в трёх операх, исполняемых на фестивале ROF в этом году, главные теноровые партии будут исполнять певцы из России, и все они - ученики профессора Дмитрия Юрьевича Вдовина.

Летние месяцы, казалось бы, должны принести спад накала театральных страстей, но этого не происходит. Как раз летом проходят многочисленные трудные и очень престижные конкурсы и фестивали. Среди огромного количества фестивалей особое место принадлежит ROF – Россиниевскому Оперному Фестивалю, проходящему ежегодно в городе Пезаро в Италии, на родине Джоаккино Россини. 10 августа состоится открытие этого фестиваля.

Откроется программа ROF-2017 исполнением оперы «Осада Коринфа» Дж. Россини, в главной партии тенор Сергей Романовский. На следующий день, 11 августа, будет исполнена опера «Пробный камень» Дж. Россини с участием тенора Максима Миронова. Опера «Торвальдо и Дорлиска» Дж. Россини будет представлена 12 августа, в ней споет тенор Дмитрий Корчак. Все они - ученики Дмитрия Вдовина.

Дмитрий Вдовин
Дмитрий Вдовин

- В чём секрет "феномена школы Вдовина"?

- Вопрос, отвечать на который непросто, так как он носит несколько "фанфарный" характер. А, как известно, "под фанфары" можно и загреметь. (смеется) Но с другой стороны, не буду кривить душой, результаты есть и певцы, с которыми я работал, занимают определенное и серьезное место в мировом оперном театре. Любопытно, что я в отрочестве очень увлекся Россини. Виной этому были записи «Севильского цирюльника» и «Итальянки в Алжире». Они были сделаны на русском языке, что сыграло также важную роль, я был слишком юн и, возможно, исполнение на итальянском меня бы так не захватило. Меня пленила театральность Россини, его юмор, его поразительная мелодическая щедрость и жизненный гедонизм. И мне, жившему в суровом климате Урала и в не менее суровых условиях СССР, не только его музыка, но и вся его история (я зачитывался стендалевской "Жизнью Россини") казались каким-то необыкновенным и праздничным миром. В который я мог попасть только как скромный обладатель виниловых пластинок.

Но так получилось, что в начале моей учительской работы ко мне пришли с небольшим разрывом во времени три тенора, которые стали специалистами по россиниевскому репертуару. Правда, все не так уж и просто сложилось. 18-летний Максим Миронов сразу без сомнений в силу специфики своего необычно высокого и очень подвижного голоса рассматривался мной как тенор для Россини. Первая ария, которую я ему дал, была Languir per una bella из «Итальянки в Алжире», а затем O come mai non senti из «Отелло». И он теперь один из самых лучших Линдоров и Родриго.

Сергей Романовский в роли Графа Альмавива «Севильский Цирюльник» Дж. Россини («Новая опера»)
Сергей Романовский в роли Графа Альмавива «Севильский Цирюльник» Дж. Россини («Новая опера»)

Сергей Романовский... Первые месяцы и даже год, наверное, я больше занимался с ним Дон Оттавио, Неморино, Ленским. Хотя нет, мы довольно скоро стали петь «Золушку», и я помню, как Миронов услышал его впервые, позвонив мне по телефону, как кто-то другой поет Россини. Это был Романовский! Но серьезный заход с Сережей в Россини произошел, когда я решил сделать в Москве полусценическое исполнение «Путешествия в Реймс». Надо сказать, что эта история 10-летней давности многих ввела и в профессию, и в россиниевский мир. Но особенно она много дала Романовскому, который был единственным Графом Либенскоф. Это труднейшая, виртуознейшая партия, и он благодаря ей обратил на себя внимание специалистов, многие из которых специально приехали тогда в Москву на наш практически студенческий спектакль. Вскоре после этого он дебютировал в этой роли в Италии, в Тревизо и Йези, а вскоре получилось так, что в серии спектаклей театра Ла Скала Либенскофа пели в очередь Корчак и Романовский. Это был очень рискованный момент, рановато это было для дебюта в таком важном театре в столь юном возрасте. Но, тем не менее, все двигалось дальше. Миронов спел своего первого Россини в Ла Фениче в Венеции (Магомет II), это был его первый контракт на Западе после конкурса Neue Stimmen, где в финале арии Линдора он взял верхнюю стратосферную ми бемоль. Кстати, должен сказать, что в начале нулевых годов высоких россиниевских теноров было не так много, как сейчас. Конкуренция заметно выросла.

Дмитрий Корчак
Дмитрий Корчак

Дмитрий Корчак, которого я больше рассматривал как тенора для Моцарта, французской лирической оперы и русского репертуара (и я по сей день верю, что это его самые сильные стороны), тем не менее, очень много стал петь Россини. Его выдающиеся музыкантские данные привлекли к нему внимание крупнейших дирижеров (Мути, Шайи, Маазеля, Дзедды), а также Эрнесто Паласио, в прошлом очень видного россиниевского тенора, впоследствии наставника Хуан-Диего Флореса, а теперь - первого человека в россиниевском мире, руководителя фестиваля, а теперь и Академии в Пезаро, на родине Россини. Именно он, Маэстро Паласио, собрал вместе в этом году наших трёх теноров, чем я не могу не гордиться.

- На ROF-2017 три тенора, и все Ваши ученики. Это Корчак, Миронов, Романовский. Они разные, конечно, но что их объединяет как Ваших учеников?

- Они талантливые, очень умные, каждый по-своему, и очень трудолюбивые. Я лентяев терпеть не могу. Ленивые обладатели прекрасных голосов - для меня это мещане от искусства, эдакие ментально пузатые рантье своих вокальных данных. Эти трое совсем не такие. Очень ответственные, серьезные, вдумчивые артисты. Это их и объединяет

- В программе ROF-2017 три оперы, и во всех трёх Ваши ученики исполняют ведущие партии. Вы участвовали в их подготовке к участию в фестивале?

- Практически нет. Они уже взрослые. Совсем взрослые. И как это вдруг так быстро с ними и со мной произошло? Корчак и Миронов очень мало бывают в Москве, Романовский больше, и я с ним чаще встречаюсь.

- Как Вам видится будущее ROF после ухода Альберто Дзедды, великого основателя ROF?

- Мне кажется, фестиваль и Академия находятся в очень крепких руках. Эрнесто Паласио свое дело прекрасно знает. Сейчас созрело поколение крепких молодых итальянских дирижеров - Мариотти, Сагрипанти, Беньямини, Рустиони и многие другие. Интерес к Россини не падает. Есть фигуры, символизирующие, олицетворяющие ROF - прежде всего Хуан Диего Флорес. Правда, я не знаю, как дело обстоит с финансированием фестиваля, это важнейшее условие его благополучного развития. Надеюсь, все благополучно и фестиваль выстоит.

Людмила КРАСНОВА

17/02/2015 - 14:21   Classic   Профи
Мастер-класс по академическому вокалу в рамках VIII Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи провел Дмитрий Вдовин, руководитель молодежной программы Большого театра, один из самых известных педагогов России.

- В принципе, вся наша работа — это мясное дело. Как это ни грубо звучит, это правда. Все разговоры о высоких материях, о дыхании — это красиво. Но - мы поем мышцами, мы поем за счет нейронов нашей нервной системы, а все это весьма прозаическая субстанция. Очень важно смотреть на неромантические, физиологические составляющие академического, оперного пения.

Дмитрий Вдовин

Дмитрий Вдовин начал с места в разгон. Он слушал пришедших на мастер-класс студентов Сочинского училища искусств, и тут же давал ценные советы, интересные любому, кто занимается академическим вокалом.

Дмитрий Вдовин

Главной ошибкой у всех пришедших на мастер-класс Вдовин назвал непонимание смысла того, о чем поет артист. Буквально каждого он спрашивал — о чем ария? Выяснилось, что никто толком не знает содержания арий, и не только на итальянском, но и спетых на русском. Вдовин терпеливо объяснял:

- Представьте кого-то, за кого вы отдали бы свою жизнь. И пойте эту арию именно для него. Ваш герой привык, что ему все барышни вешаются на шею. А она — не вешается! Он в удивлении, он недоумевает. Меняйтесь! Это же театр! Будьте другим! Видите, этот характер потребовал другого тембра, другого движения голоса. Более итальянского. Потому что итальянская музыка — очень чувственная.

Как обычно, Вдовин разъяснял особенности произношения итальянских слов, это болезненная проблема для многих отечественных певцов.

Мастер-класс Дмитрия Вдовина

- Вы начали немного суетливо. Само содержание арии не располагает к такому. Вы набираете дыхание, и звук должен идти легко вперед, достигая последнего слушателя в последнем ряду зала. Работу дыхания вы должны рассматривать как спиннинг, - все плетется, все бежит, дыхание должно быть все время в движении. Если дыхание встало — все, это потеря интонации, потеря контроля над голосом.

Мастер-класс Дмитрия Вдовина

Хватало и вполне жестких оценок состояния вокальной школы в России в целом.

- Когда голос уходит внутрь, вы себя слышите хорошо, а слушатели нет. Проверить это можно просто: у вас в этот момент появляется ощущение, что голос звучит как-то немного противно. Это сигнал: дыхание, спиннинг остановился. Проблема нашей школы, что мы хотим постоянно украшать наши голоса, это пользуется успехом у публики. Но это неактуально сегодня. Нам нужна техника, чтобы постоянно проецировать голос в зал! Когда выходит русский певец, тут же слышно — темный голос, не идущий вдаль. Даже имея более развитые голоса, мы не можем перебить наших западных коллег. А теперь и восточных. Они выходят с более бедными голосами, но с меньшими усилиями заполняют зал голосом. Мы всегда должны думать о проекции звука в зал!

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Мастер-класс Дмитрия Вдовина
Быстрый поиск:
11/04/2014 - 13:11   Classic   Концерты
Интересный концерт в ознаменование 175-летия со дня рождения гениального русского композитора Модеста Мусоргского дали 26 марта в Бетховенском зале Большого театра России артисты Молодёжной оперной программы Большого театра (художественный руководитель Дмитрий Вдовин).

Интересен концерт в первую очередь программой, составленной при участии Евгения Нестеренко, из редко исполняемых произведений Мусоргского. Как рассказал ведущий концерта и концертмейстер некоторых из его участников Семён Скигин, Мусоргский написал гораздо больше песен и романсов, чем большинство слушателей предполагает. Их набралось на четыре CD! В концерт вошла, конечно же, небольшая их часть. К тому же 36 минут отобрали у вокала «Картинки с выставки» с преамбулой Скигина, объяснения которого, зачем их включили в концерт, не показались мне убедительными. Не говоря уже о том, что слушатели, придя на вокальную программу, вынуждены были более получаса слушать рояль, — «Картинки» выпадали из программы идеологически: их никак не отнесёшь к редко исполняемым сочинениям Мусоргского.

Само исполнение Андреем Гугниным «Картинок с выставки» я бы не отнёс к его удачам. Отмечу, что любого музыканта надо мерить собственной мерой и масштабом его таланта и возможностей. И то, и другое, как мне представляется, у Андрея Гугнина достаточно велики, и эта его неудача весьма относительна и носит частный характер – я сравниваю её с его бесспорными удачами последнего времени. Технически всё было сыграно точно и уверенно, но у меня сложилось впечатление, что Гугнин, исполняя их в последнее время довольно часто, несколько «заиграл» «Картинки с выставки», они ему вероятно наскучили и он пытается сделать что-то новое, что привело к излишней претенциозности и вычурности. При этом потерялись «Старый замок» и «Катакомбы». Зато интересно прозвучали первая прогулка и Баба Яга. Финальные «Богатырские ворота» несколько развалились по форме из-за избыточной нарочитой контрастности. Музыка «Картинок» сама по себе настолько самобытна и нетривиальна, что требует не внешних ухищрений, а скорее, в хорошем смысле слова, спокойной академичности. В таком стиле Гугнин недавно исполнил в БЗК четыре самые заигранные бетховенские сонаты, и это было интересно.

Участники концерта
Участники концерта

Перейдём к основной части концерта. Открылась она сатирическим «Райком» на собственные стихи Мусоргского. Режиссёр концерта разделил его между двумя басами – Павлом Червинским и Олегом Цыбулько, и разыгран он был с элементами балагана. Нарочитое сценическое комикование мне показалось излишним. В самом тексте и музыке Мусоргского столько сатиры и гротеска, что подкрепление их внешним действием смотрится как перебор. Вокал у обоих молодых певцов отличный. Даже активное движение не сбило их дыхания. Сама по себе актерская пластика хороша, но в ситуации концерта была не очень органична.

Второе отделение открыл тенор Станислав Мостовой, довольно бесцветно и при этом манерно исполнивший романс «Где ты, звёздочка?» на стихи Н. Грекова.

Не порадовала своим первым выходом и Мария Лобанова. Голос её в камерном репертуаре по-прежнему плохо управляем, и романс «Но если бы с тобою я встретиться могла» на стихи М. Курочкина прозвучал довольно вульгарно. А вот во втором выходе с романсом «Ах, ты, пьяная тетеря» на стихи Мусоргского Лобанова была намного интереснее — и её большой голос в семейном скандале оказался как раз к месту. Да и сценически она была удачна в образе.

Этот вечер стал мини-бенефисом Олега Цыбулько: он выступил четыре раза, и каждый раз очень удачно вокально. Причём стиль каждого романса он передавал точно. Трагедийный в «Забытом» на стихи А. Голенищева-Кутузова. Или близкий к фольклору на стихи А. Кольцова разудалый «Много есть у меня теремов и садов» и фривольный «По-над Доном сад цветет». Радует не просто хорошая дикция, редкая сегодня, а осмысление слова. Плюс ко всему он хорошо подготовлен в актёрском плане. Сегодня Олег Цыбулько уже завершил обучение в Молодёжной оперной программе Большого театра России, стал его солистом и являет собой яркий пример безусловной успешности этой программы, руководимой со дня её основания Дмитрием Вдовиным.

Великолепно прозвучала «Еврейская песня» на стихи Л. Мея у меццо-сопрано Александры Чухиной. Её тёмный от природы тембр хорошо ложился на невесёлую музыку.

Особую пикантность концерту придало участие в нём Управляющей творческими коллективами оперной труппы блистательной Маквалы Касрашвили. Сначала она, очень технично и искусно обойдя неизбежные возрастные потери голоса, художественно убедительно исполнила «Гопак» на стихи Т. Шевченко в переводе Л. Мея. Потом приняла участие в мини-спектакле на три песни из вокального цикла «Детская» на стихи Мусоргского: «В углу», «На сон грядущий», «Поехал на палочке», главную роль в котором блистательно во всех отношениях исполнила Алина Яровая.

Здесь разделение на двух участников было очень органично. Касрашвили пела за нянюшку и за маменьку. А Яровая пела и очень убедительно играла за Мишеньку, который в наказание стоит в углу и пытается нехитрыми детскими приёмами избегнуть наказания, оправдываясь перед нянюшкой — Касрашвили, — мастерски подававшей редкие реплики. В «На сон грядущий» маленький герой молится перед сном, оглядываясь на нянюшку: не забыл ли кого? А в конце он лихо разъезжает на палочке-лошадке при одобрительном присмотре маменьки. Яровая проявила неплохие актёрские данные в роли травести – непоседливого Мишеньки. После окончания основной программы на бис были повторены первые два номера из «Детской», но уже с Ольгой Кульчинской в роли мальчика. С её прекрасным тёплым сопрано Мишенька получился не столь резвым, как у Яровой, а более лиричным и мягким. Его молитва у Кульчинской была менее формальной. И этот образ был по-своему убедительным.

Трогательно исполнила «Сиротку» на стихи Мусоргского Юлия Мазурова. А вот обладатель красивого баса молодой Павел Червинский сценически несколько перегнул палку в демонстрации своих немощей в «Светик Саввишне» на стихи Мусоргского.

Как уже упоминалось, закончился этот интереснейший концерт ярким голосом Ольги Кульчинской в ансамбле с Маквалой Касрашвили в бисе из «Детской», символе преемственности поколений.

Партии фортепиано исполнили Семён Скигин, Сергей Иоров и Павел Небольсин.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Сергей ИОРОВ

13/02/2014 - 02:57   Classic   Концерты
Четвёртый концерт из цикла «Все романсы П. И. Чайковского» в исполнении участников Молодёжной оперной программы Большого театра России (художественный руководитель Дмитрий Вдовин) состоялся 30 января в Бетховенском зале Большого театра России.

ПРОГРАММА: Шесть романсов, ор. 57; Двенадцать романсов, ор. 60; Шесть дуэтов, ор. 46.

Партии фортепиано: Семён Скигин, Валерия Прокофьева, Елизавета Дмитриева.

Руководитель и ведущий проекта – Семён Скигин.

Из ста четырёх романсов, написанных композитором, в концерте прозвучали восемнадцать: ор. 57, ор. 60 и в качестве бонуса ещё Шесть дуэтов ор. 46.

Их исполнили: Ангелина Никитченко (сопрано), Андрей Жилиховский (баритон), Александра Чухина (меццо-сопрано), Даниил Чесноков (бас), Сергей Радченко (тенор), Ольга Кульчинская (сопрано), Арсений Яковлев (тенор), Богдан Волков (тенор), Кристина Мхитарян (сопрано), студенты Московской консерватории Мария Лобанова (сопрано), Андрей Морозов (баритон) и солистка «Новой оперы» Юлия Меннибаева (меццо-сопрано).

Участники концерта
Участники концерта

Программа оказалась непростой для исполнения. В ней мало шлягерных романсов, срывающих бурные аплодисменты. Основную массу составляли редко и совсем редко исполняемые романсы и дуэты. Да и художественные достоинства большинства романсов, вошедших в эту программу, не самого высшего уровня. (Я не верю в несправедливо забытые или редко исполняемые сочинения; всё закономерно!) Так что копировать было некого, всё надо было делать самим, без оглядки на примеры и авторитеты.

В этом концерте пели несколько относительно новых участников программы: Ольга Кульчинская, Александра Чухина, Даниил Чесноков, Арсений Яковлев, Богдан Волков.

К сожалению, Сергей Радченко выступал будучи совершенно больным, и это было слышно. Он был занят в четырёх номерах программы, и его некому было заменить. Разве спасение полноты программы важнее самочувствия певца и возможных последствий для его голосового аппарата? Нужны ли такие самопожертвования? Можно худо-бедно спасти один, пусть и важный концерт, но погубить множество последующих. Человеческий голос — инструмент настолько уязвимый, что не прощает насилия над собой. Остаётся надеяться, что этот эпизод не сильно отразится на голосе Радченко.

Наиболее ярким в этом концерте мне, безусловно, показался баритон Андрей Жилиховский – и чисто по вокалу, и по драматургии романсов. У него весьма красивый по тембру голос, он им хорошо владеет. Кроме того, Жилиховский внимателен к смыслу текстов и понимает, что и о чём поёт. И не зря ему достались: трагический «На нивы жёлтые…» (стихи А. К. Толстого), не просто спетый, а пережитый и философский «Подвиг» (стихи Хомякова), проникнутый глубоким христианским смыслом. Ещё одно его важное качество – приличная дикция, что сегодня большая редкость, и не только в России, но и по всему свету. Многие меломаны из США считают, что экраны с субтитрами надо использовать даже при постановках на английском языке, потому что понять тексты практически невозможно. Это пожелание справедливо и для российских театров.

Очень приятное впечатление, и не только своим красивым басом, произвёл Даниил Чесноков. В романсе «Смерть» на стихи Д. Мережковского он прислушивается к слову, понимает его.

Красиво в нижних регистрах и в середине звучал голос Александры Чухиной (меццо-сопрано) в романсе «Не спрашивай…» (стихи А. Струговщикова, из Гёте), но с верхами на форте, звучавшими резко, ей надо ещё поработать. Лучше в этом смысле у неё прозвучал романс «Усни» на стихи Д. Мережковского, но в нём таких форте на верхах почти и нет. То же можно сказать про романс «Лишь ты один..» (стихи А. Кристена, пер. с немецкого А. Плещеева).

Хорошо показала себя в популярном романсе «Я тебе ничего не скажу…» (стихи А. Фета) Ольга Кульчинская. Её лёгкое серебристое сопрано очень ровно и органично звучало во всех регистрах и динамических диапазонах. Удачными получились дуэты «Вечер» и «В огороде, возле броду…» (оба на стихи И. Сурикова) у О. Кульчинской и А. Чухиной. Здесь и верха у Чухиной звучали получше.

Никак не справляется со спецификой романса, тем более такого известного «Скажи, о чём в тени ветвей…» (стихи В. Соллогуба) Ангелина Никитченко. Её голос чисто оперного свойства, но даже для оперы какой-то «разлапистый» и пёстрый. А уж в камерном репертуаре он должен быть максимально собран. К сожалению, здесь этого нет и в помине. А вот дуэт «Слёзы» на стихи Ф. Тютчева, исполненный А. Никитченко вместе с Юлией Меннибаевой, неожиданно прозвучал гораздо лучше, нежели их сольные номера.

Те же проблемы, что и у Никитченко, есть у Марии Лобановой – большой, плохо управляемый голос, ещё и без нужды форсируемый в известном романсе «Ночи безумные…» на стихи А. Апухтина. А в романсе «Прости!» на стихи А. Некрасова она, к тому же, ещё и нечисто интонирует. Стоит ли мучить и певцов, и слушателей, заставляя таких вокалистов, как Никитченко и Лобанову, петь репертуар, противопоказанный природе их голоса? Разве только в педагогических целях... Да и тут, может быть, стоит ограничиться занятиями в классе, не вынося это на всеобщее обозрение?

Из двух романсов — «Соловей» (стихи А. Пушкина) и «Ночь» (стихи Я. Полонского), исполненных Арсением Яковлевым, удачнее получился второй, в котором не было напряжённых и резких верхов.

Корректно аккомпанировали певцам Семен Скигин, который был одновременно педагогом-репетитором этой программы, а также Валерия Прокофьева и Елизавета Дмитриева.

В целом — концерт показал, что новый набор Молодёжной оперной программы Большого театра России интересен и перспективен по вокальному материалу, но требует от её руководителей больших усилий и индивидуального подхода к каждому артисту Программы. Такой подход, собственно, и был основным во всех предыдущих наборах. Он давал великолепные результаты: мы наблюдали стремительный рост мастерства многих артистов Программы, и нет оснований сомневаться в его продолжении.

Владимир ОЙВИН

Страницы