Интересен концерт в первую очередь программой, составленной при участии Евгения Нестеренко, из редко исполняемых произведений Мусоргского. Как рассказал ведущий концерта и концертмейстер некоторых из его участников Семён Скигин, Мусоргский написал гораздо больше песен и романсов, чем большинство слушателей предполагает. Их набралось на четыре CD! В концерт вошла, конечно же, небольшая их часть. К тому же 36 минут отобрали у вокала «Картинки с выставки» с преамбулой Скигина, объяснения которого, зачем их включили в концерт, не показались мне убедительными. Не говоря уже о том, что слушатели, придя на вокальную программу, вынуждены были более получаса слушать рояль, — «Картинки» выпадали из программы идеологически: их никак не отнесёшь к редко исполняемым сочинениям Мусоргского.
Само исполнение Андреем Гугниным «Картинок с выставки» я бы не отнёс к его удачам. Отмечу, что любого музыканта надо мерить собственной мерой и масштабом его таланта и возможностей. И то, и другое, как мне представляется, у Андрея Гугнина достаточно велики, и эта его неудача весьма относительна и носит частный характер – я сравниваю её с его бесспорными удачами последнего времени. Технически всё было сыграно точно и уверенно, но у меня сложилось впечатление, что Гугнин, исполняя их в последнее время довольно часто, несколько «заиграл» «Картинки с выставки», они ему вероятно наскучили и он пытается сделать что-то новое, что привело к излишней претенциозности и вычурности. При этом потерялись «Старый замок» и «Катакомбы». Зато интересно прозвучали первая прогулка и Баба Яга. Финальные «Богатырские ворота» несколько развалились по форме из-за избыточной нарочитой контрастности. Музыка «Картинок» сама по себе настолько самобытна и нетривиальна, что требует не внешних ухищрений, а скорее, в хорошем смысле слова, спокойной академичности. В таком стиле Гугнин недавно исполнил в БЗК четыре самые заигранные бетховенские сонаты, и это было интересно.
Перейдём к основной части концерта. Открылась она сатирическим «Райком» на собственные стихи Мусоргского. Режиссёр концерта разделил его между двумя басами – Павлом Червинским и Олегом Цыбулько, и разыгран он был с элементами балагана. Нарочитое сценическое комикование мне показалось излишним. В самом тексте и музыке Мусоргского столько сатиры и гротеска, что подкрепление их внешним действием смотрится как перебор. Вокал у обоих молодых певцов отличный. Даже активное движение не сбило их дыхания. Сама по себе актерская пластика хороша, но в ситуации концерта была не очень органична.
Второе отделение открыл тенор Станислав Мостовой, довольно бесцветно и при этом манерно исполнивший романс «Где ты, звёздочка?» на стихи Н. Грекова.
Не порадовала своим первым выходом и Мария Лобанова. Голос её в камерном репертуаре по-прежнему плохо управляем, и романс «Но если бы с тобою я встретиться могла» на стихи М. Курочкина прозвучал довольно вульгарно. А вот во втором выходе с романсом «Ах, ты, пьяная тетеря» на стихи Мусоргского Лобанова была намного интереснее — и её большой голос в семейном скандале оказался как раз к месту. Да и сценически она была удачна в образе.
Этот вечер стал мини-бенефисом Олега Цыбулько: он выступил четыре раза, и каждый раз очень удачно вокально. Причём стиль каждого романса он передавал точно. Трагедийный в «Забытом» на стихи А. Голенищева-Кутузова. Или близкий к фольклору на стихи А. Кольцова разудалый «Много есть у меня теремов и садов» и фривольный «По-над Доном сад цветет». Радует не просто хорошая дикция, редкая сегодня, а осмысление слова. Плюс ко всему он хорошо подготовлен в актёрском плане. Сегодня Олег Цыбулько уже завершил обучение в Молодёжной оперной программе Большого театра России, стал его солистом и являет собой яркий пример безусловной успешности этой программы, руководимой со дня её основания Дмитрием Вдовиным.
Великолепно прозвучала «Еврейская песня» на стихи Л. Мея у меццо-сопрано Александры Чухиной. Её тёмный от природы тембр хорошо ложился на невесёлую музыку.
Особую пикантность концерту придало участие в нём Управляющей творческими коллективами оперной труппы блистательной Маквалы Касрашвили. Сначала она, очень технично и искусно обойдя неизбежные возрастные потери голоса, художественно убедительно исполнила «Гопак» на стихи Т. Шевченко в переводе Л. Мея. Потом приняла участие в мини-спектакле на три песни из вокального цикла «Детская» на стихи Мусоргского: «В углу», «На сон грядущий», «Поехал на палочке», главную роль в котором блистательно во всех отношениях исполнила Алина Яровая.
Здесь разделение на двух участников было очень органично. Касрашвили пела за нянюшку и за маменьку. А Яровая пела и очень убедительно играла за Мишеньку, который в наказание стоит в углу и пытается нехитрыми детскими приёмами избегнуть наказания, оправдываясь перед нянюшкой — Касрашвили, — мастерски подававшей редкие реплики. В «На сон грядущий» маленький герой молится перед сном, оглядываясь на нянюшку: не забыл ли кого? А в конце он лихо разъезжает на палочке-лошадке при одобрительном присмотре маменьки. Яровая проявила неплохие актёрские данные в роли травести – непоседливого Мишеньки. После окончания основной программы на бис были повторены первые два номера из «Детской», но уже с Ольгой Кульчинской в роли мальчика. С её прекрасным тёплым сопрано Мишенька получился не столь резвым, как у Яровой, а более лиричным и мягким. Его молитва у Кульчинской была менее формальной. И этот образ был по-своему убедительным.
Трогательно исполнила «Сиротку» на стихи Мусоргского Юлия Мазурова. А вот обладатель красивого баса молодой Павел Червинский сценически несколько перегнул палку в демонстрации своих немощей в «Светик Саввишне» на стихи Мусоргского.
Как уже упоминалось, закончился этот интереснейший концерт ярким голосом Ольги Кульчинской в ансамбле с Маквалой Касрашвили в бисе из «Детской», символе преемственности поколений.
Партии фортепиано исполнили Семён Скигин, Сергей Иоров и Павел Небольсин.
Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Сергей ИОРОВ
Комменты