Зимний фестиваль искусств в Сочи

02/03/2021 - 07:35   Classic   Концерты
Двумя мировыми премьерами на гала-концерте закрылся XIV Зимний международный фестиваль Юрия Башмета в Сочи.

Одна из этих мировых премьер ожидалась особенно. Британский композитор Шарлотта Брей — один из самых актуальных молодых композиторов Европы, обладательница множества премий и наград за свои произведения. Ей заказывают премьеры в BBC Proms и Вербье, Ковент-Гардене и Альдебурге, а теперь ей заказал премьеру сочинский фестиваль Башмета.

Оркестровая пьеса называется «The Flight of Bitter Water» («Исход горькой воды») и посвящена состоянию современного человека в период пандемии. Как пошутил директор фестиваля Дмитрий Гринченко перед концертом, «вот исполним произведение про пандемию, и все исцелимся». На сцене — Всероссийский юношеский оркестр п/р Юрия Башмета, дирижирует итальянский мастер Клаудио Ванделли.

Клаудио Ванделли
Клаудио Ванделли

Если судить по пьесе Шарлотты Брей, исцеления не будет. Тягостные басовые пады и тянущиеся по струнке писки скрипок и флейт надежды не оставляют. Брей использует абсолютно современный язык, балансируя между всеми модными трендами последних десятилетий, не сваливаясь в атональный шум, и при этом не отходя далеко от британской традиции времен Перселла. Развития в пьесе нет. Все сумрачно и безнадежно до самого конца, несмотря на проблескивающие иногда надежды на перезвоны колоколов и учащающиеся попискивания стрингов. Скорее, это звоночки о начале конца света. И грозные иерихонские трубы на коде возвестили о смене парадигмы, о приходе новой ковидной реальности.

Йенс Петер Майнц
Йенс Петер Майнц

От шумановского концерта для виолончели с оркестром ля минор с прекрасным немецким виолончелистом Йенсом Петером Майнцем ожидалась прекрасно же темперированная классика, она и получилась. Дирижировать вышел сам Башмет. У Йенса удивительно благородный, округлый и насыщенный воздухом звук, элегантный штрих. Слушать такого Шумана одно удовольствие. Йенс Петер Майнц придает этой музыке ту необходимую светлую горчинку-грустинку, которая отчаянно хороша. Это было блистательное выступление мастера, и юношеский оркестр поддержал его, ни разу не перебив и не сбив. Впрочем, оркестровые тутти в этом концерте Шумана - лишь знаки препинания для виртуозного и при этом элегичного монолога виолончели виртуоза.

Татьяна Самуил
Татьяна Самуил

Еще один постоянный гость башметовских фестивалей — скрипачка Татьяна Самуил (Бельгия). Она активно работала в Академии с молодыми музыкантами, и на гала-концерте закрытия исполнила концерт для скрипки с оркестром ля минор Александра Глазунова. Один из самых популярных у Глазунова, но и самых технически сложных. В Moderato (как известно, этот концерт не разделен цезурами на формальные части), Самуил легко парила в перекличках с оркестром, - главная и побочная партии тут отданы солисту. Красивый мягкий звук скрипки Самуил, - и отменная техничность в сложнейшей глазуновской каденции с двойными нотами. Казалось, что играет не одна Самуил, а сразу несколько Самуил, - две-три. Как автором и задумывалось, видимо. И снова воздушные пиццикато, и снова изящная скерцозность…

Всероссийский юношеский оркестр и пианист Дмитрий Маслеев
Всероссийский юношеский оркестр и пианист Дмитрий Маслеев

А вот что странно было услышать на этом концерте — так это музыку Александра Цфасмана, одного из родоначальников советского джаза. Это «Джазовая сюита» для фортепиано с оркестром, более известная под названием «Снежинка». Она была написана в 1945 году, в момент начала гонений коммунистов на джаз и, по иронии судьбы, именно в этом году он прекрасно сыграл «Рапсодию в блюзовых тонах» Дж. Гершвина в Колонном зале Дома Союзов и Большом зале консерватории. Всего через год его выгонят из оркестра Всесоюзного радио по причине еврейской национальности, и начнутся непростые годы. А в это время Цфасман — в зените славы, и всеми способами пытается адаптировать американский джаз под требования «пролетариата» и специфические вкусы сталинской верхушки.

Дмитрий Маслеев
Дмитрий Маслеев

Искрящийся, как шампанское, неизменно позитивный звук «Снежинки» совмещает свойственную саму Цфасману как пианисту виртуозность, и джазовые приемы для светлого советского будущего. Играет ее молодой пианист Дмитрий Маслеев, обладатель I премии и специального приза за лучшее исполнение концерта Моцарта с камерным оркестром XV конкурса Чайковского в Москве (2015 год). Маслеев безусловно справляется с технической стороной вопроса, и ему явно интересен этот романтический настрой Цфасмана — бесконечные арпеджио, подчеркивающие позитив триоли, воодушевляющие трубы и сказочные треугольники. Любопытно, что недавно этот же концерт играл Петр Айду в Москве, и тоже выглядел необычайно счастливым (или эту музыку играть иначе нельзя?). Словом, и публике, и самим музыкантам — это как заряд прекрасного настроения.

Патрик Де Клерк, Клаудио Ванделли и Ён Холохан
Патрик Де Клерк, Клаудио Ванделли и Ён Холохан

И вот еще более необычная музыка, к тому же мировая премьера - «Metal concert» для электрогитары с оркестром. Даже для двух электрогитар, потому что на ритм-гитаре сыграл автор пьесы Патрик Де Клерк (Бельгия), а на соло-гитаре — колоритный лохматый Ён Холохан (Ирландия). «Меня интересует метал, и как классический композитор я захотел написать что-то, что объединит метал с классикой, не теряя особенностей того и другого», - объяснял за кулисами свой замысел Де Клерк. Особенности не потерялись, но и достичь симбиоза или хотя бы гармонии не получилось, кажется. Оркестр жил своей жизнью, а надсадный стон соло-гитары в духе Deep Purple или Rainbow – своей. С электрогитарами взаимодействовали разве что барабаны и духовые секции оркестра, и большей частью когда играли такие же надсадные риффы. Струнные секции потерялись вовсе. Возможно, для этого произведения нужен не хард-роковый или метал, а скорее прогрессив-роковый гитарист.

Всероссийский юношеский оркестр
Всероссийский юношеский оркестр

Завершился гала-концерт весьма и весьма достойным исполнением «Болеро» Равеля в исполнении Всероссийского юношеского оркестра под рукой Юрия Башмета. Ребята играют «Болеро» не в первый раз, но нужно учитывать, что этот оркестр никогда не бывает в одном и том же составе, а только в прошлом году там появилось около 100 (!) новых музыкантов, а кто-то ушел по возрасту. Все в порядке оказалось и с динамикой, и с нюансировкой, и с нарастанием экспрессии (за этим чутко следит Башмет). И даже духовые почти не огорчили. По-хорошему взрослое выступление.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

В финале концерта Юрий Башмет пообещал следующий юбилейный, 15-й по счету, Зимний фестиваль в Сочи провести с 14 по 27 февраля 2022 года. «Будет многое, иногда шокирующее, иногда нет», - пообещал маэстро. И, возможно, еще в этом году осенью снова вернуться в Сочи с гала-концертом.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

02/03/2021 - 05:10   Classic   Интервью
Юрий Башмет рассказал о своей работе со Святославом Рихтером, об отношении к самоучкам и главных итогах Зимнего фестиваля в Сочи.

На вопрос, как Юрий Башмет относится к самоучкам, к которым причисляют и великого пианиста Святослава Рихтера, которого обучал отец, и в Московскую консерваторию тот поступил, уже будучи сложившимся пианистом, много где поработавшим и победившим на конкурсах, а окончил ее в статусе одного из лучших пианистов мира, маэстро ответил так.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Иногда самоучки вырастают в Рихтера, но все-таки он из музыкальной семьи, его отец был органистом, и его учили. Но он был гениально одаренным человеком, и был замечательный случай с Нейгаузом. В Москве был объявлен конкурс на лучшее исполнение сонаты Скрябина, на выбор исполнителя. И вот Рихтер сыграл вечером Нейгаузу, а на следующий день — конкурс. Нейгауз вечером его сильно благодарил, благословил на исполнение этой сонаты: «Играй, как ты сегодня играл, это будет шикарно». А на следующее утро у Нейгауза чуть не случился инфаркт. Рихтер не спал всю ночь, выучил другую сонату Скрябина, и заиграл на конкурсе другую сонату. И, кстати, выиграл этот конкурс. Нейгауз спрашивает Рихтера, зачем так делать? Тот отвечает, что волновался из-за того, что не сыграет на конкурсе также хорошо, как вечером, вы расстроитесь, и поэтому я выучил другую сонату. В этом весь Рихтер!

Я с Рихтером общался, и было два периода в жизни, когда очень плотно общались. Но мы никогда не теряли друг друга. И он был невероятно трудоспособен. Если он начинал учить какое-то произведение, то это могло продолжаться 12 часов в день. И мы получали закалку, когда вместе учили какое-то произведение, это требовало огромной выдержки. Конечно, Ниночка Львовна, его жена, подходила к нам: «Славочка, ну им же надо поесть, ну хотя бы чаю выпить». Могли на 40 минут прерваться на чай, покурить, а потом опять три часа непрерывной работы. Устаешь, открывается второе, третье дыхание. Это закалка! Эту закалку мы с Наташей Гутман, Олегом Каганом, потом присоединился Виктор Третьяков и Алекс Слободяник, - проходили у Рихтера. А потом он мог месяцами ничего не делать. Не хотел — и все. Отменялись концерты…

Потом он снова загорался: «Готовим такую-то программу». Садились в машину, он за рулем, и едем в Европу. По пути даем концерты в Киеве, Бресте, - дальше Польша, Германия, Италия, Франция, Австрия. И потом обратный путь по другим городам в тех же странах. Тур занимал месяца полтора. Конечно, мы отменяли собственные концерты ради того, чтобы турне с Рихтером состоялись.

Так что самоучкам все равно стоит познавать профессию системно. Во времена моей молодости были гитаристы, которых мы называли «слухачи». Они сидели по лавочкам Львова, и по слуху играли и пели, в основном «Битлз» и «Роллинг Стоунз». А потом, если они попадали в группу и начинали работать, приходилось уже изучать нотную грамоту. Помню, у меня в группе был ударник, и ему надо было простучать определенный ритм, а у него никак не получается, затык. Я ему показываю, что надо считать до четырех. И он начинает считать «Раз-два-три-чееее-тыре!». Все равно ему пришлось учиться. Для этого есть сольфеджио, гармония. Гитаристы тогда не все знали нотную грамоту, но все знали «цифровку» - последовательность гармоний, записанная буквами: С это до мажор, Cmin – до-минор. А нот не знали.

Но есть же знаменитые джазовые музыканты, у которых ноты - это просто мелодия, а сверху — цифровка из гармоний. Если нужно опустить 5 ступень, то пишут Cmin-5.

Из знаменитых самоучек могу выделить цыганских музыкантов. Например, в Венгрии есть знаменитая семья скрипачей Лакатош. Не уверен, что старший Лакатош знает ноты, но он владеет скрипкой феноменально. Я один раз с ним встречался после конкурса, но он не вспомнит это, наверное. А вот его сына мы привозили к нам на фестиваль, и он уже точно знает ноты, он окончил консерваторию в Будапеште».

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Кроме того, Юрий Башмет подвел основные итоги завершившегося XIV Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи.

«Залы заполнены публикой на 100%, можно считать, с учетом введенных ограничений. И надо понимать, что музыканты тоже проживают это трудное время, как и все мы. Опасность заразиться, много потерь среди знакомых и друзей, которые ушли из жизни. И в то же время — усталость от отсутствия концертной жизни. Фестиваль дает нам оптимистичное впечатление, что жизнь продолжается. И не только продолжается, а мы устремляемся к новым высотам. Мы играем мировые премьеры. Приходишь на отчетные концерты Академии, и видишь явный качественный скачок в исполнении молодых артистов, то есть Академия не только имеет смысл, но без нее теперь трудно представить фестиваль. Очень интересно прошел композиторский конкурс, именно потому, что лауреаты — необыкновенно разные авторы и по мышлению, и по музыкальному письму, и по школе. Или вот дирижер впервые выходит дирижировать симфоническим оркестром, - это же очень интересно. Его учат, конечно, но на сцене нужно все это воплотить в жизнь. У нас был в этом году невероятный ажиотаж на прослушиваниях во Всероссийский юношеский оркестр, мы прослушали более 850 музыкантов, представляете! Мы-то собирались по ротации взять несколько десятков, а получилось, что еще один оркестр собрался. Более 100 музыкантов приняли в оркестр.

Мы показали на этом фестивале несколько необычных спектаклей. И Женя Миронов пронзительно прочел «Гамлета». Это и для меня премьера, я никогда не дирижировал ее, хотя хорошо помню фильм со Смоктуновским. Мне кажется, что эта премьера удалась. Абдразаков, как выяснилось, вообще впервые пел в Сочи. Открыли фестиваль, как всегда, спектаклем с Хабенским «Не покидай мою планету», - этот спектакль здесь в Сочи родился, и каждый фестиваль мы открываем этим спектаклем. И Юношеский оркестр тоже родился здесь, и в этом году у них очень серьезная занятость, много концертов. Вообще в этом году получился мощный фестиваль, как мне кажется».

С 14 по 27 февраля 2022 года должен пройти юбилейный XV Зимний фестиваль искусств, и на осень 2021 году планируется еще один гала-концерт.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

28/02/2021 - 18:28   Classic   Концерты
Автором идеи спектакля-концерта «Гамлет», премьера которого состоялась на фестивале Башмета, стал актер Евгений Миронов, сам и исполнивший эту единственную роль на сцене.

Идея заключалась не только в том, чтобы соединить слово Шекспира и музыку Шостаковича, в конце концов, это уже блистательно сделал Козинцев в фильме 1967 года с Иннокентием Смоктуновским.

Евгений Миронов
Евгений Миронов

«В концертном варианте невозможно прочитать или сыграть всю пьесу, если я что-то не договариваю, то за меня договаривает музыка, и наоборот. Сочетание музыки и слова, я надеюсь, даст некий эффект, который не происходит ни в кино, ни в драматическом спектакле – возможность с одной стороны объемно, а с другой сконцентрировано показать трагизм всей этой истории. В таком сжатом музыкально-поэтическом рассказе для меня как артиста стоит непростая задача: коснуться каждого из персонажей, войти на некоторое время в образ, тут же выйти и войти в другой, при этом находясь в партнерстве с гениальной музыкой Шостаковича», - говорит Евгений Миронов.

Евгений Миронов
Евгений Миронов

Выглядело это так. Оркестр «Новая Россия» занимает всю сцену, оставив спереди немного места для Евгения Миронова, который то и дело встает со стула и произносит монологи и диалоги разных героев пьесы, а затем снова садится и слушает Шостаковича.

Евгений Миронов
Евгений Миронов

Никогда музыка и слово не соединяются, это важно и ценно. Третье измерение создает видеозадник, на который проецируются не только крупный план актера, но и имена героев, за которых читает Миронов, и фрагменты пьесы. Яркая, совершенно нефоновая музыка Шостаковича создает действо, которое катализирует выведенный на экран текст Шекспира, и это главная изюминка этого спектакля-концерта.

Сцена спектакля
Сцена спектакля

Режиссером выступила Марина Брусникина, и ее работа столь отточенна и виртуозна, что в режиме такого черно-белого минимализма сразу даже не понимаешь, где она. А она вот: сконцентрировать страсти «Гамлета» без пересказа всего сюжета точечно, тут Евгений Миронов обыденно говорит о страшных вещах, а тут Шостакович рвет и мечет, а тут титры с фрагментами подчеркивают Шостаковича и продолжают сюжетную линию заодно.

Сцена спектакля
Сцена спектакля

Юрий Башмет и Евгений Миронов
Юрий Башмет и Евгений Миронов

Это удивительно стильный и тонкий спектакль. Гений Шостаковича в том, что он написал по сути самодостаточную музыку — ее слышишь, и понимаешь, что там в пьесе происходит. Именно поэтому Козинцев даже в двухсерийный фильм не смог вместить и четверти написанной Шостаковичем музыки, она силовая, она перетягивает внимание на себя. Но ноты-то остались… Кроме того, в партитуру включена музыка Шостаковича для спектакля «Гамлет» режиссера Николая Акимова в Вахтанговском театре 1932 года, и любопытно сравнивать молодого и зрелого Шостаковичей. Стоит отметить, что молодой был не столь яростен, и клал краски не столь жирными мазками, скорее видел романтику в этой трагедии. А поздний бушует по полной, при этом в его музыке слышатся то и дело отсылки к собственным симфониям и пьесам.

Сцена спектакля
Сцена спектакля

А что Евгений Миронов? Он сделал почти невозможное (и что не до конца получилось у него в спектаклях с Питером Штайном и Робертом Лепажем), - он проговорил весь шекспировский текст ровным нормальным голосом. Он добился абсолютной естественности речи для текста, который никто не умеет произносить естественно. Никакого пафоса, никаких закатываний глаз и рыков. Такое удалось увидеть впервые, по крайней мере автору этого текста. Ведь и текст Шекспира, и переводы Пастернака или Лозинского чудовищно тяжелы для обыденной речи! Попробуйте просто сказать: «Кто ты, без права в этот час ночной Принявший вид, каким блистал, бывало, Похороненный Дании монарх? Я небом заклинаю, отвечай мне!». Если английский язык еще склонен к некоторой аффектации и напыщенности, то русский — нет. Посмотрите, например, как напыщенно на наше ухо звучит текст на английском в исполнении отличного чтеца Саймона Кэллоу с оркестром БСО.

Тысячи русских актеров бьются с этой проблемой столетиями. Евгений Миронов сделал это.

Сцена спектакля
Сцена спектакля

Надеюсь, что когда-нибудь этот спектакль выйдет на видео, и станет учебником того, как играть Шекспира на русском языке.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Новая Россия» под дирижерской палочкой самого Юрия Башмета звучит стабильно, хотя некоторые огрехи в духовой секции случаются. Вытягивают на себе все струнные, как всегда, так что Шостакович прозвучал достойно. И, слава Богу, музыку к «Гамлету» играют довольно часто, причем ведущие оркестры страны. Она не уходит с концертных сцен.

Евгений Миронов и Юрий Башмет
Евгений Миронов и Юрий Башмет

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

Евгений Миронов
Евгений Миронов

Евгений Миронов
Евгений Миронов
28/02/2021 - 16:45   Classic   Концерты
На Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи прошел очень важный концерт, смотр молодых вокалистов, уже известных и еще неизвестных, которые прошли обучение в Международной музыкальной академии.

Педагоги у молодых вокалистов отменные. Возглавляет вокальный департамент академии неизменный Дмитрий Вдовин (директор Молодежной программы Большого театра, профессор академии хорового искусства). К нему присоединились: выдающийся оперные певцы Сергей Лейферкус и Ильдар Абдразаков, прима Мариинки Елена Стихина, музыкальный руководитель Тбилисского государственного театра оперы и балета им. З. Палиашвили, приглашенный дирижер Лондонского камерного оркестра Джанкарло Марчиано (Италия), концертмейстер театра «Ла Скала» Мзия Бахтуридзе (Грузия) и оперный менеджер Джулия Лагаюзер (Великобритания).

Дмитрий Вдовин
Дмитрий Вдовин

«Мы собрали здесь уютный интернациональный состав педагогов. Сказать честно, это было совсем непросто. Иногда мы сходили с ума: отказ за отказом, запрет за запретом. Команда в результате получилась замечательная. Самая молодая певица у нас — 16 лет, а есть участники, которые уже участвовали и побеждали на крупнейших мировых оперных конкурсах», - рассказал Дмитрий Вдовин.

Бас-баритон Егор Федоров
Бас-баритон Егор Федоров

Бас-баритон Егор Федоров спел «Сомнения» Глинки не слишком уверенно, но спокойно. Природных данных уйма, но над голосом еще работать и работать, количество брака пока велико.

Меццо-сопрано Юлия Малевская
Меццо-сопрано Юлия Малевская

А вот меццо-сопрано Юлия Малевская — это уже готовая певица. Она учится в училище имени Гнесиных, но за ее плечами — множество Гран При международных конкурсов, в том числе Гран При IV Международного конкурса им Р.М.Гриэра. Арию Керубино из «Свадьбы Фигаро» она пропела красивым серебристым тембром, убедительно и страстно. Отдельный плюс за то, что не стушевалась, когда в зал попали посторонние звуки, и чисто отпела свою арию до конца.

Фара дель Ибари
Фара дель Ибари

Сразу две певицы прибыли из ОАЭ. Если Фатима Али Хашими, выступившая в хиджабе, еще делает первые шаги в вокальном искусстве, и ариэтту «Любовь и смерть» Доницетти поет как ученический этюд, то Фара дель Ибари — уже вполне искушенная певица, и «Цыганскую песню» из «Кармен» спела грудным тембром более чем уверенно. Брака тоже хватало, но ощущение понимания сути песни не покидало. Нужна лишь работа над голосом.

Бас Мирослав Молчанов
Бас Мирослав Молчанов

Бас Мирослав Молчанов служит с 2017 года в «Санктъ-Петербургъ Опера́», поет там множество главных ролей, и с прошлого года — приглашенный солист Мариинки. Он выпускник питерской консерватории (класс В. Б. Ванеева), стажируется в академии Образцовой у Ильдара Абдразакова. Прекрасный роскошный бас, хорошо подпертые нижние ноты, уверенный бас-профундо. Он спел арию Зарастро из «Волшебной флейты» Моцарта весьма крепко и впечатлил сразу, безусловно. И не только голосом, но и фактурой — он настоящий великан. Весьма колоритный и талантливый бас. Затем Мирослав Молчанов потряс арией Дона Базилио, и опять пришлось обратить внимание на чрезвычайно устойчивые нижние ноты. А вот в серединке он иногда теряет концентрацию (эффект «а, ну это я знаю»), и тембр блекнет, на это стоит обратить внимание.

Сопрано Яна Айвазян
Сопрано Яна Айвазян

Сопрано Яна Айвазян из Петербурга только начинает карьеру, но за ее плечами множество побед в конкурсах. Она удивительно тепло и точно спела арию Манон, - очевидно, что она еще и прекрасная актриса, весьма ценная для оперной сцены.

Баритон Рауф Тимергазин
Баритон Рауф Тимергазин

Баритон Рауф Тимергазин, солист Большого театра и артист его Молодежной программы, пока не имеет больших ролей в Большом, но каватина Фигаро в его исполнении показывает огромные перспективы. Полетный звук, ни малейшего напряжения в голосе даже в верхнем регистре, прекрасное исполнение.

Сопрано Инна Деменкова
Сопрано Инна Деменкова

В моцартовском терцете Донны Эльвиры, Дона Жуана и Лепорелло выпускница Академии хорового искусства им. В. С. Попова и участница проекта «Большая опера 2019» сопрано Инна Деменкова, победитель XII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой ученик Бертмана в ГИТИСе баритон Дзамболат Дулаев и уже упомянутый бас Мирослав Молчанов разыграли трио чудной красоты. Это один из лучших номеров программы.

Терцет Донны Эльвиры, Дона Жуана  и Лепорелло
Терцет Донны Эльвиры, Дона Жуана и Лепорелло

Баритон Дзамболат Дулаев
Баритон Дзамболат Дулаев

Дзамболат Дулаев отметился и в арии Жермона из «Травиаты», тут немного не хватило напевности, того самого бельканто. Но в остальном Дулаев хорош, не совсем понятно, отчего Бертман не зовет его в «Геликон», такой лирический баритон театру явно бы не помешал. А Инна Деменкова спела вальс Мюзетты из «Богемы» экспрессивно, живо, артистично и совсем без брака. Она мила и ее грудное сопрано идет будто от сердца, хороший признак.

Баритон Владислав Чурсин
Баритон Владислав Чурсин

Баритон Владислав Чурсин учился в Италии, он приглашенный артист Римской оперы, театра Bellini в Катании, Massimo в Палермо, La Scala в Милане, театра Venizia La Fenice, театра Filarmonico di Verona. Чему он хотел научиться в Сочи, неизвестно, - но каватину Белькоре из «Любовного напитка» Доницетти Чурсин спел технично, бельканто и окладистая борода при нем. Может быть, разве что пронзительности чуть не хватило, уж слишком ровно и будто механически он поет.

Сопрано Анна Суслова — человек закрытый, в интернете удалось найти только то, что она закончила Пермское музучилище, а сейчас живет в Питере, и ходила к Абдразакову на мастер-класс. Но ее ария Лиу из оперы «Турандот» Пуччини очаровывает, темперирование атаки звука завораживает, а тембр, такой почти кукольный, - просто фантастический. Редкой красоты голос.

Сопрано Кристина Калинина
Сопрано Кристина Калинина

О сопрано Кристине Калининой тоже ничего не удалось найти в интернете. Певица с типажом русской красавицы безупречно исполнила арию Мими из оперы «Богема» Пуччини. Эмоциональность зашкаливала. Была та самая слеза в голосе, которая выделяет хороших певцов от просто певцов. И запомнились очень пронзительные верхние ноты, прозрачные и горестные. Певица с огромным потенциалом.

Бас Сергей Севастьянов<
Бас Сергей Севастьянов

Арию Гремина из «Евгения Онегина» спел бас Сергей Севастьянов, он окончил Львовскую академию и был солистом Львовской оперы, затем перебрался в МГК. В 2019 году получил вторую премию на конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой (забавно, что первую тогда получил тогда Дзамболат Дулаев). Спел уверенно и чисто, без лишних эмоций. Это было профессионально.

Тенор Арсений Яковлев
Тенор Арсений Яковлев

Ученик Дмитрия Вдовина тенор Арсений Яковлев уже солист Большого театра, поет не в самых последних ролях. В арии Дона Хозе из «Кармен» он не был абсолютно убедителен, но громогласен и белькантен (так же можно написать?). Это очень красивый героический тембр драматического тенора, в конце концов.

Джанлука Марчиано
Джанлука Марчиано

Отдельно стоит сказать про оркестр и его дирижера. Всероссийский юношеский симфонический оркестр играл аккуратно, ни разу не перебив певцов. И это огромная заслуга итальянского дирижера Джанлука Марчиано, каким-то невероятным образом сконцентрировавшего оркестр. Кажется, лучше этого вечера этот оркестр просто не играл.

Участники концерта
Участники концерта

Концерт завершился объятиями и совместными фото. Еще раз такое количество прекрасных певцов в одном месте сойдутся вряд ли. Это было в Сочи, на фестивале Башмета.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

27/02/2021 - 05:40   Classic   Концерты
Гала-концерт «Viva opera» с участием Ильдара Абдразакова, Елены Стихиной и Олеси Петровой стал одним из лучших в программе XIV Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи.

Оперным звездам в этот вечер аккомпанировал симфонический оркестр «Новая Россия», дирижировал им Клаудио Ванделли (Италия).

Ильдар Абразаков
Ильдар Абразаков

Вряд ли нужно представлять звезд уровня Абразакова, Стихиной и Петровой. Но стоит напомнить, что Абразаков — один из ведущих бас-баритонов мира сейчас, и у него есть два Grammy, чем мало кто может похвастаться в нашей стране (не считая аксакалов вроде Башмета, но он у него все-таки один). Сопрано Елена Стихина — прима Мариинки (причем начинала со сцены во Владивостоке), ученица Галины Вишневской и Маквалы Касрашвили, пела и в Парижской опере, и в Зальцбурге. А меццо Олеся Петрова — ученица Ирины Богачевой, прима Михайловского театра и приглашенная солистка Большого театра и «Метрополитен Опера».

Ильдар Абдразаков провел мастер-класс в Сочи
Ильдар Абдразаков провел мастер-класс в Сочи

Вечер построили по веками проверенному рецепту оперных гала-концертов — увертюра, пение звезд, увертюра, пение звезд. Поскольку в заголовок концерта вынесена именно опера, то играли и пели только связанное с операми. Никаких романсов или, упаси Боже, песенок. Разве что от Оффенбаха отказаться не получилось.

Сразу после экспрессивной увертюры к «Кармен» на сцену вышел хозяин вечера Ильдар Абдразаков с куплетами Эскамильо. Начал он как-то не очень уверенно. Знаменитый бархатистый тембр певца никак не хотел прорываться сквозь звуковую стену оркестра, особенно низкие ноты, и лишь когда оркестр стихал — перед нами был прежний Абдразаков. Когда эта печальная картина повторилась и с арией Микаэлы, - стало понятно, что ошибка системная.

Сам Клаудио Ванделли прекрасно слышал солистов, управлял оркестром соответственно слышимому, и полагал, что все прекрасно. Однако в этот вечер оркестр подзвучивали — из-за необходимости подключения синтезатора для замены органа, — и к зрителям шел второй поток звука, уже из порталов. То есть зритель слышал сдвоенный оркестр со сцены и из колонок, и соответственно, удвоенную и даже скомпрессированную микрофонами громкость! Немудрено, что голоса солистов не могли прорваться сквозь эту стену неестественного оркестрового звука. А Ванделли этих порталов попросту не слышал, поскольку находился за ними в глубине сцены. А еще от порталов шел низкочастотный гул...

Клаудио Ванделли
Клаудио Ванделли

Стоит признаться, что проблему каким-то чудом удалось решить только ко второй части концерта. А до этого артистам приходилось подходить к кромке авансцены и самим, прислушиваясь к порталам, дозировать громкость вокала. Что весьма досадно, учитывая уровень невероятного мастерства именно этих оперных звезд.

Елена Стихина
Елена Стихина

Это большое счастье — видеть больших оперных артистов в самом расцвете своего таланта. Именно это случилось в сочинский вечер на фестивале Башмета. Абдразаков и Олеся Петрова — в зените славы, Стихина — в полшаге от него. Роскошные, ручной выделки голоса. Кристальной чистоты и силы ноты. Артистизм и огромный, невероятный труд.

Олеся Петрова
Олеся Петрова

Сегидилья из той же «Кармен» была спета Олесей Петровой немного в духе Любаши или Марфы из «Царской невесты», и это необычная трактовка, и весьма убедительная! Публике понравилась невероятно. После перерыва на отдышаться и интермеццо из оперы «Сельская честь» (оркестр звучал весьма недурно и прозрачно, тут-то синтезатор и пригодился) — выход Елены Стихиной с арией Мими из оперы «Богема» Пуччини. Блистательный выход. Полетный кристальный звук, нежнейшие опевания, невесомое вибрато.

А уж когда Стихина и Петрова объединились в баркароле из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха
А уж когда Стихина и Петрова объединились в баркароле из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха...

А уж когда Стихина и Петрова объединились в баркароле из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха — выяснилось, что при всей разнице их подачи и типажей, голоса сливаются чистейшим естественным образом. Космическая красота дуэта. Собственно, где-то с этого момента каждый номер встречался публикой долгими овациями, и было за что. Еще один их дуэт — Амнерис и Аиды — стал не менее прекрасным, роскошество звука от двух див. Редко доводится такое употреблять в письменной речи, но ведь так оно все и есть. И весьма продолжительная сцена, к слову. Овация длилась, кажется, столько же.

Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова
Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова

Например, куплеты Мефистофеля из «Фауста» и каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова — знаковые, любимые и фирменные для нынешнего Ильдара Абдразакова. Их исполнение в этот вечер — чистейший нектар для ушей. Артист убедителен в каждом нюансе, он неистов как Мефистофель и разочарован изменой как Алеко. Роскошнейший баритон артистичен и технически педантичен до перфекционизма. При этом внешне расслаблен и улыбчив, как суперзвезда шоу-бизнеса.

Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова
Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова

После торжественно-ироничной увертюры к «Сороке-воровке» Россини, где выяснилось, зачем по краям авансцены поставили малые барабаны, - ария Тоски от Стихиной. Безупречно академическая, с таким динамическим трагическим диапазоном, что сердце вот-вот разорвется. Олеся Петрова ответила на это не менее трагической, но светлой грустью в арии Сантуцци из оперы «Сельская честь» Масканьи.

Завершился концерт «Гранадой» Агустина Лары, ее же любил петь Муслим Магомаев, а его тень неустанно летает над местами, где бывает Ильдар Абдразаков. Ильдар поет ее без «слезы в голосе», и теперь даже сложно понять, правильно ли это для «испанскости» или нет. Ну то есть испанцы-то могут петь ее как угодно, а вот человек из Уфы для российской публики — может без слезы, или обязан? Вопрос, кажется, открыт.

Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова
Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова

Но куда же без бисов? Прозвучала пастораль из «Пиковой дамы» Чайковского, имеющая бесчисленное количество вполне себе магических трактовок, и кажется, что нет пока на Руси оперного режиссера, показавшего бы все мистические подтексты в этой простой с виду опере. Овации были бесконечны.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

26/02/2021 - 05:12   Classic   Концерты
Контра тенор Винченцо Капеццуто и ансамбль Soqquadro Italiano представили в России премьеру своей программы «Migrant Music» в рамках XIV Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи. И это лучшая их программа.

Дело в том, что Soqquadro Italiano уже не раз приезжали и на фестивали Башмета и в Сочи, и в Ярославль, и совсем недавно в московский зал «Зарядье». И всякий раз я нещадно критиковал эти программы из-за чудовищной дисгармонии — певец без должной вокальной подготовки брался за адаптации то барокко, то Шуберта, то Вивальди. Хотеть петь — не значит уметь петь. Шуберт и Вивальди переворачивались в своих могилах, и терпели выкрутасы этого бывшего балетного артиста. Попсовая обработка классики очень часто вредит классике. Так и было с этими программами Soqquadro Italiano, несмотря на очень крепких музыкантов в составе.

С таким же скепсисом ожидался и этот концерт с программой «Музыка странствий», посвященной миграции культур внутри стран Магриба — Северной Африки, а в средние века условный Магриб (в переводе с арабского «где заходит солнце», то есть запад от стран Ближнего Востока) простирался от мусульманской Испании до Сардинии и Сицилии. Разумеется, в ходе торговли и войн культуры пересекались, и самые разные веяния и даже слова можно найти в разных языках и регионах Магриба. Этому и посвящена программа.

Винченцо Капеццуто
Винченцо Капеццуто

И знаете, Винченцо Капеццуто почти не поет тут арий наконец-то. Покусился разве что на «Плач Нимфы» Монтеверди. Он поет то, в чем действительно хорош — бытовые песни разных народов. Бытовой вокал для бытовых или народных песен — нет ничего лучше, а классные музыканты укрепляют тылы отменным музицированием на джазовой (какой же еще?) основе.

Винченцо Капеццуто
Винченцо Капеццуто

От любовной песни сефардских евреев к трогательным переборам классика испанской гитары Сантьяго де Мурсия. И наоборот, от испанского же фламенко до аргентинской традиции в лице Карлоса Гуаставино. Нежные обертоны Винченцо Капеццуто бережно укутываются то академической гитарой, то многочисленными солирующими и импровизирующими духовыми, а то и упругими джазовыми риффами. Пение без должной опоры неприемлемо для академического вокала, а вот в народной песне и джазе оно звучит органично и естественно.

Soqquadro Italiano
Soqquadro Italiano

Хотя джазом называть звучание Soqquadro Italiano категорически неверно, это скорее world-music в понимании Брайано Ино, - когда на крепкую основу можно накладывать хоть аутентичное соло на духовых, хоть испанскую гитару, хоть сицилийские песни. Музыканты так и делают, стараясь знать меру и вкус. И это у них получается!

Soqquadro Italiano
Soqquadro Italiano

Винченцо Капеццуто активно взаимодействует с залом, то рассказывая ему разные забавные истории про культурные совпадения и артефакты на английском (переводчик или русские субтитры тут явно не помешали бы), то призывая хлопать вместе с перкуссией.

Soqquadro Italiano
Soqquadro Italiano

На одном из бисов — сюрприз. Неожиданно прозвучал кавер суперхита британской нью-вейв группы 80-x «Bronski Beat» - «Smalltown Boy», благо тембр и регистр голоса Джимми Сомервилла почти схож с Капеццуто. Никакого нью-вейва, только нежная акустика и пронзительные духовые под пульсирующий бит, - возможно, поэтому зрители даже не узнали этот хит.

И да, программа - это полноценный мигрантский реквием, призывающий Италию приютить всю северную Африку, зараженную терроризмом и исламизмом, у себя в стране. Готов ли сам Капеццуто жить в одном доме с исламскими террористами (часто режущими ножом горло гомосексуалистам, например), - он так и не пояснил.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

26/02/2021 - 04:32   Classic   Новости
В зале органной и камерной музыки Сочи состоялся финал VII Международного конкурса молодых композиторов имени Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера. Конкурс проходит в рамках XIV Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи под артистическим руководством Юрия Башмета.

В жюри VII Международного конкурса молодых композиторов вошли профессор, народный артист СССР Юрий Башмет; председатель жюри конкурса – один из ведущих композиторов России, народный артист России, заведующий кафедрой композиции Московской консерватории, профессор Александр Чайковский; бельгийский композитор, педагог и арт-менеджер, организатор и директор международных музыкальных фестивалей Патрик де Клерк; доцент Московской консерватории и приглашенный профессор Высшей школы музыки Katarina Gurska в Мадриде, председатель «Клуба молодых композиторов МГК» Кузьма Бодров; белорусский композитор Валерий Воронов, ныне живущий в Германии; итало-швейцарский композитор Оскар Бьянки; а также лауреат премии «Золотая маска», преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Алексей Сюмак.

Жюри конкурса
Жюри конкурса

Надо сказать, что впервые в этом году конкурс прошел сразу в двух номинациях: камерный ансамбль с участием фортепиано (трио, квартет или квинтет) и струнный квартет. Так что число финалистов увеличилось до 10, из которых в Сочи смогли приехать 9. Финалисты представили сочинение в жанре фортепианного или струнного ансамбля длительностью 10-15 минут (трио, квартет или квинтет). Молодым композиторам-финалистам была дана возможность исполнения их произведений на открытом концерте музыкантами камерного ансамбля «Солисты Москвы», лауреата премии «Грэмми».

Композитор Вера Петрова
Композитор Вера Петрова

В номинации «камерный ансамбль» победителем конкурса признана экс-ученица Александра Чайковского по московской консерватории Вера Петрова за фортепианный квинтет в двух частях, она получила премию в размере 150 тыс. рублей.

Вера Петрова
Вера Петрова

Вторую премию получил белорусский композитор, выпускник Белорусской госакадемии музыки и обладатель Премии имени В. Я. Шебалина на 5 международном конкурсе молодых композиторов имени Н. Я. Мясковского в МГК Игорь Комар за фортепианное трио «К вопросу о безмятежности». Третью премию разделили между собой Кирилл Архипов, выпускник Ипполитовки и, кстати, один из стипендиатов программы поддержки российских музыкантов Русского концертного агентства и Юрия Башмета в период пандемии, за квинтет Distorted для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано и Даниил Посаженников (участник Московского ансамбля современной музыки) за квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано Generative grammar.  Диплом получила Мария Аникеева за фортепианный квартет.

Жюри на конкурсе
Жюри на конкурсе

Первая премия в номинации «струнный квартет» не была присуждена. Вторую премию получил Георгий Салтыков (студент Чайковского в МГК) за квартет c-moll в трех частях. Третью премию поделили между собой Петр Игнатьев с сочинением Струнный квартет №2 «Алеко» и Эдуард Кипрский с сочинением «Сигнификант» в трех частях. Дипломы получили Петр Иванов и Овик Сардарян.

Произведения молодых авторов исполнили в Органном зале Сочи солисты и концертмейстеры лауреата премии «Грэмми», камерного ансамбля «Солисты Москвы» Кирилл Кравцов, Михаил Фейхман, Андрей Поскробко и Артем Дырул (скрипка), Андрей Усов и Виталий Астахов (альт), Александр Лунегов и Алексей Найденов (виолончель), Елена Кузнецова (фортепиано).

Солисты «Солистов Москвы»: Артем Дырул и Виталий Астахов
Солисты «Солистов Москвы»: Артем Дырул и Виталий Астахов

Официальный спонсор фестиваля – ВТБ. Официальный партнер фестиваля – ЛСР.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

25/02/2021 - 07:13   Classic   Концерты
Юбилейный вечер в честь 75-летия композитора Александра Чайковского прошел в рамках XIV Зимнего фестиваля искусств в Сочи с участием пианистов Бориса Березовского и Алексея Гориболя, певиц Олеси Петровой и Натальи Петрожицкой.

Известно, что Юрия Башмета связывают с композитором, народным артистом России, профессором, завкафедрой композиции Московского консерватории и худруком Московской филармонии Александром Чайковским долгие творческие и дружеские отношения. Кажется, ни одного фестиваля или юбилейного концерта Башмета не обходится без исполнения старых или новых произведений Чайковского. Вот и на этом Зимнем фестивале в Сочи уже показали премьеру спектакля «Свидание в Москве» на его музыку, да и на открытии фестиваля сыграли его «Маленькие кубанские вариации». Кроме того, Чайковский традиционно возглавляет жюри конкурса молодых композиторов в рамках фестиваля, привозит своих учеников и фаворитов, - словом, он неотъемлемая часть самого фестиваля Башмета.

Александр Чайковский
Александр Чайковский

Но тут все иначе. Камерный органный зал, и произведения только Чайковского. Автор в зале. Юбилей камерного размаха (хотя без оркестра все-таки не обошлось). И акцент на вокальные камерные произведения разных лет в исполнении оперных звезд, именно что оперных, а не камерных, - это стало изюминкой всего концерта.

Наталья Петрожицкая
Наталья Петрожицкая

Стартовали со студенческого произведения Чайковского «Французские песни-баллады XVI-XVII веков» на стихи французских народных песен в переводе Ильи Эренбурга. Солистка «Стасика» сопрано Наталья Петрожицкая и чудесный, тончайший интерпретатор камерной музыки пианист Алексей Гориболь. И вдруг поначалу как-то все не задалось. С первой же ноты у певицы не получилось попасть в тон — голос Петрожицкой звучал как-то гимново жестковато против нежнейших фортепианных трелей и опеваний Гориболя. И все оставшееся время в «Возвращении моряка» певица пыталась вернуться к бельканто, к легкой напевности, явно подразумеваемой в шестидесятнической музыке Чайковского. И ей удалось это сделать уже к ближе к коде первой песни, целиком пожертвовав дикцией, увы.

Алексей Гориболь
Алексей Гориболь

Другие песни прозвучали гораздо более гармонично, благо Чайковский в «Песнях» для создания контраста к нежной напевности не раз переходил к напористой речитативности раннего Шостаковича. Словом, Петрожицкая вырулила куда надо, при чуткой помощи партнера Гориболя.

Наталья Петрожицкая
Наталья Петрожицкая

Наталья Петрожицкая и Александр Чайковский
Наталья Петрожицкая и Александр Чайковский

На вопрос ведущей концерта, питерского музыковеда Елены Истратовой о том, что закладывалось автором в симфониетту для двух фортепиано и камерного оркестра с необычным названием «Прощание с XX веком» (2004), о чем ему думалось, композитор подошел к микрофону и иронично признался:

«Я ни о чем не думал. Ни с кем не прощался. Был заказ, мне пообещали деньги, хорошие деньги. Почему не написать? Готовилась выставка художника Виктора Кротова, он давно живет за границей. У него была огромная картина «Предчувствие конца XX века», она такая в духе Дали, масса исторических фигур на полотне. И было решено, что надо на выставке около этой грандиозной картины исполнить премьеру. Красивая идея, я согласился и подписал договор. Написал симфониетту, хотя ее скорее можно назвать камерной симфонией. Но я назвал симфониеттой аккуратно, чтобы не испугать заказчика словом симфония, и что я потребую очень много денег. А симфониетта — намек на то, что это все-таки немаленькое произведение, и надо все-таки хорошо заплатить. Больше я не думал ни о чем! Но я специально писал это под пианистов Алексея Гориболя и Полины Осетинской, которые планировались на премьеру как солисты. И главной творческой задачей для меня было то, чтобы им эту музыку интересно было играть».

Александр Чайковский рассказывает
Александр Чайковский рассказывает

В этот раз Полины Осетинской не было, партнером Гориболя стал молодой пианист, лауреат международных конкурсов Павел Коновалов. И, возможно, мы услышали совсем другое произведение, потому что опытнейший Гориболь немедленно начал тянуть одеяло на себя. Это было хорошо и разумно, но вот полноценного дуэта двух роялей (кстати, к штатной новенькой Yamaha подкатили старенький Bechstein) в этот вечер так и не прозвучало.

Алексей Гориболь
Алексей Гориболь

Роль камерного ансамбля исполнил усеченный состав Всероссийского юношеского оркестра Башмета под дирижерской палочкой эквадорца Фредди Кадена, давно работающего с этим коллективом. Кадена, очевидно, понимал, что спасти расползающуюся духовую секцию оркестра невозможно никак, иначе чем объяснить его абсолютное спокойствие и отсутствие даже попыток сбалансировать звук? А ведь на сцене — практически дети, им реально нужна помощь тут же на сцене. Спасали только струнные группы, они звучали чисто и вели весь звук коллектива, стоит отметить и перкуссию, очень важную именно для этого произведения, - ритм держался безупречно.

Фредди Кадена
Фредди Кадена

Алексей Гориболь явно получал удовольствие от написанного Чайковским. Не то, чтобы для 2004 года это была прорывная музыка, конечно, нет. Скорее наоборот, маститый композитор блистательно скомпилировал все тренды XX века, включая Губайдуллину и британский минимализм через призму классики начала века — Прокофьева, Скрябина, Мосолова… Сквозной линией проходит колокольный звон (очевидно, это как-то связано с содержанием картины). Для пианиста тут масса возможностей для интерпретации. Это привычная для Чайковского эклектика, жирно выписанная, и пианистам тут есть, где развернуться.

Борис Березовский
Борис Березовский

Абсолютным сюрпризом концерта стало появление незаявленного ранее прекрасного пианиста Бориса Березовского. Фортепианная сюита «Дансинг», включая четвертую часть под названием «Рок-токкато», - не самое известное произведение Чайковского, и это признание в любви новоорлеанскому джазу. Сквозной темой тут является регтайм (ну какой же пианист не любит регтайм?), но без Гершвина и прочих академических переосмыслений американской музыки не обходится, конечно. Борис Березовский играет джаз именно что академично, без привнесения духа свинга, - и это отдельное удовольствие. Блистательная техника Березовского позволяет пульсацию джаза сделать ощутимо полновесной, с миллиардами оттенков и полутонов. Отсылки к Армстронгу и Гершвину звучат искристо и освежающе.

Борис Березовский
Борис Березовский

К тому же Березовский привез сюда своего протеже, 10-летнего пианиста Льва Бакирова из Перми (Березовский упомянул, что и с Чайковским он познакомился именно в Перми), и предложил сыграть ему две коротких пьесы «Жаворонок» Глинки и виртуозный этюд Шопена. Мальчик буквально поразил! Какая культура звукоизвлечения, какая техника, какова нюансировка… Буквально самородок.

Лев Бакиров
Лев Бакиров

Какая удача, что Борис Березовский взял кураторство над этим талантливым юным пианистом! И это было открытие нового чудесного пианиста, запомним его имя: Лев Бакиров, участник программы «Новые имена», обладатель Гран При многих конкурсов.

Лев Бакиров
Лев Бакиров

Совершенно особенным апофеозом концерта стал цикл на стихи русских поэтов (Блок, Есенин, Зиновьев, Ахмадуллина, Бродский) под названием «Из жизни петербургской актрисы». Актрисы! Поет прима Михайловского театра и «Метрополитен-опера» меццо Олеся Петрова именно как оперная актриса. Роскошный тембр голоса, полетный звук и невероятная психологичность пения. Трагические по сути стихи (только «Ни страны, ни погоста...» Иосифа Бродского чего стоит) спеты тончайше артистично, до слез, - кажется и сама Олеся не раз смахнула предательскую слезу с глаз. Безупречно изысканное пение. Потрясенные зрители даже перестали аплодировать между частями.

Олеся Петрова
Олеся Петрова

А завершить решили все-таки «Белым романсом» из музыки к спектаклю «Провинциалка» по Тургеневу. На сцену вышли все участники концерта, дуэт Олеси Петровой и Натальи Петрожицкой сложился как нельзя удачно — голоса сливались наилучшим образом. Особенность «Белого романса» в том, что после вполне себе привычной структуры русского дворянского романса через чеканящие октавы рояля вдруг начинает звучать стилизованная мелодия «Порги и Бесс» Гершвина (опять он!), и это звучит не как чужеродное тело внутри романса, а как допустимая вольность ритмики. Приятное завершение авторского вечера Александра Чайковского.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ, пресс-служба РКА

Лев Бакиров
Лев Бакиров

Лев Бакиров и Борис Березовский
Лев Бакиров и Борис Березовский
06/03/2019 - 14:38   Classic   Анонсы
13 марта 2019 года в Камерном зале Московской филармонии (Тверская ул. 31/4) состоится Гала-концерт финалистов V Международного конкурса композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера, прошедшего в рамках XII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи в февраля 2019 года.

На суд московской публике впервые представят свои сочинения лауреаты и дипломанты конкурса: обладатели первой премии конкурса, российский композитор Алексей Попков и представитель Туркменистана Мердан Бяшимов, обладатель «серебра» Даниил Посаженников, лауреат третьей степени Тобиас Фандель (Германия), и дипломанты конкурса Мирослав Черноусов и Анастасия Вабищевич.

Афиша

Как отметил член жюри конкурса, маэстро Юрий Башмет, самое ценное, что все композиторы в своих сочинениях смогли создать «совершенно разные миры».

«Тут нет никакой глобализации: то, что мы все слышали, - это все уникально», - подчеркнул маэстро.

Среди участников концерта в Москве – Олег Худяков (фортепиано), а также солисты Камерного ансамбля «Солисты Москвы» Кирилл Кравцов (скрипка), Михаил Фейман (скрипка), Андрей Усов (альт), Александр Лунегов (виолончель).

Мировая премьера сочинений состоялась во время финала конкурса композиторов в рамках XII Зимнего международного фестиваля искусств 22 февраля в Зале камерной и органной музыки города Сочи.

В состав жюри в этом году вошли артистический директор фестиваля, народный артист СССР Юрий Башмет, композиторы Патрик де Клерк (Бельгия), Кузьма Бодров (Россия), Оскар Бьянки (Италия-Швейцария), Алексей Сюмак (Россия), Валерий Воронов (Беларусь), Чжии Ван (Китай) и исполнительный директор фестиваля Дмитрий Гринченко. Председателем жюри стал профессор, заведующий кафедрой композиции Московской консерватории, народный артист России Александр Чайковский.

В этом году Международный конкурс молодых композиторов в рамках Фестиваля в Сочи состоялся уже в пятый раз. Заявки на участие в конкурсе подали 17 авторов из четырех стран мира. В результате заочного отбора во второй тур конкурса прошли шесть композиторов из России, Германии и Туркменистана.

XII Зимний международный фестиваль искусств прошел в Сочи под руководством Юрия Башмета с 14 по 24 февраля. За время своего существования фестиваль стал главной зимней культурной площадкой России, куда съезжаются ведущие мировые звезды, многочисленные туристы, пресса, где формируются тенденции развития как российской, так и мировой культуры. С 2011 года Сочинский фестиваль стал членом Европейской ассоциации фестивалей, а также включен в двадцатку лучших фестивалей мира, занимая важное место в культурной жизни Европы.

25/02/2019 - 02:34   Classic   Концерты
В Сочи большим гала-концертом завершился XII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. Омрачило закрытие одно: нездоровье самого Башмета. Как он признался, до последнего момента было непонятно, сможет ли выйти на сцену.

Два раза вызывали скорую, кололи лекарства. Отказавшую ногу все-таки удалось привести в порядок, с трудом, но Юрий Абрамович вышел и сыграл. Мировая премьера первого в истории, как было заявлено, музыкального сочинения нейронной сети Яндекса для альта с оркестром готовилась давно, и не сыграть его было бы особенно обидно. Там же, где Башмет должен был дирижировать «Новой Россией», его подменил Денис Власенко, и сделал это блистательно.

Денис Власенко
Денис Власенко

На предконцертной пресс-конференции журналисты допрашивали представителя Яндекса Александра Крайнова и композитора Кузьму Бодрова, как это так вышло, что искусственный интеллект научился сочинять академическую музыку.

Пресс-конференция: Кузьма Бодров и Александр Крайнов
Пресс-конференция: Кузьма Бодров и Александр Крайнов

«У нас была нейросеть, которая умела писать музыку, но про симфонический оркестр мы не задумывались, - рассказал Крайнов. - Но когда поступило такое предложение, мы загорелись этой идеей, работали без выходных все новогодние праздники. И я необычайно вдохновлен финальным результатом, который услышал тут на репетиции. Это первые робкие шаги применения искусственного интеллекта в классической музыке. Мы наблюдаем рождение не нового композитора, творца, а - нового инструмента для творца. С годами использование ИИ для творцов будет таким же естественным, как применение компьютера».

Яснее не стало. Представитель Яндекса продолжил разъяснения:

«Мы собрали все музыкальные произведения классической и другой музыки, и начали учить нейронную сеть так, чтобы она из сжатого представления музыки в целом была максимально похожа на ту музыку, которая существует. Ей надо было найти взаимосвязи, по которым ноты соединяются в музыку. Мы можем в разных пропорциях смешивать произведения разных композиторов, от этого меняется музыка на выходе. До того, чтобы нейронная сеть смогла создавать полноценные произведения, мы пока не дошли. Но работаем над этим».

Композитор Кузьма Бодров, доводивший все это до ума, дал еще подробностей:

«Я получил письмо в январе с заголовком «Ты только не пугайся», где было предложение от Дмитрия Гринченко. Там было 20 файлов, они звучали как фортепиано соло. Я отобрал самые удачные паттерны, и начал их развивать. Все соло альта и фортепиано — идеи нейросети. А мои оркестровые аранжировки — отраженные от них линии и добавление некоторых пластов».

Пришлось спросить, отчего для «поиска взаимосвязей нот» не использовались теория композиции, зачем ИИ изобретать ее заново. Яндекс объяснил:

«По учебникам не получается, мы лишь можем сделать свою версию правил. В ИИ используется инфлюэнс, а не правила языка. Мы загружаем тексты, и на этих примерах машина обучается переводить с одного на другой. С музыкой то же самое — мы даем ей музыку, и она учится делать музыку. Компьютер пишет музыку из хаоса, и методом преобразования выстраивается некая гармония».

Кузьма Бодров добавил, что все композиторы обучаются на примерах. Поэтому учебников по композиции не существует. (Это, конечно, не так, есть учебники Месснера, Когоутека, Шёнберга, Ксенакиса и даже «устаревшая, но довольно верная» книга Римского-Корсакова отдельно по оркестровке. Причем Шёнберг и Ксенакис настолько математичны, что почти идеальны для компьютера).

Юрий Башмет и Кузьма Бодров играют музыку искуственного интеллекта
Юрий Башмет и Кузьма Бодров играют музыку искуственного интеллекта

Так что же в итоге? 7-минутная пьеса с партиями альта и фортепиано, порой дико странно звучащими, - космично и безжизненно. Оркестровка действительно туманно и неизобретательно окутывает эти космические звуки. Больше об этом сказать и нечего.

Николай Луганский
Николай Луганский

Главной звездой вечера стал пианист Николай Луганский. Концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига прозвучал породисто, в лучших традициях русской фортепианной школы. Высочайшая культура звукоизвлечения, легкие кисти, психологически глубоко осмысленный Григ. К приезду Луганского на рояле Yamaha в Зимнем театре Сочи полностью заменили молоточки, никаких технических проблем не замечено. Луганский же звучал восхитительно.

Николай Луганский
Николай Луганский

Фестиваль пошел на смелый экспромт. Рахманинова призвали сыграть турецкую пианистку Идиль Бирет. Ее прочтение «Рапсодии на тему Паганини» оказалось довольно неожиданным. Это был кто угодно, но не Рахманинов в привычном нам понимании. Возможно, это был Дебюсси, или даже кто-то из венских неоромантиков. Эксперимент поняли не все.

Идиль Бирет
Идиль Бирет

«Новая Россия» в одиночку справилась с Первой сюитой Грига «Пер Гюнт» и увертюрой «Ромео и Джульетта» Петра Чайковского. Пожалуй, Григ был в этот вечер поубедительнее…

Василиса Бержанская
Василиса Бержанская

Стоит упомянуть, что завершилась и образовательная часть фестиваля. Последним стал отчетный концерт учеников вокального департамента под руководством Дмитрия Вдовина. На нем особенно запомнились роскошные голоса баритона Андрея Кимача (он уже поет в Большом, да и у Башмета уже пел в спектакле «Страсти по Пиковой даме) и меццо-сопрано Василисы Бержанской (солистка Deutsche Oper Berlin и Датской оперы). Они, конечно, учатся в Молодежке Большого театра у Дмитрия Вдовина.

Андрей Кимач
Андрей Кимач

Вчера же прошел детский день. РАМТ сыграл «Чисто английское привидение», а оркестр «Новая Россия» с актерами Евгением Стычкиным и Ольгой Сутуловой показали фрагменты сказок Киплинга, соединенные с фрагментами же британской музыки. Звучали Перселл, Бриттен, Элгар, Воан-Уильямс и др. Звучали прилично, ведомые рукой Дениса Власенко. А вот с текстами Киплинга вышла незадача — они длинны (актеры даже не смогли выучить их и читали по бумажке), не слишком понятны детской аудитории, да и какая-либо увязка с Бриттеном или Перселлом считывалась с трудом, как и с песочной анимацией на экране. Чтецы скорее мешали прилично звучащему оркестру. Но это ведь тоже эксперимент!

Фрагменты сказок Киплинга
Фрагменты сказок Киплинга

«Нам все говорят, что фестиваль получился особенно насыщенным, - подытожил директор фестиваля Дмитрий Гринченко. - Мне кажется, что мы в нормальном рабочем состоянии. Самое ценное — сам фестиваль, который стал особенным явлением культурной жизни России, без преувеличения. Мы не считали точно, но в целом фестиваль посетили, с учетом лекториев и спектаклей, 17-18 тысяч человек».

Зимний фестиваль Башмета в Сочи во многом уникален. В Москве или Питере такое сделать просто невозможно. Никто не отдаст зал Чайковского на 10 дней, концерты в нем расписаны на годы вперед. Здесь же на 10 дней в едином фестивальном пространстве собрались музыканты, директора филармоний, композиторы, журналисты, актеры, танцоры балета, видеохудожники, - кого только нет! И зрители, конечно. Сразу несколько мировых премьер. Артисты — от Тайваня до США. Множество спецпроектов, живущих только на этом фестивале. Экспериментальные и сугубо академические концерты. Так что, да — уникальный фестиваль.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

Страницы