Мариинский театр

04/06/2020 - 15:35   Классическая музыка   Новости
Мариинский театр, закрытый для публики с середины марта в связи с пандемией коронавируса, потерял уже более 1 млрд рублей доходов, что составляет около трети годовой выручки учреждения от продажи билетов.

Об этом сообщил художественный руководитель - директор театра Валерий Гергиев в ходе онлайн-форума, организованного на площадке Министерства культуры и национальной политики Кузбасса.

"Мы пострадали очень сильно от того, что произошло. Далеко за 1 млрд рублей наши потери только от непродажи билетов. Бюджет Мариинского театра - это 3 млрд рублей от продажи билетов в год, гастроли зарубежные - это еще 1 млрд рублей в год. Нас 5 тысяч человек, мы столкнулись с невероятной силы ударом по "здоровью" Мариинского театра", - сказал Гергиев.

Валерий Гергиев
Валерий Гергиев

Он также отметил, что артисты театра стараются максимально эффективно использовать время пандемии и работают над новой программой, которая включает более 20 опер.

"Из всего плохого я вычленил одну хорошую новость, что мне кажется еще и потенциально очень важным. Никогда ни у одного из ведущих артистов Мариинского театра не было три месяца свободного времени за мои 30 лет руководства театром. Обычно мы учим три месяца одну роль, главную, большую, а теперь за три месяца мы учим три-четыре роли, это большая работа. Я сам буду дирижировать операми, которыми никогда не дирижировал", - добавил он.

В период пандемии Мариинским театром организованы онлайн-показы концертов и спектаклей, пишет ТАСС. Они доступны для просмотра на сайте mariinsky.tv, официальных страницах театра в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники" в течение суток после размещения. Спектакли и концерты театра в рамках сотрудничества с мультимедийным сервисом Okko демонстрируются и на платформе "Искусство онлайн", запущенной Сбербанком. Отдельные записи также транслирует международный культурный проект "Русские сезоны". По словам Гергиева, более 80% зрителей трансляций - россияне, что говорит об интересе граждан РФ к национальной культуре.

"Я немного волновался [перед началом онлайн-показов], что с непривычки [зрители] не откликнутся, может, технологически это будет непросто, может, будет происходить столько всего другого. <…> [Сейчас] каждый день мы даем спектакли, иногда даем по два в день, специально рассчитывая на детскую аудиторию. Сегодня мы остановились на цифре 72 млн посетивших, начиная с 19 марта, наши спектакли и концерты. <…> Это большая цифра для любого учреждения в мире. Мне кажется это самым отрадным фактом, что уже более 60 млн из этих 72 млн - россияне", - подчеркнул директор театра.
01/11/2019 - 17:42   Классическая музыка   Компромат
Артисты Санкт-Петербургского Мариинского театра отравились после концерта в Москве, сообщает столичный департамент здравоохранения.

За медицинской помощью обратились 13 человек. Шестерых из них, в том числе одного ребенка, госпитализировали. Состояние артистов оценивается как нетяжелое.

Роспотребнадзор начал эпидемиологическое расследование после отравления артистов Мариинского театра в Москве, в результате него прекращена доставка еды компании "Дело вкуса" в офисы, которая могла стать причиной отравления, сообщила пресс-служба ведомства.

"Управлением Роспотребнадзора по городу Москве при получении 01.11.19. оперативной информации от Центра экстренной медицинской помощи департамента здравоохранения Москвы о случаях госпитализации артистов оркестра Мариинского театра с симптомами пищевой токсикоинфекции немедленно начато проведение эпидемиологического расследования", - говорится в сообщении.

В ходе расследования было выявлено, что все заболевшие в четверг вечером употребляли привозную еду из ланч-боксов, производителем которой является компания "Дело вкуса".

"В связи с многочисленными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований при приготовлении и хранении готовой пищевой продукции в цехе кейтеринговой компании, в том числе отсутствием сопроводительных документов… необходимого холодильного оборудования, меддокументации на персонал, помещения цеха опечатаны. Осуществляется забраковка сырья и готовой продукции, не имеющих сопроводительных документов. Доставка готовой еды в офисы из этого цеха прекращена", - подчеркнули в Роспотребнадзоре.

Ранее данный цех размещался по другому адресу, и в связи с аналогичными нарушениями его работа была приостановлена, в дальнейшем цех переехал и продолжил работу, уточнили в пресс-службе.

Эпидемиологическое расследование и проведение профилактических мероприятий продолжается, новых случаев заболеваний среди артистов Мариинского театра не зарегистрировано, отметили в пресс-службе.

Быстрый поиск:
07/03/2019 - 14:44   Классическая музыка   Новости
С 7 по 16 марта Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра гастролируют в Испании, куда музыканты отправятся сразу по завершении выступлений в Лондоне.

Первый концерт гастрольного тура состоится 7 марта в Овьедо на сцене Большого зала Конгресс-центра принца Филиппа. В программе — прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси, симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса и Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Рахманинова, солировать в котором будет лауреат XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, пианист Даниил Трифонов.

Валерий Гергиев
Валерий Гергиев

На следующий день музыканты выступят в Концертном зале города Аликанте, где прозвучит Симфония №8 Антона Брукнера. 9 марта Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева даст концерт на сцене зала Iturbi Дворца музыки Валенсии. В программе — вступление к I действию оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, Симфония №5 Петра Чайковского и Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Рахманинова. Солист — Даниил Трифонов.

10 марта в Зале имени Шавье Монтсальватже Дворца конгрессов Жироны будут исполнены Симфония №8 («Неоконченная») Франца Шуберта, а также при участии хора Orfeó Català — кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева.

Затем Даниил Трифонов и Симфонический оркестр Мариинского театра дважды выступят под управлением Валерия Гергиева на весеннем фестивале Barcelona Obertura. 11 марта в концертном зале «Аудиториум» вновь будет исполнен Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Рахманинова, во второй части вечера прозвучит Симфония №5 Густава Малера. На следующий день во Дворце каталонской музыки будет представлена программа из сочинений русских композиторов: кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева и Концерт для фортепиано с оркестром Александра Скрябина.

14 марта Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступит в испанской столице. В Национальной концертной аудитории Мадрида прозвучит прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси, Симфония №5 Густава Малера, Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Рахманинова. Солист — Даниил Трифонов.

Также Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Рахманинова прозвучит в исполнении Даниила Трифонова и Симфонического оркестра Мариинского театра в Концертном зале Сарагосы 15 марта. Программу дополнят симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса и фрагменты из музыки балета «Золушка» Сергея Прокофьева. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.

Завершит гастрольный тур выступление в Большом концертном зале Дворца конгрессов Наварры Baluarte (Памплона), где при участии солистов оперной труппы Мариинского театра и хора Orfeón Pamplonés прозвучит драматическая легенда «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза. Вокальные партии исполнят: Александр Михайлов (Фауст), Юлия Маточкина (Маргарита), Михаил Петренко (Мефистофель), Олег Сычев (Брандер).

26/12/2018 - 10:54   Классическая музыка   Новости
В канун Нового года Мариинский театр запустил продажу подарочных карт. Подарочные сертификаты могут быть использованы для приобретения билетов на события всех сценических площадок Мариинского театра на сумму, эквивалентную номиналу.

Представленные номиналы: 1000, 2000, 3000, 5000 и 10000 рублей. По усмотрению Мариинского театра могут выпускаться карты с произвольным номиналом, без его указания на карте.

Подарочная карта

Приобрести и использовать подарочные сертификаты можно в кассах Мариинского театра (историческая сцена и Мариинский-2).

Быстрый поиск:
12/09/2018 - 09:42   Классическая музыка   Новости
11 сентября на Приморской сцене Мариинского театра состоялась первая премьера сезона — публике представили оперу Николая Римского-Корсакова «Царская невеста».

Премьера постановки, созданной специально для Приморской сцены, состоялась в день открытия Восточного экономического форума и стала центральным событием его культурной программы. Премьеру посетила заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам культуры, спорта и туризма Ольга Голодец.

Царская невеста

Главные партии в спектакле исполнили ведущие солисты оперной труппы Приморской сцены: Анастасия Кикоть, Лаура Бустаманте, Алексей Бублик, Сергей Плешивцев, Роман Крукович, Алексей Костюк, Алена Диянова, Евгений Плеханов. Музыкальный руководитель постановки Павел Смелков отметил, что «Царская невеста» идеально подходит труппе Приморской сцены и позволяет показать солистов театра с лучшей стороны. Музыкальный консультант постановки, ведущий концертмейстер оперы Мариинского театра Ирина Соболева выделила преимущества труппы Приморской сцены: молодость, энергичность и здоровую амбициозность.

В премьерном спектакле были задействованы Симфонический оркестр и хор Приморской сцены, за пультом выступил главный дирижёр театра Павел Смелков. В работе над спектаклем постановщики стремились уйти от штампов, музыкальных и смысловых изменений произошедших в опере за долгие годы её жизни на сцене. «„Царская невеста“ имела оглушительную и бешеную популярность и в СССР, и в России, но музыкальный материал за это время претерпел изменения не в лучшую сторону. Нашей первостепенной задачей было вернуться к темпам композитора, то есть сделать оперу так, как он хотел её слышать — первый раз за последние шестьдесят постановок этой оперы», — отметила Ирина Соболева.

Изготовленные в мастерских Мариинского театра декорации и костюмы привлекли внимание публики ещё на стадии репетиций — зрители сравнили постановку с фильмами в стиле фэнтези. Постановщики отметили, что не боятся подобных аналогий, а, наоборот, видят в них потенциал для привлечения новой аудитории. «В сценографии и костюмах я хотел оставить особенности, которые передают дух эпохи, при этом очистить их от лишних деталей, которые ничего не дают нашей истории и образам героев. Наш спектакль — не исторически точный, в нём есть место стилизации, фэнтези. Поэтому я считаю, что ассоциация с „Игрой престолов“ — очень неплохая», — рассказал автор сценографии и костюмов Пётр Окунев.

Создание спектакля, способного захватить современного зрителя и влюбить его в оперный жанр, стало одной из целей постановщиков в работе над проектом. «В „Царской невесте“ есть всё: русский лиризм, практически вагнеровский драматизм, зарождающийся символизм. Нам удалось смахнуть вековую пыль с образов — в опере есть страсть, очень яркая человеческая драма. Мы пытались историю сделать современной, близкой и понятной нам по эмоциональному, чувственному наполнению. Важно, чтобы каждый зритель, приходя на спектакль, находил в нём что-то своё».

Павел Смелков подчеркнул особую значимость появления именно этой оперы Римского-Корсакова в репертуаре Приморской сцены: «„Царская невеста“, при всём стремлении очистить её от наносных традиций, всё же остаётся русской исторической оперой, а во Владивостоке подобной оперы ещё не было — было много Чайковского, много сказочного Римского-Корсакова, а здесь серьёзная, страшная эпоха. Эта опера покажет публике новые грани русского оперного репертуара».

Премьерные показы «Царской невесты» состоятся на Приморской сцене Мариинского театра 14 и 15 сентября.

Быстрый поиск:
06/07/2018 - 18:07   Классическая музыка   Новости
Ушел из жизни солист оперной труппы Мариинского театра Александр Гергалов.

«После продолжительной болезни скончался ведущий солист оперной труппы, заслуженный артист России, народный артист республики Северная Осетия-Алания, баритон Александр Васильевич Гергалов. 5 июля ему исполнилось бы 63 года» - сообщается на сайте театра

О дате и месте захоронения будет объявлено дополнительно.

Лауреат международных и всесоюзных конкурсов, Александр Гергалов получил музыкальное образование в Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. В 1991 году он вошел в состав оперной труппы Мариинского театра. Яркий и полетный голос Александра Гергалова, отличавшийся необыкновенной свободой, звучал в большинстве оперных спектаклей Мариинского театра. Среди партий, исполненных певцом на этой сцене: Онегин («Евгений Онегин»), Андрей Болконский («Война и мир), Щелкалов («Борис Годунов»), Елецкий («Пиковая дама»), Роберт, Эбн-Хакиа («Иоланта»), Мизгирь («Снегурочка»), Веденецкий гость («Садко»), Иван Королевич («Кащей Бессмертный»), Дон Карлос («Сила судьбы»), Альмавива («Свадьба Фигаро»), Эцио («Аттила»), Паоло Альбиани («Симон Бокканегра») и многие другие.

С труппой Мариинского театра Александр Гергалов гастролировал в Испании, Италии, США (Метрополитен-опера), Японии, Англии, принимал участие в Московском Пасхальном фестивале. Выступал во Франции, Бельгии, Германии, Австрии, Люксембурге, Голландии, Финляндии, Португалии, Турции. В дискография певца – записи опер «Война и мир», «Пиковая дама», «Садко», «Обручение в монастыре» и «Кащей Бессмертный» (Philips Classics), а также диск с песнями и романсами Балакирева (DML Classics).

Быстрый поиск:
13/06/2018 - 16:19   Классическая музыка   Интервью
Реконструкция исторического зала Мариинского театра в Санкт-Петербурге произойдет только по проекту, который гарантирует сохранение его исторической атмосферы и акустики. Об этом сообщил в среду художественный руководитель - директор театра Валерий Гергиев.

"Я не начинаю реконструкцию исторического Мариинского театра, пока я не увижу стопроцентно защищенный проект, чтобы никто не смел трогать тот театр, который любили Чайковский, Мусоргский, Петипа, Шаляпин и другие. Пока я на своем посту, этого не должно произойти", - сказал ТАСС Гергиев.

Валерий Гергиев
Валерий Гергиев

Директор театра заметил, что уже были "опасные реконструкции в Большом театре, в Большом зале консерватории, в Большом зале филармонии в Петербурге". "Реконструкция - это страшная вещь и для акустики, и для эстетического ощущения", - сказал он.

"У меня есть опыт выступления в историческом зале Ла Скала и в уже обновленном. У меня огромное количество ощущений, которые я не хочу сейчас перечислять", - признался Гергиев.

Мариинский театр основан в 1783 году. Здание, где размещается историческая сцена театра, было спроектировано Альбертом Кавосом в 1847-1848 гг. Последняя генеральная реконструкция прошла в 1968-1970 годах по проекту Саломеи Гельфер.

22/05/2018 - 13:02   Классическая музыка   Новости
Семь сотрудников Мариинского театра госпитализированы с отравлением в Боткинскую больницу в Петербурге, сообщил представитель пресс-службы городского управления Роспотребнадзора.

"Семь человек госпитализированы в клиническую больницу имени Боткина", — сказал собеседник РИА Новости. По его словам, всего с симптомами отравления к врачам обратились 12 сотрудников театра. Состояние обратившихся за медицинской помощью удовлетворительное. "Ведется санитарное расследование. Причины формирования очага устанавливаются", — сказал собеседник агентства.

Быстрый поиск:
06/03/2018 - 21:16   Классическая музыка   Новости
Федеральные театры, музеи и филармонии заработали за февраль 964,2 млрд рублей, их посетило 1,64 млн человек.

Такие данные были приведены в рамках презентации аналитической системы "Учет продажи билетов", которая прошла во вторник в Минкультуры России.

В 2017 году к системе были подключены 56 музеев, 17 театров и две филармонии, подведомственные министерству. "Мы создали единую электронную систему учета посещения музеев и театров, при этом выделили довольно существенное финансирование, примерно 60 млн рублей, на создание систем учета билетов непосредственно в самих учреждениях. В 2012 году только четверть федеральных музеев и театров была обеспечена такими системами", - сказал, представляя систему, министр культуры РФ Владимир Мединский. По его словам, она позволяет не только отслеживать продажи билетов, но и получать реальную информацию об эффективности работы тех или иных учреждений, причем, в структурированном виде.

Кроме того, добавил он, ее разработка дала возможность кардинально сократить бумажную отчетность и снизить административную нагрузку на персонал, так как ответ на любой запрос по статистике требует огромного количества усилий со стороны всех участников процесса.

Система "Учет продажи билетов" позволяет формировать отчеты по целому ряду параметров, в числе которых тип учреждений (все, музеи, театры, филармонии), период времени (год, квартал, месяц, неделя, произвольный), детализация (день, неделя, месяц, квартал, год), единицы измерения (продажи в рублях или посещаемость). Кроме того, возможно сравнение с аналогичным периодом.

Например, в пятерку лидеров по продажам за февраль среди театров вошли Большой театр, Мариинский театр, Театр имени Вахтангова, Малый театр и МХТ имени Чехова. Больше всего в феврале посетили Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Московский Кремль, ГМИИ имени А.С. Пушкина и ГИМ, сообщает ТАССсо ссылкой на пресс-службу Минкультуры.

02/11/2017 - 03:09   Классическая музыка   Концерты
Москва не избалована операми Р. Вагнера, великого реформатора оперного искусства второй половины XIX века.

Единственный московский театр, в репертуаре которого числятся «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда» - это «Новая опера», но они крайне редко появляются на сцене театра. Совсем другая картина в Петербурге. Валерий Гергиев, который возглавил Мариинский театр в 1988 году, сторонник широкого репертуара. Почти за тридцатилетие его правления репертуар Мариинки стал огромным, его афиша насчитывает более 80 названий как русских, так и зарубежных опер. На сегодняшний день это единственный театр в России, который регулярно исполняет оперы Вагнера, в том числе его тетралогию «Кольцо нибелунга». Первую оперу тетралогии «Золото Рейна» маэстро привез в Москву и представил на сцене Концертного зала им. Чайковского.

«Золото Рейна» Мариинки в Москве

«Золото Рейна» - это пролог всего вагнеровского цикла. Либретто создано композитором на основе скандинавского эпоса VIII-IX веков «Старшая Эдда» и средне-верхненемецкого эпоса «Песнь о нибелунгах». Опера состоит из четырех картин и исполняется без перерыва.

В ней нет реальных людей, действуют боги, полубоги и фантастические существа: русалки, карлики-нибелунги и великаны. Действие, соответственно, происходит в сказочных местах - то в глубинах Рейна, то под землей, в Нибельхайме, то в заоблачных высотах, в жилище богов в Валгалле.

Казалось бы, как можно без антракта высидеть более чем два с половиной часа в этих сказочных условиях среди богов и фантастических существ далекого прошлого? Но сила реформаторского таланта Вагнера велика. Он отказывается от традиционных оперных форм: арий и ансамблей с их изолированностью друг от друга и остановками действия. Вагнер заменил их монологами-рассказами и диалогами, а также певучими и речитативными эпизодами, сольными и ансамблевыми. Он строит свою музыкальную драму, используя сложнейшую разветвленную системе лейтмотивов, наполненных внутренним психологическим действием. Лейтмотивы постоянно в действии, развиваясь и изменяясь, они несут в себе и характеры каждого, пусть и второстепенного персонажа, создавая непривычную, но сразу захватывающую музыкальную драматургию. Кроме того он вводит между картинами небольшие красочные оркестровые интерлюдии, которые одновременно и завершают предыдущую картину, и открывают следующую. Увеличилась и роль оркестра в музыкальной драме Вагнера как равноправного его участника. Именно в оркестровой партии концентрируются важнейшие музыкальные образы. Подобно хору в античной трагедии оркестр Вагнера комментирует происходящее, поясняет смысл событий через сквозные темы — лейтмотивы.

«Золото Рейна» Мариинки в Москве

Первую картину «Золото Рейна» предваряет живописная оркестровая интерлюдия плавно текущих вод Рейна, в глубине которых плещутся три беззаботные и веселые русалки: Воглинда — Жанна Домбровская, Вельгунда — Юлия Маточкина и Флосхильда — Екатерина Сергеева. Их трио гармонично вписывается в оркестровую картину. По поручению отца русалки стерегут золотой клад Рейна. К ним вдоль скалы, за которой скрывается клад, крадется уродливый нибелунг Альберих (Владислав Сулимский). Ему никак не удается добиться любви русалок. Вот и на этот раз русалки затевают с ним жестокую игру: каждая из них делает вид, что безмерно влюблена в него. Но это лишь игра только для того, чтобы снова напомнить Альбериху о его уродстве и зло посмеяться над ним. Нибелунг зол и полон желания отомстить гнусным речным существам. Вдруг лучи восходящего солнца освещают скалу ярким золотым блеском. Альберих тут же вспоминает болтовню русалок о том, что завладев золотом Рейна и сковав из него кольцо, можно обрести неограниченную власть, Но для этого нужно добровольно отказаться от любви. Ослепленный жаждой стать властелином мира, Альберих громогласно отрекается от любви и, схватив золото, исчезает в подземном царстве нибелунгов.

Вторая картина переносит нас в горы. Мы среди богов. Просыпаются верховный бог Вотан и его супруга Фрика. У них свои заботы и проблемы. Вотан смотрит на непреступный чертог богов Валгаллу, построенный великанами Фазольтом и Фафнером по его воле. Фрика же волнуется только за судьбу своей сестры Фрейи, богини юности, которая хранит золотые яблоки, дающие богам вечную молодость. Вотан легкомысленно пообещал отдать Фрейю великанам в уплату за постройку жилища богов. Фрейя умоляет Вотана и сестру не отдавать ее братьям-великанам, которые уже приближаются к ним. Вотан и не думал расставаться с Фрйей, ведь с уходом Фрейи закончится вечная молодость богов. Он только ждет Логе, бога огня, который пообещал что-то придумать... Пришедшие «строители» требуют, чтобы Вотан отдал им Фрейю, тем более что Фазольт влюблен в молодую прекрасную богиню. Наконец появляется вездесущий Логе. Ничего он не придумал. Озабочен Логе другим —похищено золото Рейна. Оно попало в руки Альбериха, и он уже сковал кольцо, дающее власть над миром. Логе передал Вотану просьбу русалок помочь им вернуть золото Рейна. Услышав рассказ Логе, братья-великаны заявили, что готовы вернуть Фрейю за золотой клад. Но Вотаном тоже завладела мечта самому обрести кольцо. Получив его отказ, Фазольт и Фафнер берут Фрейю в залог до вечера — они вернут богиню только за золото Рейна. Вотан же и Логе отправляются в подземное царство нибелунгов.

«Золото Рейна» Мариинки в Москве

В мрачном подземелье Нибельхайма Вотан и Логе встречают Миме, искусного кузнеца, родного брата Альбериха. Он заставил Миме, которого жестоко эксплуатирует и притесняет, выковать для себя волшебный шлем. Каждый, кто его наденет, обретает способность принять любой облик. Хитрый Логе замышляет коварный план. Появляется Альберих, Миме тут же прячется. Тщеславный и самолюбивый нибелунг не может удержаться, чтобы не похвастаться своим могуществом. Логе тут же заявляет, что поверит только тогда, когда своими глазами увидит чудесное превращение. Альберих надевает шлем и превращается в дракона. Логе требует продолжение эксперимента и говорит, что хотел бы увидеть превращение карлика в маленького зверька, которому легче спрятаться от посягателей на сокровища Альбериха. Он радостно демонстрирует и новое свое превращение, став жабой. Вотан тут же наступает ногой на жабу, а Логе срывает шлем с головы карлика. Они крепко связывают нибелунга, чтобы он не смог повернуть кольцо на пальце, и тащат его к выходу из подземелья.

Боги вновь оказываются среди горных вершин. Альберинг, чтобы обрести свободу, приказывает нибелунгам принести все свои сокровища и кладет их к ногам Вотана. Верховный бог требует кольцо и, несмотря на протесты Альбкериха, срывает кольцо с его пальца. В страшной злобе Альберих проклинает того, кому будет принадлежать кольцо. Оно принесет несчастье и смерть. Вотана это не страшит. Вот тут боги уподобляются ничтожным нибелунгам, используя ложь, обман, хитрость, жестокость, только бы завладеть златом и стать всемогущим. Вотан объявляет богам, что сокровища найдены.

Пришли великаны с Фрейей, чтобы совершить обмен. Они хотят получить столько золота, что, чтобы оно покрыло юную богиню с ног до головы. Сокровищ нибелунга оказывается мало, тогда Вотану приходиться положить сверху шлем. Но глаз Фрейи еще виден. Великаны требуют, чтобы Вотан положил и кольцо. Вотан готов расстаться с Фрейей, но с кольцом он ни за что не расстанется. Внезапно из земной глубины появляется Эрда, богиня судьбы. Только ее грозное пророчество о неизбежной гибели богов заставляет Вотана отдать и кольцо. Фрейя свободна. Но тут же сбывается проклятие Альбериза. Фафнер убивает Фазольта и скрывается с сокровищами нибелунга.

Валерий Гергиев

Боги готовятся к торжественному входу в свою новую обитель. Начинается гроза, вызванная богом грома Доннером. Бог света Фро возводит мост-радугу, ведущий к замку. Боги вступают в Валгаллу. Бог огня Логе предчувствует, что это начало конца.

В «Золото Рейна» Мариинского театра к таланту композитора добавился талант музыкального руководителя и дирижера Валерия Гергиева.

Это и его абсолютное чувство вагнеровской оперной реформы, его умение точно подобрать команду певцов-единомышленников и колоссальная работа с ними и с оркестром, в союзе с которыми он создал шедевр концертного исполнения музыкальной драмы Рихарда Вагнера «Золото Рейна».

Не могу назвать ни одного исполнителя, у которого бы не получилась роль. Это и знающий себе цену, повелевающий всеми вокруг верховный бог Вотан - Евгений Никитин, вездесущий и насмешливый бог огня Логе - Михаил Векуа, трогательная в своей молодой поре красавица богиня юности Фрейя - Оксана Шилова, устрашающие в своей силе братья-великаны Фазольт - Юрий Воробьев и Фафнер - Павел Шмулевич, панически боящийся и ненавидящий своего брата Альбериха несчастный Миме - Андрей Попов. Одна из лучших работ - Владислав Сулимский (нибелунг Аальберих). Это злобное, хитрое, самодовольное и завистливое существо. Даже тембр баритона Сулимского омерзителен и вызывает только отрицательные эмоции. У всех певцов настоящие вагнеровские яркие и эмоционально насыщенные голоса, которыми они очень хорошо владеют.

«Золото Рейна» Мариинки в Москве

Гергиев выстроил точный баланс звучания оркестра и солистов, поэтому всех слышно. Пластичны и выразительны монологи, рассказы и дуэты-диалоги.

Слушатели, с самого начала захваченные живописной музыкальной драмой Вагнера, насыщенной эмоциональными неординарными событиями, на одном дыхании прослушали «Золото Рейна», даже не заметив, что опера шла чуть не три часа без перерыва. К тому же опера Вагнера необычайно современна сегодня. Наше российское сообщество от верха до низа во всех областях деятельности охвачено жаждой наживы и самоутверждения вопреки всему, в том числе и сохранению собственной и тем более чужой жизней. Сейчас еще актуальнее звучат всеми известные Куплеты носителя зла Мефистофеля из «Фауста» Гуно «Люди гибнут за металл!»

Елизавета ДЮКИНА
Фото: отдел информации и общественных связей Московской филармонии

Страницы