Новая Россия

10/05/2021 - 02:41   Classic   Концерты
XIII международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле закрылся в День Победы гала-концертом с премьерой новой версии «Реквиема».

Уже не совсем корректно говорить про «фестиваль в Ярославле», поскольку концерты давно идут по всей Ярославской области, - Рыбинск, Гаврилов Ям, Тутаев и т. д. И если сцена позволяет, туда приезжают не камерные составы, а целый симфонический оркестр «Новая Россия», к примеру. Хотя основные концерты идут, конечно, в областном центре. Тут и концертная программа, и сразу две академии — духовая и барокко — с ведущими мировыми педагогами и музыкантами. Тут и школа для молодых журналистов, пишущих о культуре, и преконцерты с лекциями музыковедов. Словом, фестиваль с утра до ночи вполне себе европейского типа и уровня.

«Новая Россия» с Юрием Башметом
«Новая Россия» с Юрием Башметом

Гала-концерт закрытия Башмет начал с любимой им и зрителями увертюры к опере «Сорока-воровка» Джоакино Россини с довольно бойким темпом. «Новая Россия» в несколько усеченном составе (на небольшой сцене должны были еще уместиться сразу два рояля и хор) с видимым удовольствием безупречно разыграла эту увертюру. Как и последующие за нею три фрагмента из балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского — Pas de deux, Сцена и Русский танец. Солистом стал Николай Саченко, концертмейстер и первая скрипка оркестра «Новая Россия», при этом развивающий сольное исполнительство (I премия и золотая медаль XI конкурса им. П. И. Чайковского). Саченко скромно присел на стульчик первой скрипки, и крепенько все и сыграл. Собственно, никаких каденций тут и не предусматривалось.

Николай Саченко
Николай Саченко

Сюрпризы ждали дальше. Крайне редко исполняемое в России, да и в мире, произведение — концерт для двух фортепиано с оркестром ля-бемоль минор Макса Бруха решились исполнить Ксения Башмет и Андрей Гугнин. Мало того, что Брух ассоциируется со струнными произведениями, и тональность неудобная, так и сама история Двойного концерта тяжела. Брух написал его для американских сестер-пианисток Роуз и Оттилии Сутро, и дал им эксклюзив. Те втихаря переписали его под себя примерно тысячу раз (и это не шутка), а оригинал Бруха спрятали. Только в 70-е годы на аукционе случайно удалось найти пачку с неизвестными нотами Бруха, и потом реконструировать оригинал до какой-то степени.

Ксения Башмет
Ксения Башмет

Ксения Башмет и Андрей Гугнин оказались весьма педантичными в этот вечер, хотя исполнили только две части Двойного концерта из четырех. Драматичная и невероятно красивая музыка, имеющая явные отсылки к Оркестровой сюите №3 для органа. И требующая полноценной связи между пианистами, тут много унисонов и быстрых перекличек, не говоря про эмоциональные взаимосвязи. Все получилось.

Андрей Гугнин
Андрей Гугнин

А главной премьерой гала-концерта стал «Реквием» Кузьмы Бодрова на стихи Роберта Рождественского. Точнее, премьера прошла в январе на московском фестивале Башмета, но есть важные нюансы. Вот что говорит об этом сам композитор Кузьма Бодров:

«У Русского концертного агентства возникла идея на тексты Рождественского написать музыку. Но не петь тексты, а читать. На роль чтеца был выбран Сергей Гармаш. Это вторая редакция «Реквиема», тут появились добавления хора в нескольких частях. В январе была премьера в Москве без хора, а теперь - мировая премьера второй редакции. Писалось легко, поскольку слова очень сильные, они как заклинания. Как высеченные на скале символы. Тема будоражащая. Здесь использована тема из моей музыки к фильму «Собибор» Константина Хабенского, она сюда прекрасно вписалась, и на ту же тему. Кроме того, я писал музыку для концерта на Мамаевом кургане, компиляция военных песен с моими авторскими композициями, и она тоже тут использована в увертюре. Остальные части написаны специально для «Реквиема»».

Как сказано — так все и выглядит. В Москве действительно хора не было, а тут спела хоровая капелла «Ярославия», и сильно прибавила экспрессии всему действу. Сергей Гармаш ничего не поет, но очень здорово читает пафосный текст поэмы Роберта Рождественского «Реквием» от начала до конца (помните? «..Но зачем она им, эта слава, - мертвым?»). Сейчас поэма немного архаична, пожалуй, - но ничуть не убавила в талантливости и экспрессии. Между главками поэмы в исполнении Гармаша играет музыка Бодрова.

Сергей Гармаш и Кузьма Бодров
Сергей Гармаш и Кузьма Бодров

«Это красивая светлая музыка, грусть бывает светлой!», - сказал об этой музыке Юрий Башмет.

Увертюра и финал прописаны Бодровым основательно, что неудивительно, ибо они большей частью взяты из написанного для концерта на Мамаевом кургане опуса (включая цитату из «Журавлей» Френкеля и Гамзатова) и музыки для фильма «Собибор», соответственно. Там — и мелодии, и гармонические ходы, и параллельные тональности. Другое дело — прописанное между главками. Тут Бодров позволяет себе большей частью висеть на одной гармонии, с большим искусом прописывая многочисленные хроматические опевания, - это почти сродни минимализму, если бы не обилие партий оркестровых групп, да и хора. Возникает эффект застывания, зависания в воздухе, чего композитор и добивался, видимо. И обилие гулкой перкуссии, разумеется.

Капелла «Ярославия» вполне уверенно справилась с этими задачами. Да и для «Новой России» после Россини и особенно Бруха это выглядело скорее репетицией.

Сергей Гармаш, Юрий Башмет, Кузьма Бодров
Сергей Гармаш, Юрий Башмет, Кузьма Бодров

Фестиваль под номером 13 завершен. На него не смогли приехать только турки — чудесное трио Кудси Эргюнера со своими макамами. В период пандемии это огромная удача — провести почти без потерь международный фестиваль. И ярославские чиновники уже объявили, что 14-й фестиваль точно состоится.

Вадим ПОНОМАРЕВ

09/05/2021 - 04:01   Classic   Концерты
Большая премьера состоялась на XIII Международном фестивале Юрия Башмета в Ярославле. К 800-летию Александра Невского впервые была представлена опера-кантата «Хроники Александра Невского» композитора Александра Чайковского.

Это громадная мультимедийная постановка с участием симфонического оркестра «Новая Россия» п/у Юрия Башмета, сразу трех хоров — Филармонической хоровой капеллы «Ярославия» п/р Владимира Контарева, Камерного хора Московской консерватории п/у Александра Соловьева и хора Центрального пограничного ансамбля ФСБ России п/р Андрея Капралова. Текст читают актеры Игорь Золотовицкий и Владимир Кошевой. Солисты — Игорь Головатенко (баритон), Мария Лобанова (сопрано) и Николай Диденко (бас). А еще — компьютерная графика на заднике, которая оставила желать много лучшего, к сожалению. И режиссер Илья Ильин, который сводит все воедино. Главный хормейстер проекта — Александр Соловьев, он же и в качестве дирижера прекрасно проявил себя, пока на альте солировал Башмет.

«Хроники Александра Невского»
«Хроники Александра Невского»

Композитор Александр Чайковский рассказал, что задался целью рассказать историю жизни князя Александра Невского целиком, от начала к концу. Ведь многие до сих пор знакомы с этим именем разве что по старому фильму Сергея Эйзенштейна с музыкой Сергея Прокофьева. С другой стороны, композитор понимает все опасности сопоставления его музыки с шедевром, кантатой «Александр Невский» Прокофьева.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Опера-кантата Чайковского выстроена по хронологическому принципу. Родился — учился — стал князем — женился — повоевал — предал брата — получил ярлык на княжение от Орды — правил 20 лет Владимиром — поехал за новым ярлыком — умер. Не сразу понять, отчего он вдруг герой и тем более святой. Золотовицкий и Кошевой читают текст на двоих, один как из учебника, второй - как сам Невский. Певцы-солисты поют по ролям. Прекрасный бас Николай Диденко, сменивший ранее заявленного Евгения Ставинского, успешно справляется с запредельным диапазоном нот у своего персонажа отца Александра Невского, прописанными Чайковским, и… исчезает навсегда.

Игорь Головатенко
Игорь Головатенко

Больше всего достается спеть баритону Игорю Головатенко в роли Невского, и он отчаянно хорош тут, демонстрируя бескомпромиссное бельканто. Есть и помпезности, есть и лирический любовный дуэт с Марией Лобановой в роли жены («Я знаю, что я не знаю ничего», - неожиданный поворот для воина и отнюдь не Сократа). Жена, впрочем, тоже без всяких объяснений вскоре пропадает навсегда. Но лирический дуэт запоминается.

Мария Лобанова
Мария Лобанова

Для Юрия Башмета выделено специальное альтовое соло, которое звучит зловеще тревожно и непривычно атонально для Чайковского. Необходимость же сразу трех хоров, кажется, весьма сомнительна — со всеми партиями уверенно справилась бы одна «Ярославия» или хор МГК, фортиссимо для хоров почти не используется.

«Братья, не в силе Бог, а в правде», - эти якобы слова Невского перед битвой со шведами из Никоновской летописи неизбежно вошли в либретто Дмитрия Макарова. Тут они звучат в виде актерского монолога. Ну, просто надо это обозначить.

Вполне себе «датское» сочинение Александра Чайковского завершается впечатляющим финалом с экспрессивной патетической оркестровой партитурой и изысканными хоровыми партиями вполне в соответствии с канонами отпевания. Возможно, финал стоит исполнять отдельно, как произведение для оркестра и хора. До этого момента музыка Чайковского предельна эклектична, как обычно, - русские распевы сменяются почти джазовыми ритмами, суровый речитатив на одной ноте обрывается экстатичным глиссандо вверх, Стравинский и Гершвин прикладывают ладони к ушам, но их глушат православные трубчатые колокола.

Вадим ПОНОМАРЕВ

19/03/2021 - 16:17   Classic   Новости
С 24 по 27 марта лучшие гитаристы России, Испании и Италии примут участие в XV юбилейном Московском международном фестивале «Виртуозы гитары». Он организован Московской филармонией и проходит в Концертном зале имени Чайковского. Музыканты исполнят произведения классических и современных композиторов, а также проведут мастер-классы.

24 марта фестиваль откроется концертами для гитары с оркестром. Программа вечера посвящена юбилею двух композиторов: Астора Пьяццоллы и Хоакина Родриго. В честь 100-летия «великого Астора» итальянский дуэт Джампаоло Бандини (гитара) и Чезаре Кьякьяретта (бандонеон) исполнит одно из лучших его произведений – «Четыре времени года в Буэнос-Айресе»; а художественный руководитель фестиваля Артём Дервоед представит концерт «Кончертанто в Буэнос-Айресе» (посвящен Хоакину Родриго) многолетнего соратника Астора Пьяццоллы, гитариста Качо Тирао. 120-летний юбилей Хоакина Родриго будет также отпразднован «Андалузским» концертом для четырёх гитар с оркестром и знаменитым «Аранхуэсом»: в нынешнем году его исполнит россиянин Ровшан Мамедкулиев. Концерт-открытие состоится при участии Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

Артем Дервоед
Артем Дервоед

25 марта в программе «Виртуозов гитары» – вечер испанской музыки. В исполнении Артёма Дервоеда впервые на фестивале прозвучит весь цикл «Замки Испании» Федерико Морено-Торробы. Во втором отделении уже известный российской публике испанский гитарист Хосе Мария Гальярдо дель Рей и дебютант фестиваля, гитарист фламенко Мигель Анхель Кортес (Испания) представят ряд собственных сочинений.

В заключительном гала-концерте 27 марта публика услышит сольные и ансамблевые выступления гитаристов в исполнении солистов фестиваля и специальных гостей: Никиты Борисоглебского (скрипка) и Екатерины Корнишиной (флейта).

Пятый год подряд фестиваль организует серию бесплатных мастер-классов в Башмет Центре, где виртуозы гитары встретятся со студентами и педагогами лучших музыкальных учебных заведений России.

Московская филармония организует прямые онлайн-трансляции концертов фестиваля на сайте meloman.ru, доступные поклонникам гитарной музыки в любой точке мира.

28/02/2021 - 18:28   Classic   Концерты
Автором идеи спектакля-концерта «Гамлет», премьера которого состоялась на фестивале Башмета, стал актер Евгений Миронов, сам и исполнивший эту единственную роль на сцене.

Идея заключалась не только в том, чтобы соединить слово Шекспира и музыку Шостаковича, в конце концов, это уже блистательно сделал Козинцев в фильме 1967 года с Иннокентием Смоктуновским.

Евгений Миронов
Евгений Миронов

«В концертном варианте невозможно прочитать или сыграть всю пьесу, если я что-то не договариваю, то за меня договаривает музыка, и наоборот. Сочетание музыки и слова, я надеюсь, даст некий эффект, который не происходит ни в кино, ни в драматическом спектакле – возможность с одной стороны объемно, а с другой сконцентрировано показать трагизм всей этой истории. В таком сжатом музыкально-поэтическом рассказе для меня как артиста стоит непростая задача: коснуться каждого из персонажей, войти на некоторое время в образ, тут же выйти и войти в другой, при этом находясь в партнерстве с гениальной музыкой Шостаковича», - говорит Евгений Миронов.

Евгений Миронов
Евгений Миронов

Выглядело это так. Оркестр «Новая Россия» занимает всю сцену, оставив спереди немного места для Евгения Миронова, который то и дело встает со стула и произносит монологи и диалоги разных героев пьесы, а затем снова садится и слушает Шостаковича.

Евгений Миронов
Евгений Миронов

Никогда музыка и слово не соединяются, это важно и ценно. Третье измерение создает видеозадник, на который проецируются не только крупный план актера, но и имена героев, за которых читает Миронов, и фрагменты пьесы. Яркая, совершенно нефоновая музыка Шостаковича создает действо, которое катализирует выведенный на экран текст Шекспира, и это главная изюминка этого спектакля-концерта.

Сцена спектакля
Сцена спектакля

Режиссером выступила Марина Брусникина, и ее работа столь отточенна и виртуозна, что в режиме такого черно-белого минимализма сразу даже не понимаешь, где она. А она вот: сконцентрировать страсти «Гамлета» без пересказа всего сюжета точечно, тут Евгений Миронов обыденно говорит о страшных вещах, а тут Шостакович рвет и мечет, а тут титры с фрагментами подчеркивают Шостаковича и продолжают сюжетную линию заодно.

Сцена спектакля
Сцена спектакля

Юрий Башмет и Евгений Миронов
Юрий Башмет и Евгений Миронов

Это удивительно стильный и тонкий спектакль. Гений Шостаковича в том, что он написал по сути самодостаточную музыку — ее слышишь, и понимаешь, что там в пьесе происходит. Именно поэтому Козинцев даже в двухсерийный фильм не смог вместить и четверти написанной Шостаковичем музыки, она силовая, она перетягивает внимание на себя. Но ноты-то остались… Кроме того, в партитуру включена музыка Шостаковича для спектакля «Гамлет» режиссера Николая Акимова в Вахтанговском театре 1932 года, и любопытно сравнивать молодого и зрелого Шостаковичей. Стоит отметить, что молодой был не столь яростен, и клал краски не столь жирными мазками, скорее видел романтику в этой трагедии. А поздний бушует по полной, при этом в его музыке слышатся то и дело отсылки к собственным симфониям и пьесам.

Сцена спектакля
Сцена спектакля

А что Евгений Миронов? Он сделал почти невозможное (и что не до конца получилось у него в спектаклях с Питером Штайном и Робертом Лепажем), - он проговорил весь шекспировский текст ровным нормальным голосом. Он добился абсолютной естественности речи для текста, который никто не умеет произносить естественно. Никакого пафоса, никаких закатываний глаз и рыков. Такое удалось увидеть впервые, по крайней мере автору этого текста. Ведь и текст Шекспира, и переводы Пастернака или Лозинского чудовищно тяжелы для обыденной речи! Попробуйте просто сказать: «Кто ты, без права в этот час ночной Принявший вид, каким блистал, бывало, Похороненный Дании монарх? Я небом заклинаю, отвечай мне!». Если английский язык еще склонен к некоторой аффектации и напыщенности, то русский — нет. Посмотрите, например, как напыщенно на наше ухо звучит текст на английском в исполнении отличного чтеца Саймона Кэллоу с оркестром БСО.

Тысячи русских актеров бьются с этой проблемой столетиями. Евгений Миронов сделал это.

Сцена спектакля
Сцена спектакля

Надеюсь, что когда-нибудь этот спектакль выйдет на видео, и станет учебником того, как играть Шекспира на русском языке.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Новая Россия» под дирижерской палочкой самого Юрия Башмета звучит стабильно, хотя некоторые огрехи в духовой секции случаются. Вытягивают на себе все струнные, как всегда, так что Шостакович прозвучал достойно. И, слава Богу, музыку к «Гамлету» играют довольно часто, причем ведущие оркестры страны. Она не уходит с концертных сцен.

Евгений Миронов и Юрий Башмет
Евгений Миронов и Юрий Башмет

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

Евгений Миронов
Евгений Миронов

Евгений Миронов
Евгений Миронов
27/02/2021 - 05:40   Classic   Концерты
Гала-концерт «Viva opera» с участием Ильдара Абдразакова, Елены Стихиной и Олеси Петровой стал одним из лучших в программе XIV Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи.

Оперным звездам в этот вечер аккомпанировал симфонический оркестр «Новая Россия», дирижировал им Клаудио Ванделли (Италия).

Ильдар Абразаков
Ильдар Абразаков

Вряд ли нужно представлять звезд уровня Абразакова, Стихиной и Петровой. Но стоит напомнить, что Абразаков — один из ведущих бас-баритонов мира сейчас, и у него есть два Grammy, чем мало кто может похвастаться в нашей стране (не считая аксакалов вроде Башмета, но он у него все-таки один). Сопрано Елена Стихина — прима Мариинки (причем начинала со сцены во Владивостоке), ученица Галины Вишневской и Маквалы Касрашвили, пела и в Парижской опере, и в Зальцбурге. А меццо Олеся Петрова — ученица Ирины Богачевой, прима Михайловского театра и приглашенная солистка Большого театра и «Метрополитен Опера».

Ильдар Абдразаков провел мастер-класс в Сочи
Ильдар Абдразаков провел мастер-класс в Сочи

Вечер построили по веками проверенному рецепту оперных гала-концертов — увертюра, пение звезд, увертюра, пение звезд. Поскольку в заголовок концерта вынесена именно опера, то играли и пели только связанное с операми. Никаких романсов или, упаси Боже, песенок. Разве что от Оффенбаха отказаться не получилось.

Сразу после экспрессивной увертюры к «Кармен» на сцену вышел хозяин вечера Ильдар Абдразаков с куплетами Эскамильо. Начал он как-то не очень уверенно. Знаменитый бархатистый тембр певца никак не хотел прорываться сквозь звуковую стену оркестра, особенно низкие ноты, и лишь когда оркестр стихал — перед нами был прежний Абдразаков. Когда эта печальная картина повторилась и с арией Микаэлы, - стало понятно, что ошибка системная.

Сам Клаудио Ванделли прекрасно слышал солистов, управлял оркестром соответственно слышимому, и полагал, что все прекрасно. Однако в этот вечер оркестр подзвучивали — из-за необходимости подключения синтезатора для замены органа, — и к зрителям шел второй поток звука, уже из порталов. То есть зритель слышал сдвоенный оркестр со сцены и из колонок, и соответственно, удвоенную и даже скомпрессированную микрофонами громкость! Немудрено, что голоса солистов не могли прорваться сквозь эту стену неестественного оркестрового звука. А Ванделли этих порталов попросту не слышал, поскольку находился за ними в глубине сцены. А еще от порталов шел низкочастотный гул...

Клаудио Ванделли
Клаудио Ванделли

Стоит признаться, что проблему каким-то чудом удалось решить только ко второй части концерта. А до этого артистам приходилось подходить к кромке авансцены и самим, прислушиваясь к порталам, дозировать громкость вокала. Что весьма досадно, учитывая уровень невероятного мастерства именно этих оперных звезд.

Елена Стихина
Елена Стихина

Это большое счастье — видеть больших оперных артистов в самом расцвете своего таланта. Именно это случилось в сочинский вечер на фестивале Башмета. Абдразаков и Олеся Петрова — в зените славы, Стихина — в полшаге от него. Роскошные, ручной выделки голоса. Кристальной чистоты и силы ноты. Артистизм и огромный, невероятный труд.

Олеся Петрова
Олеся Петрова

Сегидилья из той же «Кармен» была спета Олесей Петровой немного в духе Любаши или Марфы из «Царской невесты», и это необычная трактовка, и весьма убедительная! Публике понравилась невероятно. После перерыва на отдышаться и интермеццо из оперы «Сельская честь» (оркестр звучал весьма недурно и прозрачно, тут-то синтезатор и пригодился) — выход Елены Стихиной с арией Мими из оперы «Богема» Пуччини. Блистательный выход. Полетный кристальный звук, нежнейшие опевания, невесомое вибрато.

А уж когда Стихина и Петрова объединились в баркароле из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха
А уж когда Стихина и Петрова объединились в баркароле из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха...

А уж когда Стихина и Петрова объединились в баркароле из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха — выяснилось, что при всей разнице их подачи и типажей, голоса сливаются чистейшим естественным образом. Космическая красота дуэта. Собственно, где-то с этого момента каждый номер встречался публикой долгими овациями, и было за что. Еще один их дуэт — Амнерис и Аиды — стал не менее прекрасным, роскошество звука от двух див. Редко доводится такое употреблять в письменной речи, но ведь так оно все и есть. И весьма продолжительная сцена, к слову. Овация длилась, кажется, столько же.

Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова
Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова

Например, куплеты Мефистофеля из «Фауста» и каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова — знаковые, любимые и фирменные для нынешнего Ильдара Абдразакова. Их исполнение в этот вечер — чистейший нектар для ушей. Артист убедителен в каждом нюансе, он неистов как Мефистофель и разочарован изменой как Алеко. Роскошнейший баритон артистичен и технически педантичен до перфекционизма. При этом внешне расслаблен и улыбчив, как суперзвезда шоу-бизнеса.

Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова
Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова

После торжественно-ироничной увертюры к «Сороке-воровке» Россини, где выяснилось, зачем по краям авансцены поставили малые барабаны, - ария Тоски от Стихиной. Безупречно академическая, с таким динамическим трагическим диапазоном, что сердце вот-вот разорвется. Олеся Петрова ответила на это не менее трагической, но светлой грустью в арии Сантуцци из оперы «Сельская честь» Масканьи.

Завершился концерт «Гранадой» Агустина Лары, ее же любил петь Муслим Магомаев, а его тень неустанно летает над местами, где бывает Ильдар Абдразаков. Ильдар поет ее без «слезы в голосе», и теперь даже сложно понять, правильно ли это для «испанскости» или нет. Ну то есть испанцы-то могут петь ее как угодно, а вот человек из Уфы для российской публики — может без слезы, или обязан? Вопрос, кажется, открыт.

Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова
Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова

Но куда же без бисов? Прозвучала пастораль из «Пиковой дамы» Чайковского, имеющая бесчисленное количество вполне себе магических трактовок, и кажется, что нет пока на Руси оперного режиссера, показавшего бы все мистические подтексты в этой простой с виду опере. Овации были бесконечны.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

18/12/2020 - 06:22   Classic   Концерты
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер – народный артист СССР Юрий Башмет) большим концертом в столичном концертном зале «Зарядье» отметил сразу две знаменательные даты: 30 лет со дня основания оркестра и 250 лет со дня рождения великого венского классика Людвига ван Бетховена.

«С «Новой Россией» мы вместе практически 20 лет. Они готовы на импровизацию, отдача во время каждого концерта – на все 100%. Кроме того, ни один оркестр мира не может похвастаться тем, что у них первая скрипка – лауреат первой премии конкурса Чайковского. А мы – можем», - говорит маэстро Башмет.

Юрий Башмет и «Новая Россия»
Юрий Башмет и «Новая Россия»

В программу вечера вошли значимые для коллектива и его художественного руководителя сочинения: «Болеро» М. Равеля, «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром П.И. Чайковского (солировал Николай Саченко), пьеса из сюиты «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, а также две премьеры: новая версия Gran Concerto для альта с оркестром Александра Чайковского и Кузьмы Бодрова, и мировая премьера Валерия Воронова – сочинение «Ступающий во сне», в основе которого лежит музыка второй части Пятой симфонии Бетховена и которое написано для состава оркестра бетховенских времен.

«Мы всегда играем премьеры, это для нас нормально. И всегда на эти премьеры провоцируем композиторов. Если композитор не имеет цели, если он не знает, когда это будет исполнено, то может и не начать писать. Надо провоцировать композиторов, исполнять их новые сочинения», - уверен Башмет.

Gran Concerto с солирующим Юрием Башметом и Денисом Власенко за пультом
Gran Concerto с солирующим Юрием Башметом и Денисом Власенко за пультом

Он также вспомнил, как стал художественным руководителем коллектива в тяжелое для оркестров время.

«Было сложное время: оркестры провисали. И я не планировал дирижировать, не хотел брать на себя ответственность перед музыкантами. Хотя ко мне обращались музыканты, чтобы я пришел, поддержал, стал главным дирижером. И в итоге я согласился и очень рад», - заметил маэстро.

Место за дирижерским пультом оркестра в этот вечер с Башметом также разделил второй дирижер «Новой России» Денис Власенко.

Финальным аккордом праздничной программы стала самая знаменитая симфония Бетховена - №5, известная своим «мотивом судьбы».

Публика, которая согласно противоэпидемическим мерам занимала всего четверть мест, аплодировала за полный зал.

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан указом Правительства Российской Федерации в 1990 году. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством маэстро приобрел свою, неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворенностью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.

Репертуар оркестра крайне разнообразен и включает в себя как классическую музыку, так и современную академическую, и даже джаз. С коллективом в разные годы работали сотни знаменитых исполнителей и дирижеров, и все из них отмечали особое качество исполнения и эмоциональность оркестра.

В том числе, Мстислав Ростропович говорил, что «оркестр состоит из очень талантливых музыкантов и является одним из лучших в России, музыканты полны энтузиазма и используют все возможные звуковые нюансы в своих концертах». А знаменитый пианист Владимир Крайнев отмечал, что «играть и, главное, заниматься Музыкой с таким прекрасным, чутким и высокопрофессиональным коллективом, как Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», было для меня истинным удовольствием».

В 2014 году «Новая Россия» приняла участие в подготовке и проведении культурной программы Зимних Олимпийских Игр в Сочи, в том числе коллектив записал Олимпийский гимн и государственные гимны России и стран-участниц Олимпиады, а также под его аккомпанемент прошел концерт открытия Игр. Всего же с 2002 года оркестр дал более тысячи концертов в России и за рубежом, в том числе во Франции, Германии, Греции, Польши, Великобритании, Италии, Голландии, Испании, Австрии, Турции, Эстонии, Болгарии, Индии, Финляндии, Японии, Швейцарии и др.

10/11/2020 - 15:32   Classic   Анонсы
16 декабря в концертном зале "Зарядье" пройдет концерт, приуроченный сразу к двум датам: 30-летию Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" (худрук и главный дирижер Юрий Башмет) и 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена.

В этом году коллектив отмечает круглую дату – 30 лет существования, 18 из которых место за пультом главного дирижера и художественного руководителя оркестра занимает Юрий Башмет. Программа торжественного концерта отразит главные достижения исторического пути коллектива, а сам маэстро выступит на концерте не только в качестве дирижера, но и в качестве солиста.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Когда я сам и играю, и дирижирую, для меня самое главное — это импровизация, подчинение велению музыки. Поэтому мне нужен оркестр, который меня слушается, а для этого их надо увлечь. А когда машина уже на ходу, можно увлечься и вместе с оркестром эту музыку проживать. И я очень счастлив, что все эти годы оркестр «Новая Россия» - именно такой, смотрящий со мной в одну сторону. Замечательно, что в этом году, несмотря на все трудности, мы все-таки сможем отметить юбилей на сцене и разделить радость нашего праздника с любимыми слушателями», - отмечает Юрий Башмет.

Кроме того, концерт состоится в другую знаменательную дату – 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена. В его честь в программе вечера будет исполнена мировая премьера сочинения современного композитора, постоянно сотрудничающего с Юрием Башметом, Валерия Воронова (Беларусь-Германия) «Ступающий во сне» (по музыке Andante con moto Людвига ван Бетховена). Примечательно, что сочинение является своеобразным приношением великому венскому классику и написано для состава оркестра бетховенских времен. Завершит же концерт одно из самых известных сочинений самого классика – Пятая симфония Бетховена, судьбоносный смысл которого актуален во все времена.

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан указом Правительства Российской Федерации в 1990 году.

В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством маэстро приобрел свою, неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворенностью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.

Репертуар оркестра крайне разнообразен и включает в себя как классическую музыку, так и современную академическую, и даже джаз. С коллективом в разные годы работали сотни знаменитых исполнителей и дирижеров, и все из них отмечали особое качество исполнения и эмоциональность оркестра.

В том числе, Мстислав Ростропович говорил, что «оркестр состоит из очень талантливых музыкантов и является одним из лучших в России, музыканты полны энтузиазма и используют все возможные звуковые нюансы в своих концертах». А знаменитый пианист Владимир Крайнев отмечал, что «играть и, главное, заниматься Музыкой с таким прекрасным, чутким и высокопрофессиональным коллективом, как Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», было для меня истинным удовольствием».

В 2014 году «Новая Россия» приняла участие в подготовке и проведении культурной программы Зимних Олимпийских Игр в Сочи, в том числе коллектив записал Олимпийский гимн и государственные гимны России и стран-участниц Олимпиады, а также под его аккомпанемент прошел концерт открытия Игр.

Всего же с 2002 года оркестр дал более тысячи концертов в России и за рубежом, в том числе во Франции, Германии, Греции, Польши, Великобритании, Италии, Голландии, Испании, Австрии, Турции, Эстонии, Болгарии, Индии, Финляндии, Японии, Швейцарии и др.

Быстрый поиск:
10/08/2020 - 02:43   Classic   Концерты
В Клину концертом Дениса Мацуева с оркестром «Новая Россия» п/р Юрия Башмета завершился VI международный фестиваль искусств Чайковского.

Стоит напомнить, что именно с этого года Юрий Башмет стал худруком фестиваля, и программа радикально расширилась. Впрочем, на этом Башмет отнюдь не собирается останавливаться:

Юрий Башмет
Юрий Башмет

- В этом году фестиваль стал шире, многограннее, разнообразнее. Было много постановок уникальных, которых нигде больше не показывали, сплошные премьеры. Я хочу, чтобы дальше фестиваль Чайковского посетил хотя бы еще одно место, где ступала нога Чайковского — Флоренция, Воткинск… Будем расширяться. Очень ждем начала строительства концертного зала в Клину. Уже все почти готово, но началу работ помешала пандемия. Будет больше экспериментов. Чайковский уже с нами, надо отталкиваться от этой базы и идти дальше. Если бы Чайковский жил сегодня, он наверняка писал бы совсем другую музыку, музыку сегодняшнего дня. Я очень оптимистично смотрю в будущее фестиваля. У каждого фестиваля должно быть свое лицо. У Зальцбурга есть Моцарт, а здесь в Клину есть Чайковский.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Башмет встал на дирижерское место, и полилась великая музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта». Большая поляна у дома-музея Чайковского - полным-полна. Симфонический оркестр «Новая Россия» сходу взял верный тон, легко и непринужденно, без загонов по темпу. В Клин оркестр приехал без челесты, ее заменял синтезатор, - на превосходном качестве музицирования в этот летний вечер это никак не отразилось. Чрезвычайно чисто звучали флейты, а к струнной группе вопросов нет никогда. Сам Башмет выглядел тоже весьма умиротворенным, небрежно покачивая рукой и задавая темп. Поворота головы оказывалось достаточным для акцентов. Оркестр действительно чрезвычайно соскучился по живым концертам, это ощущалось буквально физически.

Вышел Денис Мацуев
Вышел Денис Мацуев

Публика ждала Дениса Мацуева, и вот он на сцене. Вопреки ожиданиям, играть он стал не Первый или Второй концерт Чайковского, а Второй — Рахманинова. И с первых же нот стало понятно, что лесная атмосфера у домика Чайковского подействовала и на него. Столь сдержанно и академично Второй концерт он не играл, кажется, давно. Никаких привычных барабанных дробей и эффектных для зрителя откидываний от рояля! Концентрация, элегичность и дотошная психологичность каждой фразировки, каждого пассажа. Спокойствие и мощь. Прекрасное исполнение.

Денис Мацуев
Денис Мацуев

А затем Денис Мацуев вернулся, Юрий Абрамович сел за рояль и начал играть «Подмосковные вечера». Мацуев подсел к нему справа, и зажигательно в духе джаза принялся импровизировать с ним в четыре руки. Подмосковье же… Но и этого публике было мало, Мацуева не отпускали, - и он сыграл Прелюдию соль минор Рахманинова. И опять — мягко, глубоко, без аффектации. Словом, порадовал Мацуев.

Юрий Абрамович сел за рояль
Юрий Абрамович сел за рояль

И вот снова «Ромео и Джульетта», на этот раз - Чайковского. «Новая Россия» с Башметом на пульте. Нежнейшая, красивая увертюра-фантазия Чайковского именно тут, рядом с его домом, слушается особенно трогательно. И снова стоит похвалить «Новую Россию» за гармоничный, округлый и трепетный звук. Свою форму на карантине оркестр не растерял, и даже, кажется, многое приобрел. А концерт закрытия оказался закольцован шекспировской темой любви Ромео и Джульетты.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Шесть больших и три камерных концерта на двух сценах, академия молодых исполнителей и школа молодых журналистов, - таким был VI международный фестиваль искусств Петра Ильича Чайковского. Чиновники заверили, что в следующем году фестиваль снова непременно состоится.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

Денис Мацуев
Денис Мацуев
09/02/2020 - 01:14   Classic   Концерты
«Фантастическая Кармен» Юрия Башмета представлена на сцене театра «Геликон-Опера» Дмитрия Бертмана в программе фестиваля Башмета в Москве.

4 февраля на сцене столичного театра «Геликон-Опера» была представлена «Фантастическая Кармен» в авторской версии Юрия Башмета, в режиссуре Павла Сафонова и световом решении Дениса Енюкова. Драматическую линию спектакля предстояло воплотить актёрам театра (Евгений Стычкин, Ольга Ломоносова, Михаил Трухин), солистам оперы (Ирина Шишкова, Олег Цыбулько, Максим Пастер), солистам балета (Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов, Александр Волчков). Спектакль шёл в сопровождении оркестра «Новая Россия». Дирижировал маэстро Юрий Башмет. Впервые этот спектакль был показан в рамках Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи в 2015 году. И вот теперь этот спектакль предстал перед зрителями в программе фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве – 2020.

Актерская триада: Евгений Стычкин, Михаил Трухин, Ольга Ломоносова
Актерская триада: Евгений Стычкин, Михаил Трухин, Ольга Ломоносова

Несколько охладил пыл ожиданий открывшийся вид больничной палаты, эти унылые стены в белой плитке, которой теперь и не сыскать, весь этот больничный антураж лечебницы для душевнобольных. Действие идёт как бы с конца, когда режиссёр Хосе во время съёмок актрисы Карменситы приревновал и убил её. И вот теперь он переживает все последствия содеянного в лечебнице. Доктор помогает Хосе пройти путь от беспамятства к осознанию своего кровавого преступления.

Фоном на этом пути служат оперные арии, балетные сцены, музыка, прекраснее которой нет, всего того, что ассоциируется с «Кармен» Ж. Бизе. Тем не менее, «привязка» ко времени, к великим артистам прошлого, несомненно, существует. Кармен (Екатерина Шипулина) неудержимо напоминает всем своим обликом Майю Плисецкую и тот спектакль, созданный специально для неё, шедший на сцене Большого театра, а назывался он «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе и Р. Щедрина. Это была та же самая история, но без больничных палат и докторов, потому что это была история любви, история жизни души человеческой в момент драматических переживаний, трагических испытаний. И вот теперь, по прошествии уже многих лет, даже напоминание о великой Плисецкой в образе Кармен даёт пищу размышлениям. Мысли обращаются к жизненной истории, к её сценическому воплощению, к проживанию этой жизни современными зрителями.

Балетный дуэт: Руслан Скворцов и Екатерина Шипулина
Балетный дуэт: Руслан Скворцов и Екатерина Шипулина

Нет спору, такой фон имеет право на существование как художественный приём раскрытия основного содержания. Надо сказать, что это помогает расширить временные рамки повествования. Особенно это удалось в спектакле и было тепло принято публикой в партии Хосе, исполненной Максимом Пастером. Голос певца, лирический тенор очень красивой тембровой окраски, весь облик исполнителя говорили нам о прошлых драматических переживаниях, об утрате прекрасной мечты, которая теперь продолжает жить в его воспоминаниях, навечно поселившись в его душе.

Тенор Максим Пастер и актриса Ольга Ломоносова
Тенор Максим Пастер и актриса Ольга Ломоносова

Главную героиню «Фантастическую Кармен» воплотила на сцене меццо-сопрано Ирина Шишкова. Да, весь облик прекрасной актрисы, её голос, роскошное меццо-сопрано с бархатными низами, с завораживающим тембром, безусловно, вписывались в представления о фантастической Кармен, образ был узнаваем. Подкупало некое благородство в звучании партии в исполнении Ирины Шишковой. Невольно вспомнился рассказ И.С. Козловского о том, как исполняла партию Кармен великая Обухова. Со слов певца, Обухова просто выходила на сцену и пела, не бегала босиком по сцене, не кидала на пол корки апельсина, а просто пела. Вот ведь, и такие загадки голоса человеческого имеют место быть!

Меццо-сопрано Ирина Шишкова
Меццо-сопрано Ирина Шишкова

Да, но что же дало нам воплощение на сцене театра «Геликон-Опера» авторской версии Юрия Башмета «Фантастической Кармен»? Ностальгические воспоминания о прекрасных Кармен на наших сценах? Да, безусловно, так! Тем не менее, зададимся вопросом, многие ли из сидящих в зале видели и слышали тех самых Кармен недавнего прошлого? Да уж, совсем немногие. Тогда эти прекрасные воспоминания для кого? Ну, конечно, прежде всего, для себя, любимого. Но если автор версии, маэстро Юрий Башмет, нашёл возможным и счёл полезным рассказать зрителям о своей фантастической Кармен, то такой опыт, такое обращение к зрителю, безусловно, удача.

Выход на аплодисменты
Выход на аплодисменты

Постановка относится к 2015 году, ее показывали в Москве в 2019 году, и теперь спектакль снова показан столичным зрителям. Наверное, маэстро Юрий Башмет очень строго отбирал то, что можно представить на своём первом московском фестивале. Тот факт, что «Фантастическая Кармен» в версии Юрия Башмета вошла в программу первого московского фестиваля искусств-2020 говорит о многом: видимо, этот опус особенно дорог и близок самому маэстро, видимо, это то лучшее, чем хочется поделиться с друзьями, услышать их мнение, вызвать у них сопереживание. В таком случае, всё получилось, успех достигнут.

Людмила КРАСНОВА

08/02/2020 - 02:52   Classic   Концерты
В Москве прошла мировая премьера хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» в рамках фестиваля Юрия Башмета.

События либретто, автором которого стал известный драматург Михаил Дурненков, отсылают к трагическому фрагменту истории Киевской Руси между кончиной великого князя Владимира «Красно Солнышко», крестителя Руси и правлением его сына Ярослава Мудрого. Основой стали памятники древнерусской литературы «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца (примерно 1080) и «Сказание о Борисе и Глебе» Иакова Черноризца (примерно 1115). Если кратко, то после смерти крестителя Владимира в 1015 году престол занял его формальный сын Святополк, но не родной, поскольку он родился от уже беременной жены Ярополка, после его убийства забранной Владимиром себе в жены. Ощущая опасность, Святополк коварно убил других братьев Бориса и Глеба, претендовавших на престол. Другой брат Ярослав выступил с войском против Святополка, и в битве одолел его, став великим князем сам. В летописях, созданных при правлении Ярослава, Святополк неизменно называется «Окаянным», а Ярослав «Мудрым».

Андрей Мерзликин как Ярослав Мудрый
Андрей Мерзликин как Ярослав Мудрый

Эта сомнительной нравственности кровожадная история могла бы стать детективом, но Дурненков разумно сделал акцент на рефлексии Ярослава Мудрого. Любопытно, что рефлексию и самобичевание летописи приписывают скорее Борису и Глебу (ради приданиям им церковного статуса «страстотерпцев»), а Ярослава цитируют исключительно как «Кровь брата моего, как прежде Авелева, вопиет к тебе, Владыка. И ты отомсти за него и, как братоубийцу Каина, повергни Святополка в ужас и трепет. Молю тебя, Господи, — да воздается ему за это». Слова воина, а не тонкой натуры.

«Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском»

Но неважно. Могло быть и так. Кто ж знает, что было в XI веке? Пресс-секретарь говорит одно, а в реале может быть противоположное. Нам ли не знать? Всю оперу Ярослав Мудрый в исполнении актера Андрея Мерзликина выглядит вялым визионером, кротко наблюдающим за внешними событиями, то и дело заламывающим руки в отчаянии, но иногда торжественно тостующим в духе, дескать, я один тут великий князь, поскольку остальные братья убиты (на самом деле сыновей-претендентов у Владимира было немерено). К чести драматурга, он совсем уж не пошел по пути упрощенки, а дал Мерзликину отыграть параллельную финальную тему — правитель не слышит народа, не слышит тоски по честным Борису и Глебу. Мерзликин отыграл по максимуму, хотя и сам не понял, наверное, как это соотносится с тем, что всю первую половину оперы он вообще-то бьется за поруганную честь убиенных Бориса и Глеба. Зато политически актуально.

Но гораздо интереснее музыкальное решение. Тут задействовано аж пять (!) хоров и весьма оригинальный оркестровый состав «Новой России», фактически камерный. Александр Чайковский вообще отказался от скрипок. Солирующий альт он отдал, разумеется, Юрию Башмету. Но Башмет тут особо и не утруждается, - соло короткие и скорее атмосферные. Нет валторн. Одна труба и один тромбон. Три альта, три виолончели, три контрабаса. Зато много солирующей домры, баяна, цимбал. Дирижер Денис Власенко справился с таким составом без проблем. Как водится у А.Чайковского, опера то и дело переходит в мюзикл а-ля Бернстайн, или латино, или фанк, или рок-н-ролл, или снова к Шенбергу. Такая композиторская манера. Это не очень современно, зато фундаментально и роскошно.

Юрий Башмет и Денис Власенко
Юрий Башмет и Денис Власенко

Хоры МГК, Гнесинки, Нижнего Новгорода, Тулы и даже ФСБ разведены по функционалу. Кто-то в древнегреческом духе аки моральный авторитет, кто-то непосредственный участник событий аки глас народа. И это было, кстати, самым интересным моментом оперы, тем «глубинным народом» Суркова, - то выходящим на первый план (как случайные посты в Твиттере), то разделяемым серой массой толпы общим недоумением от действия властей. Личностями и массой одновременно. Героем или ничтожеством в зависимости от обстоятельств. Прекрасное осмысление сегодняшней повестки в историческом контексте композитором, достойное наивысших похвал, ведь оно прописано в партитуре.

А ведь есть еще два протагониста, спетые контратенорами Владимиром Магомадовым и Олегом Рябцом в ролях собственно Бориса и Глеба. Они тут не действующие лица, их уже убили. Они скорее моральные авторитеты, то и дело раздающие всем сестрам по серьгам. Почему именно контратеноры? Думаю, для пронзительности, для ангельской сущности. Возьми сюда теноров — они сюда вплетут мужскую эмоциональность, возьми басов — получишь бескомпромиссность и неоспоримость. А контратеноры как голос с небес, ангелы, с которых взять нечего. Они уже ангелы.

А ведь есть еще танцевальная группа «Мим-оркестр», но она показалась скорее чужеродной. Приемы балета «Тодес» не очень подходят к древнерусскому эпосу. Скорее, уж русский классический балет был бы тут куда более адекватным.

«Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском»

Новую хоровую оперу Александра Чайковского уместно сравнивать с «Боярыней Морозовой» Щедрина или отчасти с «Царем Эдипом» Стравинского. Но это скорее свойственное худруку Московской филармонии и завкафедрой сочинительства МГК видение музыки как симбиоза всех жанров, имеющее полное право на жизнь. В силу обстоятельств, сочинение оперы заняло всего два с половиной месяца. Поменялся режиссер — начинал худрук театра Сац Георгий Исаакян, закончил Павел Сафонов и более чем достойно, причем стоит отметить эффектную сценографию Алексея Трегубова. Другой вопрос, где еще можно будет воспроизвести такой масштабный и необычный состав, помимо грантовых фестивалей. Возможно, Александр Чайковский перепишет со временам партитуры под один хор и камерный оркестр, и тогда «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» получит вторую жизнь в новых интерпретациях.

Вадим ПОНОМАРЕВ

Страницы