Полина Шамаева

30/05/2021 - 03:58   Classic   Концерты
В День славянской письменности и культуры в Большом театре состоялся торжественный концерт, посвящённый этому событию, столь значимому не только для славянского мира, но и для всего мирового культурного пространства. На концерте присутствовали Патриарх Всея Руси Кирилл и министр культуры России Ольга Любимова, расположившиеся в Центральной ложе театра.

В глубине сцены в скромном овале разместили иконописные изображения святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей Славянской письменности. Братья Кирилл и Мефодий получили задание от Папы Римского о продвижении веры христианской в славянские страны, в частности, в Моравию. Именно из этой части Европы доходил ропот до Рима в связи со сложившейся неувязкой: богослужения шли на латыни, а родным языком прихожан был язык славянский. Народ роптал и требовал исправить это несоответствие, препятствующее осмысленному обращению верующих в молитвах к Богу. Все эти события происходили в IX веке. В богослужебной практике к этому времени закрепилась традиция использовать в молитвах слово и музыку, что послужило мощным импульсом к развитию светской культуры.

Программа концерта в Большом театре по случаю Дней славянской письменности и культуры воспринималась именно в такой последовательности и сочетании. Начало концерта предварил колокольный звон. Затем Большой сводный хор под управлением дирижёра Алексея Пузакова исполнил сочинение А. Кастальского "Тропарь Пасхи". Зал тепло приветствовал Патриарха Кирилла по случаю его тезоименитства, а Большой сводный хор мощно пропел "Многая лета..."

Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл

Ведущие концерта Валерия Ланская и Юлиан Макаров переключили внимание зрителей на события далёкого прошлого, на события судьбоносного значения для России - отражение западной агрессии святым благоверным князем Александром Невским, проявившим, по словам историка Василия Ключевского, доблесть воина и смирение инока. В этом году отмечается 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.

Прошло семь веков, и Россия, тогда СССР, оказалась перед новой угрозой исчезновения с карты мира. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а 23 июня по всем кинотеатрам страны шёл фильм "Александр Невский", поставленный режиссером Сергеем Эйзенштейном. В память о великих исторических событиях нашей родины в концерте была исполнена кантата "Александр Невский" Сергея Прокофьева. На сцену вышли хоровые коллективы: Академический Большой хор "Мастера хорового пения", Государственный академический русский хор имени Свешникова, Московский синодальный хор, Камерный хор московской консерватории, Хор студентов академии хорового пения имени Попова, Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова, солистка Полина Шамаева, ведущая меццо-сопрано театра "Новая Опера". Исполнение кантаты сопровождал Российский национальный молодежный симфонический оркестр и дирижёр Валерий Гергиев. Такие вот мощные силы были приведены в действие при исполнении этого, можно сказать, сакрального произведения русской музыкальной культуры.

Полина Шамаева
Полина Шамаева

Не менее значимой для русской культуры является опера "Евгений Онегин" П.И. Чайковского, идущая не только на сцене Большого Театра, но и на многих мировых оперных сценах. Особое место в этой опере принадлежит партии Ленского, прославившей имена исполнителей как в России, так и за её пределами. Арию Ленского в программе концерта исполнил Дмитрий Корчак, один из лучших интерпретаторов этого образа не только в России, но и на мировых оперных сценах. Зрители очень тепло встретили артиста, всегда с особенным трепетом исполняющим эту арию.

Далее в программе были исполнены романсы П.И. Чайковского на стихи Алексея Толстого " Горними тихо летела душа небесами..." в интерпретации сопрано Хиблы Герзмава в сопровождении оркестра под управлением Валерия Гергиева. За ним последовал романс "То было раннею весной" П.И. Чайковского, прозвучавший свежо и, как бы, "на злобу дня".

Услышали и увидели зрители великолепного нашего баритона Василия Ладюка, вихрем ворвавшегося в программу концерта с арией Роберта из оперы "Иоланта" П.И. Чайковского. Безусловно, мастер, артист, принадлежащий "Золотому фонду" русской исполнительской школы.

Шедевры русской музыки в этот вечер безраздельно царили в Большом театре. "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Александра Бородина. Знакомая и всегда узнаваемая музыка прозвучала былинно, пустынно, вольно, широко, короче, мощно и по-русски, как ей и должно быть.

"Вокализ" Сергея Рахманинова объединил веру, искусство и музыку в исполнении меццо-сопрано Василисы Бержанской, солистки НОВАТ, в сопровождении оркестра и маэстро Валерия Гергиева.

Валерий Гергиев
Валерий Гергиев

"Итальянская полька" Сергея Рахманинова была исполнена в четыре руки растущим необыкновенным дарованием Елисеем Мысиным и Денисом Мацуевым.

Денис Мацуев и Елисей Мысин
Денис Мацуев и Елисей Мысин

Русская народная песня "Травушка-муравушка" прозвучала в эмоциональном исполнении сопрано Хиблы Герзмава под аккомпанемент фортепиано Дениса Мацуева.

Хибла Герзмава
Хибла Герзмава

Пианист-виртуоз Денис Мацуев в сопровождении оркестра под управлением Валерия Гергиева представил публике финал второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова в своей "фирменной манере" - в головокружительном темпе и фантастической технике исполнения.

Венцом концерта стало исполнение Большим сводным хором сочинения М.И. Глинки "Славься..." из оперы "Жизнь за царя".

После концерта наступило ощущение порядка, логичности всего того, что было представлено в программе на сцене Большого театра, как если бы разбросанные в хаосе элементы паззла встали на свои места.

Людмила КРАСНОВА

26/04/2021 - 03:19   Classic   Концерты
В евангелически-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла состоялась премьера «Реквиема» Моцарта в редакции Байера с ГАСО им. Светланова и хором имени Свешникова.

Ну, как премьера… Для хора Свешникова это действительно премьера, ранее редакцию 2006 года Франца Байера он не пел. А вот Московский камерный хор Владимира Минина, например, чуть ли не с 2005 года редакцию Байера поет, но в версии 1979 года.

Реквием Моцарта

Напомним, что необходимости «редакций» Моцарта появились только из-за того, что Моцарт умер, не завершив заказанный ему «Реквием». И завертелся цирк — вдова (и певица) Констанца не хотела возвращать заказчику аванс, начала просить учеников Моцарта втихомолку «дописать» мессу, чтобы продать ее законченной. За дело брался то один, то другой. Рукописи Моцарта варварски дописывались поверх оригинала, или вообще попросту были утрачены в итоге. Более других в написании законченного «Реквиема» преуспел ученик Франц Ксавер Зюсмайер (заодно он спал с Констанцей и она даже родила ему ребенка еще при жизни Моцарта!). Констанца умудрилась еще и спеть «Реквием» чуть ли не за год до исполнения у самого заказчика… Словом, детективная история с отравлениями, политикой, масонами и сексом. В итоге только в 1800 году нотариусом (!) были зафиксированы различия в трех вариантах рукописей, разделена работа Моцарта и Зюсмайера, и на этом «Реквием» Моцарта официально появился как товар на нотном рынке.

Но споры о подлинности все равно разгорелись уже с 1825 года. Версия Зюсмайера справедливо критиковалась со всех сторон, по мере развития моцартоведения. Фуга Osanna, если и имела исходный черновик Моцарта, написана настолько нетипично для мастера фуг Моцарта, без типичных для него проводок темы и стретт. Вторая половина фуги Sanctus со слов Pleni sunt соeli становится жутко нетипичной по тональным планам для Вольфганга. Центральная часть «Реквиема» Benedictus вдруг представлен очень скупым вступлением, и в целом звучит довольно искаженно для безупречно гармонизировавшего Моцарта. Придирок сотни.

Голландский дирижер Эдуард ван Бейнум в 1941 году уменьшил оркестровый состав, обойдясь без труб в Sanctus и Benedictus (заменив их тромбонами) и вставил два модулирующих такта в Benedictus, чтобы избежать смены тональности в Osanna. Немецкий музыкант Карл Маргер в 60-х, обратив внимание на весьма странное для Моцарта отсутствие высоких деревянных духовых инструментов (гобой, кларнет, флейта) в партитуре, добавил их в партитуру, заодно подправив еще пару неуклюжих моментов.

Обсуждаемая сейчас версия немецкого альтиста Франца Байера впервые появилась в 1971 году, затем он переделал ее в 1979, и дорабатывал вплоть до 2006 года, - ныне считается наиболее авторитетной. Байер с достаточным уважением отнесся к канонической версии Зюсмайера, он вмешался прежде всего в инструментальные партии (особенно в тромбонах), и удалил неловкости в движениях (например, параллели с квинтами). В партиях, которые были полностью написаны Зюсмайером, он внес более существенные изменения, - например, изменил хоровые партии в Lacrimosa dies illa. Им дописаны четыре такта фуги в Hosanna, и другие изменения.

Сейчас именно версия Байера наиболее исполняема, ее предпочитают такие музыканты, как Леонард Бернстайн, Николаус Арнонкур, Невилл Марринер, Владимир Спиваков.

«Франц Байер отнес Реквием в химчистку и удалил пятна. Он сделал его более прозрачным и упрощенным, чтобы он был менее обременен неудачами Зюсмайера», - сказал Роберт Левин, профессор Джульярдской школы, сам написавший в 1991 году свою еще одну очень популярную версию «Реквиема».

Реквием Моцарта

Лютеранский собор Петра и Павла на Китай-городе — популярная концертная площадка, порой тут по несколько концертов в день. Здесь шикарная акустика, роскошный орган и достаточно места для размещения хора и оркестра. Впрочем, оркестр для «Реквиема» возможен и в довольно усеченном составе, - все-таки в партитуре маловато деревянных духовых и валторн, зато обязательны бассетгорны (привет из «Волшебной флейты») и орган.

Ксения Нестеренко, Полина Шамаева, Юрий Ростоцкий и Вадим Зарипов
Ксения Нестеренко, Полина Шамаева, Юрий Ростоцкий и Вадим Зарипов

Квартет солистов в этот вечер весьма представителен, и находится в расцвете своей вокальной формы, что очень важно. Партию меццо поет солистка «Новой оперы» и Венгерской оперы Полина Шамаева, сопрано — солистка театра «Новая опера» Ксения Нестеренко. Тенор — экс-солист «Новой оперы» и солист ВГТРК-Культура Юрий Ростоцкий, бас — солист хора Сретенского монастыря Вадим Зарипов. Все четверо — в превосходной вокальной форме, еще раз подчеркнем. Звучат идеально, тембры сочетаются идеально, - давно не приходилось слушать настолько гармоничный вокальный ансамбль из звезд. Никто даже не попытался потянуть одеяло на себя, что ценно и уважаемо.

Дирижер Олег Романенко
Дирижер Олег Романенко

Отдельно стоит сказать про инициатора всей этой идеи, дирижера всего этого Олега Романенко. Именно он, директор фонда Collegium Musicum, собрал тут и Светлановский оркестр, и хор Свешникова, и четверку солистов, с которыми он часто делает параллельные проекты, например, недавнюю программу «Аллилуйя» в этом же соборе. Романенко смог соблюсти чистую гармонию между хором, оркестром и солистами. Никто никого не перекрикивал, все прозвучало достойно и степенно. Очевидно, что в партитуре хоть Зюсмайера, хоть Байера всегда главенствует хор, таковы правила жанра для мессы. Большая часть сохранившихся черновиков Моцарта — только для хора и солистов. И хор Свешникова был отчаянно хорош, и Светлановский госоркестр — невероятно деликатен и тонок.

Реквием Моцарта

Очевидно, что версия Байера уже взята в плотный оборот. Хотелось бы теперь услышать версию Роберта Левина, который исправил отсебятину Зюсмайера куда более резко, чем Байер, и добавил переработку довольно неуклюжей фуги Hosanna по модели моцартовской Мессы до-минор, куда более приемлемой для церковной музыки Моцарта. Он добавил фугу Amen, набросок которой авторства Моцарта из 16 тактов был найден в 1962 году. Пока, насколько известно, ее исполняли лишь в Белоруссии - хоровая капелла им. Г. Ширмы, они и в Россию ее привозили. А вот исполнений российских хоров даже в интернете найти не удалось.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

Ксения Нестеренко, Полина Шамаева, Юрий Ростоцкий и Вадим Зарипов
Ксения Нестеренко, Полина Шамаева, Юрий Ростоцкий и Вадим Зарипов
21/04/2021 - 02:53   Classic   Анонсы
24 апреля в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла впервые в России прозвучит Реквием Моцарта в новой редакции Франца Байера, сделанной известным музыковедом и редактором моцартовских сочинений в 2006 году.

Инициатива принадлежит дирижеру и директору фонда Collegium Musicum Олегу Романенко.

Олег Романенко
Олег Романенко

Одно из самых часто исполняемых произведений классической музыки осталось неоконченным после смерти его гениального автора. Реквием завершил Франц Ксавер Зюсмайер, ученик Моцарта. Несмотря на то, что на протяжении двухсот лет версию Зюсмайера не перестают критиковать, она остается самой популярной среди исполнителей и слушателей.

Редакция Франца Байера, сделанная в начале 1970-х, многими авторитетными учеными и музыкантами признана более удачной и близкой к оригиналу. Она отличается, в первую очередь, оркестровкой, в некорректности которой чаще всего обвиняют Зюсмайера. Байер внес значительные изменения в партии и струнных, и духовых инструментов, особенно тромбонов. Менее заметные, но существенные исправления были сделаны в вокальных партиях, а также дописаны четыре такта фуги в части Hosanna.

«Соглашусь со специалистами, что версия Франца Байера звучит более по-моцартовски, — говорит дирижер Олег Романенко. — Мне нравятся слова пианиста и музыковеда Роберта Левина, сделавшего собственную редакцию Реквиема в 1990-е годы: Франц Байер отнес Реквием в химчистку и удалил с него пятна. Он сделал его более прозрачным, необремененным неудачами Зюсмайера. Чем глубже погружаешься в изучение его версии, тем интереснее! А когда я первый раз посмотрел сохранившуюся рукопись Моцарта от начала до конца, то поверил Байеру».

Байер стремился к более глубокому пониманию стиля и духа моцартовской музыки и подчеркивал, что для него «редакция» заключается в восстановлении исходного материала рукописи — ведь Моцарт написал гораздо больше, чем принято считать, что обоснованно доказывал Байер. Показательно, что к его версии обращались такие авторитетные дирижеры, как Леонард Бернстайн, Николаус Арнонкур, Невилл Марринер.

Франц Байер прожил долгую жизнь (он родился в 1922 году и умер в 2018 в возрасте 96 лет) и отреставрировал около 150 незаконченных сочинений Гайдна, Бетховена и Моцарта. В 2006 году он пересмотрел свою редакцию Реквиема и сделал новую версию, опубликованную немецким издательством Kunzelmann. Именно она и прозвучит в Москве в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла в исполнении прославленных коллективов — Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова и Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова.

24 апреля / суббота, 21.00
Моцарт. Реквием
солистка театра «Новая опера»
Ксения Нестеренко, сопрано
солистка театра «Новая опера» и Венгерского государственного оперного театра, победительница телепроекта «Большая опера-2017»
Полина Шамаева, меццо-сопрано
солист Государственной телерадиокомпании «Культура»
Юрий Ростоцкий, тенор
солист Хора Сретенского монастыря
Вадим Зарипов, бас
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижер – Олег Романенко

09/02/2021 - 23:26   Classic   Концерты
«Крещенский фестиваль» в театре «Новая Опера» в этом году был посвящён 75-летию со дня рождения основателя театра Е.В. Колобова, и прошёл 19-30 января 2021 года.

Традиционно открытие этого фестиваля происходит в день рождения Е.В. Колобова 19 января. Так было и в этот раз. В день открытия фестиваля был исполнен «Реквием» Дж. Верди. Оркестром театра «Новая Опера» управлял Александр Самоилэ, теперь главный дирижёр театра. С его слов, Евгений Колобов испытывал особую любовь к этому сочинению. В 2001 году был выпущен CD «Реквиема». Уже после ухода Е.В. Колобова в мир иной это сочинение не раз звучало в программах «Крещенского фестиваля».

«Реквием» в «Новой Опере»
«Реквием» в «Новой Опере»

В этом сочинении нарушен канон заупокойной службы: семь частей (вместо двенадцати) наполнены оперными музыкальными образами, яркими сольными эпизодами, развёрнутыми ансамблями и грандиозными хорами, напоминают материалы театра, подготовленные к открытию фестиваля этого года.

Вокальными солистами выступили сопрано Зарина Абаева, меццо-сопрано Агунда Кулаева, тенор Алексей Татаринцев и бас Евгений Ставинский, а также хор и оркестр театра. Солисты и хор были размещены далеко в глубине сцены. Оркестр, ведомый дирижёром Александром Самоилэ, звучал как бы отдельно от солистов, а местами даже излишне резко. Достичь желаемого гармонического звучания не удалось, вероятно, в том числе, из-за акустических особенностей зала. Для исполнителей такого высокого уровня, безусловно, требуется зал другого масштаба и других акустических характеристик.

Участники концерта
Участники концерта

Завершающим аккордом «Крещенского фестиваля» стал концерт «Романсы П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова», который прошёл в сопровождении оркестра театра под руководством маэстро Дмитрия Волосникова. Романсы были исполнены в свободном переложении для оркестра Евгения Колобова. Солистами выступили Екатерина Петрова, Ксения Нестеренко, Полина Шамаева, Виктория Яровая, Маргарита Некрасова, Алексей Татаринцев, Андрей Бреус, Владимир Кудашев, а также хор театра.

Дирижер Дмитрий Волосников
Дирижер Дмитрий Волосников

Первое отделение концерта открылось исполнением сочинения П.И. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» из фортепианного цикла «Времена года». Оркестр задал тон, настроил зрителей на восприятие музыки, прекраснее которой нет, потому что она родная, но так редко мы слышим её. Музыка в сочетании со словом, а это стихи русских поэтов блистательного периода, именуемого "Серебряным веком", обращает зрителя к тонким эмоциям, к изысканным переживаниям. «Нам звёзды кроткие сияли» на стихи А.Н Плещеева, «Средь шумного бала» на стихи А.К. Толстого, «...Уж гасли в комнатах огни...» на стихи К.Р., «Серенада Дон Жуана» на стихи А.К. Толстого, «Нет, только тот, кто знал» на стихи Л.А. Мея, «Ночи безумные» на стихи А.Н. Апухтина и «Херувимская песнь» от св. Иоанна Златоуста в исполнении хора.

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Второе отделение концерта прошло под знаком «Сирени» С.В. Рахманинова: «Растворил я окно...» на стихи К.Р. Далее прозвучали романсы на стихи Ф.И. Тютчева «Всё отнял у меня», А.А. Блока «Ночью в саду у меня», А.П. Чехова «Мы отдохнём», Е.А. Бекетовой «Сирень», А.Н. Апухтина «О, не грусти», А.С. Пушкина «Не пой, красавица». «Вокализ» С.В. Рахманинова в исполнении Ксении Нестеренко, Екатерины Петровой, Маргариты Некрасовой, Алексея Татаринцева, Андрея Бреуса и Владимира Кудашева завершил эту программу, ставшую торжественным аккордом русскому слову и музыке.

Полина Шамаева
Полина Шамаева

Изысканная композиция программы концерта, её продуманность позволили рассказать языком музыки и слова о жизни человека, о его пути, надеждах и разочарованиях. Зрители услышали в первом цикле исповедь одинокой души. Второй цикл «Сирень» (романсы С.В. Рахманинова) обращает слушателя к осмыслению Бога, жизни, смерти, мира природы и нежной любви к России. Уникальность исполненной программы состоит в прямом авторском обращении великого Евгения Колобова к нам сегодняшним с высоким духовным посланием.

Участники концерта
Участники концерта

«Тому обстоятельству, что вечер романсов Чайковского и Рахманинова в оркестровках Евгения Владимировича Колобова состоялся, я рад прежде всего как музыкант, - говорит Дмитрий Сибирцев, который работал с певцами над осуществлением этой программы. - Надо сказать большое спасибо Дмитрию Георгиевичу Волосникову за то, что он стал именно тем человеком, который взялся за эту программу. Безусловно, ни исполнение «Евгения Онегина», ни вечер романсов Чайковского и Рахманинова не были бы возможны без согласия Марфы Евгеньевны Колобовой-Тесля, и теперь можно ожидать, что эта программа и в дальнейшем будет исполняться в "Новой Опере"».

Участники концерта
Участники концерта

Людмила КРАСНОВА

01/02/2021 - 04:23   Classic   Концерты
Крещенский фестиваль в театре «Новая Опера», проходивший с 19 по 30 января, включил в свою программу, можно сказать, раритет, принадлежащий исключительно этому театру, носящему имя его основателя Евгения Колобова. Премьера оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в музыкальной редакции Евгения Колобова состоялась еще в октябре 1996 года.

Традиционно театр «Новая Опера» открывает свой новый сезон в августе исполнением именно этой оперы, и неизменно со зрительским аншлагом. Всегда ее исполнение привносит в музыкальную театральную жизнь нечто новое; открывают новые оперные имена или свидетельствуют о профессиональном росте исполнителей. Участие артиста в этой опере является своего рода подтверждением его профессионального уровня. А уж сам спектакль - несомненно, глубокая и искренняя дань памяти Евгению Колобову.

Моё мнение поддержал Дмитрий Сибирцев, при руководстве которого театром «Новая Опера» создавался и поддерживался тот блистательный репертуар, который имеет этот театр сегодня. Вот его слова:

«Вы правы, лично для меня «Евгений Онегин» был, есть и останется спектаклем, олицетворяющим «Новую Оперу Евгения Колобова». Недаром этот спектакль, созданный Евгением Владимировичем в содружестве с Сергеем Арцыбашевым и Сергеем Бархиным, имеет столь долгую и счастливую жизнь. Не секрет, что на «Онегине» всегда аншлаг. Именно в этом спектакле имели честь дебютировать многие молодые певцы, ставшие впоследствии настоящими звёздами мировой оперы. Кстати, очень символично, что в нынешнем фестивале, посвящённом 75-летию со дня рождения Е.В. Колобова, принял участие Дмитрий Корчак. Когда-то его Ленский был настоящим событием в музыкальной жизни столицы, и теперь он вернулся в родной театр и как певец (в опере "Пират") и, что очень интересно, как дирижёр - именно в «Евгении Онегине». Я очень благодарен Антону Александровичу Гетьману (новый директор театра "Новая Опера" - Л.К.) за то, что он максимально сохранил идею и программу нынешнего Крещенского фестиваля, и очень рад, что состав исполнителей 28 января был именно таким. Буду безмерно счастлив когда-нибудь именно в этом «Евгении Онегине» стать свидетелем дебюта ещё многих замечательных певцов».

Да, «опять Онегин встал на моём пути», - и так можно сказать про возвращение Дмитрия Корчака на сцену театра «Новая Опера», на которой начиналась блистательная международная карьера тогда только тенора, а теперь и дирижёра в этом спектакле. А как заботливо, осторожно вёл когда-то Евгений Колобов тенора к премьере в знаковой для русской музыкальной культуры партии Ленского...

Дмитрий Корчак
Дмитрий Корчак

Теперь Дмитрий Корчак занял своё место дирижёра, но место необычное: новенькое дирижёрское кресло крепится к стенке оркестровой ямы «присосками» и возвышается над оркестром, да и над зрителями, эдакий новомодный насест, а голова, бюст дирижёра находится как бы на уровне сцены. Странная, некая новая диспозиция, которая позволила дирижёру и вести оркестр, и активно участвовать в работе певцов. «Два в одном», выражаясь на современном наречии. Пока это было то новое, что привнёс Дмитрий Корчак в исполнение оперы «Евгений Онегин».

«Без церемоний, в тот же час» закружился, понёсся спектакль, столь же знаменитый, сколь и любимый исполнителями и зрителями в этом театре. Теперь про исполнителей. С кого начать? Конечно же, с Татьяны - Екатерины Петровой. Что за удивительное дарование, уникальное во всех проявлениях! Мне посчастливилось слушать эту певицу в партии Маргариты в опере «Фауст» Ш. Гуно на этой же сцене, а совсем недавно ещё раз в прямой интернет-трансляции. Как и тогда, так и теперь, сидя в зрительном зале, внимание целиком поглощается каждым движением в сочетании с голосом этой необыкновенной исполнительницы. Голос, объёмный, наполненный, очень красивого тембра, легко управляемый певицей, без труда овладевает вниманием зрителя, покоряет его и ведёт до конца. Все положения сценического воплощения образа героини как бы убеждают зрителя, говоря ему: «Вот, такая Татьяна Ларина, такой она была». Очень глубокое, искреннее исполнение знаковой партии русского вокального репертуара, партии Татьяны Лариной, безусловно, обогатило эмоциональный фон Крещенского фестиваля. Большой успех сопрано Екатерины Петровой.

Екатерина Петрова (Татьяна), Полина Шамаева (Ольга)
Екатерина Петрова (Татьяна), Полина Шамаева (Ольга)

А как хороша была меццо-сопрано Полина Шамаева в партии Ольги! Чарующий голос молодой певицы, уже хорошо известной нашему зрителю по многочисленным успешным выступлениям её в различных концертных программах на радио и телевидении, а также в родном театре «Новая Опера», легко заполнял зал, обладая уникальной полётностью.

Полина Шамаева (Ольга), Алексей Татаринцев (Ленский)
Полина Шамаева (Ольга), Алексей Татаринцев (Ленский)

Далее, конечно же, Ленский - Алексей Татаринцев, обладатель очень красивого, сильного тенора. А уж какой артист, как он по-новому выстроил хорошо известный всем образ Ленского, придав ему черты «неопытной юности», как у А.С. Пушкина, эдакой свежести восприятия всего происходящего! Да, тут уж Ленский с авторской отметиной Алексея Татаринцева, господа!

Павел Янковский (Онегин)
Павел Янковский (Онегин)

Каким предстал на сцене главный герой Евгений Онегин? Его зрители увидели в интерпретации баритона Павла Янковского. Надо сказать, что концепция исполнения этой партии точно совпала с тем, что писал А.С. Пушкин, приступая к созданию этого образа.

Павел Янковский (Онегин)
Павел Янковский (Онегин)

А.С. Пушкин. Из письма к князю В.П. Горчакову: «Я в нём (в образе Героя) хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души...»

Разве не об этом поёт Онегин при свидании с Татьяной? Исполнение партии Онегина баритоном Павлом Янковским было точным попаданием в цель, поставленную гениальным поэтом в его романе.

Алексей Татаринцев (Ленский)
Алексей Татаринцев (Ленский)

Надо сказать, что и другие герои оперы точно вписывались в концепцию автора романа, бережно переданную композитором в музыкальных образах оперы. Как не вспомнить в этой связи незабвенного Трике в интерпретации Дмитрия Пьянова? Вот уж действительно «француз, подбитый ветерком!», как сказал поэт, Очень милый, слегка перепуганный, но по-своему очень человечный получился персонаж.

Дмитрий Пьянов (Трике)
Дмитрий Пьянов (Трике)

Роскошным предстал в исполнении Алексея Тихомирова Гремин. Вот уж, и голосом взял, и генеральской статью. А Зарецкий - Андрей Фетисов? Какое попадание в образ! Прожжённый дуэлянт, знаток этого ремесла.

Андрей Фетисов (Зарецкий)
Андрей Фетисов (Зарецкий)

Совершенно необыкновенно звучал хор и его солист Владимир Федоткин, наполняя происходящее на сцене ароматом русской деревенской жизни, такой близкой и понятной каждому.

Участники спектакля
Участники спектакля

Определённо, опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в постановке театра «Новая Опера» представляет собою шедевр уровня национального достояния нашей культуры.

Людмила КРАСНОВА

12/10/2020 - 23:39   Classic   Концерты
Ансамбль старинной музыки Pratum Integrum сыграл на фестивале Башмета в Ярославле программу «Barocco furioso!» с певицами Дилярой Идрисовой и Полиной Шамаевой.

Программа непростая — от Телемана и Генделя через Баха к «Глории» Вивальди. Специально для нее из московского «Башмет-Центра» привезли клавесин. Собственно, Pratum Integrum играет только на оригинальных старинных инструментах, - Сергей Фильченко, например, привез флорентийскую скрипку 1738 года от Лоренцо Каркасси. В этом и главная сложность — струны вовсе не современные, они теряют строй довольно шустро, не говоря о перепадах влажности для всех инструментов, и бывает досадно, когда совсем уж это не вовремя...

Частая подстройка инструментов - обычное дело для старины
Частая подстройка инструментов - обычное дело для старины

Увертюра и Пассакалия из сюиты ми минор Телемана действительно прозвучали стройно и даже бодро, в соответствии с концепцией программы с восклицательным-то знаком. Сопрано Диляра Идрисова весьма убедительно спела две арии Красоты из оратории «Триумф Времени и Разочарования» Генделя, удержавшись в тоне эпохи и избежав соблазна увеличить динамический диапазон для пущей эффектности. Разумеется, это были Un pensiero nemico di pace и завершающая ораторию Tu del Ciel ministro eletto из самой первой редакции 1707 года. И ансамбль сыграл под стать — с напором и роскошными стаккато, который нечасто услышишь от барочников. Немного удивлял разве что клавесин, кажется, время от времени перетягивавший одеяло на себя.

Диляра Идрисова с ансамблем Pratum Integrum
Диляра Идрисова с ансамблем Pratum Integrum

Другое дело - солирование клавесина. В концерте фа минор для клавесина с оркестром Баха Елизавета Миллер солировала с блеском и волево. Особенно хорош был Largo с мелкой пальцевой техникой, порою даже чудилось фортепианное туше.

Елизавета Миллер за клавесином
Елизавета Миллер за клавесином

Меццо Полина Шамаева спела кантату Cessate, omai cessate Вивальди. Для любовной по сути песни получилось холодновато. Вместо нежнейшего переливающегося контратенорового бельканто в версии Шамаевой — чуть ли не серьезные угрозы и предупреждения эдакой суровой воительницы. Неожиданно. Все сладкие воспоминания о счастливых днях улетучились при такой строгости, а ведь именно на контрасте и строится эта красивейшая кантата. Но, наверное, можно и так. Самый непонятный номер концерта.

Полина Шамаева
Полина Шамаева

Оркестровая транскрипция скрипичной сонаты «Фолия» А. Корелли от Франческо Джеминиани, это тема португальского карнавального танца с 23 вариациями. Минорный любовный танец? Да. Такие уж они, португальцы. Символ роковой неотвратимости страсти в вольных вариациях Джеминиани весьма куртуазен. Музыканты Pratum Integrum демонстрируют в нем чуть ли не все скрипичные (заодно и виолончельные) техники XVIII века. Скрипки Сергея Фильченко и Дмитрия Лепехова солируют то по отдельности, то вместе, то перекличкой, - неизменно отходя назад и сливаясь со всем ансамблем. Да и виолончели Феликса Антипова (а ведь он говорил, что играет теперь только на виолах!) есть, где развернуться.

Сергей Фильченко
Сергей Фильченко

Завершили концерт три арии из кантаты Вивальди «Gloria». Это текст католической мессы, но Вивальди не брал его дословно, а скорее компилировал для большей драматичности. Диляра Идрисова проникновенно спела Domine Deus, Полина Шамаева — величественно Qui sedes ad dexteram, и в финале они вернулись к Laudamus te, чтобы завершить дуэтом. Спели чисто и убедительно.

Диляра Идрисова и Полина Шамаева с Pratum Integrum
Диляра Идрисова и Полина Шамаева с Pratum Integrum

«Специальной подготовки для исполнения религиозной музыки у нас нет, но особый подход всегда существует. Невозможно играть музыку XVII-XVIII веков, не погружаясь в историю создания этой музыки. Для нас, коллектива единомышленников, исполнение старинной музыки — само по себе служение», - говорит концертмейстер ансамбля Сергей Фильченко.

Барокко - это не скучно, подтверждает Сергей Фильченко
Барокко - это не скучно, подтверждает Сергей Фильченко

Pratum Integrum стоит чаще делать такие воодушевляющие программы, чтобы барочные концерты перестали ассоциироваться у широкой публики (вот и на этот пришло огорчительно мало зрителей) с чем-то занудным и всегда грустным. Музыка была разная, что с успехом и доказал Pratum Integrum в этот вечер.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Наталья БОРОДИНА