Алексей Татаринцев

09/02/2021 - 23:26   Classic   Концерты
«Крещенский фестиваль» в театре «Новая Опера» в этом году был посвящён 75-летию со дня рождения основателя театра Е.В. Колобова, и прошёл 19-30 января 2021 года.

Традиционно открытие этого фестиваля происходит в день рождения Е.В. Колобова 19 января. Так было и в этот раз. В день открытия фестиваля был исполнен «Реквием» Дж. Верди. Оркестром театра «Новая Опера» управлял Александр Самоилэ, теперь главный дирижёр театра. С его слов, Евгений Колобов испытывал особую любовь к этому сочинению. В 2001 году был выпущен CD «Реквиема». Уже после ухода Е.В. Колобова в мир иной это сочинение не раз звучало в программах «Крещенского фестиваля».

«Реквием» в «Новой Опере»
«Реквием» в «Новой Опере»

В этом сочинении нарушен канон заупокойной службы: семь частей (вместо двенадцати) наполнены оперными музыкальными образами, яркими сольными эпизодами, развёрнутыми ансамблями и грандиозными хорами, напоминают материалы театра, подготовленные к открытию фестиваля этого года.

Вокальными солистами выступили сопрано Зарина Абаева, меццо-сопрано Агунда Кулаева, тенор Алексей Татаринцев и бас Евгений Ставинский, а также хор и оркестр театра. Солисты и хор были размещены далеко в глубине сцены. Оркестр, ведомый дирижёром Александром Самоилэ, звучал как бы отдельно от солистов, а местами даже излишне резко. Достичь желаемого гармонического звучания не удалось, вероятно, в том числе, из-за акустических особенностей зала. Для исполнителей такого высокого уровня, безусловно, требуется зал другого масштаба и других акустических характеристик.

Участники концерта
Участники концерта

Завершающим аккордом «Крещенского фестиваля» стал концерт «Романсы П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова», который прошёл в сопровождении оркестра театра под руководством маэстро Дмитрия Волосникова. Романсы были исполнены в свободном переложении для оркестра Евгения Колобова. Солистами выступили Екатерина Петрова, Ксения Нестеренко, Полина Шамаева, Виктория Яровая, Маргарита Некрасова, Алексей Татаринцев, Андрей Бреус, Владимир Кудашев, а также хор театра.

Дирижер Дмитрий Волосников
Дирижер Дмитрий Волосников

Первое отделение концерта открылось исполнением сочинения П.И. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» из фортепианного цикла «Времена года». Оркестр задал тон, настроил зрителей на восприятие музыки, прекраснее которой нет, потому что она родная, но так редко мы слышим её. Музыка в сочетании со словом, а это стихи русских поэтов блистательного периода, именуемого "Серебряным веком", обращает зрителя к тонким эмоциям, к изысканным переживаниям. «Нам звёзды кроткие сияли» на стихи А.Н Плещеева, «Средь шумного бала» на стихи А.К. Толстого, «...Уж гасли в комнатах огни...» на стихи К.Р., «Серенада Дон Жуана» на стихи А.К. Толстого, «Нет, только тот, кто знал» на стихи Л.А. Мея, «Ночи безумные» на стихи А.Н. Апухтина и «Херувимская песнь» от св. Иоанна Златоуста в исполнении хора.

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Второе отделение концерта прошло под знаком «Сирени» С.В. Рахманинова: «Растворил я окно...» на стихи К.Р. Далее прозвучали романсы на стихи Ф.И. Тютчева «Всё отнял у меня», А.А. Блока «Ночью в саду у меня», А.П. Чехова «Мы отдохнём», Е.А. Бекетовой «Сирень», А.Н. Апухтина «О, не грусти», А.С. Пушкина «Не пой, красавица». «Вокализ» С.В. Рахманинова в исполнении Ксении Нестеренко, Екатерины Петровой, Маргариты Некрасовой, Алексея Татаринцева, Андрея Бреуса и Владимира Кудашева завершил эту программу, ставшую торжественным аккордом русскому слову и музыке.

Полина Шамаева
Полина Шамаева

Изысканная композиция программы концерта, её продуманность позволили рассказать языком музыки и слова о жизни человека, о его пути, надеждах и разочарованиях. Зрители услышали в первом цикле исповедь одинокой души. Второй цикл «Сирень» (романсы С.В. Рахманинова) обращает слушателя к осмыслению Бога, жизни, смерти, мира природы и нежной любви к России. Уникальность исполненной программы состоит в прямом авторском обращении великого Евгения Колобова к нам сегодняшним с высоким духовным посланием.

Участники концерта
Участники концерта

«Тому обстоятельству, что вечер романсов Чайковского и Рахманинова в оркестровках Евгения Владимировича Колобова состоялся, я рад прежде всего как музыкант, - говорит Дмитрий Сибирцев, который работал с певцами над осуществлением этой программы. - Надо сказать большое спасибо Дмитрию Георгиевичу Волосникову за то, что он стал именно тем человеком, который взялся за эту программу. Безусловно, ни исполнение «Евгения Онегина», ни вечер романсов Чайковского и Рахманинова не были бы возможны без согласия Марфы Евгеньевны Колобовой-Тесля, и теперь можно ожидать, что эта программа и в дальнейшем будет исполняться в "Новой Опере"».

Участники концерта
Участники концерта

Людмила КРАСНОВА

01/02/2021 - 04:23   Classic   Концерты
Крещенский фестиваль в театре «Новая Опера», проходивший с 19 по 30 января, включил в свою программу, можно сказать, раритет, принадлежащий исключительно этому театру, носящему имя его основателя Евгения Колобова. Премьера оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в музыкальной редакции Евгения Колобова состоялась еще в октябре 1996 года.

Традиционно театр «Новая Опера» открывает свой новый сезон в августе исполнением именно этой оперы, и неизменно со зрительским аншлагом. Всегда ее исполнение привносит в музыкальную театральную жизнь нечто новое; открывают новые оперные имена или свидетельствуют о профессиональном росте исполнителей. Участие артиста в этой опере является своего рода подтверждением его профессионального уровня. А уж сам спектакль - несомненно, глубокая и искренняя дань памяти Евгению Колобову.

Моё мнение поддержал Дмитрий Сибирцев, при руководстве которого театром «Новая Опера» создавался и поддерживался тот блистательный репертуар, который имеет этот театр сегодня. Вот его слова:

«Вы правы, лично для меня «Евгений Онегин» был, есть и останется спектаклем, олицетворяющим «Новую Оперу Евгения Колобова». Недаром этот спектакль, созданный Евгением Владимировичем в содружестве с Сергеем Арцыбашевым и Сергеем Бархиным, имеет столь долгую и счастливую жизнь. Не секрет, что на «Онегине» всегда аншлаг. Именно в этом спектакле имели честь дебютировать многие молодые певцы, ставшие впоследствии настоящими звёздами мировой оперы. Кстати, очень символично, что в нынешнем фестивале, посвящённом 75-летию со дня рождения Е.В. Колобова, принял участие Дмитрий Корчак. Когда-то его Ленский был настоящим событием в музыкальной жизни столицы, и теперь он вернулся в родной театр и как певец (в опере "Пират") и, что очень интересно, как дирижёр - именно в «Евгении Онегине». Я очень благодарен Антону Александровичу Гетьману (новый директор театра "Новая Опера" - Л.К.) за то, что он максимально сохранил идею и программу нынешнего Крещенского фестиваля, и очень рад, что состав исполнителей 28 января был именно таким. Буду безмерно счастлив когда-нибудь именно в этом «Евгении Онегине» стать свидетелем дебюта ещё многих замечательных певцов».

Да, «опять Онегин встал на моём пути», - и так можно сказать про возвращение Дмитрия Корчака на сцену театра «Новая Опера», на которой начиналась блистательная международная карьера тогда только тенора, а теперь и дирижёра в этом спектакле. А как заботливо, осторожно вёл когда-то Евгений Колобов тенора к премьере в знаковой для русской музыкальной культуры партии Ленского...

Дмитрий Корчак
Дмитрий Корчак

Теперь Дмитрий Корчак занял своё место дирижёра, но место необычное: новенькое дирижёрское кресло крепится к стенке оркестровой ямы «присосками» и возвышается над оркестром, да и над зрителями, эдакий новомодный насест, а голова, бюст дирижёра находится как бы на уровне сцены. Странная, некая новая диспозиция, которая позволила дирижёру и вести оркестр, и активно участвовать в работе певцов. «Два в одном», выражаясь на современном наречии. Пока это было то новое, что привнёс Дмитрий Корчак в исполнение оперы «Евгений Онегин».

«Без церемоний, в тот же час» закружился, понёсся спектакль, столь же знаменитый, сколь и любимый исполнителями и зрителями в этом театре. Теперь про исполнителей. С кого начать? Конечно же, с Татьяны - Екатерины Петровой. Что за удивительное дарование, уникальное во всех проявлениях! Мне посчастливилось слушать эту певицу в партии Маргариты в опере «Фауст» Ш. Гуно на этой же сцене, а совсем недавно ещё раз в прямой интернет-трансляции. Как и тогда, так и теперь, сидя в зрительном зале, внимание целиком поглощается каждым движением в сочетании с голосом этой необыкновенной исполнительницы. Голос, объёмный, наполненный, очень красивого тембра, легко управляемый певицей, без труда овладевает вниманием зрителя, покоряет его и ведёт до конца. Все положения сценического воплощения образа героини как бы убеждают зрителя, говоря ему: «Вот, такая Татьяна Ларина, такой она была». Очень глубокое, искреннее исполнение знаковой партии русского вокального репертуара, партии Татьяны Лариной, безусловно, обогатило эмоциональный фон Крещенского фестиваля. Большой успех сопрано Екатерины Петровой.

Екатерина Петрова (Татьяна), Полина Шамаева (Ольга)
Екатерина Петрова (Татьяна), Полина Шамаева (Ольга)

А как хороша была меццо-сопрано Полина Шамаева в партии Ольги! Чарующий голос молодой певицы, уже хорошо известной нашему зрителю по многочисленным успешным выступлениям её в различных концертных программах на радио и телевидении, а также в родном театре «Новая Опера», легко заполнял зал, обладая уникальной полётностью.

Полина Шамаева (Ольга), Алексей Татаринцев (Ленский)
Полина Шамаева (Ольга), Алексей Татаринцев (Ленский)

Далее, конечно же, Ленский - Алексей Татаринцев, обладатель очень красивого, сильного тенора. А уж какой артист, как он по-новому выстроил хорошо известный всем образ Ленского, придав ему черты «неопытной юности», как у А.С. Пушкина, эдакой свежести восприятия всего происходящего! Да, тут уж Ленский с авторской отметиной Алексея Татаринцева, господа!

Павел Янковский (Онегин)
Павел Янковский (Онегин)

Каким предстал на сцене главный герой Евгений Онегин? Его зрители увидели в интерпретации баритона Павла Янковского. Надо сказать, что концепция исполнения этой партии точно совпала с тем, что писал А.С. Пушкин, приступая к созданию этого образа.

Павел Янковский (Онегин)
Павел Янковский (Онегин)

А.С. Пушкин. Из письма к князю В.П. Горчакову: «Я в нём (в образе Героя) хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души...»

Разве не об этом поёт Онегин при свидании с Татьяной? Исполнение партии Онегина баритоном Павлом Янковским было точным попаданием в цель, поставленную гениальным поэтом в его романе.

Алексей Татаринцев (Ленский)
Алексей Татаринцев (Ленский)

Надо сказать, что и другие герои оперы точно вписывались в концепцию автора романа, бережно переданную композитором в музыкальных образах оперы. Как не вспомнить в этой связи незабвенного Трике в интерпретации Дмитрия Пьянова? Вот уж действительно «француз, подбитый ветерком!», как сказал поэт, Очень милый, слегка перепуганный, но по-своему очень человечный получился персонаж.

Дмитрий Пьянов (Трике)
Дмитрий Пьянов (Трике)

Роскошным предстал в исполнении Алексея Тихомирова Гремин. Вот уж, и голосом взял, и генеральской статью. А Зарецкий - Андрей Фетисов? Какое попадание в образ! Прожжённый дуэлянт, знаток этого ремесла.

Андрей Фетисов (Зарецкий)
Андрей Фетисов (Зарецкий)

Совершенно необыкновенно звучал хор и его солист Владимир Федоткин, наполняя происходящее на сцене ароматом русской деревенской жизни, такой близкой и понятной каждому.

Участники спектакля
Участники спектакля

Определённо, опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в постановке театра «Новая Опера» представляет собою шедевр уровня национального достояния нашей культуры.

Людмила КРАСНОВА

25/03/2020 - 03:18   Classic   Концерты
В программе онлайн трансляций концертов театра «Новая Опера» значился и прошёл концерт «Итальянские эпизоды» (смотреть концерт).

Концертное действо, представленное в Зеркальном фойе театра, никак нельзя назвать эпизодами, так как программа и исполнители оказались мощным монолитом, сформированном на основе мастерства, прекрасных голосов, красоты, изысканных интерпретаций. Аккомпанировали в этот вечер Дмитрий Сибирцев и Анна Ситникова. Вёл и комментировал программу Михаил Сегельман.

Что сказать о исполнителях этой программы? Было ощущение, что мы попали в тайные залы роскошного дворца, где царила волшебная музыка и звучали голоса неслыханной красоты. Современный театрально-концертный процесс предполагает участие PR-приёмов в популяризации и продвижении артиста. Далеко не все талантливые исполнители умело пользуются инструментами этой индустрии. Состав исполнителей программы концерта «Итальянские эпизоды» открыл зрителям имена артистов высочайшего уровня во всех отношениях.

Программа интернет-концерта была выстроена в хронологии: от В. Беллини, Ф.П. Тости, Дж. Россини, Дж. Пуччини до О. Респиги, Л. Ардити, Э. Куртиса и Л. Денца. Таким образом, программа охватывала временной отрезок, равный приблизительно около ста лет. Музыка этих произведений принадлежит авторам итальянских опер и по своей сути близка к итальянской опере, представляя собой небольшие миниатюры.

Открыла программу меццо-сопрано Виктория Яровая, исполнив сочинение В. Беллини «Уныние». Затем последовали два опуса В. Беллини «Иди же, о, счастливая роза» и «Если я не смогу» в исполнении Ксении Нестеренко, которую зрители хорошо помнят по телевизионному проекту «Большая Опера». Ещё Ксения исполнила сочинение Дж. Россини «Флорентийская цветочница», продемонстрировав лёгкость, полётность, чистоту и прозрачность своего сопрано, создав образ красоты и гармонии. Теперь Ксения - солистка театра «Новая Опера».

Особый блеск в программу был привнесён обладательницами меццо-сопрано. Анастасия Лепешинская, Анна Синицына, Мария Буйносова и Виктория Яровая - невиданное богатство, редкое по количеству и качеству голосов. Тут уж есть почва для меломанских мечтаний! Когда пела Анастасия Лепешинская, это было сочинение «Цыганка» Г. Доницетти, замелькала впереди «Кармен», так естественно соединившись со страстностью, темпераментом, красотой и необыкновенным голосом певицы, глубоким, объёмным. Певица исполнила сочинения Дж. Россини «Упрёк» и «Если этого хочет мельничиха», продемонстрировав свои незаурядные возможности в драматическом воплощении образов и характеров.

Мария Буйносова выступила в программе с сочинениями Дж. Россини «Тарантеллой», «Анцолеттой после регаты». «Гребные гонки в Венеции» Дж. Россини были исполнены совместно с Анной Синицыной. Тут уже были другие эмоции, светлые, радостные.

К этому моменту подоспела меццо-сопрано Светлана Касьян, исполнив произведения Дж. Пуччини «Солнце и Любовь» и «Песня души». Приглашённая к микрофону Михаилом Сегельманом, Светлана рассказала о своих ближайших выступлениях.

Весьма ярко в программе была представлена Анна Синицына, исполнившая сочинения О. Респиги «О мёртвой фиалке», «Ночь» и «Дождь». Из этого же цикла О. Респиги «Сумерки» исполнил Георгий Васильев, а продолжил эту тему Георгий Фараджев романсом «Туманы» О. Респиги.

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Мужская команда программы, если так можно выразиться, выглядела очень оптимистично. Это Алексей Татаринцев, находящийся в прекрасной вокальной форме, исполнивший свою часть программы с блеском, легко и уверенно. Это были сочинения Ф.П. Тости «Марэкьяре», Р. Леонкавалло «Утро» и Э. Куртис «Мне не забыть тебя».

В финале концерта команда теноров, - Алексей Татаринцев, Георгий Васильев, Георгий Фараджев и Дмитрий Бобров, - прекрасных, разных, очень красивых, порадовала и ободрила зрителей в столь непростой момент их жизни исполнением знаменитого сочинения Л. Денца «На качелях».

Людмила КРАСНОВА

20/03/2020 - 02:33   Classic   Концерты
Московские меломаны неожиданно получили подарок, да ещё какой. Оказавшись без концертов, им предложили онлайн-трансляции концертов. Театр «Новая Опера» представил концерт «Вечер русского романса» в прямой трансляции из Зеркального фойе театра в сопровождении рояля. Аккомпанировали Дмитрий Сибирцев и Анна Ситникова.

Да, артисты были лишены публики, но, может, это и позволило им более ярко показать своё искусство, без излишнего волнения, которое многим мешает? Был прекрасный звук, было слышно каждое слово исполняемых произведений. Прозвучали романсы П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова на стихи Пушкина, Полонского, Апухтина, Плещеева, Майкова, Блока, Бунина, Давыдовой, Белого, Мережковского, Тютчева. Это целая антология русской поэзии, представленная в музыке! Относительно видеоряда трансляции можно сказать, что есть над чем работать, но для начала всё было очень достойно.

Вёл программу Михаил Сегельман в свойственной ему свободной, дружеской манере, приглашая артистов для вполне уместных мини-интервью. Музыка звучала свежо и ярко, напоминая слушателям произведения, которые давно не исполнялись ни в концертах, ни в программах современных СМИ. Ещё и поэтические тексты наших классиков, которые мы слышим просто очень редко.

Пели лауреат премий города Москвы в области литературы и искусства, «Золотая Маска», «Онегин», заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания Алексей Татаринцев, победители телепроекта «Большая Опера» Полина Шамаева, и финалистка этого телепроекта Мария Буйносова, а также Георгий Васильев, Илья Кузьмин, Анастасия Лепешинская, Станислав Мостовой, Виктория Яровая, Ксения Нестеренко. Партия фортепиано - Дмитрий Сибирцев и Анна Ситникова.

Ксения Нестеренко
Ксения Нестеренко

Из состава исполнителей программы, а состав совершенно блистательный, без всякого преувеличения, невозможно выделить одного-двух артистов. Каждый исполнитель – яркая творческая индивидуальность в своём росте, развитии. В представленной прямой трансляции каждый исполнитель был как на ладони. Уже именитые певцы, как, например, Алексей Татаринцев, Полина Шамаева, Мария Буйносова, Георгий Васильев и другие, порадовали своей вокальной формой, своим творческим развитием, своими драгоценными голосами, имеющими каждый свою индивидуальную окраску.

Роскошно прозвучала меццо-сопрано Полина Шамаева, исполнив «Песнь цыганки» П.И Чайковского на стихи Якова Полонского. Какая сценическая свобода в сочетании с богатым, заметно окрепшим голосом! Огромное впечатление произвёл романс «Я жду тебя…» С. Рахманинова на стихи В. Давыдовой. Свобода в исполнении, полётность роскошного голоса, богатство эмоций.

В исполнении сопрано Марии Буйносовой прозвучала «Колыбельная» П.И. Чайковского в обработке С.В. Рахманинова на стихи Майкова. Затем певица исполнила романс С.В. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне…» на стихи А.С. Пушкина. Голос певицы, лёгкий, подвижный, завораживающий какой-то особенной прозрачностью, чистотой, трепетно передал содержание поэтических строк.

Некоторых исполнителей зрители не так часто слышат в концертных программах, видят на телевидении. Тем приятнее было с ними познакомиться в он-лайн трансляции концерта театра «Новая Опера». Наверное, многим зрителям в этот вечер запомнилась сопрано Анастасия Лепешинская, виртуозно исполнившая романс «Кукушка» П.И. Чайковского на стихи Плещеева. А как роскошно был исполнен меццо-сопрано Викторией Яровой знаменитый романс «День ли царит…» П.И. Чайковского на слова Апухтина!

Театр «Новая Опера» богат мужскими голосами, и они в полном блеске были представлены в программе концерта. Тенор Алексей Татаринцев, знаменит и очень популярен среди зрителей. В программе концерта он исполнил «Серенаду» П.И. Чайковского на стихи Константина Романова, редко исполняемое сочинение С.В. Рахманинова на стихи И. Бунина и Т. Шевченко и знаменитый романс С.В. Рахманинова «Весенние воды» на стихи Тютчева. Что сказать? Замечательный певец, обладатель великолепного голоса, очень красивого и отлично управляемого певцом, активно задействован в репертуарах ведущих наших театров и уже достаточно известен за пределами России.

Баритон Илья Кузьмин представил в концерте романс «Ночи безумные…» П.И. Чайковского на стихи Л. Апухтина, затем романс «Вчера мы встретились…» С.В. Рахманинова на стихи Якова Полонского и романс «Христос воскрес» С.В. Рахманинова на стихи Мережковского.

Знаменитый и любимый публикой романс «Здесь хорошо…» С.В. Рахманинова прозвучал в исполнении тенора Станислава Мостового.

Была встреча в концерте с ещё одним тенором, солистом театра «Новая Опера» и приглашённым солистом Большого театра Георгием Васильевым. В его исполнении очень свежо прозвучал романс «К ней» С.В. Рахманинова на стихи Андрея Белого.

В программе «Вечер русского романса» театр «Новая Опера» предстал как мощный творческий коллектив, которому под силу любые оперные спектакли. В своём небольшом интервью директор театра «Новая Опера» Дмитрий Сибирцев выразил главное, сказав, что театр живёт творчеством и что театр – дружная творческая семья.

Новый и пока непривычный формат прямых трансляций ещё предстоит оценить. Но главное достигнуто: привлечено огромное число слушателей, которое не вместил бы театр. Кроме того, налажена «обратная связь», зрители могут сразу же оценивать исполнение, высказывать своё мнение.

Замечательный, очень перспективный проект будет продолжен.

Людмила КРАСНОВА

05/03/2019 - 04:37   Classic   Концерты
Непривычно массивно проанонсированный в соцсетях и в электронных СМИ концерт «Дмитрий Корчак и друзья. Концерт звёзд мировой оперы» состоялся в концертном зале «Зарядье» и был посвящён 40-летию главного героя этого торжества.

Действительно, программа концерта собрала и объединила исполнителей, с которыми Дмитрий Корчак или работал в начале своего творческого пути, или работает сейчас, готовя свои концертные программы. Это баритон Василий Ладюк, теноры Алексей Татаринцев, Сергей Романовский, Андрей Данилов, Леви Штраус Секгапане (ЮАР), сопрано Любовь Петрова и Вероника Джиоева, скрипач Сергей Крылов. Сам Дмитрий Корчак был заявлен в программе концерта и как тенор, и как дирижёр, совместно с дирижёром Константином Чудовским.

Дмитрий Корчак и Василий Ладюк
Дмитрий Корчак и Василий Ладюк

В концерте принимал участие Государственный академический московский областной Хор имени А.Д. Кожевникова под художественным руководством главного дирижёра Николая Азарова. Концертную программу сопровождал Московский камерный оркестр «MusicaViva», художественный руководитель и главный дирижёр Александр Рудин.

Программа концерта была построена на европейской музыкальной классике. Это произведения Россини, Делиба, Оффенбаха, Верди, Гуно, Бизе, Беллини, Пуленка, Сарасате. Богатая, разнообразная программа!

Дмитрий Корчак, Любовь Петрова и Вероника Джиоева
Дмитрий Корчак, Любовь Петрова и Вероника Джиоева

В первом отделении концерта Дмитрий Корчак выступил как тенор. И тут событием, кульминацией всего концерта стало исполнение арии Арнольда из оперы Россини «Вильгельм Телль». Эта ария уподобилась картине великого мастера, коим был Россини, показанная зрителям в роскошной раме, состоящей из сильного, ровно звучащего тенора особенной тембровой окраски, свойственной именно голосу Дмитрия Корчака. Но какой огранке был подвержен этот голос, который теперь звучал мощно, передавая все оттенки смысла, благодаря виртуозному владению исполнителем вокальными техниками. Да, это был мастер! Не было титров, но всё было понятно ещё и благодаря необыкновенно чуткому оркестровому аккомпанементу под управлением Константина Чудовского.

Андрей Данилов
Андрей Данилов

Практически каждый вокальный номер в концерте обращал нас к моментам певческой карьеры тенора Дмитрия Корчака. Ария Ромео из оперы «Ромео и Джульетта» Гуно, исполненная Алексеем Татаринцевым в гедонической манере восторга перед всем сущим, напомнила о знаменитом концерте Дмитрия Корчака в БЗК в 2014 году. Эта ария в интерпретации тенора также была наполнена тогда восторгом, но с тревогой о хрупкости всего мироздания. Ромео-Корчак как бы очутился в волшебном мире, наполненном светом, и была тревога о возможности всё это потерять. Никто из зрителей огромного зала тогда не знал, что в артистической дежурила бригада «Скорой помощи» со всеми атрибутами, полагающимися в такой ситуации. Вот из «такого сора» произрастает прекрасное пение…

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Щедрым подарком зрителям в концерте был дуэт Надира и Зурги из оперы «Искатели жемчуга» Бизе в исполнении Дмитрия Корчака и Василия Ладюка. Этот дуэт был сформирован незабвенным учителем, В.С. Поповым, когда его ученики ещё только начинали свои певческие карьеры. И как был прав В.С. Попов. Такое слияние голосов, такое взаимопонимание в дуэте – большая редкость.

Были в концерте и открытия для московской меломанской публики. На сцену вышел тенор Леви Штраус Секгапане (ЮАР), обладатель лёгкого, подвижного, красивого тембра голоса. В первом отделении певец исполнил арию Родриго из оперы «Отелло» Россини. И опять вспомнилось исполнение этой арии Дмитрием Корчаком в концерте 2011 года, который проходил на сцене КЗЧ. При очень плотном графике, при невероятной востребованности певца на мировых оперных сценах он умудрялся петь дома, в Москве. Сам певец определил для себя выступать на Родине не реже одного раза в год. Теперь, слава Богу, это происходит чаще.

Леви Штраус Секгапане
Леви Штраус Секгапане

Второе отделение концерта открылось исполнением сочинения «Gloria» для сопрано, смешанного хора и оркестра композитора Пуленка. Солировала сопрано Любовь Петрова. Дирижировал Дмитрий Корчак. В исполнении этого сочинения главным было чувство стиля, которое позволило передать своеобразие музыки, принадлежащей французской культуре. Такое исполнение, когда дирижёр и солистка достигают абсолютного взаимопонимания в передаче смыслов, большая редкость. Успех, большой успех сопрано Любови Петровой!

Вероника Джиоева и Любовь Петрова
Вероника Джиоева и Любовь Петрова

Программа концерта собрала не просто друзей Дмитрия Корчака, а исполнителей высочайшего, мирового уровня. Это было подтверждено, когда все солисты вышли на сцену и исполнили коварную арию Тонио из оперы «Дочь полка» Доницетти, легко преодолев коварный барьер, верхнее «до».

На небывалую эмоциональную высоту взлетело настроение зрительного зала при исполнении Концертной фантазии на темы оперы «Кармен» для скрипки с оркестром Сарасате. Партию скрипки исполнил с благоговением Сергей Крылов.

Дмитрий Корчак и Сергей Крылов
Дмитрий Корчак и Сергей Крылов

Что и говорить, праздник удался на славу. Сказать, что зал с энтузиазмом воспринял программу, - это ничего не сказать. Было торжество высокого искусства, высокой исполнительской культуры, молодости, красоты, талантов.

Людмила КРАСНОВА
Фото: зал «Зарядье»

20/02/2019 - 03:23   Classic   Анонсы
26 февраля в зале «Зарядье» пройдет концерт «Дмитрий Корчак и друзья. Концерт звёзд мировой оперы» в честь 40-летия Корчака.

В концерте примут участие: Дмитрий Корчак, тенор; Любовь Петрова, сопрано; Вероника Джиоева, сопрано; Андрей Данилов, тенор; Алексей Татаринцев, тенор; Сергей Романовский, тенор; Леви Секгапане, тенор; Василий Ладюк, баритон. Специальный гость концерта – Сергей Крылов, скрипка. Дирижеры – Дмитрий Корчак и Константин Чудовский. Оркестр - Musica Viva. В концерте принимает участие Государственный академический московский областной Хор имени А.Д. Кожевникова (художественный руководитель и главный дирижер – Николай Азаров).

Дмитрий Корчак
Дмитрий Корчак

Концерт приурочен к 40-летию Дмитрия Корчака.

Роскошный голос, совершенное исполнение и мощная харизма снискали тенору Дмитрию Корчаку успех во всем мире. Не так давно выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова (по двум факультетам: дирижёрскому и вокальному) начал выступать как дирижер симфонического оркестра.

К радости своих многочисленных поклонников, на этом поприще он проявил не меньший талант.

С 2016 года Дмитрий Корчак – главный приглашенный дирижер Новосибирского театра оперы и балета и приглашенный дирижер Михайловского театра в Санкт-Петербурге.

В концерте принимают участие только звезды. Место за дирижерским пультом с Дмитрием Корчаком разделит Константин Чудовский, главный дирижёр Муниципального театра Сантьяго в Чили (с 2013 г.) и главный дирижёр Екатеринбургского театра оперы и балета (с 2019 г.).

28/10/2018 - 11:59   Classic   Концерты
Перед началом концерта, посвящённого недавно ушедшему в мир иной знаменитому баритону Дмитрию Хворостовскому, в театре «Новая Опера» собрались журналисты, музыковеды, друзья певца, коллеги, члены его семьи.

Приглашённые гости рассаживались в фойе первого этажа. На рояле одиноко стоял прекрасный портрет певца. Была устроена и небольшая экспозиция: костюм певца в роли Риголетто, в котором он выступал на сцене театра «Новая Опера», выставка фотографий. Вечер проходил под эгидой Благотворительного Фонда Дмитрия Хворостовского.

Во время брифинга делились воспоминаниями директор «Новой Оперы» Дмитрий Сибирцев, дирижёр и большой друг певца маэстро Константин Орбелян, наш баритон Василий Ладюк, знаменитый бас Ильдар Абдразаков, чуть позже присоединилась вдова певца Флоранс.

Ближе к началу стал заполняться зрительный зал. На задник сцены был спроецирован огромный портрет певца, уже седовласого, по времени ближе к концу его недолгой жизни. По ходу концерта проецируемые фото менялись, напоминая о разных периодах его жизни. Певец появлялся и очень молодым красавцем, и на сцене, и с семьёй, и с друзьями, многие из которых были в зрительном зале или готовились выйти на сцену.

Программа концерта была заявлена роскошная, щедрая как по исполнительскому составу, так и по перечню исполняемых музыкальных номеров. Это было богатое приношение памяти певца, щедрый подарок от каждого участника. Артисты принесли на сцену то самое драгоценное, чем они владели. И зазвучала музыка, исполненная прекрасными музыкантами, зазвучали голоса, краше и богаче которых нет. На сцене была атмосфера щедрости талантов, мастерства, красоты и, главное, огромного желания поделиться всем этим богатством с теми, кто пришёл в зал, кто помнил и сопереживал. В этом порыве артисты и зрители были едины.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

Тон задала «Прелюдия» из оперы «Травиата» Дж. Верди в исполнении оркестра театра «Новая Опера» под управлением маэстро Константина Орбеляна. Затем на сцену вышел Ильдар Абдразаков. Надо сказать, что в этом концерте певец, пожалуй, наиболее выделился не только красотой своего богатого голоса, изумительного баса бархатного тембра, могучего и подвижного. За всем этим ярко просматривалась индивидуальность мировой оперной звезды, его нежное, заботливое отношение к другу, Дмитрию Хворостовскому. Вот и фото на огромном экране об этом нам рассказывает: друзья в лодке, Ильдар на вёслах, Дмитрий, видимо, в период восстановления после лечения. Вот и возникает вопрос: многие ли из наших мировых звёзд вот так, в лодке могли бы уделить своё драгоценное время очень больному человеку? Ответьте сами на этот вопрос! А Ильдар мог, и это работа его души, которая главная в его даровании. Вот и на концерте бас Ильдар Абдразаков был доминирующей фигурой, с его печалью о друге, с его огромным желанием провести всё на самом высоком уровне в память о Дмитрии Хворостовском. С этим настроением Ильдар Абдразаков выходил на сцену, пел, потрясал публику и зал отвечал на его искренние эмоциональные послания.

Василий Ладюк и Сергей Скороходов
Василий Ладюк и Сергей Скороходов

Заданная тональность была подхвачена всеми участниками концерта, а среди них на сцену в этот вечер выходили баритон Василий Ладюк, тенор Алексей Татаринцев, тенор Сергей Скороходов, меццо-сопрано Агунда Кулаева, сопрано Екатерина Сюрина, сопрано Ольга Гурякова, сопрано Кристина Мхитарян. Элегическое настроение в концерте поддержали своим выступлением Дмитрий Сибирцев – рояль, Борислав Струлёв – виолончель.

Алексей Татаринцев и Кристина Мхитарян
Алексей Татаринцев и Кристина Мхитарян

Далеко не в каждом концерте можно увидеть такое созвездие первоклассных дирижёров. Кроме уже названного маэстро Константина Орбеляна, сцену театра «Новая Опера» почтили своим участием такие мастера, как Ян Латам-Кёниг, Василий Валитов и Андрей Лебедев.

Элегическое настроение в концерте поддержали своим выступлением Дмитрий Сибирцев – рояль, Борис Струлёв – виолончель
Элегическое настроение в концерте поддержали своим выступлением Дмитрий Сибирцев – рояль, Борис Струлёв – виолончель

Редкий концерт воспринимается как единое целое, как сюжетное действие. На этот раз всех объединил сюжет посвящения великому певцу Дмитрию Хворостовскому.

Участники концерта
Участники концерта

Людмила КРАСНОВА
Фото: автора и пресс-службы «Новой оперы»

Ольга Гурякова
Ольга Гурякова
26/09/2018 - 09:06   Classic   Концерты
Свой новый 88-й сезон Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского открыл в Большом зале Московской консерватории. Его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев собрал своих друзей, ведущих солистов Большого театра и «Новой оперы» Агунду Кулаеву, Василия Ладюка и Алексея Татаринцева, с которыми он часто выступает, и устроил пиршество оперного искусства. К ним присоединилась Венера Гимадиева, выпускница Молодежной оперной программы Большого театра, его солистка, ныне в основном поющая за рубежом.

По традиции Владимир Федосеев первое отделение посвятил русской музыке, второе – зарубежной. После красочной Увертюры к опере Римского-Корсакова «Майская ночь» прозвучали ария Левко и дуэт Ганны и Левко из той же «Майской Ночи» в исполнении Алексея Татаринцева и Агунды Кулаевой, а затем ария Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, ее спела Венера Гимадиева. Настал черед Чайковского, и тут были радостные открытия.

Приятно наблюдать, как постепенно некогда начинавшие молодые певцы превращаются в подлинных мастеров, как расширяется их репертуар, а роскошные голоса получают психологическую глубину и свои индивидуальные интересные трактовки оперных героев. И в этом огромная заслуга замечательного музыканта-дирижера Владимира Федосеева. Недаром Василий Ладюк рассказал о важности своего сотрудничества с дирижером и его оркестром: «Работать с Владимиром Ивановичем Федосеевым — не только большая честь, но и большая ответственность для любого музыканта. И отнюдь не потому, что он признанный во всем мире авторитет, а потому, что он один из тех редких больших художников, под руководством которых не просто поешь, исполняя какое-то произведение, а творишь, делаешь музыку».

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

Агунда Кулаева оказалась мастерицей филировки, которая наполнила арию Иоанны из оперы Чайковского «Орлеанская дева» объемом, божественной силой и уверенностью в своем предназначении спасительницы Франции.

Василий Ладюк спел арию Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского красиво, но привычно, а вот ариозо Мазепы из оперы Чайковского поразило своей неожиданной трактовкой. Его герой Мазепа поет не о сегодняшней страстной любви к Марии, а как прощание с ней и с прежней жизнью. В ней читается и будущее Мазепы, злодея и предателя.

Венера Гимадиева
Венера Гимадиева

Во втором зарубежном отделении блистала Венера Гимадиева. Сначала она исполнила арию Амины из «Сомнамбулы» Беллини. Венера была лучшей Аминой в спектакле Большого театра, каждый раз радуя виртуозностью и лирической глубиной партии героини. Потом Гимадиева уехала за рубеж, а вслед за ней сняли и «Сомнамбулу». В концерте ария прозвучала как прекрасное воспоминание о замечательном спектакле, о котором очень жалеют все зрители. Радостью и счастливой беззаботностью был пронизан Вальс другой ее героини Джульетты из оперы Гуно. Во втором отделении Агунде Кулаевой явно удалась ария Далилы, коварной искусительницы, в которой всех покорила обольстительная кантилена певицы. В другом ключе, легком и игривом, решила Кулаева Песенку Эболи из «Дон Карлоса» Верди.

Особое место занимают в репертуаре Алексея Татаринцева две его последние партии в зарубежных операх: Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно и Эдгардо из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Герои разные, для каждого из них у певца свои краски и интонации, убедительные и точные. Он идеальный исполнитель Ромео, роль как будто создана для него. «Ночную» каватину Ромео можно слушать бесконечно, каждый раз находятся новые нюансы для всепоглощающей любви Ромео и уверенности в ее счастливой судьбе.

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Василий Ладюк представил две арии из неисполняемых сегодня в России опер, что было более чем интересно. Особенно впечатлила Застольная песня Гамлета из одноименной оперы француза Амбруаза Тома. Да, кстати, когда-то давно Евгений Владимирович Колобов поставил в своей «Новой опере» «Гамлета», но с большими сокращениями и некоторыми переделками. И несмотря на то, что очень приличным Гамлетом был Илья Кузьмин, спектакль быстро сошел со сцены. Недавно в абонементе Московской филармонии «Оперные шедевры» опера Тома прозвучала в концертной версии. Партию Гамлета спел Игорь Головатенко. А вот когда исполнялась ария Эцио из оперы Верди «Аттила», я что-то не припомню. Можно считать, что певец познакомил слушателей с этим вердиевским персонажем.

Василий Ладюк и Владимир Федосеев
Василий Ладюк и Владимир Федосеев

Ближе к финалу вечера Венера Гимадиева и Василий Ладюк приберегли сцену и дуэт Виолетты и Жермона из «Травиаты» Верди. Сколько бы ни звучала эта музыка Верди, ее всегда будут слушать, как в первый раз, столько в ней красоты, любви, искренности и сострадания до слез. И пели, вернее, проживали великую историю любви и смерти Виолетты замечательные артисты Венера Гимадиева, Василий Ладюк и вместе с ними Большой симфонический оркестр им. Чайковского во главе с Владимиром Федосеевым. Недаром по окончании концерта - долгие несмолкающие аплодисменты и поток роскошных букетов.

Василий Ладюк, Венера Гимадиева и Владимир Федосеев
Василий Ладюк, Венера Гимадиева и Владимир Федосеев

Елизавета ДЮКИНА

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Венера Гимадиева
Венера Гимадиева

Агунда Кулаева
Агунда Кулаева

Участники концерта
Участники концерта
12/09/2018 - 06:12   Classic   Концерты
Московские музыкальные театры и концертные залы активно начинают новый сезон. Одной из первых открыла свой 28-й сезон «Новая опера» им. Е.В. Колобова. Театр сделал своим зрителям настоящий подарок, представив полуконцертную версию оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя».

В последние годы эта опера очень редкая гостья на отечественной сцене. В данный момент ее вообще нет в репертуаре российских театров. Это прежде всего объясняется очень трудными вокальными партиями с высокой тесситурой и массой сложных ансамблей и хоровых сцен, а также непростой идеологической судьбой творения Глинки.

Это его первая опера, да и вообще первая русская классическая опера героического плана. Глинка задумал ее и начал писать, находясь в Италии и обучаясь у европейских, и прежде всего итальянских оперных и инструментальных мастеров. В музыке слышны и интонации генделевских ораторий. Наверное, это единственная русская опера, сочетающая в себе вокальную русскую и итальянскую вокальные школы. В целом же «Жизнь за царя» - сложнейших музыкальный ребус, который пришлось разгадывать дирижеру «Новой оперы» и музыкальному руководителю постановки Андрею Лебедеву, как он сам сказал журналистам на пресс-конференции. Забегая вперед, скажу, что в основном ему это удалось.

Когда Василий Жуковский узнал о намерениях композитора создать русскую героическую оперу, он предложил ему в качестве сюжета историю крестьянина Ивана Сусанина, который пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти родину от польских захватчиков. Жуковский сам собирался стать либреттистом, но оказался очень занят. По рекомендации царя Николая I в качестве автора либретто был выбран барон Е.Ф. Розен. Немец по происхождению, Розен начал учить русский язык, поступив в гусарский полк, а как поэт дебютировал в 1825 г. Музыка у Глинки была уже готова, и только барон согласился писать текст на уже написанный музыкальный материал. Рабочее название оперы «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за царя», которое придумал поэт Нестор Кукольник. Премьера оперы состоялась 9 декабря 1836 г. в Петербургском Большом (Каменном) театре. Дирижировал оперой директор Императорских театров и композитор Катарино Кавос. Кстати, его перу принадлежит и первая опера о подвиге Ивана Сусанина, которая так и называлась «Иван Сусанин», и была поставлена в 1815 году в том же театре. Обе оперы с успехом шли на одной сцене, а прославленный бас Осип Петров пел партию Сусанина в обеих постановках. Но время все расставило по своим местам -- опера Глинки благодаря замечательной музыке и высочайшему мастерству композитора была всеми признана первой классической русской оперой.

После Октябрьской революции, естественно, оперу «Жизнь за царя» ждали переделки. Музыка Глинки и сюжет о подвиге героя из народа привлекли внимание руководителей Советского государства. Оперу было решено вернуть на сцену, но при этом создать новое либретто. Над ним работал Сергей Городецкий, убрав все, что касалось монархии, и улучшив литературные качества текста. Ему помогал Михаил Булгаков. Правда, работа значительно затянулась. И только в 1939 году обновленный «Иван Сусанин» был показан в Большом театре, а с 1945 года этой оперой Глинки открывался каждый сезон первого оперного театра страны. Но на этом перемены в судьбе творения Глинки не кончились. С наступившей перестройкой в стране Большой театр в 1989 г. возобновил «Жизнь за царя» с оригинальным либретто барона Розена. Но постепенно интерес к первой опере Глинки стал исчезать, а теперь и совсем исчез. Замечательно, что к ней обратился театр «Новая опера». Главное же оказалось, что журналистам показали не просто очередную премьеру.

Театр постарался возродить первую русскую оперу в ее первоначальном виде. Премьере предшествовала огромная исследовательская и музыковедческая работа всего коллектива, и в первую очередь дирижера Андрея Лебедева. для которого возвращение не только музыки Глинки, но и текста барона Розена оказалось принципиальным и важным. Он услышал в партитуре и либретто создателей их творческие контакты, благодаря которым они находили полное взаимопонимание и полную гармонию этого сочинения.

Режиссером стал Алексей Вэйро, который прекрасно понял свою роль. Он выстраивает удобные и ненавязчивые мизансцены солистам и строит хоровые сцены, помогая певцам раскрывать характеры главных героев Ивана Сусанина, его дочери Антониды, ее жениха, ополченца Богдана Собинина, приемного сына Сусанина Вани, только исходя из музыкальной драматургии Глинки.

Правда, опера началась слишком громко. Несбалансированной прошла Увертюра и первое действие, в первую очередь хоровые сцены, но особенно громкой и невыразительной оказалась сцена польского бала. Какие блистательные танцы написал Глинка: торжественный полонез, энергичный, стремительный краковяк, легкий и изящный вальс, темпераментная мазурка. Оркестр не смог донести до слушателей глинковские польские танцы во всей их красоте и разнообразии. Это не прозвучало в оркестре, особенно это ощущалось в мазурке, которую хор спел очень грубо. Как не хватало в этом акте хормейстера от Бога Натальи Григорьевны Попович. Нынешний хормейстер Юлия Сенюкова явно не справилась с началом оперы.

Евгений Ставинский
Евгений Ставинский

К счастью, первые волнения премьеры улеглись, напряженность постепенно улетучилась, и им на смену пришли уверенность и погружение в музыку Глинки. К тому же в театре нашлись замечательные солисты, которые очень органично вошли в свои партии. Во-первых, это замечательный бас Евгений Ставинский. Роскошный голос, ровный на всем диапазоне, актерский темперамент, естественность поведения. Ему сразу и безоговорочно веришь: его юмору и доброму слову, нежности к Антониде и гордости за приемного сына Ваню, тяжести смерти от рук поляков-захватчиков и презрению к врагам, радостному приветствию зари – значит, царь и Русь спасены! Все это - в голосе певца, богатом обертонами. Своим исполнением Ставинский настолько захватывает, что даже не замечаешь трудности огромной партии Сусанина. Сразу вспоминаешь прославленных басов Большого театра.

Ирина Боженко, Евгений Ставинский и Алексей Татаринцев
Ирина Боженко, Евгений Ставинский и Алексей Татаринцев

Очень порадовал тенор Алексей Татаринцев в партии Богдана Собинина. Эта партия безумно тяжела для лирического тенора, и не каждый возьмется за нее. У певца на сегодняшний день все благополучно с верхним регистром, он смело взялся за Собинина и - победил. Все верхние ноты, в том числе «си-бемоль» и «до», и коварная ария, которую часто купируют, прозвучали у Алексея уверенно и ярко. Кроме того ему удалось создать не плакатный образ русского воина, а разноплановый, Его Собинин - нежный и любящий Антониду и Ивана Сусанина, как родного отца.

Хороша была в роли Вани солистка «Новой оперы» Юлия Меннибаева. Когда Юля заканчивала вокальное отделение Академии хорового искусства им. В. Попова по классу профессора Дмитрия Вдовина, она включила в программу госэкзамена сцену и арию Вани, и спела ее на пять с плюсом. С тех пор у певицы была мечта исполнить эту партию в спектакле. Наконец, ее мечта осуществилась. У Меннибаевой огромное насыщенное меццо-сопрано красивейшего тембра. Ему подвластно многое: русская лирическая песня, и потрясающая внутренняя энергетика, с которой певица проводит сложнейшую сцену в царской ставке, и изумительное соло меццо-сопрано в финальном трио, спетое Меннибаевой с таким проникновением, что дух захватывает.

Ирина Боженко
Ирина Боженко

К сожалению, не получилась у Ирины Боженко партия Антониды. Крикливый голос певицы нарушил гармонию звучания музыки Глинки. Он абсолютно не подходит для героинь русского репертуара, ему не хватает теплоты тембра, объема, плавности. К тому же Боженко страдает неточностью интонации, она бесконечно нарушала очень красивые ансамбли. Ее просто нужно заменить, ведь есть же в театре отличные сопрано.

Спектакль шел по нарастающей, и достиг своей кульминации в четвертом акте, В нем соединились сцены в царской ставке, куда Ваня приносит весть об отмене угрозы царской власти от польских захватчиков, и в непроходимом лесу, где гибнет во имя Руси и царя его отец Иван Сусанин. Эпилог. Красная площадь. Мощно, но музыкально звучат оркестр и хор «Славься!» и Трио.

«Жизнь за царя»
«Жизнь за царя»

Практически Глинка написал мини-Реквием, поражающим духовной и божественной составляющей, что не могло не воодушевить зрителей, устроивших восторженную и длительную овацию, несмотря на поздний час.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Даниил КОЧЕТКОВ

21/03/2018 - 02:22   Classic   Интервью
«Чайковский. Письма к тебе…». Музыкально-литературная программа БСО имени П.И. Чайковского прозвучала в КЗЧ (дирижёр - В.И. Федосеев).

Когда соприкасаешься с творчеством музыканта такого масштаба, каким является маэстро Владимир Иванович Федосеев, то возникает потребность выйти за рамки обычной рецензии по поводу прослушанного концерта и расспросить мастера о том, что остаётся за пределами концертного зала. Безусловно, творчество маэстро В.И. Федосеева представляет собою явление уникальное не только по охвату произведений мировой музыкальной культуры, но и по тому, что мы называем представлением русской музыки вообще и за пределами России, в частности. По сути, это есть представление России, формирование её звукового образа, узнаваемости нашей страны в звучании.

В текущем концертно-театральном сезоне творчество В.И. Федосеева было показано зрителям во всём многообразии. Маэстро дирижировал не только концертными программами, но и оперными спектаклями. Так, в театре «Геликон-опера» прошла премьерная серия оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского. В.И. Федосеев выступил как дирижёр-постановщик этого спектакля.

Владимир Федосеев в «Геликон-опера»
Владимир Федосеев в «Геликон-опера»

Из множества концертных программ последнего времени Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, которым руководит В.И. Федосеев, выделяются, занимают особое место в нашей музыкальной жизни программы из произведений П.И. Чайковского. Ярким событием в культурной жизни столицы стало концертное исполнение оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в КЗЧ. Был прекрасный состав исполнителей. Главные партии исполнили Василий Ладюк – Евгений Онегин, Алексей Татаринцев – Владимир Ленский, Агунда Кулаева – Ольга, Вероника Джиоева – Татьяна Ларина. В этом же составе опера в концертном варианте была представлена в Японии и, как и в Москве, имела большой успех.

Необычной оказалась программа «Чайковский. Письма к тебе…», посвящение памяти выдающегося исследователя творчества композитора П.Е. Вайдман. Автор идеи – Владимир Федосеев. Сценарий – Константин Рычков. Письма П.И. Чайковского прочитал Алексей Гуськов, актёр театра и кино. Эти эпистолярные послания великого композитора обращены к А.И. Чайковскому, М.И. Чайковскому, К.К. Альбрехту, к издателю П.И. Юргенсону, к Н.Ф. фон Мекк, к С.И. Танееву, к А.П. Мерклинг.

Открылся концерт исполнением фрагмента симфонической фантазии «Буря» П.И. Чайковского по одноимённой драме В. Шекспира. Композиционно программа концерта была выстроена так, что отрывки из писем композитора перемежались с исполнением его музыкальных произведений, соотнесённых по времени и содержанию. Публика услышала фрагмент из музыки балета «Лебединое озеро», Вальс из Серенады для струнного оркестра, соч. 48. Прозвучал в программе концерта Симфонический антракт к IV действию оперы «Кармен» Ж. Бизе. Далее были исполнены «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. Во втором отделении оркестр исполнил грандиозную Симфонию №5 П.И. Чайковского.

Восприятие и осмысление такого рода программы требует хотя бы начального уровня подготовки у зрителя. С другой стороны, даже неподготовленный слушатель имеет прекрасную возможность приобщиться к шедеврам русской и мировой музыкальной классики. Кроме того, исполненная программа рассказывает нам о той жизни, которая ушла в прошлое, но, благодаря соединению слова и музыки, она воссоздаётся как бы объёмно.

Представленная программа концерта на сцене КЗЧ является уникальной и не имеет себе подобных. В обширных концертных программах Филармонии не так часто исполняется наша русская музыка. Это вопрос непраздный. Например, во Франции очень строго следят за СМИ в плане соблюдения пропорции французской музыки по отношению к иноязычной. Нарушения строго караются, вплоть до лишения лицензии на вещание. Достойный пример для подражания! В связи с темой сохранения нашей музыкальной культуры, её представления в России и за её пределами В.И. Федосеев любезно согласился ответить на несколько вопросов.

- Как Вы, Владимир Иванович, оцениваете «удельный вес» русской классической музыки в  музыкальном пространстве России?

- Я думаю, что «удельный вес» русской классической музыки в России недостаточный, и это наглядно показывает репертуар наших оперных театров. Истина в том, что если хочешь услышать настоящего Бизе, надо ехать во Францию, а если Мусоргского — в Россию. Так всегда было и так должно быть. Удельный вес русской музыки должен быть высоким, прежде всего, у нас, в России — если, конечно, речь идет не об экспериментальном театре, где может и должна быть представлена любая музыка. Но в наших крупнейших театрах даже «Иван Сусанин» почти не исполняется, а ведь всегда была традиция открывать сезоны произведениями такого плана…

- Достаточно ли, по Вашему мнению, представлена русская музыка в концертах, на оперных сценах за пределами России?

- За пределами России русская музыка также представлена недостаточно широко. Ставят, конечно, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского, а вот Римского-Корсакова — почти нет.

- Что Вы можете сказать о постановках русских опер в Европе и Америке?

- Постановки наших опер за рубежом все, за некоторыми исключениями, весьма и весьма сомнительные. Я принимал участие во многих постановках на Западе, где сражался с режиссурой из-за того, что режиссер подчас не знал истории создания оперы. Это меня всегда немного коробило. Мне даже иногда приходилось из-за несогласия с режиссурой идти на крайние меры и отменять какие-то постановки. Была такая история с «Золотым петушком» и не только. Эксперименты за рубежом бывают разные и часто не в пользу русской оперы. Хотя делается это всё не по злому умыслу, а всего лишь по незнанию истории и конкретного сочинения.

- Как воспринимают русскую классическую музыку представители разных культур?

- Русскую культуру за рубежом оценивают очень высоко, как очень глубокое явление. И восприятие нашей музыки везде и всегда замечательное. Если она исполнена без искажений, в тех традициях, которые ценятся в России — сомневаться в этом не приходится…

Людмила КРАСНОВА

Страницы