Константин Хабенский

07/07/2024 - 05:29   Classic   Концерты
Гала-концерт "Ночь Чайковского" под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялся в усадьбе Демьяново в Клину в третий раз, и в этот раз сыграли музыкально-драматическую композицию «Евгений Онегин».

Премьера этой композиции из текстов Пушкина и самых знаменитых арий из оперы Чайковского состоялась в 2010 году. Она проехала Ярославль, Сочи, Калининград, Вену, Москву, Самару, да и тот же Клин. Неизменным оставалось одно: участие оркестра «Новая Россия» п/у Юрия Башмета, и чтецы, семейная пара Константин Хабенский и Ольга Литвинова.

Гала-концерт «Ночь Чайковского» под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялась в усадьбе Демьяново в Клину
Гала-концерт «Ночь Чайковского» под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялась в усадьбе Демьяново в Клину

А вот солисты менялись. Чаще всего Татьяну пела Жаля Исмаилова, Ольгу - Ирина Шишкова. Ленского чаще всего пел Игорь Морозов, а Гремина - Олег Цыбулько. Ну, представлять никого не надо.

Теперь из прежнего состава остались только Олег Цыбулько в роли Гремина. а также Анастасия Бибичева в роли Лариной и Александра Саульская-Шулятьева в роли Няни. А главные роли спели совсем новые лица, впервые эту программу обкатали в Пушкинских горах в Михайловском Псковской области и Воткинске Удмуртии, - совсем неслучайных местах для Пушкина и Чайковского.

«Для меня это второй «Евгений Онегин» с Юрием Абрамовичем. Первый был в Воткинске, на родине Чайковского, и это нечто особенное. Для меня опен-эйр — не частая история, и очень интересно поработать с драматическими артистами. И это работа с микрофоном, ты должен слышать в мониторах себя, оркестр, других солистов. Это абсолютно другой контроль звука, и ты не видишь дирижера. Приходится быстро ориентироваться в пространстве. Главное, чтобы не было комаров! И тут ожидается 25 тысяч человек, я никогда не выступала перед такой большой аудиторией. Чувствую восторг, волнение, уже радость и удовольствие. Очень рада, что столько людей придет нас послушать. Я буду петь партию Ольги, она веселая, красивая. Я вообще считаю, что она — главная героиня оперы, потому что из-за нее происходит весь раздор между Ленским и Онегиным. Мне очень нравится эта роль, потому что это — непринужденная девушка, которая счастлива, рада, наслаждается жизнью, и меня она восхищает», - говорила перед концертом исполнительница роли Ольги меццо-сопрано Анна Юркус.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Юрий Башмет порассуждал о том, какой хотел бы видеть свою версию «Евгения Онегина».

«Чем больше импровизации и у солистов, и в оркестре, - чем больше свободы, тем ближе мы к гениальному творению Пушкина и Чайковского. Главное, что мы не повторяем каких-то исполнительских штампов. Мы смотрим на партитуру, - и как будто вот только что Петр Ильич сочинил, и идем по его пути. Это самое важное, я убежден. Свежесть именно в этом состоит, - в его исполнении много наростов, штампов. Что-то когда-то кто-то гениально сделал, за ним повторили, еще повторили, и замылилось это. Нам хочется свежести. Постараемся вас удивить. Хабенский меня покорил тем, что уже на первой репетиции он четко, точно знал темп, ритм, пульсации, чувствовал все паузы. Он очень хорошо выучил музыку Чайковского. … Однажды я проснулся, и вспомнил, что мне приснилась ясность. Кто кого любил, кто кого предал, кто кого убил. И я подумал, а кто из молодых людей придет в оперный театр и будет смотреть и слушать оперу? У них свои понятия, а по оперным голосам не всегда понятно, о чем они поют, какой текст. И мне захотелось, чтобы впервые пришедший на оперу молодой человек вообще понял, о чем речь идет. Поэтому родился такой жанр: чтобы текст читали замечательные профессиональные актеры, знаменитые арии пели прекрасные певцы, а в «Кармен» мы еще и третье измерение добавили — балерины, у нас Ульяна Лопаткина танцевала. Актеры читают текст, и люди понимают, о чем речь».

Анна Юркус спела Ольгу
Анна Юркус спела Ольгу

В целом, примерно так на сцене и получилось, за одним досадным исключением. К новому вокальному составу нет ни одной претензии. Солистка МОП Большого театра и «Новой оперы» Анна Юркус действительно спела Ольгу непосредственной, эмоциональной, непринужденной, спела безупречно и чудесными серебристыми нотками в тембре. Спела так, что Ольгу невозможно и заподозрить в каких-либо интригах, - она счастлива, счастлива в своем счастье, и точно никому не желает несчастий. Так же, мне кажется, ее видел и сам Чайковский, судя по музыке, хотя текст Пушкина позволяет и иные трактовки.

Татьяна в исполнении Елизаветы Нарсия
Татьяна в исполнении Елизаветы Нарсия

Татьяна в исполнении сопрано, ученицы Дмитрия Бертмана и солистка «Геликон Оперы» и МОП Большого театра Елизаветы Нарсия (неакадемическая публика могла ее услышать в дуэте с певцом Шаманом «Улетай») спела прекрасно. Может быть, сценический образ показался слишком уж драматичным, хотя начиналась с лирики. У Чайковского Татьяна лирична, но не драматична и тем более не истерична. Она просто хорошая, немного замкнутая в себе девушка, в 17 лет влюбившаяся в мужчину намного старше себя. К вокальным же партиям вопросов нет, - спето все потрясающе живо. Уже ждем Нарсия в «Онегине» Большого театра, если Дмитрий Вдовин сочтет ее готовой к этому. Башмет остался ею явно доволен.

Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова
Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова

О главных мужских ролях. Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова, еще одного артиста Молодежной оперной программы Большого театра, прозрачен и чист в верхних регистрах. В самых знаковых ариях Ленского он нашел баланс между лиричностью и звуковой атакой, все прозвучало гармонично и органично. А еще он был неожиданно «впетый» в эти арии, хотя вроде на значимых площадках Ленского еще не пел.

Татьяна (Елизавета Нарсия) и Онегин (Илья Кутюхин)
Татьяна (Елизавета Нарсия) и Онегин (Илья Кутюхин)

Сам Евгений Онегин в исполнении баритона Ильи Кутюхина был поначалу немного тяжеловат, но отменно компенсировал это какой-то будто отстраненностью в лирические моменты и эдакой лихостью в дуэтах. Вот и нет никакой «тяжеловатости». Онегина он изредка пел, но в родном Большом театре не пел никогда. Вполне достойный кандидат, и эпопея со спектаклями Башмета ему будет точно в помощь.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Досадным же исключением, на мой взгляд, оказалось чтение стихов Пушкина в исполнении Константина Хабенского и Ольга Литвиновой. Да, Башмету это нравится. Я же не в первый раз из зала смотрю этот спектакль, и прекрасные драматические артисты явно перебарщивают с мелодекламацией. Это размеренное чтение стихов очень хорошо с современной поэзией, когда Рождественский или Ахмадуллина чуть подвывают под вполне себе говорительный текст. У Пушкина все не так: привычные разговорные фразы сменяют старинности вроде «Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант...» Ненаслушанная молодежь мгновенно теряет канву повествования. Им нужен живой русский разговорный язык, а не вот это ритмичное подзавывание. И есть же прекрасные примеры органики: как же, Боже мой, читали классическую русскую поэзию Михаил Казаков, Сергей Юрский, Александр Филлипенко… Да в голову не придет, что этим текстам по 200 лет! А тут — приходит, причем с каждой фразой. Более того, на «сложных» предложениях они еще и ускоряют темп. Ну явно не этого хотелось бы слышать от стихов Пушкина.

Опен-эйр с классической музыкой — это всегда испытание. Артисты в усадьбе Демьяново в Клину успешно ее прошли. Упомянутые 25 тысяч зрителей отчаянно аплодировали буквально во всех переменах чтецов и певцов. Отличная погода, огромные светодиодные экраны, чтобы в любом уголке поляны зрители видели и слышали артистов, - все сложилось.

Спектакль стал возможен при поддержке Фонда президентских грантов.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

04/05/2019 - 05:33   Classic   Концерты, Между жанров
Теперь в нем читают Константин Хабенский и его жена Ольга Литвинова, поют Жаля Исмаилова и Карина Хэрунц, Илья Кутюхин и Юрий Городецкий. А хора уже нет.

Представление состоялось в знаменитом Волковском театре Ярославля в рамках XI международного музыкального фестиваля Юрия Башмета. Именно здесь же, в Ярославле, в 2010 году и прошла премьера этого спектакля, но играли его тогда на набережной Волги, на открытой эстраде Художественного музея. С тех пор как только не менялась конфигурация спектакля! На премьере текст Пушкина читали Олег Меньшиков и Ксения Раппопорт. Затем в чтецы вливались Сергей Безруков, Константин Хабенский, Янина Колесниченко, Ксения Глинка, Алексей Кравченко, Ольга Литвинова. Хор то появлялся, то исчезал. А число певших в спектакле упомнить и вовсе затруднительно. Динара Алиева и Оксана Волкова начинали, это вот уж точно.

Жаля Исмаилова (Татьяна)
Жаля Исмаилова (Татьяна)

Теперь в спектакле из тех, кто более-менее часто пел в нем, остались Жаля Исмаилова (Татьяна), Илья Кутюхин (Онегин) и Олег Цыбулько (Гремин). Исмаилова за эти годы стала значительно увереннее играть, именно в актерском смысле, и дикция стала поразборчивей. Ее сопрано по-прежнему звучно и полетно. Кутюхин так не получил партии Онегина в Большом театре, да и у Башмета он по-прежнему и звучит и выглядит как новичок. Причины не понятны. Порой вообще неясно, кого он играет — он неубедителен и как циник, и как раскаявшийся циник. Все Ленские и Татьяны перепевают его, он просто не выглядит достойным визави. Уж очень невзрачен, что очевидно противоречит тексту. С этим что-то надо делать.

Жаля Исмаилова (Татьяна) и Илья Кутюхин (Онегин)
Жаля Исмаилова (Татьяна) и Илья Кутюхин (Онегин)

А вот к Цыбулько никогда не было никаких претензий — его бас надежен, основателен, что у Башмета, что в Большом. Он не слишком артистичен, но как раз это и требуется от Гремина, так прописано и у Пушкина, и у Чайковского. Цыбулько абсолютно на своем месте. Анастасия Бибичева (Ларина) и Ирина Чистякова (Няня) и играют драматически точно, и поют замечательно.

Прежде чем перейти к прочим, стоит подчеркнуть главное. Это — не опера «Евгений Онегин». Это не концертное исполнение, и даже не фрагменты оперы. Юрий Башмет и режиссер «Геликона» Илья Ильин создали короткую полуторачасовую композицию из главных арий и ансамблей оперы «Евгений Онегин», спрессовав все по максимуму, и при этом сохранив сюжетную линию (тут помогают как раз чтецы), и оставив героев в их исторических костюмах. Никакого авангарда. Только популярное достоверное изложение для тех, кому 4-часовая опера Чайковского не по зубам, и даже сюжет они не в состоянии понять. Зато тут поют отличные певцы из Большого и Мариинки, играет отличный (да-да, именно тут он такой) оркестр «Новая Россия» и читают знаменитые актеры. Это поп-продукт, сделанный качественно и предназначенный для очень широкого круга зрителей. Непосвященные легко понимают все (почти) изгибы сюжета, слушают великие арии в исполнении отличных певцов, и видят перед собой известных актеров. Шансов, что кто-либо уйдет через полтора часа уставшим и со словами «ничего не понятно» - нулевые. Так и задумано. Успех других авторских композиций Башмета на темы опер «Кармен», «Пиковая дама» и «Севильский цирюльник» доказал, что людям это нужно.

Карина Хэрунц (Ольга), Юрий Городецкий (Ленский), Жаля Исмаилова (Татьяна) и Илья Кутюхин (Онегин)
Карина Хэрунц (Ольга), Юрий Городецкий (Ленский), Жаля Исмаилова (Татьяна) и Илья Кутюхин (Онегин)

Ольгу сейчас поет меццо Карина Хэрунц, выпускница МГК, училась в Молодежной программе Большого у Вдовина, на широкую публику засветилась в телепроекте «Большая опера» 2016 года. Если на первом появлении в спектакле Башмета еще была заметная некая робость, то теперь Карина поет уверенно. У нее фантастической красоты голос, которому в этой роли только чуть-чуть не хватает ольгиной романтики. Карина Хэрунц вжита в образ, у нее отличная дикция (школа Вдовина очевидна), и она тут явное украшение всего спектакля. Что и говорить.

Дуэль Онегина и Ленского
Дуэль Онегина и Ленского

Странные чувства снова оставил Юрий Городецкий в роли Ленского. К его голосу никаких вопросов — роскошный светлый тенор, полетный и красивый, особенно в верхних регистрах. Столько, сколько аплодировали Городецкому после «Что день грядущий мне готовит», не аплодировали, кажется, у Башмета больше никому. Он молод, у него роскошная шевелюра (не «до плеч», как у Пушкина, но все же). Он поет как молодой, и это здорово — надоело слушать в этой роли старческие голоса, или молодые, но стилизованные под стариков а-ля Козловский, при всем уважении. Но откуда этот вечно испуганный взгляд? Откуда эта робость, эта неуверенность во всем? Ну никак не согласуется это поведение с пушкинским Ленским:

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Восторженный вольнолюбец! Хипстер и диссидент, максималист и идеалист. Ничего этого из игры Городецкого не следует. Он ходит будто затравленный, и боится дуэли больше Онегина. Словом, это очень-очень сыро. И спасает только голос белорусского тенора, он хорош.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Хабенский с женой пока не выглядят дуэтом, хотя в этой постановке появляются вместе минимум с 2015 года. Хабенский все тянет на себе, ему не привыкать. Сардоническую иронию Пушкина он понимает, но донести в полном объеме все-таки побаивается, - как бы не перетянуть одеяло на себя. Поэтому доносит искрящийся юмор Пушкина строго дозированно, не призывая зрителя поиронизировать вместе с ним (многие в зале и не поняли даже иронию автора!), - но скорее с интонациями летописца. Впрочем, тексту «Евгения Онегина» вообще не везет с современными язвительными интонациями, - разве что Римас Туминас решился в театре Вахтангова подступиться к этой задаче, прочитать юмор Пушкина «как сегодня», да и то не все получилось. А уж как некоторые «звезды» читали в «год литературы» этот текст на голубом глазу, безо всякого понимания контекста… Лучше не вспоминать. У Хабенского тоже пока не получилось, но он - хотя бы попытался. Кое-какие искрящиеся пузырьки пушкинского ума и юмора он донес, и то хорошо. А уж Ольга Литвинова читала это словно диктор радио зачитывает заявление Политбюро ЦК КПСС.

ТЕКСТ
Юрий Городецкий (Ленский), Ольга Литвинова, Юрий Башмет, Константин Хабенский, Карина Хэрунц (Ольга)

Зато сколько было аплодисментов, сколько искреннего удовольствия публики от приобщения к великому шедевру! Вот за этим Башмет и делает этот проект. Оркестр вышколен до невозможности, наигран и опытен. Татьяна и Ольга тут выглядят достаточно живо — разница их темпераментов считывается сразу. Что же касается пары Онегина и Ленского, то я бы предпочел слушать Жилиховского и Романовского, - они в этом спектакле смотрелись гораздо драматичнее и ярче, чем Кутюхин и Городецкий, увы.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Рада ЛАМБРИНИ

17/02/2018 - 10:48   Classic   Новости
В Зимнем театре - аншлаг на спектакле «Не покидай свою планету» с Башметом и Хабенским, в отеле «Жемчужина» - конференция директоров и фестивальных промоутеров, а на пресс-конференции Юрий Башмет рассказывает об истории Зимнего фестиваля.

На пресс-конференции, помимо Юрия Башмета, высказали свое мнение мэр Сочи Анатолий Пахомов, министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина и директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко.

- Основная задача этого фестиваля - это представлять не только в Сочи, но и в России то, чего еще не видели, тех артистов, которые не выступали. Делать мировые премьеры - это смысл сочинского фестиваля, - рассказал журналистам исполнительный директор фестиваля Дмитрий Гринченко.
На пресс-конференции

Министр культуры региона Виктория Лапина приветствовала участников и организаторов фестиваля и выразила благодарность организаторам за то, что на протяжении многих лет каждую зиму на берегу Черного моря наши сердца согревает Международный зимний фестиваль искусств Юрия Башмета. Этот фестиваль уже давно стал одним из любимейших культурных форумов в нашем регионе и визитной карточкой самого города Сочи.

- Но особенно приятно отмечать, – добавила Виктория Лапина, – что по традиции в рамках фестиваля проходит большое количество мероприятий, направленных на развитие талантов молодого поколения. Поддержка одаренных детей на Кубани является одним их приоритетных направлений культурной политики региона. Именно поэтому мы всегда поддерживаем такие инициативы, а сам Юрий Абрамович неоднократно лично проводил мастер-классы для наших юных музыкантов, однажды даже ради встречи со студентами Краснодарского музыкального колледжа им.Н.А.Римского-Корсакова в последний момент отменил свой вылет в Москву.

Юрий Башмет напомнил, что появился фестиваль в Сочи фактически экспромтом. 11 лет назад у «Солистов Москвы» был большой перекос в гастролях в пользу зарубежных стран — примерно 80-85% за рубежом и очень мало в России.

— Поэтому юбилейный тур коллектива я решил провести на родине. Мы проехали по 39 городам России, побывали практически во всех регионах, — рассказывает Башмет. — Первый концерт был в городе Сочи. Прошел он очень успешно в их Зимнем театре. После этого в местном кафе нам организовали ужин. Так сложились звезды, что в тот вечер там же оказались наши спортсмены Ирина Родинина и Слава Фетисов, а также тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой. Администрация городской филармонии, которые сидели тогда с нами за столом, в конце вечера сказали: «Видите, как вас принимают! А вы к нам так редко приезжаете». И попросили в следующем году снова сыграть несколько концертов. Так и был заложен первый камень в фундамент будущего фестиваля. А Швыдкой тогда, поднимая рюмочку, сказал: «Если мы не выиграем проведение Олимпийских игр в Сочи, то скажут, что в этом культура виновата, так как ваш концерт был недостаточно хорош. Я тогда даже не понял, о чем идёт речь. Оказывается, в концертном зале во время нашего выступления находились последние конкуренты России по проведению игр — Корея и Зальцбург. И когда через несколько месяцев выяснилось, что Россия победила и Зимнюю Олимпиаду всё-таки проведут в Сочи, я не поленился и сообщил Швыдкому: «Вы правы, культура все-таки виновата!».

Вечером спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам повести Сент-Экзюпери «Маленький принц» показали в Сочи уже в третий раз. В спектакле заняты Константин Хабенский и камерный ансамбль «Солисты Москвы».

Константин Хабенский и Юрий Башмет

- Спектакль живет очень ярко, идет уже два года в Москве, рассказывает Юрий Башмет. - Даём в среднем два спектакля в месяц — никакой рекламы, только сарафанное радио. Но залы полные. Я своих друзей туда с трудом провожу и они сидят на неудобных местах. А родилось всё на фестивале! Мы договорились с Контантином, что каждый год спектакль будет включаться в программу и станет визитной карточкой фестиваля.

Приветственную телеграмму участникам фестиваля отправил президент России Владимир Путин (в прошлом году он присутствовал на фестивале):

«За прошедшее время ваш форум прочно утвердился как одно из наиболее ярких, заметных событий в календаре культурной жизни страны, снискал поистине мировую известность. Своей вдохновляющей энергетикой объединил на сценических площадках Сочи признанных звёзд и талантливых молодых исполнителей, представляющих разные жанры и направления творческой деятельности. Уверен, что и в нынешнем году фестиваль станет настоящим праздником для жителей и многочисленных гостей Сочи, внесёт вклад в популяризацию лучших образцов классической и современной музыки, театрального, хореографического искусства, послужит развитию традиций подвижничества, просветительства и поддержки юных дарований, которыми по праву славится Россия».

- Меня как-то спросили в интервью, есть ли сейчас современные Шнитке, Губайдуллины, — говорит Башмет. — Хочу сказать: молодые талантливые композиторы есть! На фестивале пройдут премьеры сочинений Алексея Сюмака и Кузьмы Бодрова. Произведения талантливые — осталось только сыграть их хорошо!

Вадим ПОНОМАРЕВ

18/02/2017 - 03:16   Classic   Концерты
Спектакль по «Маленькому принцу» с Константином Хабенским и «Солистами Москвы» во главе с Башметом на Зимнем фестивале искусств в Сочи уже показывали, но тогда это была премьера.

Сейчас же, спустя год, этот удивительный моноспектакль под музыку молодого композитора Кузьмы Бодрова встал в репертуар московского театра «Современник» и вполне вписывается в заявленный юбилейным фестивалем слоган «Лучшее за 10 лет».

За год спектакль окреп, обыгрался, исчезло премьерное волнение Хабенского - теперь он точен и расчетлив в мельчайших мелочах, скрупулезен в выборе жестов и тембральных красок. И спектаклю пошло это на пользу! Довольно наивные по сегодняшним меркам высказывания Сент-Экзюпери выдающийся актер научился препарировать на молекулы - где-то он сам по-детски наивен и заражает этим чувством публику, где по-брехтовски отстраняется и дает зрителю сухую метафору как просвирку в храме. А где-то в нем клокочет язвительная ирония, - но не по поводу автора текста, а как обличение вечных пороков бытия.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Тем интереснее это было наблюдать, что на открывающий юбилейный Зимний фестиваль искусств Башмета в Сочи приехал президент России Владимир Путин. Личность неоднозначная, но масштабная - не зря его не раз включали в число самых влиятельных людей планеты (и отнюдь не только российские СМИ). Многолетний правитель самой большой страны мира, вряд ли он ждал от детской сказки Сент-Экзюпери каких-либо инвектив в свой адрес. Однако вольно или невольно так случилось. Среди планет, которые посещал Маленький Принц - были всякие, в том числе с королями-самодурами, самовлюбленными честолюбцами или паникерами. Детским чистым взглядом смотрел на них Маленький Принц, и говорил им... всякое. Что думал, то и говорил. С ребенка спрос невелик.

Путина в зал провожал сам Башмет
Путина в зал провожал сам Башмет

«Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди - подданные.
- Подойди, я хочу тебя рассмотреть, - сказал король, ужасно гордый тем, что он может быть для кого-то королем.
- ... Ваше величество, - начал он, - могу ли я вас спросить...
- Повелеваю: спрашивай! - поспешно сказал король.
- Ваше величество... чем вы правите?
- Всем, - просто ответил король.
- Всем?
Король повел рукою, скромно указывая на свою планету, а также и на другие планеты, и на звезды.
- И всем этим вы правите? - переспросил Маленький принц.
- Да, - отвечал король.
Ибо он был поистине полновластный монарх и не знал никаких пределов и ограничений.
"Странный народ эти взрослые", - сказал себе Маленький принц, продолжая путь.»

Диалог с королем
Диалог с королем

Хабенский не был бы Хабенским, если бы в такие моменты прямолинейно указывал бы в зал. Он делал гораздо тоньше, и даже дружелюбно. Лишь раз он позволил себе дать жест в центр зала, и именно в монологе «о тех, кого мы приручили» - в вариации на тему того, что нужно иметь друзей, иначе может просто не хватить времени, чтобы они появились...

Музыка Кузьмы Бодрова не слишком ярка и слишком на многое похожа, но в чем нельзя ей отказать - в яркой драматургичности. «Солисты Москвы» привычно виртуозно справлялись со всеми ее стилизациями под Вивальди и неожиданными диссонансами в духе Шнитке, а порою и вовсе брали на себя ведущую роль в повествовании, пока Хабенский отдыхал. Единая ткань действия не распадалась, музыка Бодрова крепко сложена для самодостаточного драматического эффекта.

Соло Юрия Башмета
Соло Юрия Башмета

Юрий Абрамович то увлеченно дирижировал, то помогал Хабенскому взобраться на очередную табуретку, то выходил вперед и солировал на альте, - солировал вдохновенно и пронзительно. Режиссура Виктора Крамера именно что уместная - никакой назойливости форм, только яркие метафоры и строгая гармония музыки с текстом. Главный герой - Константин Хабенский в дюжине образов (включая компьютерную графику), и он остается главным героем. Ансамбль Башмета хорош, и он на своем месте в этом раскладе. Никакого перетягивания одеяла на себя и подмены смыслов на чуждых автору.

Все получилось, и настоявшийся спектакль заиграл множеством новых красок. Как и подобает живому произведению искусства.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Путин в зале
Путин в зале
02/11/2016 - 14:00   Classic   Новости
6 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках европейского турне Всероссийский юношеский оркестр под управлением Юрия Башмета выступит на одной сцене с Константином Хабенским.

Известный актер прочтет текст сказки Сергея Прокофьева «Петя и Волк». А откроет концертный вечер мировая премьера Александра Чайковского «Большая Серенада» – произведение, написанное специально для Всероссийского юношеского симфонического оркестра. В программе концерта также прозвучат произведения П. Чайковского и И. Брамса. Маэстро Юрий Башмет примет участие в концерте в качестве дирижера и солиста.

Юрий Башмет, Константин Хабенский
Юрий Башмет, Константин Хабенский

После концерта в Москве ребят ожидают выступления в легендарных залах Европы: Большой Зал Королевского Концертгебау (Амстердам, 8 ноября), Миланская консерватория имени Джузеппе Верди (10 Ноября /Милан), Музикферайн (12 Ноября/ Вена)

Программа Концерта в Москве 6 ноября. Большой Зал Консерватории:

А. Чайковский. «Серенада» (Мировая премьера. Произведение написано специально для Всероссийского юношеского симфонического оркестра)
И. Брамс – Л. Берио. Анданте из сонаты для альта и фортепиано № 1 фа минор (переложение для солирующего альта и симфонического оркестра). Солист: Юрий Башмет (альт)
С. Прокофьев. «Петя и волк». Чтец: Константин Хабенский
П. Чайковский. Симфония №5. Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Дирижер: Юрий Башмет

28/09/2016 - 21:45   Mix   Между жанров
Сергей Шнуров и Константин Хабенский озвучили 3D-анимационный фильм "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" по одноименной сказке Александра Волкова.

Хабенский озвучил самого Урфина Джюса, а Шнуров – генерала оживленных им солдат-дуболомов. Режиссеры мультфильма – создатели хитов студии "Мельница" "Иван Царевич и Серый волк" и "Крепость" Владимир Торопчин, Федор Дмитриев и Дарина Шмидт, продюсер — Сергей Сельянов. Мультфильм выйдет в прокат 23 марта 2017 года.

Сергей Шнуров
Сергей Шнуров

"Я не первый раз звучу в мультиках. Меня это дело забавляет, особенно если роль небольшая. Озвучить главного героя очень трудоемко, на самом деле, это тяжелый труд, и те профессионалы, которые действительно этим занимаются, заслуживают огромного уважения. Мне нравится играть и перевоплощаться, да и к тому же, я в принципе работаю со звуком всю жизнь, поэтому все идет органично. Мой герой, генерал дуболомов, вообще абсолютно типичен и для наших, и не наших широт. У него в голове нет ровным счетом ничего, как у большинства населения планеты Земля", — цитирует пресс-служба Шнурова.

Хабенский в свою очередь считает, что его герою не хватает внимания и любви.

"Он наивный человек, который хочет казаться страшным, а люди, которые хотят казаться страшными, всегда очень нелепо выглядят. Урфин Джюс – пример того, что на самом деле, все корни идут из детства. Никто с ним не играл, и он превратился в такого монстра. На самом деле он всего лишь хочет какого-то внимания и любви", — рассказал актер.

Хабенский признался, что актёрам вообще более интересны роли злодеев, где можно создать очень большой диапазон. При этом, озвучивая персонажа, он меняется и сам – "нос как-то вытягивается, уши как-то складываются".

РИА Новости

13/02/2016 - 01:11   Classic   Концерты
12 февраля в Сочи стартовал Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. В Зимнем театре прошел предпремьерный показ спектакля «Маленький принц» по мотивам Сент-Экзюпери - фактически моноспектакль популярного актера Константина Хабенского, поставленный режиссером Виктором Крамером.
Режиссер Виктор Крамер, актер Константин Хабенский, музыкант Юрий Башмет и директор фестиваля Дмитрий Гринченко
Режиссер Виктор Крамер, актер Константин Хабенский, музыкант Юрий Башмет и директор фестиваля Дмитрий Гринченко

Музыкальную ткань спектакля составила оригинальная композиция из произведений Брамса, Малера, Гайдна, а также стилизаций под эти имена под авторством молодого композитора Кузьмы Бодрова. На сцене играл камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением маэстро Юрия Башмета.

- Сегодня не премьера, это некий предпоказ в рамках фестиваля Башмета, и вы станете первыми зрителями, - объяснил перед началом спектакля режиссер Виктор Крамер. - Последние полгода были полностью отданы этой работе. Многие классические произведения сразу становятся всем «понятными», а когда мы спустя годы возвращаемся к ним, смотрим сегодняшними глазами, снимаем с глаз навязанные нам в детстве шаблоны, то оказывается, что мы не знаем ничего о «Маленьком принце», например. Это субъективный взгляд, спорный, но искренний — это сделано сердцем и душой. Надеемся, что наша искренность получит отклик у публики.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Константин Хабенский рассказал:

- Это спектакль по мотивам «Маленького принца». Этот проект мы обсуждали два года с Юрием Абрамовичем, пока не нашли единомышленника - Виктора Крамера, который привел все наши мысли в единому знаменателю. Мы попытаемся втянуть вас в эти ассоциации, воспоминания о жизни и любви, о смысле существования человека на земле.

- Я продолжаю наслаждаться каждой репетицией! - прокомментировал Юрий Башмет. - Вижу, что режиссер все понимает, чего-то хочет, а я еще сам не все понимаю! Такие ощущения, будто это одна из главных музыкальных премьер в моей жизни. Мне приходится внимательно относиться к природе звуков, я внимательно слежу за Хабенским и его темпоритмом. Я уже счастлив, даже если сегодняшняя премьера не состоится — это прекрасное творческое состояние, которое не так уж часто посещает нас. Гармония спектакля полностью совпадает с моими ощущениями от «Маленького принца». Мы знаем, что это хорошо, но даже если испортим что-то, все равно останется хорошо. Это большое творческое событие, и я рад, что первый показ без остановки от начала до конца пройдет в рамках сочинского фестиваля. Конечно, потом спектакль будет развиваться и крепнуть!

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Моноспектакль Хабенского - сплетение рефлексий на довольно наивный и по нынешним временам даже трюистический текст Сент-Экзюпери. К чести Хабенского, весь свой гигантский артистический талант он кладет на то, чтобы эти фразы не казались напыщенной банальностью. Его органика беспредельна, причем сам Хабенский играет и всех собеседников, к которым Маленький Принц прилетает на другие планеты, - тут помогает компьютерная графика и заранее записанные видеофрагменты с разными образами в исполнении Хабенского. Режиссер, он же сценограф Виктор Крамер тоже борется с детской прямолинейностью Экзюпери, - планеты представляются в виде воздушных шариков с видеопроекциями, цветы - в виде гаечных ключей или фотографий Марлен Дитрих, невидимые розы накрываются железным шлемом, а в финале загораются лампочками смычки-розы.

Константин Хабенский в спектакле «Маленький принц»
Константин Хабенский в спектакле «Маленький принц»

«Солисты Москвы» действительно очень чутки к актерской стихии Хабенского - тот не стесняется в присутствии самого Башмета управлять оркестром, просить его замолкнуть или, наоборот, вступить. Высочайшее качество музицирования «Солистов» составляет действительно уникальное живое музыкальное действо моноспектакля. Стилизации Кузьмы Бодрова (с ним Башмет недавно делал проект-компиляцию «Военная симфония» на 9 мая в Ярославле) весьма уместны, хотя ни разу так и не вышли на передний план.

Интерактив в спектакле «Маленький принц»
Интерактив в спектакле «Маленький принц»

Главным героем спектакля остается сам Константин Хабенский, отменно убедительный во всех ипостасях. Роскошной интерактивной импровизацией становится сцена, обыгрывающая хрестоматийный призыв Сент-Экзюпери «приручить». Хабенский приглашает зрителя из зала посидеть на стуле в центре Зимнего театра, и просит его, если тот хочет иметь друзей, «которых не продают в магазинах» - приручить его. Призыв приручить звучит столь многократно, что Хабенский обнимает зрителя и подводит его к мысли о ценности дружбы только в контексте «приручения» людей друг к другу. Так мысль о приручении звучит гораздо свежее, чем искаженное «мы в ответе за тех, кого приручили».

Образы Константина Хабенского
Образы Константина Хабенского

Есть надежда, что «Маленький принц» (другое его название - «Не покидай свою планету») может стать регулярным в репертуаре театра «Современник». Правда, вряд ли Юрий Башмет и «Солисты Москвы» смогут часто появляться в нем...

Сегодня на Зимнем фестивале искусств прошло также открытие трех литературно-музыкальных выставок в фойе Зимнего театра - в честь балерины Анны Павловой, Прокофьева и Байрона, одну из которых, про Байрона, привез в Сочи Государственный литературный музей. А официальное открытие фестиваля состоится здесь же 13 февраля.

Выставки в фойе Зимнего театра
Выставки в фойе Зимнего театра

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

09/10/2015 - 13:22   Classic   Анонсы
30 октября 2015 года в 20:00 на сцене Крокус Сити Холла - музыкально-литературное действо с участием Константина Хабенского, Юрия Башмета и Камерного оркестра «Солисты Москвы». Солисты: Ксения Башмет и Игорь Горский (фортепиано).

В программе:
I отделение
Музыка Ф.Шуберта, Г.Малера
А.Камю «Калигула»
II отделение
Большая зоологическая фантазия «Карнавал животных» (текст и музыка Сен-Санса для чтеца, двух фортепиано, флейты, кларнета и струнных)

Есть музыканты, которым Богом и судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Сегодня таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства. Юрий Башмет – один из немногих музыкантов современности, получивший всемирное признание и авторитет.

Юрий Башмет, пожалуй, самый титулованный музыкант нашего времени. Народный артист СССР, народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и России, лауреат премий Sonnings Musikfond и Award-1993, Почетный академик Лондонской академии искусств, Офицер искусств и словесности Французской республики, кавалер восьми высших орденов России, Франции, Италии, Литвы, Украины. Кроме того, он руководитель и артистический директор шести международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Италии, организатор международного конкурса альтистов, учредитель Международной премии им. Д. Шостаковича, основатель камерного ансамбля «Солисты Москвы», художественный руководитель государственного симфонического оркестра «Новая Россия», профессор Московской консерватории.

Камерный ансамбль «Солисты Москвы» дебютировал 19 мая 1992 года на сцене Московской консерватории и через день, 21 мая – на сцене Парижского зала Playel. Тогда Юрий Башмет собрал для совместного творчества лучших выпускников, студентов и аспирантов Московской консерватории тех лет. Сегодня за плечами молодых музыкантов большой, яркий и насыщенный творческий путь. Их искусству аплодировали ценители музыки в Европе, Америке, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Яркость, разнообразие, блистательное исполнение шедевров мировой классики, включая редко звучащие произведения композиторов прошлого и настоящего, – отличительная черта программ ансамбля «Солисты Москвы».

30 октября в концертном зале Крокус Сити Холл будет представлен необычный проект. Юрий Башмет отмечает: «Идея этого концерта не связана с тем, чтобы публике было легко слушать музыку. И это не один Костя приехал читать. Это не авторский вечер. И не мы приехали играть этого Шуберта. Еще раз повторяю: мы хотим поделиться этим необычным сочетанием».

Адрес: 65-66 км МКАД, Концертный зал «Крокус Сити Холл» (м. Мякинино)
Заказ билетов: +7 (499) 55-000-55

05/10/2015 - 14:34   Classic   Концерты
25-й юбилейный сезон оркестр «Новая Россия» открыл в Концертном зале им. Чайковского представлением «Евгения Онегина» в авторской версии Юрия Башмета.

От оперы Чайковского в композиции Башмета остались только основные сюжетные линии. Выжимка, по сути, для концертного исполнения. Со всеми плюсами и минусами. Зато есть время для оркестровых дивертисментов, есть содержательные диалоги 7 уцелевших героев, и «закадровый» текст Пушкина от лица автора читают сразу два актера.

«Евгений Онегин»
«Евгений Онегин»

К сожалению, в зале Чайковского не было видеоэкранов, куда обычно в «Евгении Онегине» проецируются пушкинские черновики и просто подходящий видеоряд. Ведущую роль взял на себя сам оркестр, на диво выразительный и чуткий. Оркестр «Новая Россия» в этот вечер был просто в ударе. Играл именно Петра Ильича Чайковского, хрестоматийно выдержанного и в меру темперированного.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Кстати, в оркестре сумел поиграть и Константин Хабенский! Не все зрители даже заметили этот факт. Хабенский скромно сидел в начале увертюры на месте контрабасиста, с инструментом в руках. А опыт музицирования на контрабасе у него богатый, со спектаклем «Контрабас» Хабенский объездил весь мир, в том числе играл и на фестивалях Башмета. Буквально одну-две минуту, но Хабенский сыграл в качестве контрабасиста в оркестре «Новая Россия». А затем незаметно уступил это место штатному контрабасисту. Выглядело как подарок судьбы, с позволения Юрия Башмета, конечно.

Константин Хабенский и Ксения Лаврова-Глинка читали текст Пушкина нервно. Хабенский наизусть, Лаврова — по бумажке. Поначалу неприятно загнали темп, едва успевая проговаривать слова. Затем успокоились, и текст пошел более органично. И все же до самого конца оба актера так и не определились — то ли читать Пушкина хрестоматийно «по-правильному», то ли делать текст сегодняшним, с аллюзиями и иронией. Великий Пушкин позволяет разнообразные трактовки, Башмет дал актерам полную свободу, и они промучались с окончательным выбором до самого финала. Так ничего и не выбрав, в итоге.

Ирина Шишкова и Сергей Романовский
Ирина Шишкова и Сергей Романовский

А вот певцы совершенно не метались с выбором, все пели уверенно и вполне хрестоматийно. Ленский в исполнении Сергея Романовского был тем самым бисовым Ленским, ради которого публика готова плакать и стонать, и даже уходить после его смерти с середины спектакля (никто не ушел, впрочем). Романовский пел легко и по-хорошему красиво.

Олег Кутюхин и Жаля Исмаилова
Олег Кутюхин и Жаля Исмаилова

Илья Кутюхин в партии Онегина был, как всегда убедительным, ненамного отойдя от памятного «Онегина» в театре-студии РАМ имени Гнесиных и телешоу «Большая опера». Молодому певцу не хватило определенности трактовки — для циника он был недостаточно циничен, для трагика — недостаточно трагичен. Концертному исполнению это не навредит, а полноценная роль в «Онегине» ему еще только предстоит. Технически его исполнение было вполне безупречным.

Жаля Исмаилова и Ирина Шишкова
Жаля Исмаилова и Ирина Шишкова

Жаля Исмаилова в роли Татьяны Лариной и Ирина Шишкова в роли Ольги Лариной упорно не выстраивались в пару, однако по отдельности были хороши. Прозрачное меццо Шишковой парило небесным колокольчиком, а насыщенное сопрано Исмаиловой показало подлинный драматизм, особенно в финале, в высоком регистре.

Жаля Исмаилова
Жаля Исмаилова

Бас Олег Цыбулько набирает популярность в оперных кругах, у него уже есть свой фан-клуб. В партии князя Гремина он вышел как бисирующий солист, и у него снова все получилось. Может быть, не хватает опорного дыхания в самых нижних регистрах, хочется побольше «мяса». Но сделаем скидку на возраст. У артиста прекрасные перспективы.

Жаля Исмаилова и Олег Цыбулько
Жаля Исмаилова и Олег Цыбулько

Для сцен бала привлекли артистов Хоровой капеллы имени Юрлова — и они не подвели. Прозвучали чисто, сыграли ровно то, что требовалось в качестве массовки, и даже поимпровизировали. Режиссер постановки Илья Ильин может быть ими доволен.

Сцена бала. Онегин и Ольга Ларина
Сцена бала. Онегин и Ольга Ларина

В целом, открытие 25-го сезона для оркестра Башмета прошло чрезвычайно успешно. Если абстрагироваться от собственно постановки и приглашенных артистов, и слушать только «Новую Россию», - оркестр звучит весьма достойно и находится в отличной творческой форме. Может быть, это и стало главным событием в этот юбилейный вечер.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Константин Хабенский
Константин Хабенский
Ирина Шишкова и Сергей Романовский
Ирина Шишкова и Сергей Романовский
Ксения Лаврова-Глинка
Ксения Лаврова-Глинка
Жаля Исмаилова
Жаля Исмаилова
Дуэль. Ленский
Дуэль. Ленский
Бал
Бал
Жаля Исмаилова, Олег Цыбулько и Илья Кутюхин
Жаля Исмаилова, Олег Цыбулько и Илья Кутюхин
Финальные аплодисменты
Финальные аплодисменты
Финальные аплодисменты
Финальные аплодисменты
14/08/2013 - 09:44   Mix   Между жанров
Константин Хабенский утвержден на главную роль в проекте под рабочим названием "Цой и Цукерберг", сказано в презентации, которую студия Александра Роднянского "Нон-Стоп Продашкн" представила на защите проектов перед экспертами Фонда кино.
Главные герои новой картины — бесшабашная девушка Катя, увлеченная экстремальными видами спорта, ее бойфренд по прозвищу "Цукерберг" и 40-летний путешественник фанат группы "Кино" Макс (Хабенский) — вместе оказываются на Мальте. Девушке предстоит выбрать между двумя мужчинами.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Сценарий для фильма напишет Денис Родимин, работавший над такими картинами, как "Бумер", "Олимпиус Инферно" и "Духless". Режиссером станет Константин Буслов ("Бабло").

Защита проектов компаний, признанных лидерами отечественного кинопроизводства, проводится во вторник в главном здании киноконцерна "Мосфильм" в Москве. Защита проходит без представителей СМИ, однако Фонд кино организовал в интернете прямую трансляцию, которая идет с сильными техническими сбоями.

Ранее открытую защиту проектов, рекомендованных для получения господдержки, проводило министерство культуры РФ. По итогам питчинга были выбраны 12 проектов, в числе которых оказались новые картины Кирилла Серебренникова, Андрея Звягинцева, Ивана Вырыпаева и других. Однако итоговый результат стал поводом для скандала: эксперты, работавшие на защите, были крайне удивлены отсутствием в этом списке российско-немецкого проекта Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр". Из-за отказа Минкультуры поддержать проект он на данный момент находится под угрозой срыва.

РИА Новости

Быстрый поиск: