Сергей Романовский

05/03/2019 - 04:37   Классическая музыка   Концерты
Непривычно массивно проанонсированный в соцсетях и в электронных СМИ концерт «Дмитрий Корчак и друзья. Концерт звёзд мировой оперы» состоялся в концертном зале «Зарядье» и был посвящён 40-летию главного героя этого торжества.

Действительно, программа концерта собрала и объединила исполнителей, с которыми Дмитрий Корчак или работал в начале своего творческого пути, или работает сейчас, готовя свои концертные программы. Это баритон Василий Ладюк, теноры Алексей Татаринцев, Сергей Романовский, Андрей Данилов, Леви Штраус Секгапане (ЮАР), сопрано Любовь Петрова и Вероника Джиоева, скрипач Сергей Крылов. Сам Дмитрий Корчак был заявлен в программе концерта и как тенор, и как дирижёр, совместно с дирижёром Константином Чудовским.

Дмитрий Корчак и Василий Ладюк
Дмитрий Корчак и Василий Ладюк

В концерте принимал участие Государственный академический московский областной Хор имени А.Д. Кожевникова под художественным руководством главного дирижёра Николая Азарова. Концертную программу сопровождал Московский камерный оркестр «MusicaViva», художественный руководитель и главный дирижёр Александр Рудин.

Программа концерта была построена на европейской музыкальной классике. Это произведения Россини, Делиба, Оффенбаха, Верди, Гуно, Бизе, Беллини, Пуленка, Сарасате. Богатая, разнообразная программа!

Дмитрий Корчак, Любовь Петрова и Вероника Джиоева
Дмитрий Корчак, Любовь Петрова и Вероника Джиоева

В первом отделении концерта Дмитрий Корчак выступил как тенор. И тут событием, кульминацией всего концерта стало исполнение арии Арнольда из оперы Россини «Вильгельм Телль». Эта ария уподобилась картине великого мастера, коим был Россини, показанная зрителям в роскошной раме, состоящей из сильного, ровно звучащего тенора особенной тембровой окраски, свойственной именно голосу Дмитрия Корчака. Но какой огранке был подвержен этот голос, который теперь звучал мощно, передавая все оттенки смысла, благодаря виртуозному владению исполнителем вокальными техниками. Да, это был мастер! Не было титров, но всё было понятно ещё и благодаря необыкновенно чуткому оркестровому аккомпанементу под управлением Константина Чудовского.

Андрей Данилов
Андрей Данилов

Практически каждый вокальный номер в концерте обращал нас к моментам певческой карьеры тенора Дмитрия Корчака. Ария Ромео из оперы «Ромео и Джульетта» Гуно, исполненная Алексеем Татаринцевым в гедонической манере восторга перед всем сущим, напомнила о знаменитом концерте Дмитрия Корчака в БЗК в 2014 году. Эта ария в интерпретации тенора также была наполнена тогда восторгом, но с тревогой о хрупкости всего мироздания. Ромео-Корчак как бы очутился в волшебном мире, наполненном светом, и была тревога о возможности всё это потерять. Никто из зрителей огромного зала тогда не знал, что в артистической дежурила бригада «Скорой помощи» со всеми атрибутами, полагающимися в такой ситуации. Вот из «такого сора» произрастает прекрасное пение…

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Щедрым подарком зрителям в концерте был дуэт Надира и Зурги из оперы «Искатели жемчуга» Бизе в исполнении Дмитрия Корчака и Василия Ладюка. Этот дуэт был сформирован незабвенным учителем, В.С. Поповым, когда его ученики ещё только начинали свои певческие карьеры. И как был прав В.С. Попов. Такое слияние голосов, такое взаимопонимание в дуэте – большая редкость.

Были в концерте и открытия для московской меломанской публики. На сцену вышел тенор Леви Штраус Секгапане (ЮАР), обладатель лёгкого, подвижного, красивого тембра голоса. В первом отделении певец исполнил арию Родриго из оперы «Отелло» Россини. И опять вспомнилось исполнение этой арии Дмитрием Корчаком в концерте 2011 года, который проходил на сцене КЗЧ. При очень плотном графике, при невероятной востребованности певца на мировых оперных сценах он умудрялся петь дома, в Москве. Сам певец определил для себя выступать на Родине не реже одного раза в год. Теперь, слава Богу, это происходит чаще.

Леви Штраус Секгапане
Леви Штраус Секгапане

Второе отделение концерта открылось исполнением сочинения «Gloria» для сопрано, смешанного хора и оркестра композитора Пуленка. Солировала сопрано Любовь Петрова. Дирижировал Дмитрий Корчак. В исполнении этого сочинения главным было чувство стиля, которое позволило передать своеобразие музыки, принадлежащей французской культуре. Такое исполнение, когда дирижёр и солистка достигают абсолютного взаимопонимания в передаче смыслов, большая редкость. Успех, большой успех сопрано Любови Петровой!

Вероника Джиоева и Любовь Петрова
Вероника Джиоева и Любовь Петрова

Программа концерта собрала не просто друзей Дмитрия Корчака, а исполнителей высочайшего, мирового уровня. Это было подтверждено, когда все солисты вышли на сцену и исполнили коварную арию Тонио из оперы «Дочь полка» Доницетти, легко преодолев коварный барьер, верхнее «до».

На небывалую эмоциональную высоту взлетело настроение зрительного зала при исполнении Концертной фантазии на темы оперы «Кармен» для скрипки с оркестром Сарасате. Партию скрипки исполнил с благоговением Сергей Крылов.

Дмитрий Корчак и Сергей Крылов
Дмитрий Корчак и Сергей Крылов

Что и говорить, праздник удался на славу. Сказать, что зал с энтузиазмом воспринял программу, - это ничего не сказать. Было торжество высокого искусства, высокой исполнительской культуры, молодости, красоты, талантов.

Людмила КРАСНОВА
Фото: зал «Зарядье»

20/02/2019 - 03:23   Классическая музыка   Анонсы
26 февраля в зале «Зарядье» пройдет концерт «Дмитрий Корчак и друзья. Концерт звёзд мировой оперы» в честь 40-летия Корчака.

В концерте примут участие: Дмитрий Корчак, тенор; Любовь Петрова, сопрано; Вероника Джиоева, сопрано; Андрей Данилов, тенор; Алексей Татаринцев, тенор; Сергей Романовский, тенор; Леви Секгапане, тенор; Василий Ладюк, баритон. Специальный гость концерта – Сергей Крылов, скрипка. Дирижеры – Дмитрий Корчак и Константин Чудовский. Оркестр - Musica Viva. В концерте принимает участие Государственный академический московский областной Хор имени А.Д. Кожевникова (художественный руководитель и главный дирижер – Николай Азаров).

Дмитрий Корчак
Дмитрий Корчак

Концерт приурочен к 40-летию Дмитрия Корчака.

Роскошный голос, совершенное исполнение и мощная харизма снискали тенору Дмитрию Корчаку успех во всем мире. Не так давно выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова (по двум факультетам: дирижёрскому и вокальному) начал выступать как дирижер симфонического оркестра.

К радости своих многочисленных поклонников, на этом поприще он проявил не меньший талант.

С 2016 года Дмитрий Корчак – главный приглашенный дирижер Новосибирского театра оперы и балета и приглашенный дирижер Михайловского театра в Санкт-Петербурге.

В концерте принимают участие только звезды. Место за дирижерским пультом с Дмитрием Корчаком разделит Константин Чудовский, главный дирижёр Муниципального театра Сантьяго в Чили (с 2013 г.) и главный дирижёр Екатеринбургского театра оперы и балета (с 2019 г.).

15/09/2017 - 03:36   Классическая музыка   Концерты
Особое место в программе 38-го россиниевского фестиваля ROF в Пезаро принадлежит опере «Путешествие в Реймс» Дж. Россини.

Это произведение стало «дежурным блюдом» , выпускным спектаклем «Академии Россинианы», основанной и руководимой до конца дней своих великим Альберто Дзеддой.

В этом спектакле пробовали свои силы, а потом широко расправляли крылья многие, ставшие теперь легендой, певцы с мировыми именами.

Спектакль этого года собрал, как, впрочем, и в предыдущие годы, интернациональный состав исполнителей. Это соответствует основному принципу, заложенному в программу «Академии Россинианы» её основателем, легендарным Альберто Дзеддой: музыка Джоаккино Россини должна звучать во всех уголках мира.

Приятным сюрпризом, во всяком случае, для зрителей из России, было исполнение маленькой, но очень важной роли юного короля Франции Александром Корчаком. Несмотря на свой девятилетний возраст, Александр уже не в первый раз выходит на сцену, очень волнуется, так как чувствует огромную ответственность перед зрителями.

Александр Корчак в опере «Путешествие в Реймс»
Александр Корчак в опере «Путешествие в Реймс»

Как рассказала его мама, Анастасия Корчак, успешный менеджер в оперном мире, Александр уже выступал на знаменитых оперных сценах. Дебют его состоялся в Мадриде в балете «Щелкунчик». Затем Александр участвовал в спектаклях «Воццек» и «Парсифаль» в Венской опере, а также в опере «Искатели жемчуга» на сцене театра Ан дер Вин. И вот теперь дебют на знаменитой сцене Театра Россини в программе ROF-2017. Карьера маленького артиста развивается!

На вопрос о главной идее своей очень ответственной роли в опере «Путешествие в Реймс» Александр ответил так: «Я хотел донести до зрителей то, что король Франции пришёл на праздник, где его так ждали, а в результате гости даже не заметили его присутствия. Король потратил столько сил, старался, а его не заметили. Зато зрители познакомились с новым королём, и праздник состоялся для них!»

ROF 2017

Анастасия рассказала, что Александр учится на «отлично» в обычной австрийской школе, поёт в хоре, играет на скрипке и ещё постигает азы большого тенниса. Будет ли он музыкантом или выберет другую профессию, время покажет. А мы желаем Александру Корчаку новых творческих успехов!

ROF 2017

Программу фестиваля продолжила серия концертов «Bellcanto», среди которых ярким событием был концерт Ильдара Амира-Абдразакова, лучшего баса мира, лауреата премии «Грэмми». Действо состоялось в Театре Россини в сопровождении оркестра «Филармоника Россини» под управлением маэстро Ивана Лопеса-Рейнозо. Меломаны прибыли на этот концерт не только из Европы, но и из Америки и Японии. Счастливые, собравшиеся в этом зале, слушали певца, затаив дыхание. Что и говорить, шикарный бас, объёмный, бархатного тембра, легко заполнивший зал театра, просто заворожил слушателей. Программа включала произведения Верди, Моцарта, Россини и была исполнена исключительно артистично, со свойственной этому выдающемуся певцу манерой исповедальности, непосредственного обращения к каждому слушателю.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

По окончании концерта зрители в едином порыве переместились к выходу встречать артиста и благоговейно дожидаться автографа. Кстати, публика на концерте была, в основном, мужского состава и возрастная, но «болеющая» азартно, как на футболе. Молодёжи на фестивале было совсем мало, к сожалению.

Заметным событием стал концерт трёх теноров, два из которых были дебютантами на нынешнем фестивале. Это Джон Ирвин из США и наш Сергей Романовский. Третий тенор, Мишель Спирес, певец из США, периодически, с 2012 года, участвует в постановках россиниевского фестиваля. Концерт прошёл в сопровождении оркестра «Филармоника Джоаккино Россини» под управлением маэстро Давида Парри.

Три тенора
Три тенора

В программу вошли арии, дуэты, трио из опер Россини «Армида», «Риккардо и Зорайда», «Отелло», «Вильгельм Телль», «Семирамида» и «Зельмира». Содержание представленных музыкальных текстов, в основном, героико-трагического плана. Исполнители показали себя как состоявшиеся большие артисты, владеющие не только необходимыми вокальными техниками, но и исполнившими свои партии осмысленно и артистично. Всё это нашло отклик у чуткой фестивальной публики. Оставаясь в пределах объективности, можно отметить, что исполнение Сергея Романовского было встречено залом с особым энтузиазмом. Многие зрители уже познакомились с певцом на опере основной программы «Осада Коринфа». Это, безусловно, большой успех певца и важный шаг в развитии его карьеры.

Программа фестиваля, в которой представлены все жанры произведений Россини, невольно обращает нас к истокам уникального явления по имени ROF. А началось всё с того, что маэстро Альберто Дзедде в театре «Ла Скала» предстояло дирижировать, как он говорил, «Парикмахером», то есть, знаменитым «Севильским цирюльником». Получив строгое классическое образование, Альберто Дзедда не мог согласиться с обнаруженной им колоссальной вариативностью при исполнении этой оперы. Маэстро, учёный-исследователь, обратился к первоисточнику, к авторскому тексту и стал настаивать на исполнении так, как написано Россини. Альберто Дзедде пришлось пройти через суды, но он победил. Вот с этого есть пошёл фестиваль, именуемый ROF, который в этом году посвящён его основателю, великому Альберто Дзедде.

Завершился фестиваль исполнением сочинения Джоаккино Россини «Stabat Mater» в память маэстро Альберто Дзедды в Театре Россини.

Людмила КРАСНОВА

05/08/2017 - 02:09   Классическая музыка   Интервью
Примечательно, что в трёх операх, исполняемых на фестивале ROF в этом году, главные теноровые партии будут исполнять певцы из России, и все они - ученики профессора Дмитрия Юрьевича Вдовина.

Летние месяцы, казалось бы, должны принести спад накала театральных страстей, но этого не происходит. Как раз летом проходят многочисленные трудные и очень престижные конкурсы и фестивали. Среди огромного количества фестивалей особое место принадлежит ROF – Россиниевскому Оперному Фестивалю, проходящему ежегодно в городе Пезаро в Италии, на родине Джоаккино Россини. 10 августа состоится открытие этого фестиваля.

Откроется программа ROF-2017 исполнением оперы «Осада Коринфа» Дж. Россини, в главной партии тенор Сергей Романовский. На следующий день, 11 августа, будет исполнена опера «Пробный камень» Дж. Россини с участием тенора Максима Миронова. Опера «Торвальдо и Дорлиска» Дж. Россини будет представлена 12 августа, в ней споет тенор Дмитрий Корчак. Все они - ученики Дмитрия Вдовина.

Дмитрий Вдовин
Дмитрий Вдовин

- В чём секрет "феномена школы Вдовина"?

- Вопрос, отвечать на который непросто, так как он носит несколько "фанфарный" характер. А, как известно, "под фанфары" можно и загреметь. (смеется) Но с другой стороны, не буду кривить душой, результаты есть и певцы, с которыми я работал, занимают определенное и серьезное место в мировом оперном театре. Любопытно, что я в отрочестве очень увлекся Россини. Виной этому были записи «Севильского цирюльника» и «Итальянки в Алжире». Они были сделаны на русском языке, что сыграло также важную роль, я был слишком юн и, возможно, исполнение на итальянском меня бы так не захватило. Меня пленила театральность Россини, его юмор, его поразительная мелодическая щедрость и жизненный гедонизм. И мне, жившему в суровом климате Урала и в не менее суровых условиях СССР, не только его музыка, но и вся его история (я зачитывался стендалевской "Жизнью Россини") казались каким-то необыкновенным и праздничным миром. В который я мог попасть только как скромный обладатель виниловых пластинок.

Но так получилось, что в начале моей учительской работы ко мне пришли с небольшим разрывом во времени три тенора, которые стали специалистами по россиниевскому репертуару. Правда, все не так уж и просто сложилось. 18-летний Максим Миронов сразу без сомнений в силу специфики своего необычно высокого и очень подвижного голоса рассматривался мной как тенор для Россини. Первая ария, которую я ему дал, была Languir per una bella из «Итальянки в Алжире», а затем O come mai non senti из «Отелло». И он теперь один из самых лучших Линдоров и Родриго.

Сергей Романовский в роли Графа Альмавива «Севильский Цирюльник» Дж. Россини («Новая опера»)
Сергей Романовский в роли Графа Альмавива «Севильский Цирюльник» Дж. Россини («Новая опера»)

Сергей Романовский... Первые месяцы и даже год, наверное, я больше занимался с ним Дон Оттавио, Неморино, Ленским. Хотя нет, мы довольно скоро стали петь «Золушку», и я помню, как Миронов услышал его впервые, позвонив мне по телефону, как кто-то другой поет Россини. Это был Романовский! Но серьезный заход с Сережей в Россини произошел, когда я решил сделать в Москве полусценическое исполнение «Путешествия в Реймс». Надо сказать, что эта история 10-летней давности многих ввела и в профессию, и в россиниевский мир. Но особенно она много дала Романовскому, который был единственным Графом Либенскоф. Это труднейшая, виртуознейшая партия, и он благодаря ей обратил на себя внимание специалистов, многие из которых специально приехали тогда в Москву на наш практически студенческий спектакль. Вскоре после этого он дебютировал в этой роли в Италии, в Тревизо и Йези, а вскоре получилось так, что в серии спектаклей театра Ла Скала Либенскофа пели в очередь Корчак и Романовский. Это был очень рискованный момент, рановато это было для дебюта в таком важном театре в столь юном возрасте. Но, тем не менее, все двигалось дальше. Миронов спел своего первого Россини в Ла Фениче в Венеции (Магомет II), это был его первый контракт на Западе после конкурса Neue Stimmen, где в финале арии Линдора он взял верхнюю стратосферную ми бемоль. Кстати, должен сказать, что в начале нулевых годов высоких россиниевских теноров было не так много, как сейчас. Конкуренция заметно выросла.

Дмитрий Корчак
Дмитрий Корчак

Дмитрий Корчак, которого я больше рассматривал как тенора для Моцарта, французской лирической оперы и русского репертуара (и я по сей день верю, что это его самые сильные стороны), тем не менее, очень много стал петь Россини. Его выдающиеся музыкантские данные привлекли к нему внимание крупнейших дирижеров (Мути, Шайи, Маазеля, Дзедды), а также Эрнесто Паласио, в прошлом очень видного россиниевского тенора, впоследствии наставника Хуан-Диего Флореса, а теперь - первого человека в россиниевском мире, руководителя фестиваля, а теперь и Академии в Пезаро, на родине Россини. Именно он, Маэстро Паласио, собрал вместе в этом году наших трёх теноров, чем я не могу не гордиться.

- На ROF-2017 три тенора, и все Ваши ученики. Это Корчак, Миронов, Романовский. Они разные, конечно, но что их объединяет как Ваших учеников?

- Они талантливые, очень умные, каждый по-своему, и очень трудолюбивые. Я лентяев терпеть не могу. Ленивые обладатели прекрасных голосов - для меня это мещане от искусства, эдакие ментально пузатые рантье своих вокальных данных. Эти трое совсем не такие. Очень ответственные, серьезные, вдумчивые артисты. Это их и объединяет

- В программе ROF-2017 три оперы, и во всех трёх Ваши ученики исполняют ведущие партии. Вы участвовали в их подготовке к участию в фестивале?

- Практически нет. Они уже взрослые. Совсем взрослые. И как это вдруг так быстро с ними и со мной произошло? Корчак и Миронов очень мало бывают в Москве, Романовский больше, и я с ним чаще встречаюсь.

- Как Вам видится будущее ROF после ухода Альберто Дзедды, великого основателя ROF?

- Мне кажется, фестиваль и Академия находятся в очень крепких руках. Эрнесто Паласио свое дело прекрасно знает. Сейчас созрело поколение крепких молодых итальянских дирижеров - Мариотти, Сагрипанти, Беньямини, Рустиони и многие другие. Интерес к Россини не падает. Есть фигуры, символизирующие, олицетворяющие ROF - прежде всего Хуан Диего Флорес. Правда, я не знаю, как дело обстоит с финансированием фестиваля, это важнейшее условие его благополучного развития. Надеюсь, все благополучно и фестиваль выстоит.

Людмила КРАСНОВА

26/07/2017 - 16:14   Классическая музыка   Анонсы
10 августа в итальянском городе Пезаро открывается Россиниевский Оперный Фестиваль ROF-2017.

Фестиваль был основан великим музыкантом Альберто Дзеддой, недавно ушедшим от нас в мир иной. Об этом человеке хочется говорить исключительно в превосходной степени: выдающийся исследователь и интерпретатор творчества Джоаккино Россини, великий дирижёр и педагог, неутомимый труженик. Ещё не прошло и года с тех пор, как московские меломаны могли видеть Альберто Дзедду за дирижёрским пультом в КЗЧ при концертном исполнении оперы «Эрмиона» Дж. Россини.

Альберто Дзедда
Альберто Дзедда

Выдающимся вкладом Альберто Дзедды в мировую оперную культуру стала созданная и руководимая им до самого конца его жизни «Академия Россиниана» в Пезаро. Это действительно высшая школа оперного мастерства, школа постижения россиниевского стиля исполнения. Маэстро самозабвенно работал с молодыми певцами, приезжавшими к нему со всех уголков земного шара.

Особое место в его педагогической созидательной деятельности занимали певцы из России. В своих интервью Альберто Дзедда неоднократно отмечал красоту русских голосов, первоклассную подготовку исполнителей, их способность к обучению, чему помогала эмоциональная близость носителей двух культур. Это подтверждалось невероятно тёплым приёмом публикой выступлений выдающегося музыканта в России.

Россиниевский Оперный Фестиваль
Россиниевский Оперный Фестиваль

Откроется программа ROF-2017 исполнением оперы «Осада Коринфа» Дж. Россини на сцене «Адриатика Арена». В главной партии, наряду с Нино Мачаидзе, предстанет наш тенор Сергей Романовский. На следующий день, 11 августа, будет исполнена опера «Пробный камень» Дж. Россини. Среди исполнителей много выпускников «Академии Россинианы», в том числе признанный россиниевский тенор Максим Миронов, ученик профессора Дмитрия Вдовина. Опера «Торвальдо и Дорлиска» Дж. Россини будет представлена 12 августа на сцене «Театра Россини». И опять, среди исполнителей главных партий мы находим певцов из России. Это сопрано Саломе Джусиа и тенор Дмитрий Корчак.

Пожалуй, не будет преувеличением причислить тенора Дмитрия Корчака к выдающимся музыкантам нашего времени. Это возможно, благодаря, например, его концертным программам, представленным в последнее время, его дирижёрским дебютам и, конечно, его блистательной певческой карьере. И тут опыт Дмитрия Корчака сопоставим лишь с опытом самого Пласидо Доминго, только с разницей в возрасте. Что касается ROF, то певца можно считать постоянным насельником этого святого места в пространстве мировой культуры. Опять же, контракт на три года Дмитрий Корчак получил, исполнив партию тенора в «Stabat Mater» Дж. Россини. Было это в Пезаро. Прежде такое случилось лишь с Хуаном Диего Флоресом, тоже завсегдатаем ROF.

Символично, что предстоящий ROF-2017 завершится 22 августа исполнением «Stabat Mater» Дж. Россини. Партию тенора исполнит Дмитрий Корчак.

Пезаро
Пезаро

Кроме опер, на фестивале этого года будет представлена высокого уровня концертная программа. С сольным концертом на сцене консерватории, основанной Дж. Россини, выступит сопрано Маргарита Гришкова. В легендарном зале «Театра Россини» состоится выступление выдающегося баса Ильдара Абдразакова и тоже с сольной программой.

Фестиваль этого года, судя по программе и составу исполнителей, обещает быть необычайно интересным и насыщенным. Радует, что отечественная исполнительская школа, в сочетании со сложившимся творческим взаимодействием с итальянскими музыкантами, даёт высокие художественные результаты, столь необходимые миру.

Людмила КРАСНОВА

24/02/2017 - 16:53   Классическая музыка   Концерты
X Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи продолжает показывать «все лучшее за 10 лет», как заявлено в слогане юбилейного фестиваля.

Очередь дошла до литературно-музыкальной композиции авторства самого маэстро Башмета по опере «Евгений Онегин» П.И.Чайковского. Эта постановка - первая ласточка из череды культурно-просветительских адаптаций большой классики на фестивалях Башмета, его премьера состоялась еще в 2010 году. Но певческий костяк почти не изменился, и оркестр «Новая Россия» во главе с Башметом на месте. Исчез хор, и сменились актеры-рассказчики, вместо Хабенского и Раппопорт пушкинский текст читают на этот раз Антон Шагин («Стиляги», «Куприн. Яма») и Светлана Иванова («Дом Солнца», «Легенда № 17»). Отчасти это не пошло спектаклю на пользу - если Хабенский и немного Раппопорт хотя бы пытались дать живую органику речи пушкинскому стиху, но Шагин и Иванова даже не пытаются, а читают их именно как «стихи».

Сам проект рассчитан на то, что люди, которые не в силах высидеть четыре часа «Евгения Онегина» в оперном театре, познакомятся за полтора часа с кратким изложением сюжета и самыми знаменитыми ариями оригинала. Башмет убрал из партитуры Чайковского все «длинноты», не самые эффектные номера и оркестровые «проигрыши», а заодно и большую часть героев. Сюжет из-за этого получился несколько рваный, но на то и чтецы, чтобы снивелировать для зрителя эти неизбежные (и оправданные ради заявленной цели) утраты. И такой «Онегин» блестяще справляется с задачей.

Ольга (Ирина Шишкова), Ленский (Сергей Романовский), Онегин (Андрей Жилиховский), Татьяна (Жаля Исмаилова)
Ольга (Ирина Шишкова), Ленский (Сергей Романовский), Онегин (Андрей Жилиховский), Татьяна (Жаля Исмаилова)

Онегина и Ленского по-прежнему поют Андрей Жилиховский и Сергей Романовский. Татьяну и Ольгу - по-прежнему Жаля Исмаилова и «новичок» - меццо из Мариинки Ирина Шишкова. Фактически сборная звезд своего поколения, активно поющие эти партии в разных театрах мира. И надо признать, что звучат они великолепно, партии отработаны до мельчайших мелочей. Этот вокальный квартет, возможно, лучший на сегодняшний день в мире для «Евгения Онегина». Впрочем, несправедливым было бы не причислить к этой четверке и баса Олега Цыбулько в роли Гремина. Так что назовем их - великолепная пятерка и... «вратарь» Юрий Башмет.

Сцена дуэли
Сцена дуэли

На этом представлении впервые появилась компьютерная графика - на заднике периодически появлялись изображения, обозначающие места действия - бал, дома персонажей и т.п.

Онегин (Андрей Жилиховский) и Татьяна (Жаля Исмаилова)
Онегин (Андрей Жилиховский) и Татьяна (Жаля Исмаилова)

Спектакль прошел на одном дыхании, зрители не раз прерывали его бурными овациями. Так что такому «Евгению Онегину» - жить. И не один год.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Татьяна (Жаля Исмаилова) и Ольга (Ирина Шишкова)
Татьяна (Жаля Исмаилова) и Ольга (Ирина Шишкова)

Ольга (Ирина Шишкова) и Ленский (Сергей Романовский)
Ольга (Ирина Шишкова) и Ленский (Сергей Романовский)

Татьяна (Жаля Исмаилова) и Онегин (Андрей Жилиховский)
Татьяна (Жаля Исмаилова) и Онегин (Андрей Жилиховский)

Гремин (Олег Цыбулько) и Татьяна (Жаля Исмаилова)
Гремин (Олег Цыбулько) и Татьяна (Жаля Исмаилова)

Светлана Иванова и Антон Шагин
Светлана Иванова и Антон Шагин

Поклоны
Поклоны
23/12/2014 - 04:59   Классическая музыка   Концерты
В Москве масса музыкальных фестивалей, а вот оперных фестивалей, тем более оперных певцов, - нет совсем. Правда, существует уже более 10 лет фестиваль солистки Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хиблы Герзмавы, но он проходит в её родной Абхазии, и только один раз отметился в российской столице. Так что Фестиваль «ОПЕРА Live» Василия Ладюка, недавно завершившийся в Москве, можно считать эксклюзивным.

В своём обращении к слушателям солист театра «Новая опера» Василий Ладюк сказал: «Фестиваль позволит вам открыть оперу для себя и себя для оперы, войти в этот волшебный мир, который будет представлен интернациональным составом талантливых исполнителей, всей душой преданных великому искусству — делу своей жизни».

Фестиваль охватил несколько жанров музыкального искусства и посетил разные московские площадки. В нём участвовала команда певцов-единомышленников из разных московских театров и приехавших из-за рубежа, где они покоряют лучшие оперные сцены мира.

Василий Ладюк
Василий Ладюк

Открылся Фестиваль в театре «Новая опера» спектаклем «Севильский цирюльник» Россини. В обычном репертуарном спектакле была своя «изюминка». Вместе с Василием Ладюком в партии Фигаро на сцену впервые в роли Розины вышла солистка Большого театра Анна Аглатова. Дебют был великолепным и очень украсил спектакль. Певица порадовала не только красивым голосом, но и актёрским темпераментом. Это была настоящая героиня Россини — лукавая и обаятельная смелая и решительная, которая всегда добивается того, что задумала. Анна Аглатова - Розина, Василий Ладюк - Фигаро, Сергей Романовский - Альмавива, Евгений Ставинский – Дон-Бартоло, Владимир Кудашев - Дон Базилио разыграли веселый и остроумный спектакль, в меру импровизационный и высокий по художественному качеству. В этом артистам помог главный дирижёр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов, приглашённый на фестиваль. Россини - вообще его композитор, оперы которого дирижёр проводит ярко, стильно, никогда не нарушая баланс звучания оркестра и солистов и точно соблюдая музыкальную форму.

Следующим был камерный вечер, который, естественно прошёл в Камерном зале Дома музыки. Здесь уже царили Василий Ладюк и его концертмейстер Татьяна Сотникова, представившие «Золотые страницы русской вокальной лирики»: романсы Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Метнера. Были выбраны как широко известные, так и редко исполняемые произведения. Вечер показал, что Ладюк не только мастер крупных оперных форм, но и тонкий художник, «рисующий» глубокие психологические, порой трагические состояния героя, как например, «Всё отнял у меня» Рахманинова, «Соловей», «Хотел бы в единое слово» и «Вечер» Чайковского, и легкие мимолётные зарисовки чувств, настроений и картин природы. Настоящим партнёром Ладюка была концертмейстер Татьяна Сотникова, тонкий музыкант, прекрасно знающая исполняющая русскую и зарубежную романсовую литературу. Она создавала атмосферу камерности, изысканности, играя вступления и постлюдии, и прекрасно подавала певца. Очень бы хотелось, чтобы они оба продолжали работать над камерным репертуаром и устраивать такие вечера. Они так редки сегодня в Москве. Неплохо бы продолжать традиции великих русских певцов: Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Ирины Архиповой, Евгения Нестеренко, Елены Образцовой. ..

Не удержался Василий Ладюк и от того, чтобы не попробовать себя в джазе. «Гершвин&Со.» тоже состоялся в Камерном зале Дома музыки. В первом отделении, которое начал замечательный барабанщик Виктор Сыч «Песней ритма» П. Смадбэка, Василий Ладюк и его друзья-оперники Георгий Васильев и Вита Васильева в сопровождении пианиста и композитора Александра Покидченко спели произведения Гершвина, Бернстайна. Второе было отдано мастерам джаза: выступили Квартет Даниила Федорова, джаз-певица Полина Орбах, феноменальная стипендиатка Благотворительного фонда В. Спивакова Полина Тарасенко, играющая на многих медных инструментах, и другие музыканты. В финале к ним присоединились Василий Ладюк и его коллеги, для которых участие в джазовом вечере оказалось не более чем «пробой пера».

Сопрано Екатерина Лёхина и солистка Лионской оперы Елена Галицкая
Сопрано Екатерина Лёхина и солистка Лионской оперы Елена Галицкая

Одним из важных событий музыкального Фестиваля стал концерт Памяти учителя, посвящённый 80-летию со дня рождения уникального музыканта и человека Виктора Сергеевича Попова, основателя и руководителя Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (1970), Академии хорового искусства (1991), главного дирижёра и художественного руководителя Московского хорового училища им. А. Свешникова, прошедший в Светлановском зале Дома музыки. В нём участвовали Национальный филармонический оркестр России и молодой дирижёр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Тимур Зангиев, Хор Академии хорового искусства им. В. С. Попова и солисты, выпускники Академии. Программа целиком состояла из шедевров зарубежного оперного искусства. В первом отделении исполнялась музыка французских и итальянских композиторов, во втором — только Верди. Атмосфера была праздничной, на экране портрет Виктора Сергеевича и кадры из его творческой жизни в Академии и училище: репетиции, гастрольные поездки по всему миру, размышления. Все пели и играли замечательно. Хор (худрук Алексей Петров) как всегда поражал изумительным звуковедением, пластичностью и стилистической тонкостью («Ave Maria» Каччини, хор пленных иудеев из «Набукко»). Певцы все именитые, выступающие по всему миру: Василий Ладюк и приглашенные им солист «Новой оперы» тенор Георгий Фараджев, бас Николай Диденко, сопрано Екатерина Лёхина и солистка Лионской оперы Елена Галицкая. Кроме того, Ладюк, Диденко и Лёхина - приглашённые солисты Большого театра. От них ждали многого, и зрители не обманулись в своём ожидании. Звучали арии и дуэты из опер Доницетти, Бизе, Тома, Делиба и Верди. Молодые артисты продемонстрировали прекрасную вокальную школу, яркую эмоциональность, отличное знание итальянского и французского языков. Арии привлекали глубиной психологического раскрытия характеров героев. Дуэты пленяли красотой, одухотворённостью и гармоничностью: Дуэт цветов («Лакме», Лёхина и Галицкая), Лейлы и Зурги, Зурги и Надира («Искатели жемчуга, Галицкая и Ладюк, Фараджев и Ладюк), сдержанностью, драматизмом: Дуэты Карлоса и Родриго, Филиппа и Родриго («Дон Карлос» Фараджев и Ладюк, Диденко и Ладюк), Симона и Фиеско («Симон Бокканегра», Диденко и Ладюк). Грандиозным был финал вечера Памяти В. Попова — Хор, оркестр и солисты исполнили огромную сцену Триумфа на площади в Фивах из оперы Верди «Аида».

Солист «Новой оперы» тенор Георгий Фараджев
Солист «Новой оперы» тенор Георгий Фараджев

Последний концерт фестиваля тоже отличался своей оригинальностью Он прошёл в Зале им. Чайковского и его участниками стали Большой хор «Мастера хорового пения» п\у Льва Конторовича, Василий Ладюк и примадонна Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава. В первом отделении хор и солисты радовали слушателей духовной музыкой Д. Христова, П. Чеснокова, А. Косолапова и Митрополита Илариона (Алфеев). Очень красиво прозвучала «Ave Maria» Баха-Гуно, Шуберта и Каччини. Особенно проникновенной и завораживающей получилась у Хиблы Герзмавы «Ave Maria» Каччини. Второе отделение начали с музыки Георгия Свиридова. Замечательно, что в программу включили два фрагменты из его «Пушкинского венка»: «Зорю бьют» и «Зимнее утро», где солировали Василий Ладюк и артисты хора. Затем прозвучали «Полёт шмеля» Римского-Корсакова и «Шутка» Баха в мастерской аранжировке Л. Конторовича и мастерском исполнении хора. Но вот два следующих опуса Конторовича оказались, мягко говоря, неуместными. Речь идёт об исполнении Ладюком арий Елецкого из Пиковой дамы» и Пьеро из «Мёртвого города» Корнгольда не в сопровождении оркестра, а аранжировке Л. Конторовичем оркестровой партии для хора. Получилось какое-то невыразительное шумовое сопровождение, мешающее красивому звучанию голоса певца. К счастью, закончили вечер хорошо, спев на «бис» «Подмосковные вечера» Соловьёва-Седого с хором и солирующими Василием Ладюком и Хиблой Герзмавой.

Несмотря на небольшие погрешности последнего концерта, фестиваль «ОПЕРА Live» прошёл успешно, вызвав желание побывать на нём в следующем сезоне.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»

20/10/2014 - 15:44   Классическая музыка   Концерты
Проведение Большого фестиваля Российского национального оркестра стало славной традицией, без которой трудно представить сегодня начало нового филармонического сезона в Москве.

В этом году фестиваль прошёл уже в шестой раз. Программа его отличалась жанровым разнообразием, и как всегда, значительное место в ней отводилось оперному жанру. Состоялось семь концертов, все их провёл оркестр, а за пультом пять раз стоял его создатель и руководитель Михаил Плетнёв.

Михаил Плетнёв
Михаил Плетнёв

Шестой фестиваль открылся программой из произведений австро-немецких композиторов. Увертюра к опере Шумана «Геновева» сменилась Восьмым фортепианным концертом Моцарта, в котором Михаил Плетнём выступил уже в качестве солиста, а затем по просьбе слушателей сыграл Фантазию до минор Моцарта. Вечер закончился «Весенней» симфонией Шумана.

Михаил Плетнев за роялем
Михаил Плетнев за роялем

Во втором концерте Михаил Плетнёв к своим двум ипостасям добавил и третью — композиторскую, начав программу с собственного произведения — Концерта для альта с оркестром. Солировал Максим Рысанов, яркий музыкант, востребованный во всем мире, который успешно сочетает выступления альтиста с карьерой дирижёра. Пианист из Македонии Симон Трпчески сыграл Рапсодию в стиле блюз для фортепиано с оркестром Гершвина. Завершая вечер, Плетнев продирижировал ещё одним своим сочинением — «Джаз-сюитой» в четырех частях.

Украинский дирижёр Кирилл Карабиц представил русскую музыку: Симфониетту для оркестра ля мажор и Третий фортепианный концерт до мажор Сергея Прокофьева, в котором снова солировал македонский пианист Симон Трпчески. Во втором отделении прозвучала редко исполняемая Третья симфония Петра Чайковского.

Большой интерес вызвала программа «Паганини –Гала». Для этого концерта Плетнев пригласил замечательных российских музыкантов: скрипача Ивана Почекина и гитариста Артёма Дервоеда. Иван Почекин был выбран не случайно. Он учился в ЦМШ, затем в знаменитой Мерзляковке у прославленного педагога Майи Глезаровой, а завершил своё образование в Высшей школе музыки Кёльна в классе знаменитого Виктора Третьякова. Иван — лауреат двух международных конкурсов, а главное стал победителем Третьего московского конкурса скрипачей им. Н. Паганини. После победы музыкант при содействии Фонда скрипичного искусства записал диск с сочинениями Паганини и Шоссона. В 2007 г. скрипач подписал контракт с звукозаписывающей компанией Haxos на выпуск двух альбомов своего любимого Паганини. Оба диска, в которые вошли Пятый и Шестой скрипичные концерты и виртуозные пьесы композитора, получили высокие оценки критиков. На фестивале Почекин порадовал исполнением Второго концерта Паганини.

Во втором отделении состоялась мировая премьера — прозвучал Концерт для гитары с оркестром Н. Паганини- С.Госса. Это была оркестровая транскрипции С. Госса Большой сонаты для гитары и скрипки ля мажор Н. Паганини, где властвовал Артём Дервоед , один из самых известных российских гитаристов, активно гастролирующий не только в России, но и во всём мире. Госс не дал возможности встретиться обоим музыкантам в Большой сонате Паганини, но всё-таки они сыграли вместе. После успешного выступления с концертом Паганини Почекин вышел на поклон с гитаристом Дервоедом, чтобы исполнить с ним без оркестра «La campanella»из этого концерта Паганини. Так что слушатели могли насладиться прекрасной музыкой и игрой и оркестра п\у М. Плетнева, и солистов и по достоинству оценить их дуэт.

Были на Фестивале и знаменитые гости. Прежде всего, это один из лучших на сегодняшний день россиниевских дирижёров Альберто Дзедда. РНО под его управлением сыграл мало известную в России оперу Россини «Танкред». Это первая серьёзная опера ( так называемая opera-seria), композитора, которая является наиболее значительным сочинением раннего периода его творчества. Премьера «Танкреда» прошла в Teatro la Fenice в Венеции 6 февраля 1813, но спектакль не был доведен до конца из-за плохого самочувствия двух певиц, исполнявших главные партии. Но уже через неделю оперу ждал оглушительный успех. Как отмечал французский писатель и музыкальный критик Стендаль : «Это было какое-то безумие, настоящий furore… Любители при встрече говорили друг другу: «Наш Чимароза воскрес». Чимароза был любимейшим композитором венецианцев, который скончался в 1801г. Opera-seria в то время часто для слушателей была скучна, растянута. Россини же преобразовал её, внеся в своё серьезное детище массу огня и стремительности, эмоциональности и жизни, то есть все то, чем он прославился в своих первых операх-буфф. Недаром он позаимствовал Увертюру к «Пробному камню», который принес ему шумный успех в миланском театре Ла Скала. Композитор воспользовался либретто популярного в то время Гаэтано Росси, который в основу сюжета положил трагедию Вольтера «Танкред» и поэму Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим».

Действие оперы происходит в 1005г. в Сиракузах. Два враждующих рода Аржирио и Орбаццано объединяются в борьбе против сарацинов. Аржирио решает отдать свою дочь Аменаиду замуж за Орбаццано, чтобы навсегда покончить с межродовыми распрями. Но Аменаида любит славного рыцаря Танкреда, который находится в вынужденном изгнании. Она отказывает Орбаццано и посылает письмо Танкреду. Но девушка не знает, что Танкред уже вернулся на родину, чтобы сражаться с ее врагами. Письмо перехватывает Орбаццано и преподносит его как послание, адресованное врагам. От Аменаиды отворачиваются все, даже отец. Сенат приговаривает её к смертной казни как изменницу. Тогда по традиции только победитель в рыцарском поединке мог заступиться за несчастную. Танкред, хотя и сомневается в верности возлюбленной, вступает в поединок, побеждает и сразу же уходит на войну с сарацинами, где тоже одерживает победу. Обман Обраццино обнаруживается, и влюбленные соединяются. Позднее композитор сделал вторую редакцию с трагическим финалом, где Танкред , одержавший победу, умирает от ран. Но такой финал публика не приняла, и опера снова обрела счастливый конец. Его-то и услышала московская публика.

«Танкред» Россини оказался слишком крепким орешком для Российского национального оркестра, который редко играет оперы, тем более Россини. Да и репетиций было недостаточно для такого трудного материала. Альберто Дзедде пришлось потратить огромное количество сил, чтобы ввести музыкантов в стиль оперной эстетики композитора. Только к концу первого акта оркестр смог достойно провести сложнейший ансамбль. Второе действие музыкально было лучше, но и здесь иногда оркестр выбивался из стилистики Россини. Порадовал хор Академии хорового искусства им. В. Попова п\у Алексея Петрова. Студенты Академии много поют разной музыки, и Россини оказался им по плечу.

Что же касается солистов, то тут тоже не все было удовлетворительно. Меццо-сопрано из Ирландии Патрисия Бардон в роли Танкреда не произвела должного впечатления. Было ощущение, что эта партия трудна для певицы. Не было легкости в каденциях и руладах, а кантилена была напряженной из-за того, что не хватало дыхания. Обидно, что знаменитая выходная ария Танкреда: «Di tanti palpi» прозвучала тяжеловесно, и в ней не было ни вдохновения, ни патриотического чувства, которые переполняют сердце благородного юноши. С этой арией была связана забавная история. На генеральной репетиции исполнительница роли Танкреда заявила, что ей не нравится выходная ария и что она не будет её петь. Расстроенный Россини отправился домой обедать, а все обеды в Ломбардии начинаются с риса, причем рис любят не слишком разваренный. Поэтому минуты за четыре до того, как его подавать, повар всегда спрашивает : «Не пора ли готовить рис?» Слуга задал точно такой же вопрос вернувшемуся домой Россини. Рис был поставлен, и прежде чем он сварился, Джоакино написал арию, которая полюбилась всем: певице и слушателям, а ария с тех пор называется «рисовой», как напоминание о том, что она была написана мгновенно.

Не доставил радости и исполнитель роли Аржирио, отца Аменаиды, итальянец Антонино Сирагуза. Он всё спел, всё сыграл, взял все верхние ноты, но его характерный тенор, кричащий и некрасивого тембра, не радовал, а раздражал. Всё правильно спел и исполнитель роли Орбаццано Олег Цыбулько, недавний воспитанник Оперной программы Большого театра, принятый в его труппу. Но за его пением не вставал образ хитрого и мстительного главы одного из сиракузских родов. А он может не только спеть, но и отлично сыграть своего героя, что и доказал молодой певец на премьере оперы Моцарта «Так поступают все женщины» в партии Дон Альфонсо на Новой сцене Большого театра. Очевидно, тоже не хватило репетиций.

Патрисия Бардон и Ольга Перетятько
Патрисия Бардон и Ольга Перетятько

Лучшей участницей концертного исполнения «Танкреда» оказалась сопрано Ольга Перетятько в партии Аменаиды. Ольга родилась в Петербурге, там закончила Университет культуры и искусств по специальности «хоровое дирижирование», з затеи училась на факультете сольного пения Высшей школы музыки им. Г. Эйслера в Берлине. За годы учебы стала лауреаткой ряды вокальных конкурсов, в том числе получила вторую премию на «Опералии» Пласидо Доминго. Потом осела на Западе. Сегодня Перетятько поёт главные сопрановые партии на лучших оперных сценах Европы и Америки, участвует в престижных оперных фестивалях. Если в самом начале оперы в голосе певицы появлялись кричащие ноты в верхнем регистре, то постепенно они сменялись пластичностью звуковедения, прекрасной фразировкой, где царили красивый тембр и выразительность. Последняя сложнейшая ария героини была исполнена вдохновенно и без каких-либо нареканий в техническом и актёрском плане. Этой арией Ольга Перетятько доказала, что она настоящая россиниевская певица, владеющая виртуозной техникой и стилем опер упоительного итальянского композитора. Хочется отметить еще одну выпускницу Оперной программы Большого театра — Александру Кадурину, исполнившую небольшую роль Изауры, верной подруги Аменаиды. Её красивое меццо-сопрано удачно легло на эту партию. Ария Изауры была спета Кадуриной точно в россиниевском стиле. Были легко преодолены все технические трудности, и при этом голос звучал выразительно, с большой теплотой и искренностью. Несмотря на многие минусы концертного исполнения «Танкреда», замечательно, что опера прозвучала в Москве в живом исполнении да еще с таким мастером как Альберто Дзедда и прекрасной Аменаидой-Ольгой Перетятько.

Альберто Дзедда
Альберто Дзедда

Еще одно концертное исполнение — на этот раз русской оперы — «Майской ночи» Римского-Корсакова по повести Гоголя, состоялось в рамках Фестиваля. В конце 70-г. XIX века Римский-Корсаков был очень увлечен обрядовыми и игровыми песнями, что и сказалось на опере. Её можно назвать песенной, поскольку весь тематизм оперы связан с интонациями русских и украинских песен. Наверное, именно этим и богатством инструментовки и полюбилась Михаилу Плетневу «Майская ночь», к которой дирижёр уже обращался в 2008 г. Тогда она прозвучала тоже в концертной версии в музее-усадьбе «Архангельское». Теперь в год 170-летия со дня рождения композитора решили ее повторить в Москве. В этой музыке и дирижёр и оркестр чувствовали себя уверено и свободно. Оркестр играл превосходно. Плетневу удалось раскрыть всё разнообразие и богатство партитуры: таинственную красоту украинской ночи, лирические ,комические и хоровые сцены в их первозданности и гармоничности. Этому помогли и Камерный хор Московской консерватории п\у А. Соловьева, и отменный состав приглашенных солистов из театров Москвы и Петербурга. Артисты хора не просто хорошо вели свои партии, но и были настоящими жителями Диканьки, активно реагирующими на события, происходившие в их селе.

Сергей Романовский и Оксана Волкова
Сергей Романовский и Оксана Волкова

Яркий тенор Сергея Романовского беспрепятственно летел со сцены, заполняя все огромное пространство Концертного зала им. Чайковского. Его украинский парубок Левко был влюбленным и нежным в первой своей песне «Солнце низенько», во время свидания с возлюбленной Ганной, трогательным в Колыбельной песне, которую напевал ночью у озера. Ганна Оксаны Волковой (Большой театр оперы и балета Беларуси) красавица, настоящая украинская дивчина. У певицы роскошное теплое меццо-сопрано. Как красиво сливались голоса Сергея Романовского и Оксаны Волковой в сценах и дуэтах их героев. Но нежный Левко Романовского становился решительным и отчаянным, когда нужно было заступиться за честь любимой. Он залихватски запевал дерзкую песню про Голову, своего отца, желая отомстить тому за приставания к Ганне. Хороши были Геннадий Беззубенков, Андрей Попов (оба из Мариинского театра), Анатолий Лошак (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) и Дмитрий Скориков («Геликон-опера») в ролях Головы, Винокура, пьяного Каленика и Писаря. Они не только замечательные вокалисты, но и талантливейшие актёры. Как они разыграли сцену в хате у Головы с поимкой дерзкого исполнителя непристойной песни про Голову. Органично вписался в общее действо актёр Борис Плотников, читавший фрагменты из повести Гоголя. С каким увлечением все исполнители: оркестр, хор, солисты, актёр и дирижёр сыграли настоящий спектакль по опере Римского-Корсакова «Майская ночь» и повести Гоголя, восторженно принятый публикой.

Завершался Фестиваль еще одним Гала, теперь оперным — «Верди — Гала». Михаил Плетнёв составил, можно сказать, эксклюзивную программу. Оркестру предназначалось сыграть увертюры и балетную музыку из опер Верди. Увертюры являются постоянной составляющей концертов оперных певцов, а вот балетная музыка из опер почти не звучит. Оркестр исполнил увертюры к операм «Набукко» и «Луиза Миллер» и ярко и темпераментно представил Марш и балетную музыку из Аиды». Особенно интересным в исполнении РНО получился «Бал королевы» из «Дон Карлоса».

Главным же манком «Верди— Гала» стало участие в программе оперной звезды Людмилы Монастырской. Людмила родилась в Киеве. После окончания Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского (кл. Дианы Петриенко) дебютировала на сцене Киевской Оперы в партии Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». В 1997 певица завоевала Гран-при и первую премию на международном музыкальном конкурсе им. Н. Лысенко, и её тут же приняли в труппу Киевского театра. Международная карьера Людмилы Монастырской началась с выступления на сцене Немецкой оперы в Берлине —она в последний момент заменила Марию Гулегину в партии Тоски. После этого началась череда триумфальных дебютов Монастырской на лучших сценах мира: Королевской оперы «Ковент Гарден» (Леди Макбет и Аида, Абигайль в «Набукко»), «Ла Скала» (Абигайль), «Метрополитен-Опера» (Аида). «Она лучшая Аида, которую я когда-либо слышал на сцене Мет со времен Леонтины Прайс. Просто выдающаяся певица» — таков был вердикт занимавшего в то время пост гендиректора театра Питера Гелба. На сегодняшний день Монастырская является лучшей вердиевской певицей.

Людмила Монастырская
Людмила Монастырская

Она сразу покорила москвичей настоящим драматическим сопрано с полным диапазоном и необыкновенной красоты тембром, богатством нюансировки, европейской манерой пения и захватывающей эмоциональностью, идеальной фразировкой, бесконечной кантиленой и изумительной филировкой. Её голос стремительно взлетал вверх и потом замирал на тончайшем piano с множеством оттенков. Монастырская продемонстрировала еще одно замечательное качество: умение с помощью одной только арии создавать полнокровный и разнообразный образ своих персонажей, который сразу брал в плен слушателей. Это был роскошный вечер — перед зрителями прошла галерея героинь из опер великого итальянца, страстных и сильных, нежных, любящих и страдающих, жестоких и коварных: Абигайль из «Набукко» (ария и кабалетта), Леди Макбет (Сцена «Una macchia e qui tuttora!»), Аида (сцена и ария из первого действия), Леонора (ария из оперы «Сила судьбы»). Прекрасным и чутким партнером певицы был оркестр п\у М. Плетнёва. Вместе они создали настоящее театральное действо оперного титана Джузеппе Верди.

Вот такой яркой кульминацией завершился в Большом зале консерватории Шестой Большой фестиваль Российского национального оркестра. Ждём следующего.

Елизавета ДЮКИНА , «Новости музыки NEWSmuz.com»