Вероника Джиоева

17/03/2020 - 04:26   Классическая музыка   Концерты
Опера «Аттила» Дж. Верди была представлена на Исторической сцене Большого театра оперной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета. Художественный руководитель театра - Аскар Абдразаков.

Музыкальный руководитель и дирижёр - постановщик Артём Макаров, заслуженный артист Башкортостана, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Режиссёр-постановщик - Ильдар Абдразаков, народный артист Башкортостана и Татарстана, дважды лауреат премии «Грэмми», лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Художественное оформление спектакля осуществил Иван Складчиков, главный художник, художник – постановщик и режиссёр. Над спектаклем трудилась целая команда высоких профессионалов театрального дела. В спектакле приняли участие оркестр, хор, детская оперная студия и балет Башкирского государственного театра оперы и балета.

«Аттила» в Большом театре

Партии исполнили: Аттила – бас Ильдар Абдразаков, Эшио – баритон Василий Ладюк, Форесто – тенор Владимир Орфеев, Орабелла – сопрано Вероника Джиоева, Ульдино – Айдар Хайруллин, Леоне – Артур Каипкулов.

Действие происходит в V веке н.э. в Италии, в Аквилее и заливах Адриатики, а также в окрестностях Рима. В основе сюжета - вторжение гуннов во главе с Аттилой в Италию, желание захватчиков овладеть Римом.

Одабелла, дочь погибшего на поле брани правителя Аквилеи, теперь пленница Аттилы. Девушка поражает воображение предводителя гуннов своим мужеством и храбростью. Аттила дарит воительнице свой меч в знак восхищения её воинскими доблестями и забирает её в свою свиту.

Встреча Одабеллы со своим женихом Форесто не сулит ей ничего хорошего. Одабелле приходится оправдываться и убеждать Форесто в своей невиновности и преданности Италии. Она ждёт момента, чтобы отомстить Аттиле за гибель своего отца. Одабелла полна ярости и злобы в своей решимости отомстить.

«Аттила» в Большом театре

Между тем, Аттила во власти ночного видения, в котором явившийся ему старец преграждает гуннам путь на Рим. А тут и наяву в лагерь гуннов приходит Леоне, в котором Аттила узнаёт старца из своего ночного видения. Аттила в ужасе!

Аттила полон решимости покорить Рим. Его противники, римляне Форесто и Эцио, решают воплотить свой план и отравить Аттилу. Одабелла спасает Аттилу от отравления, дабы исполнить свой план мести. Это ей удаётся во время свадебной церемонии. Римляне окружают лагерь гуннов, и Одабелла закалывает Аттилу.

Героико-патриотический сюжет оперы перемежается с романтическими обстоятельствами жизни действующих лиц, восходящих к реальным историческим личностям, неоднократно отражённым в литературных произведениях.

Центральное место в представленной постановке принадлежит исполнителю титульной партии Аттилы - басу с мировой славой Ильдару Абдразакову, обладателю мощного голоса, тембрально окрашенного в мягкие, бархатные тона, виртуозно управляемому артистом. Партию такого масштаба, как вердиевский Аттила, невозможно исполнить только голосом. Здесь нужен арсенал сценических средств артиста, дабы создать образ необузданного воителя, яростного, упорно идущего к своей цели, но и доверчивого, даже первобытно наивного. Для этого нужны особые краски при создании сценического образа, и они есть у Ильдара Абдразакова. Поэтому в финале оперы, когда могучий Аттила погибает от меча римлянки Одабеллы (Вероника Джиоева), возникает сомнение в целесообразности такой расправы. Может, мудрый союз предводителя гуннов и просвещённой римлянки мог бы дать иные всходы? Ведь Аттила проявил великодушие, сумел по достоинству оценить храбрость Одабеллы. Уже назначен свадебный пир Аттилы и Одабеллы, а в сердце её угнездилась мысль о кровавой мести. Героиня вероломна и жестока.

«Аттила» в Большом театре

Большое доверие вызвала трактовка характера Эцио в исполнении баритона Василия Ладюка. Это не только превосходное звучание голоса певца, красивого и сильного баритона без малейших погрешностей, но перед нами истинно римлянин, с уверенной походкой римского патриция, с державными жестами, неуклонно идущего к своей цели. Певец создал очень ёмкий образ, принадлежащий той, далёкой эпохе, но живой и действенный.

Опера «Аттила» насыщена дуэтами и ансамблями, в которых прекрасно показал себя тенор Владимир Орфеев в партии Форесто, особенно в драматических моментах с Одабеллой.

Образ величественного духовного лидера римлян Леоне был представлен Артуром Каипкуловым, тем не менее, эта фигура не создавала уверенности в том, что перед нами победители. Что же поверженная фигура Аттилы, пусть дикого, наивного, но героя? А все вы можете принести ему только погибель вероломным мечом?

Спектакль был представлен в прекрасном классическом оформлении с очень уместными световыми эффектами, создающими картины грозы, кровавых сражений, пиров и застолий. Костюмы героев оперы порадовали высоким художественным исполнением. Это не только одеяния главных героев, но и всех артистов, участвовавших в спектакле на сцене Большого театра. Безусловно, это большой успех режиссёра-постановщика спектакля Ильдара Абдразакова и художника-постановщика Ивана Складчикова.

«Аттила» в Большом театре

Приятным сюрпризом для зрителей был визуальный ряд о Башкирии, развёрнутый на мониторах в главном фойе театра, исполненный с большим вкусом и любовью к своей родине. Особой популярностью у зрителей пользовалась группа девушек в башкирских национальных костюмах, демонстрировавших красоту и изящество, приверженность национальному самобытному стилю.

В этот вечер в Большом театре царила атмосфера праздника высокого искусства, подаренная зрителям Башкирским государственным театром оперы и балета.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Марина МИХАЙЛОВА

02/03/2020 - 01:36   Классическая музыка   Концерты
Появление в московских афишах мероприятий с участием баса Ильдара Абдразакова, будь то сольный концерт или спектакль, всегда вызывает повышенный интерес у публики.

Февральская афиша БЗК оказалась щедрее: значился гала-концерт на сцене БЗК, завершающий концертную программу III международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова. Нынешний фестиваль начался в Екатеринбурге, затем переместился в Уфу, далее была Казань, и вот теперь Москва. Программы фестиваля включали концерты «Вечер итальянской музыки» и «Верди-Гала», а также премьеру оперы «Аттила» Дж. Верди в Уфе и Москве.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

Образовательная часть фестиваля была представлена мастер-классами на базе Свердловской и Казанской консерваторий, а также в театре «Новая Опера» в Москве.

Дирижер Михаил Татарников Дирижер Михаил Татарников
Дирижер Михаил Татарников

Фестивальные программы шли в сопровождении Уральского академического филармонического оркестра в Екатеринбурге и оркестра театра «Новая Опера» в Москве. Дирижировал Михаил Татарников. В Казани программу фестиваля сопровождал Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского.

Фестиваль Абдразакова в Москве Фестиваль Абдразакова в Москве
Фестиваль Абдразакова в Москве

Душой фестиваля был Ильдар Абдразаков, который принял участие во всех пунктах программы, будь то концерты или мастер-классы. В Уфе в премьерном показе оперы «Аттила» Дж. Верди Ильдар Абдразаков исполнил титульную партию Аттилы.

Ильдар Абдразаков Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

Художественный руководитель фестиваля Ильдар Абдразаков обладает не только певческим даром, владея в совершенстве своим редким по красоте басом. Он ещё и носитель уникального человеческого дара, позволяющего ему привлечь, расположить к себе людей, настроить их на плодотворное сотрудничество, передать им свою творческую увлечённость.

Ильдар Абдразаков Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

Так было и на этот раз. Во всех позициях фестиваля участвовали приглашённые певцы из Италии. Это итальянец, драматический баритон Клаудио Сгура, выступающий на самых престижных оперных сценах мира. Как признаётся сам певец, для него большое счастье перевоплотиться в отрицательных героев, но в реальной жизни он не такой, как они.

Клаудио Сгура Клаудио Сгура
Клаудио Сгура

Итальянский тенор Лучано Ганчи прошёл традиционный для своей страны путь певца: пел в хоре мальчиков Папской Сикстинской капеллы, изучал игру на фортепиано и органе, окончил три престижных консерватории в Италии. К оперному пению Лучано Ганчи обратился в 2006 году. Активные выступления певца начались в 2009 году. Дебют Ганчи в Большом театре состоялся в 2014 году в партии Альфреда в опере «Травиата» Дж. Верди. Тогда же певец дебютировал и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в партии Форесто в опере «Аттила» Дж. Верди.

Лучано Ганчи Лучано Ганчи
Лучано Ганчи

Первоначально в программе фестиваля была заявлена сопрано Соня Йончева, суперзвезда мировой оперной сцены. Её предполагаемое участие в программе фестиваля способствовало повышению интереса к этому музыкальному событию. Непредвиденные обстоятельства изменили ситуацию. Соню Йончеву заменила народная артистка республики Северная Осетия и Южная Осетия, заслуженная артистка России Вероника Джиоева, обладательница лирико-драматического сопрано.

Вероника Джиоева Вероника Джиоева
Вероника Джиоева

В программе концерта «Верди - Гала» на сцене БЗК были представлены арии, дуэты, объёмные фрагменты из опер «Аттила», «Дон Карлос», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Сила судьбы» Дж. Верди. Концерт открыл бас Ильдар Абдразаков, исполнив арию из оперы «Аттила». Целиком эта опера ещё только будет представлена вскоре на сцене Большого театра.

Вероника Джиоева Вероника Джиоева
Вероника Джиоева

Дела давно минувших дней, пятый век н.э., римляне, гунны… Чем интересны герои столь далёкого прошлого нам сегодняшним? Об этом говорит художественный руководитель III Международного музыкального фестиваля Ильдар Абдразаков:

Ильдар Абдразаков Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

«В операх Верди основная сложность чаще всего заключается в накале страстей, в прорисовывании психологического портрета героя. С музыкой Верди всегда имеют значение чувства и душа, конфликты и противостояние людей. И я счастлив, что у слушателей моего фестиваля в самых разных городах будет возможность насладиться этой музыкой и прожить самые сильные зрительские эмоции».
Ильдар Абдразаков Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

И действительно, градус зрительских эмоций был очень высок не только благодаря выбору программы, но, в первую очередь, благодаря первоклассным исполнителям, приглашённым итальянцам, баритону Клаудио Сгура и тенору Лучано Ганчи. Огромное значение имел тот факт, что музыку Верди пели итальянцы. Не было излишней экзальтации, но было удивительно гармоническое слияние музыки и слова при исполнении вердиевских шедевров.

Клаудио Сгура и Ильдар Абдразаков Клаудио Сгура и Ильдар Абдразаков
Клаудио Сгура и Ильдар Абдразаков

Особенно запомнился тенор Лучано Ганчи с его беспредельным погружением в музыкальный текст исполняемых произведений. Певец обладает сильным, полётным, красивого тембра драматическим тенором. Огромный зал БЗК покорился певцу, вобрав все оттенки его необыкновенного голоса в сочетании с актёрским мастерством.

Вероника Джиоева и Лучано Ганчи Вероника Джиоева и Лучано Ганчи
Вероника Джиоева и Лучано Ганчи

Также украшением программы были исполнительницы женских партий: Анастасия Коротенко (сопрано) и Наталья Якимова (меццо-сопрано).

Наталья Якимова Анастасия Коротенко
Наталья Якимова и Анастасия Коротенко

И опять, на сцене, по прошествии стольких лет, гунны и римляне решают свои проблемы, поют о высоких чувствах, обращаются к людям – зрителям, желая найти поддержку в своих исканиях, в своих переживаниях…

Ильдар Абдразаков и Михаил Татарников Ильдар Абдразаков и Михаил Татарников
Ильдар Абдразаков и Михаил Татарников

Без преувеличения, можно сказать, что фестиваль Ильдара Абдразакова нынешнего года прошёл под знаком оперы «Аттила» Дж. Верди, собрав, объединив первоклассные исполнительские силы современной мировой оперы. В скором времени московские меломаны будут иметь возможность познакомиться с оперой «Аттила» Дж. Верди на сцене Большого театра и встретиться с уже знакомыми исполнителями.

Участники фестиваля Абдразакова Участники фестиваля Абдразакова
Участники фестиваля Абдразакова

Людмила КРАСНОВА
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

Ильдар Абдразаков Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

Клаудио Сгура, Лучано Ганчи и Михаил Татарников

Клаудио Сгура, Лучано Ганчи и Михаил Татарников
Вероника Джиоева Вероника Джиоева
Вероника Джиоева
Клаудио Сгура
Клаудио Сгура
Лучано Ганчи Лучано Ганчи
Лучано Ганчи
Лучано Ганчи Лучано Ганчи
Лучано Ганчи
Клаудио Сгура и Лучано Ганчи Клаудио Сгура и Лучано Ганчи
Клаудио Сгура и Лучано Ганчи
Клаудио Сгура Клаудио Сгура
Клаудио Сгура
Лучано Ганчи Лучано Ганчи
Лучано Ганчи

Клаудио Сгура и Ильдар Абдразаков Клаудио Сгура и Ильдар Абдразаков
Клаудио Сгура и Ильдар Абдразаков
Вероника Джиоева и Лучано Ганчи Вероника Джиоева и Лучано Ганчи
Вероника Джиоева и Лучано Ганчи
Участники фестиваля Участники фестиваля
Участники фестиваля
Участники фестиваля Участники фестиваля
Участники фестиваля
15/11/2019 - 05:29   Классическая музыка   Концерты
На Исторической сцене Большого театра состоялся Оперный бал Елены Образцовой к 80-летию со дня рождения великой певицы.

В этом году он был не просто гала-концертом знаменитостей к юбилею, а огромным праздником оперного театра, где воедино слились его мощь и лирическая проникновенность. Над ним трудились автор сценария Григорий Шестаков, режиссер-постановщик Сергей Широков, художник-постановщик Сергей Грачев, художник по свету Антон Поморев, графическое оформление Артема Израилова. Вел концерт прославленный Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского (худрук и гл. дирижер Владимир Федосеев) п/у Александра Соловьева и Дмитрия Корчака. Генеральный продюсер Наталья Игнатенко, гендиректор Благотворительного фонда Елены Образцовой. На Оперный бал съехались прославленные певцы и молодые вокалисты, лауреаты конкурсов Образцовой и ее Благотворительного фонда из разных стран и континентов.

Елена Образцова
Елена Образцова

Начался вечер с романса Графини из «Пиковой дамы» П. Чайковского в исполнении Елены Образцовой. Его сменили Полонез и сцена Марины Мнишек и Самозванца из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Именно в партии Марины Мнишек состоялся дебют Елены Васильевны на сцене Большого театра. После своего успешного выступления она стала солисткой первого театра страны. В концерте партии Марины и Самозванца исполнили солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук и солист Красноярского театра оперы и балета им. Д. Хворостовского Михаил Пирогов. Психологически точной и вокально безупречной в арии Любаши из оперы Римского-Корсакова была солистка Мариинского Ольга Бородина. Жаль, что замечательная сопрано Любовь Петрова, приглашенная солистка «Метрополитен-Опера» спела только небольшую арию Лауреатты из оперы Пуччини «Джанни Скикки». Так бедно сложился ее репертуар в этом концерте.

Оперный бал Елены Образцовой
Ольга Бородина

Затем прошли два фрагмента из «Богемы» Пуччини: ария Рудольфа и дуэт Мими и Рудольфа из первого акта в исполнении итальянского тенора Франческо Демуро и российской оперной солистки, поющей по всему миру, Вероники Джиоевой. Тенор средний, но теноровый дефицит делает его востребованным. Вероника, обладательница очень красивого сопрано, была хороша и в дуэте, и в арии Маддалены из оперы Джордано «Андое Шенье», которую Вероника спела во втором отделении. Дирижера Александра Соловьева, который открыл юбилейный концерт, сменил Дмитрий Корчак, действующий тенор, успешно начинающий дирижерскую карьеру.

Оперный бал Елены Образцовой
Лео Нуччи и Нина Минасян

Очень порадовали две молодые певицы. Барочная исполнительница Юлия Лежнева, которую знают и любят во всем мире. Ее любила и Елена Васильевна. Она стала лауреатом Гран-при двух конкурсов Образцовой: юных вокалистов и молодых оперных певцов. Постепенно Юля расширяет барочный репертуар. Моцарт в ее исполнении звучит очень стильно и красиво. В концерте она исполнила арию Констанцы из оперы Вивальди «Гризельда». Выпускница Молодежной оперной программы Большого театра Василиса Бержанская, очень яркая певица. Ее тоже любила Елена Васильевна даже в тот период, когда Василису преследовали разные вокальные неудачи, она верила в ее успешную карьеру. Оперная примадонна была права. Сейчас Василиса - лауреат многочисленных престижных конкурсов, она солистка Немецкой оперы в Берлине, поет и на других зарубежных сценах. Арию ее Елены из оперы Россини «Дева озера» зрители приняли с восторгом. Своими стремительными «до» очаровал публику американский тенор Лоуренс Браунли в знаменитой арии Тонио из «Дочери полка» Доницетти.

Далее концерт был отдан во власть «Аиды» Верди. Партия Амнерис была одной из любимых у Елены Образцовой. Сначала прозвучала Сцена Аиды и Амнерис в прекрасном исполнении двух мировых звезд Марии Гулегиной – Аида и Екатерины Семенчук – Амнерис. Финал 2 акта «Аиды» завершил первое отделение концерта. Здесь устроителей подвела Государственная хоровая капелла России им. А. Юрлова (худрук и гл. дирижер Геннадий Дмитряк). Коллектив не театральный, не знающий свою партию в «Аиде». Занятый своими концертами, хор не успел выучить материал, а тем более отрепетировать его с оркестром БСО им. Чайковского и с солистами. Все было очень громко и топорно, солистов вообще не было слышно. К большому сожалению, в финале была нарушена гармония музыки и театра, так счастлива найденная постановщиками. Оглушенные грохотом, зрители ринулись в залы, где красовалась замечательная выставка, подготовленная Большим театром и Благотворительным фондом Елены Образцовой к 80-летию со дня рождения певицы.

Оперный бал Елены Образцовой
Мария Гулегина

К счастью, второе отделение было совсем другим, снова вернувшим зрителей в мир музыки и театра мировой примадонны. В нем было много исполнительских шедевров. Открыл его оркестр Вальсом Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель», изящно и красиво исполненным артистами миманса Большого театра. Затем прозвучал первый шедевр – Ольга Бородина представила фрагмент «Земля моя златая!» из поэмы Свиридова «Отчалившая Русь» в сопровождении Георгия Хачикяна (фортепиано) и Александра Болдачева (арфа). Затем настала очередь оперы Бизе «Кармен». Антракт к 4 действию исполнили оркестр и артисты миманса, Цыганскую песню – Екатерина Семенчук и Куплеты Эскамильо – Виталий Билый с артистами хора. Тут свершился второй шедевр – Мария Гулегина блестяще спела труднейшую арию Леди Макбет из одноименной оперы Верди. В концерте участвовал старейший баритон Лео Нуччи, который с невероятным актерским темпераментом спел арию Риголетто из одноименной оперы Верди. Волшебство театра он продолжил вместе с молодой певицей, выпускницей Молодежной оперной программы Большого театра Ниной Минасян. Они не просто спели, а прожили сцену и дуэт Риголетто и Джильды. Это было настолько ярко вокально и актерски, что зал устроил певцам заслуженную овацию. Неожиданно и прекрасно исполнил предсмертную арию Каварадосси непревзойденный трубач, солист плетневского оркестра Владислав Лаврик. После нее очень органично слушалась и до слез тронула ария, ее еще называют «Молитвой», Тоски в исполнении Марии Гулегиной.

После всех исполнительских шедевров постановщики нашли точное место для Сцены Шарлотты и Вертера из одноименной оперы Массне в исполнении Елены Образцовой и сегодняшнего солиста Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимира Дмитрука. Планировалось, что потом прозвучит ария Вертера в его исполнении. Но не случилось, а жаль, Вертер - это абсолютный материал певца. Последующее Интермеццо из «Сельской чести» Масканьи подготовило атмосферу для размышлений Елены Образцовой «Что такое Театр?», которые точно в стиле Елены Васильевны прочитала актриса Вера Бабичева. И закончился Оперный бал Елены Образцовой хором «Славься!» из оперы Глинки «Жизнь за царя» , который исполнили оркестр, хор и все участники концерта во главе с дирижером Александром Соловьевым.

Елизавета ДЮКИНА

Еще одно мнение о концерте можно прочитать здесь.

05/03/2019 - 04:37   Классическая музыка   Концерты
Непривычно массивно проанонсированный в соцсетях и в электронных СМИ концерт «Дмитрий Корчак и друзья. Концерт звёзд мировой оперы» состоялся в концертном зале «Зарядье» и был посвящён 40-летию главного героя этого торжества.

Действительно, программа концерта собрала и объединила исполнителей, с которыми Дмитрий Корчак или работал в начале своего творческого пути, или работает сейчас, готовя свои концертные программы. Это баритон Василий Ладюк, теноры Алексей Татаринцев, Сергей Романовский, Андрей Данилов, Леви Штраус Секгапане (ЮАР), сопрано Любовь Петрова и Вероника Джиоева, скрипач Сергей Крылов. Сам Дмитрий Корчак был заявлен в программе концерта и как тенор, и как дирижёр, совместно с дирижёром Константином Чудовским.

Дмитрий Корчак и Василий Ладюк
Дмитрий Корчак и Василий Ладюк

В концерте принимал участие Государственный академический московский областной Хор имени А.Д. Кожевникова под художественным руководством главного дирижёра Николая Азарова. Концертную программу сопровождал Московский камерный оркестр «MusicaViva», художественный руководитель и главный дирижёр Александр Рудин.

Программа концерта была построена на европейской музыкальной классике. Это произведения Россини, Делиба, Оффенбаха, Верди, Гуно, Бизе, Беллини, Пуленка, Сарасате. Богатая, разнообразная программа!

Дмитрий Корчак, Любовь Петрова и Вероника Джиоева
Дмитрий Корчак, Любовь Петрова и Вероника Джиоева

В первом отделении концерта Дмитрий Корчак выступил как тенор. И тут событием, кульминацией всего концерта стало исполнение арии Арнольда из оперы Россини «Вильгельм Телль». Эта ария уподобилась картине великого мастера, коим был Россини, показанная зрителям в роскошной раме, состоящей из сильного, ровно звучащего тенора особенной тембровой окраски, свойственной именно голосу Дмитрия Корчака. Но какой огранке был подвержен этот голос, который теперь звучал мощно, передавая все оттенки смысла, благодаря виртуозному владению исполнителем вокальными техниками. Да, это был мастер! Не было титров, но всё было понятно ещё и благодаря необыкновенно чуткому оркестровому аккомпанементу под управлением Константина Чудовского.

Андрей Данилов
Андрей Данилов

Практически каждый вокальный номер в концерте обращал нас к моментам певческой карьеры тенора Дмитрия Корчака. Ария Ромео из оперы «Ромео и Джульетта» Гуно, исполненная Алексеем Татаринцевым в гедонической манере восторга перед всем сущим, напомнила о знаменитом концерте Дмитрия Корчака в БЗК в 2014 году. Эта ария в интерпретации тенора также была наполнена тогда восторгом, но с тревогой о хрупкости всего мироздания. Ромео-Корчак как бы очутился в волшебном мире, наполненном светом, и была тревога о возможности всё это потерять. Никто из зрителей огромного зала тогда не знал, что в артистической дежурила бригада «Скорой помощи» со всеми атрибутами, полагающимися в такой ситуации. Вот из «такого сора» произрастает прекрасное пение…

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Щедрым подарком зрителям в концерте был дуэт Надира и Зурги из оперы «Искатели жемчуга» Бизе в исполнении Дмитрия Корчака и Василия Ладюка. Этот дуэт был сформирован незабвенным учителем, В.С. Поповым, когда его ученики ещё только начинали свои певческие карьеры. И как был прав В.С. Попов. Такое слияние голосов, такое взаимопонимание в дуэте – большая редкость.

Были в концерте и открытия для московской меломанской публики. На сцену вышел тенор Леви Штраус Секгапане (ЮАР), обладатель лёгкого, подвижного, красивого тембра голоса. В первом отделении певец исполнил арию Родриго из оперы «Отелло» Россини. И опять вспомнилось исполнение этой арии Дмитрием Корчаком в концерте 2011 года, который проходил на сцене КЗЧ. При очень плотном графике, при невероятной востребованности певца на мировых оперных сценах он умудрялся петь дома, в Москве. Сам певец определил для себя выступать на Родине не реже одного раза в год. Теперь, слава Богу, это происходит чаще.

Леви Штраус Секгапане
Леви Штраус Секгапане

Второе отделение концерта открылось исполнением сочинения «Gloria» для сопрано, смешанного хора и оркестра композитора Пуленка. Солировала сопрано Любовь Петрова. Дирижировал Дмитрий Корчак. В исполнении этого сочинения главным было чувство стиля, которое позволило передать своеобразие музыки, принадлежащей французской культуре. Такое исполнение, когда дирижёр и солистка достигают абсолютного взаимопонимания в передаче смыслов, большая редкость. Успех, большой успех сопрано Любови Петровой!

Вероника Джиоева и Любовь Петрова
Вероника Джиоева и Любовь Петрова

Программа концерта собрала не просто друзей Дмитрия Корчака, а исполнителей высочайшего, мирового уровня. Это было подтверждено, когда все солисты вышли на сцену и исполнили коварную арию Тонио из оперы «Дочь полка» Доницетти, легко преодолев коварный барьер, верхнее «до».

На небывалую эмоциональную высоту взлетело настроение зрительного зала при исполнении Концертной фантазии на темы оперы «Кармен» для скрипки с оркестром Сарасате. Партию скрипки исполнил с благоговением Сергей Крылов.

Дмитрий Корчак и Сергей Крылов
Дмитрий Корчак и Сергей Крылов

Что и говорить, праздник удался на славу. Сказать, что зал с энтузиазмом воспринял программу, - это ничего не сказать. Было торжество высокого искусства, высокой исполнительской культуры, молодости, красоты, талантов.

Людмила КРАСНОВА
Фото: зал «Зарядье»

20/02/2019 - 03:23   Классическая музыка   Анонсы
26 февраля в зале «Зарядье» пройдет концерт «Дмитрий Корчак и друзья. Концерт звёзд мировой оперы» в честь 40-летия Корчака.

В концерте примут участие: Дмитрий Корчак, тенор; Любовь Петрова, сопрано; Вероника Джиоева, сопрано; Андрей Данилов, тенор; Алексей Татаринцев, тенор; Сергей Романовский, тенор; Леви Секгапане, тенор; Василий Ладюк, баритон. Специальный гость концерта – Сергей Крылов, скрипка. Дирижеры – Дмитрий Корчак и Константин Чудовский. Оркестр - Musica Viva. В концерте принимает участие Государственный академический московский областной Хор имени А.Д. Кожевникова (художественный руководитель и главный дирижер – Николай Азаров).

Дмитрий Корчак
Дмитрий Корчак

Концерт приурочен к 40-летию Дмитрия Корчака.

Роскошный голос, совершенное исполнение и мощная харизма снискали тенору Дмитрию Корчаку успех во всем мире. Не так давно выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова (по двум факультетам: дирижёрскому и вокальному) начал выступать как дирижер симфонического оркестра.

К радости своих многочисленных поклонников, на этом поприще он проявил не меньший талант.

С 2016 года Дмитрий Корчак – главный приглашенный дирижер Новосибирского театра оперы и балета и приглашенный дирижер Михайловского театра в Санкт-Петербурге.

В концерте принимают участие только звезды. Место за дирижерским пультом с Дмитрием Корчаком разделит Константин Чудовский, главный дирижёр Муниципального театра Сантьяго в Чили (с 2013 г.) и главный дирижёр Екатеринбургского театра оперы и балета (с 2019 г.).

06/04/2018 - 05:18   Классическая музыка   Концерты
«Оперный бал Елены Образцовой» впервые прошел на сцене Большого театра в год 75-летия оперной примадонны, и превратился в подлинный праздник оперного искусства. Теперь, когда Елены Васильевны не стало, фонд Елены Образцовой посвящает «Бал» звездам мировой оперы. На этот раз героем концерта стал великий оперный режиссер Франко Дзеффирелли. Так в Москве отметили его 95-летие.

С идеей проведения такого вечера руководство фонда обратилось непосредственно к Франко Дзеффирелли. Его тронула инициатива фонда, и он предложил свое видение концерта, в котором бы исполнялись фрагменты из опер, которые он ставил.

У Франко Дзеффирелли давние связи с театральной культурой России. Он не раз приезжал в Москву, где ставил «Травиату» в Большом театре, «Аиду» на сцене Московского театра оперетты. Его спектакли шли в Кремлевском Дворце - «Турандот» театра «Ла Скала», «Тоска» Римской оперы, где и состоялся юбилейный вечер режиссера. Кроме того в Музее изобразительных искусств им. Пушкина была выставка его живописных работ, В последний раз маэстро приезжал в столицу на презентацию своей книги-биографии.

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

С Еленой Образцовой режиссера связывали многие годы дружбы и тесного творческого сотрудничества на сценах миланской «Ла Скала» и Венской Оперы, где каждый спектакль становился громким событием и пополнял сокровищницу мирового оперного искусства. Елена Образцова очень высоко ценила маэстро Дзеффирелли как художника ренессансного склада, создавшего свой образ оперного театра, и была благодарна ему за возможность творческой свободы на сцене. Мне не раз приходилось слушать ее рассказы о работе с этим удивительным художником. Каждый раз у нее загорались глаза, и она переносилась в те счастливые в ее жизни минуты, часы и даже месяцы, когда рождались ее героини: всезнающая прорицательница Ульрика в «Бал-маскараде», «Кармен» века, красавица принцесса Эболи, мистическая цыганка Азучена в «Трубадуре», и, конечно, несчастная Сантуцца из фильма-оперы «Сельская честь», обреченная на вечное одиночество.

Постановку юбилея осуществили и провели ассистент Дзеффирелли итальянский режиссер Марко Гандини, который вел концерт, и молодой дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Тимур Зангиев, который спас вечер от отмены. По договоренности с фондом в Москву прилетел итальянский дирижер Олег Каэтани. Накануне концерта у него, человека невоспитанного, случился конфликт с музыкантом Московского Симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер Павел Коган), в котором был виноват итальянец, но он даже не подумал извиниться за свою грубость. Тогда оркестр отказался с ним работать. К огромному счастью, один из лучших театральных дирижеров Москвы Тимур Зангиев оказался свободным и приехал в день концерта, прорепетировал программу и вечером продирижировал ею на высочайшем художественном уровне, вызвав дружные овации оркестра и зрительного зала.

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

В вечере принимали участие в основном отечественные певцы. Среди них мировая звезда Мария Гулегина, которая много пела в постановках Дзеффирелли, звездный баритон Мариинского театра Владислав Сулимский, часто выступающие на Западе Вероника Джиоева, Олеся Петрова, молодые солисты московских театров: тенор Богдан Волков (Большой театр), представители Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко: меццо-сопрано Ксения Дудникова, тенор Владимир Дмитрук, «Геликон-оперы» Дмитрий Скориков, Лидия Светозарова, Максим Перебейнос, Михаил Гужов, солистка Астраханского театра и артистка Академии молодых певцов Мариинского театра Цветана Омельчук и даже студентка Московской консерватории Эльмира Караханова. Из-за рубежа в Москву прилетели два тенора - замечательный Рамон Варгас (Австрия) и Мартин Мюле из Германии.

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

В программу вошли и балетные номера, которые поставил знаменитый солист Большого театра и хореограф Владимир Васильев с участием кордебалета Театра «Кремлевский балет» и солистов Большого театра Дениса Родькина и Элеоноры Севенард. Владимира Викторовича тоже связывает творческая дружба с Франко Дзеффирелли, начавшаяся со съемок в фильме-опере «Травиата» и продолжившаяся в постановках «Аиды» и «Травиаты» в лучших театрах Италии.

Программа вечера была красиво и точно выстроена. В первом отделении исполнялись фрагменты из опер Верди. Хор цыган из «Трубадура», прозвучавший в исполнении Большого хора «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича, сразу задал высокую планку вечера. Ее подхватила Олеся Петрова Песней Азучены. «Трубадура» сменили отрывки из «Бала-маскарада», где царил Рамон Варгас в партии Ричарда. Выразительными получились сцена и квинтет, в которых участвовали Рамон Варгас - Ричард, Вероника Джиоева - Амелия, Лидия Светозарова – Оскар, Дмитрий Скориков и Михаил Гужов - заговорщики. На хорошем нерве и вокально, и актерски провели сцену Амнерис и Аиды Ксения Дудникова и Вероника Джиоева. Блестяще завершили первое отделение Рамон Варгас, Мария Гулегина и Владислав Сулимский Сценой в саду Королевы из оперы «Дон Карлос», захватив слушателей эмоциональностью, красотой голосов и глубинной проработкой характеров Дон Карлоса, принцессы Эболи и Рикардо ди Позы и их сложных взаимоотношений.

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

Жизнерадостно и ярко началось второе отделение. Жорж Бизе «Кармен». Под музыку Антракта к 4 действию исполнялись симпатичные номера, поставленные Владимиром Васильевым. Заразительно прозвучала у Ксении Дудниковой Сегидилья. Специально к вечеру молодые певцы подготовили Квинтет контрабандистов. С каким удовольствием Ксения Дудникова - Кармен, Эльмира Караханова - Фраскита, Богдан Волков - Ромендадо, Цветана Омельчук – Мерседес, Максим Перебейнос – Данкайро разыграли эту сцену – четкий стремительный ритм, задор молодых красивых голосов, прекрасно сочетающихся между собой, чему помогала выразительная пластика в танцевальных движениях артистов-певцов.

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

К большому сожалению, не получилась заключительная сцена Кармен и Хозе. И только из-за тенора Мартина Мюле. Певец почему-то решил, что главный на сцене – он, а Кармен - так, между прочими. Его громкое некрасивое пение, агрессия, и постоянное стремление к главенствующему положению на сцене не дали полностью раскрыться дарованию Дудниковой. Я дважды слышала Ксению в партии Кармен в разных постановках, и всегда это было замечательно и актерски, и вокально. Жаль, что партнером Дудниковой оказался слишком некорректный исполнитель.

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

На финал, естественно, поставили шедевр Елены Образцовой и Франко Дзеффирелли - «Сельскую честь». В сценах из оперы были заняты Мария Гулегина – Сантуцца, Владимир Дмитрук — Туридду и Цветана Омельчук – Лола. Удивительно проникновенно сыграл Интермеццо оркестр, ведомый Тимуром Зангиевым, и слушатели сразу окунулись в атмосферу оперы Масканьи. Очень старались молодые Дмитрук и Омельчук. Для них это была огромная ответственность, и они справились с труднейшей задачей, исполнив партии Туридду и Лолы на очень приличном уровне. Мария Гулегина подтвердила статус оперной звезды. И голос не подвел в арии, наполненный страданием, он не мог не взволновать зрителей. Сцена и дуэт Сантуцци с Туридду-Дмитруком прошли в едином порыве любви и резкого отчуждения бывших любовников, и актерская харизма певицы не перелилась через край, оставив партнера в стороне.

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

Очень логично , что после «Сельской чести» зазвучал голос Елены Образцовой. Она спела арию Тоски. Елена Васильевна очень любила «Тоску» Пуччини и очень хотела спеть эту оперу, но не получилось. Хорошо, что успела записать арию, в которой раскрылось ее огромное лирико-драматическое дарование.

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

Завершился юбилейный вечер Франко Дзеффирелли финалом оперы Пуччини «Турандот» - солнечным и счастливым, в исполнении всех участников концерта.

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

Елизавета ДЮКИНА

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли

Оперный бал Елены Образцовой» в честь Франко Дзеффирелли
21/03/2018 - 02:22   Классическая музыка   Интервью
«Чайковский. Письма к тебе…». Музыкально-литературная программа БСО имени П.И. Чайковского прозвучала в КЗЧ (дирижёр - В.И. Федосеев).

Когда соприкасаешься с творчеством музыканта такого масштаба, каким является маэстро Владимир Иванович Федосеев, то возникает потребность выйти за рамки обычной рецензии по поводу прослушанного концерта и расспросить мастера о том, что остаётся за пределами концертного зала. Безусловно, творчество маэстро В.И. Федосеева представляет собою явление уникальное не только по охвату произведений мировой музыкальной культуры, но и по тому, что мы называем представлением русской музыки вообще и за пределами России, в частности. По сути, это есть представление России, формирование её звукового образа, узнаваемости нашей страны в звучании.

В текущем концертно-театральном сезоне творчество В.И. Федосеева было показано зрителям во всём многообразии. Маэстро дирижировал не только концертными программами, но и оперными спектаклями. Так, в театре «Геликон-опера» прошла премьерная серия оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского. В.И. Федосеев выступил как дирижёр-постановщик этого спектакля.

Владимир Федосеев в «Геликон-опера»
Владимир Федосеев в «Геликон-опера»

Из множества концертных программ последнего времени Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, которым руководит В.И. Федосеев, выделяются, занимают особое место в нашей музыкальной жизни программы из произведений П.И. Чайковского. Ярким событием в культурной жизни столицы стало концертное исполнение оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в КЗЧ. Был прекрасный состав исполнителей. Главные партии исполнили Василий Ладюк – Евгений Онегин, Алексей Татаринцев – Владимир Ленский, Агунда Кулаева – Ольга, Вероника Джиоева – Татьяна Ларина. В этом же составе опера в концертном варианте была представлена в Японии и, как и в Москве, имела большой успех.

Необычной оказалась программа «Чайковский. Письма к тебе…», посвящение памяти выдающегося исследователя творчества композитора П.Е. Вайдман. Автор идеи – Владимир Федосеев. Сценарий – Константин Рычков. Письма П.И. Чайковского прочитал Алексей Гуськов, актёр театра и кино. Эти эпистолярные послания великого композитора обращены к А.И. Чайковскому, М.И. Чайковскому, К.К. Альбрехту, к издателю П.И. Юргенсону, к Н.Ф. фон Мекк, к С.И. Танееву, к А.П. Мерклинг.

Открылся концерт исполнением фрагмента симфонической фантазии «Буря» П.И. Чайковского по одноимённой драме В. Шекспира. Композиционно программа концерта была выстроена так, что отрывки из писем композитора перемежались с исполнением его музыкальных произведений, соотнесённых по времени и содержанию. Публика услышала фрагмент из музыки балета «Лебединое озеро», Вальс из Серенады для струнного оркестра, соч. 48. Прозвучал в программе концерта Симфонический антракт к IV действию оперы «Кармен» Ж. Бизе. Далее были исполнены «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. Во втором отделении оркестр исполнил грандиозную Симфонию №5 П.И. Чайковского.

Восприятие и осмысление такого рода программы требует хотя бы начального уровня подготовки у зрителя. С другой стороны, даже неподготовленный слушатель имеет прекрасную возможность приобщиться к шедеврам русской и мировой музыкальной классики. Кроме того, исполненная программа рассказывает нам о той жизни, которая ушла в прошлое, но, благодаря соединению слова и музыки, она воссоздаётся как бы объёмно.

Представленная программа концерта на сцене КЗЧ является уникальной и не имеет себе подобных. В обширных концертных программах Филармонии не так часто исполняется наша русская музыка. Это вопрос непраздный. Например, во Франции очень строго следят за СМИ в плане соблюдения пропорции французской музыки по отношению к иноязычной. Нарушения строго караются, вплоть до лишения лицензии на вещание. Достойный пример для подражания! В связи с темой сохранения нашей музыкальной культуры, её представления в России и за её пределами В.И. Федосеев любезно согласился ответить на несколько вопросов.

- Как Вы, Владимир Иванович, оцениваете «удельный вес» русской классической музыки в  музыкальном пространстве России?

- Я думаю, что «удельный вес» русской классической музыки в России недостаточный, и это наглядно показывает репертуар наших оперных театров. Истина в том, что если хочешь услышать настоящего Бизе, надо ехать во Францию, а если Мусоргского — в Россию. Так всегда было и так должно быть. Удельный вес русской музыки должен быть высоким, прежде всего, у нас, в России — если, конечно, речь идет не об экспериментальном театре, где может и должна быть представлена любая музыка. Но в наших крупнейших театрах даже «Иван Сусанин» почти не исполняется, а ведь всегда была традиция открывать сезоны произведениями такого плана…

- Достаточно ли, по Вашему мнению, представлена русская музыка в концертах, на оперных сценах за пределами России?

- За пределами России русская музыка также представлена недостаточно широко. Ставят, конечно, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского, а вот Римского-Корсакова — почти нет.

- Что Вы можете сказать о постановках русских опер в Европе и Америке?

- Постановки наших опер за рубежом все, за некоторыми исключениями, весьма и весьма сомнительные. Я принимал участие во многих постановках на Западе, где сражался с режиссурой из-за того, что режиссер подчас не знал истории создания оперы. Это меня всегда немного коробило. Мне даже иногда приходилось из-за несогласия с режиссурой идти на крайние меры и отменять какие-то постановки. Была такая история с «Золотым петушком» и не только. Эксперименты за рубежом бывают разные и часто не в пользу русской оперы. Хотя делается это всё не по злому умыслу, а всего лишь по незнанию истории и конкретного сочинения.

- Как воспринимают русскую классическую музыку представители разных культур?

- Русскую культуру за рубежом оценивают очень высоко, как очень глубокое явление. И восприятие нашей музыки везде и всегда замечательное. Если она исполнена без искажений, в тех традициях, которые ценятся в России — сомневаться в этом не приходится…

Людмила КРАСНОВА

06/11/2017 - 07:53   Классическая музыка   Концерты
Вслед за Московской консерваторией юбиляра народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева принимал столичный театр «Геликон-опера», где теперь Владимир Иванович музыкальный руководитель и главный дирижер, а еще он истинный наставник, друг и партнер.

Если в консерватории программа состояла из оперных фрагментов, то в «Геликоне» исполнялась симфоническая и хоровая музыка.

Юбилейный концерт Федосеева в «Геликоне»

На сцене зала «Стравинский» объединились легендарный Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского и оркестр «Геликон-оперы, к ним присоединился театральный хор. В программу вошли только сочинения русских композиторов: три Чайковского и одно Бородина.

Юбилей Федосеева в Геликон Опере

Но сначала о трогательных поздравлениях Владимиру Федосееву с 85-летием. Вице-мэр столицы Леонид Печатников вручил ему главную награду Правительства Москвы— сверкающую драгоценностями Звезду за заслуги перед Москвой. Его сменил худрук «Геликона» Дмитрий Бертман, который со словами благодарности преподнес маэстро хрустальную дирижерскую палочку, сделанную в Клину.

Владимиру Федосееву преподнесли хрустальную дирижерскую палочку

Вечер начала симфоническая фантазия Чайковского «Франческа да Римини», которую сам автор считал наиболее удачным из своих из программных симфонических произведений. Обрамленная двумя крайними картинами адских мук, центральная часть - Рассказ Франчески о ее трагической любви к Паоло, - начинается с солирующего кларнета и легких аккордов струнных. Мелодия развивается, растет и в интерпретации оркестра, ведомого дирижером, достигает лирической кульминации. Федосеев просто потряс апофеозом любви и счастья Франчески и Паоло, красотой, выразительностью и страстностью кантилены Чайковского. Но жестокие фанфары, пробудив от краткого сладостного сна героев, снова отдали влюбленных адским вихрям.

Программа вечера строилась на контрастах. За несчастной Франческой последовали яркие и красочные «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь».

На этот раз Владимир Иванович идеально выстроил баланс звучания оркестров и хора. Оркестры остались на сцене, а хор уютно устроился по обе стороны балкона в зрительном зале. Здесь, в «Геликоне», ничто не помешало коллективам проявить свои лучшие качества. Их выразительность была так велика, что слушая оркестр и хор, ясно представляешь танец пленных красавиц, их изумительную пластику и вместе с пленительными женскими голосами поднимаешься к небесам. Когда вступает мужской хор, перед глазами возникают бешеные пляски джигитов, изобилующие виртуозными прыжками. Впечатление грандиозное, соединившее в себе замечательную музыку Бородина и мастерство оркестров и хора, которых возглавлял маэстро Федосеев.

Затем снова вернулись к Чайковскому. Прозвучали два номера из кантаты «Москва». Ариозо Воина «Мне ли, Господи» проникновенно, как молитву, спела звезда геликоновской труппы Лариса Костюк. Завершила вечер торжественная увертюра «1812 год».

Владимир Федосеев принимает поздравления

«Евгений Онегин» Чайковского в Концертном зале им. Чайковского

Евгений Онегин в КЗЧ

Федосеев никогда не скрывал своей любви к этой опере. Счастливый случай, когда можно выразить любовь и преклонение перед ней и со стороны исполнителей, и со стороны слушателей. Конечно же на сцене был Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского, один лучших столичных коллективов — хор Академии хорового искусства им. В. Попова (худрук и гл. дирижер Алексей Петров). Певцы в основном солисты или приглашенные солисты Большого театра: Татьяна — Вероника Джиоева, Онегин — Василий Ладюк, Ленский — Алексей Татаринцев, Ольга — Агунда Кулаева, Ларина — Елена Евсеева, Няня — Светлана Шилова, Гремин — Михаил Гужов. Более чем кстати в вечер ввели короткие фрагменты из романа Пушкина. В исполнении актера Алексея Гуськова они создавали необходимую пушкинскую атмосферу.

Евгений Онегин в КЗЧ

Владимир Федосеев явил нам неожиданного «Евгения Онегина», более серьезного и глубокого, обогащенного сложным сегодняшним временем, вскрыв новые подтексты музыкальной драматургии композитора, неведомые нам ранее.

Главные герои, я имею в виду Онегина, Татьяну и Ленского, стали другими в свете сегодняшней жизни. Исполнители этих партий Вероника Джиоева, Василий Ладюк и Алексей Татаринцев, обладатели больших ярких и выразительных голосов и актерского дара, оказались способными создать эти обновленные образы.

Вероника Джиоева

Прежде всего это относится к Татьяне Лариной в исполнении Вероники Джиоевой. При встрече с Онегиным, начитавшись любовных романов, ее Татьяна, чистая душою, не могла не влюбиться в нового героя. Любовь ее оказалась не книжной, а настоящей, жаждущей положительного ответа. Жестокий урок, который Татьяне преподал ее любимый, на всю жизнь оставил в ее душе незаживающую рану. Бог же наградил ее умением чувствовать боль других и сострадать ей. Около кого стоит Татьяна во время отвратительной ссоры Ленского и Онегина на ее именинах? Около матери. Лариной сейчас больно и страшно, и дочь рядом, готова облегчить ее страдания. Такой она будет всегда. Заключительная сцена. Татьяна ждет Онегина для последнего объяснения. Она изменилась, стала еще более замкнутой и скрытной, хотя по-прежнему женственна и обаятельна. Но позволяет себе в несколько резком тоне напомнить Онегину о его давнем уроке. И только в финале встречи, под напором страстных признаний Евгения, у нее вырывается: «Я вас люблю». Да, любовь ее вечный крест, который она будет нести до конца своих дней, но и урок Евгения всегда с ней. Любовь юной пейзанки - прошлое, хотя и прекрасное. Сегодня рядом с ней муж, которого она по-своему любит, но никогда не предаст его, не сделает ему больно, как в далекой молодости поступил ее Онегин.

Непривычным оказался и образ Онегина у Василия Ладюка. Его герой необаятельный, эгоистичный, словно некий злодей, приехавший в имение Лариных, чтобы разрушить их сельскую идиллию и всем принести страдания (и даже смерть своему другу Ленскому). Он уже привык перед всеми демонстрировать превосходство. Ах, как он упивался менторским тоном, поучая влюбленную в него юную Татьяну в знаменитой арии «Вы мне писали?» Но и у него наступил жизненный крах. Ощущение никому ненужности и бессмысленности своего существования терзают его душу. Но его не жалко. Он, словно старуха из пушкинской сказки «О рыбаке и рыбке», остался у разбитого корыта.

Евгений Онегин в КЗЧ

Более трагичным, чем обычно, получился у Алексея Татаринцева образ Ленского. Его пылкий Ленский настолько захвачен любовью к Ольге и воспеванием ее, что не задумывается о том, а любит ли его девушка. Настоящей катастрофой для бедного поэта стало осознание того, что Ольга его не любит, а просто проводит с ним время. Также увлеченно она флиртует с Онегиным на именинах Татьяны. Нашла новую игрушку. Какой горечью наполнено его небольшое ариозо «В вашем доме…». Ему хочется как можно скорее покинуть дом, где как ему казалось, его любили. С отчаянной болью бросая фразу «Прощай навек!», Ленский покидает Лариных. Безысходным страданием наполнена его ария «Куда, куда вы удалились…», а в дуэте с Онегиным «Враги» он пребывает в полном безразличии ко всему окружающему, словно его уже нет на этом свете.

Евгений Онегин в КЗЧ

Традиционна хороша Ольга Агунды Кулаевой. Красивый голос, пластика, в меру эмоциональна. Только вот легкомыслие резвушки и хохотушки не позволили ее героине понять, что в доме произошла трагедия, и что может погибнуть на дуэли влюбленный в нее Владимир Ленский. Но это заложено в образе Ольги и у Пушкина, и у Чайковского. Молода и красива Няня у Светланы Шиловой, а почему бы и нет? Главное певица донесла до слушателей искреннюю любовь Няни к своей воспитаннице Татьяне и преданность госпоже Лариной. В обеих отведенных ей сценах певица была убедительна и искренна. Как красиво в начале оперы сливались голоса сначала в дуэте Татьяны и Ольги — сопрано Джиоевой и меццо Кулаевой, а затем и в чудном квартете, когда к дуэту добавились сопрано Елены Евсеевой —Лариной и меццо Светланы Шиловой — Няни. Достойно в роли Гремина выступил Михаил Гужов, вложивший в арию генерала «Любви все возрасты покорны…» трогательную кантилену и безграничную любовь героя к Татьяне. Как всегда радовал хор хоровой Академии своим безупречным звуковедением и заразительностью.

Владимир Федосеев

Владимир Федосеев, объединив всех исполнителей, и традиционных и более современных, хор и оркестр, создал удивительный спектакль «Евгений Онегин», а не концертное исполнение оперы Чайковского. Хочется говорить - спектакль, потому что именно таковым и был «Евгений Онегин» Федосеева, наполненный современной жизнью, чувствами и настроениями его героев, с которыми и прожили их жизнь слушатели Концертного зала им. Чайковского.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Ирина Шымчак (Геликон) и Евгений Разумный (КЗЧ)