Агунда Кулаева

26/12/2022 - 16:26   Classic   Новости
С 26 декабря в онлайн-кинотеатре Okko будет эксклюзивно доступен фильм-опера «Кармен», снятый на высоте 1050 метров над уровнем моря.

Съемки проекта состоялись в августе 2022 года во время проведения I Сочинского фестиваля классической музыки на открытой сцене в горах.

Новаторство данной версии одной из самых популярных опер в мире — в использовании новейших сценических решений. Благодаря работе видео операторов, находящихся на сцене на протяжении всего спектакля и введенных в него в качестве героев, появилась возможность увидеть артистов, их мимику, оттенки эмоций в максимальном приближении. Таким образом получилась «живая» передача действия, позволяющая увидеть спектакль как бы изнутри, прикоснуться к таинству происходящего на сцене. Режиссер Илья Устьянцев использовал в постановке элементы иммерсивного театра: среди гостей прогуливались солдаты, цыгане предлагали зрителям купить папиросы и гадали на картах. Тореадор явился в сопровождении настоящих байкеров – мотоциклы «рычали» и светили фарами прямо на сцене и в зрительном зале.

Агунда Кулаева как Кармен и Азер Заде как Эскамильо
Агунда Кулаева как Кармен и Азер Заде как Эскамильо

Партию Кармен исполнила солистка Большого театра меццо-сопрано Агунда Кулаева. В роли Хосе выступил тенор Азер Заде, Эскамильо — солист Мариинского театра Владислав Сулимский, партию Микаэлы исполнила солистка оперной труппы Мариинского театра Оксана Шилова. Также в постановке были задействованы молодые оперные исполнители, победители общероссийского кастинга, который прошел в Санкт-Петербурге по инициативе организатора фестиваля – фонда поддержки классического музыкального искусства F.E.S. За музыкальное сопровождение отвечал Сочинский симфонический оркестр под управлением его художественного руководителя Алексея Асланова.

Опера «Кармен» в новой постановке стала кульминационным событием I Сочинского фестиваля классической музыки, реализованного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Быстрый поиск:
19/07/2021 - 02:55   Classic   Концерты
На исторической сцене Большого театра 23 июня 2021 года прошла премьера оперы П. И. Чайковского «Мазепа».

Музыкальный руководитель постановки – главный дирижёр театра Туган Сохиев. Режиссёр-постановщик – главный режиссёр театра им. Пушкина Евгений Писарев. Сценография Зиновия Марголина.

Это третий спектакль, осуществлённый этой постановочной группой на сцене Большого театра, после «Свадьбы Фигаро» Моцарта и «Севильского цирюльника» Россини. Их можно поздравить с большим успехом. Надо отметить, что Писарев – один из немногих драматических режиссёров, который справляется с постановкой опер успешно. Притом у него это первая русская опера.

Мазепа – Эльчин Азизов. Мария – Анна Нечаева.
Мазепа – Эльчин Азизов. Мария – Анна Нечаева.

Но если две первые постановки – комедии, то третья их работа –это трагедия, близкая по масштабам к народной драме, где лирическая струя отходит на второй план.

«Я взялся за эту постановку по предложению генерального директора ГАБТ Владимира Урина», – рассказал режиссёр в интервью. По его собственному признанию, работа шла непросто. Потому, видимо, что музыка оперы не захватила постановщика в должной мере.

Сохиев дважды, 7 и 8 марта 2020 года, продирижировал концертным исполнением «Мазепы». В его интерпретации на первый план выходит не лирическая, а военно-трагедийная составляющая музыки Чайковского, приближающая «Мазепу» к народной драме в стиле Мусоргского или Бородина. Поэтому музыкально-эмоциональным центром стало второе действие – сцена казни Кочубея и Искры.

Андрей – Олег Долгов. Кочубей – Денис Макаров. Искра – Илья Селиванов.
Андрей – Олег Долгов. Кочубей – Денис Макаров. Искра – Илья Селиванов.

Вообще, главным действующим лицом этой постановки стали оркестр, хор и дирижёр. В отличие от предшествующих постановок, в которых Сохиев показал себя как педантично-суховатый музыкант, здесь он проявил себя как эпический и эмоционально раскованный дирижёр. С первых тактов вступления всему спектаклю задан трагический тон. Этот накал Сохиев сохранил на протяжении всего спектакля, более чем трёхчасового. Более того, временами эмоции перехлестывали, и оркестр солистов заглушал.

Возвращаясь к режиссуре – Писарев использует достаточно избитый приём. Он разносит каждое из трёх действий на разные временные отрезки: времена Петра, ХХ век, с гражданской и двумя мировыми войнами, – и сегодняшними событиями в Донбассе. Ключом к идентификации этих периодов служат костюмы по эскизам Ольги Шаишмелашвили.

Кочубей – Денис Макаров. Мария – Анна Нечаева. Любовь – Агунда Кулаева.
Кочубей – Денис Макаров. Мария – Анна Нечаева. Любовь – Агунда Кулаева.

Народные сцены показывают, что Писареву не хватает опыта работы на сцене с массовкой. Он не знает, что с ними делать, и решает проблему самым примитивным способом — фронтальным. Это объяснимо. Ведь в драматическом театре давно не бывает, как в операх, массовых сцен, да ещё с хором.

Я смотрел спектакль 26 июня 2021 г. со вторым составом. Могу предположить, что он мало чем уступает (если вообще уступает) первому. Назову его весь, т. к. все рецензенты оценивали только первый.

  • Мазепа – Эльчин Азизов;
  • Кочубей – Денис Макаров;
  • Любовь – Агунда Кулаева;
  • Мария – Анна Нечаева;
  • Андрей – Олег Долгов;
  • Орлик – Валерий Гильманов;
  • Искра – Илья Селиванов;
  • Пьяный казак – Иван Максимейко, в обоих составах (кстати, один из наиболее ярких персонажей постановки).

Кочубей – Денис Макаров. Мария – Анна Нечаева. Любовь – Агунда Кулаева.
Кочубей – Денис Макаров. Мария – Анна Нечаева. Любовь – Агунда Кулаева.

«Мазепа» – седьмая опера П. Чайковского, следующая за «Орлеанской девой». К тому времени он уже европейски известный композитор. Уже написаны «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», четыре симфонии, два фортепианных и скрипичный концерты. По его собственным словам, работа над оперой была очень непростой. У «Мазепы» есть одна особенность: в ней нет положительного героя. Деяния всех его персонажей (за исключением, быть может, Любови – матери Марии и жены Кочубея) в разной степени преступны.

Мария – Анна Нечаева. Мазепа – Эльчин Азизов.
Мария – Анна Нечаева. Мазепа – Эльчин Азизов.

В целом постановку «Мазепы» можно отнести к удачам Большого театра. Музыкально она хороша. И это главное!

Визуально – что ж, по крайней мере, не раздражает, а сегодня это уже немало.

Спасибо театру и всем, кто в нём.

Владимир ОЙВИН

27/06/2021 - 03:59   Classic   Концерты
В Большом театре состоялся пресс-показ оперы «Мазепа» П.И. Чайковского.

Дирижер-постановщик - Туган Сохиев, режиссер-постановщик - Евгений Писарев, сценограф - Зиновий Марголин, режиссёр по пластике - Албертс Альбертс, художник по костюмам - Ольга Шаишмелашвили, художник по свету - Дамир Исмагилов, главный хормейстер - Валерий Борисов, хореограф - Ирина Кашуба.

Агунда Кулаева как Любовь
Агунда Кулаева как Любовь

Собственно, и первое представление этой оперы прошло в 1884 году на сцене этого же театра. В основу сюжета оперы положена поэма "Полтава" А.С. Пушкина. Над воплощением новой сценической версии оперы "Мазепа" П.И. Чайковского трудились режиссёр-постановщик Евгений Писарев и сценарист Зиновий Марголин. Дирижер-постановщик Туган Сохиев, определяя своеобразие партитуры "Мазепы", говорит о том, что важной краской стали впечатления, звуки, атмосфера, которые питали воображение Чайковского в украинском имении сестры. Они подарили ей тот колорит, продолжает Туган Сохиев, который делает её особенной и невероятно сильно чувствуется во всей музыке оперы - даже в мелодическом рисунке.

Режиссёр-постановщик Евгений Писарев рассказал, что это уже третья его постановка в Большом театре, но, тем не менее, дебютная. До этого он работал с итальянской оперой-буфф, на русском же языке опер не ставил, признался режиссёр, и добавил, что Историческая сцена - это другая степень проверки. Тот факт, что в опере "Мазепа" действуют исторические герои, само по себе не способствует использованию в полной мере возможностей режиссёрской интерпретации, по мнению Писарева.

Привычный тандем с соавтором Зиновием Марголиным продолжился и на этой постановке, принеся свои результаты. Мы поняли, рассказывает Евгений Писарев, что рассказать эту историю можно будет только на фоне войны. И тогда, продолжает режиссёр, пришла мысль протянуть это через все времена: Полтавский бой - 1709 год, Гражданская война - двадцатые годы двадцатого века, Вторая мировая война и наши дни. Трагические военные страницы этой земли. И Кочубей, и Мазепа - всё это реальные исторические персонажи. Это нельзя игнорировать, заключает Евгений Писарев. В основе декораций - образ дома, который разрушается.

Эльчин Азизов как Мазепа
Эльчин Азизов как Мазепа

Разрушение дома началось с разрушения традиционных семейных отношений, с попрания сложившихся общественных ценностей. И тут не только юная Мария с её чувством к старику Мазепе (Эльчин Азизов), а и родители Марии, сам Кочубей (Денис Макаров) и Любовь, его жена (Агунда Кулаева). Пир в доме Кочубея закончился грандиозным скандалом, который стал истоком войны двух знатных семей, оброс доносами, изменами, гибелью ни в чём не повинных людей.

Война во всех её страшных проявлениях осязаемо присутствует в спектакле. Очень умело, ненавязчиво используются кадры хроники, которые связывают события прошлого в единый узел, как бы ставя вопрос перед зрителями: "Что скажете про всё это, господа?"

Денис Макаров как Кочубей, Анна Нечаева как Мария, Агунда Кулаева как Любовь.
Денис Макаров как Кочубей, Анна Нечаева как Мария, Агунда Кулаева как Любовь.

Представляется возможным утверждать, что на сцене Большого театра был показан спектакль абсолютно нового типа. Новизна спектакля состоит в том, что соединены голоса великих авторов, гениев Пушкина и Чайковского, которые защищают вечные ценности бытия человека на этом свете. Это зримо, рельефно, убедительно донесено до зрителя режиссёром-постановщиком Евгением Писаревым, сценографом Зиновием Марголиным и всей постановочной группой, работавшей над спектаклем.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Дамир ЮСУПОВ / Большой театр

12/03/2020 - 03:01   Classic   Концерты
На Исторической сцене Большого театре представили оперу «Мазепа» П.И. Чайковского в концертном варианте.

Мазепа, Кочубей, Мария… Давние исторические события, происходившие на Украине в начале XVIII века во время правления императора Петра I. Первоисточник, основf этой оперы - поэма «Полтава» А.С. Пушкина, написанная поэтом в 1828 году. Охват исторических событий в поэме впечатляет. Это и Полтавская битва, столь важная для России, и события времени царствования императора Петра I, и трагическая история любви престарелого гетмана Мазепы и юной Марии, и трагедия Кочубея и его семьи… Все сюжетные линии поэмы, а каждая из них могла бы стать основой отдельной оперы, переплетены, как, впрочем, это бывает и в реальной жизни.

Опера «Мазепа» П.И. Чайковского на сцене Большого театра не ставилась с 2004 года. Тогда опера прошла 17 раз, и вот теперь - концертное исполнение на Исторической сцене Большого театра. Опера возвращается в репертуар театра. Первое же представление оперы «Мазепа» на сцене Большого театра состоялось в 1884 году.

Концертное исполнение опер сейчас довольно популярно. На этот раз Историческая сцена декорирована тканью занавеса Большого театра. В глубине сцены разместился хор. Основное пространство сцены отдано оркестру, перед которым осталась небольшая кромка сцены, предназначенная солистам, которые должны были донести до зрителя содержание этой очень непростой оперы.

«Мазепа»
«Мазепа»

Прозвучала увертюра, поразившая глубиной, первозданностью, величием под управлением дирижёра Тугана Сохиева, музыкального руководителя постановки, народного артиста Республики Северная Осетия-Алания.

Первое действие открыл хор, руководимый Валерием Борисовым, главным хормейстером театра, народным артистом России.

Мария (Анна Нечаева) поёт свою песнь любви, обращённую к старику Мазепе: «Старик меня приворожил! Люблю его душою пылкой!» - поёт Мария. Она во власти всепоглощающей страсти, сила которой ей непонятна: «Какой-то властью непонятной я к гетману привлечена, судьбой нежданной, безвозвратной ему я в жертву отдана!» В этих словах уже знание всего того, что ей предстоит пережить.

Андрей (Дмитрий Головнин) любит Марию, но знает о её страстном чувстве к гетману Мазепе, и предвидит трагический конец этой истории: «Бедная Мария, ты погибнешь жертвой страсти…»

Гетман Мазепа (Эльчин Азизов, народный артист Азербайджана) - гость в доме Кочубеев. Партию Кочубея исполнил Денис Макаров, заслуженный артист России. Гетмана Мазепу Кочубей принимает с почестями, гордясь оказанной честью. По желанию Мазепы, поют песни и затевают пляски. Мазепа доволен: «По старому обычаю люблю я песни вместе с пляской удалою».

Но на уме у Мазепы другое: «Отдай Марию за меня, её люблю я всей душой!» Никакие доводы не удерживают Мазепу: ни его возраст, ни то, что Мария его крестница (разрешенье выпросит у церкви), а согласие невесты он уже получил. Разговор доходит до ссоры. И уже Кочубей вопрошает Мазепу: «Как мог ты забыть честь и совесть?»

Конфликт нарастает. Уже они готовы применить оружие. Мария разнимает врагов: «Отец! Пан гетман! Прекратите ссору!» Ей предстоит сделать выбор между Мазепой и семьёй. На призыв Мазепы «Моя ли ты?» Мария отвечает: «Твоя!».

В доме Кочубея оплакивают уход дочери, но зреет план отмщенья коварному Мазепе: открыть царю Петру I подлые планы измены гетмана. Андрей вызвался доставить донос царю. Так всё и сделали. Только царь не поверил доносу, и пружина событий стала раскручиваться в обратном направлении. Теперь истерзанный Кочубей томится в темнице, ожидая казни.

В своём дворце Мазепа делает распоряжение о казни Кочубея. Это способ для него усиления и утверждения своей власти. «Умрёт безумный Кочубей. Спасти нельзя его», - таков вердикт Мазепы. Планы гетмана простираются до владычества Украиной, о чём поведал он Марии. Украина должна стать независимой державой. Мария в восторге: «Ты будешь царь земли родной».

Все эти кровавые события происходят на фоне украинской природы, о которой поёт Мазепа. Знаменитые стихи А.С. Пушкина «Тиха украинская ночь, прозрачно небо, звёзды блещут…» говорят нам о красоте мира, о гармонии в природе, но в мире людей отсутствует эта гармония, повергая их в пучину лжи, крови, смерти.

Очень впечатлила сцена дуэта Любови, матери Марии (Агунда Кулаева) и Марии, когда мать просит дочь спасти отца, но уже поздно. Утром был казнён несчастный Кочубей. Мария не смогла отвести казнь от своего отца. Разум её помутился. Она не узнаёт Мазепу. Умирающего Андрея Мария принимает за ребёнка, убаюкивает его.

Трагические страницы нашей истории отражены в опере великого П.И. Чайковского. Концертное исполнение этого произведения показало, сколь богат музыкальный материал этого произведения, достойного полноценного сценического воплощения.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Снежана ЮРЧЕНКО

27/12/2018 - 08:06   Classic   Концерты, Интервью
В декабре, завершающем 2018 год, и без того интенсивная музыкально-театральная столичная жизнь понеслась с огромной скоростью, как будто все хотели успеть исполнить что-то особенное, новое в своём творчестве. Именно так воспринимался концерт наших солистов Большого театра, заслуженных артистов России меццо-сопрано Агунды Кулаевой и баритона Игоря Головатенко.

Концерт прошёл в малом зале Консерватории, по-московски уютном, радующем своим обновлением после качественной реставрации. Была исполнена программа из абонементной серии «Вокальная коллекция». Партию фортепиано исполнил Станислав Дяченко, известный в музыкальном мире аккомпаниатор. В концерте принял участие концертмейстер Большого театра, виолончелист Пётр Кондрашин. Ведущим в этот вечер выступил Александр Водопьянов.

Была представлена программа из сочинений русских композиторов на стихи А. Пушкина, А. Кольцова, Л.Мея, Н. Кукольника, А. Ахматовой, Г. Гейне. Это были романсы, которые редко можно услышать в концертах. Музыка А. Бородина, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, М. Глинки, С. Прокофьева соединилась с высоким русским словом, представленным в шедеврах нашей родной поэзии.

ТЕКСТ
Агунда Кулаева и Игорь Головатенк

Приятно легли на слух романсы А. Даргомыжского «Юноша и дева» на стихи А. Пушкина, «Не скажу никому» на слова А. Кольцова. А какая роскошь - «Редеет облаков летучая гряда», «Пленившись розой, соловей…» на слова А. Кольцова! Был исполнен вокальный цикл на стихи Н. Кукольника «Прощание с Петербургом», музыка М. Глинки. В исполнении Игоря Головатенко особенно ярко прозвучало «Болеро», «Попутная песня».

Во втором отделении цикл «Прощание с Петербургом» М. Глинки был продолжен. Мы услышали «Баркароллу», «Жаворонка», «Прощальную песню» на стихи Н. Кукольника в исполнении Игоря Головатенко.

Меццо-сопрано Агунда Кулаева представила цикл романсов С. Прокофьева на стихи Анны Ахматовой, исполнение которых прошло в настроении романса «Солнце комнату наполнило». Именно такое яркое, светлое впечатление осталось не только от исполнения произведений С. Прокофьева, но и от всего концерта.

Особенно порадовали бисы: Игорь Головатенко исполнил элегию «Для берегов отчизны дальной…» (стихи А. Пушкина, музыка А. Бородина). Это произведение прозвучало как драматически насыщенная миниатюра, рассказ о любви, разлуке навсегда, о памяти… Завершилась программа хитом всех времён дуэтом «Не искушай меня без нужды…», встреченным публикой с радостью и благодарностью. Успех был огромный.

Концерт запомнился редкой программой из русской классики, высочайшим уровнем исполнения всех участников, нестандартными интерпретациями музыкальных произведений, красотой, артистизмом исполнителей.

Для нашего издания Игорь Головатенко ответил на несколько вопросов.

- Новый сезон в Большом театре начался для Вас премьерой оперы "Путешествие в Реймс" Дж. Россини. Как Вам россиниевский репертуар? Будут ли ещё партии в операх этого композитора?

- Россиниевский репертуар для баритона - весьма условная вещь. На самом деле, для баритона у Россини всего лишь две роли - это Фигаро в “Севильском цирюльнике” и Вильгельм Телль в одноименной опере. Последний даже ближе к бас-баритону. В основном Россини писал свои оперы для басов разного типа, либо для бас-баритонов. Фигаро, к сожалению, пою весьма редко, до сих пор пел только в театре “Новая опера”, а Телль - вероятно, вопрос далекого будущего. Что касается партии Дона Альваро, которую мне пришлось петь в замечательной опере “Путешествие в Реймс”, могу только сказать, что это был не мой выбор, а, скорее, желание художественного руководства театра. Впрочем, есть пример прекрасного баритона Лео Нуччи, который блестяще исполнял эту партию в постановке Клаудио Аббадо. Тем не менее, партия эта ни вокально, ни актерски не представляет интереса, особенно если сравнить ее с другими, более крупными ролями в “Путешествии в Реймс”. В общем, я никак не позиционирую себя как россиниевский певец, поэтому ждать новых ролей этого композитора от меня не стоит. 

- Прошёл с большим успехом Ваш совместно с Агундой Кулаевой концерт в МЗК. Были представлены романсы русских композиторов, которые практически не исполняются в концертах. Будете ли Вы продолжать эту тему - редкие романсы русских композиторов?

- К сожалению, из-за моей болезни пришлось отменить концерт в БЗК с романсами Рахманинова: интереснейшую и новую программу, которую мы с Дмитрием Сибирцевым долго вынашивали. Уверен, что мы обязательно споем и сыграем Рахманинова в скором времени, как раз сейчас ведутся переговоры о переносе даты концерта. Я очень люблю романсы и песни русских композиторов, многое я уже пел - Чайковского, Мусоргского, Глинку - чей цикл «Прощание с Петербургом» я уже исполнял в Московском Доме Музыки с замечательным пианистом Семёном Скигиным несколько лет назад - у меня особенная любовь к его гениальной музыке. Многое из того, что я исполняю в концертах, к сожалению, звучит крайне редко, например, французский цикл Чайковского, «Без солнца» Мусоргского или «Прощание с Петербургом», но от того не перестаёт быть прекрасной музыкой. Я люблю петь циклы. Это даёт, во-первых, отличную панораму творчества композитора, позволяет прочувствовать всю глубину его замысла, и не требует постоянной перестройки с одного произведения на другое, как это бывает при исполнении отдельных романсов. Я бы хотел продолжать эту линию - исполнять как редкие, так и хорошо известные произведения русских композиторов, ибо, на мой взгляд, традиция исполнения камерной вокальной музыки, в особенности циклов, несколько предана забвению. Продолжать, насколько это будет в пределах моих сил и возможностей.

- Пожалуйста, расскажите о своих выступлениях в текущем сезоне на мировых оперных сценах.

- В текущем сезоне будет, во-первых, совсем скоро дебют в Лондоне, в легендарном театре Ковент-Гарден, - мне предстоит петь Жермона в «Травиате» (январь 2019). Затем должен состояться дебют в Вашингтоне - постановка «Онегина» (март 2019). После Вашингтона начнутся репетиции нового «Онегина» уже у нас, в Большом театре, -  постановка Евгения Арье и Тугана Сохиева, которую жду с большим нетерпением (премьера в мае 2019). Летом, в июне - снова дебют, на сей раз в опере Лос-Анджелеса, опять в «Травиате». Так что сезон будет насыщенный, интересный! Надеюсь, проблем с визами не будет и все состоится.

***

Да, насыщенная и очень интересная программа у баритона Игоря Головатенко. Замечательно, что певец выступает не только на знаменитых зарубежных оперных сценах, но и на родине. Большой театр, «Новая опера», концертные площадки Москвы – КЗЧ, БЗК и другие. График московских выступлений артиста очень плотный.

После концерта в МЗК Игорь Головатенко завершил премьерную серию представлений оперы «Дон Паскуале» Г. Доницетти в Большом Театре, исполнив с блеском партию Малатесты. Не будет преувеличением сказать, что в исполнении Игоря Головатенко партия Малатесты стала главной в этой опере. Артист повёл за собой спектакль. Его Малатеста - тонкий интриган, изворотливый придумщик, словом, артист. А уж вокальное исполнение было на очень высоком уровне, порадовав зрителей и красотой тембра голоса, и безупречным звуковедением, и соответствием звучания всем перипетиям драматической составляющей исполняемой партии.

Людмила КРАСНОВА

28/10/2018 - 11:59   Classic   Концерты
Перед началом концерта, посвящённого недавно ушедшему в мир иной знаменитому баритону Дмитрию Хворостовскому, в театре «Новая Опера» собрались журналисты, музыковеды, друзья певца, коллеги, члены его семьи.

Приглашённые гости рассаживались в фойе первого этажа. На рояле одиноко стоял прекрасный портрет певца. Была устроена и небольшая экспозиция: костюм певца в роли Риголетто, в котором он выступал на сцене театра «Новая Опера», выставка фотографий. Вечер проходил под эгидой Благотворительного Фонда Дмитрия Хворостовского.

Во время брифинга делились воспоминаниями директор «Новой Оперы» Дмитрий Сибирцев, дирижёр и большой друг певца маэстро Константин Орбелян, наш баритон Василий Ладюк, знаменитый бас Ильдар Абдразаков, чуть позже присоединилась вдова певца Флоранс.

Ближе к началу стал заполняться зрительный зал. На задник сцены был спроецирован огромный портрет певца, уже седовласого, по времени ближе к концу его недолгой жизни. По ходу концерта проецируемые фото менялись, напоминая о разных периодах его жизни. Певец появлялся и очень молодым красавцем, и на сцене, и с семьёй, и с друзьями, многие из которых были в зрительном зале или готовились выйти на сцену.

Программа концерта была заявлена роскошная, щедрая как по исполнительскому составу, так и по перечню исполняемых музыкальных номеров. Это было богатое приношение памяти певца, щедрый подарок от каждого участника. Артисты принесли на сцену то самое драгоценное, чем они владели. И зазвучала музыка, исполненная прекрасными музыкантами, зазвучали голоса, краше и богаче которых нет. На сцене была атмосфера щедрости талантов, мастерства, красоты и, главное, огромного желания поделиться всем этим богатством с теми, кто пришёл в зал, кто помнил и сопереживал. В этом порыве артисты и зрители были едины.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

Тон задала «Прелюдия» из оперы «Травиата» Дж. Верди в исполнении оркестра театра «Новая Опера» под управлением маэстро Константина Орбеляна. Затем на сцену вышел Ильдар Абдразаков. Надо сказать, что в этом концерте певец, пожалуй, наиболее выделился не только красотой своего богатого голоса, изумительного баса бархатного тембра, могучего и подвижного. За всем этим ярко просматривалась индивидуальность мировой оперной звезды, его нежное, заботливое отношение к другу, Дмитрию Хворостовскому. Вот и фото на огромном экране об этом нам рассказывает: друзья в лодке, Ильдар на вёслах, Дмитрий, видимо, в период восстановления после лечения. Вот и возникает вопрос: многие ли из наших мировых звёзд вот так, в лодке могли бы уделить своё драгоценное время очень больному человеку? Ответьте сами на этот вопрос! А Ильдар мог, и это работа его души, которая главная в его даровании. Вот и на концерте бас Ильдар Абдразаков был доминирующей фигурой, с его печалью о друге, с его огромным желанием провести всё на самом высоком уровне в память о Дмитрии Хворостовском. С этим настроением Ильдар Абдразаков выходил на сцену, пел, потрясал публику и зал отвечал на его искренние эмоциональные послания.

Василий Ладюк и Сергей Скороходов
Василий Ладюк и Сергей Скороходов

Заданная тональность была подхвачена всеми участниками концерта, а среди них на сцену в этот вечер выходили баритон Василий Ладюк, тенор Алексей Татаринцев, тенор Сергей Скороходов, меццо-сопрано Агунда Кулаева, сопрано Екатерина Сюрина, сопрано Ольга Гурякова, сопрано Кристина Мхитарян. Элегическое настроение в концерте поддержали своим выступлением Дмитрий Сибирцев – рояль, Борислав Струлёв – виолончель.

Алексей Татаринцев и Кристина Мхитарян
Алексей Татаринцев и Кристина Мхитарян

Далеко не в каждом концерте можно увидеть такое созвездие первоклассных дирижёров. Кроме уже названного маэстро Константина Орбеляна, сцену театра «Новая Опера» почтили своим участием такие мастера, как Ян Латам-Кёниг, Василий Валитов и Андрей Лебедев.

Элегическое настроение в концерте поддержали своим выступлением Дмитрий Сибирцев – рояль, Борис Струлёв – виолончель
Элегическое настроение в концерте поддержали своим выступлением Дмитрий Сибирцев – рояль, Борис Струлёв – виолончель

Редкий концерт воспринимается как единое целое, как сюжетное действие. На этот раз всех объединил сюжет посвящения великому певцу Дмитрию Хворостовскому.

Участники концерта
Участники концерта

Людмила КРАСНОВА
Фото: автора и пресс-службы «Новой оперы»

Ольга Гурякова
Ольга Гурякова
26/09/2018 - 09:06   Classic   Концерты
Свой новый 88-й сезон Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского открыл в Большом зале Московской консерватории. Его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев собрал своих друзей, ведущих солистов Большого театра и «Новой оперы» Агунду Кулаеву, Василия Ладюка и Алексея Татаринцева, с которыми он часто выступает, и устроил пиршество оперного искусства. К ним присоединилась Венера Гимадиева, выпускница Молодежной оперной программы Большого театра, его солистка, ныне в основном поющая за рубежом.

По традиции Владимир Федосеев первое отделение посвятил русской музыке, второе – зарубежной. После красочной Увертюры к опере Римского-Корсакова «Майская ночь» прозвучали ария Левко и дуэт Ганны и Левко из той же «Майской Ночи» в исполнении Алексея Татаринцева и Агунды Кулаевой, а затем ария Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, ее спела Венера Гимадиева. Настал черед Чайковского, и тут были радостные открытия.

Приятно наблюдать, как постепенно некогда начинавшие молодые певцы превращаются в подлинных мастеров, как расширяется их репертуар, а роскошные голоса получают психологическую глубину и свои индивидуальные интересные трактовки оперных героев. И в этом огромная заслуга замечательного музыканта-дирижера Владимира Федосеева. Недаром Василий Ладюк рассказал о важности своего сотрудничества с дирижером и его оркестром: «Работать с Владимиром Ивановичем Федосеевым — не только большая честь, но и большая ответственность для любого музыканта. И отнюдь не потому, что он признанный во всем мире авторитет, а потому, что он один из тех редких больших художников, под руководством которых не просто поешь, исполняя какое-то произведение, а творишь, делаешь музыку».

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

Агунда Кулаева оказалась мастерицей филировки, которая наполнила арию Иоанны из оперы Чайковского «Орлеанская дева» объемом, божественной силой и уверенностью в своем предназначении спасительницы Франции.

Василий Ладюк спел арию Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского красиво, но привычно, а вот ариозо Мазепы из оперы Чайковского поразило своей неожиданной трактовкой. Его герой Мазепа поет не о сегодняшней страстной любви к Марии, а как прощание с ней и с прежней жизнью. В ней читается и будущее Мазепы, злодея и предателя.

Венера Гимадиева
Венера Гимадиева

Во втором зарубежном отделении блистала Венера Гимадиева. Сначала она исполнила арию Амины из «Сомнамбулы» Беллини. Венера была лучшей Аминой в спектакле Большого театра, каждый раз радуя виртуозностью и лирической глубиной партии героини. Потом Гимадиева уехала за рубеж, а вслед за ней сняли и «Сомнамбулу». В концерте ария прозвучала как прекрасное воспоминание о замечательном спектакле, о котором очень жалеют все зрители. Радостью и счастливой беззаботностью был пронизан Вальс другой ее героини Джульетты из оперы Гуно. Во втором отделении Агунде Кулаевой явно удалась ария Далилы, коварной искусительницы, в которой всех покорила обольстительная кантилена певицы. В другом ключе, легком и игривом, решила Кулаева Песенку Эболи из «Дон Карлоса» Верди.

Особое место занимают в репертуаре Алексея Татаринцева две его последние партии в зарубежных операх: Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно и Эдгардо из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Герои разные, для каждого из них у певца свои краски и интонации, убедительные и точные. Он идеальный исполнитель Ромео, роль как будто создана для него. «Ночную» каватину Ромео можно слушать бесконечно, каждый раз находятся новые нюансы для всепоглощающей любви Ромео и уверенности в ее счастливой судьбе.

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Василий Ладюк представил две арии из неисполняемых сегодня в России опер, что было более чем интересно. Особенно впечатлила Застольная песня Гамлета из одноименной оперы француза Амбруаза Тома. Да, кстати, когда-то давно Евгений Владимирович Колобов поставил в своей «Новой опере» «Гамлета», но с большими сокращениями и некоторыми переделками. И несмотря на то, что очень приличным Гамлетом был Илья Кузьмин, спектакль быстро сошел со сцены. Недавно в абонементе Московской филармонии «Оперные шедевры» опера Тома прозвучала в концертной версии. Партию Гамлета спел Игорь Головатенко. А вот когда исполнялась ария Эцио из оперы Верди «Аттила», я что-то не припомню. Можно считать, что певец познакомил слушателей с этим вердиевским персонажем.

Василий Ладюк и Владимир Федосеев
Василий Ладюк и Владимир Федосеев

Ближе к финалу вечера Венера Гимадиева и Василий Ладюк приберегли сцену и дуэт Виолетты и Жермона из «Травиаты» Верди. Сколько бы ни звучала эта музыка Верди, ее всегда будут слушать, как в первый раз, столько в ней красоты, любви, искренности и сострадания до слез. И пели, вернее, проживали великую историю любви и смерти Виолетты замечательные артисты Венера Гимадиева, Василий Ладюк и вместе с ними Большой симфонический оркестр им. Чайковского во главе с Владимиром Федосеевым. Недаром по окончании концерта - долгие несмолкающие аплодисменты и поток роскошных букетов.

Василий Ладюк, Венера Гимадиева и Владимир Федосеев
Василий Ладюк, Венера Гимадиева и Владимир Федосеев

Елизавета ДЮКИНА

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Венера Гимадиева
Венера Гимадиева

Агунда Кулаева
Агунда Кулаева

Участники концерта
Участники концерта
21/03/2018 - 02:22   Classic   Интервью
«Чайковский. Письма к тебе…». Музыкально-литературная программа БСО имени П.И. Чайковского прозвучала в КЗЧ (дирижёр - В.И. Федосеев).

Когда соприкасаешься с творчеством музыканта такого масштаба, каким является маэстро Владимир Иванович Федосеев, то возникает потребность выйти за рамки обычной рецензии по поводу прослушанного концерта и расспросить мастера о том, что остаётся за пределами концертного зала. Безусловно, творчество маэстро В.И. Федосеева представляет собою явление уникальное не только по охвату произведений мировой музыкальной культуры, но и по тому, что мы называем представлением русской музыки вообще и за пределами России, в частности. По сути, это есть представление России, формирование её звукового образа, узнаваемости нашей страны в звучании.

В текущем концертно-театральном сезоне творчество В.И. Федосеева было показано зрителям во всём многообразии. Маэстро дирижировал не только концертными программами, но и оперными спектаклями. Так, в театре «Геликон-опера» прошла премьерная серия оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского. В.И. Федосеев выступил как дирижёр-постановщик этого спектакля.

Владимир Федосеев в «Геликон-опера»
Владимир Федосеев в «Геликон-опера»

Из множества концертных программ последнего времени Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, которым руководит В.И. Федосеев, выделяются, занимают особое место в нашей музыкальной жизни программы из произведений П.И. Чайковского. Ярким событием в культурной жизни столицы стало концертное исполнение оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в КЗЧ. Был прекрасный состав исполнителей. Главные партии исполнили Василий Ладюк – Евгений Онегин, Алексей Татаринцев – Владимир Ленский, Агунда Кулаева – Ольга, Вероника Джиоева – Татьяна Ларина. В этом же составе опера в концертном варианте была представлена в Японии и, как и в Москве, имела большой успех.

Необычной оказалась программа «Чайковский. Письма к тебе…», посвящение памяти выдающегося исследователя творчества композитора П.Е. Вайдман. Автор идеи – Владимир Федосеев. Сценарий – Константин Рычков. Письма П.И. Чайковского прочитал Алексей Гуськов, актёр театра и кино. Эти эпистолярные послания великого композитора обращены к А.И. Чайковскому, М.И. Чайковскому, К.К. Альбрехту, к издателю П.И. Юргенсону, к Н.Ф. фон Мекк, к С.И. Танееву, к А.П. Мерклинг.

Открылся концерт исполнением фрагмента симфонической фантазии «Буря» П.И. Чайковского по одноимённой драме В. Шекспира. Композиционно программа концерта была выстроена так, что отрывки из писем композитора перемежались с исполнением его музыкальных произведений, соотнесённых по времени и содержанию. Публика услышала фрагмент из музыки балета «Лебединое озеро», Вальс из Серенады для струнного оркестра, соч. 48. Прозвучал в программе концерта Симфонический антракт к IV действию оперы «Кармен» Ж. Бизе. Далее были исполнены «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. Во втором отделении оркестр исполнил грандиозную Симфонию №5 П.И. Чайковского.

Восприятие и осмысление такого рода программы требует хотя бы начального уровня подготовки у зрителя. С другой стороны, даже неподготовленный слушатель имеет прекрасную возможность приобщиться к шедеврам русской и мировой музыкальной классики. Кроме того, исполненная программа рассказывает нам о той жизни, которая ушла в прошлое, но, благодаря соединению слова и музыки, она воссоздаётся как бы объёмно.

Представленная программа концерта на сцене КЗЧ является уникальной и не имеет себе подобных. В обширных концертных программах Филармонии не так часто исполняется наша русская музыка. Это вопрос непраздный. Например, во Франции очень строго следят за СМИ в плане соблюдения пропорции французской музыки по отношению к иноязычной. Нарушения строго караются, вплоть до лишения лицензии на вещание. Достойный пример для подражания! В связи с темой сохранения нашей музыкальной культуры, её представления в России и за её пределами В.И. Федосеев любезно согласился ответить на несколько вопросов.

- Как Вы, Владимир Иванович, оцениваете «удельный вес» русской классической музыки в  музыкальном пространстве России?

- Я думаю, что «удельный вес» русской классической музыки в России недостаточный, и это наглядно показывает репертуар наших оперных театров. Истина в том, что если хочешь услышать настоящего Бизе, надо ехать во Францию, а если Мусоргского — в Россию. Так всегда было и так должно быть. Удельный вес русской музыки должен быть высоким, прежде всего, у нас, в России — если, конечно, речь идет не об экспериментальном театре, где может и должна быть представлена любая музыка. Но в наших крупнейших театрах даже «Иван Сусанин» почти не исполняется, а ведь всегда была традиция открывать сезоны произведениями такого плана…

- Достаточно ли, по Вашему мнению, представлена русская музыка в концертах, на оперных сценах за пределами России?

- За пределами России русская музыка также представлена недостаточно широко. Ставят, конечно, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского, а вот Римского-Корсакова — почти нет.

- Что Вы можете сказать о постановках русских опер в Европе и Америке?

- Постановки наших опер за рубежом все, за некоторыми исключениями, весьма и весьма сомнительные. Я принимал участие во многих постановках на Западе, где сражался с режиссурой из-за того, что режиссер подчас не знал истории создания оперы. Это меня всегда немного коробило. Мне даже иногда приходилось из-за несогласия с режиссурой идти на крайние меры и отменять какие-то постановки. Была такая история с «Золотым петушком» и не только. Эксперименты за рубежом бывают разные и часто не в пользу русской оперы. Хотя делается это всё не по злому умыслу, а всего лишь по незнанию истории и конкретного сочинения.

- Как воспринимают русскую классическую музыку представители разных культур?

- Русскую культуру за рубежом оценивают очень высоко, как очень глубокое явление. И восприятие нашей музыки везде и всегда замечательное. Если она исполнена без искажений, в тех традициях, которые ценятся в России — сомневаться в этом не приходится…

Людмила КРАСНОВА

06/11/2017 - 07:53   Classic   Концерты
Вслед за Московской консерваторией юбиляра народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева принимал столичный театр «Геликон-опера», где теперь Владимир Иванович музыкальный руководитель и главный дирижер, а еще он истинный наставник, друг и партнер.

Если в консерватории программа состояла из оперных фрагментов, то в «Геликоне» исполнялась симфоническая и хоровая музыка.

Юбилейный концерт Федосеева в «Геликоне»

На сцене зала «Стравинский» объединились легендарный Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского и оркестр «Геликон-оперы, к ним присоединился театральный хор. В программу вошли только сочинения русских композиторов: три Чайковского и одно Бородина.

Юбилей Федосеева в Геликон Опере

Но сначала о трогательных поздравлениях Владимиру Федосееву с 85-летием. Вице-мэр столицы Леонид Печатников вручил ему главную награду Правительства Москвы— сверкающую драгоценностями Звезду за заслуги перед Москвой. Его сменил худрук «Геликона» Дмитрий Бертман, который со словами благодарности преподнес маэстро хрустальную дирижерскую палочку, сделанную в Клину.

Владимиру Федосееву преподнесли хрустальную дирижерскую палочку

Вечер начала симфоническая фантазия Чайковского «Франческа да Римини», которую сам автор считал наиболее удачным из своих из программных симфонических произведений. Обрамленная двумя крайними картинами адских мук, центральная часть - Рассказ Франчески о ее трагической любви к Паоло, - начинается с солирующего кларнета и легких аккордов струнных. Мелодия развивается, растет и в интерпретации оркестра, ведомого дирижером, достигает лирической кульминации. Федосеев просто потряс апофеозом любви и счастья Франчески и Паоло, красотой, выразительностью и страстностью кантилены Чайковского. Но жестокие фанфары, пробудив от краткого сладостного сна героев, снова отдали влюбленных адским вихрям.

Программа вечера строилась на контрастах. За несчастной Франческой последовали яркие и красочные «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь».

На этот раз Владимир Иванович идеально выстроил баланс звучания оркестров и хора. Оркестры остались на сцене, а хор уютно устроился по обе стороны балкона в зрительном зале. Здесь, в «Геликоне», ничто не помешало коллективам проявить свои лучшие качества. Их выразительность была так велика, что слушая оркестр и хор, ясно представляешь танец пленных красавиц, их изумительную пластику и вместе с пленительными женскими голосами поднимаешься к небесам. Когда вступает мужской хор, перед глазами возникают бешеные пляски джигитов, изобилующие виртуозными прыжками. Впечатление грандиозное, соединившее в себе замечательную музыку Бородина и мастерство оркестров и хора, которых возглавлял маэстро Федосеев.

Затем снова вернулись к Чайковскому. Прозвучали два номера из кантаты «Москва». Ариозо Воина «Мне ли, Господи» проникновенно, как молитву, спела звезда геликоновской труппы Лариса Костюк. Завершила вечер торжественная увертюра «1812 год».

Владимир Федосеев принимает поздравления

«Евгений Онегин» Чайковского в Концертном зале им. Чайковского

Евгений Онегин в КЗЧ

Федосеев никогда не скрывал своей любви к этой опере. Счастливый случай, когда можно выразить любовь и преклонение перед ней и со стороны исполнителей, и со стороны слушателей. Конечно же на сцене был Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского, один лучших столичных коллективов — хор Академии хорового искусства им. В. Попова (худрук и гл. дирижер Алексей Петров). Певцы в основном солисты или приглашенные солисты Большого театра: Татьяна — Вероника Джиоева, Онегин — Василий Ладюк, Ленский — Алексей Татаринцев, Ольга — Агунда Кулаева, Ларина — Елена Евсеева, Няня — Светлана Шилова, Гремин — Михаил Гужов. Более чем кстати в вечер ввели короткие фрагменты из романа Пушкина. В исполнении актера Алексея Гуськова они создавали необходимую пушкинскую атмосферу.

Евгений Онегин в КЗЧ

Владимир Федосеев явил нам неожиданного «Евгения Онегина», более серьезного и глубокого, обогащенного сложным сегодняшним временем, вскрыв новые подтексты музыкальной драматургии композитора, неведомые нам ранее.

Главные герои, я имею в виду Онегина, Татьяну и Ленского, стали другими в свете сегодняшней жизни. Исполнители этих партий Вероника Джиоева, Василий Ладюк и Алексей Татаринцев, обладатели больших ярких и выразительных голосов и актерского дара, оказались способными создать эти обновленные образы.

Вероника Джиоева

Прежде всего это относится к Татьяне Лариной в исполнении Вероники Джиоевой. При встрече с Онегиным, начитавшись любовных романов, ее Татьяна, чистая душою, не могла не влюбиться в нового героя. Любовь ее оказалась не книжной, а настоящей, жаждущей положительного ответа. Жестокий урок, который Татьяне преподал ее любимый, на всю жизнь оставил в ее душе незаживающую рану. Бог же наградил ее умением чувствовать боль других и сострадать ей. Около кого стоит Татьяна во время отвратительной ссоры Ленского и Онегина на ее именинах? Около матери. Лариной сейчас больно и страшно, и дочь рядом, готова облегчить ее страдания. Такой она будет всегда. Заключительная сцена. Татьяна ждет Онегина для последнего объяснения. Она изменилась, стала еще более замкнутой и скрытной, хотя по-прежнему женственна и обаятельна. Но позволяет себе в несколько резком тоне напомнить Онегину о его давнем уроке. И только в финале встречи, под напором страстных признаний Евгения, у нее вырывается: «Я вас люблю». Да, любовь ее вечный крест, который она будет нести до конца своих дней, но и урок Евгения всегда с ней. Любовь юной пейзанки - прошлое, хотя и прекрасное. Сегодня рядом с ней муж, которого она по-своему любит, но никогда не предаст его, не сделает ему больно, как в далекой молодости поступил ее Онегин.

Непривычным оказался и образ Онегина у Василия Ладюка. Его герой необаятельный, эгоистичный, словно некий злодей, приехавший в имение Лариных, чтобы разрушить их сельскую идиллию и всем принести страдания (и даже смерть своему другу Ленскому). Он уже привык перед всеми демонстрировать превосходство. Ах, как он упивался менторским тоном, поучая влюбленную в него юную Татьяну в знаменитой арии «Вы мне писали?» Но и у него наступил жизненный крах. Ощущение никому ненужности и бессмысленности своего существования терзают его душу. Но его не жалко. Он, словно старуха из пушкинской сказки «О рыбаке и рыбке», остался у разбитого корыта.

Евгений Онегин в КЗЧ

Более трагичным, чем обычно, получился у Алексея Татаринцева образ Ленского. Его пылкий Ленский настолько захвачен любовью к Ольге и воспеванием ее, что не задумывается о том, а любит ли его девушка. Настоящей катастрофой для бедного поэта стало осознание того, что Ольга его не любит, а просто проводит с ним время. Также увлеченно она флиртует с Онегиным на именинах Татьяны. Нашла новую игрушку. Какой горечью наполнено его небольшое ариозо «В вашем доме…». Ему хочется как можно скорее покинуть дом, где как ему казалось, его любили. С отчаянной болью бросая фразу «Прощай навек!», Ленский покидает Лариных. Безысходным страданием наполнена его ария «Куда, куда вы удалились…», а в дуэте с Онегиным «Враги» он пребывает в полном безразличии ко всему окружающему, словно его уже нет на этом свете.

Евгений Онегин в КЗЧ

Традиционна хороша Ольга Агунды Кулаевой. Красивый голос, пластика, в меру эмоциональна. Только вот легкомыслие резвушки и хохотушки не позволили ее героине понять, что в доме произошла трагедия, и что может погибнуть на дуэли влюбленный в нее Владимир Ленский. Но это заложено в образе Ольги и у Пушкина, и у Чайковского. Молода и красива Няня у Светланы Шиловой, а почему бы и нет? Главное певица донесла до слушателей искреннюю любовь Няни к своей воспитаннице Татьяне и преданность госпоже Лариной. В обеих отведенных ей сценах певица была убедительна и искренна. Как красиво в начале оперы сливались голоса сначала в дуэте Татьяны и Ольги — сопрано Джиоевой и меццо Кулаевой, а затем и в чудном квартете, когда к дуэту добавились сопрано Елены Евсеевой —Лариной и меццо Светланы Шиловой — Няни. Достойно в роли Гремина выступил Михаил Гужов, вложивший в арию генерала «Любви все возрасты покорны…» трогательную кантилену и безграничную любовь героя к Татьяне. Как всегда радовал хор хоровой Академии своим безупречным звуковедением и заразительностью.

Владимир Федосеев

Владимир Федосеев, объединив всех исполнителей, и традиционных и более современных, хор и оркестр, создал удивительный спектакль «Евгений Онегин», а не концертное исполнение оперы Чайковского. Хочется говорить - спектакль, потому что именно таковым и был «Евгений Онегин» Федосеева, наполненный современной жизнью, чувствами и настроениями его героев, с которыми и прожили их жизнь слушатели Концертного зала им. Чайковского.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Ирина Шымчак (Геликон) и Евгений Разумный (КЗЧ)

13/09/2017 - 16:16   Classic   Концерты
В Большом зале Московской консерватории прошел Гала-концерт «Шедевры мировой оперы», посвященный 85-летию одного из старейших российских дирижеров Владимира Ивановича Федосеева.

Юбиляр сам стоял за пультом своего Большого симфонического оркестра, прославленного БСО им. П. И. Чайковского, который он возглавляет с 1974 года. Программа была большой, истинно театральной, и включала в себя не только арии и дуэты, но и оркестровые и хоровые оперные фрагменты. В вечере принимали участие замечательный коллектив «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича и четверо солистов.

Владимир Федосеев и солисты

Были только российские звезды оперной сцены, которые успешно выступают и за рубежом. Баритон Василий Ладюк, тенор Алексей Татаринцев — солисты «Новой оперы», сопрано Альбина Шагимуратова в основном поет за рубежом, а также на родной сцене Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля. Все трое - приглашенные солисты Большого театра. Меццо-сопрано Агунда Кулаева — солистка Большого театра. Программа была составлена очень красиво и разнообразно, что позволило раскрыть их не только вокальное, но и несомненное актерское дарование. В первом отделении исполнялась русская музыка — Римский-Корсаков, Глинка, Бородин. Во втором зарубежная — Верди, Беллини, Масканьи, Доницетти, Массне, Делиб, Бизе, Россини.

Владимир Федосеев

Открыло Гала-концерт Вступление к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» «Похвала пустыне», масштабно и выразительно сыгранное БСО под управлением Владимира Федосеева. Были прослежены основные идеи, которые затем получат свое развитие в опере-сказании.

Первой на сцену вышла Альбина Шагимуратова —прозвучала ария Снегурочки из Пролога одноименной оперы-сказки Римского-Корсакова. Продолжая русскую тему, певица исполнила каватину Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Эту партию Альбина роскошно пела на премьере оперы на открытии Исторической сцены Большого театра после продолжительного ремонта. Шагимуратова нашла массу очаровательных нюансов в вокальном материале партии Людмилы. Восхищали красота тембра ее голоса и стремительность и чистота колоратур. Сейчас краски этой каватины несколько потускнели. Это и понятно. Опера Глинки давно не идет в театре, она выпала и из репертуара певицы, тем более, что сейчас Альбина значительно чаще поет зарубежную оперу. На московском концерте она блистала во втором отделении. Но об этом несколько позже.

Для первого отделения Василий Ладюк выбрал арию Грязного и дуэт Любаши и Грязного из первого действия оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Изначально Ладюк замечательный лирический баритон с красивейшим тембром и замечательной кантиленой, яркой эмоциональностью и актерской харизмой. Что же касается партий драматического баритона, то далеко не все они подходят для его голоса, особенно в русском репертуаре. Именно Грязной и не покорился Ладюку. Зачем насиловать свой голос? Ничего хорошего из этого не получается. Результат один — натужное и крикливое пение, потеря объема и красивого тембра, что певец и продемонстрировал в арии Григория Грязного. А в дуэте его даже не всегда было слышно.

Безусловно, в русском отделении более удачливыми оказались двое других певцов - Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев. Кулаева с настоящим русским насыщенным красивым меццо-сопрано справедливо считается лучшей исполнительницей партии Любаши в «Царской невесте» в Большом театре. У нее все прозвучало: и дуэт, и прежде всего ария Любаши из второго действия «Царской невесты», спетая без мелодраматического надрыва, но с глубинным трагизмом несчастной любовницы Грязного. По-настоящему радовал Алексей Татаринцев, который успешно побеждает свой страх перед верхним регистром. Теперь его голос легко идет наверх, при этом восстанавливается тембральная красота тенора. Очень достойно прозвучала у Алексея сложнейшая каватина Владимира Игоревича из второго акта «Князя Игоря» Бородина. Очень радостным, светлый и «влюбленным» получился у него и Агунды дуэт Владимира Игоревича и Кончаковны с изумительным piano в финале.

Участники концерта

Второе отделение выглядело более гармоничным, легче, точнее и ярче пелось. Мало звучит в наших театрах сегодня русских опер. Если они и есть в репертуаре, то больше Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, но из наследия Римского-Корсакова две-три оперы, не более, а уж про Даргомыжского, Направника, Рахманинова, Серова, Рубинштейна и вообще забыли. Так скоро и разучатся российские вокалисты петь свою русскую оперу...

Альбина Шагимуратова была хороша во всех трех дуэтах. В дуэте Адины и Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток» ее партнером был Алексей Татаринцев, легкий, подвижный, забавный. Очень красиво прозвучал романтический дуэт Лакме и Маллики из оперы Делиба «Лакме» у А. Шагимуратова и Агунды Кулаевой. В третьем дуэте Шагимуратова пела с Ладюком. Плутовка Розина и пройдоха Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини были так зажигательны, естественны, гармоничны, пластичны и так мастерски плели изящные вокальные кружева, что зал устроил их авторам более чем заслуженную овацию. Подлинным же шедевром у Альбины стала знаменитая ария Нормы из оперы Беллини. Пока партии целиком у певицы нет. Она выучила только арию, но как спела ее! Красивейшая кантилена и яркое вокальное наполнение снискали Шагимуратовой заслуженный успех. Уже ясно, что рождается настоящая исполнительница этой великой партии.

Алексей Татаринцев и Альбина Шагимуратова
Василий Ладюк и Альбина Шагимуратова

Более благополучным было выступление Василия Ладюка во втором отделении. Он точнее подобрал зарубежный репертуар. Это и ария короля Альфонсо из второго действия «Фаворитки» Доницетти и дуэт Зурги и Надира из оперы Бизе «Искатели жемчуга», который он исполнил с Алексеем Татаринцевым, и конечно его искрометный Фигаро.

Василий Ладюк и Алексей Татаринцев
Василий Ладюк и Алексей Татаринцев

Романтично-поэтическую окраску получило у Татаринцева ариозо Вертера из оперы Массне. Очень серьезную заявку предъявила Кулаева, исполнив арию Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи. Ее яркое и выразительное меццо-сопрано словно создано для этой партии. Очень ценно, что артистка никому не подражала, а предложила свое прочтение трагической судьбы страдающей Сантуццы.

Не все получилось у оркестра и «Мастеров хорового пения». Если оркестр был интересен и убедителен в «Похвале пустыне», то в Половецких плясках из «Князя Игоря» Бородина, которыми заканчивали первое русское отделение, не сложился ансамбль оркестра и хора. Слишком громко звучали ударные и медные инструменты, заглушая хор, а несбалансированность звучания и сбои ритма приводили к явно заметным расхождениям этих коллективов. Но были и моменты баланса, и тогда можно было наслаждаться пением хора, особенно его красивой сопрановой группы. Явно не хватило репетиционного времени на это сложное произведение Бородина.

К счастью, ничего подобного не наблюдалось в зарубежном отделении. Торжественно прозвучал Триумфальный марш из «Аиды» Верди при полном балансе оркестра и хора, а оркестровое Интермеццо из «Сельской чести» Масканьи было наполнено удивительной проникновенностью. На «бис» БСО и певцы подготовили квартет из последнего действия оперы Верди «Риголетто». Ладюк- Риголетто, Шагимуратова – Джильда, Герцог- Татаринцев, Маддалена – Кулаева. Точная выстроенность вокальных партий и их гармоничный союз с оркестром дали возможность закончить вечер на высокой ноте. Несмотря на ряд огрехов, юбилейный гала-концерт «Шедевры мировой оперы» оставил очень приятное впечатление и радостное настроение мастерством БСО под управлением юбиляра Владимира Федосеева, «Мастеров хорового пения» п\у Льва Конторовича и талантом молодых российских оперных певцов.

Алексей Татаринцев, Альбина Шагимуратова, Агунда Кулаева, Василий Ладюк
Алексей Татаринцев, Альбина Шагимуратова, Агунда Кулаева, Василий Ладюк

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Елена КОРОЛЕВА-ВОЛОЧКОВА