Владимир Федосеев

12/07/2021 - 02:34   Classic   Концерты
130-летие со дня рождения Сергея Прокофьева БСО им. Чайковского п/у Владимира Федосеева отпраздновал оригинальной программой в рамках VII Международного фестиваля искусств П.И. Чайковского в Клину.

Программу составил сам Владимир Федосеев, фактически это музыкальный спектакль, в котором звучит только Прокофьев, но не только музыка, но и слово, - документы, письма, воспоминания. А в концерте №2 для скрипки с оркестром появляется невероятный виртуоз Павел Милюков, на секундочку.

Я спросил перед концертом, удалось ли Владимиру Ивановичу лично пообщаться с Сергеем Прокофьевым, ведь жили в одно время.

«К сожалению, нет, - ответил Федосеев. - Мы не совпали по времени, я был маленький, еще не вошел в круг общения. Общался только с музыкой Прокофьева. К сожалению... (и Федосеев горько покачал головой). Я люблю балетную музыку Прокофьева, больше, чем прочее. Симфонии играю, конечно. Но больше предпочитаю балетную музыку. Прокофьев — это русская музыка, русская. Она современная, конечно, в какой-то части. Но ее истоки — это русская музыка, и идеи, и названия. Это все наше, и дай Бог, чтобы больше было такой музыки».

На опен-эйре важно вовлечение с первой же секунды. Тем более, что над домиком Чайковского в Клину безмятежно голубело теплое небо, и солнце к вечеру начало отдавать деревьям длинные тени. Поэтому - сразу же знаменитый марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», визитная карточка Прокофьева.

На сцене появились актриса Анна Большова и актер и телеведущий Юлиан Макаров. Большова артистично зачитала воспоминания Каролины Кодины, будущей жены композитора Лины Прокофьевой, о первой встрече с гением. «Прокофьев был высоким, очень худым и красивым. Окончив концерт, он поклонился странным образом — вдруг сложился пополам, будто складной нож. Я хлопала, как сумасшедшая»… И о личной жизни, и о документах, и арестах, и эмиграции Большова и Макаров повествуют словами самих документов, легко и непринужденно. Чудная подборка, кстати. Любопытно освежить в памяти непричесанные цитаты Глазунова и Шостаковича о Прокофьеве, или как Сергей Эйзенштейн годами выпрашивал у того музыку к фильму, да так и не получил ее.

На концерте
На концерте

Второй концерт Прокофьева скрипач Павел Милюков играет весьма непривычно. «Новую простоту» тогдашнего Прокофьева, поиск русской лирической мелодики в крупной форме Милюков подает трагическим высоким штилем. Скрипка то рассыпается в горьком плаче, то взлетает ввысь полупризрачными ангельскими опеваниями. Средины просто нет. Музыка в такой интерпретации словно подчеркивает, что для русского человека существуют только максимы, и плачет и смеется он на разрыв аорты. Это очень ярко, и очень по-русски, кажется.

БСО под чуткой рукой Владимира Федосеева все это тончайшим образом поддерживает. Звук оркестра столь прозрачен, что напоминает искусно размытые фоны у картин французских импрессионистов или задние планы на старинных русских иконах и росписи сводов храмов, - все внимание солисту, но без фона теряется волшебство. Ни разу, ни на йоту, оркестр не перешел черту деликатности. Да и в сценах без солиста у Федосеева есть свое мнение по трактовке каждой ноты. Он вообще играет этот концерт как сказку. Он будто сам видит какие-то сюрреалистические пейзажи, превращения тыкв и колобков, лягушек и принцев, и дирижирует так, будто зрителям уже прямо сейчас показывают этот мультфильм где-то на экране.

Еще в гала-концерте прозвучала сюита из балета «Ромео и Джульетта». Ее Федосеев играет часто, и очень любит играть. И оркестр любит. И это очень слышно. И для закрытия гала те же танцы рыцарей рельефны и узнаваемы с первой же ноты зрителями. А зрители в Клину не то, чтобы искушенные, - но душевно щедрые и очень открытые, доброжелательные. Не зря Клин Чайковского стал таким фестивальным городом, а арт-директор фестиваля Юрий Башмет пообещал с появлением концертного зала тут чуть ли не Нью-Васюки классической музыки создать, с иностранными туристами и Бог его знает еще чем. И ведь сделает, вспоминая про Сочи и Ярославль! Сделает.

Вадим ПОНОМАРЕВ

08/08/2020 - 05:16   Classic   Концерты
Премьера спектакля-концерта «Неизвестный Чайковский» в постановке Дмитрия Бертмана с солистами «Геликон-Оперы» и БСО им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева с успехом состоялась в Клину.

Все это происходило в рамках VI международного фестиваля искусств Чайковского под руководством Юрия Башмета, в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике Чайковского, - несомненно, событие знаковое. Маэстро Владимир Федосеев на днях отпраздновал свое 88-летие, и на сцене показал, насколько же он в великолепной форме. А еще к БСО и солистам «Геликона» в этой необычной программе присоединились Государственный академический московский областной хор имени Кожевникова (худрук и дирижер Николай Азаров) и клинский детский хор «Мандрагора».

«Неизвестный Чайковский»
«Неизвестный Чайковский»

Но стоит объяснить, отчего же «Неизвестный Чайковский». Бертман и Федосеев решились сыграть программу исключительно из незавершенных или утраченных произведений Чайковского, зачастую чудом сохранившихся в отрывках. Большая сцена не знает опер «Ундина», «Мандрагора», «Гамлет», «Севильский цирюльник», «Ромео и Джульетта» и «Снегурочка» Петра Ильича Чайковского. А он их писал! Более того, «Ундину» считал одной из лучших своих опер.

- Рукописи не горят, как было сказано у Булгакова, поэтому мы все ждем, что появятся новые фрагменты или появится, например, целиком опера «Ундина», - сказал Дмитрий Бертман. - Это ведь была одна из его самых любимых опер. А он сжег всю партитуру в камине директора императорских театров Травникова, просто бросил в камин. Потому что ее отказались ставить. Но ранее он отправил 5 номеров для концерта в Москве, и эти 5 номеров сохранились. Он пытался вернуться, заново написать «Ундину», но в итоге написал балет «Лебединое озеро». Сохранилось либретто «Ундины».

Либретто Соллогуба по поэме Фуке действительно сохранилось, более того, по нему была написана другая опера «Ундина», авторства Алексея Львова, того самого, кто написал гимн «Боже, Царя храни!». О том, сжег ли Чайковский партитуру в камине дирекции, - историки не уверены. Показывал партитуру он в 1870 году, а уничтожил вроде бы в 1873 году. Более того, в архивах музея Чайковского в Клину до сих пор лежат секретные документы, по которым его брат и создатель музея Модест Чайковский завещал точные сроки рассекречивания, и вполне возможно, что среди них — та самая партитура «Ундины».

Премьера сохранившихся пяти фрагментов «Ундины» прошла в 2015 году здесь же, в музее Чайковского, и с тем же Владимиром Федосеевым и Дмитрием Бертманом. Но и сегодняшнее исполнение впечатляет невероятным масштабом симфонизма и голосоведения, порой парадоксально напоминающим куда более поздние мюзиклы Уэббера. Не говоря о том, что рачительный Чайковский пустил в ход не только дуэт Ундины и Гульбранда во втором акте «Лебединого озера» в инструментальном виде, но и подработал для андантино во Второй симфонии и двух сценах «Снегурочки». Хорош был тенор «Геликона» Иван Гынгазов, но и сопрано Елена Михайленко была на высоте.

Иван Гынгазов и Елена Михайленко
Иван Гынгазов и Елена Михайленко

- В Чайковском я слышу музыку детства, и она меня ведет, - сказал Владимир Федосеев. - Я каждый раз нахожу новые нюансы, которые раньше прошли мимо меня! Смотрю Шестую симфонию, и то тут, то там нахожу. Бесконечное ощущение жизни. Чайковский требует играть просто, а это совсем не просто! Простота — это самое сложное. Трудно его играть. «Мандрагору» мы уже играли в Вене, дуэт из «Ромео и Джульетты» и «Ундину» я уже тоже исполнял, - а остальные играю впервые.

«Мандрагора» - самая сумасшедшая и модернистская опера Чайковского, если бы он ее дописал. В либретто профессора ботаники Рачинского алхимик Луллий подписывает контракт с силами ада, влюбляется в прекрасную Инессу, а не получив взаимности, идет в Иванову ночь в волшебный лес за корнем мандрагоры. Корешок обращается в другую прекрасную девушку, влюбляется, но по контракту обеспечивает влюбленность Инессы и погибает. Из этого готического безумия Чайковский успел написать только «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь» (!).

Пение цветов и насекомых про царицу ночи требует не просто детского хора, а очень хорошего детского хора, прямо-таки изысканного. Партитура сложнейшая. Такой нашелся прямо в Клину, это знаменитый детский хор «Мандрагора» (худрук Елена Уманская), выступавший со множеством мировых звезд.

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

- Детскому хору «Мандрагора» в Клину уже 25 лет, и у него большое имя, - объяснил Дмитрий Бертман. - Он выступал на самых престижных площадках страны и мира. Хор цветов и насекомых из «Мандрагоры» всегда был в его репертуаре, а это очень редко исполняемое произведение. Мы не могли не вставить его в концерт, это фирменное блюдо этой земли. Опера была не дописана, Чайковский ее бросал и снова начинал.

Дмитрий Бертман
Дмитрий Бертман

С оперой «Гамлет» произошла и вовсе странная история. Увертюра-фантазия довольно известна, но опера? Да еще на французском? Вообще-то изначально Чайковский писал про «To be or not to be», но в итоге он писал для французского актера Люсьена Гитри, и вообще был увлечен Францией. Сохранившаяся ария, которую исполнила артистичная меццо-сопрано Юлия Никанорова, говорит скорее о желании Чайковского романтизировать историю Гамлета и Офелии, но — недописаны огромные куски французского текста, их пришлось переводить в речитатив.

Куплеты Альмавивы из «Севильского цирюльника» в исполнении Игоря Морозова дошли до нас в крайне куцем виде, и так же были исполнены. Но откровенно жалко, что все это так. Чайковский будто начал соревнование с Россини и остановился на самом интересном месте. Это фантастической красоты мелодия.

Что касается «Снегурочки», то ведь тут многое позаимствовано из «Ундины», и все это пришлось на пик интереса композитора к русскому фольклору. Жанр полудрамы-полуоперы не был оценен зрителями Малого театра, но умение композитора расслышать мельчайшие оттенки народной песни поистине восхитительно, ведь позднее из нее сделали «четвертый балет» Чайковского. И оркестровая «Пляска скоморохов», и хоровые «Проводы масленицы» полны неявных аллитераций и чудных опеваний.

Завершил этот удивительный вечер в Клину дуэт Ромео и Джульетты из одноименной неоконченной оперы Чайковского в исполнении Анны Пеговой и Игоря Морозова. Увертюра входит в число самых исполняемых произведений композитора, а вот оперу он так и не дописал.

- «Ромео и Джульетта» тоже была задумана как опера, и там кроме дуэта есть и другие сцены — сцена Кормилицы, например, - сказал Дмитрий Бертман. - Он ее не дописал, и все мы знаем симфоническую картину «Ромео и Джульетта». Но когда мы слышим певческие голоса, то сразу слышим всю мощь таланта Чайковского, его симфонизм. Его талант позволил ему стать самым известным русским композитором в мире, самым исполняемым наряду с Верди или Пуччини. Я недавно ставил «Онегина» в Японии, и там Чайковского знают так же, как у нас битлов. В энциклопедии написано, что он национальный японский композитор. Они его так хорошо знают, что считают своим.

Фокус состоит в том, что вокальные партии Ромео и Джульетты, хотя иногда и сопоставимы с инструментальными в симфонической версии, отнюдь не тождественны. Иногда этот дуэт завораживает удивительными структурами, вполне оригинальными. Очень хотелось бы ввести их в академический оборот. А вот отсутствие «Фатума» немного удивило, эта музыка была тут к месту.

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

На бис оркестр БСО под управлением тончайшего Владимира Федосеева сыграл «Испанские танцы» из балета «Лебединое озеро». А почему тончайший? Федосеев по-прежнему не гонится за экспрессией. Он вышколил свой оркестр до такой степени, что крохотный жест дирижера вызывает крещендо. Он будто ничего не делает за пультом. Решительно ничего. А вот взмах пальчика — и меняется буквально все. Это зрелище буквально завораживает. Дирижер дышит оркестром, и наоборот. Наклон головы — и меняется звук. Это настолько гениально, что не требует слов. Зрители просто видели это. И это был Владимир Федосеев и его БСО. Поразительно, что канал «Культура» оказался этого лишен, поскольку трансляцию делал областной канал «360»...

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Ирина ШЫМЧАК и автора

16/12/2019 - 05:55   Classic   Концерты
В Большом зале консерватории БСО п/у Владимира Федосеева сыграл большой концерт в честь 100-летия Мечислава Вайнберга, которого широкая публика знает до сих пор только как автора музыки к мультфильму «Винни-Пух».

Это чудовищно несправедливо. Но тому есть множество причин. Вайнберг и Шостакович были чрезвычайно дружны и высоко ценили творчество друг друга, но даже после советских репрессий и признания Шостаковича великим композитором имя Вайнберга не всегда называли даже в числе участников «школы Шостаковича».

Мечислав Вайнберг
Мечислав Вайнберг

Сбежавшая от кишиневских погромов в начале прошлого века в Варшаву семья Мойше Вайнберга попала под каток фашистских репрессий. Сам Мойше или Меток (уменьшенное от Мечислава) Вайнберг, окончивший Варшавскую консерваторию, сумел в 1939 году сбежать в Советский Союз, но вся его семья погибла в концлагере Травники. В Минске он два года учился в консерватории под именем Моисей, а потом уехал в эвакуацию — в Ташкент. Там в оперном театре Вайнберг сочинил свою первую симфонию, отправил ее в Москву Шостаковичу — и началась его большая музыкальная карьера в столице. Сначала все казалось безоблачным, Вайнберг женился на дочери знаменитого артиста Соломона Михоэлса. Но вскоре начались преследования и еврейского движения, и авангардистов. Михоэлса убивают по приказу Сталина, как говорят сегодняшние историки (в том числе за желание сделать Крым еврейской областью), за всеми родственниками круглосуточно следят. А статья «Сумбур вместо музыки» после посещения Сталиным оперы «Катерина Измайлова» делает Шостаковича, Прокофьева и Вайнберга «формалистами». Затем грянуло «дело еврейских врачей»… Три месяца Моисей Вайнберг просидел в тюрьме, и вышел на свободу только благодаря письмам в защиту от Шостаковича.

В итоге же Мечислав Вайнберг прожил невероятные 76 лет жизни, и оставил после себя гигантское творческое наследие: 22 симфонии, 4 камерных симфонии, 8 опер, 2 балета, огромное количество камерных сочинений и музыки к кино. Музыку Вайнберга знают даже те, кто не знает его фамилии. Он написал много цирковой музыки, она звучит в знаменитых фильмах «Укротительница тигров» и «Медовый месяц» с Касаткиной и Кадочниковым. Это он сочинил хрипелки и сопелки для мультика «Винни-Пух», волшебную зимнюю музыку для «Двенадцати месяцев», романтические мелодии для «Бонифация», щемящие мелодии для культовой «Афони» Данелии. Он же впервые использовал электромузыкальные инструменты для фильма «Гиперболоид инженера Гарина», и это его музыка звучит в фильме «Летят журавли», лауреата Золотой пальмовой ветви Канн-1958.

Как же получилось, что столь успешный композитор, ценимый самим Шостаковичем, остался практически неизвестным в России? Теперь можно только гадать. Факт в том, что ноты симфоний Вайнберга не издавались, и сами симфонии почти не исполнялись. Сам Вайнберг при жизни давал концерты, но как пианист предпочитал играть Шостаковича, а не себя. И даже в скандальной книге Соломона Волкова «Шостакович и Сталин» имени Вайнберга нет! Просто потому, что автор считал, что Вайнберг - «Это Шостакович, которому для того, чтобы стать Шостаковичем, не хватает гения Шостаковича». Даже если это и так, странно было не упомянуть ближайшее окружение того, о ком пишешь. Произведений Вайнберга почти не было на виниле, даже его видео не осталось, хотя он умер только в 1996 году! Он был народным артистом РСФСР, лауреатом Госпремии СССР, но широко известным лишь в узких кругах.

А вот камерные произведения Вайнберга довольно широко исполнялись в СССР. Их исполняли Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Леонид Коган, Эмиль Гилельс. Многие квартеты Вайнберга играл Квартет имени Бородина (ему композитор посвятил два квартета). Симфонические произведения дирижировали Зандерлинг, Рождественский, Баршай, Коган и в том числе немало их в своей жизни сыграл Владимир Федосеев, вышедший в этот вечер на сцену БЗК.

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

Сначала Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского исполнил Концерт Вайнберга для виолончели с оркестром (1948), солист Борис Андрианов. Это раннее произведение, и у него такая же сложная судьба, как у самого композитора. Сначала появилось концертино для скрипки, через месяц оно было переложено для виолончели, и в 1957 году его уже в укрупненной форме концерта играл Ростропович (дирижировал Самосуд). В конце 80-х Вайнберг отдал автограф сочинения музыковеду Манаширу Якубову с просьбой посодействовать исполнению, но никто не заинтересовался, а Якубов вскоре умер. В сентябре 2016 года ноты были найдены его вдовой, и в 2017 году прошла полноценная премьера в Бетховенском зале Большого театра.

Борис Андрианов и БСО п/у Владимира Федосеева
Борис Андрианов и БСО п/у Владимира Федосеева

Виолончелист Борис Андрианов скрупулезно отнесся к исполнению концерта. Это тем более важно, что очевидного влияния Шостаковича в этом концерте нет (кроме разве что Первого скрипичного концерта), Вайнберг занимается своей излюбленной «чистой музыкой», вселенской гармонией, в которой находится место для житейских наблюдений. Тут и мотивы исконной еврейской мелодики, и наслоения из испанского фламенко и хабанеры, и бесконечная рефлексия протяжных мелодий. Любопытно, что собственно виолончели выделено не так много выигрышных соло, гораздо чаще она звучит как подающий партнер для первых скрипок и даже духовой секции (чем может объясняться ее непопулярность среди виолончелистов). Оркестр Федосеева безупречен. Безупречны даже духовые, ни одного кикса. Вайнберг не написал тут яркой мелодии, ставшей бы визитной карточкой концерта, но очевидно, что все это целостный портрет эпохи. Виолончель Андрианова завершает все светлой грустью в верхнем регистре...

Борис Андрианов
Борис Андрианов

Изюминкой концерта стало, конечно, дальнейшее исполнение Десятой симфонии Дмитрия Шостаковича БСО. Как бы сравнение — вот вам Вайнберг, а вот его коллега Шостакович. Выбирайте. Это было немного жестко по отношению к Вайнбергу, потому что Десятая — она не просто великая, она гениальная. Да, с Вайнбергом тут есть очевидная связь, потому что в 1954 году ее играли сами Шостакович и Вайнберг в четырехручном авторском фортепианном переложении. Может быть, корректнее в одном концерте было бы соединить именно симфонии. А в контексте концерта Вайнберга и симфонии Шостаковича с разгромным счетом побеждает, разумеется, Шостакович.

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

После концерта пришлось задуматься, отчего же так. Скорее, дело в масштабе. Невозможно сравнивать камерное с эпическим. А пришлось. Десятая Шостаковича — эпичная безмерно, это и отсылки к «Борису Годунову» Мусоргского в Скерцо, и вальс в сонатной форме, и глас вопиющего в пустыне (авторская ремарка) с инфернальными валторнами, и концептуально светлый финал. Шостакович писал про юниверсум, а Вайнберг — про маленький переживший многое народ. Сравнения некорректны.

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

И все же это все получилось посвящением Вайнбергу. В сущности, возвращение Вайнберга к миру музыки началось в 1994 году, когда лондонская «Олимпия» выпустила сразу 17 CD с его музыкой. Его начали исполнять по всему миру. В 2017 году в Большом театре прошел форум памяти Вайнберга, а весь 2019 год посвящен исполнению произведений композитора на самых разных концертных площадках. Надо оценить его наследие полностью.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

Борис Андрианов и БСО п/у Владимира Федосеева
Борис Андрианов и БСО п/у Владимира Федосеева

Борис Андрианов
Борис Андрианов

Борис Андрианов и Владимир Федосеев
Борис Андрианов и Владимир Федосеев
23/05/2019 - 17:30   Classic   Профи
Президент РФ Владимир Путин вручил в Кремле государственные награды выдающимся россиянам и иностранцам, в числе которых певица Лариса Долина, дирижер Владимир Федосеев и оперный режиссер Дмитрий Бертман.

В числе более 30 награжденных орденами, медалями и почетными званиями есть летчики-космонавты, деятели науки, образования, здравоохранения, спорта, известные артисты, работники промышленности и сельского хозяйства.

"Хочу всех вас поблагодарить - всех, кому сегодня будут вручены государственные награды, за труд и высокие достижения, за верность России, за неравнодушное творческое и отзывчивое участие в жизни страны. Своими прорывными идеями и блестящими свершениями вы вносите огромный вклад в ее развитие, в наше общее прогрессивное движение вперед. Примером своей жизни вдохновляете добиваться большего миллионы людей, работать ради благополучия Отечества", - сказал Путин на церемонии награждения.

Российский президент отметил вклад в отечественную культуру дирижера, руководителя Большого симфонического оркестра им. Чайковского Владимира Федосеева, который был удостоен ордена "За заслуги перед отечеством" I степени.

Орденами дружбы президент отметил певицу Ларису Долину и звезду балета, ректора Академии имени Вагановой Николая Цискаридзе.

Лариса Долина
Лариса Долина

Орден почета получили гендиректор и художественный руководитель театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман.

11/01/2019 - 06:19   Classic   Концерты
В Москве как никогда декабрь уходящего 2018 года был переполнен вокальными вечерами. Столичные концертные залы «Зарядье», Дом музыки, Большой зал консерватории, Зал им. Чайковского приглашали на концерты, в которых звучали арии, дуэты, увертюры из классических опер. Присоединилась к коллегам и «Геликон-опера», которая дала три очень симпатичных рождественских оперных бала.

В отличие от других концертов, где были приглашенные солисты, «Геликон» прекрасно обошелся своими силами. В концерте участвовали оркестр п\у главного дирижера Валерия Кирьянова, хор п\рук. Евгения Ильина и солисты театра. Праздничную атмосферу создали художники Александр Андронов (видеопроекции) и Александр Нилов (свет). Опере здесь пришлось потесниться, так как в программу вошли фрагменты из оперетт и мюзиклов, а также и неаполитанские песни. Был и очень эффектный морской бал – фрагмент из оперы Д. Тухманова «Царица». Концерт получился ярким, зажигательным, где гармонично уживались лирика и драма, розыгрыши и шутки, легкая грусть и безудержное веселье ,бальный танец и лихой перепляс (хореограф Ксения Лисанская).

Рождественский оперный бал в Геликон-Опера

Вечер начался с увертюры к оперетте Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена», которую сменили Куплеты о шампанском, вовремя исполненные Ларисой Костюк, Юлией Щербаковой и Вадимом Заплечным. Зрители радостно приветствовали своих любимцев Елену Михайленко – Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Д. Верди, Ольгу Толкмит - Куплеты влюбленного франта Ф. Обрадоса, Анну Пегову и Анну Гречишкину – дуэт Графини и Сюзанны из «Свадьбы Фигаро» Моцарта и «Цветочный дуэт» из «Лакме» К. Делиба, Ксению Вязникову и Алексея Исаева – дуэт Данилы и Ганны из «Веселой вдовы» Ф. Легара. Игоря Морозова – «Неаполитанская тарантелла»… Логично Рождественский бал в «Геликоне завершился хором «Аллилуйя!» Моцарта. Зрители расходились радостные и довольные, унося с собой частичку искрометного классического оперно-оперетточного искусства.

Рождественский оперный бал в Геликон-Опера

Два концерта своего Большого симфонического оркестра им. П. Чайковского провел Владимир Федосеев. Один прошел в Большом зале Московской консерватории. Зрители встретились с замечательной молодой певицей, лауреатом международных конкурсов Юлией Лежневой (сопрано), выступающающей по всему миру, солисткой «Метрополитен-Опера», мадридского театра «Реал» и Мариинского театра Екатериной Семенчук (меццо-сопрано) и победителем последнего знаменитого вокального конкурса Пласидо Доминго «Опералия» тенор Павлом Петровым. Не знаю, чем он покорил Доминго. Голос небольшой, нельзя сказать, что очень красивого тембра. К тому же певец чувствовал себя неуверенно, был зажат. Может быть, эта неуверенность не позволила ему проявить свои дарования. Но, во всяком случае из произведений, которые Павел исполнил в концерте, а это были ария Рудольфа из «Богемы» Пуччини, песня Куртиса «Не плачь», Песенка Герцога из «Риголетто» Верди, достойно прозвучал только «Рассвет» Леонкавалло, где почувствовалась красивая кантилена, романтический настрой и особая обаятельность сочинения Леонкавалло. Певец еще молодой, научится управлять своими эмоциями.

Роскошным меццо-сопрано обладает Екатерина Семенчук - густым, наполненным разными красками и нюансами. Сразу возникают захватывающие характеры: Далила, Кармен. Хороша была Семенчук и в Баркароле – дуэте с Юлией Лежневой из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. Зачем было исполнять сопрановые арии? Нет таких красок в голосе у артистки. Особенно это относится к лирической героине Лауретте из «Джанни ,Скикки» Пуччини. Ее сопрановые Лауретта, Джудитта, Виолетта оказались скучными и безликими, несмотря на все старания певицы.

Центром концерта, безусловно, стала Юлия Лежнева. Сегодня это настоящий мастер барочной музыки, вдохновенный и увлекающий за собой слушателей в мир виртуозных фиоритур. Но ей близок и Моцарт. Начала она с концертной арии Моцарта, которую спела красиво с чувством стиля австрийского гения, сразу предъявив высокую планку исполнительства. Затем последовали арии из опер Генделя и Вивальди, которые звучали ярко, уверенно, прельщая виртуозностью и чистотой интонации. Проявляется и актерский дар певицы. Юля поет с удовольствием и радостью, раскрывая массу чувств и настроений своих персонажей, что немедленно передается зрительному залу, восторженно принимающему исполнительницу. Чутким интерпретатором изумительной музыки и партнером солистов был Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. Вот у кого следует учиться, как подавать певцов, не забывая и про авторов музыки.

Второй концерт БСО состоялся в зале им. П. Чайковского. Его участниками были наши соотечественники - скрипач Максим Венгеров и певица Ольга Перетятько, живущие и работающие за рубежом. Оба отделения начинал Максим Венгеров, сыграв Концерт для скрипки с оркестром № 1 соль минор М. Бруха и Интродукцию и рондо-каприччиозо К. Сен-Санса. Ольга Перетятько решила несколько расширить свой россиниевский репертуар. Включила в программу арии более крепкие: Каватину Нормы, Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Д. Верди, две арии из «Руслана и Людмилы» Глинки , арию Луизы из «Луизы Миллер» Д.Верди. Оказалась, что не ко всем из них она готова. Что-то получилось, что-то нет. Но одна вещь оказалась интересной – в «жалобной» арии Людмилы, находящейся в плену в садах Черномора, певице солировал Максим Венгеров. Создалась атмосфера одиночества и грусти, и очень захотелось поскорей вернуть пленницу отцу и жениху Руслану.

Поразила театральность вечера, на которую опять же работал Максим. Ольга исполнила романс Алябьева «Соловей» в сопровождении скрипки. Это было непривычно, но забавно. Не дежурно, а глубоко психологически точно сыграл оркестр, ведомый Федосеевым, Увертюру к опере Д. Верди «Сила судьбы». Ее слышишь почти на каждом вокальном концерте. Подумалось, опять эта надоевшая Увертюра. Но… с первых же тактов музыка захватила, и вместе с оркестром и Федосеевым я прожила трагические судьбы героев оперы.

Красиво завершился этот необычный концерт. Ольга Перетятько замечательно спела два «биса» «Summertime» Дж. Гершвина и «Поцелуй» Л. Ардити.

Елизавета ДЮКИНА

26/09/2018 - 09:06   Classic   Концерты
Свой новый 88-й сезон Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского открыл в Большом зале Московской консерватории. Его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев собрал своих друзей, ведущих солистов Большого театра и «Новой оперы» Агунду Кулаеву, Василия Ладюка и Алексея Татаринцева, с которыми он часто выступает, и устроил пиршество оперного искусства. К ним присоединилась Венера Гимадиева, выпускница Молодежной оперной программы Большого театра, его солистка, ныне в основном поющая за рубежом.

По традиции Владимир Федосеев первое отделение посвятил русской музыке, второе – зарубежной. После красочной Увертюры к опере Римского-Корсакова «Майская ночь» прозвучали ария Левко и дуэт Ганны и Левко из той же «Майской Ночи» в исполнении Алексея Татаринцева и Агунды Кулаевой, а затем ария Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, ее спела Венера Гимадиева. Настал черед Чайковского, и тут были радостные открытия.

Приятно наблюдать, как постепенно некогда начинавшие молодые певцы превращаются в подлинных мастеров, как расширяется их репертуар, а роскошные голоса получают психологическую глубину и свои индивидуальные интересные трактовки оперных героев. И в этом огромная заслуга замечательного музыканта-дирижера Владимира Федосеева. Недаром Василий Ладюк рассказал о важности своего сотрудничества с дирижером и его оркестром: «Работать с Владимиром Ивановичем Федосеевым — не только большая честь, но и большая ответственность для любого музыканта. И отнюдь не потому, что он признанный во всем мире авторитет, а потому, что он один из тех редких больших художников, под руководством которых не просто поешь, исполняя какое-то произведение, а творишь, делаешь музыку».

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

Агунда Кулаева оказалась мастерицей филировки, которая наполнила арию Иоанны из оперы Чайковского «Орлеанская дева» объемом, божественной силой и уверенностью в своем предназначении спасительницы Франции.

Василий Ладюк спел арию Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского красиво, но привычно, а вот ариозо Мазепы из оперы Чайковского поразило своей неожиданной трактовкой. Его герой Мазепа поет не о сегодняшней страстной любви к Марии, а как прощание с ней и с прежней жизнью. В ней читается и будущее Мазепы, злодея и предателя.

Венера Гимадиева
Венера Гимадиева

Во втором зарубежном отделении блистала Венера Гимадиева. Сначала она исполнила арию Амины из «Сомнамбулы» Беллини. Венера была лучшей Аминой в спектакле Большого театра, каждый раз радуя виртуозностью и лирической глубиной партии героини. Потом Гимадиева уехала за рубеж, а вслед за ней сняли и «Сомнамбулу». В концерте ария прозвучала как прекрасное воспоминание о замечательном спектакле, о котором очень жалеют все зрители. Радостью и счастливой беззаботностью был пронизан Вальс другой ее героини Джульетты из оперы Гуно. Во втором отделении Агунде Кулаевой явно удалась ария Далилы, коварной искусительницы, в которой всех покорила обольстительная кантилена певицы. В другом ключе, легком и игривом, решила Кулаева Песенку Эболи из «Дон Карлоса» Верди.

Особое место занимают в репертуаре Алексея Татаринцева две его последние партии в зарубежных операх: Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно и Эдгардо из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Герои разные, для каждого из них у певца свои краски и интонации, убедительные и точные. Он идеальный исполнитель Ромео, роль как будто создана для него. «Ночную» каватину Ромео можно слушать бесконечно, каждый раз находятся новые нюансы для всепоглощающей любви Ромео и уверенности в ее счастливой судьбе.

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Василий Ладюк представил две арии из неисполняемых сегодня в России опер, что было более чем интересно. Особенно впечатлила Застольная песня Гамлета из одноименной оперы француза Амбруаза Тома. Да, кстати, когда-то давно Евгений Владимирович Колобов поставил в своей «Новой опере» «Гамлета», но с большими сокращениями и некоторыми переделками. И несмотря на то, что очень приличным Гамлетом был Илья Кузьмин, спектакль быстро сошел со сцены. Недавно в абонементе Московской филармонии «Оперные шедевры» опера Тома прозвучала в концертной версии. Партию Гамлета спел Игорь Головатенко. А вот когда исполнялась ария Эцио из оперы Верди «Аттила», я что-то не припомню. Можно считать, что певец познакомил слушателей с этим вердиевским персонажем.

Василий Ладюк и Владимир Федосеев
Василий Ладюк и Владимир Федосеев

Ближе к финалу вечера Венера Гимадиева и Василий Ладюк приберегли сцену и дуэт Виолетты и Жермона из «Травиаты» Верди. Сколько бы ни звучала эта музыка Верди, ее всегда будут слушать, как в первый раз, столько в ней красоты, любви, искренности и сострадания до слез. И пели, вернее, проживали великую историю любви и смерти Виолетты замечательные артисты Венера Гимадиева, Василий Ладюк и вместе с ними Большой симфонический оркестр им. Чайковского во главе с Владимиром Федосеевым. Недаром по окончании концерта - долгие несмолкающие аплодисменты и поток роскошных букетов.

Василий Ладюк, Венера Гимадиева и Владимир Федосеев
Василий Ладюк, Венера Гимадиева и Владимир Федосеев

Елизавета ДЮКИНА

Алексей Татаринцев
Алексей Татаринцев

Венера Гимадиева
Венера Гимадиева

Агунда Кулаева
Агунда Кулаева

Участники концерта
Участники концерта
21/03/2018 - 02:22   Classic   Интервью
«Чайковский. Письма к тебе…». Музыкально-литературная программа БСО имени П.И. Чайковского прозвучала в КЗЧ (дирижёр - В.И. Федосеев).

Когда соприкасаешься с творчеством музыканта такого масштаба, каким является маэстро Владимир Иванович Федосеев, то возникает потребность выйти за рамки обычной рецензии по поводу прослушанного концерта и расспросить мастера о том, что остаётся за пределами концертного зала. Безусловно, творчество маэстро В.И. Федосеева представляет собою явление уникальное не только по охвату произведений мировой музыкальной культуры, но и по тому, что мы называем представлением русской музыки вообще и за пределами России, в частности. По сути, это есть представление России, формирование её звукового образа, узнаваемости нашей страны в звучании.

В текущем концертно-театральном сезоне творчество В.И. Федосеева было показано зрителям во всём многообразии. Маэстро дирижировал не только концертными программами, но и оперными спектаклями. Так, в театре «Геликон-опера» прошла премьерная серия оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского. В.И. Федосеев выступил как дирижёр-постановщик этого спектакля.

Владимир Федосеев в «Геликон-опера»
Владимир Федосеев в «Геликон-опера»

Из множества концертных программ последнего времени Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, которым руководит В.И. Федосеев, выделяются, занимают особое место в нашей музыкальной жизни программы из произведений П.И. Чайковского. Ярким событием в культурной жизни столицы стало концертное исполнение оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в КЗЧ. Был прекрасный состав исполнителей. Главные партии исполнили Василий Ладюк – Евгений Онегин, Алексей Татаринцев – Владимир Ленский, Агунда Кулаева – Ольга, Вероника Джиоева – Татьяна Ларина. В этом же составе опера в концертном варианте была представлена в Японии и, как и в Москве, имела большой успех.

Необычной оказалась программа «Чайковский. Письма к тебе…», посвящение памяти выдающегося исследователя творчества композитора П.Е. Вайдман. Автор идеи – Владимир Федосеев. Сценарий – Константин Рычков. Письма П.И. Чайковского прочитал Алексей Гуськов, актёр театра и кино. Эти эпистолярные послания великого композитора обращены к А.И. Чайковскому, М.И. Чайковскому, К.К. Альбрехту, к издателю П.И. Юргенсону, к Н.Ф. фон Мекк, к С.И. Танееву, к А.П. Мерклинг.

Открылся концерт исполнением фрагмента симфонической фантазии «Буря» П.И. Чайковского по одноимённой драме В. Шекспира. Композиционно программа концерта была выстроена так, что отрывки из писем композитора перемежались с исполнением его музыкальных произведений, соотнесённых по времени и содержанию. Публика услышала фрагмент из музыки балета «Лебединое озеро», Вальс из Серенады для струнного оркестра, соч. 48. Прозвучал в программе концерта Симфонический антракт к IV действию оперы «Кармен» Ж. Бизе. Далее были исполнены «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. Во втором отделении оркестр исполнил грандиозную Симфонию №5 П.И. Чайковского.

Восприятие и осмысление такого рода программы требует хотя бы начального уровня подготовки у зрителя. С другой стороны, даже неподготовленный слушатель имеет прекрасную возможность приобщиться к шедеврам русской и мировой музыкальной классики. Кроме того, исполненная программа рассказывает нам о той жизни, которая ушла в прошлое, но, благодаря соединению слова и музыки, она воссоздаётся как бы объёмно.

Представленная программа концерта на сцене КЗЧ является уникальной и не имеет себе подобных. В обширных концертных программах Филармонии не так часто исполняется наша русская музыка. Это вопрос непраздный. Например, во Франции очень строго следят за СМИ в плане соблюдения пропорции французской музыки по отношению к иноязычной. Нарушения строго караются, вплоть до лишения лицензии на вещание. Достойный пример для подражания! В связи с темой сохранения нашей музыкальной культуры, её представления в России и за её пределами В.И. Федосеев любезно согласился ответить на несколько вопросов.

- Как Вы, Владимир Иванович, оцениваете «удельный вес» русской классической музыки в  музыкальном пространстве России?

- Я думаю, что «удельный вес» русской классической музыки в России недостаточный, и это наглядно показывает репертуар наших оперных театров. Истина в том, что если хочешь услышать настоящего Бизе, надо ехать во Францию, а если Мусоргского — в Россию. Так всегда было и так должно быть. Удельный вес русской музыки должен быть высоким, прежде всего, у нас, в России — если, конечно, речь идет не об экспериментальном театре, где может и должна быть представлена любая музыка. Но в наших крупнейших театрах даже «Иван Сусанин» почти не исполняется, а ведь всегда была традиция открывать сезоны произведениями такого плана…

- Достаточно ли, по Вашему мнению, представлена русская музыка в концертах, на оперных сценах за пределами России?

- За пределами России русская музыка также представлена недостаточно широко. Ставят, конечно, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского, а вот Римского-Корсакова — почти нет.

- Что Вы можете сказать о постановках русских опер в Европе и Америке?

- Постановки наших опер за рубежом все, за некоторыми исключениями, весьма и весьма сомнительные. Я принимал участие во многих постановках на Западе, где сражался с режиссурой из-за того, что режиссер подчас не знал истории создания оперы. Это меня всегда немного коробило. Мне даже иногда приходилось из-за несогласия с режиссурой идти на крайние меры и отменять какие-то постановки. Была такая история с «Золотым петушком» и не только. Эксперименты за рубежом бывают разные и часто не в пользу русской оперы. Хотя делается это всё не по злому умыслу, а всего лишь по незнанию истории и конкретного сочинения.

- Как воспринимают русскую классическую музыку представители разных культур?

- Русскую культуру за рубежом оценивают очень высоко, как очень глубокое явление. И восприятие нашей музыки везде и всегда замечательное. Если она исполнена без искажений, в тех традициях, которые ценятся в России — сомневаться в этом не приходится…

Людмила КРАСНОВА

06/11/2017 - 07:53   Classic   Концерты
Вслед за Московской консерваторией юбиляра народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева принимал столичный театр «Геликон-опера», где теперь Владимир Иванович музыкальный руководитель и главный дирижер, а еще он истинный наставник, друг и партнер.

Если в консерватории программа состояла из оперных фрагментов, то в «Геликоне» исполнялась симфоническая и хоровая музыка.

Юбилейный концерт Федосеева в «Геликоне»

На сцене зала «Стравинский» объединились легендарный Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского и оркестр «Геликон-оперы, к ним присоединился театральный хор. В программу вошли только сочинения русских композиторов: три Чайковского и одно Бородина.

Юбилей Федосеева в Геликон Опере

Но сначала о трогательных поздравлениях Владимиру Федосееву с 85-летием. Вице-мэр столицы Леонид Печатников вручил ему главную награду Правительства Москвы— сверкающую драгоценностями Звезду за заслуги перед Москвой. Его сменил худрук «Геликона» Дмитрий Бертман, который со словами благодарности преподнес маэстро хрустальную дирижерскую палочку, сделанную в Клину.

Владимиру Федосееву преподнесли хрустальную дирижерскую палочку

Вечер начала симфоническая фантазия Чайковского «Франческа да Римини», которую сам автор считал наиболее удачным из своих из программных симфонических произведений. Обрамленная двумя крайними картинами адских мук, центральная часть - Рассказ Франчески о ее трагической любви к Паоло, - начинается с солирующего кларнета и легких аккордов струнных. Мелодия развивается, растет и в интерпретации оркестра, ведомого дирижером, достигает лирической кульминации. Федосеев просто потряс апофеозом любви и счастья Франчески и Паоло, красотой, выразительностью и страстностью кантилены Чайковского. Но жестокие фанфары, пробудив от краткого сладостного сна героев, снова отдали влюбленных адским вихрям.

Программа вечера строилась на контрастах. За несчастной Франческой последовали яркие и красочные «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь».

На этот раз Владимир Иванович идеально выстроил баланс звучания оркестров и хора. Оркестры остались на сцене, а хор уютно устроился по обе стороны балкона в зрительном зале. Здесь, в «Геликоне», ничто не помешало коллективам проявить свои лучшие качества. Их выразительность была так велика, что слушая оркестр и хор, ясно представляешь танец пленных красавиц, их изумительную пластику и вместе с пленительными женскими голосами поднимаешься к небесам. Когда вступает мужской хор, перед глазами возникают бешеные пляски джигитов, изобилующие виртуозными прыжками. Впечатление грандиозное, соединившее в себе замечательную музыку Бородина и мастерство оркестров и хора, которых возглавлял маэстро Федосеев.

Затем снова вернулись к Чайковскому. Прозвучали два номера из кантаты «Москва». Ариозо Воина «Мне ли, Господи» проникновенно, как молитву, спела звезда геликоновской труппы Лариса Костюк. Завершила вечер торжественная увертюра «1812 год».

Владимир Федосеев принимает поздравления

«Евгений Онегин» Чайковского в Концертном зале им. Чайковского

Евгений Онегин в КЗЧ

Федосеев никогда не скрывал своей любви к этой опере. Счастливый случай, когда можно выразить любовь и преклонение перед ней и со стороны исполнителей, и со стороны слушателей. Конечно же на сцене был Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского, один лучших столичных коллективов — хор Академии хорового искусства им. В. Попова (худрук и гл. дирижер Алексей Петров). Певцы в основном солисты или приглашенные солисты Большого театра: Татьяна — Вероника Джиоева, Онегин — Василий Ладюк, Ленский — Алексей Татаринцев, Ольга — Агунда Кулаева, Ларина — Елена Евсеева, Няня — Светлана Шилова, Гремин — Михаил Гужов. Более чем кстати в вечер ввели короткие фрагменты из романа Пушкина. В исполнении актера Алексея Гуськова они создавали необходимую пушкинскую атмосферу.

Евгений Онегин в КЗЧ

Владимир Федосеев явил нам неожиданного «Евгения Онегина», более серьезного и глубокого, обогащенного сложным сегодняшним временем, вскрыв новые подтексты музыкальной драматургии композитора, неведомые нам ранее.

Главные герои, я имею в виду Онегина, Татьяну и Ленского, стали другими в свете сегодняшней жизни. Исполнители этих партий Вероника Джиоева, Василий Ладюк и Алексей Татаринцев, обладатели больших ярких и выразительных голосов и актерского дара, оказались способными создать эти обновленные образы.

Вероника Джиоева

Прежде всего это относится к Татьяне Лариной в исполнении Вероники Джиоевой. При встрече с Онегиным, начитавшись любовных романов, ее Татьяна, чистая душою, не могла не влюбиться в нового героя. Любовь ее оказалась не книжной, а настоящей, жаждущей положительного ответа. Жестокий урок, который Татьяне преподал ее любимый, на всю жизнь оставил в ее душе незаживающую рану. Бог же наградил ее умением чувствовать боль других и сострадать ей. Около кого стоит Татьяна во время отвратительной ссоры Ленского и Онегина на ее именинах? Около матери. Лариной сейчас больно и страшно, и дочь рядом, готова облегчить ее страдания. Такой она будет всегда. Заключительная сцена. Татьяна ждет Онегина для последнего объяснения. Она изменилась, стала еще более замкнутой и скрытной, хотя по-прежнему женственна и обаятельна. Но позволяет себе в несколько резком тоне напомнить Онегину о его давнем уроке. И только в финале встречи, под напором страстных признаний Евгения, у нее вырывается: «Я вас люблю». Да, любовь ее вечный крест, который она будет нести до конца своих дней, но и урок Евгения всегда с ней. Любовь юной пейзанки - прошлое, хотя и прекрасное. Сегодня рядом с ней муж, которого она по-своему любит, но никогда не предаст его, не сделает ему больно, как в далекой молодости поступил ее Онегин.

Непривычным оказался и образ Онегина у Василия Ладюка. Его герой необаятельный, эгоистичный, словно некий злодей, приехавший в имение Лариных, чтобы разрушить их сельскую идиллию и всем принести страдания (и даже смерть своему другу Ленскому). Он уже привык перед всеми демонстрировать превосходство. Ах, как он упивался менторским тоном, поучая влюбленную в него юную Татьяну в знаменитой арии «Вы мне писали?» Но и у него наступил жизненный крах. Ощущение никому ненужности и бессмысленности своего существования терзают его душу. Но его не жалко. Он, словно старуха из пушкинской сказки «О рыбаке и рыбке», остался у разбитого корыта.

Евгений Онегин в КЗЧ

Более трагичным, чем обычно, получился у Алексея Татаринцева образ Ленского. Его пылкий Ленский настолько захвачен любовью к Ольге и воспеванием ее, что не задумывается о том, а любит ли его девушка. Настоящей катастрофой для бедного поэта стало осознание того, что Ольга его не любит, а просто проводит с ним время. Также увлеченно она флиртует с Онегиным на именинах Татьяны. Нашла новую игрушку. Какой горечью наполнено его небольшое ариозо «В вашем доме…». Ему хочется как можно скорее покинуть дом, где как ему казалось, его любили. С отчаянной болью бросая фразу «Прощай навек!», Ленский покидает Лариных. Безысходным страданием наполнена его ария «Куда, куда вы удалились…», а в дуэте с Онегиным «Враги» он пребывает в полном безразличии ко всему окружающему, словно его уже нет на этом свете.

Евгений Онегин в КЗЧ

Традиционна хороша Ольга Агунды Кулаевой. Красивый голос, пластика, в меру эмоциональна. Только вот легкомыслие резвушки и хохотушки не позволили ее героине понять, что в доме произошла трагедия, и что может погибнуть на дуэли влюбленный в нее Владимир Ленский. Но это заложено в образе Ольги и у Пушкина, и у Чайковского. Молода и красива Няня у Светланы Шиловой, а почему бы и нет? Главное певица донесла до слушателей искреннюю любовь Няни к своей воспитаннице Татьяне и преданность госпоже Лариной. В обеих отведенных ей сценах певица была убедительна и искренна. Как красиво в начале оперы сливались голоса сначала в дуэте Татьяны и Ольги — сопрано Джиоевой и меццо Кулаевой, а затем и в чудном квартете, когда к дуэту добавились сопрано Елены Евсеевой —Лариной и меццо Светланы Шиловой — Няни. Достойно в роли Гремина выступил Михаил Гужов, вложивший в арию генерала «Любви все возрасты покорны…» трогательную кантилену и безграничную любовь героя к Татьяне. Как всегда радовал хор хоровой Академии своим безупречным звуковедением и заразительностью.

Владимир Федосеев

Владимир Федосеев, объединив всех исполнителей, и традиционных и более современных, хор и оркестр, создал удивительный спектакль «Евгений Онегин», а не концертное исполнение оперы Чайковского. Хочется говорить - спектакль, потому что именно таковым и был «Евгений Онегин» Федосеева, наполненный современной жизнью, чувствами и настроениями его героев, с которыми и прожили их жизнь слушатели Концертного зала им. Чайковского.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Ирина Шымчак (Геликон) и Евгений Разумный (КЗЧ)

13/09/2017 - 16:16   Classic   Концерты
В Большом зале Московской консерватории прошел Гала-концерт «Шедевры мировой оперы», посвященный 85-летию одного из старейших российских дирижеров Владимира Ивановича Федосеева.

Юбиляр сам стоял за пультом своего Большого симфонического оркестра, прославленного БСО им. П. И. Чайковского, который он возглавляет с 1974 года. Программа была большой, истинно театральной, и включала в себя не только арии и дуэты, но и оркестровые и хоровые оперные фрагменты. В вечере принимали участие замечательный коллектив «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича и четверо солистов.

Владимир Федосеев и солисты

Были только российские звезды оперной сцены, которые успешно выступают и за рубежом. Баритон Василий Ладюк, тенор Алексей Татаринцев — солисты «Новой оперы», сопрано Альбина Шагимуратова в основном поет за рубежом, а также на родной сцене Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля. Все трое - приглашенные солисты Большого театра. Меццо-сопрано Агунда Кулаева — солистка Большого театра. Программа была составлена очень красиво и разнообразно, что позволило раскрыть их не только вокальное, но и несомненное актерское дарование. В первом отделении исполнялась русская музыка — Римский-Корсаков, Глинка, Бородин. Во втором зарубежная — Верди, Беллини, Масканьи, Доницетти, Массне, Делиб, Бизе, Россини.

Владимир Федосеев

Открыло Гала-концерт Вступление к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» «Похвала пустыне», масштабно и выразительно сыгранное БСО под управлением Владимира Федосеева. Были прослежены основные идеи, которые затем получат свое развитие в опере-сказании.

Первой на сцену вышла Альбина Шагимуратова —прозвучала ария Снегурочки из Пролога одноименной оперы-сказки Римского-Корсакова. Продолжая русскую тему, певица исполнила каватину Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Эту партию Альбина роскошно пела на премьере оперы на открытии Исторической сцены Большого театра после продолжительного ремонта. Шагимуратова нашла массу очаровательных нюансов в вокальном материале партии Людмилы. Восхищали красота тембра ее голоса и стремительность и чистота колоратур. Сейчас краски этой каватины несколько потускнели. Это и понятно. Опера Глинки давно не идет в театре, она выпала и из репертуара певицы, тем более, что сейчас Альбина значительно чаще поет зарубежную оперу. На московском концерте она блистала во втором отделении. Но об этом несколько позже.

Для первого отделения Василий Ладюк выбрал арию Грязного и дуэт Любаши и Грязного из первого действия оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Изначально Ладюк замечательный лирический баритон с красивейшим тембром и замечательной кантиленой, яркой эмоциональностью и актерской харизмой. Что же касается партий драматического баритона, то далеко не все они подходят для его голоса, особенно в русском репертуаре. Именно Грязной и не покорился Ладюку. Зачем насиловать свой голос? Ничего хорошего из этого не получается. Результат один — натужное и крикливое пение, потеря объема и красивого тембра, что певец и продемонстрировал в арии Григория Грязного. А в дуэте его даже не всегда было слышно.

Безусловно, в русском отделении более удачливыми оказались двое других певцов - Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев. Кулаева с настоящим русским насыщенным красивым меццо-сопрано справедливо считается лучшей исполнительницей партии Любаши в «Царской невесте» в Большом театре. У нее все прозвучало: и дуэт, и прежде всего ария Любаши из второго действия «Царской невесты», спетая без мелодраматического надрыва, но с глубинным трагизмом несчастной любовницы Грязного. По-настоящему радовал Алексей Татаринцев, который успешно побеждает свой страх перед верхним регистром. Теперь его голос легко идет наверх, при этом восстанавливается тембральная красота тенора. Очень достойно прозвучала у Алексея сложнейшая каватина Владимира Игоревича из второго акта «Князя Игоря» Бородина. Очень радостным, светлый и «влюбленным» получился у него и Агунды дуэт Владимира Игоревича и Кончаковны с изумительным piano в финале.

Участники концерта

Второе отделение выглядело более гармоничным, легче, точнее и ярче пелось. Мало звучит в наших театрах сегодня русских опер. Если они и есть в репертуаре, то больше Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, но из наследия Римского-Корсакова две-три оперы, не более, а уж про Даргомыжского, Направника, Рахманинова, Серова, Рубинштейна и вообще забыли. Так скоро и разучатся российские вокалисты петь свою русскую оперу...

Альбина Шагимуратова была хороша во всех трех дуэтах. В дуэте Адины и Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток» ее партнером был Алексей Татаринцев, легкий, подвижный, забавный. Очень красиво прозвучал романтический дуэт Лакме и Маллики из оперы Делиба «Лакме» у А. Шагимуратова и Агунды Кулаевой. В третьем дуэте Шагимуратова пела с Ладюком. Плутовка Розина и пройдоха Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини были так зажигательны, естественны, гармоничны, пластичны и так мастерски плели изящные вокальные кружева, что зал устроил их авторам более чем заслуженную овацию. Подлинным же шедевром у Альбины стала знаменитая ария Нормы из оперы Беллини. Пока партии целиком у певицы нет. Она выучила только арию, но как спела ее! Красивейшая кантилена и яркое вокальное наполнение снискали Шагимуратовой заслуженный успех. Уже ясно, что рождается настоящая исполнительница этой великой партии.

Алексей Татаринцев и Альбина Шагимуратова
Василий Ладюк и Альбина Шагимуратова

Более благополучным было выступление Василия Ладюка во втором отделении. Он точнее подобрал зарубежный репертуар. Это и ария короля Альфонсо из второго действия «Фаворитки» Доницетти и дуэт Зурги и Надира из оперы Бизе «Искатели жемчуга», который он исполнил с Алексеем Татаринцевым, и конечно его искрометный Фигаро.

Василий Ладюк и Алексей Татаринцев
Василий Ладюк и Алексей Татаринцев

Романтично-поэтическую окраску получило у Татаринцева ариозо Вертера из оперы Массне. Очень серьезную заявку предъявила Кулаева, исполнив арию Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи. Ее яркое и выразительное меццо-сопрано словно создано для этой партии. Очень ценно, что артистка никому не подражала, а предложила свое прочтение трагической судьбы страдающей Сантуццы.

Не все получилось у оркестра и «Мастеров хорового пения». Если оркестр был интересен и убедителен в «Похвале пустыне», то в Половецких плясках из «Князя Игоря» Бородина, которыми заканчивали первое русское отделение, не сложился ансамбль оркестра и хора. Слишком громко звучали ударные и медные инструменты, заглушая хор, а несбалансированность звучания и сбои ритма приводили к явно заметным расхождениям этих коллективов. Но были и моменты баланса, и тогда можно было наслаждаться пением хора, особенно его красивой сопрановой группы. Явно не хватило репетиционного времени на это сложное произведение Бородина.

К счастью, ничего подобного не наблюдалось в зарубежном отделении. Торжественно прозвучал Триумфальный марш из «Аиды» Верди при полном балансе оркестра и хора, а оркестровое Интермеццо из «Сельской чести» Масканьи было наполнено удивительной проникновенностью. На «бис» БСО и певцы подготовили квартет из последнего действия оперы Верди «Риголетто». Ладюк- Риголетто, Шагимуратова – Джильда, Герцог- Татаринцев, Маддалена – Кулаева. Точная выстроенность вокальных партий и их гармоничный союз с оркестром дали возможность закончить вечер на высокой ноте. Несмотря на ряд огрехов, юбилейный гала-концерт «Шедевры мировой оперы» оставил очень приятное впечатление и радостное настроение мастерством БСО под управлением юбиляра Владимира Федосеева, «Мастеров хорового пения» п\у Льва Конторовича и талантом молодых российских оперных певцов.

Алексей Татаринцев, Альбина Шагимуратова, Агунда Кулаева, Василий Ладюк
Алексей Татаринцев, Альбина Шагимуратова, Агунда Кулаева, Василий Ладюк

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Елена КОРОЛЕВА-ВОЛОЧКОВА

10/02/2014 - 10:56   Classic   Новости
Польский композитор Кшиштоф Пендерецкий принялся за сочинение концерта для арфы.

Об этом маэстро сообщил корреспонденту InterMedia.

‒ Мне трудно дается это произведение, потому что на арфе не все возможно исполнить. Я с удовольствием занимаюсь самообразованием, советуюсь с музыкантами во время сочинения, ‒ подчеркнул г-н Пендерецкий. ‒ У меня есть эскизы нескольких других концертов. Пока я не знаю, сколько их точно получится. Но абсолютно точно еще в течение двух-трех лет я буду писать концертные формы, ‒ отметил он.

На вопрос о времени окончания вокального цикла на стихи Есенина г-н Пендерецкий ответил, что «уже выбрал конкретные стихотворения поэта», но «пока не имеет достаточного количества времени, чтобы погрузиться в работу».

‒ У меня есть несколько идей о том, как будет развиваться форма цикла, но пока они далеки от окончательного воплощения на бумаге. Я думаю, что мне потребуется пять лет до того, как я смогу представить вокальный цикл публике, ‒ добавил маэстро.

31 января 2014 г. в Большом зале Московской консерватории Кшиштоф Пендерецкий встал за дирижерский пульт Большого симфонического оркестра имени Чайковского, чтобы исполнить Седьмую симфонию Бетховена. В концерте «Музыка с характером» прозвучали и сочинения композитора — Третьей симфониеттой, а также Концертом для скрипки и альта с оркестром продирижировал Владимир Федосеев. Солистами в Двойном концерте Пендерецкого выступили Никита Борисоглебский (скрипка) и Максим Рысанов (альт).

По мнению музыкальных критиков, январский концерт прошел на «высоком профессиональном уровне». Участники выступления посчитали, что сыграли «лучше, чем могли бы». Кшиштоф Пендерецкий остался доволен исполнением своих сочинений, сказав, что «Владимир Федосеев продирижировал ими так, как он представлял себе». Свое управление оркестром посчитал «достойным», но «не таким, как хотел».

Страницы