Московская Консерватория

21/02/2021 - 19:24   Classic   Профи
Как бы ни был я настроен побрюзжать, начать надо со слов благодарности в адрес Московской филармонии.

Качество её работы растёт год от года. Интенсивность обычной музыкальной жизни в столице просто зашкаливает. Не редки ситуации, когда в один вечер два, а то и три концерта «нельзя пропустить». Многие российские музыканты, имеющие возможность сравнивать (Алексей Любимов, например), отмечают: музыкальная жизнь Москвы ощутимо интенсивнее любой из мировых столиц — и Берлина, и Парижа, и Вены, и Лондона, и Вашингтона, и Токио, и Ханоя, и Дели, и Манилы, и далее по глобусу. Москва видывала и слыхивала гастроли самых выдающихся коллективов и солистов.

Понятно, что период пандемии — исключение, и не о нём речь. Но не забудем, что и тут, пока мы, сидя по домам, слушаем классические записи, кто-то обдумывает планы, обзванивает агентства, перечёркивает и переписывает программы сезона и пересоставляет абонементы, принимает одно нелёгкое решение за другим. Работа невидимая и потому неблагодарная, но необходимая.

Что бы мы делали без филармонии!

Низкий ей за всё это поклон.

Теперь к делу.

В последние годы на концертах часто продаются подробные программы или разной толщины буклеты неплохого полиграфического уровня. Они недёшевы: минимум сто рублей, но чаще всего 250, а то и дороже. Для многих слушателей, более половины из которых пенсионеры, это ощутимая дыра в бюджете.

И всё-таки многие из них, вздохнув, эти буклеты покупают: ради информации об исполняемых произведениях. Комментарии эти бывают разного качества, но написаны как правило музыковедами. Здесь бывает и история создания, и содержание частей, отзывы современников и интересные факты, даже советы, на что обратить внимание. Здесь же фотографии композитора и первых исполнителей, старые афиши и другой иллюстративный материал, порою очень интересный.

А вот что интересного сообщает нам раздел, посвящённый сегодняшним исполнителям — солистам или коллективам?

Чаще всего, увы, ничтожно мало. Для солистов это перечисление залов, где они выступали, для вокалистов оперные театры, где они пели, для инструменталистов дирижёры, которые им аккомпанировали. Для дирижёров — залы и оркестры, с которыми они играли. Списки эти присылает агент артиста.

Но перечисление площадок и оркестров не всегда говорит об успехе музыканта. Что если после первого выступления — его больше туда не приглашают? Или спел вокалист разок в оперном спектакле, провалился, но в списке театров красуется и этот.

Поэтому решаюсь внести несколько предложений.

На мой взгляд, платный буклет должен давать больше информации, чем, скажем, бесплатная страничка в Википедии. (Сегодня — наоборот.)

Если музыкант играет в этом зале (тем более в этом городе) первый раз, слушателю надо это сказать. Если не первый — ознакомить с историей выступлений здесь и цитатами из местной прессы, если она была.

Привести несколько отрывков из рецензий, с указанием их электронных адресов — чтобы желающий мог прочесть всю рецензию, включая отмеченные критиком недостатки.

Если подбором таких цитат не занимается агент солиста или его продюсерский центр, то в филармонии должны быть свои сотрудники, ответственные за это.

Хорошо бы даже создать в Минкульте или при Московской филармонии небольшую информационно-аналитическую группу. Она собирала бы рецензии на выступления наших и ненаших музыкантов по городам и странам — и по возможности объективно эту информацию анализировала.

Это пригодилось бы, например, при принятии решений, кого из так называемых «звёзд мировой оперы» и за какие деньги пригласить сюда. Уж сколько мы повидали таких, кто давно потерял вокальную форму, а то и никогда её не имел. Сегодня, похоже, такие решения исходят из личных вкусов одного человека, имеющего связи в наших концертных организациях и с зарубежными продюсерами. Надо полагать, что артисты, имеющие положительную прессу, сами заинтересованы в её сборе и объективном анализе.

В тексте программ и тем более буклетов надо давать ссылки на сайты музыкантов, для доступа к подробной информации.

Многим интересно знать, на каком инструменте играет солист (марка, имя создателя, место и год изготовления), и не только струнных, о которых хоть редко, да сообщают в буклетах, но и роялей тоже. Уместно было бы упомянуть в буклете имя настройщика рояля.

За рубежом в буклет принято включать историю здания, рассказ об особенностях зала, и тому подобное. У нас — хорошо бы рассказать, что и почему написано на органе Большого зала московской консерватории золотыми буквами.

Орган Большого зала московской консерватории
Орган Большого зала московской консерватории

Обычно музыканту приятно, когда у него просят автограф. Но разве нельзя расположить фотографию на странице так, чтобы осталось место для подписи, не налезающей на лицо? С этим справится любой верстальщик буклета.

Ещё одна забота — бисы. Сейчас солист, выйдя играть на бис, сам решает, объявлять его или нет. Чаще всего это не делается. По-моему, это неуважение к публике. И даже если исполнитель сам объявит, чтó будет сейчас играть, то услышат его только первые ряды, так как говорит он без микрофона.

Предлагаю обязать ведущего или режиссёра концерта узнавать у солиста или дирижёра между его выходами на поклоны, будет он бисировать или нет. Если да, то по окончании биса надо объявить в микрофон, какая пьеса исполнялась. Если бис не один, а несколько (у пианиста Григория Соколова их бывает до шести), то можно все бисы объявить по окончании последнего или перед ним. Ещё лучше, из-за грохота аплодисментов, делать это проекцией.

За рубежом мне не попадались концертные залы, где программки или даже буклеты не входили бы в стоимость билета. Они или лежат пачками в фойе, или их берут у капельдинеров. Неужели мы не могли бы положить у входа в зал пачку простых листков формата А4 с минимальной информацией о концерте? Расходы на это вряд ли превзойдут цену одного билета в партер. А удобство для слушателей значительное, особенно для тех, кому билет обошёлся в четверть месячной пенсии, и толстый красивый буклет уже не по карману.

В сезон холодной и сырой погоды неизбежен кашель в зале. Что делать?

В фойе театра Lyric Opera of Chicago я обратил внимание на элегантные вазы, из которых кое-кто из зрителей, идя в зал, брал какие-то конфетки. Оказалось, что это мятные леденцы от кашля, бери бесплатно хоть горсть. Такие же стояли на концертах Чикагского симфонического оркестра, в кубических контейнерах из прозрачного пластика. И, что интересно, когда обёртку разворачиваешь, она практически не шелестит.

А что делать с просыпающимися во время музыки мобильниками? Причём не только звонки, но и яркие экраны отвлекают окружающих. Уж не говоря о запрете на фото и видео в зале. Просьбы отключить их доходят не до каждого. Может быть, гардеробщикам иметь мешочки, в которых слушатели сдавали бы телефоны вместе с верхней одеждой — или, летом, без неё? А вместо объявлений в зале с просьбой отключить мобильные устройства — через громко­говорители в фойе вежливо, но твёрдо предлагать сдать их в гардероб.

Говорят, в каких-то странах уже вообще запрещено проносить электронику в зал. Никто, конечно, не проверяет карманы, но если включился экран твоего телефона или он зазвенел, тебя с позором выведут из зала.

Ещё один насущный вопрос: когда же у нас уговорят рабочих сцены перемещать рояли в перчатках? Стыдно бывает видеть при ярком боковом свете на благородной поверхности инструмента отпечатки чьих-то равнодушных пальцев. Или оскудела белыми нитяными перчатками наша земля, и их хватает только на конкурс Чайковского?

А если попробовать в фойе концертных залов продавать цветы? Есть же тут столы по продаже звукозаписей и сувениров...

Таковы вздохи старого меломана — или, как поют баритоны, «мольбы, признанья, пени». Разумеется, я перечислил не всё. Приглашаю каждого, кому не безразлична наша концертная жизнь, оставить в комментариях свои замечания и раздумья, предложения и пожелания. Вдруг да прочтут нас люди, от которых что-то зависит! Вдруг да задумаются…

В завершение моя всегдашняя «мантра»:

В названии международного конкурса имени Чайковского должно быть слово «Московский», и проходить он должен по всем специальностям в Москве.

Владимир ОЙВИН

27/11/2019 - 16:57   Classic   Анонсы
IV ежегодный фестиваль классической музыки «Новый год в Консерватории 2020» пройдет в Большом зале МГК им. П.И. Чайковского в период с 29 декабря 2019 по 5 января 2020 года.

Компания-организатор Ildar Bakeev Entertainment проанонсировала артистов этой серии праздничных мероприятий. В рамках фестиваля на сцену акустически совершенного Большого зала Московской консерватории выйдут ведущие звезды классической сцены: знаменитый аргентинский тенор Хосе Кура, лауреат премии «Грэмми» американская меццо-сопрано Джойс Дидонато, сладкоголосый мексиканский тенор Хесус Леон, автор почти всех саундтреков к любимым фильмам с Пьером Ришаром французский композитор Владимир Косма и феномены голландской фортепианной сцены дуэт Лукас и Артур Юссен.

«В этом году мы по-настоящему гордимся нашим фестивалем – мы собрали удивительную коллекцию потрясающих артистов и интересных программ, - говорит Ильдар Бакеев, генеральный директор компании-организатора Ildar Bakeev Entertainment. – Особенно волнительно для нас принимать на своем фестивале такую суперзвезду, как Джойс Дидонато! Более трех лет мы вели переговоры, пытаясь встроиться в ее загруженный график концертов – и мы рады, что все получилось».

Фестиваль «Новый год в Консерватории 2020» откроется концертом легендарного французского композитора и дирижера Владимира Космы. 29 декабря автор более 300 блистательных саундтреков к любимым россиянами фильмам с участием Пьера Ришара, таким как "Игрушка", "Высокий блондин в черном ботинке", "Невезучие", - вместе с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии (худ. руководитель – Сергей Скрипка) исполнит наиболее значимые работы из своего музыкального наследия.

м
Хосе Кура в Москве

Вечером 31 декабря на сцене Большого зала выступит звезда мировой оперы – знаменитый аргентинский лирический тенор Хосе Кура. В сопровождении оркестра Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (худрук Феликс Коробов) артист исполнит известные оперные произведения Пуччини, Массне, Сен-Санса, Чилеа, Сорособаля и др. Зрителей, как всегда, ждет праздничная атмосфера.

«По нашей традиции в канун Нового года мы будем встречать посетителей фестиваля на красной ковровой дорожке с шампанским», - отмечает Ильдар Бакеев.

3 января на сцену одной из самых акустически совершенных площадок России выйдет известный мексиканский тенор Хесус Леон. «Новый романтик» и «красавец с голосом ангела» - так именует его западная пресса. В сопровождении Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» (худрук Владимир Спиваков) молодая суперзвезда мировой оперной сцены исполнит известные оперные арии итальянских композиторов.

Джойс Дидонато в «Агриппине» на лондонской сцене
Джойс Дидонато в «Агриппине» на лондонской сцене

4 января состоится концерт двухкратного лауреата премии «Грэмми» известной американской оперной певицы Джойс Дидонато. Обладательница лирико-колоратурного меццо-сопрано и одна из самых востребованных оперных исполнительниц в мире в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра (худрук П.Коган) исполнит специальную праздничную программу из известных оперных арий.

5 января пройдет выступление молодых феноменов мира голландской классической музыки, пианистов Лукаса и Артура Юссен. Знаменитый фортепианный дуэт исполнит для москвичей и гостей столицы программу из интерпретаций работ Бетховена, Шуберта, Пуленка, Равеля.

О фестивале «Новый год в Консерватории»

Фестиваль «Новый год в Консерватории» — серия мероприятий, ежегодно проводимых в МГК им. П.И. Чайковского в праздничный период компанией Ildar Bakeev Entertainment. Его цель – наглядно доказать, что классическая музыка – это не скучно. «Единственная причина, по которой людям может не нравиться классическая музыка, на наш взгляд, – они слышали ее в неинтересной интерпретации, – говорит Ильдар Бакеев. - Для нашего фестиваля мы со всей серьезностью подходим к выбору не только исполнителя, но и программы: у нас звучат шедевры классики в исполнении выдающихся мастеров сцены!»

Первый фестиваль «Новый год в Консерватории 2017» прошел в период с 29 декабря 2016 по 5 января 2017. Второй – с 31 декабря 2017 по 4 января 2018. Третий – с 29 декабря 2018 по 5 января 2019. За три года существования проекта на сцене Большого зала Московской консерватории выступили ведущая скрипка США Сара Чанг в сопровождении Национального Филармонического Оркестра России под художественным руководством В. Спивакова, звезда Венской оперы Рамон Варгас в сопровождении симфонического оркестра театра “Геликон-опера”, самый востребованный лирический тенор современности Хуан Диего Флорес, знаменитый аргентинский тенор Марсело Альварес в сопросождении Московского государственное академического симфонического оркестра, французский интеллектуальный пианист Давид Фрэ, американский скрипач Августин Хаделих, американская пианистка Валентина Лисица, «золотой гобой» России Алексей Уткин, Государственный академический камерный оркестр России, австралийско-китайский тенор Канг Ванг, российская сопрано Екатерина Морозова в сопровождении Национального Филармонического Оркестра России под художественным руководством В. Спивакова, а также в 2018 году состоялся симфонический киноконцерт «Амадей. Live in Concert».

06/05/2019 - 18:41   Classic   Новости
Московская консерватория имени Чайковского заняла четвертое место в рейтинге лучших музыкальных учебных заведений мира.

По данным американского издания CEOWORLD magazine, в расчет брались несколько пунктов: репутация заведения, его мировой имидж, академический опыт и уровень доступности информации о студентах и преподавателях.

Победителем рейтинга стала нью-йоркская Джульярдская школа.

1 Джульярдская школа, Нью-Йорк Соединенные Штаты 100,0
2 Музыкальный колледж Беркли, Бостон Соединенные Штаты 99,6
3 Музыкальная консерватория Новой Англии, Бостон Соединенные Штаты 96,2
4 Московская Консерватория, Москва Россия 95,7
5 Университет музыки и исполнительских искусств, Вена Австрия 95,4
6 Королевский музыкальный колледж, Южный Кенсингтон, Лондон Объединенное Королевство 94,7
7 Йельская школа музыки, Нью-Хейвен, Коннектикут Соединенные Штаты 94,2
8 Музыкальная консерватория Оберлина, Оберлин колледж в Оберлине, Огайо Соединенные Штаты 93,8
9 Парижская консерватория, Париж Франция 93,7
10 Королевская академия музыки, Лондон Объединенное Королевство 93,2
11 Королевская консерватория Шотландии, Глазго, Шотландия Объединенное Королевство 91,4
12 Манхэттенская школа музыки (МСМ), Нью-Йорк, Нью-Йорк Соединенные Штаты 90,8
13 Институт музыки Кертиса, Филадельфия Соединенные Штаты 90,7
14 Норвежская музыкальная академия, Осло Норвегия 90,2
15 Музыкальная консерватория Сан-Франциско Соединенные Штаты 88,6
16 Королевский музыкальный колледж, Стокгольм Швеция 88,2
17 Музыкальная школа Торнтон, Университет Южной Калифорнии Соединенные Штаты 84,9
18 Музыкальная школа Блэра, Университет Вандербильта, Нэшвилл, Теннесси Соединенные Штаты 84,1
19 Кливлендский институт музыки, Кливленд, Огайо Соединенные Штаты 82,9
20 Институт Пибоди Университета Джона Хопкинса, Балтимор, MD Соединенные Штаты 82,7
21 Музыкальная школа Шеперд при Университете Райса в Хьюстоне, штат Техас Соединенные Штаты 82,4
22 Школа музыки Генри и Ли Бинена, Северо-западный университет, Эванстон, Иллинойс Соединенные Штаты 79,6
23 Академия Сибелиуса, Университет искусств Хельсинки, Хельсинки и Куопио Финляндия 79,5
24 Калифорнийский институт искусств, Валенсия, Калифорния Соединенные Штаты 77,8
25 Университет Британской Колумбии Канада 77,4
26 Высшая школа музыки Ханса Эйслера, Берлин Германия 77,1
27 Школа музыки и драмы Гилдхолл, Лондон Объединенное Королевство 76,8
28 Королевская академия музыки, Орхус Дания 76,7
29 Университет Гонконга (HKU) Гонконг 76,2
30 Индонезийский институт искусств Джокьякарта, Джокьякарта Индонезия 74,9
31 Университет Мельбурна Австралия 74,5
32 Национальный университет Сингапура (NUS) Сингапур 73,7
33 Амстердамский университет Нидерланды 73,4
34 Токийский университет Япония 72,8
35 Национальная академия Святой Сесилии Италия 72,4
36 Королевская датская академия музыки, Копенгаген Дания 71,9

27/12/2018 - 08:06   Classic   Концерты, Интервью
В декабре, завершающем 2018 год, и без того интенсивная музыкально-театральная столичная жизнь понеслась с огромной скоростью, как будто все хотели успеть исполнить что-то особенное, новое в своём творчестве. Именно так воспринимался концерт наших солистов Большого театра, заслуженных артистов России меццо-сопрано Агунды Кулаевой и баритона Игоря Головатенко.

Концерт прошёл в малом зале Консерватории, по-московски уютном, радующем своим обновлением после качественной реставрации. Была исполнена программа из абонементной серии «Вокальная коллекция». Партию фортепиано исполнил Станислав Дяченко, известный в музыкальном мире аккомпаниатор. В концерте принял участие концертмейстер Большого театра, виолончелист Пётр Кондрашин. Ведущим в этот вечер выступил Александр Водопьянов.

Была представлена программа из сочинений русских композиторов на стихи А. Пушкина, А. Кольцова, Л.Мея, Н. Кукольника, А. Ахматовой, Г. Гейне. Это были романсы, которые редко можно услышать в концертах. Музыка А. Бородина, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, М. Глинки, С. Прокофьева соединилась с высоким русским словом, представленным в шедеврах нашей родной поэзии.

ТЕКСТ
Агунда Кулаева и Игорь Головатенк

Приятно легли на слух романсы А. Даргомыжского «Юноша и дева» на стихи А. Пушкина, «Не скажу никому» на слова А. Кольцова. А какая роскошь - «Редеет облаков летучая гряда», «Пленившись розой, соловей…» на слова А. Кольцова! Был исполнен вокальный цикл на стихи Н. Кукольника «Прощание с Петербургом», музыка М. Глинки. В исполнении Игоря Головатенко особенно ярко прозвучало «Болеро», «Попутная песня».

Во втором отделении цикл «Прощание с Петербургом» М. Глинки был продолжен. Мы услышали «Баркароллу», «Жаворонка», «Прощальную песню» на стихи Н. Кукольника в исполнении Игоря Головатенко.

Меццо-сопрано Агунда Кулаева представила цикл романсов С. Прокофьева на стихи Анны Ахматовой, исполнение которых прошло в настроении романса «Солнце комнату наполнило». Именно такое яркое, светлое впечатление осталось не только от исполнения произведений С. Прокофьева, но и от всего концерта.

Особенно порадовали бисы: Игорь Головатенко исполнил элегию «Для берегов отчизны дальной…» (стихи А. Пушкина, музыка А. Бородина). Это произведение прозвучало как драматически насыщенная миниатюра, рассказ о любви, разлуке навсегда, о памяти… Завершилась программа хитом всех времён дуэтом «Не искушай меня без нужды…», встреченным публикой с радостью и благодарностью. Успех был огромный.

Концерт запомнился редкой программой из русской классики, высочайшим уровнем исполнения всех участников, нестандартными интерпретациями музыкальных произведений, красотой, артистизмом исполнителей.

Для нашего издания Игорь Головатенко ответил на несколько вопросов.

- Новый сезон в Большом театре начался для Вас премьерой оперы "Путешествие в Реймс" Дж. Россини. Как Вам россиниевский репертуар? Будут ли ещё партии в операх этого композитора?

- Россиниевский репертуар для баритона - весьма условная вещь. На самом деле, для баритона у Россини всего лишь две роли - это Фигаро в “Севильском цирюльнике” и Вильгельм Телль в одноименной опере. Последний даже ближе к бас-баритону. В основном Россини писал свои оперы для басов разного типа, либо для бас-баритонов. Фигаро, к сожалению, пою весьма редко, до сих пор пел только в театре “Новая опера”, а Телль - вероятно, вопрос далекого будущего. Что касается партии Дона Альваро, которую мне пришлось петь в замечательной опере “Путешествие в Реймс”, могу только сказать, что это был не мой выбор, а, скорее, желание художественного руководства театра. Впрочем, есть пример прекрасного баритона Лео Нуччи, который блестяще исполнял эту партию в постановке Клаудио Аббадо. Тем не менее, партия эта ни вокально, ни актерски не представляет интереса, особенно если сравнить ее с другими, более крупными ролями в “Путешествии в Реймс”. В общем, я никак не позиционирую себя как россиниевский певец, поэтому ждать новых ролей этого композитора от меня не стоит. 

- Прошёл с большим успехом Ваш совместно с Агундой Кулаевой концерт в МЗК. Были представлены романсы русских композиторов, которые практически не исполняются в концертах. Будете ли Вы продолжать эту тему - редкие романсы русских композиторов?

- К сожалению, из-за моей болезни пришлось отменить концерт в БЗК с романсами Рахманинова: интереснейшую и новую программу, которую мы с Дмитрием Сибирцевым долго вынашивали. Уверен, что мы обязательно споем и сыграем Рахманинова в скором времени, как раз сейчас ведутся переговоры о переносе даты концерта. Я очень люблю романсы и песни русских композиторов, многое я уже пел - Чайковского, Мусоргского, Глинку - чей цикл «Прощание с Петербургом» я уже исполнял в Московском Доме Музыки с замечательным пианистом Семёном Скигиным несколько лет назад - у меня особенная любовь к его гениальной музыке. Многое из того, что я исполняю в концертах, к сожалению, звучит крайне редко, например, французский цикл Чайковского, «Без солнца» Мусоргского или «Прощание с Петербургом», но от того не перестаёт быть прекрасной музыкой. Я люблю петь циклы. Это даёт, во-первых, отличную панораму творчества композитора, позволяет прочувствовать всю глубину его замысла, и не требует постоянной перестройки с одного произведения на другое, как это бывает при исполнении отдельных романсов. Я бы хотел продолжать эту линию - исполнять как редкие, так и хорошо известные произведения русских композиторов, ибо, на мой взгляд, традиция исполнения камерной вокальной музыки, в особенности циклов, несколько предана забвению. Продолжать, насколько это будет в пределах моих сил и возможностей.

- Пожалуйста, расскажите о своих выступлениях в текущем сезоне на мировых оперных сценах.

- В текущем сезоне будет, во-первых, совсем скоро дебют в Лондоне, в легендарном театре Ковент-Гарден, - мне предстоит петь Жермона в «Травиате» (январь 2019). Затем должен состояться дебют в Вашингтоне - постановка «Онегина» (март 2019). После Вашингтона начнутся репетиции нового «Онегина» уже у нас, в Большом театре, -  постановка Евгения Арье и Тугана Сохиева, которую жду с большим нетерпением (премьера в мае 2019). Летом, в июне - снова дебют, на сей раз в опере Лос-Анджелеса, опять в «Травиате». Так что сезон будет насыщенный, интересный! Надеюсь, проблем с визами не будет и все состоится.

***

Да, насыщенная и очень интересная программа у баритона Игоря Головатенко. Замечательно, что певец выступает не только на знаменитых зарубежных оперных сценах, но и на родине. Большой театр, «Новая опера», концертные площадки Москвы – КЗЧ, БЗК и другие. График московских выступлений артиста очень плотный.

После концерта в МЗК Игорь Головатенко завершил премьерную серию представлений оперы «Дон Паскуале» Г. Доницетти в Большом Театре, исполнив с блеском партию Малатесты. Не будет преувеличением сказать, что в исполнении Игоря Головатенко партия Малатесты стала главной в этой опере. Артист повёл за собой спектакль. Его Малатеста - тонкий интриган, изворотливый придумщик, словом, артист. А уж вокальное исполнение было на очень высоком уровне, порадовав зрителей и красотой тембра голоса, и безупречным звуковедением, и соответствием звучания всем перипетиям драматической составляющей исполняемой партии.

Людмила КРАСНОВА

16/01/2017 - 10:51   Classic   Новости
Реставрация Большого зала Московской консерватории и уникального органа, завершившаяся в декабре прошлого года, обошлась более чем в 180 миллионов рублей.

Об этом сообщил журналистам ректор учебного заведения Александр Соколов.

"Министр поручил собрать деньги, это было 102 миллиона (рублей - прим. ТАСС). Но реставрация - это всегда непредсказуемое обнаружение разного рода проблем, которые изначально не видны, понадобилось дополнительное финансирование. Тут нам помогли истинные друзья консерватории - Герман Оскарович Греф, который предоставил еще 50 миллионов, и Михаил Сафарбекович Гуцериев, который еще 30 миллион предоставил", - рассказал Соколов.

Министр культуры РФ Владимир Мединский отметил, что проблем с финансированием реставрации уникального органа Большого зала не было. "Мы смогли, экономя на чем-то и определяя приоритеты, найти эти средства в рамках бюджета. Сложно было организовать (реставрацию - прим. ТАСС), потому что орган уникальный", - заявил министр, отказавшись назвать стоимость работ.

15 января в Большом зале прошел первый концерт абонемента, посвященного органистам - артистам органа Аристида Кавайе-Колля, фирмой которого был создан орган Большого зала. Впервые в Москве выступил французский органист, профессор Парижской консерватории Мишель Бувар.

Уникальный орган Большого зала Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского вновь зазвучал после реставрации 17 декабря 2016 года. В 2011 году орган был законсервирован до проведения реставрационных работ и отправлен на реконструкцию, которой занималась австрийская фирма Rieger. Интонировка инструмента была поручена французскому специалисту Дэни Лакору. Орган Большого зала консерватории был создан в 1899 году по заказу железнодорожного магната, барона Сергея фон Дервиза, дети которого учились у Петра Ильича Чайковского. В 1988 году инструменту был присвоен статус художественно- исторического памятника.

ТАСС

14/10/2016 - 18:13   Classic   Новости
19 октября 2016 г. в 13.00 в фойе Большого зала Московской Консерватории пройдет церемония торжественного открытия бюста Эмиля Гилельса, приуроченная к 100-летию со дня рождения советского пианиста и музыкального педагога.

Бюст работы скульптора Григория Орехова увековечит память о юбилее великого исполнителя и пополнит галерею бюстов гениев музыки, чья жизнь тесно связана с Московской консерваторией. Народный артист СССР (1954 г.), герой Социалистического Труда (1976 г.), лауреат Ленинской премии (1962 г.) и Сталинской премии I степени (1946 г.) Эмиль Гилельс признан одним из лучших пианистов XX столетия. Более 30 лет жизни Эмиль Гилельс отдал преподаванию в Московской Консерватории и сумел воспитать целую плеяду музыкантов мирового уровня.

Эмиль Гилельс
Эмиль Гилельс

100-летие Эмиля Гилельса широко отмечается не только в России, но и в других странах: мировую известность пианисту принесли зарубежные гастроли.

19 октября в 19.00 в Большом зале консерватории состоится концерт Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана. В программе будут исполнены «Утес», «Рапсодия на тему Паганини» (солист – лауреат многочисленных российских и зарубежных конкурсов Дмитрий Маслеев) и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Дирижер – Павел Коган.

Программа для праздничного концерта выбрана не случайно: Эмиль Гилельс был выдающимся исполнителем произведений Рахманинова, и еще при жизни композитора удостоился высокой оценки их создателя.

26/09/2016 - 10:30   Classic   Новости
Торжественная церемония передачи в дар Московской консерватории бронзового бюста Дмитрия Шостаковича состоится в фойе Большого зала 25 сентября в день 110-летия со дня его рождения.

Церемония передачи бюста, созданного скульптором Ваге Согояном, состоится перед началом концерта Большого симфонического оркестра (БСО), посвященного юбилею композитора. На церемонии будет присутствовать вдова композитора Ирина Шостакович, сообщает РИА Новости.

По окончании церемонии БСО представит в Большом зале Московской консерватории программу, объединяющую музыку и слово. Будут звучать не только музыкальные сочинения Шостаковича, но и его письма в исполнении народного артиста России Николая Бурляева.

В этот вечер прозвучат сочинения Шостаковича 50-х годов: праздничная увертюра, концерт для виолончели с оркестром №1 и симфония №10. Солист – известный виолончелист Александр Князев. За дирижерским пультом – маэстро Владимир Федосеев.

12/09/2016 - 18:38   Classic   Новости
Пять профессоров Московской консерватории впервые получили золотые медали имени основателя консерватории Н.Г. Рубинштейна и премии за беззаветное служение и вклад в развитие отечественной художественной культуры.

Награждение прошло в понедельник на торжественном заседании ученого совета консерватории, передает РИА Новости. Новая награда учреждена в часть 150-летнего юбилея Московской консерватории. Учебное заведение было открыто 1 сентября 1866 года.

По словам ректора консерватории Александра Соколова, награды "За беззаветное служение Московской консерватории и за выдающийся вклад в сохранение традиций и развитие отечественной художественной культуры" теперь будут вручаться каждый год.

"Каждый год Московская консерватория будет называть ещё пять имён… и они будут награждены настоящей золотой медалью. Это не позолоченная, это из чистого золота медаль, которая ещё и сопровождается денежной премией 500 тысяч рублей", — сказал Соколов.

Ректор также отметил, что имена лауреатов определялись тайным голосованием ученого совета и "здесь было совершенно очевидное единство мнений". "Также возобновляется традиция записывать имена профессоров на мраморных досках", — добавил Соколов.

17/11/2015 - 10:09   Поп   Новости
Рабочий погиб при обрушении кирпичной стены в находящемся на реконструкции комплексе Московской консерватории в Среднем Кисловском переулке.

Трагический инцидент произошёл около полуночи сообщает Regnum со ссылкой на НТВ.

Сотрудника строительной организации придавило обрушившейся стеной в подвале здания. Прибывшие на место происшествия спасатели извлекли пострадавшего из-под груды кирпича, однако от полученных травм мужчина скончался при оказании ему медицинской помощи.

Здание XVIII века в Среднем Кисловском переулке в центре Москвы является частью комплекса Московской государственной консерватории имени Чайковского и находится на реконструкции.

20/02/2015 - 14:50   Classic   Новости
Московская консерватория (МГК) в преддверии 175-летия Чайковского и своего 150-го юбилея откроет после реконструкции и реставрации свой Малый зал — один из старейших и лучших камерных залов российской столицы.

Торжество, которое состоится 20 февраля, завершит праздничный концерт, в котором примут участие профессора, аспиранты и выпускники консерватории разных лет, сообщили РИА Новости в пресс-службе МГК.

Торжественному открытию предшествовал вечер памяти оперной певицы Елены Образцовой в Малом зале 8 февраля, которая скончалась на 76-м году жизни.

"В результате реконструкции зал не был потерян, как это, к сожалению, иногда случается, а приобретен в более чистом первозданном своем виде, каким был сто лет назад", — сказал РИА Новости главный акустик Московской консерватории Анатолий Лившиц. — После Второй мировой войны в Малом был установлен немецкий орган — первый в послевоенной Москве".

В процессе реконструкции главное внимание было уделено акустике, что важнее всего для любого концертного зала.

"Малый издавна славился своей акустикой, — сказал Лифшиц. — Поэтому перед нами стояла задача не только сохранить, но и по возможности улучшить эти качества зала. Мы занимались полом, который со временем стал более зыбким, заменили старые скрипучие кресла. И сегодня я с уверенностью могу сказать, что зал по акустическим измерениям стал даже лучше, чем был прежде".

Реставрация и реконструкция зала проходила с учетом всех современных технических требований. Созданы условия для интернет-трансляций. В зале появилось пространство для музейных экспонатов. Зрители увидят полностью отреставрированное фойе.

Народный артист СССР Василий Лановой, устроительница бала Наталия Хольцмюллер и студенты Московской консерватории на Русском балу в Вене

"В процессе работ реставраторы сделали интересное открытие. Под многослойной побелкой на потолке концертного зала было обнаружено художественное панно, которым теперь сможет полюбоваться публика", — цитирует слова ректора МГК Александра Соколова пресс-служба.

На торжественном концерте в честь открытия Малого зала примут участие известные музыканты и вокалисты, выпускники консерватории разных лет. В их числе: Хибла Герзмава (сопрано), Анна Викторова (меццо-сопрано), Василий Ладюк (баритон), Ансамбль солистов "Московское три", Государственный квартет им. А. Бородина, Камерный оркестр Московской консерватории, а также выступление учащихся Центральной музыкальной школы при консерватории.

В программе сочинения: Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Листа, Верди, Рейнеке, Бизе, Массне, Пуленка.