РНО

23/09/2020 - 04:09   Классическая музыка   Концерты
XII Большой фестиваль РНО продолжился смелыми попытками Михаила Плетнева вдохнуть новую жизнь в Третью оркестровую сюиту Чайковского и «Кармен-сюиту» Щедрина-Бизе. И все получилось.

Плетнев ведь никогда не играет ради афиши. Если в программе есть название, то наверняка Плетнев уже придумал, как стряхнуть пыль и сыграть это так, будто заново написано. А Третьей оркестровой сюите это очень к лицу, ее ведь играют нынче редко, и чаще всего только четвертую финальную часть со всеми этими вариациями. А ведь когда-то в 1885 году именно она дала Петру Ильичу первый восторженный прием, триумф в Петербурге, - даже «Евгений Онегин» не был так тепло принят. Вот она, аберрация времени. Сейчас сюита выглядит не то, чтобы поверхностной, но — проходной и почти забытой в масштабе всего гения Чайковского.

XII Большой фестиваль РНО
XII Большой фестиваль РНО

Чаще всего Третью упрекают в отсутствии драматургии, сквозного действия. Этим и занялся Плетнев. Уже в «Элегии» он нащупал тот мускулистый рельеф, скрытый под кургузым пиджачком, - сила природы! Пасторальной пентатонике главной темы он дал архетипическую мощь степного ветра, прорывающегося сквозь штили и препятствия (есть что поиграть с динамикой), противопоставив ей степенную романсовость побочной темы. Он дирижировал конфликт — поколений, ветров, зерна и земли, да чего угодно. От привычной созерцательной пасторальности не осталось и следа. Тревога за исход битвы, сопереживание, опасения, - это подчеркнуто оркестровым фортиссимо, за которым пиано и зеркальная реприза слушаются как подвох.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

С ощущением подвоха и мрачноватый «Меланхолический вальс» звучит совершенно иначе. Не как имитация скерцо, а именно как нарастание напряжения, - чем завершится подспудная борьба? Плетнев бросает руку в сторону оркестровых групп так, будто молнии насылает. Загадочность исхода усиливается, Плетнев играет тут киношный саспенс. И тогда собственно Скерцо, с его рваными размерами между 6/8 и 2/4, - то самое Ледовое побоище, тревожные очереди труб и гобоев, апофеоз битвы. Плетнев умело дозирует батальные грохоты и чтение донесений гонцов, дальние сполохи пикколо и миражи тишины. Оркестр слушается беспрекословно.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

И вот уже после всего этого драматизма та знаменитая четвертая часть, Тема с 12 вариациями, - она считывается как подведение итогов. Где у каждого своя правда, как все было. То есть двенадцать правд, как апостолов. Один бахвалится (тут и маршевые 2/4 кстати, и грохот барабанов), другой солдафонит, третий ту же историю рассказывает в миноре с горечью… А вот скрипичный, почти цыганский, надрыв… Очень важно, что кантабиле Чайковского Плетнев нигде не подвергает сомнению, ему важно сохранить певучую, почти певческую манеру звукоизвлечения. Это очень по-русски звучит. Обилие самых разных, шизофренически противоположных и несовместимых страстей, - и все на мелодии, на легато. Слышно, что русский оркестр играет Чайковского. Может быть, самое ценное ощущение от этой Третьей сюиты по-плетневски.

РНО п/у Михаила Плетнева
РНО п/у Михаила Плетнева

Иное дело Родион Щедрин, для которого Плетнев играл много и часто, включая юбилейные концерты композитора. «Кармен-сюита» заезжена вдоль и поперек, как сыграть ее без скучноватой привычности? И снова, кажется, на помощь пришло кантабиле (не исключено, что именно поэтому вечером Чайковский и Щедрин/Бизе встретились). Очень быстро выяснилось, что Михаил Плетнев делает ставку на «пропевание» музыкантами ключевых мелодий Бизе, - словно Кармен, Хозе и Эскамильо были тут, на сцене. Но сидят за пюпитрами.

Это проявилось уже в «Первом интермеццо», - непривычно акцентированные струнные, с космическим диапазоном по громкости. Дальше — больше. «Развод караула» почти обошелся без трещащих пулеметов перкуссий, нежная мелодия Бизе вывелась воздушной и все-таки главной. Даже вступление к выходу Кармен случилось не громогласным, а будто предвкушающим изящное кантабиле хабанеры, - и тут уж «пели» не только скрипки, но и маримба. Все вокальные партии Бизе заботливо окутаны человеческим дыханием, изящными диминуэндо и крещендо, и рука Плетнева будто отсчитывает все цезуры и длительности вдоха.

Да, в этом исполнении Плетневу явно был интереснее Бизе. Что контрастирует с его же «фондовой» записью «Кармен-сюиты» с РНО для Deutsche Grammophon в 2001 году, где Щедрин очевидно выходил на первый план.

XII Большой фестиваль РНО
XII Большой фестиваль РНО

«Марш Тореадора» в этом контексте особенно интересен, - он трогательный. Не бравурный, а именно трогательный, - Плетнев услышал в нем исповедальность, и вывел ее на первый план, а затем уж малый барабан и литавры. И тогда уже лирическая сцена «Тореро и Кармен» звучит как логическое продолжение истории, а не выглядит сверхъестественным или чудодейственным влиянием танцовщицы на мачо, как часто играют (и поют).

Первая скрипка Татьяна Поршнева и Михаил Плетнев
Первая скрипка Татьяна Поршнева и Михаил Плетнев

Нельзя не выделить первую скрипку оркестра Татьяну Поршневу, - она блистательно справилась и с соло, и с ведением всей группы в обоих произведениях. Михаил Плетнев убедил своими концепциями, и виртуозной управляемостью всего оркестра. Такого Чайковского и такого Бизе/Щедрина хотелось бы услышать и в студийной записи, например.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

13/09/2020 - 14:18   Классическая музыка   Концерты
7 сентября в Концертном зале им. П.И. Чайковского открылся XII Большой фестиваль Российского национального оркестра.

Программу концерта открытия составили произведения Людвига ван Бетховена, 250-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь музыкальный мир - героическая увертюра «Кориолан» и Третий фортепианный концерт, в котором в качестве солиста выступил Михаил Плетнёв.

Открытие XII Большого фестиваля РНО
Открытие XII Большого фестиваля РНО

Дирижер Василий Петренко
Дирижер Василий Петренко

Михаил Плетнев в Третьем концерте Бетховена
Михаил Плетнев в Третьем концерте Бетховена

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Место за дирижерским пультом РНО в этот вечер занял один из самых титулованных дирижеров своего поколения – главный дирижер Королевского филармонического оркестра Ливерпуля и Филармонического оркестра Осло, главный приглашенный дирижер Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова, обладатель престижной премии Gramophone Classical Music Awards в категории «Артист года» Василий Петренко.

Василий Петренко и Михаил Плетнев
Василий Петренко и Михаил Плетнев

Во втором отделении прозвучала Четвертая симфония Иоганнеса Брамса.

Василий Петренко в Четвертой симфонии Брамса
Василий Петренко в Четвертой симфонии Брамса

Василий Петренко и РНО
Василий Петренко и РНО

16 сентября изысканную программу с участием молодых солистов представит в рамках фестиваля Дмитрий Корчак. В этот вечер всемирно знаменитый тенор, выступающий на лучших мировых сценах, предстанет в качестве дирижера. Прозвучит Седьмая симфония Бетховена – одна из самых неординарных в творчестве композитора и получивших повсеместную известность, благодаря второй части. Еще при жизни автора минорное Allegretto часто исполнялось отдельно, а с появлением кинематографа его музыка неоднократно использовалась в саундтреках к культовым лентам. Кульминацией вечера станет исполнение Мессы № 2 Франца Шуберта. В качестве солистов в ней выступят будущие звезды оперного Олимпа, молодые певцы – артисты Молодежной оперной программы Большого театра: обладательница третьей премии XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского сопрано Мария Мотолыгина, номинант на премию «Золотая маска» тенор Давид Посулихин и бас Алексей Кулагин.

21 сентября симфоническую программу из произведений Родиона Щедрина и Петра Ильича Чайковского представит на суд фестивальной публики художественный руководитель и главный дирижер РНО Михаил Плетнев. Откроет концерт знаменитая «Кармен-сюита» – музыка одноактного балета на основе фрагментов оперы Бизе, созданная Родионом Щедриным в 1967 году для хореографа Альберто Алонсо. Партию Кармен в премьере Большого театра танцевала великая балерина Майя Плисецкая. Сегодня «Кармен-сюита» одинаково популярна и в качестве балета, и в качестве самостоятельного инструментального произведения, которое входит в репертуар ведущих оркестров мира. Во втором отделении прозвучит Третья оркестровая сюита Петра Ильича Чайковского. По значительности художественного замысла и масштабу отдельных частей она близка к симфониям композитора и неизменно пользуется успехом у отечественной и зарубежной публики.

Ярким событием двенадцатого Большого фестиваля РНО станет знаменитая оперетта Иоганна Штрауса-сына «Летучая мышь», которая прозвучит в концертном исполнении 26 сентября. Этот вечер станет совместным проектом Российского национального оркестра и Московского музыкального театра «Геликон-опера». Главные партии исполнят ведущие солисты театра, в котором самая знаменитая и любимая публикой оперетта Штрауса-сына с огромным успехом идет уже более двух десятков лет. В исполнении примет участие также хор «Геликон-оперы», а за дирижерский пульт РНО встанет главный дирижер и музыкальный руководитель Московского театра оперетты Константин Хватынец.

Одна из традиций Большого фестиваля РНО – исполнение масштабных вокально-инструментальных произведений, созданных для большого состава, включающего солистов, смешанный хор и симфонический оркестр. В разные годы на фестивале звучали Девятая симфония Бетховена, оратория Гайдна «Сотворение мира», Третья симфония «Кадиш» Бернстайна, Первая симфония Скрябина, Реквием Верди и другие произведения. На сей раз слушателей ждет один из лучших образцов кантатно-ораториального жанра: кульминацией и грандиозным завершением XII Большого фестиваля РНО 1 октября станет Большая месса Моцарта. В исполнении примут участие известные солисты, в том числе звезды мировой оперной сцены Юлия Лежнева и Венера Гимадиева. За дирижерский пульт в этот вечер встанет художественный руководитель и главный дирижер РНО Михаил Плетнев.

Фото - Ирина ШЫМЧАК

Быстрый поиск:
13/10/2019 - 03:30   Классическая музыка   Концерты
В зале им. П.И. Чайковского прошел XI Большой фестиваль РНО.

В его рамках состоялся концерт всеми любимой певицы Юлии Лежневой, поющей на самых престижных оперных и концертных сценах Европы, США, Азии, Австралии. На этот раз в концерт включили не только барочную музыку, но и несколько сочинений симфонической классики. Исполнители: Российский Национальный оркестр (дирижер Михаил Шехтман) и Юлия Лежнева.

Юлия Лежнева
Юлия Лежнева

Несколько удивил выбор симфонической программы, она оказалась случайной и не вписавшейся в общую программу концерта, к тому же сыгранной вне стиля композиторов, громко и невыразительно. Это относится прежде всего к увертюре «Эгмонт» Бетховена и финалу Четвертой симфонии Чайковского.

Дирижировал Михаил Шехтман
Дирижировал Михаил Шехтман

Что же касается репертуара Юлии Лежневой, то тут было много интересного и неожиданного. Певица старается расширять свой барочный ассортимент, и это у нее роскошно получается. Она удачно выбрала вместе с дирижером Михаилом Шехтманом для своего выступления на фестивале РНО барочную музыку и произведения композиторов более позднего времени. Сначала Юля спела концертную арию Мендельсона «In felice» («Несчастная»), которая органично вылилась в увертюру к опере Россини «Сорока-воровка», качественно сыгранной РНО. Затем Лежнева представила финальную арию Елены из оперы Россини «Дева озера», успешно завершив первое отделение концерта.

Юлия Лежнева
Юлия Лежнева

Второе отделение началось с исполнения РНО Адажиетто из Пятой Симфонии Малера. Создана атмосфера красоты и одухотворенности, которую продолжила Лежнева глубоким и трогательным произведением Шуберта «Ave Maria». Да, это была ее музыка, которую она пела красиво и самозабвенно. Затем зазвучала ария из Большой мессы Моцарта, за ней последовали Финальная сцена и Рондо Зельмиры из одноименной оперы Россини. Это было сотворчество композиторов, музыкантов под руководством Михаила Шехтмана и Лежневой. которое захватило слушателей, и они не хотели их отпускать. Шехтман, выходя на поклоны, бросил фразу: «Будет третье отделение».

Финал концерта
Финал концерта

Оно тут же и последовало, Юля подготовила еще три арии: Констанцы из оперы Вивальди «Гризельда», Удовольствия из оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» и Арбаче из третьего действия оперы Броски «Артаксеркс». Только после этой удивительной барочной тройчатки публика неохотно начала покидать зал.

Концерт закрытия XI Большого фестиваля Российского национального оркестра можно без преувеличения назвать шедевром и по программе, и по ее исполнению. Звучала музыка только русских композиторов - Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича и Сергея Рахманинова. На сцене зала им. П. Чайковского прославленный РНО под управлением мага и волшебника Михаила Плетнева и солисты французский пианист Люка Дебарг и трубач Владислав Лаврик.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Начали с сюиты Глазунова «Шопениана». Композитор взял несколько фортепианных пьес Ф. Шопена, оркестровал их и объединил в единый цикл в 1892 г., проявив высочайшее мастерство оркестрового письма. Пьесы польского гения, не утратив своей самобытности, обогатились массой оркестровых красок, в чем мы могли убедиться, прослушав в концерте три пьесы «Полонез», «Вальс» и «Тарантеллу». Особенно захватил «Вальс» - своей лиричностью, одухотворенностью, загадочностью и даже фантастичностью. А балет «Шопениана», поставленный выдающимся хореографом Михаилом Фокиным в 1907 г. на основе сюиты «Шопениана» Глазунова, до сегодняшнего дня украшает балетные сцены в России и за рубежом.

Люка Дебарг
Люка Дебарг

Свой Первый фортепианный концерт Дмитрий Шостакович писал в 1933 г. , его премьера состоялась 15 октября 1933 г. в Большом зале Ленинградской филармонии. Дирижировал Фриц Штидри. Солировал сам автор. Слушатели были поражены новизной и экстравагантностью музыки Шостаковича. Слышались цитаты из Гайдна и Бетховена, но не в привычном соседстве с классикой, а с легким жанром: опереттой, джазом, галопом, уличным шлягером… К тому же более чем непривычным был дуэт трубы и фортепиано, который шел в сопровождении струнных. Новое сочинение Шостаковича сразу полюбилось исполнителями, и сегодня оно считается одним из самых исполняемых инструментальных концертов прошлого столетия. Концерт блистательно и с огромным удовольствием сыграли РНО, безупречный трубач Владислав Лаврик и молодой французский пианист Люка Дебарг (открытие XV Международного конкурса им. Чайковского). На сцене царил праздник совместного музицирования, который не мог не захлестнуть переполненный зал.

Владислав Лаврик, Люка Дебарг и оркестр РНО п/у Михаила Плетнева
Владислав Лаврик, Люка Дебарг и оркестр РНО п/у Михаила Плетнева

Вечер завершили «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Это последнее оркестровое произведение композитора, законченное за три года до его смерти и подытожившее его творческий путь. Создавалось оно в очень трудное время и на чужбине. Сергею Васильевичу с женой в 1939 году за десять дней до начала Второй мировой войны удалось покинуть Европу и поселиться в Америке. Крупное симфоническое произведение было написано за очень короткий срок. Рахманинов посвятил его Филадельфийскому симфоническому оркестру и его руководителю Юджину Орманди. В их исполнении и состоялась 3 января 1941 года мировая премьера «Симфонических танцев» Рахманинова. В Москве же сочинение впервые услышали 25 ноября 1943 г. (дирижировал Николай Голованов) уже после смерти композитора, скончавшегося 23 марта 1943 году, в Беверли-Хиллс в Калифорнии. В «Симфонические танцы» Сергей Рахманинов вложил всю свою душу, всю боль и страдания, что выпали на долю человечества в годы страшной войны. Трагическими их сыграли и на фестивале, посвятив памяти великого русского композитора, пианиста и дирижера.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Ирина ШЫМЧАК

29/11/2018 - 11:10   Классическая музыка   Новости
4 декабря в концертном зале «Зарядье» выступит румынский виолончелист Андрей Ионица в сопровождении Российского национального оркестра под управлением художественного руководителя и дирижера Михаила Плетнева.

Андрей Ионица – один из самых одаренных виолончелистов нового поколения. Победитель нескольких международных конкурсов, обладатель I премии и Золотой медали XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, Андрей Ионица выступает на лучших сценах мира: Карнеги-холл, Вигмор-холл, Концертхаус в Берлине, Эльбской филармонии в Гамбурге, на фестивале в Вербье. Румынский виолончелист активно сотрудничает с Мюнхенским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, а также Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Юрия Темирканова.

РНО
РНО

В этот вечер Андрей Ионица исполнит одно из сложнейших сочинений в репертуаре виолончелистов – Симфонию-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева. Композитор создавал его при непосредственном участиии Мстислава Ростроповича, которому и написал посвящение. Ростропович назвал сочинение «кусочком музыкального солнца».

Премьера Концерта-симфонии состоялась 18 февраля 1952 года в Большом зале консерватории. Публика устроила овацию Прокофьеву, 24-летнему Ростроповичу и Святославу Рихтеру, который встал за дирижерский пульт.

Программа:
Прокофьев

Симфония-концерт (Симфония-кончертанто) для виолончели
Andante
Allegro guisto
Andante con moto - Allegreto - Allegro marcato

Симфония №4 до мажор
Andante
Andante tranquillo
Moderato quasi allegreto
Allegro risoluto

25/10/2018 - 05:37   Классическая музыка   Концерты
В столичном концертном зале им. П. Чайковского прошел юбилейный десятый Большой фестиваль Российского Национального оркестра под руководством Михаила Плетнева.

За десять лет своего существования фестиваль стал неотъемлемой частью музыкальной жизни столицы. Москвичи любят его и с нетерпением ждут сентября, в течение которого он проходит. Для них большая радость встречи с выдающимися музыкантами и программами, всегда новыми и интересными.

РНО
РНО

На первые два концерта были приглашены скрипачи с мировыми именами, Циммерман и Репин. Однако Циммерман приехать не смог, и его заменил Сергей Крылов. В его исполнении прозвучал Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор, op.35 П.И. Чайковского. Завершила вечер Девятая симфония Дмитрия Шостаковича. Во второй вечер царствовал любимый всем музыкальным миром скрипач Вадим Репин с Первым концертом Бруха, а обрамляли его выступление Увертюра из оперы Россини "Вильгельм Телль" и 15 симфония Шостаковича.

Фестиваль РНО
Фестиваль РНО

Известно, что Михаил Васильевич очень любит русскую оперу, и прежде всего Чайковского и Римского-Корсакова, и включает в программы своих фестивалей редко появляющиеся в российских театрах или совсем забытые оперы русских композиторов. Нынче дирижер обратился к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством, по которой русские гении написали оперы: Петр Чайковский - «Черевички», а Николай Римский-Корсаков - «Ночь перед Рождеством». Вечер состоял из двух отделений. В первом исполнялись фрагменты из «Черевичек», во втором – из «Ночи перед Рождеством».

В 1832 году появился сборник Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», который очень заинтересовал композиторов. Александру Серову даже была заказана опера. Но он неожиданно скончался. Русское музыкальное общество объявило конкурс, предложив всем желающим готовое стихотворное либретто Якова Полонского. Чайковский с энтузиазмом взялся за оперу, назвав ее «Кузнец Вакула». В 1874 году представительное жюри признало сочинение Чайковского лучшим, и присудило ему первую премию. В 1876 году оперу поставили в Мариинском театре, публика тепло встретила оперу Чайковского, но она прошла за несколько сезонов всего 18 раз и была снята с репертуара. Композитор переработал ее, ввел арию Вакулы, песенку Школьного учителя и куплеты Светлейшего, что значительно обогатило жанровую палитру новой редакции оперы, которая получила название «Черевички». Премьера «Черевичек» состоялась в Большом театре в 1887 г., в Мариинском – в 1906 г.

Римский-Корсаков обратился к сюжету Гоголя уже после смерти Чайковского, скончавшегося в 1893 г. Он сам написал либретто. Если Чайковский создал лирико-комическую оперу, то Римского-Корсакова заинтересовала в повести Гоголя ее сказочная и фантастическая составляющая и возможность обратиться к языческим обрядам. В основу мелодического материала легли подлинные колядки, которые композитор тщательно изучал. Премьера «Ночи перед Рождеством» прошла в Мариинском театре в 1895 г.

К сожалению, гоголевские оперы Чайковского и Римского-Корсакова сегодня очень редкие гостьи на отечественной сцене. Последняя постановка оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» состоялась 26 декабря 1990 г. в Большом театре (дирижер Александр Лазарев, режиссер Александр Титель, художник Валерий Левенталь). «Черевичкам» Чайковского больше повезло. Режиссер Камерного музыкального театра им. Покровского Ольга Иванова поставила оперу сначала в Камерном театре, а потом и в Нижегородском театре оперы и балета им. Пушкина. Не знаю, идут ли «Черевички» в Нижнем Новгороде, а московский спектакль до сих пор в репертуаре театра, его очень любят зрители, и он всегда собирает полный зал. В декабре этого года «Черевички» снова в афише, так что москвичи смогут насладиться этой оперой Чайковского.

Прекрасно, что Михаил Плетнев обратился к этим операм, и их фрагменты с любовью были исполнены РНО под его управлением и солистами Московских театров и Мариинки. Очаровательной Оксаной была Пелагея Куренная с красивым сопрано, любящая, но мучающая капризами своего кузнеца Вакулу. Вакула - Илья Селиванов, взятый в этом сезоне в Большой театр из Академии молодых певцов Мариинского театра, оказался зажатым актерски и вокально. Его тенор яркий, но скорей кричащий, чем поющий, не очень впечатлил. По-настоящему яркой и актерски, и вокально была солистка «Геликона» Ирина Рейнард – Солоха. Богатейший музыкальный материал партии был ей во всем подвластен, и она почти всегда была ведущей в дуэтах со своими ухажерами: Бесом – Ярославом Петряником, Чертом – Артемом Мелеховым, Чубом – Станиславом Швецом. Забавной выглядела пара Солохи и Дьяка в исполнении Ирины Рейнард и замечательного тенора «Геликона» Игоря Морозова, которому одинаково удаются и комические партии, и роли героев-любовников. Еще одной находкой вечера стал Станислав Швец, поющий и в Мариинском театре, и по всему миру. Он предстал перед зрителем и изысканным Светлейшим, и смешными Чубом и Пацюком.

Большое впечатление оставили чисто оркестровые фрагменты из оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»: Танцы («Игры и пляски звезд»), Шествие комет, Хоровод, Чардаш, Дождь падающих звезд, Бесовская колядка, «Поезд Овсеня и Коляды», сыгранные на подъеме и с точностью стиля Римского-Корсакова, вызвали бурные овации зрительного зала.

Любителей вокала привлек сольный концерт прославленной румынской певицы Анджелы Георгиу. Ее международная карьера началась в 1992 г. в Королевской опере Лондона. Зрители восторженно приняли ее Мими в опере Пучини «Богема». Затем последовали выступления в Метрополитен-Опера, Венской Опере, на Зальцбургском фестивале, в Театре «Колон» в Буэнос-Айресе, побывала она и в Москве на открытии Исторической сцены Большого театра после его реконструкции. Но чаще всего Анджела пела в спектаклях лондонского «Ковент-Гардена», а одной из ее любимых и лучших партий была Адриана Лекуврер в опере Чилеа. В 2017 году певица отметила 25-летие творческой деятельности, спев эту партию на своем 150-м спектакле на сцене Ковент-Гардена.

Этой же арией она открыла сольный концерт на Х Фестивале РНО, сразу задав высокую планку. Потом была ария Мадам Баттерфляй из оперы Пуччини, и новый шедевр – ария Валли из одноименной оперы А. Каталани. Москвичам хорошо знакома эта героиня благодаря легендарному дирижеру Евгению Владимировичу Колобову. На заре создания своего театра «Новая опера» Колобов подготовил концертный вариант оперы с Еленой Зеленской в главной партии. Когда появилось свое здание, был поставлен спектакль, который несколько лет украшал сценические подмостки. Сегодня уже давно нет Евгения Владимировича, исчез и спектакль. Спасибо Анджеле Георгиу, возродившей на московской сцене образ Валли, гордой, противоречивой и прекрасной девушки, жившей в снежных горах Тироли, пожертвовавшей жизнью во имя любви.

Певица включила в программу концерта арию Химены из оперы «Сид» Массне, Хабанеру Кармен, которая у нее совсем не получилась, и светлую радостную арию Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини. Очень жаль, что Георгиу не спела арию Русалки из одноименной оперы Дворжака. Это абсолютно ее репертуар, тем более Анджела во втором отделении была одета в роскошное платье цвета морской волны. Чутким партнером Георгиу был Российский Национальный оркестр под управлением канадского дирижера Чарльза Оливьери-Монро. Прозвучало много симпатичной оркестровой музыки: концертная увертюра «На юге» Элгара, интермеццо из оперы Пуччини «Сестра Анжелика», «Румынская рапсодия» Дж. Энеску, рапсодия «Испания» Шабрие. На «бис» была исполнена ария Элизы из мюзикла Лоу «Моя прекрасная леди».

В этом году весь музыкальный мир празднует 100-летие со дня рождения американского композитора и дирижера Леонарда Бернстайна. В Москве обратились к его мюзиклу «Кандид», который сам Бернстайн назвал комической опереттой. Большой театр поставил спектакль, а Михаил Плетнев и РНО выбрали концертную версию 1993 года, которая и стала центром фестиваля.

К сюжету «Кандида» Бернстайн обратился в 1953 г. Драматург Лилиан Хеллман предложила ему повесть французского философа-просветителя Вольтера «Кандид, или Оптимизм», написанную в 1758 году. Очень уж едкая сатира его повести подходила к оценке политической обстановки США в 50-е годы прошлого столетия, позволяя обратить внимание общества на абсурдность происходящего в стране. К либретто приложили руку многие талантливые поэты, драматурги, в том числе сам Бернстайн и Лилиан Хеллман. Если Хеллман интересовала прежде всего политическая обстановка в США, то у Бернстайна были другие задачи. Он хотел в этом сочинении признаться в любви к музыкальному театру Старого света и отдать дань уважения европейским музыкальным традициям, прежде всего он имел в виду традиции европейской комической оперы—творчеству Оффенбаха, Беллини, Равеля, Прокофьева. Тогда он и назвал своего «Кандида» комической опереттой.

Премьера «Кандида» состоялась на Бродвее в театре Мартина Бека 1 декабря 1956 г. и получила колючие оценки прессы. Постановка в Лондоне в 1959 тоже успеха не имела, и так продолжалось до 1982 года, когда было сделано много музыкальных и текстовых редакций. В 1982 году дирижер Джон Мосери вернулся к первоисточникам и создал еще одну версию «Кандида», в которую вошел почти весь музыкальный материал Бернстайна, а сам он выступил в качестве консультанта. Премьера спектакля, на постановку которого был приглашен режиссер Гарольд Принс, состоялась в Сити-опере в Нью-Йорке 13 октября 1982 г. Эта редакция, известная как оперная, пришлась по вкусу оперным театрам. В мае 1988 г. «Кандид» был поставлен в Шотландской опере в Глазго. Бернстайн за год до своей смерти, наступившей в 1990 г., записал «Кандида» для лейбла Deutsche Grammophon в том виде, который в полной мере отражал авторский замысел.

Действие «Кандида» начинается в Вестфалии XVIII века. В замке барона Тундер-тен-Тронка живут дочь барона, прекрасная Кунигунда, ее брат Максимилиан, молоденькая служанка Пакета и незаконнорожденный племянник барона Кандид, чистый и наивный юноша. Все они счастливы, ведь их наставник – философ Панглос- просит выучить их раз и навсегда: все к лучшему в этом наилучшем из миров. В парке Кунигунда застает Панглоса и Пакету за некими «физическими» опытами. Она делится новыми знаниями с Кандидом. Молодые люди выясняют, что любят друг друга и мечтают о браке. Идиллию нарушает Максимилиан. Он рассказывает обо всем барону, который прогоняет Кандида из замка. Вот тогда и начинаются его странствия по миру. Мирная же Вестфалия становится ареной сражений, где борются болгары и авары. Барон и его семейство молятся в замке, но это не спасает их от жестокой смерти. Кандид не найдя трупа своей Кунигунды, снова странствует по миру. В пути ему попадается Панглос. Теперь он нищий, но не утерявший оптимизма. В Париже Кандид встречает Кунигунду со Старухой, ее компаньонкой и сутенершей. Путешествуя все вместе, они попадают в горячие точки: становятся свидетелями взятия русскими Азова, Лиссабонского землетрясения и даже попадают в сказочную страну Эльдорадо. В финале все оказываются в Венеции. Кандид много дней проводит в молчании, обдумывая все происходившее с ними за последние годы странствий. Наконец, он произносит речь. Они не те, что были прежде, и не те, кем хотели стать. Невозможно любить так, как они любили раньше. Теперь они любят друг друга такими, какими они есть сегодня. Кандид делает предложение Кунигунде стать его женой, а товарищам, с которыми бродил по свету, предлагает свой рецепт счастья – забыть о суете жизни и заняться делом – возделывать свой собственный сад.

«Кандид» РНО
«Кандид» РНО

Для этого непростого произведения Бернстайна был приглашен американский дирижер Джозеф Р. Олефирович, который зажигал всех исполнителей и зал своей харизмой и энтузиазмом, вскрывая самые разные пласты музыки Бернстайна. Музыка в основном была не знакома российским слушателям. Знали, и далеко не все, два фрагмента. Иногда в наших концертах исполнялась очень красивая увертюра, а на вокальных конкурсах нередко звучала ария Кунигунды. Как всегда был хорош Хор Академии хорового искусства им. В. Попова под руководством Алексея Петрова, безупречно владеющий самыми разными музыкальными стилями, на этот раз американца Бернстайна. Главные партии исполнили, конечно же, зарубежные певцы. Все они успешны не только в современной музыке, мюзиклах и классических опереттах, но и в классической опере, активно поют Генделя, не только его оперы, но и оратории, Моцарта, Доницетти, Беллини, Верди, Бизе. Хорошо помогал зрителям не заблудиться в бесконечных скитаниях героев Бернстайна актер театра им. Евг. Вахтангова и телеведущий Александр Олешко, отлично справившийся с ролью рассказчика.

Тенору Стивену Шонди из Великобритании очень подошла труднейшая роль Кандида. Безупречно чисто звучал его голос во всех сложных местах сочинения Бернстайна. Легкий, подвижный актер и чуткий певец Стивен Шонди всегда был в центре внимания, никогда не затмевая других персонажей, находясь с ними в гармонии. Датский баритон Мортен Франк Ларсен интересно сделал свою роль философа Панглоса. Его персонаж так уверенно и с таким оптимизмом произносил свою знаменитую фразу «все к лучшему в этом наилучшем из миров», что у всех товарищей по несчастью появлялись силы пережить очередную неприятность. Покорили же весь зал две американские певицы: сопрано Дженнифер О' Лафлин – Кунигунда и меццо-сопрано Ким Крисвелл – Старуха. Обе обладают красивыми богатыми голосами, артистическим обаянием и пластикой, необходимой для исполнения оперетт и мюзиклов. Певицы и актрисы завораживали слушателей своими ариями и особенно дуэтом Кунигунды и Старухи, спетым проникновенно и чувственно, что не могло не вызвать бурные аплодисменты.

В этом году юбилейный Большой фестиваль РНО под руководством Михаила Плетнева удался как никогда, и доставил удовольствие слушателям с самыми разными запросами и интересами.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: РНО

04/04/2018 - 10:00   Классическая музыка   Новости
Выступив 1 апреля на Международном Фестивале Мстислава Ростроповича, Российский национальный оркестр снова отправляется на гастроли.

4 и 5 апреля прославленный коллектив даст два концерта в Маскате - одном из самых древних городов Аравийского полуострова, столице Омана. В Королевском оперном театре прозвучат «Пляска смерти» Сен-Санса, «Болеро» Равеля, Концерт для скрипки с оркестром ми минор Мендельсона, увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" и Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Чайковского, а также «Шехеразада» Римского-Корсакова. Партнерами РНО в эти два вечера станут скрипач Сергей Крылов и итальянский дирижёр Пьер Карло Орицио.

Михаил Плетнёв
Михаил Плетнёв. Фото - Ирина Шымчак.

7 апреля РНО ждут на Пасхальном фестивале в Экс-ан-Провансе (Франция). В Большом театре Прованса оркестр под управлением Михаила Плетнёва исполнит Серенаду до мажор для струнного оркестра Мечислава Карловича и Третью симфонию Чайковского, а также Первый концерт для фортепиано с оркестром Мориса Равеля, солировать в котором будет Люка Дебарг. Затем коллектив переместится в Германию, где та же программа будет представлена 9 апреля в Кёльне.

14 апреля во время гастролей Михаил Плетнев отметит свой 61-й день рождения.

Далее РНО, руководимый Михаилом Плетнёвым, и Люка Дебарг выступят в Эссене (15 апреля), Мюнхене (16 апреля) и австрийском Брегенце (17 апреля). В программах концертов – произведения Карловича, Равеля, Скрябина, Чайковского.

Быстрый поиск:
23/10/2017 - 01:37   Классическая музыка   Концерты
В Концертном зале им. П. Чайковского прошел Девятый Большой фестиваль РНО — Российского Национального оркестра под управлением своего создателя Михаила Плетнева. Фестиваль уже давно стал любимцем москвичей, которые каждый год с нетерпением ждут сентября, в рамках которого и проходит этот музыкальный праздник, предлагая неожиданные сюрпризы.

В этом году фестиваль пригласил на свое открытие французского пианиста Люка Дебарга, более чем неординарного музыканта. Молодой пианист получил всемирную известность в Москве на XV Международном конкурсе им. Чайковского. Тогда, в 2015 году, Люка завоевал Четвертую премию, но «тем не менее, стал одним из главных открытий соревнования и обладателем престижной премии Ассоциации музыкальных критиков как музыкант, чье уникальное дарование, творческая свобода и красота музыкальных трактовок произвели большое впечатление на критику и публику», - писал Оливье Бельами (The Haffington Post). Пианист часто появляется перед московской публикой, которая радостно принимает его игру.

Люка Дебарг на фестивале РНО 2017

Люка Дебарг

Вечер начался с исполнения РНО п\у Михаила Плетнева Сюиты из музыки к драме А. Доде «Арлезианка». Плетнев удачно выстроил ее, начав с Увертюры и закончив яркой Фарандолой. Затем выступил Люка Дебарг с Первым фортепианным концертом соль мажор Мориса Равеля. Пианист впервые играл с маэстро, который на репетиции услышал новую для него трактовку музыки Равеля. Она его убедила, и он попросил Дебарга ничего в ней не менять. В результате мы услышали новое свежее дыхание равелевского Первого концерта, гармоничного сочетающего в себе джазовые конфигурации с романтически-просветленным звучанием музыки. Зал восторженно принял Равеля в интерпретации Дебарга. На «бис» Люка сыграл очаровательную Баркаролу Форе.

Люка Дебарг и РНО

Еще в программу вечера была включена Сюита из музыки балета Равеля «Дафнис и Хлоя»: «Рассвет», «Пантомима», «Общий танец», красиво сыгранная оркестром. Вот тут бы и закончить концерт, но... На финал Плетнев приготовил «Прометея» Скрябина, где к оркестру и солистам присоединился Московский Синодальный хор (худрук Алексей Пузаков). Солировал Люка Дебарг, партию органа исполнил Леонид Огринчук.

Премьеры и революции

Состоялась на фестивале и российская премьера. Ее представил Вадим Репин. В его исполнении прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Дж. Макмиллана. Дирижировал Михаил Плетнев. Приехал в Москву и украинский дирижер Кирилл Карабиц, в программу концерта которого вошли Симфоническая картина «Сны» Прокофьева и Симфония № 3 си минор Лятошинского. Публика была рада услышать Михаила Плетнева и в качестве пианиста, исполнившего Второй концерт для фортепиано с оркестром Сен-Санса.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Отметили на фестивале и 100-летие революции 1917 года. Юбилейный вечер провел Эдвард Радзинский, разыграв свою документальную драму «Последняя ночь последнего царя». Ему помогли Российский национальный оркестр, дирижер Владислав Лаврик, Камерный хор Московской консерватории (худрук А. Соловьев). Спектакль сопровождали фрагменты сочинений Шостаковича, Глинки, Рахманинова, а также гимны «Боже, Царя храни!» и «Интернационал».

Памяти Дзедды

Тесное сотрудничество связывало Михаила Плетнева с выдающимся итальянским дирижером, музыковедом Альберто Дзеддой. Он получил всемирную известность как непревзойденный знаток, выдающийся интерпретатор и один из главных пропагандистов творчества Джоаккино Россини. Главным делом его жизни стал созданный им в 1980 году на родине композитора в Пезаро Россиниевский оперный фестиваль. Возглавлял Дзедда и Академию молодых певцов в Пезаро, воспитав многих вокалистов, которые входят сегодня в число лучших исполнителей Россини. Альберто Дзедда четыре раза выступил на Большом фестивале РНО, став практически его резидентом. В 2012 году под его управлением прозвучала «Маленькая торжественная месса» Россини, а затем оперы «Танкред» (2014), «Семирамида» (2015), «Эрмиона» (2016). В нынешнем сентябре маэстро должен был приехать на фестиваль РНО с одной из опер Россини и с отобранным интернациональным составом молодых певцов. Но… не случилось, 6 марта 2017 выдающегося дирижера не стало.

Ольга Перетятько

На фестивале в Москве прошел вечер памяти маэстро, где исполнялась только оперная музыка Россини. Спела концерт Ольга Перетятько-Мариотти, его ученица, с которой он много работал над россиниевским репертуаром. Дирижировал американец Кристофер Франклин. Наибольшую популярность ему принесли интерпретации итальянских оперных шедевров. Под управлением дирижера РНО сыграл две увертюры: всем известную и любимую увертюру к «Севильскому цирюльнику» и к опере «Танкред», которой дирижировал в 2014 году Альберто Дзедда. Да, у Кристофера Франклина они прозвучали неплохо, особенно увертюра к «Севильскому «Цирюльнику», но вспоминая незабвенного Альберто Дзедду, понимаешь, что великий маэстро сыграл бы их тоньше и выразительнее с массой только ему известных подтекстов.

Ольга Перетятько

Успешным было выступление Ольги Перетятько, чувствовалась школа Дзедды. Пела с настроением, легко преодолевая виртуозные пассажи и все вокальные украшения Россини, пленяя внешней и внутренней красотой и создавая галерею разнообразных женских образов. Перед слушателями появлялись, сменяя друг друга, Семирамида из одноименной оперы Россини, графиня де Фольвиль и поэтесса Коринна из «Путешествия в Реймс», Аменаида из «Танкреда», Фьорилла из оперы «Турок в Италии».

Ольга не только пела, но и тепло вспоминала своего учителя, его страстные репетиции и роскошные спектакли, неуёмную энергию и жизнерадостность, бьющую ключом энергию.

Он мог гневно распекать и певцов, и музыкантов, и от души радоваться их успехам. На экране в это время мелькали его фотографии в работе и на празднике, и всегда с торжествующей улыбкой...

Финал концерта памяти Дзедды

«Русалка»

Михаил Плетнев очень любит классическую оперу, особенно русскую, и активно пропагандирует ее. Его дебют оперного дирижера состоялся в октябре 2007 в Большом театре. Он дирижировал премьерой «Пиковой дамы» П. Чайковского в постановке В. Фокина. В этом же году в зале им. Чайковского дирижер осуществил концертную версию опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 в музее-усадьбе «Архангельское» Плетнев исполнил «Майскую ночь» Римского-Корсакова (концертный вариант). Создание в 2009 фестиваля РНО продолжило концертную оперную линию. В первом фестивале прозвучала «Волшебная флейта» Моцарта, в 2010 появилась «Золушка» Россини, затем «Евгений Онегин» Чайковского, «Майская ночь», «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Иоланта» Чайковского.

Русалочка на фестивале РНО 2017

В этом году Михаил Плетнев вывел из забвения замечательную оперу Даргомыжского «Русалка». Сегодня ее можно услышать, если не сняли с репертуара, только в Нижегородском театре оперы и балета им. А. Пушкина, а когда-то «Русалка» была очень популярна, ставилась, в Большом, Мариинском и многих российских театрах. Над оперой Даргомыжский работал с 1845 по 1855 год. Сам написал либретто по неоконченной поэме Пушкина, стараясь придерживаться текста оригинала, и сам же дописал отсутствующие сцены финала. В поэме Пушкина композитора заинтересовали тема социального неравенства и душевные переживания героев. Его «Русалка» оказалась новаторским сочинением. Даргомыжский впервые в отечественном музыкальном искусстве создал подлинную музыкальную драму с использованием фантастических сцен. В ней много развернутых ансамблей, ей присуща масштабность, декоративность наряду с развернутыми ариями, наличие хора, балета, свадебного обряда и характеров главных героев, данных в развитии. Наташа, дочь Мельника, покинутая своим любовником Князем, бросается в Днепр и превращается в могущественную Русалку, которая мстит неверному возлюбленному. Князь у Даргомыжского оказывается мягким и слабохарактерным человеком, не способным противостоять существующим правилам: «князья не вольны жен себе по сердцу брать». Мельник от горя сходит с ума, считая себя здешним Вороном. В общем, в опере есть что попеть и поиграть.

Русалочка

Как ни странно, начало «Русалки» оказалось скучным. Я имею в виду Увертюру, сыгранную РНО п\у Михаила Плетнева в замедленных темпах и без энергетики, и арию Мельника «Вот то-то, все вы девки молодые» в исполнении Петра Мигунова, которую знают все, она в отличие от оперы постоянно звучит в концертах. Но постепенно и не без помощи замечательной певицы и актрисы Зарины Абаевой, исполнительницы партии Наташи, опера и прежде всего оркестр ожили, наполнившись энергетикой и яркой театральностью. Обладательница роскошного сопрано Зарина Абаева окончила вокальный факультет Гнесинской академии (класс проф. Рузанны Лисициан), с 2012 года - солистка Пермского театра оперы и балета им. П. Чайковского, много выступающая за рубежом.

Русалочка на фестивале РНО 2017

Наташа Абаевой стала центром вечера, а ее красивое насыщенное и выразительное сопрано позволило создать полнокровный образ героини с массой оттенков ее характера. Девушка по-настоящему любит Князя и с каким-то нервным напряжением ждет любимого, который давно не заглядывал к ней на мельницу. Радостно встречает она появившегося Князя, но смутная тревога не покидает ее и не дает возможности сразу понять полноту случившейся драмы. Только после его стремительного ухода она осознает, что он женится на знатной особе, и больше никогда не придет к ней. Обезумевшая от горя, отбросив его дорогие подарки, бросается Наташа в Днепр. Неизбывной тоской наполнена ее песня «По камушкам, по желтому песочку пробегала быстрая речка…», которая неожиданно раздается на пышной свадьбе Князя. И потрясает ее резкий как от невыносимой боли стон, когда Князь целует жену. Совсем иной оказывается дочь Мельника, став днепровских вод царицей. Властная, в чем-то даже жестокая она мечтает только о мести неверному любовнику, заманивая его с помощью дочери Русалочки на дно Днепра, что ей и удается.

Состав исполнителей был неровным. Вторым по значимости стал Петр Мигунов в роли Мельника. Неудачно спев арию Мельника, он словно тут же преобразился. У него настоящий русский бас, насыщенный и выразительный, что помогло певцу создать значимый образ Мельника, проделавший путь от персонажа комически-водевильного до героя высокой трагедии. Вершиной Мигунова стала сцена сумасшествия. В исполнении артиста его безумный старик был естественным и органичным в своих страданиях и переходах от сцен оплакивания любимой дочери до агрессии по отношению Князю, виновнику гибели Наташи. Мельник-Ворон Мигунова вызывал не просто жалость, а подлинное сострадание к несчастному человеку.

Из певиц выделилась Яна Бесядынская в небольшой партии Ольги, подруги Княгини. Выпускница Московской консерватории, Яна живет и работает в Нью-Йорке, успешно сочетая концертную деятельность с продюсированием и активной благотворительностью. Она порадовала легким сопрано приятного тембра и актерской заразительностью, особенно когда пела шутливую песенку о том, как муж жену учил. Полина Шамаева, выпускница Академии хорового искусства им. В. Попова, наоборот, разочаровала. Ее Княгиня запомнилась, к сожалению, только плаксивостью и занудством. Еще более разочаровал тенор Борис Рудак. Он окончил Петербургскую консерваторию (класс проф. И. Богачевой), в 2009-2012 г. он артист Молодежной оперной программы Большого театра, с 2013 г. - солист Пермского театра оперы и балета им. П. Чайковского. К огромному сожалению, Рудак постепенно теряет красоту и звонкость своего тенора, а также и свободу вокализации. Их место занимают натужное и невыразительное пение. Особенно это почувствовалось в арии Князя: «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила…», которую он с трудом допел.

Неудачным был и выбор хорового коллектива. Московский Синодальный хор (худрук Алексей Пузаков) не театральный коллектив, поэтому исполнение им крестьянских песен и его участие в сцене свадьбы было невыразительно и однообразно. Правда, женская группа оказалась гибче и интересней. Хор и сцена русалок явно ей удались. Что же касается оркестра п\у Михаила Плетнева, то после неудачно сыгранной Увертюры оркестр везде был на высоте, раскрыв красоту музыки «Русалки» Даргомыжского и ее непростую драматургию. Был точный баланс с певцами и хором. Несмотря на ряд досадных недостатков, концертное исполнение оперы Даргомыжского «Русалка» в целом оказалось более чем достойным и доставило удовольствие слушателям, которые долго аплодировали певцам и оркестру.

Елизавета ДЮКИНА
Фото - Ирина ШЫМЧАК

09/10/2017 - 04:26   Классическая музыка   Концерты
В программе теперь уже традиционного осеннего Большого фестиваля РНО значился концерт сопрано Ольги Перетятько–Мариотти в память недавно ушедшего от нас в мир иной маэстро Альберто Дзедды, великого интерпретатора произведений Россини, исследователя его творчества, основателя знаменитого фестиваля POF в Пезаро, Италия.

Среди множества оперных звёзд, прошедших школу «Академии Россинианы» Альберто Дзедды, особое место принадлежит Ольге Перетятько-Мариотти. И дело тут не только в красоте и силе голоса певицы, в её умении быть собранной, в её фантастической работоспособности. Пожалуй, маэстро в большей степени импонировали такие черты индивидуальности Ольги, как одержимость профессией, умение идти на риск, некое озорство в сочетании с природным благородством и безукоризненным чувством меры.

Ольга Перетятько-Мариотти
Ольга Перетятько-Мариотти

Творчество певицы всегда было интересно великому Альберто Дзедде уникальной возможностью в каждом её выступлении открывать некие новые горизонты. Памятен сольный концерт Ольги в Консерватории Россини в Пезаро в рамках фестиваля ROF-2015. Сравнительно небольшой концертный зал Консерватории Россини как-то нервно заполнялся публикой, которая ещё до начала была взбудоражена. На этом концерте присутствовал Альберто Дзедда. Программа выступления певицы без оговорок могла быть названа «Русское бельканто» и содержала произведения М. Глинки, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, Алябьева и, конечно, Дж. Россини. Подавляющему большинству публики в зале музыка русских композиторов была мало известна. Аккомпанировал тогда выдающийся музыкант Джулио Дзаппа. И вот на таком просторе царил голос Ольги, её мастерство, представшее во всём блеске в присутствии почитаемого ею Дзеддушки, как ласково она его называла. Маэстро знал и любил русскую музыку, русских певцов. Он говорил, что молодёжь из России, которая приезжает к нему в «Академию Россинианы» учиться, хорошо подготовлена и обладает красивыми голосами. Этот источник, отмечал он, не иссякает, а, наоборот, порождает всё новые и новые таланты.

Альберто Дзедда
Альберто Дзедда

Маэстро был хорошо известен в Москве и любим московскими меломанами. Он неоднократно выступал со знаменитым коллективом РНО, руководимым Михаилом Плетнёвым. Так было и в 2014 году, когда в программе фестиваля РНО публике была представлена опера «Танкред» Дж. Россини. Дирижировал маэстро Альберто Дзедда. В главной партии Аменаиды выступила Ольга Перетятько-Мариотти. Вечер остался в памяти как светлый праздник торжества гармонии, красоты, высочайшего исполнительского мастерства.

И вот теперь об этом и других событиях, связанных с творчеством, вспоминала на сцене КЗЧ Ольга Перетятько-Мариотти, перебирала в памяти эпизоды и показывала на большом экране фото, видео, запечатлевшие великого маэстро в настроении радостного служения великому искусству.

Ольга Перетятько-Мариотти
Ольга Перетятько-Мариотти

В сопровождении оркестра РНО под управлением американского маэстро Кристофера Франклина, работающего на лучших оперных сценах мира, певица исполнила в этот вечер, можно сказать, ностальгическую программу. Это были арии из опер Дж. Россини, которые она готовила и не раз исполняла вместе с маэстро Альберто Дзеддой. Его оценка, его одобрение было для Ольги главным мерилом достижения цели: исполнить произведение по-россиниевски, т.е. овладеть стилем!

Многим ли исполнителям удаётся достичь столь высокого уровня? Многие ли получали одобрение великого маэстро Альберто Дзедды? Сопрано Ольга Перетятько-Мариотти одна из немногих такого одобрения удостоилась.

Открылась программа исполнением увертюры к опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Эта бессмертная музыка перенесла слушателей в мир Россини с его светлым взглядом на радости и горести бренного мира, с его юмором и оптимизмом, с его любовью к жизни. Затем последовали в исполнении Ольги ария из оперы «Семирамида» и две арии из оперы «Путешествие в Реймс». Это ария Графини де Фольвиль и ария Коринны, которые сразу две были поручены Ольге маэстро Альберто Дзеддой в выпускном спектакле «Академии Россинианы». Случай небывалый!

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Во втором отделении вспоминали оперу «Танкред», которой в 2014 году в этом же зале КЗЧ дирижировал маэстро Альберто Дзедда. Состав исполнителей был интернациональным. Партию Аменаиды тогда и сейчас исполнила Ольга Перетятько-Мариотти. На большом экране зрителям были показаны фото с того незабываемого вечера. Маэстро тогда был счастлив необыкновенно тёплым приёмом публики.

Заключился вечер исполнением большой арии Фьориллы из оперы «Турок в Италии». Затем последовала ария Розины, представленная во всём блеске неповторимым голосом Ольги. Образ дополнили юмор и кокетство, изящество и красота, которые составляют суть прекрасной певицы в расцвете своего творчества, сопрано Ольги Перетятько-Мариотти.

Ольга Перетятько-Мариотти
Ольга Перетятько-Мариотти

Вечер оставил светлое впечатление высоким уровнем исполнителей, самой формой общения со зрителями. Несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, мир высокого искусства демонстрирует единство и верность своим идеалам. Активный участник этого процесса - Большой фестиваль РНО под руководством маэстро Михаила Плетнёва.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Виктория ИВАНОВА и др.

19/03/2015 - 17:35   Классическая музыка   Концерты
Российский Национальный оркестр п\у М. Плетнева впервые обратился к драматической легенде Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста», включив ее в своей абонемент в Большом зале Московской консерватории.

История доктора Фауста относится к вечным сюжетам. С ним Берлиоз познакомился после появления во Франции первой части «Фауста» — грандиозного философского труда немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга Гёте. Произведение не просто заинтересовало, а, буквально, потрясло 24-летнего французского композитора. Он тогда же написал музыку к нескольким эпизодам, задумав создать симфонию «Фауст», но замысел не был осуществлён. К этой теме Берлиоз вернулся, уже, будучи автором таких крупных сочинений, как «Фантастическая симфония» и «Гарольд в Италии». Премьера драматической легенды «Осуждение Фауста» состоялась 6 декабря 1846 в Комической опере Парижа. Дирижировал автор. Но слушатели не оценили новаторства Берлиоза. Его «Фауст» провалился. Спустя 30 лет, когда пришло время этого грандиозного сочинения, начались его регулярные исполнения в Европе. В России впервые его сыграли в 1890 году в Мариинском театре в концертной версии.

«Осуждение Фауста»
«Осуждение Фауста»

Сегодня «Осуждение Фауста» - частый гость на мировых концертных площадках и оперных сценах. Это вершина творчества Берлиоза, требующая высокопрофессиональных сильных оркестровых и хоровых коллективов и соответствующего уровня солистов. Руководители РНО для дебютного исполнения «Осуждения Фауста» пригласили экс-музыкального руководителя и главного дирижёра Большого театра Василия Синайского и один из лучших хоровых коллективов Москвы Хор Академии хорового искусства им. В. С. Попова (худрук Алексей Петров). Солистов, кроме баса из «Геликон-оперы» Дмитрия Скорикова — Брандер, позвали из других стран: меццо-сопрано Оксану Волкову (Республика Беларусь) — Маргарита, тенора Павла Черноха (Чехия) — Фауст и бас-баритона Эндрю Фостер-Уильямса (Великобритания) — Мефистофель.

Василий Синайский провел тщательную работу с оркестром и хором, что дало прекрасные плоды. Идеально выстроена дирижёром музыкальная драматургия Легенды, найден верный баланс звучания оркестра, хора и солистов. Мы услышали яркую, эмоционально насыщенную интерпретацию «Фауста» Берлиоза и все богатство партитуры: драматические, лирические, фантастические и бытовых эпизоды. Масса тембральных оттенков струнных и чистота интонации духовых и медных инструментов, в том числе и на forte. Бесконечно радовал Хор и своим звуковедением, и точно стилистикой звучания каждой сцены, будь военный марш, или пьяный разгул в таверне «Погреб Ауербаха», нежное пение танцующих гномов и сильфов и пение солдат и студентов.

«Осуждение Фауста»

К сожалению, не все солисты отвечали высокому уровню музицирования оркестра и Хора. Чех Павел Чернох заменил неприехавшего американского тенора, охотно дав согласие на дебют в Москве. Он уже пел Фауста в Легенде Берлиоза, начав сезон 2011-2012 года с исполнения этой партии в постановке в Штутгарте. Казалось, что Чернох органично войдет в московское исполнение Легенды, но не получилось. Голос певца не отличался ни особой красотой тембра, ни звучностью. Кроме того, у него отсутствовала актерская харизма. Он профессиональный певец и честно спел Фауста, не проявив ни любви к прекрасной Маргарите, ни волнения за её судьбу. Пел скучно и однообразно, не зажигаясь страстью, которой наполнена партия его героя.

Что же касается бас-баритона Эндрю Фостера-Уильямса, то он выступает в России с 2007 г. Тогда певец дебютировал в Москве в партии Алидоро в концертном исполнении«Золушки» Россини п\у Теодора Курентзиса, а в 2013 г. спел с Российским Национальным оркестром Голо в концертной версии оперы К. Дебюсси «Пеллеас» и Мелизанда». Теперь он встретился с Мефистофелем, который ему не покорился. Небольшой некрасивого тембра характерный баритон не соответствовал масштабу партии, не хватало силы и мощи звучания голоса, страдала фразировка, и тогда технически сложные эпизоды превращались в бессвязные речитативы. Мефистофель Фостер-Уильямса напоминал скорее мелкого пакостного беса, чем страшную дьявольскую силу.

«Осуждение Фауста»

Намного интереснее своих партнёров была Оксана Волкова, обладательница красивого чувственного меццо-сопрано. Оксана хорошо известна москвичам и любима ими. Солистка Белорусского оперного театра она один год занималась в Молодёжной оперной программе Большого театра, часто появлялась в концертах, была замечательной Кармен на сцене Большого театра. Прошлой осенью участвовала в Большом фестивале РНО, исполнив Ганну в «Майской ночи» Римского-Корсакова. Партия Маргариты как нельзя лучше подошла её голосу и темпераменту. Героиня Волковой появляется только в двух частях второй половины Легенды, но по эмоциональной насыщенности эти части стоят настоящей монооперы. Сначала Маргарита поет песню «Король Фулы», затем околдованная Мефистофелем, признается Фаусту в страстной любви, и в конце, покинутая возлюбленным, страдает от безысходности. Оксана не спела, а прожила три состояния: мечту о любви, верной до гроба, страсть , переполнившую сердце Маргариты, тоску и одиночество после потери любимого. Особенно она была хороша в дуэте с Фаустом, и потом в трио с Мефистофелем, «играя» своим трепетным и богатым обертонами меццо-сопрано страсть за троих.

«Осуждение Фауста»

«Осуждение Фауста» заканчивается одной из самых ярких драматических сцен — «Скачка в бездну» Фауста и Мефистофеля на адских конях. Здесь было все: неумолимый ритм скачки, скорбная тема гобоя, старинная литания молящихся женщин, испуганные возгласы, внезапно обрывающиеся и вновь возникающие звучности. Торжество демонов — Фауст и Мефистофель проваливаются в ад. И Эпилог , где хор поёт об ужасах ада и блаженстве рая, сообщая, что Фауст осуждён, а Маргарита прощена. И надо было видеть лицо и глаза Маргариты-Волковой оставшейся на сцене до финала Легенды, пережившей трагический конец Фауста и своё спасение.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Евгений ДОБРОВ

Быстрый поиск:
20/10/2014 - 15:44   Классическая музыка   Концерты
Проведение Большого фестиваля Российского национального оркестра стало славной традицией, без которой трудно представить сегодня начало нового филармонического сезона в Москве.

В этом году фестиваль прошёл уже в шестой раз. Программа его отличалась жанровым разнообразием, и как всегда, значительное место в ней отводилось оперному жанру. Состоялось семь концертов, все их провёл оркестр, а за пультом пять раз стоял его создатель и руководитель Михаил Плетнёв.

Михаил Плетнёв
Михаил Плетнёв

Шестой фестиваль открылся программой из произведений австро-немецких композиторов. Увертюра к опере Шумана «Геновева» сменилась Восьмым фортепианным концертом Моцарта, в котором Михаил Плетнём выступил уже в качестве солиста, а затем по просьбе слушателей сыграл Фантазию до минор Моцарта. Вечер закончился «Весенней» симфонией Шумана.

Михаил Плетнев за роялем
Михаил Плетнев за роялем

Во втором концерте Михаил Плетнёв к своим двум ипостасям добавил и третью — композиторскую, начав программу с собственного произведения — Концерта для альта с оркестром. Солировал Максим Рысанов, яркий музыкант, востребованный во всем мире, который успешно сочетает выступления альтиста с карьерой дирижёра. Пианист из Македонии Симон Трпчески сыграл Рапсодию в стиле блюз для фортепиано с оркестром Гершвина. Завершая вечер, Плетнев продирижировал ещё одним своим сочинением — «Джаз-сюитой» в четырех частях.

Украинский дирижёр Кирилл Карабиц представил русскую музыку: Симфониетту для оркестра ля мажор и Третий фортепианный концерт до мажор Сергея Прокофьева, в котором снова солировал македонский пианист Симон Трпчески. Во втором отделении прозвучала редко исполняемая Третья симфония Петра Чайковского.

Большой интерес вызвала программа «Паганини –Гала». Для этого концерта Плетнев пригласил замечательных российских музыкантов: скрипача Ивана Почекина и гитариста Артёма Дервоеда. Иван Почекин был выбран не случайно. Он учился в ЦМШ, затем в знаменитой Мерзляковке у прославленного педагога Майи Глезаровой, а завершил своё образование в Высшей школе музыки Кёльна в классе знаменитого Виктора Третьякова. Иван — лауреат двух международных конкурсов, а главное стал победителем Третьего московского конкурса скрипачей им. Н. Паганини. После победы музыкант при содействии Фонда скрипичного искусства записал диск с сочинениями Паганини и Шоссона. В 2007 г. скрипач подписал контракт с звукозаписывающей компанией Haxos на выпуск двух альбомов своего любимого Паганини. Оба диска, в которые вошли Пятый и Шестой скрипичные концерты и виртуозные пьесы композитора, получили высокие оценки критиков. На фестивале Почекин порадовал исполнением Второго концерта Паганини.

Во втором отделении состоялась мировая премьера — прозвучал Концерт для гитары с оркестром Н. Паганини- С.Госса. Это была оркестровая транскрипции С. Госса Большой сонаты для гитары и скрипки ля мажор Н. Паганини, где властвовал Артём Дервоед , один из самых известных российских гитаристов, активно гастролирующий не только в России, но и во всём мире. Госс не дал возможности встретиться обоим музыкантам в Большой сонате Паганини, но всё-таки они сыграли вместе. После успешного выступления с концертом Паганини Почекин вышел на поклон с гитаристом Дервоедом, чтобы исполнить с ним без оркестра «La campanella»из этого концерта Паганини. Так что слушатели могли насладиться прекрасной музыкой и игрой и оркестра п\у М. Плетнева, и солистов и по достоинству оценить их дуэт.

Были на Фестивале и знаменитые гости. Прежде всего, это один из лучших на сегодняшний день россиниевских дирижёров Альберто Дзедда. РНО под его управлением сыграл мало известную в России оперу Россини «Танкред». Это первая серьёзная опера ( так называемая opera-seria), композитора, которая является наиболее значительным сочинением раннего периода его творчества. Премьера «Танкреда» прошла в Teatro la Fenice в Венеции 6 февраля 1813, но спектакль не был доведен до конца из-за плохого самочувствия двух певиц, исполнявших главные партии. Но уже через неделю оперу ждал оглушительный успех. Как отмечал французский писатель и музыкальный критик Стендаль : «Это было какое-то безумие, настоящий furore… Любители при встрече говорили друг другу: «Наш Чимароза воскрес». Чимароза был любимейшим композитором венецианцев, который скончался в 1801г. Opera-seria в то время часто для слушателей была скучна, растянута. Россини же преобразовал её, внеся в своё серьезное детище массу огня и стремительности, эмоциональности и жизни, то есть все то, чем он прославился в своих первых операх-буфф. Недаром он позаимствовал Увертюру к «Пробному камню», который принес ему шумный успех в миланском театре Ла Скала. Композитор воспользовался либретто популярного в то время Гаэтано Росси, который в основу сюжета положил трагедию Вольтера «Танкред» и поэму Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим».

Действие оперы происходит в 1005г. в Сиракузах. Два враждующих рода Аржирио и Орбаццано объединяются в борьбе против сарацинов. Аржирио решает отдать свою дочь Аменаиду замуж за Орбаццано, чтобы навсегда покончить с межродовыми распрями. Но Аменаида любит славного рыцаря Танкреда, который находится в вынужденном изгнании. Она отказывает Орбаццано и посылает письмо Танкреду. Но девушка не знает, что Танкред уже вернулся на родину, чтобы сражаться с ее врагами. Письмо перехватывает Орбаццано и преподносит его как послание, адресованное врагам. От Аменаиды отворачиваются все, даже отец. Сенат приговаривает её к смертной казни как изменницу. Тогда по традиции только победитель в рыцарском поединке мог заступиться за несчастную. Танкред, хотя и сомневается в верности возлюбленной, вступает в поединок, побеждает и сразу же уходит на войну с сарацинами, где тоже одерживает победу. Обман Обраццино обнаруживается, и влюбленные соединяются. Позднее композитор сделал вторую редакцию с трагическим финалом, где Танкред , одержавший победу, умирает от ран. Но такой финал публика не приняла, и опера снова обрела счастливый конец. Его-то и услышала московская публика.

«Танкред» Россини оказался слишком крепким орешком для Российского национального оркестра, который редко играет оперы, тем более Россини. Да и репетиций было недостаточно для такого трудного материала. Альберто Дзедде пришлось потратить огромное количество сил, чтобы ввести музыкантов в стиль оперной эстетики композитора. Только к концу первого акта оркестр смог достойно провести сложнейший ансамбль. Второе действие музыкально было лучше, но и здесь иногда оркестр выбивался из стилистики Россини. Порадовал хор Академии хорового искусства им. В. Попова п\у Алексея Петрова. Студенты Академии много поют разной музыки, и Россини оказался им по плечу.

Что же касается солистов, то тут тоже не все было удовлетворительно. Меццо-сопрано из Ирландии Патрисия Бардон в роли Танкреда не произвела должного впечатления. Было ощущение, что эта партия трудна для певицы. Не было легкости в каденциях и руладах, а кантилена была напряженной из-за того, что не хватало дыхания. Обидно, что знаменитая выходная ария Танкреда: «Di tanti palpi» прозвучала тяжеловесно, и в ней не было ни вдохновения, ни патриотического чувства, которые переполняют сердце благородного юноши. С этой арией была связана забавная история. На генеральной репетиции исполнительница роли Танкреда заявила, что ей не нравится выходная ария и что она не будет её петь. Расстроенный Россини отправился домой обедать, а все обеды в Ломбардии начинаются с риса, причем рис любят не слишком разваренный. Поэтому минуты за четыре до того, как его подавать, повар всегда спрашивает : «Не пора ли готовить рис?» Слуга задал точно такой же вопрос вернувшемуся домой Россини. Рис был поставлен, и прежде чем он сварился, Джоакино написал арию, которая полюбилась всем: певице и слушателям, а ария с тех пор называется «рисовой», как напоминание о том, что она была написана мгновенно.

Не доставил радости и исполнитель роли Аржирио, отца Аменаиды, итальянец Антонино Сирагуза. Он всё спел, всё сыграл, взял все верхние ноты, но его характерный тенор, кричащий и некрасивого тембра, не радовал, а раздражал. Всё правильно спел и исполнитель роли Орбаццано Олег Цыбулько, недавний воспитанник Оперной программы Большого театра, принятый в его труппу. Но за его пением не вставал образ хитрого и мстительного главы одного из сиракузских родов. А он может не только спеть, но и отлично сыграть своего героя, что и доказал молодой певец на премьере оперы Моцарта «Так поступают все женщины» в партии Дон Альфонсо на Новой сцене Большого театра. Очевидно, тоже не хватило репетиций.

Патрисия Бардон и Ольга Перетятько
Патрисия Бардон и Ольга Перетятько

Лучшей участницей концертного исполнения «Танкреда» оказалась сопрано Ольга Перетятько в партии Аменаиды. Ольга родилась в Петербурге, там закончила Университет культуры и искусств по специальности «хоровое дирижирование», з затеи училась на факультете сольного пения Высшей школы музыки им. Г. Эйслера в Берлине. За годы учебы стала лауреаткой ряды вокальных конкурсов, в том числе получила вторую премию на «Опералии» Пласидо Доминго. Потом осела на Западе. Сегодня Перетятько поёт главные сопрановые партии на лучших оперных сценах Европы и Америки, участвует в престижных оперных фестивалях. Если в самом начале оперы в голосе певицы появлялись кричащие ноты в верхнем регистре, то постепенно они сменялись пластичностью звуковедения, прекрасной фразировкой, где царили красивый тембр и выразительность. Последняя сложнейшая ария героини была исполнена вдохновенно и без каких-либо нареканий в техническом и актёрском плане. Этой арией Ольга Перетятько доказала, что она настоящая россиниевская певица, владеющая виртуозной техникой и стилем опер упоительного итальянского композитора. Хочется отметить еще одну выпускницу Оперной программы Большого театра — Александру Кадурину, исполнившую небольшую роль Изауры, верной подруги Аменаиды. Её красивое меццо-сопрано удачно легло на эту партию. Ария Изауры была спета Кадуриной точно в россиниевском стиле. Были легко преодолены все технические трудности, и при этом голос звучал выразительно, с большой теплотой и искренностью. Несмотря на многие минусы концертного исполнения «Танкреда», замечательно, что опера прозвучала в Москве в живом исполнении да еще с таким мастером как Альберто Дзедда и прекрасной Аменаидой-Ольгой Перетятько.

Альберто Дзедда
Альберто Дзедда

Еще одно концертное исполнение — на этот раз русской оперы — «Майской ночи» Римского-Корсакова по повести Гоголя, состоялось в рамках Фестиваля. В конце 70-г. XIX века Римский-Корсаков был очень увлечен обрядовыми и игровыми песнями, что и сказалось на опере. Её можно назвать песенной, поскольку весь тематизм оперы связан с интонациями русских и украинских песен. Наверное, именно этим и богатством инструментовки и полюбилась Михаилу Плетневу «Майская ночь», к которой дирижёр уже обращался в 2008 г. Тогда она прозвучала тоже в концертной версии в музее-усадьбе «Архангельское». Теперь в год 170-летия со дня рождения композитора решили ее повторить в Москве. В этой музыке и дирижёр и оркестр чувствовали себя уверено и свободно. Оркестр играл превосходно. Плетневу удалось раскрыть всё разнообразие и богатство партитуры: таинственную красоту украинской ночи, лирические ,комические и хоровые сцены в их первозданности и гармоничности. Этому помогли и Камерный хор Московской консерватории п\у А. Соловьева, и отменный состав приглашенных солистов из театров Москвы и Петербурга. Артисты хора не просто хорошо вели свои партии, но и были настоящими жителями Диканьки, активно реагирующими на события, происходившие в их селе.

Сергей Романовский и Оксана Волкова
Сергей Романовский и Оксана Волкова

Яркий тенор Сергея Романовского беспрепятственно летел со сцены, заполняя все огромное пространство Концертного зала им. Чайковского. Его украинский парубок Левко был влюбленным и нежным в первой своей песне «Солнце низенько», во время свидания с возлюбленной Ганной, трогательным в Колыбельной песне, которую напевал ночью у озера. Ганна Оксаны Волковой (Большой театр оперы и балета Беларуси) красавица, настоящая украинская дивчина. У певицы роскошное теплое меццо-сопрано. Как красиво сливались голоса Сергея Романовского и Оксаны Волковой в сценах и дуэтах их героев. Но нежный Левко Романовского становился решительным и отчаянным, когда нужно было заступиться за честь любимой. Он залихватски запевал дерзкую песню про Голову, своего отца, желая отомстить тому за приставания к Ганне. Хороши были Геннадий Беззубенков, Андрей Попов (оба из Мариинского театра), Анатолий Лошак (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) и Дмитрий Скориков («Геликон-опера») в ролях Головы, Винокура, пьяного Каленика и Писаря. Они не только замечательные вокалисты, но и талантливейшие актёры. Как они разыграли сцену в хате у Головы с поимкой дерзкого исполнителя непристойной песни про Голову. Органично вписался в общее действо актёр Борис Плотников, читавший фрагменты из повести Гоголя. С каким увлечением все исполнители: оркестр, хор, солисты, актёр и дирижёр сыграли настоящий спектакль по опере Римского-Корсакова «Майская ночь» и повести Гоголя, восторженно принятый публикой.

Завершался Фестиваль еще одним Гала, теперь оперным — «Верди — Гала». Михаил Плетнёв составил, можно сказать, эксклюзивную программу. Оркестру предназначалось сыграть увертюры и балетную музыку из опер Верди. Увертюры являются постоянной составляющей концертов оперных певцов, а вот балетная музыка из опер почти не звучит. Оркестр исполнил увертюры к операм «Набукко» и «Луиза Миллер» и ярко и темпераментно представил Марш и балетную музыку из Аиды». Особенно интересным в исполнении РНО получился «Бал королевы» из «Дон Карлоса».

Главным же манком «Верди— Гала» стало участие в программе оперной звезды Людмилы Монастырской. Людмила родилась в Киеве. После окончания Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского (кл. Дианы Петриенко) дебютировала на сцене Киевской Оперы в партии Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». В 1997 певица завоевала Гран-при и первую премию на международном музыкальном конкурсе им. Н. Лысенко, и её тут же приняли в труппу Киевского театра. Международная карьера Людмилы Монастырской началась с выступления на сцене Немецкой оперы в Берлине —она в последний момент заменила Марию Гулегину в партии Тоски. После этого началась череда триумфальных дебютов Монастырской на лучших сценах мира: Королевской оперы «Ковент Гарден» (Леди Макбет и Аида, Абигайль в «Набукко»), «Ла Скала» (Абигайль), «Метрополитен-Опера» (Аида). «Она лучшая Аида, которую я когда-либо слышал на сцене Мет со времен Леонтины Прайс. Просто выдающаяся певица» — таков был вердикт занимавшего в то время пост гендиректора театра Питера Гелба. На сегодняшний день Монастырская является лучшей вердиевской певицей.

Людмила Монастырская
Людмила Монастырская

Она сразу покорила москвичей настоящим драматическим сопрано с полным диапазоном и необыкновенной красоты тембром, богатством нюансировки, европейской манерой пения и захватывающей эмоциональностью, идеальной фразировкой, бесконечной кантиленой и изумительной филировкой. Её голос стремительно взлетал вверх и потом замирал на тончайшем piano с множеством оттенков. Монастырская продемонстрировала еще одно замечательное качество: умение с помощью одной только арии создавать полнокровный и разнообразный образ своих персонажей, который сразу брал в плен слушателей. Это был роскошный вечер — перед зрителями прошла галерея героинь из опер великого итальянца, страстных и сильных, нежных, любящих и страдающих, жестоких и коварных: Абигайль из «Набукко» (ария и кабалетта), Леди Макбет (Сцена «Una macchia e qui tuttora!»), Аида (сцена и ария из первого действия), Леонора (ария из оперы «Сила судьбы»). Прекрасным и чутким партнером певицы был оркестр п\у М. Плетнёва. Вместе они создали настоящее театральное действо оперного титана Джузеппе Верди.

Вот такой яркой кульминацией завершился в Большом зале консерватории Шестой Большой фестиваль Российского национального оркестра. Ждём следующего.

Елизавета ДЮКИНА , «Новости музыки NEWSmuz.com»

Страницы