Александр Сладковский

20/10/2021 - 15:44   Classic   Новости, ТВ, радио и кино
К 150-летию выдающегося композитора и пианиста телеканал «Россия К» готовит специальный проект «Скрябин – 150».

В проекте принимают участие Российский национальный оркестр, дирижер — народный артист РФ Александр Сладковский, солисты — лауреаты международных конкурсов Андрей Гугнин и Андрей Коробейников. В концертных программах прозвучат центральные произведения композитора: «Поэма экстаза» для оркестра, Фортепианный концерт, Третья симфония «Божественная поэма», Седьмая соната «Белая месса», поэма «К пламени», Фантазия, знаменитые этюды и прелюдии.

РНО п/у Александра Сладковского в павильоне «Космос» на ВДНХ
РНО п/у Александра Сладковского в павильоне «Космос» на ВДНХ

Скрябин – не только музыкант. Он философ, экспериментатор, мыслитель. Многие его произведения пронизаны идеями космизма. Ему принадлежит концепция синтеза цвета и звука. Создатели проекта «Скрябин – 150» намерены воплотить его идеи при помощи современной светотехники.

«Я не понимаю, как можно теперь писать «просто музыку», – размышлял композитор. – Ведь это так неинтересно… Ведь музыка получает смысл и значение, когда она – звено в одном, едином плане, в цельности миросозерцания».

РНО п/у Александра Сладковского в павильоне «Космос» на ВДНХ
РНО п/у Александра Сладковского в павильоне «Космос» на ВДНХ

Как все гении, Скрябин вне времени. Он близок и интересен сегодняшним слушателям и музыкантам:

Александр Сладковский: «Гениальность Скрябина заключается в глубочайшей полифонии. Его произведения можно сравнить с фильмами Германа-старшего, где был не один план – а стереофония кадра. То же и в музыке Скрябина. Конечно, его философские взгляды, его сверхзадача создать нечто божественное, способное сделать человечество лучше, отразились на глубине его «кадра».

Александр Сладковский
Александр Сладковский

Для съемок проекта были выбраны необычные площадки: павильон «Космос» на ВДНХ и зал синхрофазотрона Ускорительного комплекса Объединенного института ядерных исследований в подмосковной Дубне.

Скрябина называли «первым космонавтом в музыке», и атмосфера, царящая в этих местах, максимально созвучна идеям композитора.

Александр Сладковский: «Благодаря каналу «Россия – Культура» съемки проводятся в уникальном месте. Необычном, с точки зрения концертного исполнения, но очень близком по духу Скрябину. Сегодня мы взлетаем во Вселенную. И я вместе с Российским национальным оркестром счастлив реализовать такую идею».

Чтобы зритель смог «взлететь», телеканал «Россия К» использовал самую современную съемочную аппаратуру. В павильоне «Космос» установили множество телекамер, а с дрона происходящее снималось с высоты полета. Музыкантов разместили в окружении орбитальных станций и ракетных двигателей, а под куполом павильона «Космос» развернулось великолепное световое шоу: звездное небо сменялось рассветным…

Андрей Гугнин: «Я с нетерпением жду конечного результата. Думаю, что это будет впечатляюще».

Андрей Гугнин в зале синхрофазотрона
Андрей Гугнин в зале синхрофазотрона

Второй съемочный день преподнёс новые сюрпризы. Запись фортепианных концертов с участием солистов Андрея Коробейникова и Андрея Гугнина проводилась на закрытом объекте. Телеканалу «Россия-Культура» удалось получить разрешение на съемки в зале синхрофазотрона Ускорительного комплекса ОИЯИ. Синхрофазотрон – это ускоритель частиц, представляющий собой гигантский магнит диаметром около 60 метров и весом 36 тысяч тонн. Самый большой в мире, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Сейчас он частично демонтирован, но полностью разбирать его не планируют: он по-прежнему остается сердцем института. Это место овеяно легендами и ассоциируется с торжеством разума и духа, поэтому было решено провести запись именно здесь.

Чтобы реализовать концепцию, концертный рояль специальным краном поднимали на верхнюю площадку. Словно между небом и землей, под софитами и множеством телекамер, музыканты исполняли произведения Скрябина.

Андрей Коробейников: «В моем представлении зал синхрофазотрона – это храм науки. Есть в нем нечто торжественное, созвучное музыке Скрябина, особенно позднему периоду его творчества. Думаю, такая идея очень понравилась бы самому композитору».

Увидеть воплощение этого оригинального замысла можно на телеканале «Россия-Культура». Проект «Скрябин – 150» готовится к эфиру. Премьера запланирована на январь 2022 года.

01/09/2020 - 02:38   Classic   Концерты
Юбилейный Х международный оперный фестиваль «Казанская осень» состоялся в формате грандиозного концерта у стен Дворца земледельцев в сопровождении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением народного артиста Республики Татарстан и России Александра Сладковского.

Солистами стали певцы с мировыми именами: Альбина Шагимуратова, сопрано, солистка Мариинского театра, и Игорь Головатенко, баритон, солист Большого театра. С приветственным словом к зрителям обратилась Любовь Казарновская, она рассказала, что была солисткой самого первого фестиваля «Казанская осень» 10 лет назад.

Фестиваль «Казанская осень 2020»
Фестиваль «Казанская осень 2020»

Перед началом концерта, который в прямом эфире транслировался в YouTube, прошла презентация бокс-сета «Чайковский-2020» госоркестра п/у Сладковского, в который вошли все симфонии и инструментальные концерты великого композитора. Зрителям был представлен видеоролик с фотографиями солистов и моментами записи дисков.

Логичным продолжением этой темы было исполнение сочинений Чайковского. Оркестр под управлением Александра Сладковского начал с «Итальянского каприччио» П.И. Чайковского. В оркестровой части концерта прозвучали увертюры к операм «Сила судьбы» и «Сицилийская вечерня» Дж. Верди, к оперетте «Лёгкая кавалерия» Зуппе. Ярко проявилась индивидуальность маэстро Александра Сладковского как лидера этого грандиозного музыкального действа, как музыканта, тонко понимающего и умеющего передать суть. Стоит отметить чуткое взаимопонимание оркестра и дирижёра.

Александр Сладковский и оркестр
Александр Сладковский и оркестр

На сцену вышел баритон Игорь Головатенко, и зазвучала ария Елецкого из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Исполнение поразило мощным, глубоким баритоном, чёткой фразировкой. Певец максимально погружается в музыкальный материал, уводя слушателей в мир глубоких переживаний. Об этом качестве певца напомнила проникновенная ария Ренато из оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди.

Затем на сцену вышла сопрано Альбина Шагимуратова в изумрудного цвета шёлковом платье и с белой меховой накидкой на плечах. В болеро из оперы «Сицилийская вечерня» Верди голос певицы поразил чистотой звучания, невероятным объёмом, техническим совершенством, полетностью.

Альбина Шагимуратова, Александр Сладковский и Игорь Головатенко
Альбина Шагимуратова, Александр Сладковский и Игорь Головатенко

Стало понятно, что певческая программа удивит ещё не раз. Так оно и случилось при исполнении знаменитого дуэта Джильды и Риголетто из оперы «Риголетто» Верди. И вокальное совершенство, и глубокая драматическая трактовка. А вскоре изысканно изящно, с чувством стиля солисты исполнили дуэт из оперетты «Весёлая вдова» Франца Легара. Высочайшей уровень мастерства.

Альбина Шагимуратова, Александр Сладковский и Игорь Головатенко
Альбина Шагимуратова, Александр Сладковский и Игорь Головатенко

Удивительным образом в программе этого концерта переплелись культуры Европы, России и Татарстана. Звучно, роскошно прозвучали знаменитые итальянские песни «Вернись в Сорренто» (Головатенко) и «Не забывай меня» (Шагимуратова), испанская сарсуэла Amor, vida de mi vida. Прозвучало несколько произведений татарского классика Назиба Жиганова — пляска «Райхан», оркестровая пьеса «Уфа-Челябинск» и ария Алтынчэч из одноимённой оперы в исполнении Шагимуратовой, она же спела на татарском романс «Не улетай, соловей» Рустема Яхина. Разумеется, прозвучала и визитная карточка оркестра - «Стан Тамерлана» Александра Чайковского, изящная и при этом зажигательная с обилием перкуссий и криками музыкантов «Алга! Алга!» на коде. А вскоре зрители услышали романс «Соловей» Алябьева и вальс Ядвиги из оперетты «Робинзон Крузо» Оффенбаха в виртуозной вокальной интерпретации Альбины Шагимуратовой.

Завершил программу своим хитом «Мин яратам сине, Татарстан» под салют в ночном небе популярный эстрадный певец Салават Фатхетдинов.

Людмила КРАСНОВА

24/08/2020 - 12:42   Classic   Новости
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением художественного руководителя и главного дирижёра, народного артиста России Александра Сладковского завершил запись симфонических произведений С. В. Рахманинова.

«Мы сделали это! Огромное спасибо оркестру за любовь к музыке и к нашему общему делу! Огромное спасибо выдающемуся звукорежиссеру Павлу Лаврененкову!» — написал на своей персональной странице в Facebook маэстро Сладковский.

Александр Сладковский
Александр Сладковский

Сессии проходили с 17 по 22 августа 2020 в Большом концертном зале им. С. Сайдашева. За шесть дней было записано семь произведений Рахманинова — три симфонии, «Симфонические танцы», Вокализ, симфоническая поэма «Утёс» и фантазия «Остров мёртвых».

«Когда мы пишем циклы, у музыкантов всегда возникает колоссальный задор и азарт. Мы понимаем друг друга с полуслова. Не скрою, боялся, как мы выйдем к работе после почти полугодового простоя. Но все занимались на карантине, точили мастерство. Перед записью было четыре сводных репетиции. Должен заметить, что после этого чудовищного перерыва мы взлетели вертикально, и я очень горжусь ребятами», — подвел итог дирижёр.

Как только звукорежиссёр одобрил последний дубль, на сцене раздались дружные аплодисменты всего оркестра. Теперь предстоит кропотливый монтаж, подготовка к изданию. Выход диска на лейбле Sony Classical ожидается весной, ко дню рождения главного героя записи — Сергея Васильевича Рахманинова.

Быстрый поиск:
04/04/2020 - 01:14   Classic   Концерты
Первые дни апреля всегда связаны с именем Сергея Рахманинова, с пришествием в наш мир гения русской музыки.

Его музыка звучит в залах филармонии, в Большом зале консерватории, в которой учился будущий композитор, звучит по всему миру. На долю музыканта пришлись грандиозные исторические события. Это Первая мировая война (1914-1918), революция 1917 года в России и Вторая мировая война (1941-1945). Сергей Рахманинов не был пассивным наблюдателем этих событий. Композитор своим творчеством откликнулся на трагические события, создав «Всенощное бдение» в 1916 году. В годы Второй мировой войны Сергей Рахманинов, живя и работая в Америке, вносил посильную лепту, верил в победу России над фашизмом.

В конце войны, в 1943 году композитора не стало, но с тех пор продолжается диалог Сергея Рахманинова с народом, которому он принадлежит, жизнью которого он жил, создавая свои произведения. И заполняются концертные залы, звучат великие сочинения композитора, зрители отвечают взаимностью их создателю. Жизнь Сергея Рахманинова продолжается в его сочинениях, столь необходимых его слушателям.

В связи с наступлением коронавируса и принятыми ограничительными мерами в сфере культурно-массовых мероприятий были опасения, что рахманиновские дни не состоятся, будут перенесены на когда-то. Все эти предположения оказались не про нас, к счастью. И вот 1 апреля, в день рождения Сергея Рахманинова, теперь уже в виртуальном пространстве на meloman.ru прошёл концерт-посвящение великому композитору.

Александр Сладковский
Александр Сладковский

Ведущий Ярослав Тимофеев кратко, но содержательно рассказал о начале и развитии творческого пути композитора Сергея Рахманинова. В первом отделении концерте показали запись от 1 апреля 2018 года из Концертного зала им. Чайковского с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова. За дирижёрским пультом - маэстро Александр Сладковский.

Как всегда, уверенно и энергично вышел на сцену Денис Мацуев. Зазвучал Концерт №2 до минор, соч. 18. Исполнение было наполнено, даже переполнено, невероятной энергией, бьющей через край, уникального исполнителя, каковым является Денис Мацуев. Было впечатление, что оркестр едва поспевает за солистом, что дирижёр в невероятном напряжении следит за малейшими нюансами в исполнении солиста, пытаясь спасти единство солиста и оркестра.

Известно, что второй концерт Сергея Рахманинова знаменовал собой выход из глубочайшего кризиса композитора, когда стоял вопрос, а будет ли продолжение его творчества. Исполняется это сочинение по-разному именитыми музыкантами и теми, кто только начинает свою карьеру.

Денис Мацуев
Денис Мацуев

У Дениса Мацуева, безусловно, есть свой почерк, если можно так выразиться, своё лицо в искусстве. Отличительной чертой, одной из многих, которой выделяется и стоит особняком мастерство пианиста, является невероятная энергетическая наполненность его исполнений. И эта индивидуальная окраска звучания концерта Сергея Рахманинова, идущая от исполнителя, сделала его уникальным и неповторимым.

Вопрос только в том, насколько теперь уже такой стиль исполнения, в частности, этого сочинения Сергея Рахманинова, согласуется с первоначальным замыслом композитора. Интерпретация Дениса Мацуева близка по стилю к концепции сочинения «Время, вперёд!» Георгия Свиридова. Но это будет позже, в другое время, а мы ждём встречи с Рахманиновым, с таким, каким он был. Эстетика композитора не только интересна сегодняшнему зрителю, но и очень важна в вопросе, например, сохранения исконных культурных кодов национального наследия. В век глобальных процессов это вопрос отнюдь не праздный.

Во второй части виртуального концерта показали запись от 4 февраля 2016 года Национального филармонического оркестра России п/у главного дирижёра, маэстро Владимира Спивакова. Были исполнены «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова, написанные им незадолго до кончины. Этому сочинению присуще мощное трагическое звучание. В последней части этого сочинения возникает тема вихря, сметающего всё на своём пути и уносящемуся в бесконечность.

Национальный филармонический оркестр России (дирижёр – Владимир Спиваков)
Национальный филармонический оркестр России (дирижёр – Владимир Спиваков)

Отличительной чертой исполнительской манеры маэстро Владимира Спивакова, будь то выступление его как скрипача или как дирижёра, является глубокое постижение авторского замысла исполняемого произведения. Интерпретации дирижёра отличаются тонкой нюансировкой музыкального текста, чем достигается сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. Черты «фирменного стиля» маэстро Спивакова, яркий артистизм и интеллектуальность, делают его выступления особенно запоминающимися.

Во всех темах своего творчества Сергей Рахманинов был трагическим художником. Сейчас композитор был бы счастлив, зная, какое место занимают его сочинения в нашей жизни. Популяризации музыки Сергея Рахманинова способствуют и современные технологии онлайн-трансляций, увеличивая многократно аудиторию слушателей.

Людмила КРАСНОВА

25/10/2019 - 02:18   Classic   Концерты
Виолетта Валери – Мари Дюплесси, её судьба, её страдания навсегда поселились в мире оперы. Подробности жизни героини привлекли внимание и воплотились в произведениях писателя Александра Дюма-сына, создавшего роман «Дама с камелиями», а затем в опере «Травиата» Джузеппе Верди. Роман послужил основой либретто оперы.

Сценическая жизнь оперы началась с провала на сцене театра Ля Фениче в Венеции в 1853 году. Композитор положился на время, предоставив ему рассудить эту ситуацию. И сегодня, мы знаем, опера ставится практически во всех музыкальных театрах мира, арии, сцены из этой оперы звучат в концертах. Да вот и ходить далеко не надо: совсем недавно на сцене Венской оперы отмечался юбилей великого Пласидо Доминго. В концерте был исполнен второй акт оперы, в котором Пласидо Доминго предстал в партии Жоржа Жермона, партию Альфреда исполнил Дмитрий Корчак, а вот Виолетта была Соня Йончева.

«Травиата» в «Геликон-Опере»

Если взять исполнение партии Виолетты Соней Йончевой как современный эталон, то, пожалуй, в новой постановке этой оперы в театре «Геликон-Опера» можно найти сближения в исполнении партии Виолетты сопрано Юлией Щербаковой, если говорить о третьем акте оперы. Это было очень искренне, глубоко пережито и донесено исполнительницей до зрителя.

«Травиата» в «Геликон-Опере»

Режиссёр-постановщик новой версии оперы «Травиата» на сцене театра «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман рассказал, что эта опера – одна из самых востребованных на мировых оперных сценах. Зрители, продолжил Бертман, неизменно плачут над историей Виолетты, но мы должны помнить, что она куртизанка, продающая себя и своё искусство обольщения. Человек, говорит режиссёр, который продаёт себя, неважно, в высшем свете или на вокзале, занимается тем же самым, только цена разная. И далее, по словам Бертмана, сегодня история Травиаты, «падшей», опять становится очень распространённой: найти себе кого-то, кто бы содержал. Это становится даже идеей брака, заключил режиссёр.

«Травиата» в «Геликон-Опере»

Да уж! О-о, времена, о-о, нравы… Но вернёмся к спектаклю. Чем держит зрителя история Виолетты вот уже более 160 лет? Не пикантными же моментами, к примеру, в многочисленных постановках. Таких моментов предостаточно было и в представленной последней версии этой оперы в «Геликоне». Исходя из позиции режиссёра-постановщика Дмитрия Бертмана, можно предположить, что избранный им стиль постановки, а это низкопробный бордель самого отвратительного свойства, был использован, чтобы вернее доказать свою главную режиссёрскую мысль, изложенную выше. Чем отвратительней, тем страшнее. Но опера не об этом.

«Травиата» в «Геликон-Опере»

Опять же, сам Бертман формулирует основную идею постановки следующим образом: «Это спектакль про то, как Виолетта умирает не от кашля, не от болезни, а от перехода в другой мир. …Эта опера про любовь, которая убивает».

«Травиата» в «Геликон-Опере»

С таким поворотом мысли трудно согласиться. Убийство Виолетты начинается тогда, когда Альфред в ярости кидается в Париж, узнав, что она вернулась к барону. Смертельный удар был нанесён Виолетте публично Альфредом и попал в самое её сердце. Кстати, подобного сюжета нет в русской литературе, а вот у цивилизованных европейцев есть и взят из реальной жизни буржуазного общества, из истории взаимоотношений Дюма-сына и Мари Дюплесси, что и описано в известном романе.

«Травиата» в «Геликон-Опере»

Большой удачей для новой постановки стал дебют в «Геликоне» музыкального руководителя и дирижёра Александра Сладковского. Маэстро не только на словах определил особенности итальянского стиля в музыке как простоту, шарм и подвижность, но и практически продемонстрировал владение этим стилем, дирижируя спектаклем. Есть надежда на плодотворное творческое сотрудничество театра и дирижёра, а, значит, будут и интересные результаты!

«Травиата» в «Геликон-Опере»

Нельзя не сказать и об исполнителе центральной партии, теноре Шота Чибирове, уже титулованном в конкурсе теноров Хосе Карерраса. Это резонансное мероприятие прошло в прошлом театральном сезоне в театре «Геликон-Опера», и было проведено фондом Елены Образцовой, возглавляемым Натальей Игнатенко. Победа тенора Шота Чибирова в этом конкурсе открыла ему двери для творческой работы в коллективе театра «Геликон-Опера».

«Травиата» в «Геликон-Опере»

Артисты театра «Геликон-Опера» неизменно вызывают восхищение и вокальной формой, и уникальным артистизмом. Попросту говоря, они и споют, и сыграют всё, что угодно, им под силу любые творческие задачи, поставленные режиссёром. И в этот раз всё было именно так, если обратиться к партиям Жоржа Жермона (Михаил Никаноров), Флоры Бервуа (Лариса Костюк), Барона Дюфоль (Петр Морозов). Весь состав спектакля демонстрировал некое единство в понимании творческой задачи, что и выразилось в прекрасном её воплощении на сцене. Мастера, безусловно!

Людмила КРАСНОВА

20/02/2019 - 16:04   Classic   Концерты
Александр Сладковский и Госоркестр Татарстана выступили в Московской филармонии с грандиозной венской программой.

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан как-то незаметно за последние сезоны превратился из амбициозного регионального коллектива, воспринимаемого в столице каким-то экзотом, в фактически повседневность московской концертной жизни. Лучшие залы Первопрестольной регулярно предлагают встречу с ним для московских меломанов. Оркестр играет самые разнообразные программы: что-то из этого раритетно, что-то сверхпопулярно, что-то сочетает в себе оба начала.

Александр Сладковский
Александр Сладковский

Февраль в Москве выдался у подопечных Александра Сладковского насыщенным. Только отзвучали в новёхоньком зале «Зарядье» грандиозные тутти Восьмой симфонии Малера, опуса достаточно редкого в наших широтах (да и не так чтобы очень часто исполняемого и по миру – из-за его масштабности), а маэстро уже спешит угостить меломанов совсем иным блюдом. Хотя также – австрийского происхождения. И на этот раз в «намоленном» Концертном зале Чайковского, вотчине Московской филармонии.

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан

Этот концерт – второй в персональном филармоническом абонементе коллектива: первым состоялся в январе рецитал с прославленным скрипачом Рено Капюсоном (а также вокалистами Сергеем Радченко и Борисом Пинхасовичем, исполнялись Второй скрипичный концерт Бартока и «Песнь о Земле» Малера), а последним в марте станет французский вечер, совместный с не менее именитым пианистом Жаном-Ивом Тибоде (в программе – «Море» Дебюсси, Пятый концерт Сен-Санса и «Фантастическая симфония» Берлиоза).

Срединный концерт филармонического абонемента был посвящен двум великим австрийским симфонистам – Рихарду Штраусу и Антону Брукнеру. Популярный штраусовский «Дон Кихот» решили сочетать с величественной и мрачноватой, прощальной Девятой симфонией Брукнера – соседство одновременно и ожидаемое, и неожиданное. Общий позднеромантический язык, величавый и богатый, колористический сочный оркестр, масштаб и размах мысли – но какая же разная, просто полярная музыка!

В штраусовских вариациях солировал итальянский виолончелист Марио Брунелло, хорошо известный в российской столице. Теплый и немного шершавый звук его виолончели отливал янтарной патокой, напоминая о средиземноморских истоках этой австрийской музыкальной истории. Не менее ответственные сольные партии исполнили скрипачка Алина Яконина и альтист Айдар Багаутдинов (оркестранты ГСО РТ), составив с прославленным виолончелистом замечательный ансамбль.

Марио Брунелло и ГСО РТ п/у Александра Сладковского
Марио Брунелло и ГСО РТ п/у Александра Сладковского

Известный своим мощным, монолитным звучанием, в этой части концерта оркестр удивил и порадовал необыкновенно тонкой, изящной, почти кружевной звукописью. Деликатность и галантность были заявлены с первого звука – и уместная здесь куртуазность (всё-таки рыцарский роман, как-никак!) напомнила о венском шарме таких опер Штрауса как «Кавалер розы» и «Арабелла». Однако таков штраусовский «Кихот» только поначалу: вослед изяществу следуют дикие скачки (Рыцаря печального образа и его верного Санчо Пансы) и бушующие порывы ветра, и в этих красках с татарскими музыкантами ожидаемо мало кто может сравниться. Несколько огорчили медные духовые, всегда столь качественные и яркие – в этот раз у них не все получилось так, как хотелось бы. В то же время деревяшки были как всегда на высоте, а струнные группы – выше всяких похвал.

Марио Брунелло и Александр Сладковский
Марио Брунелло и Александр Сладковский

Эмоциональная отдача от игры казанских музыкантов множилась по нарастающей. И если Штраус приятно удивил, то Брукнер захватил целиком и не оставил места никаким сомнениям. Лебединая песнь последнего гения австро-немецкого симфонического романтизма прозвучала гимном божественному и одновременно земному, силе духа человека, совершенству творца и его творения. Строгая и словно высеченная из глыбы лабрадора или базальта, прекрасная как мрачные северные скалы музыка, мощная по силе воздействия и камерная по интимному посылу своего высказывания, очень личностному и сокровенному, была подана Александром Сладковским и его музыкантами столь выпукло, выразительно, эмоционально напряженно и одновременно просветленно, что оказала на публику практически гипнотическое воздействие. Три части незавершенного творения, при всем их разнообразии, воспринимались как одна песнь, одно большое высказывание – о смысле жизни, о красоте бытия, о величии мироздания.

Александр МАТУСЕВИЧ
Фото: пресс-служба

14/12/2018 - 06:29   Classic   Концерты
Аида Гарифуллина редко поет в Москве, и ее сольный концерт в БЗК стал таким событием, каким бы и не был, возможно, если бы она пела тут чаще.

Она одна из самых медийных классических певиц в стране, уступая разве что Анне Нетребко. Но как Нетребко многие специалисты критикуют за неоправданную смену исходного лирического сопрано на драматическое, так и Гарифуллиной достается за чересчур широкий репертуар. Тот факт, что российское сопрано стало ведущей солисткой в Венской государственной опере, на родине оперной музыки, как-то не сильно впечатляет многих.

Аида Гарифуллина
Аида Гарифуллина

Аида Гарифуллина всегда стремилась к медийности, что уж тут отрицать. Она пела в телешоу Первого канала «Призрак оперы», пела от открытии и закрытии чемпионата мира по футболу в России (в том числе с Робби Уильямсом), недавно снялась в клипе Филиппа Киркорова «Не верю я». Вот и Филипп пришел в БЗК, подарил красивый букет (и ушел в антракте). А инстаграм Гарифуллиной мало чем отличается от аккаунтов гламурных див.

Филипп Киркоров пришел на концерт Аиды Гарифуллиной
Филипп Киркоров пришел на концерт Аиды Гарифуллиной

Но штука вот в чем. Гарифуллина действительно обладает потрясающей красоты тембром. И бельканто в ее исполнении — это бельканто, а не сиплые попытки спеть полегатистее. Именно это качество заметил когда-то Пласидо Доминго, и дал ей победу в Operalia-2013, ставшей стартом ее международной карьеры.

Аида Гарифуллина и Александр Сладковский
Аида Гарифуллина и Александр Сладковский

Концерт в БЗК действительно оказался более неровным, чем можно было предполагать, учитывая участие гремящего везде Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского. Аиде отчаянно не давался русский репертуар. Сцена таяния из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и серенада «О дитя» Чайковского были спеты будто не Аидой. Даже непонятно, что с ней происходило в этот момент. Откуда-то явился дребезжащий тембр, голос не выходил из горла, слова никоим образом не коррелировали с интонациями.

Аида Гарифуллина
Аида Гарифуллина

Иное дело — итальянская и французская музыка. Здесь Гарифуллина как рыба в воде. Летящий голос, виртуозные опевания, бельканто как бельканто, и тот самый знаменитый тембр. Это звучало невероятно точно, и не только эталонная Casta Diva Винченцо Беллини, но и «Элегия» Жюля Массне, «Вальс Джульетты» Шарля Гуно и «Рассвет» Руджеро Леонкавалло. Это была та самая Аида Гарифуллина! Ну невероятное физическое удовольствие от столь обработанного и богатого голоса…

Аида Гарифуллина
Аида Гарифуллина

А ведь еще была татарская программа. Есть известная песня «Аллюки», кто ее только не пел. Но исполнение Аиды Гарифуллиной — выше всяких похвал. Прозрачность, легкость, виртуозность. Возможно, самое лучшее исполнение этой татарской классики из известного.

Аида Гарифуллина и Александр Сладковский
Аида Гарифуллина и Александр Сладковский

Отдельно стоит сказать про Сладковского и его оркестр. Это уже банальность — говорить, насколько Сладковский преобразил прежде вполне заурядный провинциальный оркестр. Но нельзя не восхищаться, насколько же чистым стал его звук, насколько он динамичен и взвешен в оркестровых группах. И особенно в духовой, там вовсе революция. Госоркестр Татарстана обладает теперь феноменальной кларнетной и валторновой группами, да и ведущая флейтистка отчаянно хороша. На фоне бедовой ситуации с духовыми в России оркестр Сладковского выглядит белой вороной. И все оркестровые композиции (а они именно что с богатой духовой партитурой) — что антракт к 3 действию «Самсона и Дилилы» Сен-Санса, что интермеццо Леонкавалло, что увертюра к «Норме» Беллини — звучали настолько рельефно и детализировано, что можно только порадоваться за Казань и Сладковского.

Александр Сладковский
Александр Сладковский

Концерт Аиды Гарифуллиной сложился как сложился. У той же Нетребко тоже были нелады с русской классикой. С другой стороны, к нам приезжали немецкие и даже корейские певицы, которые были весьма убедительны. Не стоит торопиться с выводами. Очевидно, что у Гарифуллиной действительно уникальный голос, она молода, и она пока берется за все, что можно. С годами придет опыт, рассудительность, взвешивание возможностей. Ее бельканто поистине восхитительно, это высочайший класс пения. И зал аплодировал минут двадцать, - потому что было за что.

Аида Гарифуллина
Аида Гарифуллина

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

Александр Сладковский
Александр Сладковский

Аида Гарифуллина и Александр Сладковский
Аида Гарифуллина и Александр Сладковский
01/08/2016 - 16:17   Classic   Новости
ГСО Татарстана под руководством Александра Сладковского запишет все симфонии и инструментальные концерты Шостаковича к 110-летию со дня рождения композитора для фирмы "Мелодия".

Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе оркестра.

Запись начнется в Казани и завершится 7 сентября. В работе над тремя дисками инструментальных концертов, релиз которых намечен на осень, примут участие лауреаты конкурса Чайковского: Сергей Догадин и Павел Милюков (Первый и Второй скрипичные концерты), Лукас Генюшас и Дмитрий Маслеев (Первый и Второй фортепианные концерты), Александр Бузлов и Александр Рамм (Первый и Второй виолончельные концерты). Работы по записи музыки возглавит звукорежиссер Мариинского театра Владимир Рябенко. Как пояснил ТАСС маэстро Сладковский, записать музыку Шостаковича - его давняя мечта. "Мечта эта очень давняя. Она связана и с впечатлениями моего детства: сильнейший импульс к желанию стать дирижером дала изданная "Мелодией" запись Берлинского филармонического оркестра с Караяном из Большого зала Московской консерватории. Это был год 1972-й или 1973-й", - рассказал он.

Сладковский также добавил, что тема Шостаковича тесно переплетена с его петербургским прошлым. "Мне посчастливилось быть немного знакомым с Исааком Гликманом, секретарем и одним из ближайших его друзей и соратников. Есть такая книга - "Письма к другу. Дмитрий Шостакович - Исааку Гликману", которую я, конечно, прочел от корки до корки. У меня всегда было чувство, что Шостакович где-то рядом", - поделился маэстро. Он добавил, что мечтал записать весь этот массив музыки еще к столетию Шостаковича. "Но тогда у меня не было своего оркестра. Спустя десять лет я подхожу к другой юбилейной дате с осознанием того, что мне удалось создать такой оркестр, который сегодня может воспроизвести весь этот материал. Я счастлив, что оркестр Татарстана превратился в коллектив, способный браться сегодня за целые циклы партитур такого уровня сложности", - заключил артист, отметив, что также в его планах - записать все симфонии Малера.

01/04/2016 - 01:42   Classic   Новости
Художественный руководитель и главный дирижер государственного симфонического оркестра Татарстана Александр Сладковский стал народным артистом РФ.

Это звание ему присвоено указом Президента России. Кроме него, звание народного артиста России получили Игорь Верник, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, Николай Лазарев, Владимир Носик.

Александр Сладковский
Александр Сладковский

Александр Сладковский родился в 1965 году в Таганроге. В 10 лет переехал из Таганрога в Москву. Окончил Московскую военно-музыкальную школу МО СССР по классу труба, Московская консерватория — Военно-дирижёрский факультет и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора В. А. Чернушенко).

Александр Витальевич Сладковский - Посол Универсиады 2013, главный дирижёр церемоний открытия и закрытия XXVII Всемирной летней Универсиады 2013, Лауреат III Международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева (1999), дирижёр года в России по версии «Музыкального обозрения» (2011), победитель конкурса «Благотворитель года — 2011»,«Благотворитель года — 2013», лауреат премии Олега Янковского «Творческое открытие 2011—2012», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, награждён медалью «В память 300-летия Петербурга», награжден памятным знаком - медалью "Николай Римский-Корсаков", орденом «Дуслык» - «Дружба». Почетный доктор международной кафедры ЮНЕСКО Университета управления ТИСБИ (Казань, Россия). С 2013 года Александр Сладковский является артистом Sony Music Entertainment Russia. С сентября 2014 г. стал артистом АМС.

Быстрый поиск:
02/05/2015 - 23:52   Classic   Концерты
Программа открытия оказалась на редкость разноплановой — от легкомысленной «Свадьбы Фигаро» к технически изощренному Концертштюку для четырех валторн Шумана, затем шестидесятнический Концерт для двух фортепиано Александра Чайковского и под конец — сложнейший мучительно-болезненный «Стикс» Канчели.

Соединял все эти разноцветные номера программы разве что оркестр «Новая Россия», но ему пришлось поработать под двумя дирижерскими личностями — собственно руководителя Юрия Башмета и отменно выстраивающего под себя Александра Сладковского.

Открытие фестиваля

Если Увертюра к «Свадьбе Фигаро» каких-либо сомнений вызвать не могла, то Концертштюк Шумана ожидался с большим нетерпением. Специально для его исполнения в Ярославскую филармонию прибыли сразу четыре солиста-валторниста из Венского филармонического оркестра, как раз гастролирующего ныне в России, - Мануэль Хубер, Йозеф Райф, Вольфганг Линтнер и Себастьян Майр. Все музыканты с немалым опытом. Концертштюк Шумана — произведение короткое, но нарочито концертное и по определению эффектное. Венцы сыграли надежно, но вот взаимодействие с оркестром как-то сходу не наладилось, и квартет валторн нежданно потерял искомую шумановскую легкость. Ближе к коде понимание все-таки нашлось, и завершили его венцы приятно эффектно.

 Концертштюк Шумана

Концерт Александра Чайковского для фортепиано с оркестром (соч.70) довелось услышать впервые. Когда-то этот концерт играл знаменитый Александр Слободяник, после его смерти Чайковский решил посвятить произведение памяти Слободяника. В Ярославле за рояли сели Ксения Башмет (дочь Юрия Башмета) и Дарья Чайковская (дочь Александра Чайковского). Обе пианистки уже не раз выступали вместе, в том числе с этим произведением. Концерт весьма экспрессивен и по-хорошему шестидесятничен. В его ритмичных тотально позитивных темах слышится и Свиридов, и Шуман, и Шостакович. Пианистический дуэт должен быть необычайно чуток друг к другу, ведь партии буквально воздушно переплетаются меж собой, и то и взрываются антетезами. Ксении и Дарье это удалось в полной мере, а «Новая Россия» под управлением Сладковского отменно поддержала.

Концерт Александра Чайковского для фортепиано с оркестром

Наконец, достойным завершением открытия фестиваля стал «Стикс» от Гия Канчели, посвященный Башмету, и играемый им с неподдельным удовольствием. «Стикс» вплетает в себя буквально все те грани, по которым столь любим и знаменит Канчели, от наивных грузинских наигрышей до стонущего в мрачном фортиссимо оркестре. Возможно, это лучшее из написанного Канчели.

«Стикс» от Гия Канчели

Башмет-альтист в «Стиксе» всегда немного двуликий Янус — раскрывая борьбу между жизнью и смертью, он работает сознательно аффектировано для контраста. Все трагические, жалобные стенания альта сыграны им нарочито сухим звуком, зато для жизнелюбивых сладкоголосых мелодий жизни Башмет не жалеет сусальных вибрато, буквально ввинчивая пальцы в струны. От чередования пианиссимо и фортиссимо у слушателя может закружиться голова.

«Стикс» от Гия Канчели

Работа маэстро Сладковского также выше всяких похвал. Тот самый катарсис, когда на коде после нескольких предсмертных сухих писков альта из тишины вдруг зарождается рокот оркестра, незаметно перерастающий в оглушающе торжествующий рев — в полной мере заслуга чуткого Сладковского и абсолютно послушного ему вышколенного оркестра «Новая Россия».

Юрий Башмет
Ксения Башмет

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото автора