Русский хор имени А. В. Свешникова

27/11/2022 - 05:30   Classic   Концерты
В Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла, что на Китай-городе, прошло представление «Реквиема» Моцарта с участием МГАСО, Русского хора имени А. В. Свешникова и приглашенных солистов.

А кто приглашенные солисты? Лилия Гайсина (сопрано), Анастасия Бондарева (меццо-сопрано), Михаил Нор (тенор), Олег Цыбулько (бас). Имена именитые.

Моцарт был католиком, а не лютеранином. Но именно представления заупокойной мессы Моцарта выглядит максимально аутентичными в этом красивейшем лютеранском соборе Москвы. К тому же добавляется видеоряд — фрески и картины времен Возрождения на библейские темы, и он проецируется на купол собора.

«Реквием» Моцарта
«Реквием» Моцарта

Московским государственным академическим симфоническим оркестром (чуть урезанным по случаю) дирижировал известный по сотрудничеству с МГАСО и основанным им благотворительным фондом Collegium Musicum Олег Романенко. «Реквием» исполнил во второй редакции Франца Байера (2006), собственно, Романенко и был главным пропагандистом этой редакции в России. Зрители больше привыкли к старой версии Франца Ксавера Зюсмайера, ученика Моцарта, дописавшего неоконченный из-за смерти шедевр Моцарта. Честно говоря, тут дело вкуса. У Зюсмайера все более эмоционально и он ученик Моцарта, лично присутствовавший при работе над «Реквиемом». У Байера все выдержано более аутентично по-моцартовски, но менее ярко, как мне кажется. А может, это просто дело привычки.

В любом случае, это выглядело трагично и чувственно, как и подобает последнему творению Моцарта, ставшего весьма религиозным в последние годы жизни (а прожил-то он всего 35).

Нельзя не упомянуть весьма эксцентричную историю «Реквиема». Которую Моцарту заказал некий «черный человек», по Пушкину, в итоге оказавшийся слугой графа Франца фон Вальзегга, забавлявшегося покупкой у композиторов произведений, который он впоследствии выдавал за свои. Если бы сам Моцарт узнал об этом, вряд ли он написал бы столь мощный и трагический гимн бессмертию.

Олег Романенко энергично управлял всем происходящим, а даже когда не управлял, отвлекаясь, например, на оркестр и оставив хор Свешникова без внимания, хор вообще не замечал этого. Они «впеты», они много раз пели «Реквием», и вся динамика у них отработана до автоматики.

После первой части Requiem aeternam неопытные зрители попытались похлопать. Олегу Романенко это активно не понравилось, и он тут же вовсе отказался от пауз между частями, и даже немного ускорил темп. Большой вопрос — стоит ли исполнять «Реквием» Моцарта без пауз. Мне кажется, они создают какие-то трагические цезуры между частями, и к тому же выгодно оттеняют каждую из частей. А иначе все немного сваливается в общую кучу. Это не критика, просто замечание на полях дневника.

А солисты были откровенно хороши. Ладно бас Цыбулько, который отпел этих «Реквиемов» на десять жизней. Но каковы же сопрано Лилия Гайсина и меццо Анастасия Бондарева! Безупречное интонирование, чистейший полетный тембр, идеальное попадание в материал. Тенор Михаил Нор при первом включении вызвал некоторые опасения из-за чересчур плачущей интонации и пения вообще всех фраз на «у». Но затем выправился, и превосходно допел до конца. Блистательный квартет.

Что касается урезанного оркестра, а Моцарт сам убрал из него флейты, гобои, кларнеты и валторны, - МГАСО был хорош. Неудобство доставляли разве что тромбоны, попадавшие в ноты и тембр с частотой телелотереи. Ну, с медью у нас вечные проблемы… А вот деревянные духовые были отменно хороши. Не говоря уж о струнных. Оркестр вынес испытание с честью.

Вадим ПОНОМАРЕВ

23/11/2022 - 16:13   Classic   Анонсы
IX Международный рождественский фестиваль «Адвент» традиционно пройдет в Евангелическо-лютеранском соборе святых Петра и Павла, он продлится с 1 по 25 декабря.

Фестиваль «Адвент», основанный Фондом Collegium Musicum, ежегодно приглашает слушателей окунуться в удивительную атмосферу подготовки к Рождеству. Это особое время ожидания чуда, и концерты фестивальной афиши распахивают дверь в мир грядущего праздника.

Международный рождественский фестиваль «Адвент»
Международный рождественский фестиваль «Адвент»

Приоритеты фестивальной афиши — эксклюзивные программы, высокий профессионализм музыкантов и создание неповторимой атмосферы в уникальном пространстве собора при помощи масштабной проекции. В этом году фестиваль посвящен двум важным для лютеран датам.

«Я решил посвятить фестиваль 500-летию издания Нового Завета в переводе Мартина Лютера на немецкий язык, а также 505-летию Реформации, без которой этот перевод был бы невозможен. Эти события сыграли решающую роль в распространении Библии по всему миру. Конечно, отдельные книги переводились и раньше, но ни один перевод не достигал той красоты и силы выражения, которых добился Лютер. Это было не просто новое явление в области лингвистики, а подлинное духовное деяние! В последующие века лютеровская Библия стала самой читаемой книгой на немецком языке, ее тексты вдохновили композиторов на создание великих шедевров, самые известные из которых — Реквием Брамса, кантаты Баха и оратории Мендельсона», — рассказывает директор Фонда Collegium Musicum и дирижер Олег Романенко.

Именно музыка Феликса Мендельсона будет звучать на торжественном открытии фестиваля 1 декабря. В нем примут участие два прославленных коллектива: Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова и Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова. Под управлением Олега Романенко они исполнят «Реформационную» симфонию, где в финале появляется знаменитый хорал Лютера Ein Feste burg ist unser Gott («Господь – Твердыня наша»), и симфонию-кантату Lobgesang («Хвалебный гимн»), написанную Мендельсоном в честь открытия памятника Иоганну Гутенбергу, издателю, напечатавшему первую Библию.

4 декабря фестиваль продолжит органный вечер «Бах-гала»: формат, когда органисты разных поколений исполняют на историческом органе собора музыку немецкого мастера, завоевал любовь фестивальной публики. Программу готовят постоянные участники проектов Collegium Musicum – Фёдор Строганов, испанский органист Даниэль Сальвадор и мэтр отечественной органной школы, заслуженный артист России Александр Фисейский.

Два вечера посвящены музыке Ренессанса и раннего барокко. 11 декабря ансамбль The Readers представит программу из произведений итальянского треченто, то есть созданных в Италии в 1300-е годы. Прозвучит самая ранняя сохранившаяся вокальная музыка на итальянском языке, а также сочинения великих мастеров XIV века. Уникальность ансамбля состоит в том, что музыканты работают только с оригинальной нотацией, играют исключительно по манускриптам и занимаются коллективной импровизацией, чтобы сделать музыку того времени своим родным языком. А 15 декабря ансамбль Transients представит программу «Механизм Рождества»: это рождественская мистерия, которая сложилась из произведений немецких композиторов раннего барокко и рассказывает всю историю Рождества — от непорочного зачатия до прихода волхвов. 11 и 15 декабря вся музыка будет звучать на исторических инструментах.

Отражение барокко в современности и наоборот — центральная идея концерта «Зеркало в зеркале» 18 декабря. Это программа для тех, кто ищет нечто большее, чем просто академический концерт в пространстве собора: известный альтист Сергей Полтавский вместе с музыкантами-единомышленниками объединил сочинения Генри Пёрселла и Клаудио Монтеверди с опусами наших современников, а старинные инструменты — с саксофонами.

Фестиваль завершится 25 декабря, в день западноевропейского Рождества, традиционным исполнением рождественских кантат Иоганна Себастьяна Баха. В праздничный вечер прозвучат две кантаты, которые объединяет знаменитый гимн Мартина Лютера Nun komm, der Heiden Heiland («Гряди, Спаситель народов»). Эта музыка отличается торжественным характером, а ансамбль старинной музыки Collegium Musicum полностью погружает в атмосферу эпохи.