В своём обращении к слушателям солист театра «Новая опера» Василий Ладюк сказал: «Фестиваль позволит вам открыть оперу для себя и себя для оперы, войти в этот волшебный мир, который будет представлен интернациональным составом талантливых исполнителей, всей душой преданных великому искусству — делу своей жизни».
Фестиваль охватил несколько жанров музыкального искусства и посетил разные московские площадки. В нём участвовала команда певцов-единомышленников из разных московских театров и приехавших из-за рубежа, где они покоряют лучшие оперные сцены мира.
Открылся Фестиваль в театре «Новая опера» спектаклем «Севильский цирюльник» Россини. В обычном репертуарном спектакле была своя «изюминка». Вместе с Василием Ладюком в партии Фигаро на сцену впервые в роли Розины вышла солистка Большого театра Анна Аглатова. Дебют был великолепным и очень украсил спектакль. Певица порадовала не только красивым голосом, но и актёрским темпераментом. Это была настоящая героиня Россини — лукавая и обаятельная смелая и решительная, которая всегда добивается того, что задумала. Анна Аглатова - Розина, Василий Ладюк - Фигаро, Сергей Романовский - Альмавива, Евгений Ставинский – Дон-Бартоло, Владимир Кудашев - Дон Базилио разыграли веселый и остроумный спектакль, в меру импровизационный и высокий по художественному качеству. В этом артистам помог главный дирижёр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов, приглашённый на фестиваль. Россини - вообще его композитор, оперы которого дирижёр проводит ярко, стильно, никогда не нарушая баланс звучания оркестра и солистов и точно соблюдая музыкальную форму.
Следующим был камерный вечер, который, естественно прошёл в Камерном зале Дома музыки. Здесь уже царили Василий Ладюк и его концертмейстер Татьяна Сотникова, представившие «Золотые страницы русской вокальной лирики»: романсы Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Метнера. Были выбраны как широко известные, так и редко исполняемые произведения. Вечер показал, что Ладюк не только мастер крупных оперных форм, но и тонкий художник, «рисующий» глубокие психологические, порой трагические состояния героя, как например, «Всё отнял у меня» Рахманинова, «Соловей», «Хотел бы в единое слово» и «Вечер» Чайковского, и легкие мимолётные зарисовки чувств, настроений и картин природы. Настоящим партнёром Ладюка была концертмейстер Татьяна Сотникова, тонкий музыкант, прекрасно знающая исполняющая русскую и зарубежную романсовую литературу. Она создавала атмосферу камерности, изысканности, играя вступления и постлюдии, и прекрасно подавала певца. Очень бы хотелось, чтобы они оба продолжали работать над камерным репертуаром и устраивать такие вечера. Они так редки сегодня в Москве. Неплохо бы продолжать традиции великих русских певцов: Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Ирины Архиповой, Евгения Нестеренко, Елены Образцовой. ..
Не удержался Василий Ладюк и от того, чтобы не попробовать себя в джазе. «Гершвин&Со.» тоже состоялся в Камерном зале Дома музыки. В первом отделении, которое начал замечательный барабанщик Виктор Сыч «Песней ритма» П. Смадбэка, Василий Ладюк и его друзья-оперники Георгий Васильев и Вита Васильева в сопровождении пианиста и композитора Александра Покидченко спели произведения Гершвина, Бернстайна. Второе было отдано мастерам джаза: выступили Квартет Даниила Федорова, джаз-певица Полина Орбах, феноменальная стипендиатка Благотворительного фонда В. Спивакова Полина Тарасенко, играющая на многих медных инструментах, и другие музыканты. В финале к ним присоединились Василий Ладюк и его коллеги, для которых участие в джазовом вечере оказалось не более чем «пробой пера».
Одним из важных событий музыкального Фестиваля стал концерт Памяти учителя, посвящённый 80-летию со дня рождения уникального музыканта и человека Виктора Сергеевича Попова, основателя и руководителя Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (1970), Академии хорового искусства (1991), главного дирижёра и художественного руководителя Московского хорового училища им. А. Свешникова, прошедший в Светлановском зале Дома музыки. В нём участвовали Национальный филармонический оркестр России и молодой дирижёр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Тимур Зангиев, Хор Академии хорового искусства им. В. С. Попова и солисты, выпускники Академии. Программа целиком состояла из шедевров зарубежного оперного искусства. В первом отделении исполнялась музыка французских и итальянских композиторов, во втором — только Верди. Атмосфера была праздничной, на экране портрет Виктора Сергеевича и кадры из его творческой жизни в Академии и училище: репетиции, гастрольные поездки по всему миру, размышления. Все пели и играли замечательно. Хор (худрук Алексей Петров) как всегда поражал изумительным звуковедением, пластичностью и стилистической тонкостью («Ave Maria» Каччини, хор пленных иудеев из «Набукко»). Певцы все именитые, выступающие по всему миру: Василий Ладюк и приглашенные им солист «Новой оперы» тенор Георгий Фараджев, бас Николай Диденко, сопрано Екатерина Лёхина и солистка Лионской оперы Елена Галицкая. Кроме того, Ладюк, Диденко и Лёхина - приглашённые солисты Большого театра. От них ждали многого, и зрители не обманулись в своём ожидании. Звучали арии и дуэты из опер Доницетти, Бизе, Тома, Делиба и Верди. Молодые артисты продемонстрировали прекрасную вокальную школу, яркую эмоциональность, отличное знание итальянского и французского языков. Арии привлекали глубиной психологического раскрытия характеров героев. Дуэты пленяли красотой, одухотворённостью и гармоничностью: Дуэт цветов («Лакме», Лёхина и Галицкая), Лейлы и Зурги, Зурги и Надира («Искатели жемчуга, Галицкая и Ладюк, Фараджев и Ладюк), сдержанностью, драматизмом: Дуэты Карлоса и Родриго, Филиппа и Родриго («Дон Карлос» Фараджев и Ладюк, Диденко и Ладюк), Симона и Фиеско («Симон Бокканегра», Диденко и Ладюк). Грандиозным был финал вечера Памяти В. Попова — Хор, оркестр и солисты исполнили огромную сцену Триумфа на площади в Фивах из оперы Верди «Аида».
Последний концерт фестиваля тоже отличался своей оригинальностью Он прошёл в Зале им. Чайковского и его участниками стали Большой хор «Мастера хорового пения» п\у Льва Конторовича, Василий Ладюк и примадонна Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава. В первом отделении хор и солисты радовали слушателей духовной музыкой Д. Христова, П. Чеснокова, А. Косолапова и Митрополита Илариона (Алфеев). Очень красиво прозвучала «Ave Maria» Баха-Гуно, Шуберта и Каччини. Особенно проникновенной и завораживающей получилась у Хиблы Герзмавы «Ave Maria» Каччини. Второе отделение начали с музыки Георгия Свиридова. Замечательно, что в программу включили два фрагменты из его «Пушкинского венка»: «Зорю бьют» и «Зимнее утро», где солировали Василий Ладюк и артисты хора. Затем прозвучали «Полёт шмеля» Римского-Корсакова и «Шутка» Баха в мастерской аранжировке Л. Конторовича и мастерском исполнении хора. Но вот два следующих опуса Конторовича оказались, мягко говоря, неуместными. Речь идёт об исполнении Ладюком арий Елецкого из Пиковой дамы» и Пьеро из «Мёртвого города» Корнгольда не в сопровождении оркестра, а аранжировке Л. Конторовичем оркестровой партии для хора. Получилось какое-то невыразительное шумовое сопровождение, мешающее красивому звучанию голоса певца. К счастью, закончили вечер хорошо, спев на «бис» «Подмосковные вечера» Соловьёва-Седого с хором и солирующими Василием Ладюком и Хиблой Герзмавой.
Несмотря на небольшие погрешности последнего концерта, фестиваль «ОПЕРА Live» прошёл успешно, вызвав желание побывать на нём в следующем сезоне.
Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Комменты