- В принципе, вся наша работа — это мясное дело. Как это ни грубо звучит, это правда. Все разговоры о высоких материях, о дыхании — это красиво. Но - мы поем мышцами, мы поем за счет нейронов нашей нервной системы, а все это весьма прозаическая субстанция. Очень важно смотреть на неромантические, физиологические составляющие академического, оперного пения.
Дмитрий Вдовин начал с места в разгон. Он слушал пришедших на мастер-класс студентов Сочинского училища искусств, и тут же давал ценные советы, интересные любому, кто занимается академическим вокалом.
Главной ошибкой у всех пришедших на мастер-класс Вдовин назвал непонимание смысла того, о чем поет артист. Буквально каждого он спрашивал — о чем ария? Выяснилось, что никто толком не знает содержания арий, и не только на итальянском, но и спетых на русском. Вдовин терпеливо объяснял:
- Представьте кого-то, за кого вы отдали бы свою жизнь. И пойте эту арию именно для него. Ваш герой привык, что ему все барышни вешаются на шею. А она — не вешается! Он в удивлении, он недоумевает. Меняйтесь! Это же театр! Будьте другим! Видите, этот характер потребовал другого тембра, другого движения голоса. Более итальянского. Потому что итальянская музыка — очень чувственная.
Как обычно, Вдовин разъяснял особенности произношения итальянских слов, это болезненная проблема для многих отечественных певцов.
- Вы начали немного суетливо. Само содержание арии не располагает к такому. Вы набираете дыхание, и звук должен идти легко вперед, достигая последнего слушателя в последнем ряду зала. Работу дыхания вы должны рассматривать как спиннинг, - все плетется, все бежит, дыхание должно быть все время в движении. Если дыхание встало — все, это потеря интонации, потеря контроля над голосом.
Хватало и вполне жестких оценок состояния вокальной школы в России в целом.
- Когда голос уходит внутрь, вы себя слышите хорошо, а слушатели нет. Проверить это можно просто: у вас в этот момент появляется ощущение, что голос звучит как-то немного противно. Это сигнал: дыхание, спиннинг остановился. Проблема нашей школы, что мы хотим постоянно украшать наши голоса, это пользуется успехом у публики. Но это неактуально сегодня. Нам нужна техника, чтобы постоянно проецировать голос в зал! Когда выходит русский певец, тут же слышно — темный голос, не идущий вдаль. Даже имея более развитые голоса, мы не можем перебить наших западных коллег. А теперь и восточных. Они выходят с более бедными голосами, но с меньшими усилиями заполняют зал голосом. Мы всегда должны думать о проекции звука в зал!
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комменты