Посередине Большого зала расположился помост с инструментами, вокруг него экранами к зрителям - мониторы разного размера, сами же зрители были рассажены с двух противоположных сторон от сцены, так что вышедшие музыканты оказались к кому-то лицом, к кому-то спиной, к кому-то боком. Но это не имело значения, поскольку действо "Из жизни планет" является скорее спектаклем, нежели концертом, где сидящие в кругу участники "Мегаполиса" сосредоточены на себе и музыке, а не на зрительской реакции. Даже монолог Олега Нестерова с рассказом о четырех невоплощенных киносценариях 60-х годов из, по его же выражению, "огромного кладбища неснятых фильмов", практически не прерывался аплодисментами (зрители даже выдохнуть лишний раз боялись).
Олег Нестеров
- Наше кино могло бы быть другим, мы могли бы по-другому жить, у нас был бы другой культурный код, - заявил в прологе лидер "Мегаполиса". - Наши фильмы 60-х - это была особая история, они непонятно откуда взялись и непонятно куда ушли. Но в них было закачано очень много воздуха.
Из рассказа о "Причале" - дебютном сценарии Геннадия Шпаликова - зрители узнали, как в нем не снялись ни Людмила Абрамова, в которую был влюблен режиссер этого фильма Владимир Китайский, ни Светлана Светличная, ни Марианна Вертинская, которую не пустила на съемки мама. Приостановление проекта стало одной из причин самоубийства Китайского. "Семь пар нечистых" по одноименной повести Вениамина Каверина не снял режиссер Владимир Мотыль, потому что стала "не интересна" описанная в ней тема сталинских репрессий, и режиссер чуть не сошел с ума от попытки "пробиться" сквозь бюрократическую стену, о чем красноречиво свидетельствовали зачитанные Нестеровым фрагменты из дневников Мотыля. "Предчувствие" Андрея Смирнова стало одним из многочисленных сценариев, написанных им от отчаяния и бездействия в течение 30 лет, когда ему - после оглушительного успеха "Белорусского вокзала" - не давали снимать кино как режиссеру. "Прыг-скок, обвалился потолок" - последний сценарий Геннадия Шпаликова, "о прелестях и ужасах пьянства», посвященный 11-летней дочери Даше и предназначавшийся для бывшей жены Инны Гулая, как оказалось, собрали по листочкам редакторши "Мосфильма" и даже почти смогли запустить в производство осенью 1974 года. Но 1 ноября Шпаликов покончил с собой. Все эти истории, с трагическими подробностями, сопровождала музыка "Мегаполиса": инструментальные композиции и песни, как будто написанные для этих сценариев, и такие же светлые, прозрачные и полные драматизма, - и кадры хроники тех лет.
- Может, это посвящение неснятым фильмам, а, может быть, моим родителям, - говорит в финале спектакля Олег Нестеров. - Мне иногда хочется их о чем-то спросить, но их давно нет в живых. И вспоминая свое детство и эти фильмы, я лучше понимаю своих маму и папу.
"На бис" к "Мегаполису" присоединилась поэтесса Вера Полозкова, которая дуэтом с Олегом Нестеровым проникновенно исполнила свою версию песни для фильма "Причал".
Комменты