CD. Billy's Band 2016
Жанр: джаз, блюз
На русском джаз поют многие, и многие на слуху (насколько это вообще возможно в русском джазе). И все-таки заявление Билли Новика совсем не безумие. Остыньте, и вспомните, какой НОВОЙ хорошей джазовой песне на русском вы подпевали в последний раз? Боюсь, не вспомнить. Ключевое слово — новая песня. При всем обилии джазовых талантов очень давно никому из них не удавалось создать действительно запоминающиеся песни, да хоть один шлягер, что там. Проблемы с песнями в русском джазе есть, и застарелые.
Billy’s Band начинал с каверов Tom Waits (очень удачных), затем удалось создать собственный запоминающийся образ «алко-джаза», а точнее, уникального сочетания русского шансона с юморком и минималистичной смеси блюза и джаза. При этом ни к шансону, ни к блюзу и джазу Billy’s Band никак не отнести. Русский рок (благодаря ротациям «Оторвемся по-питерски» на рок-станциях) - тоже мимо. Жемчужина инди-рока, создавшая узнаваемый стиль. Интеллигентный по-питерски и какой-то необычно размашистый, в стиле переулков Сан-Франциско.
Что же получилось с эпатирующей затеей? Получился новый альбом Billy’s Band под названием «Слегка». Знатоки джаза посмеются над характеристикой «джазовый альбом» - тут всё буквально каждые 8 тактов нарушает незыблемость как мейнстрима, так и «европейского джаза». И кажется, понятно, отчего. Вязь квадратов, наигранных прекрасными музыкантами — а тут, кроме Billy’s Band, на минуточку, сыграл сам Петр Востоков в трех треках, да и пианист Андрей Зимовец с контрабасистом Николаем Затолочным не последние люди в российском джазе, - рушится, едва начинает петь сам Новик. Потому что Новик поет не как джазовый вокалист, а как околоджазовый. Если большинство обывателей при слове «джазовая песня» вспоминает Леонида Утесова периода «Веселых ребят» или его же «Тюх-тюх», - то и Новик тоже его вспоминает. Только держит в голове и лирические песни Утесова. Иногда и Александра Розенбаума (тот уверен, что у него много джаза, как выяснилось на одной из телепрограмм).
Шикарный хрипловатый тембр Новика порою отсылает к Армстронгу, но изысканный подбор обертонов и послезвучий (самая суть вокального джаза) ему чужд — противоречит образу. Новик хорош в лирических зарисовках и нуарных двусмысленностях, которыми полны его новые песни. Он органичен и искренен, с той долькой лукавства и постмодернизма, что свойственны его образу. «Манит серебром глупцов удача, после не при чем, пусть оба плачут» - замечательно. «Не включать у детей телик, он ворует у детей детство» - тоже, хоть и Митяева.
А что же шлягеры, спросите вы. Для джаза шлягеры — это либо стандарты (их много раз обыгрывают музыканты) или что-то адски запоминающееся («Тюх-тюх» или «Караван» того же Эллингтона). Стандартов для джаза тут не просматривается, уж слишком похожи многие композиции на уже давно хорошо известные. Разве что голод на новые песни заставит джазовое сообщество принять и часто исполнять их. А вот запоминающиеся все-таки есть - «Я с тобой, мой родной человек» меж колыбельной «Спокойной ночи, малыши» и «До свиданья, до новых встреч» Пахмутовой заставит прислушаться среднее поколение. «Мы обманем луну» - тут цепкая хит-фразочка, остается в памяти… «До завтра, нас здесь нет» - отсылка к «Голубому щенку» Гладкова и «Московских окон негасимый свет» Хренникова с тем же Утесовым, тоже заколдует.
Billy’s Band герои уж тем, что хотя бы попытались. Российский джаз в таком застое, что давно уж следовало бы разогнать кровь по закоулочкам. Билли Новик сделал все, что мог на этом этапе. Это прекрасная пластинка, качественная музыка и Новик в разных образах разных советских певцов (от Утесова до Звездинского и Розенбаума), поющий джаз. Не получилась самая малость — заявленное. И думается, что просто не хватило времени на погружение. И даже мало погрузиться в эстетику, надо еще предложить что-то гениально новое. Мелодию, ритм, семпл, затакт. Что-то атомарное. Но за попытку спасибо. Это действительно приличные джазовые композиции, вторичные, но на русском. Многие бы позавидовали бы.
Оценка: 8 из 10.
Гуру КЕН
Комменты