Состоялось десять концертов и много премьер. Если первый день фестиваля открылся двумя мировыми премьерами российских композиторов Олега Пайбердина и Владимира Николаева, то завершилось «Другое пространство» российской премьерой американского композитора Джона Адамса.
Джон Адамс, которому в 2017 году исполнится 70 лет, сегодня наряду с Арво Пяртом и Джоном Уильямсом является одним из самых часто исполняемых во всем мире композиторов. Среди его богатого творческого наследия выделяются актуальные оперы: «Никсон в Китае» об исторической встрече Ричарда Никсона с Мао Цзэдуном», «Смерть Клингхоффера» о захвате пассажирского парохода палестинскими террористами, «Доктор Атом» о создании и испытании первой атомной бомбы, а также «Цветущее дерево», которую называют «Волшебной флейтой» наших дней. В планах композитора на юбилейный 2017 год - премьера новой оперы «Девушка с золотого Запада».
В 2000 году на грани XXI века у Джона Адамса появилось первое масштабное произведение в жанре рождественской оратории — EL Nino («Младенец Христос») для сопрано, меццо-сопрано, баритона, трио контратеноров, смешанного хора, детского хора и оркестра. Либретто постоянного сотрудника Адамса, режиссера Питера Селларса. Ему же принадлежит и идея оратории, ему же автор посвятил свое сочинение.
Мировая премьера Рождественской оратории американского композитора прошла 15 декабря в Парижском театре Шатле. Американская же состоялась в 2001г. в Сан-Франциско. Питер Селларс создал мультимедийную постановку. В ней помимо хора и солистов участвовали мимы-танцовщики. Действие развертывалось на фоне фильма: в нем история Рождества проецируется на современную Калифорнию…
В нынешнем ноябре благодаря фестивалю «Другое пространство» и россиянам удалось познакомиться с уникальным сочинением Джона Адамса. Его Рождественская оратория потрясает богатством литературного и музыкального материала. В либретто вошли фрагменты из Евангелий от Матфея и от Луки, Книги Пророка Исайи и Пророка Аггея, Апокрифов Нового Завета, рождественской проповеди Мартина Лютера, а также стихи четырех латиноамериканских поэтов, которые жили на рубеже 19-20 и в 20 вв. Среди стихов есть и духовные. Разнообразие языков. Евангельские тексты даются на английском, один на латыни. Современная латиноамериканские стихи идут на испанском.
Оркестр многообразный — двойной состав деревянных духовых, из медных только валторны и тромбоны, арфа, фортепиано, челеста, ударные и струнные. Слышится и тихий звон гитары, наличествуют щипковые инструменты — лютни, теорбы, придающие испанский колорит.
Ораторию представляли замечательные коллективы: Симфонический оркестр России им. Евг. Светланова п\у худрука и дирижера Владимира Юровского, сдержанный и убедительный Эстонский Национальный хор (худрук Микк Юлеоя), Хоровая капелла России им. А. Юрлова (худрук Геннадий Дмитряк), Большой Детский хор им. В. Попова (худрук Анатолий Кисляков, дирижер Георгий Журавлев) и приглашенные солисты. Очень интересный состав солистов: одно сопрано Розмари Джошоу (Великобритания), меццо-сопрано Мишель Де Янг (США), бас Максим Михайлов (единственный россиянин, но живущий за границей ) и трио американских контратеноров Дэниел Бубек, Брайан Каммингс и Стивен Рикардс. Джон Адамс отказался от закрепления голосов за партиями персонажей. У Марии два голоса, а у баса один голос, который изображает Иосифа, Ирода и самого Господа Бога. Партии архангела Гавриила и волхвов отданы трио контратеноров.
«Это произведение для меня - способ понять, что означает чудо», говорит композитор. Он и раскрывает перед слушателями историю Рождества, а «Младенец Христос» становится у него медитацией на тему всех рождественских событий. Адамс, естественно, воспользовался опытом своих предшественников Баха, Генделя, Бриттена. Но личность автора настолько сильна и духовна, а композиторское мастерство столь высоко, что рождается самобытное, глубоко психологическое и эмоциональное произведение, которое захватывает сразу и стремительно ведет за собой по рождественским тропам, раскрывая характеры и ситуации.
Вместе с исполнителями тонкий и чуткий музыкант Владимир Юровский выстраивает музыкальную драматургию Рождественской оратории Джона Адамса. Оркестр радует в туттийных местах роскошным мощным звуком, резкими контрастами звучания от грандиозного к камерному, от насыщенного к прозрачному, богатством тембральных сочетаний. Каждый из солистов нашел краски для своих персонажей. Особенно в этом преуспел Максим Михайлов, вокально раскрывая своих столь противоположных героев: Иосифа, Ирода и Господа Бога. Сопрано Розмари Джошуа была теплой, светлой и непосредственной Марией, а трио контратеноров внесли в ткань произведения красоту и гармонию. Органично звучали вокальные ансамбли: дуэты, терцеты, соло с хором. Все три хора: Эстонский Национальный мужской, Хоровая капелла им. А. А. Юрлова и Большой Детский хор им. В. С. Попова были не просто профессиональными, а каждый вносил свою художественную лепту в общее целостное прочтение партитуры Рождественской оратории Джона Адамса.
Впечатление от ее российской премьеры было потрясающим. Она явно запала в душу. И теперь, когда придет Рождество, она обязательно будет вспоминаться, более того, ее будет не хватать.
Елизавета ДЮКИНА
Фотографии предоставлены пресс-службой Московской филармонии
Комменты