Михаил Зотов, часть 2: «Наше радио» стало большим, чем просто радио!

Продолжаем публиковать большое вдумчивое интервью с Михаилом Зотовым, генеральным директором News Media Radio Group, о политике «Нашего радио». Ранее мы обсудили причину появления фолка в ротациях главной рок-радиостанции страны и причину отсутствия в этих ротациях жесткой рок-альтернативы.

Начало беседы можно прочитать здесь. Обозреватель NEWSmusic Гуру Кен и Михаил Зотов продолжают разговор.

- Почему «Наше Радио» не берет в ротацию инструментальную музыку? «Белый Острог», например? Хиреет ведь инструментальная музыка без радио-поддержки.

- Я все время возвращаюсь к этому вопросу. Последний раз, когда слушал новый альбом гитариста «Алисы» Игоря Романова, я понял, что хотел бы слышать и на «Нашем Радио» песни без слов. «Белый Острог» – это очень хороший пример. И у «Мельницы» есть отличные инструментальные вещи. Но нам не хватает смелости пока. У нас идет перестройка эфира, но невозможно на все решиться сразу. В идеале, инструментал тоже должен звучать на «Нашем».

Когда мы были совсем молодыми и продвинутыми, легко было ставить в эфир все, что хочется. Это сразу же объявлялось модным. Теперь, после 8 лет борьбы за выживание, так поступать все сложнее. В данном случае надо доказывать, что инструментальная музыка – это хорошо, это нескучно. Хотя, я уверен, мы еще придем к ней рано или поздно. Возможно, в следующем году.

На «Best FM» (радиостанция, входящая в холдинг News Media Radio Group, как и «Наше Радио» - прим.) мы ставим инструментальную зарубежную музыку, и людям это нравится, а с русской таких экспериментов пока не делали. Но хорошо, что ты тоже чувствуешь потенциал инструментала. Потому что мне иногда кажется, что у меня мало сторонников в этом вопросе.

Михаил Зотов
Михаил Зотов рассказал о политике «Нашего радио»

- Были явные проколы с исполнителями, когда «Наше Радио» брало их песни в ротацию, а они не «пошли»?

- В этом году это была проект «Михална» и песня «Ленинграда» «Губошлеп». Народ был в шоке от этой песни Шнура. Мне-то казалось, что песня «Ленинграда» – смешная песня. Но народ посчитал, что это редкий отстой. И приходится принять эту точку зрения.

С «Михалной» тоже обидная история. Виной негативного восприятия, на мой взгляд, стал телевизор, куда, как известно, все лезут. «Михална» делает необычную и недешевую музыку. Но чтобы оценить ее, надо прослушать несколько песен, не только «Безмужичье». По одной песне – сразу идет сравнение с «Глюкозой». Я услышал «Михалну» еще до «Нашествия». Потом продюсер поставил «Безмужичье» в телесериал про Петю Великолепного, от которого, видимо, ждали больше, чем получили. И песня там ярко представлена. Мы поставили ее в эфир, и вдруг опросы показали, что эту песню уже знает половина нашей аудитории. И она им уже дико не нравится, причем лояльным слушателям. Они услышали песню в «жутком» с их точки зрения сериале, который им не понравился, и решили, что это попса. А оставшиеся песни не вписываются в наш формат. Правда, у «Михалны» есть еще отличная песня про шоппинг, но я теперь не знаю, как ее ставить. Здоровое желание продюсера засветить своего артиста на ТВ привело к явной его неудаче в эфире «Нашего Радио».

- В своем блоге на livejournal.com я попросил позадавать тебе всякие вопросы и высказать впечатления. Мне пишут, что ты очень мощно проявил себя на последнем «Нашествии». Был спокоен, несмотря на все трудности.

- Лестно это слышать. Я чертовски устал, в конце концов. Когда все закончилось, уехал и отдыхал несколько дней. Срывы могли случиться. Хорошо, что не случились.

- Пишут также, что сложно передать демо-записи на радиостанцию из-за пропускной системы.

- Надо присылать по почте. До нас доходит. У нас нет отдельного здания и отдельного входа. Если придти к нам в офис, все нормально. Но там внешняя охрана, мы к ним не имеем отношения. Можно звонить на ресепшн 105-04-49, и договариваться, чтобы девушки вышли ко входу. Я попрошу программный отдел обсудить этот вопрос.

- Следующий вопрос. Кто-нибудь эти промодиски слушает?

- Не я. Ко мне доходит то, что передает мне программный отдел. Демо попадают к ним, и слушает их в основном Филипп Галкин. Прослушиваются все демки обязательно, иначе многие песни не появились бы в эфире. Есть вещи, которые приносят с улицы. Конечно, путь продюсера гораздо короче. Он выписывает пропуск, приносит в отдел пластинку и ставит ее.

- Какой процент песен попали в эфир самотеком? Не от продюсеров?

- Процентов тридцать. Например, как попала в эфир та же «Михална»? Диджей Макс Любимов много играет по клубам. Кто-то принес ее Любимову, он принес послушать ее нам. То есть это не так, что пришел, допустим, продюсер Пономарев и принес послушать своих подопечных. «Северо-Восток» пришли вообще без всяких продюсеров. Казахскую «Аномалию» Андрей Клюкин услышал на казахском «Нашествии», и принес послушать. Хоть она и не «пошла» в итоге.

До верхушки айсберга добраться не просто. Но мы сами занимаемся поиском. Вадим Самойлов ищет через свой «Худсовет» и сайт «Герой нашего времени». Из программы «Худсовет» попало в ротацию от силы две песни, но это скорее показатель уровня того, что присылают.

- Борис Березовский до сих пор остается собственником радиостанции?

- Это давно не так. Собственник – NEWS Corporation. То есть Мэрдок. Года четыре как.

- Рекламные поступления в последнее время выросли?

- Раньше какие-то рекламодатели не шли из-за маргинального имиджа радиостанции. Сама станция такой не была, а имидж – был. И думали, что ботинки или сотовые телефоны на ней рекламировать-то еще можно. А костюмы – уже нет. Сейчас ситуация изменилась. У нас рекламируются все автомобильные марки. Это не может не радовать.

В 2006 году мы больше внедряли другие «новые технологии». Долго думали, кстати, надо ли вводить SMS. И поняли, что это уникальная штука. Дозвониться в эфир сложно, и не каждому подходит. А послать SMS может каждый. И она гарантированно доходит. Есть эффект соучастия. Ты можешь ничего путного не сказать, но за свои же деньги. Имеешь право. Я бы сделал их бесплатными, если бы было возможно.

- Вышла книга Антона «Ботаника» Чернина про историю русского рока. Почему нет аудиокниги или книги с вложенными аудиотреками, иллюстрирующими этапы истории?

- Уйма согласований. Мы вот было решили выпустить фотоальбом «Нашествие». И музыканты начинают спорить – эта фотография не нравится, та не нравится. Можно и книгу выпустить с бонусами. Но это все-таки не дело радио – книги выпускать. Тут дело в том, что «Наше Радио» стало не просто радиостанцией. И нам приходится заниматься часто не тем, чем стоило бы или хотелось бы. Но про аудиокнигу подумаем, хоть это и другой бизнес.

- Знаешь, мне бы без «Нашего радио» в мире точно перестало бы хватать чего-то важного. Как ни крути, все-таки это связано больше со «стариками» из золотого века русского рока.

- «Наше Радио» – в десятке радиостанций по рейтингу, но не в тройке. Никакого пафоса нет. И падения рейтинга тоже нет. Мы экспериментируем. Недавно Костя Кинчев принес песню «Рок-н-ролл – это мы», он пел ее на последнем «Нашествии». И записал ее с 19 ведущими рок-звездами – Макаревичем, Бутусовым, братьями Самойловыми... Думаю, народ тряханет от нее.

Кстати, за последний год в ротацию вошло очень немного новых песен от мэтров, в том числе от «Алисы». Меня радует такая тенденция, – отсутствие зашоренности. Прежняя индустрия закончилась. У нас уже был свой Лед Зеппелин, свой Дип Перпл и т.д. И никуда они не денутся, мы их очень любим. А теперь нужно что-то другое. И мне кажется, что оно есть. Только, кроме «Нашего Радио», такую музыку никто пока не крутит.

Окончание. Начало - здесь.

Гуру КЕН, NEWSmusic.ru