Хотела сразу сказать – очередная, имея ввиду, что этот театральный коллектив исключительно мобилен, и премьеры в разных жанрах и формах следуют одна за другой. Однако хочу изначально свое слово откорректировать. Премьера была не очередная, а совсем особенная: по-новому раскрывающая и театральные искания этого талантливого коллектива, который движется к своему 25 - летию, и новую работу композитора Александра Кулыгина, который многие свои произведения создает именно для театра Чихачева. Убедиться в сказанном не составило труда – посмотрела на афишу и увидела, что каждый второй-третий спектакль идет с музыкой этого чрезвычайно талантливого и плодовитого композитора.
Сам премьерный спектакль называется весьма драматично – «Плаха». Его жанр определен как мюзикл-притча по мотивам одноименного романа Чингиза Айтматова – либретто и стихи Льва Яковлева.
Чингиз Айтматов ныне, к сожалению, не литературное имя, которое у всех на слуху. А вместе с тем, его кричаще яркой, самобытной прозой зачитывались советские люди в 1960-1980-е годы, открывая в то удушливое время величайший слой притчевых мотивов из серии вечных, смешений и смещений исторических событий. Помню, какое истинное потрясение, кроме «Плахи», принес роман и «И дольше века длится день». Однако философская проза Айтматова почти не замечалась театром, в том числе музыкальным. Литература и музыка издревле жили в особой близости – дополняя, оплодотворяя, договаривая друг друга. XX – е столетие открыло немало новых крупнейших имен для музыкального театра. Сошлемся для примера на Ф. Достоевского, Л. Тостого, а в камерной сфере озвучили стихи В. Маяковского, В. Хлебникова, О. Мандельштама, И. Бродского.
Не остался в долгу и нынешний век. Создан не просто мюзикл (хоть и с расширением – притча) по прозе Чингиза Айтматова, родилась по сути опера для музыкального театра. И эту сложнейшую задачу сообща решали режиссер Геннадий Чихачев, дирижер Владимир Янковский, художник Юрий Доломанов, художник по костюмам Елена Бочкова, балетмейстер Елена Коннова. Но правила бал, естественно, музыка Александра Кулыгина. Здесь она развивается исключительно сложно, как полифонические переплетения нескольких контрастных линий – от ритмов молодежной массовой культуры, до церковной риторики, молитвенных песнопений, ориентального звукового многоцветия до щемяще проникновенной лирики. Последняя же образно-смысловая ветвь – одна из главных – проникновенный запев гобоя, открывающий спектакль, становится его лейтмотивом. Именно в лейтмотивах безответность заданных Айтматовым вопросов: «Что такое человек? Что такое настоящая искренняя вера? Где цель всей жизни нашей? Что можем дать миру, в который пришли?»
В тексте программки позиционируется и еще одна важная мысль романа Айтматова: «Простых истин нет. За служение истине платится кровью.» И дальше: «Наш спектакль – крик: о человеческих ценностях и о правде, за которую некоторые чудаки готовы отдать жизнь».
Есть в «Плахе» и еще один центральный лейтмотив, функции которого не только чисто музыкальные (разъединяя объединить), но и пластически-визуальные. На протяжении всего действа в центре событий присутствует Птица (Людмила Городецкая) – она и символ; в конце спектакля ее крылья приобретают ангельские очертания, становятся белыми, огромными, дарящими миру надежду на спасение.
Подобная сложнейшая драматургия «Плахи» потребовала и от всей постановочной группы, и от композитора в первую очередь истинно театральной виртуозности. А. Кулыгин, опираясь на чисто симфонические методы развития: кроме лейтмотивной системы, дробность кратких сцен-эпизодов, имеющих свои репризы, весьма ощутима финалоцентристская тенденция. И действительно, весь важнейший тематизм не только концентрируется, но и трагически-возвышенно кульминирует в финале. Развязка, заданная музыкальной драматургией, предопределила несколько существенных для постановщика моментов. Активность темпоритмического пульса и действенность полиэкрана как бы заимствована из кинематографа. Последнее прежде всего достигается разноуровностью отдельных блоков сценического пространства, на которых в разных зонах вспыхивает действие (этот подвижно-прозрачный пол стеклянной сцены специально управляется «машинистом»). В силу этого размер сцены получил дополнительные возможности выставить не только опорно-смысловые, но и визуальные акценты, зримо сопоставить контрастные группы действующих лиц. Их очень много, как и самих персонажей.
К достоинству театра Геннадия Чихачева как единой художественной системы отнесем и выработанную у актеров-вокалистов способность мгновенно перевоплощаться в героя и его alter ego. (Константин Скрипалев воплощает с полной отдачей творческих сил Авдия и Иисуса). Спектакль «Плаха» населен густо: волки действуют рядом с людьми, исторические персонажи – Пилат (Евгений Бодяков) – с нашими современниками – Бромберг (Татьяна Петрова); группа анашистов, загонщики сайгаков, семинаристы, стражники и даже суслики и сайгаки. Регулярно возникает фигура Владыки (Алексей Городецкий), а также Инги (последняя даже лихо выезжает на мопеде). В спектакле А. Кулыгина – Г. Чихачева ведущую роль играют ансамблевые сцены, в частности, свое ключевое место занимает семья Волков: Акбара (Анна Альт), Ташчайнар (Григорий Захарьев) и волчонок (Вадим Поповичев), с которым так подружился Авдий. Не может не запомнится дуэт Инги (Наталья Репич) с внешне колючей, но доброй врачом Бромберг. Есть лидеры и в групповых портретах: Алена (Ленька) в исполнении Зинаиды Громоздиной или Обер (Владлен Михалков) и милиционер (Валерий Семенов) в клане загонщиков.
Но есть еще один важнейший коллективный герой спектакля, с персоналией которого зритель визуально знакомится на бис-поклонах. Это оркестр под руководством Владимира Янковского, который пока работает в труднейших условиях: инструменталисты не видны ни исполнителям, ни слушателям. Однако воля дирижера делает чудо: все сольные эпизоды и сложнейшие ансамбли звучат в строгом балансе с оркестром.
«Плаха» - спектакль сильный и впечатляющий. Равнодушным он не оставит никого – и в этом его сила.
Елена ДОЛИНСКАЯ, для журнала «Музыкальная Жизнь»
Фото предоставлены пресс-службой Московского музыкального театра п/р Г.Чихачева
Комменты