- Михаил, почему вдруг в книге «Мой rock-n-roll» в компании с Гребенщиковым и «Мумий Троллем» оказались Борис Березовский и даже Иосиф Бродский?
- Рок-н-ролл в книжке - конечно же, не музыкальный термин, а определение некоей системы координат, моего образа существования в этом мире. Стало быть, и книжка не о музыке как таковой, а о людях, которые произвели на меня неизгладимое впечатление, в том числе Бродский и Березовский.
Михаил Козырев написал книгу не о рок-музыке
- Принято говорить, что Питер - столица русского рок-н-ролла. Вы с этим согласны?
- Я приведу две цитаты из книжки «Мой rock-n-roll». Вот что по этому поводу говорит Борис Гребенщиков: «Рок в принципе не может быть русским. Он может быть либо общим, либо ничьим». А Слава Бутусов заявил так: «Все говорят, что русский рок мертв. Русский рок жив ровно столько, сколько буду жить я. А жить я собираюсь вечно».
«Попса наступает по всем фронтам!»
- Вы невероятно энергичный, креативный человек. Скажите, есть что-то такое в рок-н-ролле, чего вы не смогли сделать при всем желании?
- Я всегда старался заниматься тем, что мне нравится. Правда, в 1998 году, когда у меня была возможность стать программным директором канала МТV в России, этого не случилось. И я об этом очень жалею! Многие годы я был его преданным фанатом. Две недели вместе с Борисом Зосимовым (первым генеральным директором российского отделения МТV. - Прим. М. А.) мы обсуждали, каким должен быть канал, но, к сожалению, так и не нашли компромисса.
- Сейчас на МТV нет ни Зосимова, ни Козырева. А на канале крутят отечественную попсу, какие-то программы про автомобили и... липоксацию.
- Я думаю, что в мутации МТV скрыт глубинный смысл. Это своего рода общая картина того, что происходит на отечественной эстраде, на которую со всех сторон наступает попса. И это печально. Например, хозяева канала «МузТВ» никогда не скрывали своих коммерческих интересов, открыто декларировали, что раз канал был куплен за сумасшедшие деньги, то их нужно отбить любой ценой. А вот руководители МТV всегда утверждали, что у них есть некая творческая и идеологическая концепция. Но, как выясняется, этой концепции уже давно и след простыл.
- Отсюда и липоксация, крутые тачки и экскурсии по шикарным виллам звезд?
- Все это результат глобального пересмотра философии бизнеса. Изначально МТV был этаким брендом, который его основатели экспортировали в разные страны. Они продали лицензию и были заинтересованы в том, чтобы в этих странах у канала был хороший рейтинг. Но в какой-то момент хозяева канала развили сегмент производства своих программ до такой степени, что производство программ и продажа различных шоу стали приносить основную прибыль. Выяснилось, что производить подобные программы и продавать их своим филиалам в разные страны суперприбыльно. Сейчас центральному офису канала, в принципе, все равно, какой рейтинг у канала. Самое главное - подписать контракт на покупку нужного пакета программ. Во главе МTV формально стоят люди, ставшие легендами в истории музыки и телевидения, они придумали эти три буквы и запустили их. Они вошли в историю, они в шоколаде, периодически ездят как свадебные генералы на открытие новых филиалов. По большому счету им уже вообще ничего не надо. Естественно, кроме больших денег.
«Все жрут, а мне нельзя!»
- Но руководство канала по-прежнему присягает на верность творческим идеалам!
- Увы, лицемерия на ТВ хватает! И не только на МТV. Я недавно был в гостях у Тины Канделаки и полон впечатлений...
- Поделитесь ими с нашими читателями!
- Это было нечто чудовищное. Понимаете, ее в студии... нет!
- Извините, кого - нет?
- Тины Канделаки - кого же еще! Это просто искусно спрограммированная голограмма. Ее включают, настраивают, она ведет шоу, затем ее выключают и прячут в чемоданчик, чтобы снова раскрыть в новой программе...
- Простите, но я хорошо помню «Детали» с вашим участием. Вы спорили с Канделаки о судьбах рок-н-ролла и еще каких-то умных вещах!
- Да ее в принципе ничего не волнует. Она просто винтик в этой машине. Единственный человек, с которым она может поговорить по душам, - это ее редактор. Когда наступила рекламная пауза, мы с Вадиком были просто потрясены (вместе с Козыревым в гостях у Тины был лидер группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов. - Прим. М. А.). Тина говорит: «Мы разговариваем о судьбах русской музыки с Вадимом Самойловым и Михаилом Козыревым... Реклама на канале СТС!», и тут же начинается диалог с наушником:
«Да, солнышко мое! Конечно, надо заканчивать с этими диетами! Вчера у Потанина на вечеринке стою, как дура, среди этих суши. Все жрут, жрут, а мне нельзя!» Включается прямой эфир, и кто-то одновременно включает Канделаки! Следующая рекламная пауза - и та же история. Она что-то лепечет с подружкой про наряды, про вечеринку во Франции и в этот момент «выключает» своих собеседников. Чик, и нас словно нет рядом! А после этого гламурного трепа с подружкой, чик, и вопросик: «Михаил, скажите, если бы вы жили самый последний день вашей жизни, то с кем бы хотели его провести?»
- И что вы ответили?
- Вопрос был настолько нелеп, что мы с Вадиком Самойловым даже не смогли на него ответить и лишь улыбнулись.
Напишите хит с «хуком»!
- Михаил, когда же на нашем ТВ наступит рок-революция? Когда помимо «Фабрики звезд» и «Народного артиста» можно будет услышать ваших любимых певцов?
- Не нужно быть наивными. Вертикаль власти отстроена, горизонталь культуры утрамбована, диагональ потребностей определена. «Фаст фуд» стал нормой жизни. Мы просто обречены смотреть и слушать попсу. И надо честно признаться, что в этом «фабричном» ТВ-месиве будущие Высоцкие и Цои просто не будут замечены...
- Что же делать-то нынешним молодым музыкантам?
- В нынешней ситуации это настолько важная тема, что я посвятил ей целую главу в моей книге. Там даю 13 советов будущим суперзвездам.
- Интересно, какие?
- Самый важный: в музыке нет абсолютных законов и нерушимых правил. Ну и еще несколько: напишите хит с «хуком»; не сдавайтесь, человек сильнее обстоятельств; поступки важнее слов. Ну и, конечно, верьте в себя. Эти советы не голословны - их подтверждают реальные истории из жизни настоящих музыкантов.
Комменты