На презентацию пригласили известных артистов, деятелей культуры и искусства.
Съёмки клипа прошли в декабре 2012 г., премьера запланирована была на февраль 2013 г. И вот встречаем клип в октябре 2013 года - с презентацией и показом того самого видео.
Режисёр Алла Сигалова, оператор Марат Адельшин, слова Дианы Арбениной. В главной роли - Чулпан Хаматова.
Театральное таинство, куда погружается зритель, – это, скорее, индивидуализация и метафизический мир образов. В клипе чувствуется почерк Марата Адельшина (когда-то Наталья Подольская снималась в его клипе на песню «Жар-птица», а Александр Маршал и Виктория Дайнеко в «Снилось мне»). Изюминкой, безусловно, стало то, что Алла Сигалова, для которой этот клип стал первым как у режиссера, внесла свой неоценимый вклад.
Слова песни опубликованы в книге Дианы Арбениной «Аутодафе» (М.: Астрель, 2012) под названием «Иди ко мне (Мне нравится смотреть на тебя)». Сама же песня – манифест самодостаточности в релизе «4» (2012) Ночных Снайперов. Об этой композиции Диана говорила во время работы над клипом (фильм о фильме): «Если говорить о самодостаточности, то эта песня наиболее самодостаточна в альбоме. И она требует визуализации». Теперь песня обрела новую жизнь в видеоклипе.
В последние годы стало модным тяготение к тематике «что Вы больны не мной», достаточно взглянуть на сценарии новейших клипов. Скажем, на песню «Возьми меня за руку» (2013), со словами «я не хочу тебя терять». В главной роли - Наталья Чистякова-Ионова. Режисёр Максим Фадеев, слова и музыка тоже М. Фадеева. Похожий сценарий в клипе на песню «Нет тебя дороже» (Музыка - Д. Климашенко, слова - Д. Климашенко, А, Арих). Режисёр М. Ибрагимова. Исполняет Алсу. Кульминация: «И не друг, не враги мы, просто вечер усталой любви». Кадры на тему пробежки персонажей друг за другом по лестничному пролёту, битые зеркала, перевёрнутые скатерти, затем сцены примирения и объятий.
Кажется, что те же самые кадры с лестничным пролётом, зеркалами, столами, окнами, со сценами объятий обнаруживают себя и в работе Аллы Сигаловой на песню «Иди ко мне». Мужчина и женщина сливаются в объятиях. Это заключительная сцена. Главное отличие клипа – это, конечно же, хореография. Порывистая пластика сугубо драматической актрисы, закон поэтической материи.
Перед презентацией клипа задаю вопрос Ирине Хакамаде о том, что она думает о смысловых перекличках цветаевских строчек «Мне нравится, что Вы больны не мною» и арбенинских «Мне нравится смотреть на тебя». Ирина Хакамада: «Умные женщины всегда говорят об одном и том же». Так, пожалуй, и надо о традициях. Точно и ясно.
Мои вопросы Алле Сигаловой, которая дебютирует как клипмейкер. Она призналась, что работа над клипом была наполнена яркими ощущениеми.
Алла Сигалова
– В песне, на мой взгляд, есть гениальные слова: ”Мои морщины сосчитать не хватит пыли на луне”. Они нашли какое-то отображение в клипе?
– Нет.
– Ведь речь о переживании автором своего возраста. Песня «Иди ко мне» с её центральной проблемой – «Мои морщины сосчитать не хватит пыли на луне. Скорей иди ко мне». Почему скорей? Есть мотивация: ведь «Мы случились друг у друга». То есть «случились-то» не в юном возрасте.
– Мне кажется, что это не главные строчки. У нас героини Чулпан и Диана Арбенина.
– Как Вы считаете, стих «Иди ко мне» - это настоящее литературное произведение?
– Диана не претендует на литературу, она не Толстой и не Кафка, она поёт.
– Но строчки-то её? Они опубликованы.
– Да.
Ну, что тут скажешь? Кафка тоже не претендовал на литературу, и не считал себя великим. Тут не важно, кто претендует. Ведь есть строчки, и они живут. У Арбениной «Мне нравится смотреть на тебя», у Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной». Они опубликованы. Они звучат со сцены.
Презентация «Иди ко мне» началась с танца Чулпан Хаматовой на сцене театра «Современник». В полной темноте и без музыкального сопровождения. Первоначальной немотой взрывных движений. В платье от Елены Макашовой. Затем, стоя на одном колене с гитарой, Диана Арбенина исполнила «Иди ко мне».
Диана Арбенина
Вот Диана Арбенина говорит о работе над клипом.
– Мы сняли это год назад. И ролик был готов, по-моему, весной. Зима была, или ранняя весна. И я упиралась, говорила, что это надо доделывать, это должен быть другой монтаж и так далее. Прошло время, и я повзрослела.
Алла Сигалова объяснила, почему так долго длилась обработка.
– Я пошла на компромисс. Кое-что я убрала.
Елена Макашова уточнила.
- Это ещё смотря что? Убрала.
Диана Арбенина:
– Нет, подождите. Тут надо сказать, что когда я позвонила Аллочке, то попросила - снимите, пожалуйста, клип. А она мне, я вообще-то это никогда не делала. На что я ответила, сделайте тогда. И мы начали делать. Это такое было искусство, какое я могу назвать не видеоклипом на один сезон. Мне кажется, это останется навсегда, им можно гордиться, потому что это настоящая работа.
Чулпан Хаматова
Чулпан задала вопрос Диане.
– Меня интересует вот что. Ты пишешь песню. Ты её создаёшь. Она посвящена конкретным людям. Каким-то конкретным эмоциям. Конкретному твоему чувствованию. Потом ты её много лет поёшь. Расскажи, пожалуйста, за то время, пока ты её поёшь, у тебя модифицируются, изменяются объекты?
– Нет.
– Потому, что я когда играю про любовь, и начинаю в одном состоянии, и потом могу поссориться со своим партнёром, или как-то разочароваться в нём, то мне, как актрисе нужны другие лица, которые меня как-то стимулируют.
– А ты во вне? Да?
– Нет.
– Когда ты играешь, то ты играешь миру. Я пою себе.
– Я тоже играю себе. Поэтому я должна вспомнить эти чувства. А вспомнить их можно, только нащупав их внутри сегодняшнего дня. И вот ты сегодня вышла на концерт, и песня, которая была год назад, пять лет назад, десять лет назад посвящена конкретному человеку. Она модифицируется потом? В связи со временем?
– Нет. Она конкретному человеку не посвящена.
– То есть ты сама себе их пишешь. Сама «Иди ко мне».
– Я пишу песни не адресно. Должно что-то случиться, чтобы появилось первое, с чего начинается мысль. Я начинаю писать, и по большому счёту, тот, кто побудил, он – это не так уже важно, чем результат. А что касается чувств, то я в перманентном состоянии влюблённости, и я не выхожу из этого состояния. А на концертах в зал я не смотрю.
– Я тоже никогда не смотрю.
Чулпан Хаматова обратилась к Алле Сигаловой.
– А Вы смотрите?
– Да. Мне всегда интересен зал.
– То есть Вы танцуете, и при этом рассматриваете зал?
– Если есть общение с залом, то я хочу видеть лица.
– А если они в телефоне сидят, как у нас любят?
– О, я обожаю этого зрителя! Пока он уже не роняет телефон, и не падает в обморок.
Диана просит слово.
– Можно я скажу. У меня недавно был акустический концерт в Нижнем Новгороде. И мне понравилось играть. Такая замечательная публика. Со мной была дочь. И я спрашиваю, Мартиша, а вы где сидели? Мне отвечают, что они сидели на седьмом ряду. А за ними сидели три гирлы, которые обсуждали сумки и так далее, и ни разу не посмотрели на сцену; когда ты сказала, что сейчас я спою «Московский военный вальс», посвящённый Булату Окуджаве, то они отвлеклись, и одна из них сказала: «Чтоб я знала, кто это такой». За державу обидно, ребята.
Чулпан ободряюще:
– Ведь кто-то пришёл сегодня. Вот и радуйся.
– У нас, что кризис жанра? Поэтому мы и вместе что ли?
Арбенина взяла гитару и спела «Московский военный вальс».
Ирина Хакамада и Елена Макашова
После Елена Макашова попросила слово. Ей передали микрофон. И Чулпан объявила, что автором платья, которое сейчас на ней, является Елена Макашова.
– Арбенина гениальна. Чулпан гениальна. Но, Алла моя дорогая, что ты всё сделала, как ты всё закольцевала, как ты акценты расставила, как ты всё порезала, искры вставила. Гениально сделала вас Алла. Просто гениально. Ну, что она могла сделать первый раз? Я потрясена.
Чулпан прочитала стихотворение Арбениной «Смерть наряжает ёлку фотографией папы и мамы». Разговор шёл о журнале «Сноб», и о постановке «Бедной Лизы», о фонде «Подари жизнь».
Арбенина продолжила исполнять свои песни, предварив:
– Сейчас спою любимую песню Николаевича, раз мы про «Сноб» тут заговорили. Прозвучала «Пусть нам повезёт».
Затем была новая песня «Волны», следом прозвучала заключительная композиция «Архитектор» с двойного релиза «Акустика» (2013).
Комменты