Рок-группа Bojena представила новую песню «Я запуталась», которая по разным причинам не вошла в первый альбом 2009 года.
Первая версия песни «Я запуталась» была записана в 2009 году для первого альбома «Bojena». Но так и не вошла в него. Теперь она записана в абсолютно новом звучании, - тяжелые гитары, виртуозные соло и неистовый вокал Божены Войцешевска.
Всему своё время. И вот это время настало. Удар ритмом, удар звуком, удар мелодией и эмоцией. Это самый настоящий живой рок, все скептики идут к чёрту. Равнодушных нет и не будет. Тяжёлый рок не умрёт никогда! - говорит Божена Войцешевска.
Женственная лиричность и мощная упругая подача - по-прежнему визитные карточки группы Bojena.
Если говорят, что в России классического рока в духе 60-70-х нет, так это неправда. Есть Умка, Арефьева, Дзусова. И вот есть еще совсем другая - Bojena. Чокнутая и ослепительная.
Вообще-то о любви к классик-року Божена Войцешевска говорила еще с первого своего альбома «Bojena» (2010). Но говорить — одно, делать — другое. Петь в характерной подаче получалось, но аранжировки говорили о подростковом роке скорее нулевых, а тексты — о влиянии песен Натальи Ветлицкой со знаком «наоборот». Но за девять лет проект Bojena сделал невероятный рывок.
Появилась такая внутренняя свобода, когда можно играть в любом жанре, а все равно получится именно что классик-рок с изрядной доле прога и психоделики (привет, 60-е!). Нутро кристаллизовалось. Нашлись отличные музыканты, которые понимают, что требует от них артист. Да какие! В «Серебряных пулях» играют чудный басист Александр Бакунин (экс-«Юта»), гитарист Дмитрий Лазеев (экс-Агутин, Павлиашвили, «Круиз», «Белый орел» и др.). Да что там, даже знаменитый тромбонист Максим Пиганов играет, уж его представлять не надо, погуглите.
Сразу стоит предупредить, что тембр вокала Божены столь же специфичен, как и вокал упомянутых Умки и Арефьевой. 90% любителей классика и прога фильтр даже по первой песне альбома не пройдут, и отключатся. Таково упрямое желание самой певицы (отсылающее к легенде Janis Joplin, ессно), которое стоит уважать. Так что рассказываю для 10% остальных выживших.
Десять песен, которые отлично сыграны и специфически спеты. Тут есть что слушать. Начать стоит с лучшей песни альбома - «Зеркала». Блюзовая клавишная интродукция, избыточно-орнаментальный балладный вокал, размашистые барабаны, неожиданный переход в сильную долю с затактом вокала, стоп-фраза «я умру», затем внушительные свинговые духовые, и снова гортанные пришептывания Божены, и все повторяется. Это круто звучит, что уж там (и только где-то за окном слабо слышен вопль музкритика: «Ну дайте же каденцию Пиганову! Этот конь борозды не испортит!»).
Или вот «Звездочет». Стадионный рок, слэповый фанкующий бас Бакунина в октаву с вокалом, задушенные связки Божены в конце фраз, воодушевляющие духовые (раньше их у Bojena не было вовсе, кстати)… Бэков ровно столько, сколько надо. Перкуссии нет, это непорядок, но до концертов на стадионах наверняка появится… Прог-рока вообще много. «Зима» тоже прог-роковая баллада, роскошная риффовая «Нет, не надо» с хорусом на припеве и… горловым вокалом на коде, заглавная «Серебряные пули» тоже стадионный прог с унисончиком вокала, бэка и фуззовой гитары. Отличные риффы Лазеева в «1000», отчего-то напомнивший кавер битловской Come Together у Стингрей и БГ, с почти рэповой читкой Божены.
Bojena - «Серебряные пули»
Есть два замечания на полях. Если говоришь А, то надо говорить и Б. Если классический или прог-рок, то не стоит воспринимать музыкантов как аккомпанемент к вокалу. Здесь все на равных правах, таковы правила игры. Божена ощутимо не дает своим музыкантам поиграть, им приходится тесниться в рамках «от вокала до вокала», исключение в размере восьми тактов в «Все не зря» или «Зиме» лишь убеждает в этой ненужной прижимистости. Все песни (и тому подтверждение «Нереальность)», выиграли бы от каденций или просто 16-32 тактов эго отличных музыкантов Bojena. Ну, и тексты, конечно. Ни Nico, ни даже Joplin не пели про смутные девичьи претензии к мужикам-козлам. Не потому, что мужики не козлы, а потому что одной песни уже достаточно для раскрытия темы. Записывать про сумбурные посылы «пошел на» (в духе советов маловразумительного «психолога» Лабковского) сразу несколько альбомов — странно, слушать это тоже странно. Попытки Божены вылезти из текстовой трясины невнятных «протестов против» на этом альбоме заметны как никогда, - куда больше мажорных гармоний, появились позитивные тексты с пока защитной язвительной иронией, - певица продемонстрировала ощутимое взросление.
А в целом это совершенно выдающийся альбом, без шуток. Для тех, кто прошел фильтр тембрами вокала. Я даже не припомню, когда у нас выходил столь самобытный и бескомпромиссный рок-альбом, без оглядки на чарты и моды. Для самой Божены это абсолютно точно лучший альбом. Он про музыку. Про тот классический рок, на котором выросла добрая часть меломанов. Про прогрессивный рок, где есть где разыграться хорошим музыкантам. Он про музыкантский рай. А потому и слушательский.
Если бы не оговорки про тембр и тексты, Bojena могла бы перевернуть весь этот русский музыкальный мир. Ее витальность и энергетика победительны и проникающи. Все в ее руках. Или нет. Покажет время. А этот альбом надо просто прослушать, и не раз.
Российская рок-певица Bojena (Божена Войцешевска) выпустила новый третий альбом «Серебряные пули», неординарный даже для самой Божены.
Невероятное смешение стилей. Неожиданное и хорошо звучащее сочетание духовых и перегруженных электрических инструментов. Альбом переполнен эмоциями, взрывными, сентиментальными и даже иногда позитивными, что раньше совсем не было свойственно Божене.
«Это вызов, это вызов всем, кто считает, что эксперименты — это скучные заморочки никому ненужных музыкальных умников. «Серебряные пули» звучит на одном дыхании, удивление и любопытство с каждым треком только нарастают. Альбом «Серебряные пули»- это когда один в поле воин, ещё и какой. Никаких правил, никаких законов, что на душе - то и в музыке. Да здравствует «свежая кровь»!» - сообщается в пресс-релизе.
Bojena - «Серебряные пули»
Скачать и послушать альбом Bojena «Серебряные пули» можно в iTunes, Google play и Yandex.music.
Проект Bojena выпустил первый сингл «Небо в цветах» из будущего третьего альбома «Серебряные пули». Изменения после трехлетнего молчания видны невооруженным глазом: это же позитивная песня! После депрессивных стервозных ранних песен Божены Войцешевска — прорыв.
Стилистически это по-прежнему балансирование между поп-роком и прог-роком. Когда музыканты играют традиционный прог-рок на основе блюза и рок-н-ролльной гармонии, певица экспрессивно поет (и даже почти расщепленным вокалом), а песенная форма по сути поп-музыка. Ее легко могли бы спеть Катя Лель или Ольга Бузова. Есть такая история. Когда лидера Kansas Керри Ливгрена спросили, не требовал ли лейбл от него радиохитов, он сказал, что лейбл требовал постоянно! И когда появилась Dust In The Wind, то лично он был против даже того, чтобы ее записывать. Другие музыканты настояли, и появилась визитная карточка группы, радиохит и вообще самая успешная песня Kansas.
Пути Господни неисповедимы, как водится. Bojena с «Небом в цветах» вроде снова мимо радио, но как знать…
О чем, собственно, песня? Божена всегда неоднозначна и не прямолинейна. Хотя в интервью любит говорить о том, что каждая песня — реальная жизненная ситуация, случившаяся в ее жизни, выплеск негодования по конкретным поводам. Из песен это отнюдь не очевидно, особенно на фоне «новой искренности» юных фрэшвумен, что рэповых, что из инди-попа. Можно понять, что героиня «долго искала мир, в котором есть только мы», а потом нашла, и «наше небо теперь в цветах» и день заканчивается «поцелуями губ». Дипломаты позавидовали бы этакой витиеватости и полному отсутствию конкретики. Зато понятно, что любовь находит тех, кто ее ищет. Ищущий да обрящет. И это грандиозный позитив, особенно на фоне предыдущих песен «Там, где алкоголь, — там сразу ты. Просто порожденье пустоты» или «Не уходит боль, а я ухожу». Ну, вы поняли.
В каком-то смысле Bojena по-хорошему повзрослела, и от почти подростковых шипов и обид перешла к более позитивной уравновешенной программе жизни.
А вот что осталось, и мне кажется это совсем неправильным, так это зажим связок. Я уже писал в одной из рецензий, что хорошо было бы певице устроить эксперимент, какой из ее тембров нравится слушателям больше. Слушатели — благодарные существа, им даешь выбор, и они выбирают честно и безжалостно. Так и должно быть. Здесь я снова слышу этот довольно неприятный тембр с уплощенными связками, слышу фразы «Наше небо в цветах» (а это припев!) с какими-то хабальскими, простите, интонациями… Нет, Алла Пугачева тоже пела «Я тебя поцеловала» с аналогичными интонациями, но это же была стилизация, актерская краска. Тут вроде это на голубом глазу, на полном серьезе. Не могу принять.
А уж как это от радио отдаляет, даже говорить не приходится. Впрочем, это всегда выбор артиста. В остальном претензий нет. Сыграно все здорово, аранжировка грамотная, яркий припев имеется. Уместные бэки и прекрасная басовая партия. Барабанщик выше всех похвал.
Тем интереснее ожидать новый альбом «Серебряные пули». Он выйдет уже в апреле.
Рок-певица Божена Войцешевска выпустила сингл «Небо в цветах», который войдет в альбом «Серебряные пули».
Московская рок певица Божена Войцешевска в рамках своего проекта Bojena, известная большим упрямством и абсолютным нежеланием подчиняться каким-либо нормам и правилам русского шоубиза, представила на суд публики своё новое творение.
Новый сингл Bojena – «Небо в цветах» является настоящим музыкальным блокбастером. Песня пропитана ощущением победы, достижением своей мечты и одновременно тяжестью большой цены этого. Лирика и мощность, как визитная карточка. Как обычно, Bojena не придерживается никаких норм, но очень любит всех удивлять, - говорится в пресс-релизе к синглу.
Bojena
Новый сингл выходит в преддверии релиза нового, третьего студийного полнометражного альбома под названием «Серебряные пули», релиз которого намечен на апрель этого года.
«Ураганная энергетика», «бешеный драйв», «восторг» - так резюмировали увиденное зрители концерта «Bojena-революция», состоявшегося на днях в питерском клубе Zal.
Ни для кого не секрет, что питерская публика, избалованная и весьма «капризная» (в хорошем смысле слова) весьма сложно принимает новых исполнителей. Однако Божене Войцешевска удалось растопить сердца своих зрителей. После концерта они терпеливо ждали певицу у служебного входа, чтобы сфотографироваться и получить заветный автограф.
«Как странно и как обидно, что таких исполнителей редко можно услышать живьем и что на наших радиостанциях не звучат такие песни, – поделилась впечатлениями от увиденного и услышанного одна из питерских журналисток. – Я по работе постоянно бываю на концертах, но честно признаюсь: такого адреналина и такой фантастической энергетики и профессионализма я давно не встречала».
На смену энергичным мужеподобным певицам пришла женственная амазонка по имени Bojena. Она исполняет гарбаджеподобный тяжеляк и хрипло поет про лицемерные формы любви. Мир никогда не будет прежним.
«Рок – это всегда протест, – считает Bojena. – У меня абсолютно эгоистичный повод для протеста. С мужчинами происходит что-то не то. Они не очень-то спешат бросить весь мир к ногам Любимой. Я протестую! Каждой девушке – мир к ее ногам. И никуда вы, дорогие мужчины, не денетесь!»
Уже 29 сентября к музыкальной революции Bojena смогут присоединиться московские любители настоящего рока. Концерт певицы пройдет в парке «Красная Пресня», и это будет небольшой, но взрывной рок-марафон. Одним из его гостей станет Оркестр Волынщиков Москвы. Вход свободный. Начало в 18 часов.
Где-то за год Божена Войцешевска опубликовала 7 синглов, которые показывают, как идет эволюция рок-дивы.
Сочные гитарные риффы, превосходная работа барабанщика и басиста, соло а-ля Хендрикс - все настолько профессиональное, что и нездешнее будто.
Ан нет, продукт сделан в России. Это зрелый рок-н-ролл, кое-где с примесью электроники. Вокал Божены парит над слаженной ритм-секцией — всегда расщепленный, с обилием красок и тембров. Если бы в музыке было больше психоделики, то Божену давно назвали бы русской Джанис Джоплин. Но психоделии нет, это именно классический рок.
Bojena кристаллизовалась. Стал окончательно понятен имидж певицы: в меру язвительные тексты, обращенные к лирическому герою-мужчине (никакого лесби!). Звонкая кантилена то и дело сменяется рок-н-ролльной хрипотцой на расщеплении, при этом никакого там гроулинга, только скриминг и отчасти шрайк.
Апофеоз язвительности - в синглах «Пьяная девушка» и «Бензин». Божена поет: «Там, где алкоголь, — там сразу ты. Просто порожденье пустоты». Вкрадчивая саркастичность здесь не разрешается в бурные эмоции верхних регистров, недосказанность ранит больнее. «Я прошу — налей мне чаю, ты налил бензин». Укол в сердце. Впрочем, о «Бензине» я уже писал.
А вот «Я больше не буду» стартует со стадионного клавишного соло, обрамленного бодрым ритмом в духе Depeche Mode, и продолжается шепотом на куплете и надрывными верхами на припеве. Это традиционный рок-боевик с размашистыми барабанами и сменой минора куплета на мажор припева, возможно, самый мощный трек из презентованных.
«Ерунда» и «Я ухожу» тоже приближаются к этой идеальной формуле рок-хита. В «Ерунде» включается беззаботный как бы фанк и элегантные отсылки к диско-року 80-х (бэки и клавишные опевания вокала). Сыграно безупречно. И отбивка из сочного гитарного риффа реально прекрасна. «Это все ерунда! А остальное неважно», - поет Божена, и эта последняя фраза заставляет насторожиться. Ох, вот где оно, подковерное ерничание. В этом вся Божена… «Я ухожу» язвительность сразу на поверхности: «Не уходит боль, а я ухожу». Вся эта история о том, как она «терпела и ждала», но «теперь я ухожу» снабжена мощными риффами и синкопическим арпеджио баса ради пущей ироничности.
«Звезда» сделана по лекалам поп-музыки, но рок-инструментарием. Замысловатые опевания сменяются духоподъемным прилипчивым припевом «Но никогда, никогда не погаснет на небе эта звезда». Вокал на первую долю, аккомпанемент — на вторую. Жаль, что гитара не сыграла такого соло, которое осталось бы в памяти… В «Мечте» благостный рождественский куплет обрывается гармоническим атональным взрывом с самым противным из тембров певицы (тембры Джоплин тоже не всем нравятся), а затем — почти хоральный клавишный проигрыш. Ну как же не рок-н-ролл?
Я вижу только одну проблему. Самые язвительные тембры Божены все-таки очень неприятны на слух массового зрителя. И это важная проблема. Ни одна радиостанция или ТВ-канал не поставят в эфир то, от чего слушатель тут же переключит кнопку приемника. В интернете то же самое. У певицы много вокальных красок, ее кантилена и скриминг чрезвычайно приятны и классичны для хард-рока. Но она никак не может отказаться от рискованных красок, жаль. А ведь достаточно «протестировать» несколько раз на малознакомых людях: поставить им песни, и попросить сказать, где голос звучит «неприятно». Это простой и эффективный способ узнать о себе больше.
Но в целом — записи великолепного качества и песни отменные. Такого уровня треки есть только у больших мастодонтов российского рока, но на то они и мастодонты. Яркий вокал, суперпрофессиональный звук, хитовые треки. Стоит донести их до широкой публики.
Певица Bojena выпустила в свет новый сингл «Бензин», ставший очевидно новым этапом в карьере этой своеобразной вокалистки.
Божена Войцешевска (настоящее имя певицы) уже отметилась выпуском альбомов Bojena (2010) и «Грязные мысли» (2014), снимала эффектные клипы и проехалась чуть ли не по всем андеграундным клубам Москвы. Сотрудничала с такими рок-зубрами, как Эдуард Петрухин (экс-Носков, Zventa-Sventana), Владимир Кардонов (Старый приятель), Александр Бакунин (Юта, Мирайф), Натан Моргунов (Юта). Стен «неформата» ей пробить-таки не удалось, но певица запомнилась. И вот новый этап.
Bojena - Бензин
Новый сингл «Бензин» эмоционально весь крутится вокруг эффектной цепкой фразы «Я прошу — налей мне пить (чаю, воды, вина etc), - ты налил бензин». Взрывная фраза, мигом переворачивающая вверх тормашками весь контекст сказанного до. Излюбленный прием Божены — вспомнить хоть бы ту же «Дьявола дочь»… Фраза настолько врезается в память, что выкинуть из головы потом ее решительно невозможно (проверено на себе). Подлить бензину в огонь отношений — это образно и выразительно.
«Бензин» сделан в формате рок-баллады, тут непременно тягучая соло-гитара с подтяжками струн и рублеными флажолетами, гулкими размашистыми барабанами и колокольчиками клавишных. При этом странным образом баллада не производит впечатления чего-то сугубо «рокового» - она вполне мейнстримна, и гитары тут не более тяжелы, чем у условной Агилеры или Мадонны. Вероятно, дело в умелом сведении.
На первом плане — вокал Божены. Он в меру роково-расщепленный, но хватает и поп-придыханий, и r’n’b-опеваний, в конце концов. Парочка тембров лично мне показалась излишне резкой, но в целом это вполне традиционный поп-продукт.
Он вполне себе представим на условном «Русском радио». И это, пожалуй, самое кардинальное отличие новой Bojena от предыдущих инкарнаций.
Эта Bojena поет о страсти в любовных отношениях, и экспрессия ее хард-рокового по природе вокала более чем оправданна. Казалось бы, вот-вот наступит мир и гармония в отношениях с любимым, извинения прозвучали, но… Звучит новое слово, и оно будто подливает бензин в утихающий было в уютных гитарных арпеджио огонь. Вокал Божены вспыхивает пронзительными красками верхнего регистра, перемежаясь с холодной язвительностью нижнего... Техничные вокализы перемежаются один за другим, рассекаясь риффами хриплой гитары, и медленно утопая во вкрадчивых падах клавишных. Открытые ноты сменяются до скрежета закрытыми. Певица демонстрирует всю немалую оснастку своего вокального аппарата, очевидно, что она даст немалую фору многим и многим поп-певичкам с гнусавыми опеваниями, заполонившими эфир. Отдельно стоит отметить прекрасное вибрато певицы.
Очевидно, что на песню надо снимать клип, и пробиваться в музыкальный телеэфир, - именно с этим треком шансы есть. И немалые.
Российская тяжелая группа Bojena выпустила клип на песню «Дьявола дочь» из альбома «Грязные мысли» (2014).
Божена Войцешевска уже не в первый раз удивляет. Удивила снова. Клип представляет собой сублимацию целой гаммы чувств: любви и разлуки, ненависти к городу и обожания его же. И притом это баллада, настоящая хард-роковая баллада, спетая с надрывом и на грани чего-то потустороннего. Одно название чего стоит - «Дьявола дочь»...
Мы поговорили с Боженой о новом клипе ее группы Bojena.
Божена Войцешевска
- Песня «Дьявола дочь» - антигородская песня. О том, что в городе жить невозможно, что он душит... Это сиюминутная эмоция или осмысленная позиция?
- Все песни пишутся из сиюминутных эмоций. И мне самой не кажется, что песня о том, что в городе жить нельзя. Но вот многие видят в этой песне еще взаимоотношения мужчины и женщины, хотя я этого в нее не закладывала.
- Клип снимается в выгородке в депрессивных серых тонах...
- Я не хочу передавать смысл через слова, я хочу передать его на уровне эмоций. Декорации клипа усиливают эмоциональную составляющую, не более того. Клип это всегда картинка, и она должна вызывать острую эмоцию. Если получается, то это победа.
Я долго думала, на какую песню альбома делать клип. Сначала хотела снимать на другую, так посоветовали. Хорошо, что передумала. Я поняла, что мне нельзя делать по шаблону — никогда ничего не получается! «Дьявола дочь» заставляет бегать мурашки по телу у меня самой.
- Это правда, что идею клипа придумана Вами? Это первый опыт в этом качестве?
- Были прецеденты, да, но не такого масштаба. Идея моя, потому что это я придумываю песни. Я знаю, какое зерно в них заложено. И я могу дать направление. Не придумывать детали! Детали — это работа большой команды, в том числе режиссера. А моя задача — дать направление. Высказать пожелания по поводу цветности, персонажей, эмоциональной составляющей, не более того. А как это будет дальше развиваться и собираться, - это работа режиссера клипа и всей команды. Даже зная сценарий вплоть до раскадровки, я не могу предугадать, что получится в итоге. Это всегда риск, но все самое гениальное в мире рождается из рисков.
- «Дьявола дочь» - для меня самая загадочная песня на альбоме. По музыке — стадионный рок, баллада, все понятно, но текст... Кто эта дьявола дочь? Лирическая героиня? Сама Божена?
- Вообще я не люблю привязывать свои песни к их названию. Каждый человек на Земле имеет имя, его дают родители, имен очень много похожих, но люди-то все разные! Названия рождаются из самих песен, но названия — отдельно, а смысл песни — может быть совершенно в другом. Ни чертовщины, ни какой-то религиозной подоплеки в названии нет.
- Да ведь оно еще и повторяется в самой песне!
- Мне просто нравится, как звучит это словосочетание — дьявола дочь. Кроткая дьявола дочь! Это звучно, и как раз для стадионного рока. Что касается смысла песни, то я могу видеть в ней один смысл, режиссер клипа Елена Друм увидела в ней совершенно другой смысл. И мне это нравится! Если в песне есть смысл или смыслы — песня имеет жизнь.
- Выражение «кроткая дьявола дочь» появляется в песне там же, где появляется слово «пистолет». Так задумано?
- Абсолютно! Мне не нравятся формальные прямые тексты, мне нравится ими играть. Вообще у меня часто встречаются в песнях слова, не несущие смыслового значения, мне просто нравится, как они звучат. А в некоторых песнях мне нравится играть на противопоставлениях.
- Сайт bojena.ru весьма минималистичен, информации мало. Нужны подробности! Как получилось, что Божена пришла в музыку и стала петь песни?
- Не хочется говорить банальности о том, что с детства мечтала стать певицей... Но в детстве я действительно занималась музыкой, пела много и в разных форматах. К року я пришла не сразу, путь был долгим и непростым. Но сам проект Bojena появился в момент, когда мне пришлось делать сложный выбор. Я была обычной симпатичной девчонкой, слушающей Бейонсе и Агилеру, но настало время, когда надо было определяться: заниматься музыкой или выходить замуж и заниматься семейной жизнью. Я сделала свой выбор — буду заниматься музыкой.
Что дальше? Надо в музыке найти себя. Были метания, сомнения. Один мой старый друг, отличный музыкант, с которым мы сейчас работаем, порекомендовал мне обратиться к первоисточнику — западной музыке 60-70-х годов. Я стала слушать таких богов, как Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep, Whitesnake (обожаю Дэвида Ковердейла). Но самая любимая группа - Grand Funk Railroad. Песни «Heartbreaker» или «Inside Looking Out» произвели на меня оглушительное впечатление, я поняла, на кого я хочу быть похожа, что меня впечатляет, что меня заводит.
Я озадачилась. Они все — мужчины, и все это было давно. А я — девушка, у меня есть все выпуклости и впуклости. Я недурна собой, становиться грязной панкухой меня не вдохновляло.
- А Джоплин не вдохновляла?
- Абсолютно! Есть огромное уважение к ее таланту и ее эмоциональности. В музыкальной среде есть предвзятость к женщинам вообще, предвзятость к красивым женщинам особенно, и к таланту еще более. Я долго думала, как собрать все паззлы в один, нужный мне.
Я родилась в большой семье, у меня четыре сестры и два брата. Родители занимались воспитанием детей, и в мой момент взросления им было совсем не до меня. И я уходила из дома в лес, и там тупо орала! Выплескивала все, что во мне накопилось. И от этого ора получала огромное удовольствие! Как применить это в обычной жизни? Ходить и орать на всех? В рок-музыке нашелся позитивный выход.
Я начала писать песни. Не сразу все получалось...
- Откуда взялся русский язык? Ведь первоисточники и многие российские группы в том же духе поют на английском?
- Во-первых, я живу в России — несмотря на мое происхождение. Во-вторых, мне нравится русский язык — как он звучит, как можно играть словами. Можно написать весьма неглубокую песню, но она зазвучит — потому что можно играть словами! И вообще странно жить в России и петь на английском. Тогда надо ехать в Америку, и петь там.
Я чувствую русский язык. И зрители хотят песен на русском. А на английском я пыталась что-то сочинить, и поняла, что это не мое. Хочется чувствовать язык! Все это — поиски себя. Чем больше пытаешься понять себя, тем больше понимаешь то, что вокруг тебя.
- В рецензии на альбом я написал, что эта музыка вряд ли станет форматной для радио. Съемки клипа — попытка выйти за жесткие рамки формата, попасть на телеканалы?
- Про формат говорят многие. Но успешной попытки прорвать формат — нет. У меня есть желание сделать качественный (я не люблю подделки) интересный проект. И снять качественный клип. Конечно, у меня есть, как и у всякого нормального музыканта, желание слышать свои песни по радио или ТВ. Но надеяться, что после клипа я появлюсь во всех эфирах — нет! У меня нет желания заигрывать с форматом, подстраиваться под него. Мне хочется гордиться тем, что я делаю.
У меня был опыт. Я когда-то сняла клип буквально за 200 рублей, и сама принесла его на один из телеканалов. Клип посмотрела комиссия. Мне перезвонили и сказали, что если песня крутится где-то на радио — то и мы возьмем в эфир. Но на радио этой песни нет...
- На записи альбома сыграли великолепные известные музыканты. Но это сессионщики. Будет ли собран достойный концертный состав?
- Все это будет! А будут ли те любимые мои дорогие музыканты, с которыми я записывала альбом, или какие-то другие — пока не знаю. Я ставлю перед собой все более глобальные задачи. И время меняется. Я очень хочу выступать! Я хочу подойти к этому этапу подготовленной досконально, на 101%. Очень много было примеров, что музыканты торопились выйти на сцену, играли, но когда пришло время расти, - резерва роста не осталось. Выходить на сцену надо готовым мощным артистом, и со временем расширять свою мощь и свой масштаб. Иначе артист обречен всю жизнь репетировать, быть в состоянии перманентной «недоделанности». Меня такой вариант не устраивает. Поживем — увидим.
Bojena
- Мне кажется, что время работает на такую музыку. Люди хотят живого звука, и именно рокового живого звука.
- Лет пять назад мне казалось, что это время вот-вот наступит, и вдруг выстрелит что-то, и все мои многолетние труды окажутся на втором плане. Сейчас я думаю, что какие бы новые артисты ни появлялись, на мне это никак не скажется. Потому что я — не придуманный проект, я живая и моя музыка — часть меня. А двух одинаковых людей не бывает.
Время меняется. Мои песни многих вдохновляют. В песнях есть то, что нужно многим людям. У меня получается, когда я иду нестандартными путями, сама рою туннели. Тем более, что своего менеджера у меня пока нет. Этот окольный путь занимает больше времени, но получается результат, который устраивает меня саму.
- Откуда взялся этот аффектированный хрипловатый вокал? Из тех лесов, в которых пелись песни в отрочестве?
- Оттуда тоже! Для меня важна самобытность. Я понимаю, что мой голос заставляет людей испытывать эмоции. Кому-то он не нравится. А я от своего тембра испытываю мурашки!
- Божена — очень красивое имя. Но интернет заполнен ссылками на известную Божену Рынски. Не доставляет это соседство?
- И мне очень нравится мое имя. Божена — замечательное имя, спасибо родителям. А соседство с Рынска — пусть пользуется, хотя мне ее деятельность не близка совершенно. Я щедрая! (смеется)
Певица Bojena выпустила клип на песню «Дьявола Дочь» из альбома «Грязные мысли» (2014).
Клип снят режиссером Еленой Друм, делавшей клипы для Дарьи Ловать, Sigur Ros, «Pervoe Solnce». Оператор — Нора Жанэ.
- В самом названии песни «Дьявола Дочь» нет того смысла, который заложен в саму песню, - рассказывает Божена Войцешевска. - Ни к чертовщине, ни к религии все это не имеет отношения. Мне просто нравится, как звучит это словосочетание! Кроткая дьявола дочь... Для стадионного рока — отличная фраза! А что касается смысла песни, то я вкладывала в нее один смысл, а режиссер клипа Елена Друм увидела совершенно другой, - и мне это нравится! Если в песне есть разные смыслы, значит, песня имеет право на жизнь и любовь слушателей.
Bojena
Висящая в цепях где-то в сером каменном мешке Bojena наблюдает за взаимоотношениями людей (очень интересно придумана идея с переплетением волос у ангелоподобной девушки и пожилой женщины), поет с невесть откуда взявшимися там музыкантами, рвется из оков... и в конце концов разрушает каземат и вырывается на свободу. Кстати, в фильме о съемках клипа показан момент, каким образом снималась сцена разрушения каземата — стоит посмотреть хотя бы ради этой придумки.
- Идея клипа моя, потому что это моя песня. Я понимаю, какое зерно в песне заложено, я могу дать направление мысли. Не придумывать детали! Детали — это уже работа команды, режиссера. А я могу высказать пожелания по поводу передачи цвета, пожелания по эмоциональной составляющей, не более того. Мне не нравятся прямые понятные тексты, мне нравится играть смыслами, играть противопоставлениями.
Bojena
Клип транслирует главную идею песни — город сковывает свободу, умерщвляет и обезличивает человеческую натуру, подменяет смыслы муляжами, высасывает все соки из цветущих юных горожан. «Здесь не живет любовь, здесь только муки», - мрачно констатирует Bojena. Каждому положен свой ящик на полке, цветущие лица актеров покрывает черная смолянистая жижа, любой шаг или действие лишь добавляет пыли, но не смыслов. Такой мир обречен.
Сдавленный хрипатый вокал Божены предвещает скорое падение этого противоестественного бытия, и переход к новому качеству жизни. К какому? Клип отказывается рисовать это будущее, парадоксальным образом заканчиваясь сброшенными оковами, тающими в тотальной тьме. Финал открыт.
Bojena
Кстати, в ролях музыкантов снялись вполне реальные музыканты. Гитарист Филипп Мбетти — довольно известный афро-музыкант, игравший с «Африкандой» и другими этно-коллективами. А на барабанах — драммер и педагог Михаил Городков (Braska, Ze'Bros Band).
Клип рисует рецепт освобождения от ненавистных оков города мертвых. Освободиться удается лишь тогда, когда преодолевается внутреннее раздвоение человеческой натуры, когда обретается цельность личности. Две Божены кружатся друг напротив друга, и лишь соединившись в одно существо, обретается сила. И свобода. Красивая идея, красивое воплощение.
Шоу-бизнес сегодня - главная сфера интересов издания
"Новости шоу-бизнеса" NEWSmuz.com (экс - NEWSmusic.ru).
Последние новости шоу бизнеса и классической музыки обновляются круглосуточно. Российский шоу-бизнес
и артисты шоу-бизнеса - вы можете читать новости шоу-бизнеса России сегодня на сайте, или
подписаться на рассылки новостей
шоу-бизнеса. Сообщить о новостях сегодня - наша работа.
Комменты