Бостонское чаепитие

19/11/2020 - 16:44   Rock   Рецензии
Самое большое опасение, когда видишь альбом с таким названием, - услышать стилизованную попсу в тайском или китайском духе с кукольными голосками. «Бостонскому чаепитию» этого точно удалось избежать.

«Бостонское чаепитие», 19.11.2020.
Жанр: поп-рок, арт-рок, русский рок.

Группа осталась верна своему немного манерному, но честному московскому поп-року. И своей концепции — выпускать тематические альбомы, а не сборник разношерстных песен. «Ноктюрн» (2002) был в эдакой маньеристской эстетике, «Шпионы гламура» (2009) — готичного декаданса, «Татуированная роза» (2012) — дарк-кабаре и стим-панк. Теперь вот эстетский альбом «Паломничество в страну Востока» с ярко выраженными восточными красками, размышлениями на темы восточной философии и культуры в целом. Но про Восток тут говорит европеец (не спутать), в рамках европейской же культурной парадигмы.

«Этот альбом — культурологическое исследование на стыке Востока и Запада, актуальное для современного состояния цивилизации. Тяготение к Востоку у меня было всегда, но когда начали писаться такие песни, я не очень понимал, как это вписывается в концепцию и эстетику моей группы. Я даже думал сделать сольный альбом. Но во время пребывания в Таиланде написались песни «Умереть как Мисима» и «Отель Хуахин», и тогда вся программа сложилась в моей голове. Азия меняет мозги, дает шанс открыть себя, переосмыслить и изменить свою жизнь. Но это неоднозначный опыт. Вы можете обрести себя, но можете и погибнуть», - говорит Владимир Преображенский.

Лидер группы Владимир Преображенский
Лидер группы Владимир Преображенский

Понятно, что все семь композиций альбома навеяны путешествиями в счастливую доковидную эпоху по всем этим Таиландам, Индиям и Вьетнамам. На обложке - тайские иероглифы и слоники, между треками — непонятная семплированная тарабарщина на непонятных языках, записанная на телефон во время путешествий (на самом деле - стихи тайского поэта Сунтона Пу, записки Басё и фрагмент из «Дао де Цзин»). А песнях — привычный мажорно-минорный строй, полутоновые интервалы и привычное же для Владимира Преображенского жонглирование множеством отсылок к великим (или просто знаковым явлениям). И даже само название — отсылка к роману Гессе.

«Я научу тебя правильно принимать антидепрессанты», - мелодекламирует Преображенский под раскатистые танго-барабаны Михаила Протасова и «восточные» пады клавишных, намекая на любовь японцев и китайцев к утолению печалей разрешенными средствами. Когда же в «Умереть как Мисима» начинается едва ли не арт-рок, - удивлению нет предела. Это именно арт-, а не прог-рок, - все-таки музыканты группы далеки от сугубо технической виртуозности, и они берут скорее многослойностью (даже «оперный» вокал тут есть).

«В принципе, это была черновая запись песни «Умереть как Мисима», и все инструменты записывались одновременно, хотя писались на разные каналы. Когда я это переслушал, то понял, что по энергетике и подаче все сложилось очень удачно, не нужно это разрушать. Вокал был записан дома на обычный микрофон Shure, и когда он встал в этот трек, я понял, что так и надо».

Владимир Преображенский
Владимир Преображенский

Вообще-то многие песни «Бостонского чаепития» напоминают нечто сделанное на самоиграйке для детей, с готовым басом и барабанами под кнопочками «рок» или «вальс», - и это было бы крайне унизительно для любой группы, если бы не та изощренность, с которой эти готовые формулы используются в песнях «Чаепития». «Потерянные в Сайгоне» - это как раз кнопка «рок» с простейшим четвертьтоновым басом по базовой ступени гармонии с блистательным пронзительным текстом (лучшим в альбоме) о погибших в Сайгоне после войн внутри Вьетнама, а потом и с Америкой, - одна только строчка «Снова кто-то будет обманут, как прежде, над пропастью во ржи» чего стоит. Стереопереклички гитары в духе The Doors, восточные гамеланы клавиш, поющий саксофон Татьяны Протасовой — все уместно, точно и со вкусом.

Рочку группа дает в песне «Саи Баба» про известного то ли мудреца, то ли мошенника, как заведено в Индии. Преображенский, кажется, склоняется к первой версии, раз уверяет, что «вы по сравнению с ним мертвы». Тут намек на стадионный диско-рок с размашистыми барабанами и гулкой электроникой, но на студийной записи это не очень убедительно все-таки, хотя все равно это самый хитовый трек альбома. Интересно было бы услышать лайв. В треке «Отель Хуахин» включается кнопочка «лаунж», гитара Преображенского становится почти слайдовой, саксофон включает немыслимую сладость, - и да, это просто приятные отпускные воспоминания. А завершается альбом инструменталом в восточной тематике.

Это самый цельный и концептуальный альбом у «Бостонского чаепития», конечно. Высказывание. Убедительное высказывание. Хотя остаются шероховатости, конечно, - пресловутые умозрительные «кнопки» автоаккомпанемента. Ей-Богу, стоит отказаться от этого принципа, он просто мешает слушать. В Москве множество прекрасных этно-музыкантов, которые куда убедительнее синтезатора сыграли бы восточные темы, и на пресс-прослушивании сам Преображенский сыграл джем с двумя из них — культовым Яном Бедерманом и флейтистом Валерием Мининым.

Ян Бедерман, Владимир Преображенский, Валерий Минин
Ян Бедерман, Владимир Преображенский, Валерий Минин

«Были репетиции с реальной китаянкой, которая играла на реальном эрху, но до записи это, к сожалению, не дошло. Открою секрет — я хочу сделать вторую версию этого альбома, где ряд треков мы перепишем с живыми восточными музыкантами. И с Валерием мы тоже флейты запишем! Но такие времена, что вышло так — и уже чудо!».

Да, такое было бы свежо. Хотя и в нынешнем виде альбом по всем меркам необычный.

Оценка: 7 из 10.

Гуру КЕН

13/10/2020 - 00:29   Rock   Интервью
Декадентский символ московского андеграунда — группа «Бостонское чаепитие» — после 8-летнего перерыва возвращается не просто с новым альбомом, но и с изменившимся имиджем, непривычным для коллектива звучанием и темами песен.

Эстетика коллектива всегда была своеобразной, рассчитанной на изысканных ценителей готики, дарк-кабаре и неодекаданса. Однако поклонников явно удивит новая программа, которую можно охарактеризовать как «азиатский прогрессив-джаз». В ходе беседы лидер группы Владимир Преображенский рассказал об изменениях в образе лирического героя песен, а также о том, как Азия может помочь европейскому сознанию.

Владимир Преображенский
Владимир Преображенский в горах Суншань (Китай)

«Альбом действительно назван на тайском языке. Конечно же, это вызвало много вопросов. Специально для NEWSmuz.com откроем секрет. Написанное на обложке переводится как «Паломничество в страну Востока», и конечно же, это прямая перекличка с романом немецкого писателя Германа Гессе. А что и почему – для посвященных… Можно, конечно, специально для молодежи, перевести название как «азиатский трип», но оставим каждому свободу для личных ассоциаций.

Разумеется, на тематику и настроение песен повлияли мои поездки в страны Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Таиланд, Лаос, Камбоджу, Индонезию, Индию… Конечно же, это и Китай, Япония. В Таиланде я даже немного пожил, там написались две песни альбома – «Умереть, как Мисима» и «Отель «Хуахин». Началу же работы над записью предшествовало мое двухнедельное пребывание в легендарном монастыре Шаолинь в Китае».

Обложка нового альбома группы «Бостонское чаепитие» - «Паломничество в страну Востока»
Обложка нового альбома группы «Бостонское чаепитие» - «Паломничество в страну Востока»

Группа решилась на смелый эксперимент.

«Этим альбомом заходим на территорию, которую условно можно назвать азиатский рок. В нашей интерпретации получается даже не рок, а, возможно, азиатский прогрессив-джаз. Хорошо заметны четыре составляющие: азиатские тембры и мотивы, рок, джаз и электронная музыка. Мы ни в коем случае не занимаемся стилизацией под этническую музыку, не стремимся к какой-то аутентичности. Не будет ни мантр, ни тибетских песнопений… Азия пронизывает альбом своим духом, однако все средства выражения имеют абсолютно субъективное происхождение. И в этом плане мы творим полный авторский произвол!».

«Бостонское чаепитие»
«Бостонское чаепитие»

По словам Владимира Преображенского, новый альбом представляет собой некую целостную историю, сюжет.

«Он действительно получился, без лишнего пафоса, концептуальным. Традиция таких альбомов идёт в рок-музыке ещё с 70-х годов. Pink Floyd, King Crimson, Yes, Genesis имели традицию писать концептуальные альбомы, где все составляющие: и музыка, и тексты, и визуальная часть – носили глубокий смысл и представляли собой единое высказывание. У нас также композиции не просто следуют одна за другой. Альбом скорее похож на роман, состоящий из глав, причем песни сменяются шумами, продолжающими сюжет. А один трек будет… совершенно без музыки. Как? Услышите!»

Кто же он – современный странник, совершающий «Паломничество в страну Востока»?

«Если до этого у «Бостонского чаепития» центральным лирическим героем являлся некий богемный аристократ, эстет, гедонист, романтик, который погружён в исследования окружающих, то есть европейских, русских реалий… то сейчас этот аристократ отправляется в путешествие по восточным странам. По дальним, экзотическим, манящим, прекрасным, удивительным…. Которые меняют и его самого. Выходит в путь он таким же эстетом, интеллектуалом. отчасти находящимся в кризисе, как и вся современная западная культура и цивилизация. А в итоге находит новые смыслы на базе совершенно других культур, другого мировосприятия. Мне кажется, сегодня это более чем актуально. Не случайно первые же слова песни «Антидепрессанты», которой открывается альбом: «Пир во время чумы, маскарад во время войны…» Именно из такой картины мира начинается азиатское путешествие. Возможно на Восток, возможно, внутрь себя… И заканчивается инструментальной композицией «Вспоминая Шаолинь», обозначая то состояние, где уже не нужны слова».

Специально для альбома носителями языков были начитаны фрагменты текстов на тайском, вьетнамском, японском, китайском. Для создания атмосферы в записи использовалось множество разнообразных и необычных электронных звуков, аутентических шумов, записанных в различных странах Азии, а также живых экзотических инструментов.

«В альбоме прозвучит, в частности, индийская эктара, которую Википедия именует не иначе как «беспилотный лютневый инструмент». Определение, от которого аж дух захватывает! Посреди эктары расположена одна струна, и можно движением пальцев создавать различные вибрации. Звук получается местами будто электронный, современный. Хотя, разумеется, это абсолютно акустический инструмент, причём старинный – использовался ещё в Древней Индии при исполнении мантр и других духовных песнопений. Также на альбоме можно обнаружить тембры таких инструментов, как китайские эрху и янцинь, например».
Преображенский формулирует свою идею как азиатский рок на русском языке.

«В то время, как многие раболепно соотносят свои творения с модными трендами Запада, мы в данный момент как раз активно обращаем взгляд на Восток.  И это по-настоящему, как мне кажется, свежо и интересно.  У меня довольно много знакомых, которые уехали в Таиланд, во Вьетнам, в Индию, Японию, даже завели там семьи… Это уже  очень интересная, самобытная субкультура. Я думаю, что наш новый альбом где-то срезонирует с их мыслями, чувствами, жизненным опытом, однако будет, разумеется, понятным и здесь, в России – всеми, кто предпочитает действительно независимую музыку. Музыку поиска…Идущим близкими путями мы желаем найти друг друга!».

Выход альбома запланирован на середину осени.

Ольга РИКМАН

Быстрый поиск:
27/11/2018 - 16:36   Mix   Между жанров
Группа «Бостонское чаепитие» представит новую программу 9 декабря в московском клубе «Вермель»

Осенью 2018 года группа «Бостонское чаепитие» начачала работу над новой программой. По словам лидера коллектива Владимира Преображенского, в ней будет довольно много азиатских мотивов. Об этом можно судить хотя бы по названию некоторых композиций и исходя из ассоциативной связи с отдельными странами: «Саи-баба» (Индия), «Отель «Хуахин» (Таиланд), «Потерянные в Сайгоне» (Вьетнам), «Умереть, как Мисима» (Япония). Как соединятся эти мотивы с чертами джаз-рока и прогрессив-рока, свойственным «Бостонскому чаепитию», пока остается загадкой. Но то, что программа будет невероятно интересной и оригинальной, понятно уже сейчас.

Бостонское чаепитие

9 декабря 2018 г.,19.00
клуб «Вермель»

Быстрый поиск:
09/09/2016 - 03:19   Rock   Анонсы
Только в этот вечер составе группы выйдут легендарные отечественные рок-музыканты, участники культовых групп Алексей Могилевский, саксофон (экс-«Наутилус Помпилиус»), Олег Сакмаров, флейта, саксофон (экс-«Аквариум», «Наутилус Помпилиус») и Вадим Ермолов, бас (экс-«Би-2», «Черный Обелиск»).

Празднование состоится 9 октября в клубе Mezzo Forte. «Бостонское чаепитие» - идеологи московского рок-декаданса, создатели богемного движения «Бархатное подполье», авторы первой в России песни про Интернет. В музыке коллектива можно найти отзвуки кабаре 30-х, джаза, традиции арт-рока, дарк-кабаре и даже готики. Одними из первых среди отечественных рок-групп музыканты «Бостонского чаепития» освоили эстетику стимпанка.

«Бостонское Чаепитие»
«Бостонское Чаепитие»

Сам же юбилейный концерт примет формат яркого мини-фестиваля. В качестве специального гостя на сцене выступит поэт и музыкант Сергей Калугин (группа «Оргия праведников»). В оформлении сцены будут использованы работы гениального скульптора с мировым именем Леонтия Озерникова, обещают музыканты.

Быстрый поиск:
23/10/2015 - 15:06   Mix   Анонсы, Интервью, Между жанров
В ноябре коллекционным тиражом выходит книга «Бархатное подполье»: декаденты современной России», посвященная яркому явлению в современном российском андеграунде — декадентскому движению «Бархатное подполье», которое в 2015 году отмечает свой 10-летний юбилей.

C 2005 года фестиваль объединяет независимых музыкантов, поэтов, художников, модельеров, танцоров, в том или ином виде наследующих традиции эстетизма, дендизма, декаданса.

Автор книги и продюсер движения «Бархатное подполье», лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский в преддверии презентаций книги рассказал «Новостям шоу-бизнеса NEWSmuz.com» об истории фестиваля, своем отношении к нему, и о том, как и где он собирается презентовать книгу для широкой публики.

«Бархатное подполье»: декаденты современной  России

- Как возник замысел написать книгу про «Бархатное подполье»?

- «Бархатное подполье» за эти 10 лет обросло настолько интересной мифологией, что об этом стало интересно рассказать широкому кругу. Фестиваль сформировал даже целую субкультуру - «бархатные». Когда я стал просто записывать отдельные воспоминания, оказалось, что многие истории, связанные с фестивалем «Бархатное подполье», достойны глав авантюрного романа.

Прибавим в этому и то, что многие участники «Бархатного подполья» являются яркими личностями, заслуживающими, возможно, отдельных книг. Кроме того, для меня данное издание - это подведение некоего промежуточного итога и ответ на вопрос: а чем я занимался последние 10 лет, помимо сугубо профессиональной деятельности? Оказалось, что таким любимым детищем, причем весьма плодотворным, стало именно «Бархатное подполье».

Однако книга получилась не только о конкретном фестивале, она отчасти и о культурном пространстве, о нашем времени, о той культурной среде, в которой происходили те события. А также о тех явлениях моды, литературы, музыки, которые предвосхитили эту атмосферу, явились ее выражением в предыдущих столетиях.

Фотосессия Владимира Преображенского
Фотосессия Владимира Преображенского

- Авантюрный роман? Может быть, раскроете какие-нибудь секреты из книги?

- Я не стану приводить здесь отдельных авантюрных историй - не буду лишать читателя удовольствия познакомиться с ними на страницах книги. Так получилось, что каждый раз, на каждом фестивале возникали интересные истории, некоторые из которых на тот момент скорее не веселили, а пугали. Но сегодня, изложенные на бумаге, они выглядят довольно забавно. До сего времени они оставались за кадром.

- Когда рок-музыканты начинают писать мемуары, чаще всего они понимают, что жизнь до 40 лет стерта из памяти - бухло, наркотики, разгульная жизнь...

- Мне в мои 40 лет хотелось бы говорить о Красоте... Что касается, скажем так, богемной жизни, то я ее не отрицаю, тем более что она является органичной эстетической составляющей «Бархатного подполья». Требуются сенсационные признания? Скажем так, если бы я честно рассказал бы о своей сексуальной жизни за последние 10 лет, это было бы по меньшей мере нескромно.

А один из самых сильных наркотиков - это сцена. Думаю, ни один артист не даст соврать...

«Бархатное подполье 2008»
«Бархатное подполье 2008»

- Но разве секс не занимает главенствующее место в концепции «Подполья»? Обнаженные модели, боди-арт, вполне шокирующие артисты... Секс, драгз, рок-н-ролл? Или это лишь декоративный элемент?

- Конечно же, это лишь один из эстетических элементов. Он используется для создания атмосферы, это главное. Однако ничуть не менее значимый, чем, например, мистический элемент. Сегодня «Бархатное подполье» существует по принципу некоего закрытого эстетического ордена. Есть мероприятия для широкого круга, есть декадентское салоны «Бархатное подполье» для избранного круга, есть эстетические салоны для еще более узкого круга посвященных.

- Закрытый орден? К вам же приходит немало селеберитиз. Как они попадают? Вы сами отбираете кандидатуры?

- Конечно же, все селебритиз приходят по моему личному приглашению. Это не «свадебные генералы» для «медийности» , это действительно мною глубоко уважаемые, интереснейшие люди - знаменитый историк моды Александр Васильев, звезда советского кино Светлана Светличная, режиссер Андрей Житинкин, актер Евгений Герчаков...

Да, на своих мероприятиях я имею право «вычеркивать из списка» и селебритиз. Нетипично, не правда ли? Как нетипично и то, что иные фотографы... платили за право фотографировать на «Бархатном подполье», а не наоборот.

- Как выглядит музыкальная концепция проекта? Начиналось все, помнится, с «Бахыт-Компота» и «Оберманекена».

- Музыка является одной из составляющих атмосферы «Бархатного подполья», наряду с поэзией, театром, необычными перформансами, спиритическими сеансами и дегустацией абсента...

Группа «Оберманекен», конечно, является очень важным в «бархатном» ключе коллективом. Анжей Захарищев фон Брауш принимал участие со своими музыкантами в фестивале не раз. Замечательно выступил также и знаменитый экс-вокалист «Оберманекена» Евгений Калачев со своим новым музыкальным проектом.

Что касается «Бахыт-Компота», то это не совсем так. В самом первом фестивале принял участие великий магистр Ордена куртуазных маньеристов Вадим Степанцов, однако со своим смежным музыкальным проектом, который он назвал «Бедлам-капелла».

- А сегодня как с музыкой?

- Сегодня много интересных артистов, которых также по праву можно причислить к «бархатной» эстетике. Это и «Кабаре Безумного Пьеро», и сольные проекты Дарьи Ловать, и группа Absent Sunday, активно развивающая такое интереснейшее музыкальное направление, как дарк-кабаре... Имен много, и «Бархатное подполье» всегда открыто для новых творческих предложений.

«Бархатное подполье 2009»
«Бархатное подполье 2009»

- Как будет организована презентация книги о «Бархатном подполье»?

- Я планирую, учитывая мультиформатность фестиваля, сразу три презентации: литературную, музыкальную и театральную. Каждая из них будет содержать, я надеюсь, свой неповторимый шарм.

4 ноября пройдет закрытая литературная презентация в ресторане-клубе «Гамбит lounge». Здесь впервые будет презентована книга «Бархатное подполье». Декаденты современной России», пройдет автограф-сессия, презентация фильма А.Якова о фестивале, мастер-класс по приготовлению абсента, и будут другие сюрпризы. Мы ждем народного артиста России Евгения Герчакова, знаменитого режиссера Андрея Житинкина, автора книги «Денди» Ольгу Вайнштейн и множество других почетных гостей.

8 ноября в музее-театре «Булгаковский дом» состоится театральная презентация. Я там спою сольно (без «Бостонского чаепития»), выступят лаборатория невербального танца «Сомнамбула», звезда декадентского трайбл-танца Кристабель Отэм, будет бурлеск от Ляли Бежицкой и другие сюрпризы. Это открытая презентация, и на нее можно будет купить билеты.

А вот музыкальная презентация, она же — празднование 15-летнего юбилея моей группы «Бостонское чаепитие» - пройдет чуть позже. О месте и дате NEWSmuz.com узнают первыми.

Вадим ПОНОМАРЕВ

22/10/2013 - 10:59   Mix   Анонсы
2 ноября в клубе Rublev пройдет Декадентский салон «Бархатное подполье», пожалуй, самое необычное мероприятие Москвы, которое соберет артистов столичной декадентской сцены различных направлений.

Музыкальную составляющую этого необычного действа представят: звезда «Кабаре Безумного Пьеро» Дарья Ловать; проект VERT.IN.SKY, талантливо интерпретирующий шедевры А.Н.Вертинского; дарк-кабаре Absent Sunday, харизматичная Tooniegirl - Мария Смолина, эксцентричная Dee, кабаре с игривым названием «Хвост пистолетом!» и, конечно же, «законодатели стиля» - группа «Бостонское чаепитие» во главе с автором и продюсером фестиваля «Бархатное подполье» Владимиром Преображенским.


Группа «Бостонское чаепитие», выпустившая недавно на лейбле «Отделение Выход» свой второй альбом «Татуированная роза», умеет удивлять. Авторы первой в России песни про Интернет, музыканты «Бостонского чаепития» одними из первых среди отечественных рок-групп освоили и эстетику стимпанка (на днях, кстати, они с успехом выступили на Фестивале Стимпанка). Их называют рок-эстетами, рок-денди, рок-декадентами – из-за элегантного, аристократичного имиджа и способности создать на своих концертах атмосферу богемного салона. Нередко группа выступает с театром, экстравагантными танцовщицами и стриптизершами, что придает их концертам еще больше шарма. Группа «Бостонское чаепитие» причудливо сочетает в своей музыке элементы «новой волны», арт-рока, джаза с элементами кабаре, выработав свой собственный, узнаваемый стиль. Песни альбома «Татуированная роза» («Вампирская любовь», «Пляска мертвецов», «Гимн к ночи») обозначили заметное увлечение музыкантов и готической тематикой.

Помимо музыкальных выступлений в рамках Декадентского салона «Бархатное подполье» будет происходить множество удивительных вещей: мастер-класс каллиграфии, который проведет китайский мастер Пань И, мистический сеанс, составление индивидуального парфюма, декадентские танцы от звезд столичного бурлеска Алисы Шпиллер и Кэтрин Гайндр, мастер-класс ретро-макияжа, чайная церемония, эротический перформанс «Женщина-мольберт» и многое другое.

За 8-летнюю историю фестиваль «Бархатное подполье», проповедующий эстетизм, декаданс и дендизм, превратился в целое движение и породил самобытную культуру «бархатных».

Быстрый поиск:
16/10/2013 - 06:13   Rock   Анонсы
19 октября в Mona Club состоится фестиваль российского Стимпанк-движения, в котором в качестве специального гостя примет участие группа «Бостонское чаепитие».

«Бостонское чаепитие», авторы первой в России песни про Интернет и создатели декадентского движения «Бархатное подполье», - удивительная формация. Исполняя богемный арт-рок с элементами джаза, они постоянно экспериментируют, выступая то с театром, то с удивительными конструкциями, а то и вовсе превращая свое выступление в спектакль.

«Бостонское чаепитие»
«Бостонское чаепитие»

Не удивительно, что группа «Бостонское чаепитие» одной из первых в России освоила в своим визуальном облике такое модное нынче направление, как стимпанк.

Выражением этого стала популярная в интернете фотосессия Ярославы Бернадской, где Владимир Преображенский, Михаил Протасов и Татьяна Протасова предстали в образе фантастических персонажей в окружении паровых машин и дирижаблей. Эта же фотосессия частично стала основой буклета нового альбома группы «Татуированная роза».

Тот же облик музыканты «Бостонского чаепития» обещают принять и на Стимпанк-фестивале.

Для тех, кто забыл или не знал, напомним, что стимпанк — жанр фантастики, действие которого происходит в мире, где главенствуют технологии паровых машин, заменивших электронику.

В обширной музыкальной программе фестиваля заявлены также Оркестр волынок Teufelstanz, экспрессивная «СтимФониЯ», дарк-кабаре Absent Sunday, академический Primo квартет и много других интересных исполнителей.

Общую ретро-фантастическую атмосферу вечера дополнят другие развлекательные элементы: бродячий цирк, профессиональное гадание, обучение танцам викторианской эпохи и многие другие экзотические радости. Организаторы именуют свое детище «Самое фантастическое мероприятие Москвы».

03/07/2009 - 00:47   Rock   Концерты
В четвертый раз прошел фестиваль «Бархатное подполье», объединивший в своих рядах ценителей изысканной рок-музыки и неформатного дендизма.
Грань между изысканностью и пошлостью весьма тонка. Фестиваль из года в год балансирует на этой грани, то срываясь в нее, то поднимаясь над суетой. Так живет обычный организм. Живет и фестиваль «Бархатное подполье».

Его инициатор и идеолог Владимир Преображенский цементирует своей же группой «Бостонское чаепитие» программу фестиваля. На этот раз, кроме декадентского «Чаепития», оказались заявлены «Кабаре безумного Пьеро» и экс-участник «Аукцыона» Владимир Веселкин.

Открыл программу фестиваля в клубе «Самолет» квартет «Кабаре безумного Пьеро».

Кабаре безумного Пьеро
Открыл программу фестиваля в клубе «Самолет» квартет «Кабаре безумного Пьеро».

Клавиши, виолончель, скрипка и брутальный Пьеро. Камерный оркестрик играет микс из белогвардейских романсов, кабацкого репертуара, блатных и одесских песен. Рослый вокалист обладает незаурядным голосом, баритональный тенор, и явной страстью к театрализации. Вышел, поклонился публике, с гитарой на куске картона.

Салонное «Но все это только одни лишь история моей одинокой и пылкой души». Потом необычайно меланхолично – «Цыпленок жареный». Скинул костюм Пьеро и остался в тельняшке с кепкой и наганом. Оркестрик играет вариации на тему «Цыпленка» — жестковато, не изящно, но классично.

Поет, впрочем, не только вокалист, поет и виолончелистка Мария Лаптева. Приятным сопрано исполняет романс «Милый друг». А затем дуэтом поют «Джонни» Александра Вертинского.

Вспомнить эти песни с живым оркестром действительно любопытно. И если бы оба поющих артиста не переигрывали бы так бессмысленно, не гримасничали, а пели от себя самих – это был бы уровень. Увы, пока у «Кабаре безумного Пьеро» получается скорее самодеятельный аффектаж: «Разве можно от женщины требовать многого» девушка поет театрализованно-преувеличенно, «Мне не нужно женщины, мне нужна лишь тема» Вертинского у вокалиста тоже получается отстраненно-искусственно.

Органика, нужна органика.

Впрочем, с блатными песнями такая же непруха. «Люблю пивную я, Самара» - красно-клетчатые штаны и изображение из себя шпаны. «Люби меня, детка» - почему-то в цилиндре и боа. Про то, как блатные сдали шпионов, и их посадили в тюрьму. «Ведь я проститутка, я дочь камергера», переходящая в Padm, padam, padam. Ни на проститутку, ни на шпану эти милые музыканты никак не похожи, отчего возникает чувство некоторой неловкости. [--NEU--]

Зато «Бостонское чаепитие» в своей тарелке.

«Поскольку вчера умер король поп-музыки Майкл Джексон, сегодняшнюю программу мы посвятили смерти. Женщина прекрасна на ложе любви и ложе смерти. Эрос и Танатос - такова тема сегодня», - печально говорит Владимир Преображенский, немного наклоня голову в высоком цилиндре.

Бостонское чаепитие
Зато «Бостонское чаепитие» в своей тарелке

В зале – дамы в кринолинах и боа, в черных перьях, изысканные черные готы, и прочие салонные существа.

Начали с «Офелии» — меланхолично и размеренно, переходя через страстные скрипичные соло и издевательские мелизмы едва ли не к маршу. Теперь у «Чаепития» аж две скрипки, так что есть, как и где развернуться. Кроме того, впервые появилась клавишница, так что саунд стал гораздо более насыщенным и тягучим. Задумчиво-элегичный голос Преображенского. Красивые мелодии, ох уж эти отсылки к Байрону (подкупающие, чего там говорить). Когда музыканты играют не ради денег, а ради красоты песни - это нормально. Это должно быть нормой, вообще-то.

Звучит «Безумный художник», «Ноктюрн» в неожиданно фанковой версии. Выходят друг за другом танцовщицы, и делают эротическо-жеманные миниатюры. Одна танцовщица в галстуке и шляпке - нечто джеймсбондовское, но с элементами стриптиза. На «Последнее танго в Париже» вышла другая девушка, читает по-французски стихи Бодлера.

И опять танцы, весьма развратные шпагаты... Да, дело дошло до того, что танцовщица запрыгнула на Преображенского, уселась верхом на него с гитарой. Он поэтично изменил диспозицию на симметрично противоположную... Словом, закончили на стуле, раскидав в сторону микрофоны и стойки. Декадентская оргия, чего уж там.

После «первой песни про интернет» на бис звучит «Спокойно»... Спокойно и без слов, благодаря звукачу, отключившему микрофон. [--NEU--]

Завершает фестиваль Владимир Веселкин. После трагедии, когда ему отрезало ногу, это всего второе публичное выступление артиста.

Выходит Веселкин, и говорит, что если его называют легендой, то все это *уйня собачья. Под этно-поповую минусовку поет, хрипит, задумчиво проговаривает, рычит. Веселкин дает настоящее рок-шоу. Он сам - настоящий.

Завершает фестиваль Владимир Веселкин
Он сам - настоящий

Снимает в расшитый блестящим сюртук и некий хвостатый мехе который он называет испанским и жутко дорогим, разумеется. Туловище разрисовано чем-то цветным и блестящим. Сначала сидит на стуле, потом танцует на нем - отчекрыженная нога болтается полупустой джинсовой штаниной.

Обрывает песню, говорит - не буду допевать, лучше переоденусь, все равно песня старая, ее в Европе все слышали. Раздевается догола, прикрываясь стулом и пиджаком. Сидит голый. Вот такой дендизм.

Выходят некие барабанщик и гитарист, с которыми Веселкин познакомился, по его словам, буквально за день до концерта. Начинают нечто грязное в духе панк-рока. Веселкин танцует! Схватил пиво на одном столике, подбросил конфеты на другом. Потом танцует сидя - энергично и выразительно.

Веселкин хватает гитариста за гитару, и обрывает музыку.

Фестиваль закончен. [--NEU--]

«Кабаре безумного Пьеро»
Рослый вокалист «Кабаре безумного Пьеро» обладает незаурядным голосом, баритональный тенор, и явной страстью к театрализации
«Кабаре безумного Пьеро»
Поет, впрочем, не только вокалист, поет и виолончелистка Мария Лаптева
[--NEU--]
«Кабаре безумного Пьеро»
Если бы оба поющих артиста не переигрывали бы так бессмысленно, не гримасничали, а пели от себя самих – это был бы уровень
«Кабаре безумного Пьеро»
Увы, пока у «Кабаре безумного Пьеро» получается скорее самодеятельный аффектаж
[--NEU--]
«Бостонское чаепитие»
«Эрос и Танатос - такова тема сегодня», - печально говорит Владимир Преображенский, немного наклоня голову в высоком цилиндре
«Бостонское чаепитие»
Теперь у «Чаепития» аж две скрипки, так что есть, как и где развернуться
[--NEU--]
«Бостонское чаепитие»
Звучит «Безумный художник», «Ноктюрн» в неожиданно фанковой версии...
«Бостонское чаепитие»
Задумчиво-элегичный голос Преображенского
[--NEU--]
«Бостонское чаепитие»
Одна танцовщица в галстуке и шляпке - нечто джеймсбондовское, но с элементами стриптиза.

Веселкин дает настоящее рок-шоу. Он сам - настоящий.
[--NEU--]

Сначала сидит на стуле, потом танцует на нем - отчекрыженная нога болтается полупустой джинсовой штаниной

Веселкин хватает гитариста за гитару, и обрывает музыку

Гуру КЕН, для NEWSmusic.ru
Фото- Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото Звезд

Быстрый поиск:
15/04/2009 - 16:41   Rock   Рецензии
Альбом с таким названием могли бы записать как модные ди-джеи, так и прожженные контркультурщики. «Бостонское чаепитие» занимает нишу где-то между «Оберманекеном» и «Аквариумом» периода Боуи.
CD. Nemo Records, 2009.

Да и нет ее, на самом деле, даже этой ниши. БГ вовсю терзает постмодернистских божков, «Оберманекен» влечет безжизненное существование. Жаркие времена гламура выжгли с отечественной сцены весь классицизм в античном понимании искусства. Было бы ошибкой целиком считать все проделками глянцевых журналов и телешоу, но нельзя не увидеть, что спокойный литературный слог с отсылками к классикам вообще полностью исчез из нашего музыкального обихода. Если цитировать – то только ради иронии. Ирония на иронии, так и удачно затуманивается та простая мысль, что сказать автору вообще нечего.

«Бостонское чаепитие» - «Шпионы гламура»
«Бостонское чаепитие» - «Шпионы гламура»

Владимир Преображенский поиграл клавишником в «Оберманекене», до того был замечен в сюрреалитических андеграундных проектах «Летучий Голландец» и «Алхимическое кабаре им. Яна Потоцкого». В обычной жизни – музыкальный и не только журналист. С 2000 года созданное им «Бостонское чаепитие» барражирует прокуренные столичные клубы со стильными элегантными песнями разной степени нервозности. Судя по тому, что свой первый альбом группа выпускает лишь на девятом году жизни, понятно, что массовой популярности такой подход не снискал. Зато вызвал уважение тех, кто готов ценить тонкий слог и куртуазность замысла.

На альбоме «Шпионы гламура» запечатлены семь песен (заглавная – в двух вариантах), которые можно было бы назвать «зе бестом» минувших девяти лет, если бы понятие «хит» не было бы столь далеко от вселенных Преображенского. Эти песни не поставишь на радио – они нарочито неформатны, хотя вполне традиционно аранжированы. Аккуратная ритм-секция, инфернальная скрипка Данилы Шлапакова, брутальный сакс Павла Веренчикова и капризно-нервозный голос самого Преображенского. Песни иногда нарочито небрежно сыграны, оставлены шероховатости, на вокале явно избыточное количество всяких обработок. Зато есть живое дыхание в песнях, словно перед нами концертник.

«Шпионы гламура» про то, что «И на Тверскую мы едем в ландо», и хотя «Про нас не напишут в газетах и не покажут в новостях CNN», но «Мы куртуазно павлиньими перьями украсим под утро столичную мэрию» - это же весь блеск серебряного века в противовес нынешнему гламуру. Сознательный перенос. Одна из самых известных песен группы «Последнее танго в Париже» по мотивам понятно чего декларирует вполне стоически: «Кто помнит этот танец, кроме нас? Кто в этом городе жив, кроме нас?» Денди времен Серебряного века гуляют по современной Москве, и не без самолюбования отмечают свою избранность и малочисленность. Это выглядит вызывающе, провокационно и… поучительно.

Эгоцентричная чувственность пронзает все песни Преображенского, заставляя слушателя выискивать аллюзии на Бодлера, Гюисманса, Маяковского, и решать насущный вопрос: «С кем вы, мастера культуры?» По ту сторону или по эту? Преображенский обостряет и провоцирует (отчаянно жаль, что не вошла в альбом решительно знаковая «Твой ласковый фюрер»). Хочет достучаться. Хочет эстетизировать взгляд слушателя на хорошо знакомое, дабы вскрыть новые сущности. И отчаянно плодит эти сущности: «Ты смотришь эти мультфильмы, ты сочиняешь мультфильмы. Мультфильмы, мультфильмы, мультфильмы».

Альбом «Шпионы гламура» зафиксировал мгновенное состояние одной из самых интересных концептуальных российских групп, как фотовспышкой. Чем и интересен. Вечно меняющаяся декадентствующая субстанция «Бостонского чаепития» застыла перед ярко освещенной стеной, обратилась в картину-пластинку, и в последующей темноте вновь потянулась к дымным клубам – устраивать театрализованные перформансы, читать стихи по-французски, смотреть на дам в боа и корсетах.

Трек-лист «Бостонское чаепитие» - «Шпионы гламура»


1. "Шпионы гламура"
2. "Ноктюрн"
3. "Мультфильмы"
4. "Последнее танго в Париже"
5. "Пассажиры"
6. "Там, за стеной"
7. Новый эскапизм
8. Шпионы гламура
Быстрый поиск:
17/03/2009 - 15:56   Rock   Концерты
Изысканные мелодии, декаданс и показ ретро-моды: так 14 марта в клубе-корабле «Челюскинъ» на Краснопресненской набережной прошла презентация первого альбома «Шпионы гламура» группы «Бостонское чаепитие».
До презентации первого в почти десятилетней истории группы альбома не дождалась большая часть музыкантов, которые в ней играли. Несладка участь шпионов гламура. Кто-то ушел в журналисты, кто-то в бизнес, кто-то в другие группы. В буклете презентуемого альбома еще красуется пикантного вида клавишник Мигель Сюч. Но к презентации нет и его, и скрипача Данилы Шлапакова, - на скрипке теперь играет красавица Катрин.

Катрин Бостонское чаепитие
На скрипке теперь играет красавица Катрин

Разбрелись по весям и долям все другие бывшие участники движения куртуазного декаданса, и нее слышно про них ничего. И только Владимир Преображенский – голова, голос, идеолог, душа проекта – он все в строю.

Бостонское чаепитие Владимир Преображенский
И только Владимир Преображенский – голова, голос, идеолог, душа проекта – он все в строю

Именно Преображенский придумал это сладкое понятие «куртуазный декаданс», именно он проводил, пока хватало сил, один из самых необычных московских фестивалей «Бархатное подполье». Именно он двигает в массы богемный дендизм, угасающий после впадания в анабиоз славной группы «Оберманекен».

Нынче Владимир Преображенский облачен в черный фрак, черную же бабочку и белоснежные перчатки. На голове – черный английский цилиндр. На вопросы NEWSmusic.ru он отвечает задумчиво и меланхолично.

- Что за карнавальные костюмы на всех музыкантах, так похожие на похоронную процессию?

- Декаданс! Красота неизбежно сопряжена со смертью. Карнавальность всегда сопряжена со смертью. Главное, чтобы это было красиво.

- Дендизм связан молвой с нетрадиционной сексуальной ориентацией его носителей. Признайтесь, у вас в группе есть натуралы?

-Как ни отвечай, все покажется банальностью. Даже лесби-бум уже сошел, кажется, на нет. Чтобы вам было интереснее, считайте, что у нас есть и некрофилы, и зоофилы, и тайные поклонники Хаббарда. Или сформулируйте вопрос точнее.

- В своих песнях вы провоцируете сексуальные подтексты, насколько сознательно?

- Экстремальный сентиментализм подразумевает, что сексуальная энергия – одна из основных энергий. Какой она находит выход – прямолинейный, животный или витиеватый, эротический – дилемма, тут и возникает искусство. Наши сексуальные предпочтения довольно банальны, на самом деле. Но немного садо-мазо, скажем, и все выглядит совсем по-другому…

Наша песня «Ноктюрн» - своего рода гимн садомазохистской любви. Извращения возникают там, где противоречие природе отдельно взятого человека. Там, где насилие над человеком. Бить по лицу нехорошо, если человек сам того не хочет.

- Отчего-то вы не хотите продолжать традиции Вертинского, хотя, казалось бы...

- Это было бы самонадеянно. Да и довольно много исполнителей, которые себя так позиционируют. Мимо Вертинского мы не можем пройти так же, как и мимо традиций Серебряного века. Однако надо помнить, что наш Серебряный век, в свою очередь, впитал в себя традиции французского символизма.

Наши песни - своенравная фантазия на темы эстетских течений разных веков и направлений. Даже российские стиляги нам близки. И мы не хотим себя чем-либо ограничивать.

В песне «Пассажиры» можно заметить, что начало навеяно строчкой Бодлера «У каждого своя химера». «Тихие дни» из нашего первого макси-сингла - кладезь цитат и аллюзий к Малларме, Гюисмансу, Бодлеру и т.д. Не песня, а гербарий. Под «Последнее танго в Париже» рекомендуется 50 гр абсента, 30 гр малибу, 30 гр ананасового сока и обязательно психоделический зонтик в бокале.

Бостонское чаепитие Владимир Преображенский
Наши песни - своенравная фантазия на темы эстетских течений разных веков и направлений

Указанный коктейль весь подошел бы и под показ коллекции Елены Лазаревой. Обрамленные песнями Вертинского в ди-джейских миксах, фигуры манекенщиц в ретро-нарядах начала прошлого века двигались медленно и изящно. Пожалуй, и сегодня такая мода весьма актуальна – дерзкая женственность, мечтательность и романтичная нега.

Зазвучавшие затем песни «Бостонского чаепития» стали продолжением романтического старта. Группа сыграла все песни из альбома «Шпионы гламура», обогатив их новыми неизвестными пока треками. «Я хочу узнать, как рождаются сны», - бархатистым тенором требовал Преображенский от «моего нарисованного мира».

Новый состав «Бостонского чаепития» пока явно уступает в сыгранности прежнему, но очень старается. Хотелось бы дождаться от скрипки Катрин большей эмоциональности и трепетности, хотелось бы услышать более ровную и уверенную работу барабанщика Михаила Протасова. Бас-гитарист Иван Дацюк стоически держит на себе весь саунд, и лишь сам Преображенский, когда берет в руки то акустическую, то электрическую гитару, - помогает ему создавать тот обворожительный безоглядный драйв, которым славится «БЧ».

Бостонское чаепитие
Новый состав «Бостонского чаепития» пока явно уступает в сыгранности прежнему, но очень старается

- Мне так мешает гитара, с удовольствием отдал бы ее кому-нибудь! – признается Преображенский. – Никто в зале не хочет поиграть у нас на гитаре?

На одной из самых известных песен группы «Последнее танго в Париже» выходит Маруся Горина, и начинает чтение Бодлера на французском. Ее вкрадчивый нежный голос создает еще одну реальность внутри трагической истории любви. Завершается сет «Новым эскапизмом», программной песней «Бостонского чаепития».

Бостонское чаепитие
Завершается сет «Новым эскапизмом», программной песней «Бостонского чаепития»

Лучше всего «Шпионы гламура» слушались бы в гламурной обстановке, а не на палубе прокуренного кораблика, затертого во льдах у Экспоцентра. Но атмосферу поэтических и музыкальных салонов Серебряного века воскресить удалось. Ведь было и чтение стихов: Нестор «Готтфрид» Пилявский с изысканно-мрачными стихами завораживающей красоты. Было и прочтение Пушкина: Дмитрий Каледин «сам обманываться рад», брутально и дерзко. И сами песни «Бостонского чаепития» обращаются к зыбкой красоте полутонов человеческих чувств.

Не спугнуть бы, не сломать ненароком.

Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото звезд

Быстрый поиск:

Страницы