Ко Дню Победы Юрий Башмет сконструировал, с одной стороны, довольно ожидаемый сет-лист, с другой – сумел насытить его фирменными сюрпризами. Шостакович – «Праздничная увертюра», Брух – «Романс», Прокофьев – «Классическая симфония», Беляев – «Сюита на тему песен военных лет». Казалось бы, что еще придумать? Даже стандартная в таких случаях «Ленинградская симфония» Шостаковича все-таки звучит - в переложении Беляева.
«Праздничную увертюру» Башмет со своим оркестром «Новая Россия» сделал энергично-праздничной. С самого начала немного ускорив привычный темп, маэстро ушел от привычно-пафосного звучания, и Шостакович сразу заискрился у него жизнерадостным весельем. В результате напор Башмета принес свои плоды – удалось обойтись без рутины, и концерт начался с яркого акцента.
Произведения Макса Бруха (1838-1920) Башмет любит, ценит и с удовольствием исполняет. Альт у Бруха не просто солирующий инструмент, он как правило «поющий» инструмент, что для виртуозно владеющего легато маэстро – несомненный аргумент. Стилизованный под позднеромантический стиль «Романс» - яркий образец вокальной партии, отданной альту. И здесь Юрий Абрамович развернулся в полную силу. Альт пел, стонал, разрывался от эмоций и уходил в суровый романский распев. Блистательное исполнение.
С «Классической симфонией» Прокофьева получилось гораздо сложнее. Кружевные полонезы и гавоты уж слишком знакомы слушателю, чтобы обескуражить трактовкой. «Новая Россия» - достаточно слаженный механизм, чтобы позволить себе насладиться легкостью, и в этот раз оркестр показал себя с наилучшей стороны. Сонатное аллегро исполнено, согласно авторскому замыслу, на противопоставлении воздушных скрипок и неторопливых фаготов. Особенно стоит отметить альты – они, как и следовало ожидать у Башмета, строят полноценную звуковую панораму, выступая третейскими судьями между скрипичной и духовой группами.
После антракта – торжественное исполнение малоизвестной фантазии И.Беляева на темы военных песен. Не совсем понятно, чем именно эта версия попурри привлекла внимание маэстро – ведь достаточно хорошо известна аналогичная сюита Василия Соловьёва-Седого. Между тем, «Сюита на тему песен военных лет» - отменно оркестрованная подборка хорошо известных песен, причем с интересными разложениями даже внутри самих песен. Дирижировал Фредди Кадена (Эквадор). Произведение требует огромного состава исполнителей, и он нашелся. К оркестру присоединилась хоровая капелла «Ярославия», а в качестве солистов на сцену поочередно выходили Анна Королева (саксофон), Алексей Лавров (баритон), Сергей Радченко (тенор), Михаил Бурлаков (баян), Вадим Холоденко (фортепиано). Королева сыграла виртуозное, но явно трудно ей давшееся джазовое соло, а ветеранов в зале покорил в первую очередь баритон Лаврова – «Поклонимся великим тем годам» в его исполнении мало чем уступило канонической версии Иосифа Кобзона.
Все средства от концерта пойдут в помощь ветеранам Великой Отечественной войны. А самым трогательным моментом концерта стало появление на сцене дедушки, вручившего Юрию Башмету «от всех его поклонников в Ярославле» извлеченный из пластикового пакета саженец кедра, появившегося на свет в год тысячелетия Ярославля.
Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото Звезд
Комменты