Звёзды и молодежь мировой оперы XXI века: на верном пути

В Светлановском зале Дома музыки прошёл концерт абонемента «Звёзды мировой оперы XXI века».

Первоначально участниками вокального вечера были объявлены российское сопрано Альбина Шагимуратова, испанский тенор Хосе Брос и итальянский баритон Фабио Капитануччи. Но итальянец заболел, и его заменил солист «Новой оперы» Игорь Головатенко. Концерт шёл в сопровождении Национального филармонического оркестра России (художественный руководитель и главный дирижёр Владимир Спиваков). За пультом стоял итальянский маэстро Никола Джулиани.

Оркестр соло сыграл только два произведения. Увертюра к опере Верди «Сицилийская вечерня» прозвучала слишком громко и однообразно. Значительно интересней оказался «Танец часов» из оперы А. Понкьелли «Джоконда». Всё же внимание было отдано певцам, которым оркестр п\у Н. Джулиани аккомпанировал весьма деликатно.

Альбина Шагимуратова известна во всеми оперном мире. Выпускница Московской консерватории и участница молодёжной программы Хьюстонской оперы, она сегодня совершенно справедливо завоевала все самые престижные сцены: «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке, «Ла Скала» в Милане, «Ковент-Гарден» в Лондоне, «Лисео» в Барселоне, Немецкую Оперу в Берлине, Венскую и Лос-Анджелесскую Оперы. Часто её можно услышать и в Москве: в Большом театре и Доме музыки. Программу она выбрала самую разнообразную, чтобы показать все стороны своего вокального и актёрского таланта. Именно она и начала вечер арией Царицы Ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. Сверкали яркие, чистые и стремительные колоратурные пассажи, которые вместе с красивой серединой создали образ жестокой и коварной волшебницы, стремящейся уничтожить своего мудрого соперника Зарастро. Ария Эльвиры из «Пуритан» Беллини продемонстрировала мастерское владение певицей стилем бельканто, её бесконечную кантилену и виртуозную технику, светлые и теплые интонации красивейшего и яркого сопрано. Блестяще исполнила Альбина редко звучащий у нас Менуэт Манон из одноимённой оперы Массне. Сколько в голосе певицы было изящества и грации, обаяния и истинного французского шарма при безупречной технике вокала, он лился легко, свободно, увлекая богатством тембральных красок. Менуэт сложный, трехчастный с постоянными сменами ритма, что идеально и захватывающе было выполненно певицей. Плохо зная этот номер, публика в восторге пыталась аплодировать после каждой части, и смущенно умолкая, в финале устроила Шагимуратовой овацию, восхищаясь мастерством и одухотворённостью артистки.

Игорь Головатенко, выпускник Московской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования Г. Рождественского, решил стал певцом, благо был большой и красивый баритон. Он начал заниматься вокалом с ведущим московским педагогом Дмитрием Вдовиным, что не могло не могло не дать результатов. Игоря пригласили в «Новую оперу», где он сначала пел небольшие партии, стал лауреатом двух международных конкурсов. Сейчас Головатенко — ведущий солист «Новой оперы», поёт в спектаклях Большого театра и делает уверенные шаги на сценах европейских театров. О том, что он будет петь в концерте, Игорь узнал буквально за два дня. Собранный, целеустремлённый, он смог подобрать роскошный репертуар и более чем убедительно войти в компанию успешных оперных звезд. Обладатель настоящего оперного голоса, музыкальный и эмоциональный, он великолепно спел арию Ренато из «Бал-маскарад» Верди. Здесь ему помогло то, что он уже создал этого вердиевского героя в Италии. Следующей успешно спетой стала ария графа ди Луны из «Трубадура». В этой партии он будет дебютировать 30 мая на сцене «Новой оперы».

На фоне замечательных российских вокалистов известный испанский тенор Хосе Брос сначала выглядел значительно бледнее. Правда, перед началом было объявлено, что что певец неважно себя чувствует. Арию Неморино он спел прилично, хотя и чувствовалось его недомогание. А вот ария Ромео из оперы Гуно «Ромео и Джульетта» совсем не удалась Бросу, не ощущался стиль французской оперы, голос наверху качался, проскакивала даже хрипотца. Постепенно Хосе Брос как-то привёл свой голосовой аппарат в порядок, и ария Коррадо из оперы Верди «Корсар» прозвучала красиво и по-вердиевски убедительно. В дуэтах он выступал уже на равных с Альбиной Шагимуратовой и Игорем Головатенко.

Дуэты стали украшением вечера. Первое отделение завершил дуэт Адины и Неморино из «Любовного напитка». Хороша была Адина Шагимуратовой: лукавая, весёлая и любящая своего незадачливого Неморино. Все эти чувства передавало выразительное сопрано исполнительницы: то нежное, то завлекающее, а иногда и наполненное искрящейся иронией. Голоса певцов сливались, дополняя друг друга щемящим чувством возможного счастья.

Второй дуэт Надира и Зурги из «Искателей жемчуга» Бизе Брос спел с Головатенко. Для этого Игорю пришлось его быстро выучить, и хотя он пел по нотам, не чувствовалось, что он исполнял его впервые и с незнакомым партнёром. Дуэт получился кантиленным и красивым, абсолютно в стиле музыки Бизе.

Центральным в концерте стали сцена и дуэт Виолетты и Жермона из «Травиаты» Верди в исполнении Альбины Шагимуратовой и Игоря Головатенко. Оба поют эти партии в недавней премьере Большого театра, только с разными партнёрами. Альбина с Василием Ладюком, Игорь с Венерой Гимадиевой. Их дуэт был очень успешным. Сколько же было в пении артистов красок и оттенков в обрисовке характеров героев, их чувств и настроений, искренности в своих поступках. Масса градаций в piano, особенно у Шагимуратовой, и forte у обоих. Они не пели, они рассказывали о своих героях: страданиях и жертвенности Виолетты и стремлении отца Альфреда поскорей избавить сына от сомнительной связи с куртизанкой. Всеми узнаваемый и любимый дуэт наполнился новыми смыслами, эмоциями, жизненными ассоциациями с реалиями сегодняшней жизни, что, естественно, вызвало бурный отклик зрительного зала.

Думали завершить вечер «Застольной» из «Травиаты» на троих: её пели Виолетта, Альфред и Жермон. Но не тут-то было. Приняв «новую» «Застольную», зрители заставили певцов бисировать. Испанец Хосе Брос исполнил свою родную сарсуэлу, Игорь Головатенко — арию Риголетто, доказав, что он настоящий вердиевский певец (певец скоро будет дебютировать в «Риголетто» в Италии). Альбина предстала в амплуа опереточной дивы — она была обворожительна в Вальсе Ядвиги из оперетты Оффенбаха «Робинзон Крузо».

Концерт оказался поистине звёздным. Особенно порадовало, что из троих его участников двое были представителями российской вокальной школы. Подумалось о том, что после ряда лет сетований на то, что русская вокальная школа теряет свои мировые позиции, её действительно мрачный период заканчивается. Русская вокальная школа снова начинает завоевывать высокое положение среди мировых вокальных школ. Это показал не только концерт в Доме музыки, но и прошедший вслед за ним вокальный вечер в Бетховенском зале Большого театра.

Это был вечер памяти Лучано Паваротти с участием Молодежной оперной программы Большого театра (художественный руководитель Дмитрий Вдовин) и Фонда Лучано Паваротти из Италии. Естественно, что исполнялась в основном итальянская музыка. Меццо-сопрано Юлия Мазурова и баритон Андрей Жилиховский достойно представили великого Россини, спев арии и дуэт Розины и Фигаро из его «Севильского цирюльника». Сопрано Анастасию Кикоть просто не узнать: как она выросла за два года. Роскошный чувственный голос лился свободно в арии Мими («Богема» Пуччини) и Болеро Елены («Сицилийская вечерня» Верди). Кристина Мхитарян великолепно спела труднейшую арию Клеопатры из барочной оперы Генделя «Юлий Цезарь и Клеопатра», а затем прелестную арию Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини. Изящной получилась у Мазуровой песня Чайковского «Pimpinella». Жилиховский порадовал песней Кардилло «Неблагодарное сердце». Наши певцы хорошо обучены, владеют итальянским языком, чувствуют стиль каждого произведения. Конечно не всё у них одинаково хорошо получается, бывают кое-какие технические и художественные проблемы. Но они на верном пути в профессию.

Тоже самое, как выяснилось, происходит и с обучением итальянских оперных певцов.

У Уго Таркуини (арии Рудольфа из «Богемы», Каварадосси из «Тоски» и Калафа из «Турандот») и у Марии Терезы Лёва (Вальс Мюзетты из «Богемы», ария Виолетты из «Травиаты») - красивые голоса, но тоже есть свои ошибки и проблемы с верхним регистром, особенно у тенора. Иногда излишне покрикивают и не всегда выразительны. Но все учатся. Обе школы русская и итальянская имеют много общего и как-то развиваются в нужном направлении. Все молодые певцы, участники русско-итальянского концерта нашли общий язык и в человеческом общении, и в вокальном отношении. Прекрасный дуэт Мими и Рудольфа получился у Уго Таркуини и Анастасии Кикоть, а в финале все дружно, гармонично и красиво спели знаменитую песню «O, Sole mio».

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»