Таким образом, Марьяна не дождалась того момента, когда в Москве установят памятник Виктору Цою. Как известно, на днях жители района Университетский выступили с акцией протеста, негодуя по поводу строительства памятника около их домов.
Мы приводим одно из последних интервью Марьяны Цой, данных ею газете "Вечерняя Москва" в марте 2004 года.
– Как сейчас
продаются диски «Кино»?
– Они всегда стабильно продавались, интерес к
«Кино» не упал. Единственный провал был в 98-м году, во время дефолта, но был
связан не с падением популярности группы, а с экономикой. Тогда все артисты
оказались в полной заднице.
– Кто же эти люди, которые в таком
количестве поглощают творчество несуществующей уже 14 лет группы?
– Это
молодые ребята, что приятно. Это видно на любом концерте памяти Виктора – в
зале-то в основном одни подростки. Как они приходят к этой музыке? Не знаю,
как-то сами. Никакой агитационной работы никто не ведет. Для себя я поняла: у
Вити не было ни одного нехита. В каждой песне правда, которая так или иначе тебя
касается, вне зависимости от того, жил ты в середине 80-х или растешь сейчас.
Это, на мой взгляд, главная причина такого долгого успеха. Но вообще
мониторингом поклонников я не занимаюсь и ни с кем из них не общаюсь. В Питере
даже фан-клуба «Кино» нет. Слава богу.
– Почему «слава богу»?
–
Потому что фан-клуб, на мой взгляд, – это нездоровое объединение. Путешествовать
за артистом по всей стране, торчать у него в подъезде, писать любовные письма –
этого я никогда не понимала. Тем более что нового «Кино» уже не будет. Что
сейчас делать этому фан-клубу?
– Например, строить музей, который, как
я знаю, уже десять лет собираются организовывать, а все никак.
– Да кто
собирается? Об этом постоянно говорят, но лично ко мне до сих пор всерьез никто
не обращался. А если кто-то и обратится, я все равноничего Витиного не
отдам.Даже те маленькие нэцке, которые он делал для себя.
– Почему?!
– Потому что не верю никому. Не верю в то, что дело не затухнет.
Зато
почти убеждена, что если отдать вещи, они тут же пропадут. Вот, например, ребята
из «Кочегарки» (знаменитая котельная в Питере, в которой Цой проработал
несколько лет. – Е.Л.) давно бредят идеей сделать в помещении котельной
мемориальную Витину комнату. Но там такие нравы! Отдам я им Витину гитару, чтобы
на стене висела – так найдется ктонибудь, кто по пьяни ее топором вырубит! И
потом: что, собственно, в музее выставлять? У меня есть Витькины рисунки, нэцке,
два инструмента – акустический и электрический. Еще одна гитара живет в Москве,
у мадам Разлоговой (с Наташей Разлоговой Цой провел последние два года жизни. –
Е.Л.). И все! Это экспонаты одной комнаты. Ну что за смысл: прийти и попялиться
на гитару? Обычная двенадцатиструнная «деревяшка» ленинградского завода. Да, на
ней писались гениальные песни. Но человека-то уже нет.
– Странно,
неужели по стране нет людей, у которых что-то осталось от Вити?
– Не
думаю. Витя ничего за собой не оставлял. Он не был «вещистом», ему никогда не
нужно было много. Если он уезжал куда-то, то брал с собой всегда по минимуму:
все умещалось в рюкзак.
– А неизданных материалов много
осталось?
– Песни изданы все. Виктор никогда не писал «вперед». Он
задумывал альбом и сразу писал его целиком. Что-то из видеохроники осталось, но
тоже немного. Не вошедшие в фильмы кадры, любительские съемки с концертов. Может
быть, этим в ближайшем времени и займусь. С другой стороны, ну чего там копать?
Вот Сантер остался, его надо беречь (Сантер – Саша, сын Марьяны и Виктора. –
Е.Л.)
– Чем он, кстати, занимается?
– В группе играет, зараза
такая! (смеется).
– Почему «зараза»?
– Я очень этого не хотела
и приложила максимум усилий, чтобы этого не случилось. Уж слишком хорошо я знаю
изнанку этого дела. Стабильности хотелось для него – сами-то с Витей всю жизнь
на нитке висели. Это же не жизнь – ужас! Но Саня воспитывался, конечно, в
музыке, смотрел с пеленок на все это. Я по наивности думала, что его как-то
пронесет. В 16 лет отправила его в Москву, он там год жил и занимался
текстильным дизайном. Компьютером в совершенстве овладел, английский язык
выучил. Вернулся взрослым человеком. А сейчас объявился его старый приятель,
музыкант, и им обоим вдруг башню сорвало. Вот болтаются между небом и землей со
своими репетициями. Санек не пишет – играет на басу. Причем, несмотря на то, что
у него была возможность попросить о помощи (ведь знакомые нашей семьи – сплошные
рок-звезды!), он не стал ею пользоваться. Всему сам научился. Сразу видно –
Витькина кровь.
– А вы слышали его группу?
– Еще чего не
хватало! На репетицию мне идти? Озолоти меня – не пойду (смеется). Сыта этим
всем по горло. Даже не знаю, как его группа называется. Я уже старая девушка,
мне не до этого. Да и живет Сашка отдельно.
– Три года назад вы
организовали «Кинопробы» – проект, в котором почти все рок-музыканты перепели
песни Вити. Чуть позже – концерт, посвященный 40-летию Цоя. Что дальше?
–
Пока все. Во-первых, повода нет. Во-вторых, это гигантский труд. Взять, к
примеру, вами упомянутый концерт. Вы не представляете, сколько усилий и нервов
нужно, чтобы всех согнать в одно время и в одно место! А потом еще на тебя
подают в суд, мол, Марьяна все «сожрала» (в суд на Марьяну Цой подали бывшие
музыканты группы «Кино», считающие, что их авторские права ущемлены. – Е.Л.). Да
я себе, простите, трусов даже не купила с этих концертов и дисков. Вся прибыль
ушла на Сашку. Компьютер ему обновили, купили «железо», большой монитор. В
общем, все по мелочи.
– Музыканты охотно подписываются на такие
концерты?
– Открою тайну: концерт 40-летия был гонорарным. Все, кто
играл, получили деньги. Согласитесь, гнать на сцену ветеранов «за идею» было бы
глупо и некрасиво, тем более что была возможность заплатить. Но при этом,
подчеркиваю, все согласились бы выступать и бесплатно.
– Откуда такая
уверенность?
– Потому что это люди другой эпохи. Для них «Кино» не пустой
звук, для многих Виктор был и вовсе другом… (пауза) если такой закрытый человек
вообще мог кому-нибудь быть другом. Но, по крайней мере, из тех, кто выходил на
сцену, незнакомы с Витей были только братья Самойловы и Сережа Чиграков. Потом у
многих музыкантов питерские корни, а это совсем отдельный тип людей. Питерец для
питерца последнюю рубаху отдаст. Мне Кинчев, Шевчук постоянно звонят, всегда
помогают, если надо. Хотя они мне ничем не обязаны.
– Вас перестали
доставать поклонники «Кино», которые раньше считали вас чуть ли не виновницей
гибели Цоя?
– О, да! Одна девушка осталась, да и то где-то под Нижним
Новгородом живет. Она написала какую-то безумную книгу воспоминаний «Виктор Цой
и я», в которой я мешаю их любви. До сих пор от нее гневные письма получаю. Но в
любом случае такого, как раньше, нет и в помине. Камнями в окна никто не кидает
и на кладбище не подкарауливает. Страшно сказать, я ведь первое время могла
появиться на могиле мужа только ранним утром или поздним вечером! Ужасно тяжело
было. Но с последним поколением поклонников «Кино» проблем нет. На кладбище
девчонки даже ограду за свой счет поставили.
– Чем вы сейчас
занимаетесь?
– Ничем особенным. Я, например, люблю переводить японские
тексты. Так, для себя, это не работа.
– Вы знаете японский?!
–
Я окончила факультет востоковедения питерского университета. В 40 лет, между
прочим!
– Зачем?
– Это был припадок. Желание расширить
собственные горизонты.
– И часто с вами такие припадки
случаются?
– Регулярно. Год назад я с нуля выучила английский. С
фотографиями мне нравится возиться: даже скорее не щелкать, а составлять
композиции, коллажи из разных снимков. Вязать недавно начала с какого-то
перепуга! А сейчас хочу научиться ткать. Мне интересно жить. Иногда пишу
что-нибудь, рисую. Никто не заказывает – я для себя, в стол.
– А если
к вам придут издатели и скажут: «Марьяна, напишите книгу о Цое»,
согласитесь?
– Так ведь такой опыт уже был. И, если честно, он не оставил
мне приятных воспоминаний. Пусть сама книжка разошлась каким-то бешеным тиражом
(600 тыс. экз. – Е.Л.), но больше я так «гореть» не хочу. Очень сложно писать,
когда знаешь, что пишешь не просто так, а для издания на всю страну. Огромная
ответственность, сроки поджимают, сосредоточиться трудно. А я к тому же человек
акустический.
– В каком смысле?
– В смысле, что я терпеть не
могу компьютеры. Если я пишу, то воспринимаю только лист бумаги и ручку, а
компьютер даже включать не умею (смеется)! Но, в принципе, не в этом дело.
Просто, когда первую книжку захотели переиздать, мне предложили дописать туда
еще несколько историй. И я вдруг поняла, что писать-то нечего! Я все сказала,
поставила точку. Недосказанного у меня не осталось.
Комменты