В этот раз программа называлась «Музыкальное путешествие вокруг света», и состояла из произведений абсолютно разных авторов разных стран мира. А изюминкой стал состав музыкантов: это все сплошь участники мастер-классов Кронбергской академии музыки, лауреаты международных конкурсов – молодые солисты из России, Беларуси, Германии и Венгрии. История основанной в маленьком северо-германском городке музыкальной Академии показательна - в Кронберг стал часто заезжать Мстислав Ростропович, вслед за ним - Юрий Башмет и Гидон Кремер, затем английский пианист Андраш Шифф... И вот сейчас Кронбергская академия музыки стала одним из крупнейших образовательных центров в Европе. Причем студентов-то всего 18 человек, - но огромное количество мастер-классов и масштабные фестивали, на которые приезжают лучшие музыканты и педагоги мира, проводится большое количество мировых премьер новых произведений.
В концерте в рамках VII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи выступили Никлас Лиепе (скрипка, Германия), Никита Борисоголебский (скрипка, Россия), Георгий Ковалев (альт, Россия-Германия), Ласло Феньо (виолончель, Венгрия) и Ростислав Кример (фортепиано, Беларусь).
Произведения Бетховена, Бруха, Чайковского, Равеля, Шуберта, Гершвина, Бартока, Шопена, Поппера, Пьяццоллы, Паганини, Сарассате - в самом деле, музыкальное путешествие по всем континентам.
Наиболее благоприятное впечатление произвел, кажется, виолончелист Ласло Феньо, играющий сейчас в симфоническом оркестре Радио Франкфурта-на-Майне. Именно на одном из фестивалей в Кронберге в составе ансамбля «Челиссимо» он играл премьеру «На посошок...» Родиона Щедрина. В Сочи Ласло Феньо проникновенно исполнил «Все обеты» из «Кола Нидрея» Бруха, и впечатлил своей певучей виолончелью и тончайшей психологичностью. А в «Венгерской рапсодии» Поппера он раскрылся как изящно и тонко фразирующий музыкант. Жаль, что было сыграно так мало - в Россию Феньо приезжает редко.
Немецкий скрипач Никлас Лиепе уже лауреат многочисленных европейских конкурсов, сейчас учится в Кронберге у Анны Чумаченко. Его козырь - гибкая тембральность и умение деликатно работать с вибрато. Если в Серенаде ре мажор для скрипки, альта и виолончели Бетховена он успел показать только второе из перечисленного, то в «Порги и Бесс» Гершвина и Пяти румынских народных танцах Бартока вдруг удивил сразу всем - и зажигательностью едва ли не по-цыгански, и мгновенной сменой в пронзительную лиричность, и богатой гаммой извлекаемых из скрипки тембров, и умением не форсировать звук в самых провокационных моментах (чего, увы, не избежал его коллега Никита Борисоглебский). За скрипкой Лиепе пока не чувствуется масштаба личности, но это дело наживное - сейчас ему всего 24 года.
Альтист Георгий Ковалев, ученик Башмета, получивший в прошлом году вторую премию на конкурсе альтистов Юрия Башмета (его мать много лет играет в «Солистах Москвы» все на том же альте), отчего-то не раскрылся в этом концерте. Еще помнится его яркое выступление на альтовом конкурсе в Москве, и тогда он прекрасно выступал в турах, но сник в финале. И в Сочи он вновь показался техничным, но все-таки скучноватым. В Серенаде ре мажор Бетховена сыграл чисто, и не более. В «Паване на смерть инфанты» Равеля и Oblivion Пьяццоллы звучал элегично, но недостаточно артикулированно, - чего явно требует плавающая ритмика этих авторов. Потенциал очевиден, школа налицо - и причины концертной неровности неясны.
Белорус Ростислав Кример выходил на сцену чаще всего, поскольку пианистом оказался единственным. Поначалу он словно робел, отчего напоминал аккомпаниатора в музыкальной школе. Но понемногу раскрылся, и к сольному Экспромту соль-бемоль мажор Шуберта снял все зажимы, заиграл легко, свободно - Шуберт зазвучал меланхолично, элегично, задумчиво, хотя досадные соскальзывания пальцев с клавиш все же случались. Однако Рубикон был уже перейден, и в Гершвине был искрящийся Кример, в Балладе №1 соль минор Шопена - эмоциональный, с сочным красивым звуком - Кример разыгрался. И дальше уже Кримера было не остановить. Особенно хорош он был в финальной «Наварре» Сарассате - мощный, изобретательный. Все получилось.
Самый титулованный музыкант из этой программы - скрипач Никита Борисоглебский. Победы на множестве конкурсов, «Скрипач года-2009» фонда Родиона Щедрина и Майи Плисецкой, «Персона года» газеты «Музыкальное обозрение», Virtuoso Академии струнных инструментов в Италии... От такого музыканта всегда ждешь многого. И кое-что оправдалось - случались отточенные фразировки, виртуозные пассажи, убедительный напор. Но и не получилось тоже многое, увы. «Вальс-скерцо» Чайковского был техничен, но на удивление бездушен. Румынские танцы Бартока для двух скрипок в паре с Лиепе при той же техничности снова удивили отсутствием живой страсти, пришлось даже вспомнить про китайских и корейских скрипачей. Но и предел техничности Борисоглебского тут же нашелся - Паганини в своих Каприсах более чем взыскателен, и раз за разом Борисоглебский срывал пассажи, буквально съедая ноты пачками. Лишь в «Наварре» амбициозный скрипач все же реабилитировался, и прозвучал блистательно и мощно.
Каждый раз программа «Звезды XXI века» показывает текущее положение дел среди тех, кто подбирается к звездному небосклону. И в этом году смотр молодых демонстрирует - талантливых музыкантов хватает, уровень техники растет с каждым годом, дело только за человеческой и артистической зрелостью.
Вадим Пономарев
Фото - Светлана Мальцева
Комменты