Итоги года

19/12/2024 - 16:32   Mix   Новости
VK Музыка выпустила персональные итоги, в которых пользователи могут увидеть, каким был их музыкальный год. Пользователи впервые ознакомятся с расширенной статистикой, включающей до 18 метрик.

Посмотреть личные итоги можно в отдельном приложении VK Музыка и в музыкальном разделе приложения ВКонтакте.

Персональные итоги года в ВК
Персональные итоги года в ВК

В этом году слушателям доступна статистика по многим показателям, в том числе: сколько минут музыки и сколько треков прослушано в 2024 году, с какой именно песни начался год, какой жанр и какой артист стали самыми популярными. А также можно узнать интересные подробности по настроениям, самому музыкальному месяцу в году и другим показателям.

Индивидуальная статистика подготовлена на основе персональных данных слушателей VK Музыки в этом году. Пользователи могут поделиться любой метрикой в социальных сетях, а также персональным плейлистом, сгенерированным из любимых треков 2024 года.

Вместе с персональными итогами пользователей опубликованы итоги Студии — профессионального сервиса для артистов, где агрегируются данные из музыкального раздела ВКонтакте и отдельного приложения VK Музыка с подробной статистикой и аналитикой музыкальных релизов и аудитории.

В Студии доступно до 16 метрик, которыми музыканты могут поделиться со своей аудиторией в социальных сетях. В этом году список показателей включает статистику по аудитории, разделённой на сегменты: фанаты, часто слушающие и иногда слушающие, количество дней в чарте треков и чарте альбомов, а также топ-3 трека, которые пользователи чаще всего добавляли к себе, и топ-3 трека, которыми пользователи чаще всего делились.

Персональные итоги года для пользователей VK Музыки доступны по ссылке: http://vk.com/music2024

Быстрый поиск:
04/12/2024 - 17:30   Mix   Профи
Spotify подвел итоги 2024 года: Тейлор Свифт, Сабрина Карпентер и другие доминировали на стриминговом сервисе в 2024 году.

Тейлор Свифт завершает знаменательный год как самый прослушиваемый артист 2024 года, сгенерировав более 26,6 млрд прослушиваний по всему миру. На втором месте среди артистов оказался The Weeknd, за которым по порядку следуют Bad Bunny, Drake и Billie Eilish.

Тейлор Свифт
Тейлор Свифт

Чтобы отпраздновать достижение Свифт, которое делает ее самым прослушиваемым исполнителем на Spotify два года подряд, платформа добавила в ее профиль специальный значок Wrapped, а также представила пользовательские анимации, соответствующие ее музыке, включая блестки, соответствующие Fearless (версия Тейлор), чаек в стиле 1989 (версия Тейлор) и многое другое.

14-кратный обладатель премии «Грэмми» Тейлор Свифт также выпустила самый прослушиваемый альбом года на Spotify The Tortured Poets Department, который также стал самым популярным альбомом Apple Music в 2024 году. На Spotify второе место занял альбом Билли Айлиш Hit Me Hard and Soft, за которым следуют Short n' Sweet певицы «Please Please Please», MAÑANA SERÁ BONITO Кароль Джи и Eternal Sunshine Арианы Гранде. Все пять лучших альбомов приложения провели время на первом месте в Billboard 200 — и все пять из них, что стоит отметить, были созданы артистами-женщинами.

Что касается самых прослушиваемых песен, то «Espresso» Сабрины Карпентер собрала больше всего прослушиваний по всему миру в 2024 году, набрав более 1,6 млрд прослушиваний. За ней следуют «Beautiful Things» Бенсона Буна, «Birds of a Feather» Билли Айлиш, «Gata Only» FloyyMenor и Cris Mj’s и «Lose Control» Teddy Swims.

Как и в прошлые годы, Spotify Wrapped теперь также позволяет отдельным пользователям просматривать своих самых популярных исполнителей и песни с помощью общих карт данных. В 2024 году они также смогут получить доступ к функциям «Музыкальной эволюции», показывающим, как их особые настроения и вкусы менялись за последние 11 месяцев с помощью сгенерированных Spotify дескрипторов и персонализированного плейлиста.

Также новинка — функция «Самая длинная серия прослушиваний», которая сопровождает любимых исполнителей года пользователей. Возвращающийся фаворит — функция «Лучшие слушатели», показывающая, какой процент слушателей-фанатов ждали их любимых исполнителей, а самые преданные получат специальные видео от таких звезд, как Песо Плума, ROSÉ, Билли Айлиш, Ашер, Сабрина Карпентер, Кароль Джи и других.

28/11/2024 - 16:25   Поп   Новости
VK Музыка поделилась итогами года: что и кого чаще всего слушали в России и странах СНГ в 2024-м — самые популярные треки, альбомы и артисты.

В этом году стриминг вручил награды в 22 номинациях, где в том числе представлены музыкальные лейблы, аудиокниги и подкасты.

Третий год подряд артистом года становится Macan, набравший более 950 000 000 стримов. Также он забирает награду «Альбом года» за релиз I AM, который в VK Музыке послушали более 280 000 000 раз. Треть треков из альбома, вышедшего этим летом, до сих пор остаётся в чарте сервиса.

Лидерские позиции удерживают Miyagi & Эндшпиль, треки которых уже пятый год подряд попадают в топ самых популярных на стриминге. Дуэт из Владикавказа побеждает в номинации «Группа года»: его слушали больше 700 000 000 раз.

В номинации «Артист с самой большой аудиторией» побеждает Баста. У исполнителя более 20 000 000 уникальных слушателей в 2024 году.

«Я благодарен людям, которые слушают мою музыку, приходят на концерты, разделяют со мной разные этапы своей жизни, в которой есть место всему: радости, грусти, надежде, любви, переменам. Мы вместе взрослеем, вместе меняемся, и это очень многое для меня значит. В этой награде и этой огромной цифре здесь и сейчас есть каждый из вас», — обратился музыкант к своим слушателям.

Баста - «Артист с самой большой аудиторией» и «Трамплин года»
Баста - «Артист с самой большой аудиторией» и «Трамплин года»

Anna Asti вновь стала артисткой года. Треки исполнительницы слушали более 300 000 000 раз. А попавший на верхушку чарта VK Музыки новый сингл «Топит» помог певице укрепить позиции.

Anna Asti - Артистка года
Anna Asti - Артистка года

Народные мотивы трека «Дорога дальняя» в исполнении Jakone привели артиста к первому месту в номинации «Трек года». Тренд на народность и трек «Матушка», завирусившийся в сервисах вертикальных видео, обеспечили Татьяне Куртуковой победу в номинации «Прорыв года». Награду «Тренд года» забрали uniqe, nkeeei, ARTEM Shilovets и Wipo за хит «Гламур».

Татьяна Куртукова - «Прорыв года»
Татьяна Куртукова - «Прорыв года»

Награду в новой номинации «Все треки в чарте» по праву забирают Aarne и Bushido Zho. В этом году все треки с альбома хитмейкеров We live only once попали в чарт VK Музыки в первый же день после релиза.

Самым ожидаемым альбомом года стал God system от Kai Angel, отмеченный наградой «Пресейв года».

Не остались без заслуженного внимания и те, кто только начинает свою музыкальную карьеру. Проект VK Музыки для молодых музыкантов «Трамплин» помог новичкам выпустить совместные треки со звёздными кураторами. Самой прослушиваемой работой в рамках проекта стал сингл «Больше чем всё» Басты и Вассы Железновой — дуэт получает награду «Трамплин года».

В этом году VK Музыка впервые отметила специальными наградами музыкальные лейблы. В номинации «Лейбл года» победил Golden Sound (Macan, A.V.G, Jakone, Scirena), креативной командой года стала RNDM Crew (OG Buda, Mayot, Toxi$, 163Onmyneck, Inst Rinna).

Из немузыкального контента, представленного на платформе, аудиокнигой года признан аудиосериал «Железное пламя» Ребекки Яррос. Вторая часть культовой саги о драконах оказалась самой прослушиваемой аудиокнигой в 2024 году. Подкаст в жанре тру-крайм «Дневники Лоры Палны» занимает первое место в номинации «Подкаст года». Награду в номинации «Подкаст-интервью года» забирает «Подкаст № 1».

Редакция VK Музыки выбрала альбом года по мнению редакции — «Свиная попутка» от группы «Второй Ка», а также традиционно составила итоговый плейлист года с топ-30 треков.

«Несмотря на то что часть призёров публике уже знакома, 2024-й прошёл под знаком творческих успехов не только для них. Он поднял популярность таких артистов, как Женя Трофимов, Минаева, Blizkey, Miravi, bearwolf, Almary, Merab Amzoevi, и ряда других имён, которые в уходящем году впервые попали в чарт VK Музыки. А, например, Mona, Bushido Zho и Молодой Платон утвердились в качестве стабильных хитмейкеров», - говорит Сергей Мудрик, главный редактор VK Музыки.

5sta Family - «Камбэк года»
5sta Family - «Камбэк года»

Все победители

  1. «Артист года» — Macan
  2. «Альбом года» — I AM (Macan)
  3. «Артист с самой большой аудиторией» — Баста
  4. «Артистка года» — Anna Asti
  5. «Группа года» — Miyagi & Эндшпиль
  6. «Трек года» — «Дорога дальняя» (Jakone)
  7. «Прорыв года» — Татьяна Куртукова («Матушка»)
  8. «Тренд года» — «Гламур» (uniqe, nkeeei, Artem Shilovets, prod. by Wipo)
  9. «Ремикс года» — «Горы» (Blizkey)
  10. «Фит года» — «Асфальт» (Jakone & Kiliana)
  11. «Камбэк года» — 5sta Family
  12. «Трамплин года» — «Больше чем всё» (Баста и Васса Железнова)
  13. «Фан-комьюнити года» — DK (победитель голосования в соцсетях VK Музыки)
  14. «Все треки в чарте» — Aarne и Bushido Zho (We live only once)
  15. «Лейбл года» — Golden Sound
  16. «Креативная команда года» — RNDM Crew
  17. «Аудиокнига года» — «Железное пламя»
  18. «Подкаст года» — «Дневники Лоры Палны»
  19. «Подкаст-интервью года» — «Подкаст № 1»
  20. «Сниппет года» (ключевой фрагмент трека) — «Харизма» (Wallem)
  21. «Пресейв года» — God system (Kai Angel)
  22. «Альбом года по мнению редакции» — «Свиная попутка» («Второй Ка»)
25/11/2024 - 15:36   Mix   Профи
HiFi-стриминг «Звук» составил рейтинг топовых артистов года, выяснил, какие треки и подкасты звучали на репите чаще всего.

Самым популярным артистом года стала певица Люся Чеботина, а самой прослушиваемой группой — Женя Трофимов и «Комната культуры».

В номинации «Фит» на репите чаще всего крутили треки от трио Niletto, Олега Майами и Лёши Свика. Самый громкий камбэк совершил рэпер L'One, в категории «Прорыв года» лидировала исполнительница хита “Godzilla” bearwolf, а выбором редакции Звука стал исполнитель Saluki.

Звук 2024

Самым популярным альбомом в номинации «поп» стал «Как Есенин» от Navai, альбом Streets Echo 2052 рэпера Alblak 52 лидировал в жанре хип-хоп, группа «Звери» возглавила рейтинг рок-музыки с пластинкой «Фолк», а в разделе электронной музыки чаще всего звучал альбом Hyper House от Biicla.

Свое утро на репите пользователи Звука чаще всего встречали с треком Татьяны Куртуковой «Матушка», днем на повторе крутились «Поезда» Жени Трофимова и группы «Комната культуры», вечера захватил легкий и позитивный фит Supersonic от Aarne и Big Baby Tape, а ночами в Звуке чаще всего воспроизводилась одна из версий хита Blizkey «Горы» (Remix).

Самыми музыкальными городами, в которых Звук слушали больше других, в 2024 году стали Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург и Челябинск.

Кроме того, в 2024 году Звук успешно развивал вектор гиперперсонализации. Так, треки в персональной волне «Сила Звука», которая готова подстроиться под слушателя в любой момент жизни, в этом году набрали почти семь с половиной миллионов лайков, а чаще всего пользователи включали ее по вечерам.

Каждый пользователь Звука сможет узнать, какие треки он слушал чаще всего, в том числе по утрам понедельника и по вечерам пятницы; какой артист звучал больше других и какой процент аудитории стриминга любит этого артиста так же сильно; увидит личный топ аудиокниг, свой самый прослушиваемый подкаст и сколько минут играла рекомендательная волна «Сила Звука».

06/12/2023 - 16:12   Поп   Новости
В рамках подведения итогов 2023 года команда HiFi-стриминга «Звук» проанализировала топ прослушанных песен в 12 жанрах и собрала в 12 плейлистов, содержащих от 30 до 40 треков.

Самый большой плейлист достался поп-музыке, наиболее прослушиваемому жанру в Звуке за год. В него вошло 40 треков исключительно от русскоязычных исполнителей. В основном это композиции Anna Asti: в этом году певица основательно воцарилась на российской эстраде, выпустила второй альбом и основала собственный лейбл. Также в топ вошли композиции Люси Чеботиной, Мари Краймбрери, NЮ и других.

Anna Asti
Anna Asti

Среди треков, пользовавшихся особой популярностью среди поклонников рэпа, можно найти много хитов Басты, «Каспийского груза», Ramil' и других.

Бесспорными лидерами метал-плейлиста стала группа Wildways, выпустившая в этом году пятый альбом «Симптомы».

Помимо этого, можно ознакомиться с Топ-100 треков по всему стримингу без жанрового разделения. Здесь лидеры предыдущих топов — Anna Asti, «Король и Шут», а также Кравц и Гио Пика — благополучно соседствуют друг с другом.

31/12/2021 - 05:22   Поп   Профи
Музыка не то, что сегментировалась, а расслоилась в этом году. Любители горячих хитов не найдут общего языка с поклонниками инди, а знаковые релизы классики вообще незнакомы поклонникам рока или джаза.

Это нормально. Исчез же общий уравнитель — радио и ТВ. В эпоху интернета каждый слушает то, что ему нравится, а агрегаторы вроде Яндекса или Спотифая только подкладывают дровишек в этот бесконечный индивидуальный плейлист.

Начнем с коммерческих релизов. Повсеместно к ним относятся поп-рэп и поп-r’n’b. В десятку топ-песен года вошло то, что просто надо послушать, чтобы иметь представление о трендах.

Люся Чеботина
Люся Чеботина
  • Люся Чеботина — Солнце Монако
  • Galibri & Mavik — Федерико Феллини
  • HammAli & Navai — Птичка
  • Джарахов, Markul — Я в моменте
  • Minelli - Rampampam
  • Артур Пирожков, Клава Кока — Хочешь
  • Султан Лагучев - Горький вкус
  • Хабиб - Ягода малинка
  • Ваня Дмитриенко — Венера-Юпитер
  • Ramil' — Сияй
  • Artik & Asti — Истеричка
  • Slava Marlow - Ты горишь как огонь
  • Jony - На сиреневой луне
  • Баста - Ты была права

Песни не в порядке популярности, но все они в топе. И почти все они — российские, и даже только на русском. 2021 год расставил приоритеты в предпочтениях именно так, разве что итальянские шок-рокеры Måneskin могли бы еще втесаться, и то на последних ролях. Обращает внимание отсутствие рэпера Моргенштерна (но он возьмет свое в рейтинге альбомов), но в целом тру-рэпа в этом списке вообще нет. То есть рэп вытеснен на провинциальную обочину, поп-музыка гораздо более интересна аудитории. Кроме того, в поп-музыке продолжается доминирование кавказской музыки.

В ситуации отсутствия концертов, хоть и менее жесткого, чем годом раньше, - на первый план вышли показатели стримингов. Большинство артистов из топа вообще лишены необходимости давать концерты, им хватает доходов со стримингов. И это кардинально новая ситуация, меняющая рынок.

Альбомов в этом году из коммерции вышло меньше, чем обычно. Роль альбомов продолжает падать. Но все же они были.

  • Kizaru, Big Baby Tape — Bandana I
  • Morgenshtern — Million Dollar: Business
  • Måneskin — Teatro d’ira — Vol. I
  • Miyagi & Andy Panda — Yamakasi
  • Soda Luv — Viva la vida
  • OG Buda — Freerio
  • Kizaru — Born to Trap
  • Егор Крид — Pussy Boy
  • The Weeknd - After Hours
  • Artik & Asti — Миллениум Х

В этом списке рэпа куда побольше, что указывает лишь на то, что поклонники по-прежнему предпочитают слушать альбомами, в отличие от любителей хитов. Других ярко выраженных выводов нет, хотя в список попали и Моргенштерн, и даже восьмидесятнический попс от The Weeknd.

Из знаковых релизов мировой поп-музыки в 2021 году стоит назвать Lil Nas X — Montero, Dua Lipa - Future Nostalgia, Olivia Rodrigo – Sour, Sam Fender – Seventeen Going Under, Ed Sheeran - =, Adele - 30. Это те релизы, которые необходимо послушать, чтобы быть в курсе трендов. К ним стоит добавить альбом ABBA — Voyage, который вне трендов, но сильно повлиял на ситуацию.

Из российских альбомов стоит назвать Oxxxymiron - «Красота и Уродство». Так же обязателен к прослушиванию.

Расцвет инди

Отличительной чертой года стал расцвет инди-музыки. Те, кто не очерчен яркой жанровой индивидуальностью, смогли взять свое на скромном независимом от шоу-бизнеса поприще. Пусть они собирают не более 500 зрителей, но их концерты и стриминги стабильны. Аудитория есть. Это касается и нежных инди-поп певиц, и сумрачных инди-рок артистов.

Тут не имеет смысла называть релизы, но стоит назвать главных бенефициантов года.

  • Тима Ищет Свет
  • Дарья Виардо
  • Аигел
  • Увула
  • Dakooka
  • Green Apelsin
  • Kedr Livanskiy
  • Завтраккусто
  • OQJAV
  • Дора
  • Лауд
  • Сансара
  • алёна швец.
  • Комсомольск
  • АлоэВера
  • Леонид Фёдоров

Пусть не удивляет наличие в этом списке старой группы «Сансара» - после многих лет невнятных экспериментов «Сансара» выпустила внятный пост-поп альбом «Станция «Отдых»», вернувшись в лигу заметных инди-артистов. Успешный альбом выпустил лидер «Аукцыона» Леонид Федоров, за него волноваться тоже не стоит. Артисты из списка не рвут чарты и не бьют рекорды, но уютно себя чувствуют в сложившейся обстановке.

А что с роком?

Увы, рок-коммьюнити продолжает деградировать. Метал-группы потеряли концертный заработок, а русский рок и не давал надежды на рост. Тем не менее, любопытные релизы выходили.

  • Tequilajazzz — Камни
  • Dream Theater - A View From The Top Of The World
  • Weezer - OK Human
  • Robert Plant and Alison Krauss - Raise the Roof
  • Земфира — Бордерлайн
  • The Black Keys - Delta Kream
  • Сурганова и Оркестр — Завтра
  • Foo Fighters - Medicine at Midnight
  • ДДТ - Творчество в пустоте
  • кис-кис — клетка

Рок-релизов было немного, и все они были немного депрессивными. И не лучшими по сравнению с дискографиями артистов, если уж честно. Но были. Поклонники им все простят.

Джаз стагнирует?

Да. Джазовые релизы окончательно ушли даже с периферии внимания широкой публики, но и джазовые фанаты не слишком-то обращают внимания на релизы, предпочитая концерты, а их почти нет.

  • William Parker - Painters Winter
  • John Coltrane – A Love Supreme (Live In Seattle)
  • Darius Jones - Raw Demoon Alchemy (A Lone Operation)
  • Игорь Бутман, Antonio Sanchez, Евгений Побожий - Only Now
  • LRK Trio, Oksana Ferenchuk - Midnight Nostalgia

Обозревать особо нечего. Много ничем не отличающихся (в своей стилистике) альбомов, и очень мало что-либо яркого. Что есть, то есть.

Есть ли тренды?

Они есть. Очевидно, что чистый рэп полностью утратил свои позиции. Примеры вроде немузыкального Oxxxymiron это подчеркивают. Внимание публики полностью сосредоточилось на поп-музыке с элементами рэпа. И это настолько тотально, что все остальные артисты потеряли в популярности. Потеряли и рэперы, и рокеры, и инди-музыканты. Условная Клава Кока победила всех.

Мы находимся в мире победившей поп-музыки.

Коронавирус

Коронавирус сильно повлиял на концертные показатели. Но слушатели этого, кажется, даже не заметили, в отличие от артистов. Все фестивали и концертные агентства в гигантских долгах, но слушатели в комфортной ситуации — у них есть стриминг. и иногда они могут ходить на концерты.

Артисты расслоились?

Да, и очень сильно. Так получилось, что огромное количество новых успешных артистов стали зарабатывать на стриминге больше, чем на концертах. У них полностью исчезла мотивация к концертам. Из новых артистов мотивация осталась только у тех, кто востребован на корпоративах. Но их не так уж много. Но со временем их станет больше, и заинтересованность в концертах вырастет.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
31/12/2020 - 16:22   Mix   Между жанров
Если чем и запомнился 2020 год в музыке, так это онлайнами и сегментацией, даже атомизацией. Да что там, глухотой друг к другу и другой музыке.

Процесс сегментации начался куда раньше, еще лет пять назад. Но тогда 18-летние встречались на фудкортах, и хотя бы могли поговорить о музыке, которая им нравится. Нравится им Гуф или нет, например. В 2020 году это уже редкость. «Я такое не слушаю», - типичная фраза в ответ на имя артиста. Это уже не атомы, а электроны. Имя вездесущего Моргенштерна вызывает изжогу похлеще имени Иосифа Кобзона у советских неформалов.

Поэтому я, как человек, профессионально слушающий вообще все и всех, хотел бы рассказать что-то интересное для каждого сегментика. Скорее всего, каждому одному читателю станет интересен только один абзац этого текста, - но вдруг захочется узнать немного о главном, чтобы было в ушах у других людей? Надеюсь на это.

1. А что там у попсы?

Попса - больше не Киркоров в перьях, а первые строчки чартов ВК. Коллективное бессознательное подростков, делающих кассу что в залах, что на стримингах. За редким исключением эти треки и этих артистов объединяет то, что они отчаянно попсовы и ориентированы на утилитарный спрос («чтоб из тачки бомбило»). Неудивительно, что почти все — Слава Марлоу (включая Моргенштерна), Niletto, Ramil’, Miyagi&Andy Panda, Dabro, Мэвл, Gayazov$ Brother$, Jony, Ганвест, Клава Кока и др., - парадоксальным образом ориентируются на мелодику 90-х годов СССР и популярное тогда же итало-диско больше, чем на собственно американский хип-хоп. Генетическая память, не иначе…

Чарт ВК

Еще один большой тренд, который начался пару лет назад с нашествием кальян-рэпа, но в 2020 году кристаллизовался уникальным российским сплавом кальян-рэпа и попсы 90-х с отчетливо «восточным» привкусом. Количество звезд из условно мусульманских регионов зашкаливает, они существенно потеснили в популярности артистов из всех остальных регионов, вместе взятых. Еще один парадокс, что это все почти непохоже на ситуацию в ролевой модели Турции (казалось бы, вот он, эталон!), - нет, это именно наш посконный поп-кальян-стайл, не имеющий аналогов в мире. Россия по-прежнему, что в девяностые, что в нулевые, что сейчас производит ни на что непохожий провинциальный продукт. Разве что Турция, Румыния, Франция и Италия могут в Европе похвастаться такой же особенностью.

2. Рок жив?

2020 год дал неожиданно большое количество заметных рок-проектов, пусть с оговорками. Но они появились не на «Нашем радио» с его консервативной аудиторией, а в том же ВК и на Ютьюбе. Повторим название группы Dabro – их альбом «Юность» стал лучшим поп-роком года. Снова стал моден жанр «нимфетки с гитарами», только теперь они не кричат пронзительно, как «Тату» или «Тотал», а нежно матерятся и поют про секс так, что взрослые краснеют. Это в первую очередь питерский проект «Кис-Кис» (альбом «Пир во время чумы») и группа «Френдзона» (ее солистка Мэйби Бэйби вполне уже успешна сольно). Возможно, скоро к ним присоединится проект «Ада» с альбомом «Взрослый альбом». Да и «Пошлую Молли» не стоит сбрасывать со счетов.

Классический русский рок тоже не дал о себе забыть. Эпохальный альбом «Мечты» выпустила группа «Аукцыон», Борис Гребенщиков выпустил самобытный альбом «Знак огня» и раздолбайский «Тор», а «Сплин» не подкачал с альбомом «Вира и майна». Стоит обратить внимание на альбомы «O2» от «Ночные Снайперы», «Хина» и «Как я стал клоуном» Ольги Арефьевой, «В метре» от «Машины времени» (они же выпустили эталонный сборник лайв-хитов «50»), битломанский альбом «Время» от «Старого приятеля» и «Время будить королей» от «Оргии Праведников».

3. Рэп как рэп

Классического рэпа в чартах 2020 года больше почти нет. Понятно, что выход нового релиза от олдов Скриптонита («2004») или «Касты» («Чернила осьминога») способны ненадолго изменить картинку, но очень уж ненадолго. Рябь на воде. Немного живчика давал разве что сбежавший из России в Барселону рэпер Kizaru («Born To Trap»).

Из другого заметного — релиз ЛСП «Свиное рыло» и Слава КПСС «Чудовище, погубившее мир». Кошкины слезы, словом.

4. Инди как выпускной клапан «на любителя»

Большинство релизов 2020 года можно было бы назвать «местная инди-музыка», как это называет Яндекс-музыка. То есть хаотичное нагромождение имеющихся битов или семплов на детские голоски. Тем не менее, и тут кое-что заслуживает внимания. В первую очередь, новый альбом Монеточки «Декоративно-прикладное искусство», мастерски вымеренный по балансу чудаковатостей Витей Исаевым (в собственном альбоме «привет!как дела?» этого ему достичь не удалось).

Любителям изысканной мелодичности могут зайти синглы Animal ДжаZ или альбом Шарлот «Рождённый в аду». Девичьей сумрачной радикальностью по-прежнему потрясали IC3PEAK в «До свидания». Невероятной посредственностью смог привлечь к себе внимание проект «Комсомольск».

5. Нам придется слушать блогеров

Это неизбежно. Клава Кока открыла ящик Пандоры. Теперь каждый блогер и более-менее известный человек будет петь, и это будет попадать в наши уши. Потому что для блогеров это материально выгодно, а слушатель окружен диктатом соцсетей. Неважно, будет ли это ТикТок или звезда ТНТ — вы это услышите. Артур Пирожков уже успешно проторил дорогу своими дэнс-хитами, затем Клава Кока, а теперь почти каждый тиктокер, начиная с Дани Милохина, поет. Причем у них есть деньги на хороших битмейкеров, так что продукт будет слушабельным. Даже если вы слушаете метал, то для вас запоет метал-блогер (вспомните историю Marilyn Manson). Мы обречены на это.

6. Мейджоры с нами

Мейджоры (крупнейшие лейблы мира, их всего три и они контролируют 70% рынка) не смогли в свое время наладить продажу mp3, не смогли договориться сразу со стримингом, но сумели возглавить процесс к 2020 году. Не верьте в сказки про «продвижение самостоятельно», - ничего этого в промышленных масштабах нет. Любой успешный музыкант моментально перекупается мейджорами. Для слушателя вроде бы разницы нет, но она есть. Дело в том, что мейджоры имеют преференции для всех стримингов, а значит, 70% слышимой музыки подложены мейджорами, а независимые таланты вытеснены из матрицы. Это не работает только в очень узких нишах, а массовый слушатель слушает то, что ему предложили (после тщательного тестирования и рейтингования) все те же три мейджора. Просто стоит понимать это.

7. Большинство музыки делается на битах

При этом битмейкеры — самая обделенная сфера и по финансам, и по известности. Бит — это фактически вся песня, только без вокала. Стоимость бита варьируется от 1 до 100 тысяч. Широкому же зрителю знаком разве что Слава Марлоу, да и лишь потому, что он записывает собственные успешные треки, вроде «Снова я напиваюсь».

Сожалеть о том, что эпоха композиторов ушла, не стоит, - время диктует свое. Звук уже часто важнее мелодии. А вот то, что права битмейкеров никак не урегулированы законодательно, - странно в 2020-м.

8. Год онлайна

Из-за пандемии коронавируса было свернуто почти все, кроме онлайна. И это правильно. Мощную поддержку музыкантам оказали платформы мобильных операторов и онлайн-агрегаторов, они платили музыкантам за концерты за свой счет, и давали качественную картинку и звук. Кто-то делал все своими силами. До уровня интеграции онлайнов Дуа Липы и Metallica мы не смогли дотянуться исключительно по причине неплатежеспособности и бедности населения. В остальном все было на уровне.

9. Падение корпоративов

Да, без корпоративов всем музыкантам пришлось туго. Многим пришлось уйти из профессии, и это самый печальный итог 2020 года. Почти никто из звезд не стал платить своим музыкантам в отсутствии концертов, и они ушли в курьеры. Дикая ситуация, масштаб бедствия которой мы пока даже не можем оценить.

10. А есть ли перспективы?

Самое печальное, что никто ничего не знает. Все зависит от коронавируса. Конечно, у многих музыкантов забиты туры с марта по декабрь 2021 год, но это лишь иллюзия оптимизма. Их отменят в любую секунду. Доходы от стриминга и Ютьюба обеспечат лишь первую тысячу лидеров (но не их музыкантов). Даже невероятное удешевление производства музыки не компенсирует эти потери. Падение уровня жизни поставит под вопрос платежеспособность публики даже на разрешенных концертах. Отдельно стоит напомнить про промоутеров, которые стоят на грани жизни и смерти компаний. И ничего позитивного им сообщить нечего.

Таков был этот проклятый 2020 год.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
30/12/2018 - 01:02   Поп   Профи, История российского шоу-бизнеса
2018 год стал, безусловно, годом рэпа в российской массовой музыке. Рэп звучал отовсюду, и даже из ТВ и радио, что еще недавно трудно было представить. Он звучал так много, что многим даже начал надоедать.

Главный плеер России, сеть «В Контакте» подсчитала, что из 30 самых популярных треков 2018 года как минимум 25 — это рэп. Фрэшмены появлялись в ВК даже не каждый день, а по десятку в день. 99,9% из них благополучно забывались уже на следующий. Так что даже имена их не имеет смысла называть.

Данные thebell.io
Данные thebell.io

Это был самый динамичный по количеству новых песен год в истории российского шоу-бизнеса. Но вряд ли этот рекорд удержится даже один год. Другой главный плеер страны - «Яндекс-музыка» - констатировал, что число прослушиваний песни более одного раза одним же слушателем стремится к нулю, и все эти исключения — либо новые суперхиты, либо суперхиты из прошлых десятилетий. И это несмотря на безобразную организацию раздела «Новые релизы» на Яндекс-музыке (там даже пагинации страниц нет).

Но вот парадокс. Несмотря на тотальное засилие рэпа в жизни обычного юного слушателя, такого количества отмен концертов и даже туров тоже давно не было. Прославившиеся артисты вроде Фейса, Gone.Fludd и других отменяли туры с мутными объяснениями. По факту концерты просто не продавались, потому что ушедшая в онлайн публика вовсе не торопится в оффлайн, даже еще с билетами за деньги. Денег нет.

К этому добавилась странная история с массовыми отменами концертов силовиками. Под каток властей попали Хаски, «Френдзона», IC3PEAK и др. И даже без конспирологии это сильно ударило по региональному концертному рынку.

Но как все это вяжется с тем, что огромное количество людей в стране вообще не слушает рэп и не ходит на такие концерты?

Тут мы подходим к вопросу сегментированности, которую не ощущают большинство «экспертов» в хипстерских изданиях. А она главная, по сути. Рассмотрим на примере двух суперпопулярных песен года: «Цвет настроения синий» Филиппа Киркорова и «Медуза» от Matrang. Киркоров в апреле показал эту песню, и с тех пор прокатил ее по всей стране и по всем фестивалям и премиям, в том числе актуализировав ее с Егором Кридом в роли рэпера в «Цвет настроения черный» и всякой там телерекламе черти-чего. Завершил год аншлагом в закрывающемся «Олимпийском». Клип собрал 52+87=139 млн просмотров только на Ютьюбе, и примерно миллион живых зрителей на концертах. Концертная и большая часть ютьюбной публики Киркорова не слушает рэп и не ходит на рэп-концерты, но она гигантская по размерам. Надо ли говорить, что Филипп снял пенки буквально со всего? А вот Matrang (Алан Хадзарагов). 154 млн просмотров на том же Ютьюбе, и очень скромная концертная аудитория — полтора десятка кассовых концертов в скромных залах (не считая премий). И никакой рекламы, конечно.

Это полюсы, но ведь есть еще инди-группы, русский рок, джаз, этника, электроника и диджеи. А ведь есть еще академические музыканты и всякие там акапелльные группы, отлично зарабатывающие на портале госзакупок. Это все — гигантский сегментированный рынок, который дети из ВК видят только в снах.

Еще один парадокс. Главной песней 2018 года в России стала песня «Плакала» украинской группы Kazka, которая поет на украинском и даже не думает ехать в Россию на гастроли. Никогда еще такого не было. И ведь песня не только в интернете, но и в ротациях на «Русском радио» и «Новом радио»! И дело даже не в войне между Россией и Украиной, а в том, что слушателям теперь это все равно, - музыка без границ стала теперь понимаемой буквально.

В 2018 году окончательно устаканились главные способы продвижения музыки. Ими стали Ютьюб (отличный пример тому — вирусный Skibidi от Little Big, и все клипы Киркорова) и ВК (тут лучше работает аудио), а в качестве заработка лучше всего подходит Apple Music. Цена на российскую подписку Apple Music необременительна для большинства владельцев айфонов, и это дало мощный толчок для заработков музыкантов. Конечно, Ютьюб, ВК и Яндекс-музыка тоже платят, но пока это очень условные суммы. Для продвижения Ютьюб действительно очень эффективен, и почти все значимые релизы года были выпущены в аудио- и видео-версии одновременно.

Вот уже лет пять как перестало иметь значение, каков альбом года. Да просто потому, что смысла выпускать альбомы у музыкантов давно нет — их почти никто не покупает. Они - понты. Но их выпускают.

Скажем, рэперы видят в этом прелесть приближения к «большому» шоу-бизнесу. Рокеры выпускают просто по традиции. В джазе и классике они выходят просто так, потому что синглы выпускать не умеют.

Тем необычнее, что именно в 2018 году есть альбом, который собрал вокруг себя практически все и сразу. Это альбом Монеточки «Раскраски для взрослых», сам по себе весьма слабый. Зато в нем соединилось все, что главное в этом году, - хайп, попсовость, разные возрасты аудитории, интерес больших медиа. Парадоксально, что еще год назад никто не мог предположить, что пение рахитичным нежным голоском в духе инди-поп-певиц могло бы вызвать столь значительный резонанс. Но именно и только у Монеточки это получилось. Бог знает, сколько это может продлиться (та же Гречка исчезла даже раньше, чем все ее услышали). Другие альбомы, вроде «Время N» БГ или «Галя ходи» Шевчука, будут слушать еще десятилетия. А вот «Раскраски для взрослых» стал альбомом года. Такие времена.

И еще один важный тренд, который стал отчетливо заметен сразу в момент появления лучшей песни года «Плакала» группы Kazka. Усталость. Усталость от рэпа. Востребованность мелодии, востребованность пения вновь стала очевидна, спустя нескольких лет всеобъемлющей читки текстов. Обратите внимание, что даже среди рэперов большинство-таки поет: Баста, Тима Белорусских, Звонкий, Исайя, Крид, Burito, Feduk, Matrang, Monatik и др. Поют Темникова, Краймбрери, Loboda и та же Монеточка. Читочный морок уходит, поющие голоса возвращают позиции. Есть основания думать, что далее этот тренд только усилится, а вот сугубо читающие опустятся в андеграунд, где им быть привычнее.

Сегментированность так или иначе приведет к абсолютной разобщенности слушателей. Даже два любителя музыки потеряют почву для общения, поскольку будут слушать абсолютно разную музыку. Точек сборки все меньше и меньше, по мере угасания слушания радио. Вообще-то это не так и плохо — угадать общественно-культурный статус своего визави станет гораздо проще. Обыкновенно желтая пресса немного нивелирует этот разрыв понятий, но только не в этом случае. С обратной стороны, самим музыкантам будет намного сложнее искать широкую аудиторию.

Правила игры в шоу-бизе меняются все быстрее. Приспособиться к ним невозможно. Лучшие — диктуют рынку свои правила, слабые — пытаются собрать по крошке от каждого ветерка. Так и живем...

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
29/12/2017 - 02:21   Поп   Новости
Это был самый расхристанный, самый неопределенный год в этом десятилетии, считает Гуру КЕН.

Наложилось сразу все: санкции против окружения Путина, смена модных жанров, окончательный переход слушателей к стримингу, активные действия властей против пиратских сайтов, осознанное замораживание телеканалов, падение популярности радиостанций и еще многое, что наложило веский отпечаток на картинку 2017 года в шоу-бизнесе.

1. Деньги

Иерархия заработков в шоу-бизе почти не изменилась. В порядке убывания: концерты, корпоративы, атрибутика. Но те, кто не следил за новостями, мог сильно проиграть в остальных категориях. Резко вырос поток потребителей стриминга, прежде всего Яндекс-музыки. Почти не изменился (и остался ничтожным) поток любителей iTunes и Apple Music – это по-прежнему скорее лишь индикатор продаж билетов в ВИП-зоны. А вот роль торрентов из-за действий Роскомнадзора существенно упала, фактически этот сектор перестал существовать как фактор доходов в шоу-бизе. Но самим музыкантам радоваться не стоит: массовая аудитория перешла к модели потребления в виде стриминга, от которой доходов с гулькин нос.

Согласно Forbes, больше всего в 2017 году заработали Филипп Киркоров, Григорий Лепс, Тимати, Дима Билан и Егор Крид. Эти данные примерно соответствуют нашим данным по кассовым сборам, лишь Сергей Лазарев еще может попасть в эту пятерку. А Тимати попал в нее только благодаря рекламным контрактам. И все-таки. Результаты говорят о том, что только обширная концертная деятельность может принести сегодня значимые доходы.

название

2. Тренды

Есть ощущение того, что главная медийная активность в этом году заключалась в рэп-баттлах. Хотя бы потому, что ни один значимый концерт года или фестиваль не показали на федеральных каналах с максимальной аудиторией. Баттлы вылезли в топ тоже благодаря федералам, о баттле Гнойного и Оксимирона сообщили все. Проблема в том, что музыкальная ценность баттлов приближена к нулю, и это скорее пиар-фактор.

А вот вкусы аудитории заметно изменились. И говорит об этом прежде всего бесплатный стриминг. Рок вообще ушел из топов, зато заметно прибавили рэп и r’n’b. Собственно, из пропорций попа и рэпа и формируется сегодня максимум слушательского спроса. Яндекс-музыка в топах видит «Грибы» и Burito. У ВК в топах "Розовое вино" в исполнении Элджея и Feduk, Скриптонит и Jah Khalib. На Ютьюбе, по данным TopHit, группа «Время и Стекло», Егор Крид и «Ленинград».

Видите парадокс? Деньги получают одни, а в топах прослушивания другие? Это переходный период. Вообще-то он длится уже лет пять. Этот год характерен тем, что впервые из топов ушли лидеры по кассовым сборам. А значит, скоро денежные потоки перенаправятся.

Рэперы все более уверенно чувствуют себя на больших концертных площадках. Баста сделал «Олимпийский», хотя был крайне фальшив и апеллировал скорее к поп-року. Остальные топ-рэперы также весьма слабы в вокальном профессионализме. Так что совсем не факт, что они выиграют в этом забеге, особенно на региональных площадках.

3. Площадки

С этим все сложнее. С 2019 года закрывается «Олимпийский» на реконструкцию, но в 2018 году он еще будет работать (например, там пройдет концерт Лазарева). Лужники сейчас не под силу никому, даже «Ленинграду». Остаются тысячники. Тут есть где разгуляться и рэперам, и традиционным поп-музыкантам. Продавать там альбомы сложновато, но бар и атрибутика — хлеб.

4. Шоу

Этот пункт надо выделить особо, потому что артисты часто не понимают его значимость, а зрители — не осознают. Музыка больше не первостепенный продукт, она конкурирует с кино и футболом. Нет шоу — нет сборов. Тот артист, что делает шоу, всегда в топе. Речь не столько о лидере Киркорове, а об общей массе. Множество артистов даже не понимает, что они опускаются в стоместные клубы только потому, что не делают шоу.

Зритель идет на концерт, когда предчувствует шоу. Это может быть высокопрофессиональное зрелище, какое делает Киркоров, или малобюджетное фрик-шоу типа Бузовой. Все остальные — теперь точно в проигрыше.

Корпоративы становятся все больше похожи на шоу для прокаженных (из-за санкций). Прокаженные хотят той Вселенной, куда их не пускают. То есть максимальной адаптации под западные шоу. Проигравшие выбывают из гонки.

5. Америка мимо

Вы заметили, что главные песни года (кроме Эда Ширана) — русскоязычные? Это не просто так. Несмотря на все усилия хипстеров, русский язык — залог успеха.

Баттл — еще и гарантия. Дело вовсе не в закрытости русского коммьюнити (оно вполне шарит в интернете), а в соответствии запроса. Люди хотят слышать песни про свою жизнь. Точка. Для нашего слушателя характерно полное неприятие качественных характеристик (аранжировка, многоголосие, композиция), зато чрезвычайно важны содержательные качества. Даже мелодия ушла на задний план (хотя авторы ими и не баловали). Другое дело — актуальный образ, модная лексика, угар живого конфликта. Молодые слушатели хотят слышать сегодняшних молодых, настоящих и теплых, со всеми плюсами и минусами.

Есть еще нюанс, которые многие постарше не понимают. Сегодняшний тинейджер — вовсе не расхристанный правдоруб. Он пластичный. Он может соврать, если сочтет это практичным. Он неискренен или фальшив, если не нужно притворяться, но все так публично. Он отчаянно искренен, если речь о личных взаимоотношениях. Он пластилин с ломким голосом. Это его персонажи сейчас в топах, это они поют мимо нот, а публика ценит их за «искренность», а точнее за точную копию себя.

6. Песни

Вот тут обнадежить нечем, песни почти исчезли. В том виде, в каком мы их знали. Речитативы рэперов не песни, списки чартов поп-радио — тоже уже не они. Переходный период. Причина в том, что публика больше не требует запоминающихся речевок-пословиц под яркий хук, чтобы петь в караоке.

Это вовсе не значит, что время песен прошло навсегда. Просто мода. Года через два-три все вернется. Но сейчас так.

7. Украина

Очевидный тренд — большинство в топах из Украины, даже если живут сейчас в России. Там всегда было музыкальнее, но не в этом причина. Причина в раскрепощенности. На Украине сейчас сильно свободнее во всех отношениях, и она органично задает тренд.

Есть еще отдельные феномены, типа Alekseev, с ярким вокалом. Но когда вокал имел отношение к популярности? А вот внутренняя раскрепощенность, амбивалентность, подростковые комплексы — это ценилось в 2017 году, но сложно спрогнозировать, надолго ли.

8. Рок-н-ролл мертв?

Да, мертв. Но поскольку ранее он столько много места занимал в общественной жизни, и отчасти в кассовых сборах, стоит об этом поговорить. У топовых рок-групп резко снизились кассовые сборы, начали отменяться концерты. Андеграундные метал- и панк-группы вовсе почти исчезли. Проблемы с креативом и качеством звукоизвлечения наглядны, но речь еще о том, что возникла острая конкуренция с шансоном и лайт-попом. Ее выдержали не все.

9. Шансон наше все?

2017 год показал, что не все. Популярность шансона резко снизилась — отчасти из-за отсутствия новых супер-песен, отчасти из-за естественной убыли поклонников жанра (по возрасту), отчасти из-за проигрыша в яркости поп-музыке. Для 60-летнего типичного поклонника шансона стало естественнее пойти с женой на концерт Киркорова, чем на «Вороваек». Произошло перераспределение — значительная часть поклонников шансона ушла в традиционную поп-музыку (к чему их приучили в том числе профильные радиостанции и телеканалы). Это весьма платежеспособная аудитория, так что позиции Киркорова и Лорак весьма укрепились.

10. Что ж будет-то?

Пугаться не надо, сегментация просто увеличится. Каждому скворцу найдется свой шесток. Безусловно, рэп-артисты увеличат свою аудиторию. Но пока нет никаких надежд, что смогут ее закрепить за собой — настолько низок их профессиональный уровень. Но если появятся новые профи — у них великолепные шансы.

Поп-музыка становится настолько всеобъемлющей, что поглощает вообще все. Хотя бы из соображений, что жизнь тяжела, и нужны развлечения. Для самих артистов это будет означать, что к концертам и корпоративам будут предъявлять повышенные требования — шоу, блеск, параллельный мир, и пусть весь мир подождет.

И пусть весь мир подождет. Такова была реальность 2017 года.

Гуру КЕН

31/12/2016 - 04:41   Поп   Профи
Смена поколений в отечественном шоу-бизнесе идет полным ходом, и только сама индустрия не может договориться между собой, как сделать шоу-бизнес нормальным цивилизованным бизнесом.

Год-то, вроде бы получился не слишком ярким — не появилось чудо-альбомов, взрывающих всю страну. Не появилось и чудо-артистов для всей страны сразу. Музыка в России сегментируется такими ускоренными темпами, что у каждого слушателя свой собственный круг прослушивания, и даже самые ротируемые на радио и ТВ артисты (если только это не Лепс или Ротару) теперь могут массово вызывать в разных компаниях недоуменные вопросы: а кто это вообще?

А кто это вообще?

И ничего удивительного. Музыка во многом перетекла в интернет, а ему свойственно сегментироваться по умолчанию.

Сегментация

Слушатели одного сообщества вообще не понимают, что и зачем слушают в другом сообществе. Лидер стриминга Яндекс-музыка настойчиво предлагает каждому создавать свои плей-листы и свое «радио» (чем уже давно и столь же настойчиво занимается сайт 101). На федеральных телеканалах артистов видят только на коньках или в бассейне. Радиоротации заметно потеряли в актуальности для раскрутки песен, а FM-частот для всех жанров не хватает. Все это неизбежно приводит к индивидуализации потребления музыки, а значит, к кучкованию вокруг жанров или микро-направлений.

Новая волна

Наиболее целенаправленно работают над выращиванием новой волны поп-артистов телеканалы РУ-ТВ и «Музыка Первого». Несмотря ни на что, аудитория «Русского Радио» верна своей волне, и «Новое Радио» вынуждено работать скорее на опережение, - и значит, тоже на ротации молодых перспективных артистов. Эфиры занимают песни Егора Крида, «Время и стекло», Alekseev, Елены Темниковой, Elvira T, Iowa, M-Band, Полины Гагариной, Юлианны Карауловой, Monatik, «Моя Мишель», L-One и многих других артистов. Все они — лицо нынешней поп-музыки. Что же это за лицо?

Лицо

Очевидно, что лицо вполне определенной наружности: поп с обязательным вкраплением урбан-эстетики, r’n’b или хип-хоп читки. Это довольно печально узко, если сравнить со размахом стилистики чарта Биллборд или UK Charts. Нет артиста, который вышел бы с акустической гитаркой и взорвал бы стадион, как Бибер или Адель. И все же лучше, чем ничего. Все перечисленные артисты имеют узкую аудиторию, вот в чем самая большая их проблема, фактически это музыка для подростков 15-25. Дальше — обрыв. Спрашивать в 40-летней компании, кто такая Iowa или Alekseev – значит наткнуться на сакраментальное «а кто это?»

Для аудитории 30+ существуют только проверенные звезды, крайней из которых по времени появления первой песни «из утюга» будет Ёлка, в лучшем случае. Поэтому никаких проблем с концертами у наших уважаемых звезд нет, и кое-какие имена порой подкидывает «Радио Шансон», которое отлично научилось работать с этой весьма платежеспособной аудиторией. Михаил Бублик или Сергей Любавин ею ценимы, и тоже весьма востребованы на концертах.


Клип года «Ленинград» - «Экспонат» (100 млн просмотров)

Лузеры

Абсолютно провальным 2016 год стал для не-поп жанров. Не появилось ни одной яркой рок-группы, более того, появились трудности с концертами рок-звезд условного второго ряда («ДДТ» или «Ленинграда» это никак не коснулось). Этническая музыка ушла в глубочайшее культурное подполье (за исключением Кавказа и мусульманских республик центра страны), зрителей сложно собрать даже на фестиваль с громкими именами, не говоря уж о сольниках. Джазовые музыканты скукожились вокруг нескольких клубов в столице и еще трех-четырех городах страны, но даже в миллионниках джаз абсолютно ушел с поля зрения типичного слушателя. Относительно благополучно в России существует только академическая музыка, сразу по двум причинам: востребованность на Западе с его высокими долларовыми гонорарами и существенная господдержка.

Итак, есть новые артисты и есть готовые слушатели. В каком же состоянии индустрия, которая должна свести одних с другими?

Индустрия

Индустрия переживает ломку переходного периода. Весь 2016 год прошел под спорами вокруг честности распределения денег авторов в РАО. Всем понятно, что распределение нечестное — слишком много известных авторов предъявили вполне фактические претензии по деньгам. Но распускать РАО — значит вообще остаться без денег, на создание другой структуры уйдут годы. Громом среди ясного неба стал июньский арест главы РАО Сергея Федотова, однако скоро выяснилось, что претензии к нему сугубо по вопросам недвижимости, а не распределения авторских денег. Тогда в РАО стал назревать раскол, часть весьма известных авторов предпочли организовать свою организацию, другая — переизбрать руководство РАО. Двоевластие сохраняется по сей день. Удастся ли решить все наболевшие проблемы РАО умрет — трудно предсказать. В любом случае понятно, что в сфере распределения авторских нужно очень многое поменять.

Общий экономический кризис, войны и санкции сильно подорвали платежеспособность зрителей. И это напрямую отразилось на концертных агентствах. На российских артистов билетов стали покупать меньше, а западных еще и приходится привозить куда реже — ведь рубль к доллару упал вдвое, а гонорары у западных звезд в долларах. О разорениях концертников пока не слышно, но большинство сильно урезали масштабы своей деятельности до лучших времен.

Еще одна очень больная проблема переходного периода — отсутствие единой цифровой платформы. Ее нет даже у РАО, хотя оно в основном работает с текстами и нотами, легко поддающимися цифровой обработке. В сфере же аудио и видео ситуация плачевная. Если бы не американский Youtube, бесплатно выполняющий для России большую часть работ по идентификации видео и аудио-ряда, был бы абсолютный пат. Единственная реальная подвижка за 2016 год — самая крупная соцсеть «Вконтакте» начала понемногу идентифицировать аудиозаписи, и платить за них аттестованным лейблам (значит, и артистам). Хотя планов - громадье. Наиболее радикальный план озвучил на днях глава «Газпром-Медиа» Дмитрий Мартышенко: «Мы с коллегами из других медиахолдингов ответственно подходим к формированию рынка, и следующий шаг — создание совместной онлайн-витрины, которая будет призвана определить общие правила игры на рынке. Мы выступили с этой инициативой еще летом, но сложно было найти формат, который устраивал бы рынок. Не хочу говорить подробно: еще не все решения приняты. Раздача контента в интернете с точки зрения B2B-распространения будет вестись из одной точки и на одном плеере. Весь контент вне витрины станет пиратским по умолчанию и по всей стране. Пиратство прекратится просто».

Если в двух словах, сейчас в России нет учреждения, которое на лету идентифицировала бы видео и аудио контент, и платило бы за него авторам. Предложения телевещателей касаются только телеконтента. По клипам и музыке уже много лет назад крупнейшие лейблы планировали создать Единую цифровую платформу, но все разговоры заканчивались на этапе дележа будущих денег. А в проигрыше все — музыканты, композиторы, клипмейкеры, поэты и т. д.

Оптимизм. Сдержанный

Хочется закончить чем-то оптимистичным. В 2016 году было много хорошего, в конце концов. Группа «Ленинград» радовала даже не песнями, а целой субкультурой из песен, клипов и постов, в результате войдя в список самых дорогих артистов страны. Абсолютно непредсказуемо показал себя Григорий Лепс — его дуэты взрывают мозг у миллионов. Рачительным продюсером показал себя Тимати. Заметные концерты были у Земфиры и Киркорова (его конфликт с Дидье Маруани стал мемом года, и наверняка перейдет в 2017-й). Хорошо, что не развалилось после мутной процедуры «покупки» «Русское Радио» и остается прибыльным «Наше Радио». Заметны качественные улучшения в региональном радиовещании, например, на калужской «Ника-ФМ». Расползание по эфирам нового поколения поп-музыкантов, очевидно ориентирующихся на r’n’b, в ближайшие годы сильно изменит лицо топовой российской музыки, оно станет гораздо более приближенным к западному музыкальному пейзажу. Пусть с информационного поля ушли «Звуки.ру», но остались NEWSmuz.com и «Интермедия».

Впереди — новые песни, новые клипы, новые альбомы. И много новых впечатлений. Продолжайте слушать музыку!

Гуру КЕН

Быстрый поиск:

Страницы