Святослав Рихтер

05/07/2022 - 16:22   Classic   Новости
Обновленная экспозиция Мемориальной квартиры Святослава Рихтера откроется для посетителей 6 июля.

Обновление, прежде всего, коснется живописи и графики, документов и ряда мемориальных вещей, хранящихся в фондах ГМИИ им. А.С. Пушкина и недоступных посетителям. Знаковые предметы, не подлежащие ротации, будут сохранены в экспозиции, а новые экспонаты позволят расширить ее рамки и дополнят новыми именами и фактами биографию выдающегося музыканта.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Богатство и разнообразие завещанной музею художественной коллекции С.Т. Рихтера позволили существенно обновить экспозицию, а привычка хозяина дома менять вокруг себя обстановку, создавая ощущение постоянного движения, подсказала идею кураторам. В Мемориальной квартире можно будет увидеть живописные работы художников старшего поколения, ярких представителей культуры Серебряного века и раннего русского авангарда, с которыми Рихтера связывала многолетняя дружба — Роберта Фалька, Василия Шухаева, Елены Ахвледиани. Столовая полностью отведена работам художников-нонконформистов из коллекции пианиста — Дмитрия Краснопевцева и Анатолия Зверева. Полностью обновится состав пастелей, созданных самим Святославом Теофиловичем, а также тематика и содержание витрин. Впервые будет представлена семейная икона, старый молитвенник дедушки Святослава Рихтера, рисунок Пабло Пикассо «Всадник и бык», подаренный художником в Мужене (1964), и его керамическая тарелка из мастерской в Мадуре, а также редкие фотографии из архива.

Отдельную витрину займут пластинки и ноты с автографами Бенджамина Бриттена и Питера Пирса. В холле впервые будет представлена редкая афиша первой постановки оперы Бриттена «Поворот винта» на «Декабрьских вечерах» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1984 году. В кабинете Рихтера посетители увидят ноты Двадцати четырех прелюдий и фуг Дмитрия Шостаковича с дарственной надписью матери композитора Софьи Васильевны (май 1950), «Золотой диск» фирмы «Мелодия», увековечивший легендарную интерпретацию фортепианного концерта П.И. Чайковского, редкие документы.

Вместе с тем будут сохранены знаковые предметы обстановки, не подлежащие ротации. Среди них два рояля фирмы Steinway&Sons, флорентийские торшеры XVI века, французский гобелен, японская керамика, вазы Эмиля Галле, «штоф Бенджамина Бриттена», куклы-марионетки Резо Габриадзе, портреты молодого Рихтера работы Анны Трояновской и Роберта Фалька, портрет Нины Дорлиак работы грузинской художницы Кето Магалашвили, одна их лучших ранних вещей Петра Кончаловского «Портрет супругов Веригиных», подарок Елены Сергеевны Булгаковой – маленький пейзаж Мартироса Сарьяна и еще один редкий подарок от почитателей таланта пианиста – испанская деревянная скульптура младенца Иоанна Крестителя, созданная в XVIII веке.

Все предметы экспозиции имеют не только историческую или художественную ценность, они связаны с жизнью и творчеством великого пианиста. Масштаб фигуры Святослава Рихтера выходит далеко за пределы понятия пианист-виртуоз. Личность Рихтера, широкий круг его интересов и высочайшее исполнительское мастерство ставят его в один ряд с художниками эпохи Возрождения. Рихтер – уникальное явление в культуре XX века. Помимо страстной любви к музыке, феноменального по количеству произведений репертуара и бесчисленных концертов, Рихтер очень любил театр и увлекался им с детства. Он занимался живописью, пробовал себя в эпистолярном жанре и режиссуре, дружил с художниками, поэтами, актерами и, конечно, с музыкантами – композиторами и исполнителями. При его жизни квартиру на Большой Бронной называли «самой высокой культурной точкой столицы». На последнем этаже знаменитой шестнадцатиэтажной кирпичной «башни» Рихтер устраивал выставки, домашние концерты, киносеансы, ставил спектакли, проводил литературные чтения и прослушивания редких музыкальных записей, сопровождая их собственными комментариями. Хозяин выступал режиссером и организатором «особенных» маскарадов и балов с тщательно подготовленной культурной программой. Благодаря реэкспозиции Мемориальной квартиры Святослава Рихтера, у постоянной аудитории, посещающей экскурсии, лекции и концерты на Большой Бронной, появится возможность увидеть неизвестные экспонаты из коллекции великого музыканта и узнать много нового о нем и его жизни.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера была открыта для посетителей в 1998 году по завещанию Н.Л. Дорлиак. Типовой многоквартирный 16-этажный кирпичный дом на Большой Бронной, 2/6 был введен в эксплуатацию в 1968 году. Его первыми жильцами стали многие известные артисты, режиссеры и музыканты: Юрий Никулин, Ростислав Плятт, Валентин Плучек, Андрей Гончаров, семья Лисицианов, Святослав Рихтер и Нина Дорлиак. В этот дом Святослав Теофилович переехал только в 1971 году после капитальной перепланировки, объединившей две квартиры на последнем этаже. В результате работы друзей-архитекторов из Ленинграда появилась общая столовая и большая гостиная (она же концертный и выставочный зал), были подняты потолки, проведена звукоизоляция полов и стен. Оригинальная планировка и отделка сохранились в Мемориальной квартире до сих пор, как и большая часть ее обстановки (от мебели до бытовых мелочей). Еще при жизни Рихтер передал в отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина свое собрание живописи и графики отечественных и зарубежных художников, а также собственные пастели, которые создавал в 1950–1970-х годах. Позднее большая часть архива музыканта переместилась в отдел рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина. Летом 2015 года около 300 изобразительных материалов, остававшихся в Мемориальной квартире Святослава Рихтера, соединились с коллекцией пианиста, подаренной им ранее отделу личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. В постоянной экспозиции осталось около 30 работ, включая пастели мэтра.

Быстрый поиск:
20/04/2016 - 13:25   Classic   Новости
24 апреля в рамках нового проекта пройдет экскурсия по мемориальной квартире пианиста Святослава Рихтера в высотке, расположенной по соседству с Московской консерваторией.

Как сообщает M24 со ссылкой на организаторов, эта акция станет регулярной и будет повторяться каждое последнее воскресенье месяца. Помимо экскурсии, там будут проводиться выступления талантливых музыкантов, среди которых студенты, аспиранты и лауреаты российских и международных конкурсов.


Гости узнают малоизвестные факты о квартире, истории, быте ее бывшего владельца и его супруги Нины Дорлиак. Когда-то здесь проходили выставки, концерты, балы, на которых собиралась вся творческая Москва.

Именно сюда не раз приходили Юрий Никулин, Дмитрий Шостакович, Василий Шухаев, Владимир Высоцкий и другие легендарные личности.

Быстрый поиск:
29/10/2015 - 18:11   Classic   Новости
Звукозаписывающая фирма "Мелодия" выпустила собрание записей пианиста Святослава Рихтера к 100-летию со дня его рождения.

Коллекционный бокс, выполненный в виде рояля, включает в себя 50 дисков с концертными и домашними записями великого пианиста. Большую часть представляют записи трансляций концертных программ, исполненных в Москве в 1962-1983 годах.

Особый интерес представляют одна из первых сохранившихся концертных записей Рихтера - последняя соната Шуберта и "Картинки с выставки" Мусоргского (1949), запись концерта с Ниной Дорлиак в Бухаресте (1958), записи домашних репетиций с Ниной Дорлиак и запись "Элегии" Вагнера.

собрание записей Святослава Рихтера
собрание записей Святослава Рихтера

По словам генерального директора фирмы «Мелодия» Андрея Кричевского, собрание записей Рихтера стало первым за долгие годы серьезным проектом с точки зрения инвестиций.

- Проект действительно очень масштабный - и по трудозатратам, и по финансовой части, - рассказал он в интервью ТАСС. - С учетом экономических реалий - продолжающееся падение рынка физических носителей на фоне крайне медленного роста цифровых продаж - мы довольно долго думали над тем, чтобы ввязаться в историю выпуска коллекционного издания в премиум-сегменте рынка. В то же время, нам очень хотелось еще и наглядно продемонстрировать потенциал "Мелодии" как хранителя музыкальной истории нашей страны за последние 50 лет. Ведь за это время удалось составить и затем сохранить уникальную фонотеку. Кроме того, "Мелодия" является одним из крупнейших национальных правообладателей - по объему каталога мы сравнимы с западными мейджорами. Сейчас уже могу смело сказать, что данные о предзаказах показывают, что мы не ошиблись - издание имеет огромный успех.

- Это далеко не полная часть фонографического наследия великого музыканта. Тем не менее комплект содержит множество эксклюзивных, никогда не публиковавшихся ранее записей, которые порадуют даже самых эрудированных ценителей и коллекционеров. Если говорить о трудностях, то, параллельно с основной деятельностью, весь коллектив "Мелодии" работал над этим проектом более года: ремастеринг и оцифровка записей заняли очень много времени.

Издание выпущено ограниченным тиражом в одну тысячу экземпляров, каждому из которых присвоен персональный коллекционный номер, подтвержденный сертификатом подлинности. Кстати, в следующем году исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича. К этой дате фирма «Мелодия» планирует осуществить запись всех симфоний и концертов композитора с Симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. В качестве солистов выступят молодые лауреаты Международного конкурса им. П.И.Чайковского.

Быстрый поиск:
23/09/2015 - 10:25   Classic   Новости
Юбилейный бокс-сет из 50 дисков с записями Святослава Рихтера выпустит фирма "Мелодия" в октябре.

Об этом рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор "Мелодии" Андрей Кричевский.

Столетний юбилей выдающегося пианиста Рихтера отметили в России в марте.

"Коллекционеров-меломанов в октябре мы порадуем уникальным бокс-сетом из 50 дисков с записями Святослава Рихтера, над которым весь коллектив "Мелодии" работал более полугода", — рассказал Кричевский.

По его словам, исполнительское искусство Рихтера представлено в боксе известными записями, а также никогда не издававшимися произведениями.

"В будущем году, в юбилейный год Шостаковича, мы планируем записать все симфонии композитора в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан во главе с дирижером Александром Сладковским", — добавил собеседник агентства.

Юбилейную серию винила "Мелодия" запустила в 2014 году, на сегодняшний день в ее каталоге присутствует уже более 40 позиций.

Быстрый поиск:
25/12/2013 - 16:35   Classic   Новости
Считавшаяся ранее утерянной запись сольного концерта Святослава Рихтера, который состоялся в рамках музыкального фестиваля "Декабрьские вечера" в ГМИИ имени Пушкина 29 декабря 1985 года, была обнаружена в архиве "Мелодии".

Запись была оцифрована и станет доступна меломанам на iTunes в воскресенье — спустя ровно 28 лет после концерта, сообщил РИА Новости генеральный директор ФГУП "Фирма "Мелодия" Андрей Кричевский.

"Мелодия" уже более двух лет активно ведет оцифровку уникальной фонотеки звукозаписей, которая составляет золотой фонд нашей музыкальной культуры, — рассказал Кричевский. — Зачастую мы находим записи, о существовании которых никто не знает, или же которые считаются утраченными. В случае с записью концерта Святослава Рихтера — это действительно находка, которая станет очень интересным раритетом для настоящих ценителей".

Он отметил, что запись была обнаружена на странном для звукозаписей носителе — видеокассете U-matiс. "Запись пролежала более 28 лет, прекрасно сохранилась, потребовался только небольшой ремастеринг", — подчеркнул глава "Мелодии".

Программу сольного концерта составили произведения Фредерика Шопена: в первом отделении были исполнены "Полонез-фантазия" и "Этюды" (50 минут), во втором прозвучали четыре "Баллады" (40 минут). Тот концерт запомнился поклонникам исполнителя как один из самых сложных и "провальных" для пианиста.

"По воспоминаниям тех, кто был близок семье музыканта, в тот день Рихтер очень сильно поругался с супругой, Ниной Львовной Дорлиак, — поведала директор по связям с общественностью ФГУП "Фирма "Мелодия" Карина Абрамян. — Он ушел из дома и в страшный мороз несколько часов бродил по улицам. Никто не знал, состоится ли запланированный концерт, с ним не могли связаться. Рихтер появился перед самым концертом и играл очень неровно. Потом что-то случилось еще и в антракте — во втором отделении все стало еще хуже: Рихтер не попадал в ноты, делал незапланированные паузы, а затем оборвал выступление".

Представители "Мелодии" отметили, что у них были некоторые сомнения по поводу того, стоит ли выпускать эту запись. "В итоге мы решили, что важно и нужно показать Рихтера не только как "императора музыки", но и как "человека в музыке", со всеми человеческими слабостями, которые, на самом деле, и формируют его неповторимый облик и содержание", — пояснил Кричевский.

Быстрый поиск: