Суми Чо приехала в Красноярск на IV международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Петь она будет 1 июля, вчера посетила джазовый концерт американцев, а сегодня в преддверии концерта встретилась с журналистами.
- Я всегда хотела посетить вашу страну, потому что Хворостовский всегда с теплотой рассказывал мне о России. И теперь часто приезжаю. Кстати, Хворостовский был очень рад, когда узнал, что я в Красноярске, и грустен от того, что не сможет принять участие в этом концерте. Программа нынешнего концерта специфическая: приключенческое путешествие сквозь музыку. Прозвучит музыка Италии, Германии, Франции... И конечно, я очень рада поработать с Марком Кадиным и его Красноярским симфоническим оркестром.
Сидящий рядом Кадин кидает комплимент в ответ:
- Мы рады визиту Суми Чо. Ранее она не была в Красноярске.
Суми Чо немедленно вспоминает... футбол, и говорит, что Корея и Россия недавно встретились на чемпионате мира по футболу. Сыграли 1:1. И это довольно символично.
Нельзя не спросить Суми Чо о ее отношении к партитуре. Русские певицы и дирижеры обычно с величайшим пиететом относятся к партитуре, считают неприемлемым изменить хоть самую малость из пометок и указаний автора, уж не говоря об импровизации. Суми Чо же с легкостью добавляет в свои партии любые выдуманные ею фиоритуры. Ответ на вопрос она формулирует серьезно и вдумчиво.
- Я уважаю композиторов, отношусь к ним с огромным уважением. К сожалению, большинство тех, кого я пою, уже умерли — им невозможно позвонить, пообщаться. Я беру ноты, беру слова и у меня происходит духовная встреча с каждым из композиторов. Я ценю свободу и право музыканта чувствовать музыку и исполнять ее так, как чувствуешь. Это нетривиальная работа — мне нужно много времени на то, чтобы прочувствовать и понять, как я буду исполнять каждое из произведений. Аутентичность я тоже уважаю, но мне всегда хотелось бы привнести в исполнение что-то свое...
Традиционный вопрос о российской публике приводит Суми Чо в веселое настроение.
- Я только что выступила в Москве, и я чувствую радость, когда я пою для русской публики. Ваша публика эмоциональна, я мгновенно считываю ее реакцию, ее чувства в глазах у зрителей. Это очень значимая для меня аудитория.
Суми Чо рано начала заниматься музыкой, между тем, многие всерьез полагают, что петь оперу стоит начинать не иначе, как после совершеннолетия.
- Быть музыкантом — тяжелый труд. Я все время путешествую, все время вдали от семьи, постоянно репетирую! Когда мне было четыре года, я училась играть на фортепиано, и меня запирали в комнате на 8 часов, чтобы я занималась без помех. И я была готова к отдаче с юных лет. В карьере певицы есть и преимущества — путешествия бизнес-классом, ношу красивые платья... (смеется). И все-таки мне хочется просыпаться в своей кровати, быть больше дома, проводить больше времени со своими собаками. Но я понимаю, что это моя судьба — быть профессиональной певицей. И я уже 28 лет на сцене. Я провожу мастер-классы с молодыми музыкантами, и очень хотела бы, когда еще раз окажусь в Красноярске, встретиться с вашими молодыми музыкантами, и рассказать им о профессии то, что знаю сама.
Суми Чо выпустила тьму дисков с записями поп-музыки, кроссовера, саундтреков... Что нетипично, прямо скажем, для оперной певицы в зениты славы.
- Для меня, как музыканта, музыка не делится на классическую и неклассическую. Она делится на хорошую и не очень. Я записала с Хворостовским музыку Игоря Крутого. Я люблю диско, джаз, фолк-музыку, Beatles, Eagls, Earth, Wind&Fire... Многое. Мне нравится музыка, от которой я получаю эмоции! Когда-то мне нужно послушать Моцарта, а когда-то — музыку 80-х, например. Выбирайте ту музыку, которая вам сейчас по душе. Другое дело, что классическую музыку надо учить слушать, и это большая задача и проблема во всем мире, для этого нужно молодежи объяснять, что классическая музыка — не такая уж сложная штука, как все думают.
В начале карьеры Суми Чо признавалась, что нередко сталкивалась с проявлениями национализма в Европе по отношению к азиатам.
- Да, нам, азиатским артистам, сложнее пробиться в Европе. Но мы вынуждены туда ехать. В Корее много талантливых оперных певцов, но публика предпочитает слушать традиционную музыку, или вместо концертов ходить в караоке. У нас дисциплинированные певцы, они привыкли долго и тяжело работать с самого детства. Чтобы стать хорошим профессиональным музыкантом — нужна дисциплина, практика, забота о своем теле и душе. Музыканты сильны на сцене, но ранимы в жизни.
Нельзя было не спросить Суми Чо о широко известном скандальном эпизоде, когда в самом начале карьеры она отказала Герберту фон Караяну (давшему ей, по сути, путевку в жизнь) в записи партии Нормы. И певица рассказала подробности той давней истории.
- Я знаю свой голос очень хорошо. Как известно, сопрано делятся на драматические, лирические, колоратурные и т. д. Так вот, у меня light soprano. Караян просил меня петь Норму, написанную не для моего голоса. Это просто не моя тесситура! Более того, опасно браться за такие эксперименты в 26 лет, когда голос еще не окреп окончательно. Да, я отказалась. Голос - инструмент деликатный, и сказав нет, я защитила свой голос. А идея у него была такая. Караян предложил мне записать Норму как есть, а потом изменить звучание моего голоса техническим образом, через студийную обработку. Мне показалось это неправильным.
У Суми Чо прекрасное чувство юмора. Это можно оценить в ответе на вопрос, какие партии она любит петь.
- Я люблю партии, где в конце умирают. Лючия, Джильда и так далее.
И на прощание Суми Чо рассказала, когда же она наконец-то споет что-нибудь на русском языке - хоть русскую классику, хоть романс.
- В Москве ко мне на концерт пришел ваш министр культуры , и потом подошел ко мне, и почти даже с претензией обратился — что же я ничего не спела на русском? Я пообещала ему, что спою. И серьезно отношусь к своим обещаниям! Как только появится свободное время, я возьмусь за изучение русского языка. Без знания русского языка для меня петь русские партии невозможно, я не чувствую их так, как мне необходимо. Но я обещаю, что выучу и спою!
Впрочем, из окружения певицы уже просочилась информация, что на концерте в Красноярске Суми Чо споет русское - «Вокализ» Рахманинова. Потому что - без слов.
Вадим Пономарев, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комменты