В клипе использована аудиодорожка из живого концерта Ольги Арефьевой и группы «Ковчег» в шоу "Вечерний LIVE" с Ксенией Стриж на радио "Весна FM 94.4" 22 октября 2014 года. Играют: Ольга Арефьева (голос, песня), Петр Акимов (виолончель), Сергей Индюков (гитара), Сергей Суворов (бас), Тимур Ибатуллин (перкуссия), Елена Калагина (бэк-вокал).
Оператор клипа - Андрей С., как обычно в последние годы. Монтаж Ольги Арефьевой. Помощь и поддержка в съемке - Елена Калагина, Надежда Бабушкина.
Ольга Арефьева ответила на несколько вопросов NEWSmuz.com.
- Это песня в первую очередь о честности или о верности? В тексте проводится параллель между этими понятиями, а я как собачник, знаю, что собаки обожают лукавить, оставаясь при этом верными...
- Эта песня у меня началась со строчки «У попа была собака, она спасала его от мрака». Дальше - разворачивание этого посыла в подробностях. Получился разговор о внутренних процессах человека, поиске опоры в мире. Здесь герой - поп, но, оказывается, религия зачастую не может дать утешения человеку. «Страницы библий казались бумагой» - такое бывает даже у тех, кто по своей профессии должен верить в ее незыблемость. А вот живое наивное мохнатое существо своими теплом и настоящестью может поднять из пепла разочарованного и усталого человека. Бумажный бог, в виде свода правил и ритуалов, и ежесекундный в виде настоящего мира вокруг - иногда они сталкиваются, иногда дополняют друг друга. Можно долго спорить о том, чья догма правильнее и чья книга святее, можно даже доспориться до религиозных войн. Но вот живая любовь рядом с тобой - и сердце теплеет и тает. А то, как собаки хитрят - это так мило, так наивно. В самом главном они остаются верны себе: они настоящие, и любят.
- Упоминание слова «поп» в сегодняшнем контексте выглядит рискованным. Вы не опасаетесь неадекватной реакции неадекватной «общественности»?
- У меня есть знакомые священники. Среди них много настоящих и живых людей. Кстати, именно они «на ура» приняли эту песню, когда она появилась. И подчеркивали: «не потому, что я поп!» На человеческом уровне мы находим общий язык замечательно.
Между искусством и религией есть много общего - и то, и другое связано с мистерией прикосновения к великому и неведомому. Только в искусстве нет аксиом, а есть личный взгляд - у каждого художника свой. Поэтому спорить можно только о вкусах, а о них, как известно, не спорят. Зато никто всерьез не объявляет, что его произведение единственно верным образом объясняет реальность, ну а кто так не считает - должен быть жестоко уничтожен, плюс, после смерти попадет в ад. То, что создают художники, остается некоторой игрой, фантазией, даже есть речь идет о самых больших и ответственных на свете явлениях. Поэтому парадоксальным образом к искусству, если оно талантливое и искреннее, очень много доверия - хотя в нем казалось бы, сплошь выдумка и вранье.
Я не против религии - если кому-то она помогает выстроить свою жизнь, сформировать вокруг некоего хребта. Но на каком-то уровне понимаешь, что общение с Богом у человека происходит непрерывно. В процессе этого общения людьми выдуманы религии и развернуты в целые системы - с костюмами, зданиями, «странными длинными текстами». В них много хорошего и правильного, но есть одна неправильность: желание остановить и зафиксировать истину. А потом на этом непрерывно устаревающем фундаменте выстроить постоянно действующую иерархическую систему и занять в ней свое место. До чего это доводит - не надо объяснять, и так каждый день видим. А истина же достаточно субьективна и очень сиюминутна. Она как равновесие на волне. В человеке есть инструменты для общения с истиной - совесть, чувство прекрасного, ощущение самого высокого и лучшего в себе. С ними и надо в первую очередь сверяться, на мой взгляд. Но это, конечно, усилия непростые и постоянные, а не повторы готовых ритуалов. Ритуал может помочь, он дисциплинирует. Когда есть, чем его наполнять. Но часто мы видим, что ритуал остался, а серединка давно сгнила. И тогда «приходила к попу собака, и он начинал в ее шкуру плакать».
У попа была собака
У попа была собака,
Она спасала его от мрака,
Она давала ему тепло
Когда, казалось бы, все сгнило.
Когда с потолка валилась извёстка
И в небесах исчезали звёзды,
Страницы библий казались бумагой —
Тогда приходила его дворняга.
Земля превращалась в нелепый глобус,
Бог с неба прочь уходил в отпуск,
Сыпались стены бездарного мира,
Кренились иконы на стенах квартиры —
Тогда приходила к попу собака
И он начинал в ее шкуру плакать,
И через час становилось легче:
Спадали камни, смягчались плечи.
Он больше себе не казался сирым,
Отчётливей делался фокус мира,
Он шёл на кухню и ставил чайник —
И со свистком мир рождался сначала.
Собака вертела хвостом и носом,
Она задавала кучу вопросов:
Нет, не про то, почему он плачет —
А про бегать, гулять и играть в мячик.
И вот на места становились звезды,
А в голове исчезали вопросы,
Он снова читал страницу про «Отче» —
И путь в небеса становился короче.
А может, не знаю, он был аббатом.
Пастором, рэбе, монахом-братом,
Но только была рядом с ним дворняга
В дни когда горе и в дни когда благо.
Когда средь начальства шли тихие драки
И брата брат предавал за дензнаки,
Не мог он ни врать, ни юлить двояко —
Ведь рядом с ним не врала собака!
Когда его грешники гнали и судьи,
И в Ведах смысл исчезал и в Талмуде,
И рушилось всё, во что верил вначале,
Он гладил её — и кончались печали.
Итак, у попа обитала собака,
Смотрела в глаза и спасала всяко.
Она прикрывала его собою
Среди человечьего вечного боя.
Билось — и вот пробилось сердце,
Однажды она не смогла согреться.
Дул ветер из терций и белых акаций,
А она не смогла на лапы подняться.
И поп сидел у её постели
И его волосы тихо седели.
Он держал её лапу и говорил ей:
«Ну что ж ты, собака, ну что же ты, милая!»
И собака тихо ему отвечала:
«Возьми щенка и начни сначала.
Спасибо тебе, что ты был со мною.
Теперь я пойду в большое иное».
Теперь я узнаю, о чём ваши песни,
Молитвы и странные длинные тексты.
И если есть Бог — поздороваюсь с Богом.
А ты не грусти, ну, разве, немного!
Не плачь обо мне, я всего лишь собака,
И дело моё — защищать от мрака,
И тело моё сохраняет тепло
Когда, казалось бы, всё ушло.
Комментарии
Казалось бы, если человек
Казалось бы, если человек безверующий или атеист, то что ему до Бога и верующих в него: живи и игнорируй то, что тебе параллельно. Но нет, нужно обязательно поглумиться и покуражиться, лягнуть попов да верующих. И всё это сопровождается рассуждениями в том ключе, что уж рассказчику-то всё известно яснее и лучше всех.
Модест, религия и вера - это
Модест, религия и вера - это разные вещи. По-моему это очевидно. И читайте внимательно: в интервью есть, например, такая фраза: "Но на каком-то уровне понимаешь, что общение с Богом у человека происходит непрерывно". Так что критика не обоснована.
"Религия" - это больше
"Религия" - это больше светское слово, среди воцерковлённых православных христиан Вы его практически не услышите. Его употребляют нецерковные малограмотные люди, не знающие, и не понимающие в чём суть православной веры. А если почитать хотя бы немного духовной литературы, начиная со Священного Писания, т.е. Библии, работы древних и современных отцов Церкви, просто православных авторов, то станет ясно: то, что видит нецерковный человек - храмы, "попов", крестные ходы, иконы, т.е., то, что является внешней стороной религии, неразрывно с верой человека. Есть такое понятие - Символ Веры, в нём всё сказано.
А вот "общение" нецерковного человека (да даже и для церковных это небезопасно!) с некой сущностью , которую он считает "богом", может закончится для такого человека весьма печально. Человек, реально находящийся в общении с Богом, достигает этого неимоверным трудом, внутренней борьбой со своими страстями и искушениями. Достигает это в соответствии с верой, а не просто какими-то возвышенными размышлениями. А кто такая Арефьева, чтобы с ней Бог вступил в общение? Никто. Если Вам не претит чтение православной литературы, то очень хорошо об этом пишет отец Тихон (Шевкунов) в книге "Несвятые святые". Там небольшой текст, в котором автор рассказывает, как он общался с "духами" и чем всё это закончилось. И хорошо, что всё обошлось.
Отвечу только (уж извините)
Отвечу только (уж извините) фольклором, потому что это живое слово, а не закаменевший свод правил. Апостол Пётр ведёт экскурсию по раю для вновь прибывших. Подходят к высокой кирпичной стене, и он говорит:
-А здесь, пожалуйста, разговаривайте шепотом и вообще ведите себя тихо - за стеной православные, они думают, что они здесь одни.
Потому говорю им притчами,
Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют
Мф 13:13
Это ж надо обидеться там где любовь