Тут стоило бы привести две цитаты. «Я не стал называть его классическим вокально-джазовым альбомом, я прекрасно понимаю, что я никакой не джазовый певец, и никогда им не стану, но от соединения живой свинговой игры и того, что делаю, как мне кажется, возникает что-то новое и интересное». И еще одну: «Я всю жизнь в рок-н-ролле. Но как начал работать с большим симфоническим оркестром, все эти рок-н-роллы уже… После таких возможностей, которые дает оркестр, возвращаться к дисторшену как-то странно. Может быть, в возрасте дело?»
Как ни странно, обе они не принадлежат Вакарчуку. Первая – Андрей Макаревич о работе с «Оркестром креольского танго», вторая – Николай Носков о работе с симфоническим оркестром.
Святослав Вакарчук - «Вночі»
Сам Вакарчук говорит о развитии актуальной украинской музыки, о привлечении взрослой не рок-н-ролльной публики… Но вполне мог бы сказать словами Макаревича и Носкова – вырос я, хочется взрослой музыки.
Называть альбом «Вночі» джазовым язык не поворачивается. Все-таки перед нами популярная музыка, только в оркестровой и слегка джазовой подаче. Вакарчук и вовсе поет так, как мы привыкли его слышать в «Океане Ельзи». Но ему хочется сменить звуковую атмосферу вокруг своего голоса, и по альбому можно понять, в какую сторону.
«Вночі» словно поделена на две части. Первые шесть песен – как бы джаз. Потом песня «Дзвони». Потом – как бы оркестровки.
Петь в джазовой манере Вакарчук не хочет, поэтому под вокал мы слышим ритмичный эстрадный аккомпанемент (чаще всего ненавязчиво-фанковый). А «джаз» включается на проигрышах. И тут музыкальный продюсер записи, клавишник «Океана Ельзи» Милош Елич отрывается, как может. А с ним и остальные. Благо, басист «Океана» Денис Дудко раньше играл именно на контрабасе, и именно в джаз-бенде. Свою долю здоровой анархии вносят иранские друзья Милоша, играющие в «Не йди» на многочисленных перкуссиях (пожалуй, даже избыточно). Но музыкантов в проекте задействовано столько, что всех упомянуть невозможно. Нельзя сказать, что они умудряются внести новое слово в джаз. Но джазовые вкрапления слушаются, как минимум, вкусно и деликатно.
«Дзвони» - нестандартная попытка Вакарчука сделать лозунговую песню в нечетном размере 7/8. Как только он прекращает петь, вступает раздолбайский балканский мотивчик, напрочь уничтожающий неизбывный пафос Вакарчука.
Вторая половина альбома – киношные струнные, подчеркивающие наиболее выпуклые мелодические находки Вакарчука. Находок немного, чего уж скрывать. Не Дунаевский, и не Соловьев-Седой. Но уютности и камерности атмосферы Национальный симфонический оркестр Украины не разрушает. Вакарчук добивается главного – его голос укладывается на вроде бы шаблонные тремоло и пиццикато настоящего оркестра, и возникает нечто новое. Святослав поет истово, искренне. И вкупе с экологически чистым звучанием скрипок возникает вдруг явление чистого искусства.
Если бы Вакарчук пошел дальше, и смог бы сочинить великие мелодии, и пел бы их так, чтобы мурашки по коже – мы получили бы нового великого артиста. Увы, через голову он не прыгнул. Но даже в таком просветительском жесте украинской рок-звезды много волнующей искренности, эмоциональности и чистоты.
Оценка: 8 из 10.
Трек-лист Святослав Вакарчук - «Вночі»
1. Ой, попереду мене сині гори (4:35)
2. Не йди (5:14)
3. Бути з тобою (3:49)
4. Колискова (2:19)
5. Пізно вночі (3:51)
6. Там, де літо (3:44)
7. Дзвони (4:20)
8. Не опускай свої очі (3:31)
9. Чайка (3:47)
10. Така, як ти (3:46)
11. Wherever you are (4:08)
Комменты