Сергей Головня

02/09/2015 - 18:12   Mix   Концерты, Джаз
Джазовый фестиваль Koktebel Jazz Party прошел 28-30 августа в Крыму. Скандалы, откровения, признания в любви к джазу, открытия — расскажем обо всем.

Начать лучше со статистики, потому что пришлось столкнуться с откровенной ложью со стороны ряда украинских изданий, писавших о пустых трибунах и опустевших пляжах Коктебеля. Возможно, по незнанию. На самом деле, на фестиваль было куплено 12 тысяч билетов, пляжная зона перед сценой была почти битком забита зрителями, а в сидячем (более дорогом) партере почти не было свободных мест. Мои глаза меня не обманывают! Кстати, вся выручка от билетов пойдет на покупку мебели для одной из коктебельских школ.

Проведению фестиваля действительно сильно мешала как бы политика. Музыканты сообщали о получении писем из Госдепартамента США и разных структур Евросоюза с настоятельными «рекомендациями» не ехать в Коктебель. И это — джазовым музыкантам, людям свободы и импровизации! Особенно жестко действовали власти Украины, заранее пообещавшими внести всех музыкантов оптом в свои «черные списки». Кое-кто давления не выдержал. De Phazz испугался приехать, хотя в прошлом году приезжал и был в восторге от фестиваля (впрочем, на одесском Джаз-Коктебеле они все же выступят). Крымчанин Энвер Измайлов сказался больным, ему тоже угрожали. International Quintet Якова Окуня остался без трех американцев, но (о джаз!) оперативно нашел и сыгрался с итальянцем, израильтянином и украинско-российским музыкантами, так что слово International приобрело еще больший смысл. И таких историй много, сколь далекими они бы ни казались от сугубо музыки.

Меж тем, Koktebel Jazz Party явно заматерел и разросся. В этом году технической стороной фестиваля начала заниматься лучшая в России продакшн-компания «Красный квадрат». Здесь же мы впервые увидели воочию ее нового гендиректора Алексея Кисина. И вот результат. В Коктебель привезли 150 тонн металлоконструкций, 30 тонн звукового и 15 тонн светового оборудования. На выходе — ну просто шикарный звук и свет (им восхищались даже американцы!), эффектная телесъемка и ни одного сбоя в организации.

Лайн-ап если и потерял что-то, то не сильно заметно. На двух сценах фестиваля и двух джем-площадках выступили 16 коллективов из 8 стран. 20 с лишним часов живого джаза. Все это освещали 122 журналиста из России, Бразилии, Великобритании, Индии, Италии, Китая и Кубы, включая вашего покорного слугу. А главными хедлайнерами фестиваля стали рисковый блюзмен Will Johns (Великобритания), нео-джазовый квартет Stefano di Battista (Италия), великолепная Ada Dyer (США) и биг-бенд Игоря Бутмана со спецгостьей Ларисой Долиной.

Will Johns
Will Johns

Will Johns на пресс-конференции, саркастически улыбаясь в бородку, заявил, что вообще не видит ни одной причины не приезжать в Крым. Здесь такие же зрители, как везде. На сцене он выдал зажигательный сет, включив в него пару композиций из готовящегося к выпуску нового альбома. Блюз-рок Уилла Джонса — занимательный калейдоскоп из грязных сочных риффов, иронических цитат и самоцитат, размашистого драйва ритм-секции и провокационных подначиваний зрителей. Джазовый рок-н-ролл как он есть.

Stefano di Battista
Stefano di Battista

Квартет Stefano di Battista сыграл программу, целиком посвященную знаменитым женщинам. Композиции посвящены то Анне Маньяни, то Коко Шанель, то Валентине Терешковой. Иногда выдуманным женским персонажам — например, Молли Блюм из «Улисса» Джойса или Ларе Крофт. Только и следи за именами. Итальянцы играют свой поп-джаз раскованно, сексуально и... танцевально. А сам Баттиста то и дело разгуливал между зрителей со своим саксофоном. В общем, заменили нам De Phazz по полной программе. И более чем достойно.

Ada Dyer
Ada Dyer

Легендарная Ada Dyer — ученица и протеже Стиви Уандера, он когда-то вывел ее на сцену. Затем было сотрудничество со Стингом и еще массой звезд, а сама Эйда Дайер превратилась по статусу в современную Эллу Фитцджеральд — настолько страстен и безгранично тембрален ее роскошный голос. Эйда на пресс-конференции рассыпалась признаниями в любви к Уандеру («в том, как я пою, очень многое от него») и Стингу («Стинг настолько же эмоционален, как и я»). А потом вышла на сцену и задала жару вечереющему пляжу Коктебеля. Ее голос звучит полновесно во всех регистрах, она мгновенно меняет интонации, может даже поерничать, - и всегда остается органичной и абсолютно свободно-естественной. В отличие от поголовно зажатых российских певиц, к слову.

Биг-бенд Игоря Бутмана
Биг-бенд Игоря Бутмана

Завершил программу фестиваля роскошный сет биг-бенда Игоря Бутмана. Изрядно помолодевший состав биг-бенда все так же консервативно слажен и четок. Музыканты словно дышат в унисон, понимая друг друга с полуслова. «Легатистый» саунд биг-бенда Бутмана — эталонен. Бутман словно нарочно выбрал самый строгий мейнстрим, в пику распоясавшимся «околоджазовым» группам, и невероятно убедителен в этом качестве. Особенно хороша была почти 20-минутная композиция на темы Бенни Гудмана, тут можно было послушать не только бархатные соло самого Бутмана, но и почти всех его музыкантов. А во второй части к музыкантам присоединилась Лариса Долина — говорить о джазовых достоинствах ее голоса после выступления Ada Dyer никак не приходится, но весь профессионализм при ней.

Лариса Долина и биг-бенд Игоря Бутмана
Лариса Долина и биг-бенд Игоря Бутмана

Хватит о хедлайнерах. Теперь о других самых интересных сетах на Koktebel Jazz Party. Упоминавшийся выше International Quintet Якова Окуня показал размеренный аристократический джаз в классическом духе 50-х. Отменные импровизации на стандарты — это то, чего порой не хватало на разноликом околоджазовом фесте. Высочайшая планка игры задана Окунем, и остальные участники квинтета прониклись тем самым духом. Превосходный сет.

Gonzalo Rubalcaba
Gonzalo Rubalcaba

Коллектив Volcan четырёхкратного обладателя премии Grammy кубинского пианиста и композитора Gonzalo Rubalcaba представил афро-кубинскую ипостась танцевального джаза. «Мы свободные люди, ездим где хотим, и даже попадем в чьи-то черные списки, все равно останемся свободными людьми», - сказал Гонсало Рубалкабо, живущий сейчас в США. Привычная афро-кубинская феерия ритмов и танцев порядочно облагорожена сдержанной и техничной манерой игры на фортепиано самого Гонсало. Примерно в том же афро-ключе, но гораздо бесшабашнее на фестивале сыграла московская шоу-группа Afromania – в ее составе только чернокожие барабанщики и танцоры, так что джаза немного, а вот танцев — более чем.

Four Tenor Sax
Four Tenor Sax

Еще одним значимым событием фестиваля стал сет Four Tenor Sax, состоящего из Сергея Головни (он переиграл с доброй половиной участников феста), Антона Залетаева, Константина Горшкова и Романа Соколова. Все — опытные тенор-саксофонисты. Слаженную и буквально воздушную манеру квартета в сопровождении пианиста и ритм-секции местами подпортило приглашение Карины Кожевниковой в качестве вокалистки, она никоим образом не соответствовала уровню Four Tenor Sax. И все же стандарты Луи Армстронга, Фрэнка Синатры и прочих классиков прозвучали отменно.

В целом фестиваль стал гигантским событием для Крыма, что подтвердили все приезжавшие на фестиваль чиновники, включая главу региона Сергея Аксенова. Ночами и днями шли джем-сейшны в разных кафе. Уже после закрытия фестиваля праздник продолжился в одном из кафе джемом с телемостом в Израиль, израильские джазмены лихо импровизировали с участниками фестиваля. Все было насыщено джазом. И демократические цены на билеты тому соответствовали — всего 200 рублей за вход или 500 за сидячий партер.

Организаторы уже пообещали, что в 2016 году Koktebel Jazz Party обязательно состоится.

Гуру КЕН, Коктебель - Москва, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Владимир КАЛЬЯН

19/09/2014 - 15:35   Mix   Концерты, Джаз
В Коктебеле завершился джазовый международный фестиваль Koktebel Jazz Party, первый в новой истории Крыма и двенадцатый в целом.

«Сказка когда-то заканчивается, но продолжение ждёт нас в следующем году», — заверил генеральный директор МИА «Россия сегодня» и основатель фестиваля (еще в те давние годы) Дмитрий Киселёв. Он уже пообещал появление на фестивале в будущем году Мацуева и Герзмавы — именно с джазовыми проектами. Этот фестиваль делался поспешно, всего за три месяца, - сразу, как только Украина приняла закон об оккупированных территориях, из-за чего команда Лилии Млинарич не смогла продолжить подготовку коктебельского фестиваля, и была вынуждена переехать под Одессу.

Четыре дня фестиваля на трех сценах — этого, пожалуй, даже слишком много. Возможно, хватило бы и трех дней. Но ощущение джазового праздника не покидало Коктебель все эти четыре дня. По набережной фланировали загорелые люди с символикой Koktebel Jazz Party – футболки, бейсболки, значки, сумки... Все холодильники на набережной оказались усеяны магнитиками с логотипом фестиваля. В одном из кафе по ночам до самого утра шли джем-сейшны с участниками фестиваля... Словом, атмосфера самая что ни на есть джазовая.

Любопытно и другое. Если Свободная сцена расположилась прямо на знаменитом нудистском пляже Коктебеля, и изрядную часть зрителей составили абсолютно голые загорающие люди в растаманском стиле (привычного именно для Коктебеля), то Главная сцена с платным входом собирала по вечерам весьма изысканно одетую и респектабельную публику — мужчины в галстуках, женщины в изящных платьях, интеллигентно выглядящих. Всего на фестиваль было продано около полутора тысяч билетов, по заверениям организаторов, это даже больше, чем ожидалось. Все концерты снимались операторами ВГТРК, позже на канале Россия-Культура выйдет фильм о фестивале.

Но самое главное — в Коктебеле выступили настоящие звезды мирового джаза. Спела Дебора Браун, сыграли Том Харрелл, Валерий Пономарев и американский квартет Ивана Фармаковского, приехала самая известная в мире российская группа «Хуун-Хуур-Ту». Это все — имена, делающие честь любому фестивалю в любой точке мира. Кстати, американские музыканты Фармаковского даже посетовали, что в Нью-Йорке нет ничего подобного. И это не выглядело вежливой шуткой.

The Jamal Thomas Band
The Jamal Thomas Band

В последний день фестиваля отыграли звезды ню-джаза Сlub des Belugas из Германии и фанковые звезды The Jamal Thomas Band (Бельгия-Нидерланды). Надо сказать, что на пресс-конференциях все музыканты, как один, удивлялись высочайшему качеству звука на площадке. Действительно, команде Дмитрия Киселева удалось многое.

Лидер Сlub des Belugas - Maxim Illion
Лидер Сlub des Belugas - Maxim Illion

Кое-что не получилось. Скажем, джем-сейшны многие просто не смогли услышать из-за малой вместимости того кафе, где это происходило (всего 120 мест). Странновато выглядела площадка перед Главной сценой — хорошо одетые люди из-за отсутствия элементарных стульев вынуждены были сидеть на камнях, прихватив коврики. Чересчур близко подвинутая к сцене будка звукорежиссера закрывала изрядному количеству зрителей обзор на сцену. Впрочем, все это болезни роста. А в целом, конечно, сделать подобного размаха джазовый фестиваль за три месяца (!) - фантастического успеха работа.

Сlub des Belugas
Сlub des Belugas

Печально, что в джаз вмешивается политика. Практически всем иностранным музыкантам задавали вопрос о санкциях и том, не боялись ли они ехать в «оккупированный» Крым. Ответы были успокаивающе здравые и даже шутливые. Музыканты должны играть для зрителей, где бы те ни находились, и что бы об этом ни думали политики — таков был основной лейтмотив ответов. Музыкантское сообщество отвергает деление людей на черных и белых, отвергает границы, отвергает любое вмешательство в музыку, со стороны каких бы то ни было политических сил. И фестиваль в Коктебеле наглядно подтвердил свободолюбивые приоритеты джазменов.

И о крымчанах, собственно. Многие — пришли. Хотя цена билета в 700 рублей могла бы отпугнуть. Крымчане соскучились по музыке. В июне в Ялте прошел большой эстрадный фестиваль «Пять Звезд», и вот в сентябрьском Коктебеле — Koktebel Jazz Party, второе большое музыкальное событие в Крыму. Впрочем, активно ездят в Крым многие артисты — летняя афиша ялтинского зала «Фестивальный» была расписана практически ежедневно. Пока все это гораздо скуднее, чем в прошлые годы — ведь украинским артистам фактически запрещено гастролировать в Крыму, да и не все российские решаются. Поэтому вдвойне значимым стал для жителей Крыма этот джазовый фестиваль, который прошел в Коктебеле, несмотря на бурные политические события.

Сергей Головня и JVL Big Band
Сергей Головня и JVL Big Band

Кстати, на фестивале выступили сразу три крымских джазовых коллектива. Ресторанный диксиленд «Джон» не произвел особого впечатления. А вот симферопольский Hayat Band оказался фьюжн-группой высочайшего класса. Особенно занятно было услышать практически коктебельский JVL Big Band, усиленный первоклассными московскими музыкантами — Сергей Головня, Яков Окунь, Петр Востоков, Дмитрий Мосьпан... Жаль, что основатель биг-бенда Виктор Лившиц чуть-чуть не дожил до этого феерического дня.

Джаз в Коктебеле продолжается. И нет сомнений, что в следующем году лайн-ап фестиваля станет как минимум не бледнее звездного состава нынешнего года.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Квартет Ваагна Айрапетяна
Квартет Ваагна Айрапетяна

Анна Бутурлина
Анна Бутурлина

The Jamal Thomas Band
The Jamal Thomas Band

Сlub des Belugas
Сlub des Belugas

Сlub des Belugas
Сlub des Belugas

Сlub des Belugas
Сlub des Belugas

Карина Кожевникова
Карина Кожевникова

JVL Big Band
JVL Big Band

The Jamal Thomas Band
The Jamal Thomas Band

The Jamal Thomas Band
The Jamal Thomas Band