Энвер Измайлов

02/09/2015 - 18:12   Mix   Концерты, Джаз
Джазовый фестиваль Koktebel Jazz Party прошел 28-30 августа в Крыму. Скандалы, откровения, признания в любви к джазу, открытия — расскажем обо всем.

Начать лучше со статистики, потому что пришлось столкнуться с откровенной ложью со стороны ряда украинских изданий, писавших о пустых трибунах и опустевших пляжах Коктебеля. Возможно, по незнанию. На самом деле, на фестиваль было куплено 12 тысяч билетов, пляжная зона перед сценой была почти битком забита зрителями, а в сидячем (более дорогом) партере почти не было свободных мест. Мои глаза меня не обманывают! Кстати, вся выручка от билетов пойдет на покупку мебели для одной из коктебельских школ.

Проведению фестиваля действительно сильно мешала как бы политика. Музыканты сообщали о получении писем из Госдепартамента США и разных структур Евросоюза с настоятельными «рекомендациями» не ехать в Коктебель. И это — джазовым музыкантам, людям свободы и импровизации! Особенно жестко действовали власти Украины, заранее пообещавшими внести всех музыкантов оптом в свои «черные списки». Кое-кто давления не выдержал. De Phazz испугался приехать, хотя в прошлом году приезжал и был в восторге от фестиваля (впрочем, на одесском Джаз-Коктебеле они все же выступят). Крымчанин Энвер Измайлов сказался больным, ему тоже угрожали. International Quintet Якова Окуня остался без трех американцев, но (о джаз!) оперативно нашел и сыгрался с итальянцем, израильтянином и украинско-российским музыкантами, так что слово International приобрело еще больший смысл. И таких историй много, сколь далекими они бы ни казались от сугубо музыки.

Меж тем, Koktebel Jazz Party явно заматерел и разросся. В этом году технической стороной фестиваля начала заниматься лучшая в России продакшн-компания «Красный квадрат». Здесь же мы впервые увидели воочию ее нового гендиректора Алексея Кисина. И вот результат. В Коктебель привезли 150 тонн металлоконструкций, 30 тонн звукового и 15 тонн светового оборудования. На выходе — ну просто шикарный звук и свет (им восхищались даже американцы!), эффектная телесъемка и ни одного сбоя в организации.

Лайн-ап если и потерял что-то, то не сильно заметно. На двух сценах фестиваля и двух джем-площадках выступили 16 коллективов из 8 стран. 20 с лишним часов живого джаза. Все это освещали 122 журналиста из России, Бразилии, Великобритании, Индии, Италии, Китая и Кубы, включая вашего покорного слугу. А главными хедлайнерами фестиваля стали рисковый блюзмен Will Johns (Великобритания), нео-джазовый квартет Stefano di Battista (Италия), великолепная Ada Dyer (США) и биг-бенд Игоря Бутмана со спецгостьей Ларисой Долиной.

Will Johns
Will Johns

Will Johns на пресс-конференции, саркастически улыбаясь в бородку, заявил, что вообще не видит ни одной причины не приезжать в Крым. Здесь такие же зрители, как везде. На сцене он выдал зажигательный сет, включив в него пару композиций из готовящегося к выпуску нового альбома. Блюз-рок Уилла Джонса — занимательный калейдоскоп из грязных сочных риффов, иронических цитат и самоцитат, размашистого драйва ритм-секции и провокационных подначиваний зрителей. Джазовый рок-н-ролл как он есть.

Stefano di Battista
Stefano di Battista

Квартет Stefano di Battista сыграл программу, целиком посвященную знаменитым женщинам. Композиции посвящены то Анне Маньяни, то Коко Шанель, то Валентине Терешковой. Иногда выдуманным женским персонажам — например, Молли Блюм из «Улисса» Джойса или Ларе Крофт. Только и следи за именами. Итальянцы играют свой поп-джаз раскованно, сексуально и... танцевально. А сам Баттиста то и дело разгуливал между зрителей со своим саксофоном. В общем, заменили нам De Phazz по полной программе. И более чем достойно.

Ada Dyer
Ada Dyer

Легендарная Ada Dyer — ученица и протеже Стиви Уандера, он когда-то вывел ее на сцену. Затем было сотрудничество со Стингом и еще массой звезд, а сама Эйда Дайер превратилась по статусу в современную Эллу Фитцджеральд — настолько страстен и безгранично тембрален ее роскошный голос. Эйда на пресс-конференции рассыпалась признаниями в любви к Уандеру («в том, как я пою, очень многое от него») и Стингу («Стинг настолько же эмоционален, как и я»). А потом вышла на сцену и задала жару вечереющему пляжу Коктебеля. Ее голос звучит полновесно во всех регистрах, она мгновенно меняет интонации, может даже поерничать, - и всегда остается органичной и абсолютно свободно-естественной. В отличие от поголовно зажатых российских певиц, к слову.

Биг-бенд Игоря Бутмана
Биг-бенд Игоря Бутмана

Завершил программу фестиваля роскошный сет биг-бенда Игоря Бутмана. Изрядно помолодевший состав биг-бенда все так же консервативно слажен и четок. Музыканты словно дышат в унисон, понимая друг друга с полуслова. «Легатистый» саунд биг-бенда Бутмана — эталонен. Бутман словно нарочно выбрал самый строгий мейнстрим, в пику распоясавшимся «околоджазовым» группам, и невероятно убедителен в этом качестве. Особенно хороша была почти 20-минутная композиция на темы Бенни Гудмана, тут можно было послушать не только бархатные соло самого Бутмана, но и почти всех его музыкантов. А во второй части к музыкантам присоединилась Лариса Долина — говорить о джазовых достоинствах ее голоса после выступления Ada Dyer никак не приходится, но весь профессионализм при ней.

Лариса Долина и биг-бенд Игоря Бутмана
Лариса Долина и биг-бенд Игоря Бутмана

Хватит о хедлайнерах. Теперь о других самых интересных сетах на Koktebel Jazz Party. Упоминавшийся выше International Quintet Якова Окуня показал размеренный аристократический джаз в классическом духе 50-х. Отменные импровизации на стандарты — это то, чего порой не хватало на разноликом околоджазовом фесте. Высочайшая планка игры задана Окунем, и остальные участники квинтета прониклись тем самым духом. Превосходный сет.

Gonzalo Rubalcaba
Gonzalo Rubalcaba

Коллектив Volcan четырёхкратного обладателя премии Grammy кубинского пианиста и композитора Gonzalo Rubalcaba представил афро-кубинскую ипостась танцевального джаза. «Мы свободные люди, ездим где хотим, и даже попадем в чьи-то черные списки, все равно останемся свободными людьми», - сказал Гонсало Рубалкабо, живущий сейчас в США. Привычная афро-кубинская феерия ритмов и танцев порядочно облагорожена сдержанной и техничной манерой игры на фортепиано самого Гонсало. Примерно в том же афро-ключе, но гораздо бесшабашнее на фестивале сыграла московская шоу-группа Afromania – в ее составе только чернокожие барабанщики и танцоры, так что джаза немного, а вот танцев — более чем.

Four Tenor Sax
Four Tenor Sax

Еще одним значимым событием фестиваля стал сет Four Tenor Sax, состоящего из Сергея Головни (он переиграл с доброй половиной участников феста), Антона Залетаева, Константина Горшкова и Романа Соколова. Все — опытные тенор-саксофонисты. Слаженную и буквально воздушную манеру квартета в сопровождении пианиста и ритм-секции местами подпортило приглашение Карины Кожевниковой в качестве вокалистки, она никоим образом не соответствовала уровню Four Tenor Sax. И все же стандарты Луи Армстронга, Фрэнка Синатры и прочих классиков прозвучали отменно.

В целом фестиваль стал гигантским событием для Крыма, что подтвердили все приезжавшие на фестиваль чиновники, включая главу региона Сергея Аксенова. Ночами и днями шли джем-сейшны в разных кафе. Уже после закрытия фестиваля праздник продолжился в одном из кафе джемом с телемостом в Израиль, израильские джазмены лихо импровизировали с участниками фестиваля. Все было насыщено джазом. И демократические цены на билеты тому соответствовали — всего 200 рублей за вход или 500 за сидячий партер.

Организаторы уже пообещали, что в 2016 году Koktebel Jazz Party обязательно состоится.

Гуру КЕН, Коктебель - Москва, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Владимир КАЛЬЯН

18/10/2011 - 04:08   Mix   Этно и world-music
Если очертить отличие фестиваля «Этносфера» от прочих этно-фестивалей, то критериев будет два: высочайший профессионализм и страсть к импровизации.
Фестиваль стартовал в 2003 году усилиями этно-джазового пианиста и культуртрегера Сергея Филатова, и с тех пор проходит 1-2 раза в год, после чего оставляет превосходные видеозаписи, с любовью издаваемые на DVD. «Чтобы можно было показать, что в России есть качественный продукт «с корнями» - качественно задуманный и качественно сыгранный, сведенный, отснятый, смонтированный. Который не стыдно показать и у себя в стране, и за рубежом. Высокопрофессиональный продукт», - формулирует в интервью Сергей Филатов.

Нынешний фестиваль стал двухдневным, и прошел в бард-клубе «Альма-Матер» (бывшем «Джаз-Тауне»). Сколь ни дивись громкости и уважаемости имен, выступающих на «Этносфере», но нынешний звездопад, кажется, превзошел все предыдущие. Один только приезд Аркадия Шилклопера и его совместный сет с гуру российского этно Сергеем Старостиным чего стоит!

День первый

Ведущим первого дня стал лидер «Несчастного случая» Алексей Кортнев. Он, хотя и путался в именах-заслугах артистов и даже в названии фестиваля, сумел передать теплоту отношения к уникальным музыкантам. Щупал диковинные инструменты, вспоминал смешные истории, связанные с выступающими артистами. А начали-то с детей. Детский необыкновенно серьезный хор Сирина и задорный девчоночий ансамбль «Веретенце» проложили путь основательному проекту «Фолк-тайм» из выпускниц РАМ им. Гнесиных с солидной прибавкой из битбоксеров. Густой грув с ритмичными распевками завершился едва ли не молдавскими плясками, которые на поверку оказались песней некрасовских казаков.

Филатов
Фестиваль стартовал в 2003 году усилиями этно-джазового пианиста и культуртрегера Сергея Филатова,

Один из побочных и при этом прекрасных проектов, рожденных «Этносферой», - «Bio – trio» в составе: Сергей Филатов, Сергей Клевенский и Таисия Краснопевцева. Необыкновенно прозрачная музыка, кроёная элегантными фортепианными пассажами, неуемным сопением дудок и прочих духовых и, конечно, чистым серебристым голосом Краснопевцевой. Колыбельная «Спать ложися», энергичная «Ладушка» или солдатская песня «Доля моя» звучат одинаково интеллигентно, без единой лишней ноты, как творения умелого скульптора, отсекающего все лишнее. Даже волынка в пьесе «Лунапарк» звучит не привычно-ирландски, а скорее трубным зовом в ошеломляющей пустоте бытия.

«Этносфера» - это еще и мастер-классы. Сергей Старостин размышлял о предназначении музыканта. «Мне уже много лет, и потому мне не все равно, что петь. С годами я начал задумываться, в чем самая суть народного пения. Не секрет, что многие батюшки, вплоть до высших иерархов, обрушиваются на народную культуру, упрекая ее в изначальном язычестве, до сих пор не изжитом. И наш народ до сих пор не совсем христианский, поклоняясь одновременно одному Богу и многим богам. Какая-то доля правды в этом есть. Есть ли противостояние с заповедями Христовыми? Я начал искать ответ в текстах песен, которые сам пою. И пришел к выводу, что никакого противоречия нет. Свод народных песен – те же заповеди. В народных песнях концентрируется мудрость, которая помогает человеку прожить, выжить, несмотря на самые тяжелые условия существования. По сути, это та же христианская мораль, заповеди…».

Ансамбль «Горница» и Театр Песка Сергея Назарова показали театрально-музыкальную композицию, посвященную вспыхнувшей любви между Стенькой Разиным и полоненной им персиянкой. Технические сложности помешали достойно ее исполнить, но «Горница» не растерялась и… еще раз спела ее, уже безупречно и драматично.

Еще одна звезда мировой музыки «Волга» продолжила фестиваль прошением воды, заговором пьянства и вечно актуальной песней «Жито». Анжела Манукян спела истово, с лирическим надрывом и мощной экспрессией в верхнем регистре.

Волга
Анжела Манукян спела истово, с лирическим надрывом и мощной экспрессией в верхнем регистре

Звездную череду перенял человек-оркестр Борис Базуров. Один только изобретенный им гуслетар, мрачноватый мутант из чепмен-стика и гуслей, создает неповторимый гулкий саунд, а в помощь приходили варган и тамбурин (по нему Базуров отстукивал ногой). Протяжные песни о непростой доле трудового люда в исполнении характерного вокала Базурова показались еще более беспросветными.

Сергей Филатов сыграл лирическую пьесу с этническими мотивами, после чего вместе с вездесущим Клевенским присоединился к коллективу Алексея Сахарова: квинтет девушек в сопровождении скачущего рояля и мирно похрипывающего контрабаса с перкуссией.

И вот выход долгожданных Шилклопера и Старостина. Они сыграли вместе две композиции на альпийском роге и духовых из безбрежного арсенала Старостина, разделенные любимым соло-дивертисментом Шилклопера на валторне. Пожалуй, более интригующим было бы единение валторны с вокалом Старостина. Но и инфернальный альпийский рог исполинских размеров оказался чутким и достойным импровизатором в песнях Старостина.

Шилклопер
И вот выход долгожданного Шилклопера

Завершился первый день фестиваля фактическим «бисом» гитариста Энвера Измайлова. Особенно тепло зрители встретили юморной (и крайне технически изощренный) «Блюз на 7/16», приправленный непременной байкой от Измайлова.

День второй

Второй день фестиваля «Этносфера» открыло трио культового гитариста Ивана Смирнова, отчаянно опаздывавшего на поезд в Вологду и, кажется, все-таки на него опоздавшего. И здесь не обошлось без вездесущего Клевенского! Смирнов был в ударе, рассыпал виртуознейшие пассажи, и словно ощущал себя на ромашковом поле, лучась доброй энергией.

Алексея Кортнева сменили в качестве конферансье Сергей Старостин и известный бард Андрей Козловский. Отчаянно балагуря, они представили акустическую ипостась ансамбля Zventa Sventana, с сибирским гусляром Дмитрием Парамоновым. Получилось крепкое трехголосие: спетый дуэт Тины Кузнецовой и Алены Романовой мягко слился с нервным высоким голосом Дмитрия. Песня Белгородской области «Мы пойдем с тобой, Машутка», протяжно-акапелльная «Ой же ты разлука» или плясовая «Дорогая-дорогой» одинаково свежо продемонстрировали современные трактовки народной песни «без рока». Зато не без плясок.

Руководитель «Сирина» Андрей Котов и Сергей Филатов затронули другую, не менее важную, область русской культуры. Духовный стих «Душа моя прегрешная» прозвучал в «этносферовском» формате: возвышенный духовный глас и чуткая фортепианная импровизация.

Бас-гитарист Антон Горбунов – немногий из породы солирующих и импровизирующих (это ключевое для фестиваля понятие) басистов, - сыграл композицию при помощи лупера (в прошлый день им же блистательно пользовался Энвер Измайлов), затем к нему присоединился… нетрудно угадать, Клевенский, и вдвоем они выдохнули, иначе не скажешь, медитативную композицию «Желтая река».

Одна из лучших отечественных этно-поп групп «Ойме» во главе с энергичной моделью-певицей-красавицей Ежевикой немедленно ошеломила задорностью и римтичностью мокшанских и эрзянских (это всё народы Мордовии) песен. Ежевика, потрясая ритуальным посохом с колокольчиками под названием люляма, объяснила, что это символ мужского плодородия, и стоит мужчине постучать им о землю, стоит ждать прибавления в семействе. Многодетный Старостин стучать тут же вежливо отказался. Зато сама Ежевика стучала лялямой весело и грозно, в такт изощренной перкуссии Михаила Соколова. Песни о наступлении весны, о парне, укравшем сердце девушки, о проблемах во взаимоотношениях с «собаками» - свекром и свекровью, призывы «Пойдем с нами, девки, сено воровать!» - все это и в инструментальном исполнении (с щедрой подложкой-плейбеком), и в акапелльном варианте звучат порой как откровение. Столь чистого преломления аутентичной мелодики в современной трактовке еще поискать, а уж для мордовской традиционной культуры – глоток свежего воздуха и по-хорошему экспортный продукт. Завершила «Ойме» скандированием пожелания благополучия «Паст щан готь!» и детской песенкой «Дятел».

И снова на сцене «Bio – trio». Одна из композиций трио навеяна звуком просыпавшихся кофейных зерен. «Это случилось на гастролях, Таисия варила кофе, и услышав звук зерен, Филатов тут же бросился к роялю!» - рассказал Клевенский. И, действительно, фортепианные арпеджио в «Кофе с молоком» очень напоминают этот знакомый звук, сложившийся в мелодию, ставшую стандартом для коллективной импровизации (куда без нее?).

Иван Купала
На основную сцену фестиваля вышла вся группа «Иван Купала» с безупречным саундом

Еще два мастер-класса провели в Малом зале клуба танцевальный коллектив «Туда-сюда» и музыкант группы «Иван Купала» Роман Ломов.

Вскоре на основную сцену фестиваля вышла вся группа «Иван Купала» с безупречным саундом и премьерой песни «Искорка», которая войдет в долгожданный новый альбом группы. Музыканты обещают выпустить его уже нынешней осенью.

Проект «Груня» предстал в этот вечер отнюдь не привычной этно-поп гранью, но скорее акустическим минимализмом. Даже солистка группы то и дело уходила со сцены, уступая место страстным импровизациям гитариста Виталия Кися и Сергея Филатова. Вдвоем они исполнили пьесу «Лес», с которой 13 лет назад началось их плотное сотрудничество, да сам Кись сыграл сольную композицию. Его жена Елена Кись, она же Груня, сосредоточилась на украинских народных песнях. А затем, как это было уже на фестивале 2007 года, подключили к музицированию юного перкуссиониста Виталия Кися-младшего.

Послевкусие

Фестиваль «Этносфера» стал своего рода феноменом. Это и не джазовый фестиваль, хотя в нем очень много джаза. И не фолк-фестиваль, хотя на нем звучит немало народных песен, в том числе в практически аутентичном исполнении. «Этносфера» заняла экологическую нишу русской музыки для подготовленного слушателя. Интеллигентного и думающего. Нынешний фестиваль прошел при поддержке Правительства Москвы, и очень важно, чтобы это уникальное культурное явление продолжило существовать.

Гуру КЕН
Фото - Светлана Мальцева

Еще фото:

Груня
Елена Кись сосредоточилась на украинских народных песнях.

Zventa Sventana
Zventa Sventana

Иван Смирнов
Иван Смирнов

Энвер Измайлов
Завершился первый день фестиваля фактическим «бисом» гитариста Энвера Измайлова

Шилклопер
Дуэт Аркадия Шилклопера и Сергея Старостина

 Сергей Клевенский
Сергей Клевенский

Иван Купала
Музыкант группы «Иван Купала» Роман Ломов провел мастер-класс